Skip to content

Обычаи и традиции чеченцев: Самобытная и уникальная культура чеченского народа

Содержание

Самобытная и уникальная культура чеченского народа

Чеченская Республика является одной из древнейших республик Северного Кавказа. Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые складывались веками и передавались предыдущими поколениями.

«Если бы народам предоставили возможность выбрать самые лучшие традиции, то каждый народ выбрал бы именно свои традиции и обычаи», — говорил греческий историк Геродот.

Культура чеченского народа настолько интересна, самобытна и имеет такие глубокие корни, что каждый день можно находить для себя что-то совершенно новое, неисследованное и неизученное.

Адаты, обычаи чеченцев – неотъемлемая часть их повседневной жизни. В каждой чеченской семье чтут и соблюдают традиции, переданные старшим поколением. Столетиями складывался в чеченском обществе свод правил поведения.

Одной из главных традиций чеченского общества является сохранение семейного этикета и уважение к гостям. Особенности чеченского народа – уважение к старшему поколению, порядочность, честность, вежливость, богобоязненность, милосердие.

Говоря об обычаях и традициях чеченцев, стоит назвать пару ключевых моментов, касающихся чеченской свадьбы. 

У чеченцев брак – это не просто союз мужчины и женщины, а объединение двух семей, двух родов. 

Первое и главное условие – жених на свадьбе не показывается. Он сидит в специально отведенной для него и его друзей комнате и веселится с ними там. 

Также у чеченцев сохранился такой старинный свадебный обычай, как «мотт бастийтар» — «развязывание языка» и «зуда хитIаяккхар» — вывод невесты к главной реке аула. Считалось, что молодые сошлись не на год и не на два, а на всю жизнь. И чеченцы, не без основания, хотели, чтобы невеста, которой они доверили поддержание огня в священном для них очаге, вместе с полным кувшином животворящей воды принесла в дом мужа истоки яркой, светлой, вечно счастливой жизни и благодать.

 

Согласно обычаю «развязывания языка», невеста не имеет права разговаривать с родственниками мужа, его друзьями и соседями, пока они официально не «развяжут ей язык». Обряд этот заключается в том, что они просят невесту принести воды и спрашивают у нее разрешения выпить ее, тем самым пытаясь разговорить девушку.  Эти древние обряды относятся к замечательным традициям чеченского народа, которые сложились и утвердились веками.

Эти обычаи у чеченцев бытует везде и в настоящее время, по месту их проживания, независимо от региона или страны. Это один из обычаев, который не подлежит исчезновению ни при каких обстоятельствах, иначе чеченцы не будут считать себя истинными чеченцами.

Таким образом, несмотря на тяжелую историю, чеченскому народу удалось сохранить свои традиции и культуру. Безусловно, ход времени внес свои коррективы, но обычаи воспитания в семье, гостеприимства, уважения женщин по-прежнему доминируют среди чеченцев.

Традиции Культура

Новости СМИ2

Тайные законы и обычаи Чечни: «Многоженство расцвело после первой войны»

Общество 24024

Поделиться

Кавказ и, в частности, Чечня, остаются для нас особым миром, который живет по своим законам. Эти законы часто не совпадают с нашими, а порой и прямо противоречат общефедеральным. Уроженка Грозного, писательница Полина Жеребцова рассказала про чеченские обычаи, о которых жители центральной России могут и не подозревать.

Фото: РИА Новости

Одним из самых моих сильных впечатлений за время кавказских командировок стала чеченская свадьба. Происходила она в период затишья между боями, где-то в горной местности. Кортеж из нескольких десятков автомобилей, из окон которых торчали стволы, несся по улицам чеченских аулов. Стрельба, крики… Потом началось торжество, и нас повели «смотреть невесту». Она стояла в отдельной комнате, в углу, лицо ее было скрыто фатой. За все время она не проронила ни слова…   

О чеченских традициях, о жизни в Грозном в предвоенный и военный период мы поговорили с писательницей Полиной Жеребцовой. Полина Викторовна родилась в 1985 году в Грозном, который тогда был столицей ЧИАССР (Чечено-Ингушская автономная республика). Там ее и застала война. Она – автор «Чеченских дневников 1994-2004 гг.», свидетельствующих о войне, пережитой в разбомбленном Грозном, документальных романов и рассказов. Финалист премии Сахарова «За журналистику как поступок», лауреат международной премии имени Януша Корчака в двух номинациях, и так далее, и так далее… В 2013 году получила политическое убежище в Финляндии.

— Я из многонациональной семьи.

Фамилия у меня со стороны матери. Жеребцовы – древний дворянский род. – рассказывает писательница. — Мы жили среди вайнахских традиций, окруженные поэмами и легендами горцев. В юности я зачитывалась романом «Из тьмы веков» Идриса Базоркина и цитировала сказку «Храбрый Сулим» Билала Саидова. Я человек мира: в моем роду есть русские, украинцы, евреи, чеченцы, французы, поляки, и многие другие. В нашей богатой домашней библиотеке всегда были Тора, Библия и Коран из уважения к памяти предков.

— С чеченским народом вы связаны по линии отца?

— Не только по линии отца. И в роду моей мамы, Жеребцовой Елены Анатольевны, прадед чеченец. Он украл ее прабабушку в Ставрополе, перебросил через коня и увез в свой аул. Там, среди гор родилась моя прабабушка, мамина бабушка – Малика Мусаевна. Однако жизнь распорядилась так, что ее мать, не выдержав в доме второй жены, схватила дочку и убежала с ней из аула. Долго добиралась она домой, пряталась, скиталась. Малику Мусаевну в четырнадцать лет крестили по христианскому обычаю и нарекли Юлией Дмитриевной (отчество дали по отчиму).

Доживала ровесница века (моя прабабушка родилась 14 января 1900 года), уже в Грозном, ей было за девяносто лет. Умерла Юлия-Малика на земле предков по отцу.

Так что в роду моего отца есть поляки, евреи и чеченцы, и в роду матери тоже есть горцы – ее прадед. По воспитанию я настоящий чеченец (именно так, в мужском роде), над чем подшучивают все друзья, уж слишком я строга к себе после школы времен шариата, где мы учили Коран и хадисы. По соседству с нами в Грозном проживало немало семей, где мамы и бабушки были русскими или украинками, а папы и дедушки – чеченцами или ингушами.

— Насколько велико влияние древних традиций и обычаев на жизнь современной Чечни? Изменилась ли ситуация по сравнению с временами вашего детства?

— Влияние древних традиций не изменилось. В традициях предков мы черпаем силу. ЧИАССР моего детства – край многонациональный, где только русскоязычных проживало примерно полмиллиона, а на момент начала Первой войны в Чечне было более 300 000 нечеченцев, и практически все они знали и любили вайнахские традиции. Кто-то глубоко изучил традиции горцев, знал чеченский и ингушский языки (как мой дед, отец мамы, Жеребцов Анатолий Павлович — журналист, кинооператор, знаток шести языков, как ближайшие друзья деда – художники и журналисты), а кто-то изучал чеченский язык и традиции поверхностно, но таких, чтобы совсем не интересовались, мы не встречали.

— Насколько близко вы сами и ваша семья соприкасались с традиционной чеченской жизнью? Какие свои детские впечатления вы можете вспомнить о нравах, обычаях, традициях ваших чеченских соседей, друзей, одноклассников?

— Грозный моего детства — это мультикультурный город: нечеченцы вместе с чеченцами справляли мусульманскую Уразу-Байрам, а вайнахи (ингуши и чеченцы) с русскоязычными соседями – христианскую Пасху, то есть соседи дружелюбно делились сладостями, искренне поздравляли друг друга. Нечеченцы перенимали у чеченцев гостеприимность, строгость воспитания детей, отсутствие вредных привычек. Например, ни в нашей семье, ни у соседей, мы никогда не видели алкоголя ни в будние дни, ни по праздникам.

— У вас были подруги-чеченки? Как сложилась их судьба?

— В нашем многонациональном дворе у меня были подруги ингушки, украинки, русские, чеченки, армянки, аварки, и другие. Девочек-чеченок в основном в 14-15 лет выдали замуж. Подруга-ингушка уехала от бомбежек к родным в Ингушетию.

Русскоязычные, которые не хотели уезжать с родной земли, несмотря на войну, и гибли под бомбами вместе с чеченцами, побежали с семьями в 1995-1997 годах, бросив квартиры и имущество. Некоторые были убиты, когда начали орудовать местные преступные группировки, руководствуясь фашистской идеологией и притворяясь при этом «патриотами Ичкерии». На самом деле им хотелось только грабить и убивать, за независимость погибали совсем другие люди, которые искренне в независимость поверили. 

Война – это горе для всех, но русскоговорящие в Чечне еще и оказались между двух огней, у них была самая страшная, незавидная участь. Времена, о которых я говорю, были между войнами. Именно тогда старейшины разрешили ранние браки, хотя обычно в чеченском обществе выдают замуж в 16-18 лет.

Полина Жеребцова. 2002 год.

— По каким законам сегодня живут чеченцы в Чечне при Кадырове? По светскому закону, по законам шариата или же по старым чеченским адатам (традиционным обычаям)? Если светский закон вступает в противоречие с адатами или шариатом, то что побеждает?

— Светские законы и во времена СССР в Чечне были весьма условными. Например, умерших родственников чеченцы хоронили в селах на родовых кладбищах, поэтому документы их не сдавали. Во время редкой раздачи гуманитарной помощи на Чеченской войне такие люди получали «гуманитарку» на всех давно умерших прабабушек и прадедушек, показывая их паспорта. Нечеченцы всегда сдавали документы своих умерших, особенно те, кто жил в Грозном.

Еще в советской Чечне, да и сейчас это водится, замужние женщины оформляли документы как матери-одиночки, вроде как много детей, а мужа – нет. Это было возведено в обычную практику, потому что пособие на детей от государства небольшое, а мать-одиночка получала сумму солидней, чем та женщина, которая находилась в официальном браке. Разумеется, роль матери-одиночки была фиктивной, но это весьма распространенная практика по всей нашей республике и по Ингушетии, Дагестану.

Важно верить словам муллы, соседей и родных, а бумагам – нет, таков местный обычай. Если закон, написанный на бумаге, вступал или вступает в противоречие с обычаями предков, он тут же отметается в наших краях как заведомо недопустимый.

Замуж по местным традициям подруг моей матери выдали сразу после школы в 16-18 лет, в горах выдавали и раньше. Мама родилась в Ростове-на-Дону, а в Грозный приехала школьницей, так как после развода с бабушкой Галиной Николаевной мой дед, Жеребцов Анатолий Павлович, большой знаток чеченских традиций, привез дочку в новую семью, и мама жила с ним и с мачехой.

В период прибытия к нам семьи Куликовых-Дудаевых (Куликова — девичья фамилия жены Джохара Дудаева, Аллы – М.П.) в республике творился хаос: ни пенсий, ни пособий не платили, зарплаты у людей украли, у кого за два года, у кого за три. Все, накопленное на сберегательных книжках – исчезло.

У моего дедушки (отца матери), журналиста и кинооператора, на сберегательной книжке за жизнь накопилось денег примерно на пять машин «Волга», у матери на две машины, и пропало все.

По официальным данным, до первой половины 1994 года из федерального бюджета выделялись на республику деньги, но в чьих карманах они оседали, нам неведомо. Российские и чеченские власти охотно валили вину друг на друга, о людях никто не думал и не заботился. Никаких бесплатных столовых или помощи для людей в довоенной Чечне не было. «Если мать родила ребенка, сама знает, чем его кормить!» – такая ходила поговорка. Приписывали ее Джохару Дудаеву. Так же был совет от властей собирать лебеду и шишки. Ни о какой помощи людям речи не шло. Что касается законов, с того времени началась у нас смесь шариата и адатов. К светским законам люди прибегали редко, когда это выгодно, и по особому случаю.

— Что можете рассказать о традиционном положении женщины в чеченском обществе?

— Она всегда будет слушать мужчин своего рода и полностью подчиняться им, их приказам, говорить, что велят, и молчать, когда скажут молчать.

К сожалению, в том случае, когда мужчины не ведут честный образ жизни, а имеют, скажем, криминальные связи, то женщин в семье могут использовать как алиби, чтобы обелить себя или опорочить кого-то, оговорить. Ведь, боясь ослушаться и опозорить свой род, девочка изначально растет в полной покорности мужчинам. Такое воспитание впитывается с молоком матери. Даже если брат младше, он может за провинность отшлепать или побить сестру, она же не может без разрешения поднять глаза на него или на отца. Все строго. Когда она приходит в семью мужа, то полностью подчиняется его воле и воле его родных.

— Поговорим о свадебных обычаях. Практикуется ли выкуп невесты? Часто ли девушек похищают? Всегда ли это происходит с согласия девушки? Случается ли, что похищают с целью принудить к браку? Как договариваются семьи после похищения?

— Все ваши вопросы могут иметь положительный ответ в зависимости от семьи, от веры, от истории. Выкуп невест практиковался всегда, но сумма варьировалась в зависимости от ситуации. Похищения не всегда происходили с согласия девушки. Обычно старшие действительно позволяют девушке увидеть парня до свадьбы, все происходит благородно и при свидетелях. Однако даже в советские времена бывали случаи, когда воровство невесты происходило насильственным путем и обрекало девушку на беды и горести.

Вернуться в дом родителей непросто, будут уговаривать, настаивать, в некоторых случаях – запугивать, чтобы осталась в семье мужа. Иногда могут применить насилие, несколько таких случаев мне известны, однако в основном стараются идти мирным путем, договариваться.

Интимная сторона, другими словами то, что происходит за дверьми спальни, в чеченском обществе – табу. Ни вопросы, ни ответы по этой теме не могут быть обсуждаемы публично человеком горского воспитания. Обычно сложное дело с похищением невесты урегулируют старшие мужчины рода, они ведут переговоры с родными украденной девушки и пытаются решить дело миром.

— Как происходит сватовство? Всегда ли учитывается мнение девушки? Случается ли, что выдают замуж насильно?

— Мать или тетя заранее присматривают сыну или племяннику невесту, девочку лет пятнадцати. Затем они узнают, выведывают, из какого девочка тейпа (рода), кто ее предки, говорят о них люди дурное или только благое, а затем выносят это на обсуждение мужчин своей семьи – только они примут верное решение. Если оно положительное, то в семью девушки отправят сватов (посланников), чтобы спросить у ее родителей, ее отца и т.д., готовы ли они отдать дочь за их сына.

Если старшие примут решение, то, по обычаю, у девушки должны спросить ее согласие, но на практике это чистая формальность, так как воспитанная в полной покорности девочка никогда не осмелится перечить отцу или дяде. Бывает, конечно, что и сам парень увидит где-то в людном месте (на свадьбе, на работе, в соседнем селе) девушку и попросит родных разузнать о ней.

— Как происходит свадьба? Где находятся жених и невеста? Когда жених знакомится с родителями невесты?

— Свадьбы играют по-разному, в зависимости от того, светские ли это люди или люди, которые выбрали жить согласно традициям предков. Преобладает ли в их роду благоговение перед законами шариата. Например, я знаю семьи, где на свадьбе не было ни музыки, ни традиционной лезгинки, ибо, как считают они: «музыка — это харам, так как шайтан украл семь нот из Рая, и слушать музыку и веселиться в этом мире не дозволяется».

Родители невесты на свадьбе не присутствуют. Жених тоже. Жених по обычаю придет домой через три дня, во время свадьбы он будет у друзей или родственников. Так что первая брачная ночь у чеченской невесты начинается с помощи по хозяйству матери и сестрам будущего мужа.

На протяжении всего праздника невеста стоит в подготовленном для нее углу, куда к ней периодически подходят знакомиться люди, подшучивают над ней, иногда очень обидно, чтобы проверить ее выдержку. Она должна молчать и ни с кем не разговаривать, пока не состоится обряд «развязывания языка». Невесте дарят деньги, задают вопросы, просят у нее стакан воды и разрешения выпить воду, чтобы она заговорила. Обычно она начинает говорить в конце дня и только с пожилым и очень уважаемым мужчиной из рода своего будущего мужа.

К своим родителям девушка отправится погостить примерно через год, чаще всего после рождения первенца. Примерно в это же время молодой супруг может приехать с подарками к ее родным, познакомиться. Над ним разрешается едко подшучивать (в старые времена могли налить на него мед, к примеру, обмазать чем-то его одежду), но он должен все шутки снести покорно, показав свою выдержку и доброе расположение к родственникам жены.

Полина Жеребцова.

— Молодая невестка входит в дом мужа. Как она должна себя вести? Должна ли невеста быть девственной? А если нет – что будет?

— Девушку украшает скромность. Немногословность. Чистота. Непорочность. Все остальное обществом осуждается. Если возникнет подозрение, что девушка обманщица и притворилась невинной, это может для нее плохо закончиться, вплоть до лишения ее жизни.

— Насколько распространено многоженство? Почему женщины мирятся с этим? Может ли жена воспротивиться приходу в дом второй-третьей жены?

— Многоженство стало процветать после первой (чеченской — «МК») войны. Хотя, надо сказать, что и в советские времена ходила поговорка, что у настоящего горца в каждом селе есть сыновья. То есть чем больше сыновей, тем богаче мужчина, а жены могут быть и разных национальностей, это не так уж важно. 

После первой войны мужчин стало меньше, чем женщин, и начались разговоры, что теперь следует жить строго по шариату, и несколько жен – это норма. Были женщины, которые сразу с этим согласились. Некоторые сами искали своим мужьям вторых и третьих жен, просили помощи у муллы в ближайшей мечети.

— Насколько распространены «убийства чести»? Знаете ли случаи, когда муж убил жену, или родственники убили дочь, сестру, племянницу и т.д.?

— Были, есть и будут такие случаи. Честь рода превыше всего. Это самое важное для человека родом из Чечни, с Кавказа. Это самое дорогое. В каждой семье Дагестана, Чечни, Ингушетии знают и помнят историю, что случилась в их роду или произошла по соседству, и замешана в этой истории, конечно же, честь.

— Как происходит развод и с кем остаются дети?

— Мужчина говорит, что он разводится, и все. Его слов достаточно. Брак чаще всего религиозный, заключенный с помощью муллы. Женщина пришла в дом мужа без детей, и уйти обязана без детей, все дети принадлежат не просто своему отцу, а всему роду отца. Они – кровь их крови. 

Моя прапрабабушка выкрала дочку (Малику Мусаевну), убежала с ней, однако девочку искали много лет, и, в конце концов, через несколько десятилетий (!) Малику-Юлию нашли в Ростове-на-Дону, но забирать в родной аул не стали, она была взрослой, и вышла к тому времени замуж, у нее самой была уже маленькая внучка (моя мама).

— Легко ли женщине после развода снова выйти замуж?

— Это очень сложно, так как много красавиц подрастает. Обычно разведенные женщины озлоблены, они глубоко страдают, заканчивают свои дни в личном одиночестве и в слезах, мечтая по большим праздникам увидеть детей, которые воспитываются родными мужа. Иногда разведенные женщины соглашаются быть вторыми-третьими женами и уходят в другую семью.

Ни один юрист на всем Кавказе не рискнет оспорить этот древний обычай – права отца на своих детей. Если родственники проявляют высшую степень милосердия, они позволяют вдове после смерти их близкого родственника, воспитывать его детей, оставляют их с матерью, но делают так, чтобы женщина и дети находились в поле зрения.

Такая женщина немногословна, одета наискромнейшим образом, она никогда уже не выйдет замуж, не ответит на благосклонный взгляд мужчины, восхищенного ее трудолюбием и миловидностью, она всю свою жизнь посвятит детям, радуясь, что ей позволили быть с ними рядом.

— В прошлом году всю Чечню потрясла гибель 23-летней Мадины Умаевой. Ее мать утверждала, что Мадину убил муж во время ссоры из-за покупки телевизора. Глава Чечни Рамзан Кадыров принял сторону родственников мужа, мать девушки, как я предполагаю, заставили извиниться. Эта история – редкое исключение, или она типична для современной Чечни?

— Мадину Умаеву мне искренне жаль. Необыкновенно красивая молодая женщина, дети еще такие маленькие были… К сожалению, ее трагическая история в разных формах уже встречалась мне ранее в Чечне. Женщины гибли в семьях при странных обстоятельствах. 

Как-то в нашем районе мужчина средних лет, находясь под воздействием наркотических средств, застрелил жену. Грузная женщина, многодетная мать, избитая до черноты, умоляла людей вступиться за нее, спасти, бежала без обуви по улице от родного мужа, но все соседи предпочли отвернуться и не вмешиваться – по местной традиции в чужую семью вмешиваться нельзя, иначе потом серьезные проблемы будут у вас. И он ее прямо при всех застрелил. А через короткое время вновь женился. На четырнадцатилетней.

— Насколько распространена в Чечне кровная месть? Знаете ли конкретные примеры?

— Не только в Чечне. Кровная месть может быть по всему миру, главное, чтобы кровник знал, что он кровник. Она есть там, где есть выходцы из Чечни. 

Кровная месть – это месть равного равному. Она не имеет срока давности. Даже через несколько поколений могут отомстить за оскорбление своего предка. Обычно ее объявляют за убийство, но бывают и другие причины, например, серьезное оскорбление. За убийство одного человека следует убить виновного или его близкого родственника. А за убийство женщины, так как женщина могла принести в наш мир хотя бы одного ребенка, полагается убить двоих мужчин.

Знаю и конкретные случаи. Одноклассник моей матери, добрейший человек, был назначен кровником за вину своего родственника, хотя он сам никогда и никому не причинял вреда. Месть никогда не прекращалась. Даже в советские времена на него было совершено четыре покушения в Грозном, он чудом выжил, скрывался, никогда не женился, хотя сам ни в чем не был виноват.

— Получают ли наказание по закону те, кто осуществил кровную месть или «убийство чести»?

— Возможно, что получают. Но в основном им удается скрыться. Горские традиции другие, несветские: воровать коней, красивых женщин и оружие с древности считалось особой удалью, сидеть в тюрьме – никогда не являлось позором, это честь – противостоять законам светским, ведущим свое начало от хитросплетений шайтана, а шрамы лишь украшают мужчин, поэтому горцы бесстрашно шли умирать и в старину, и сейчас.

В «Чеченских дневниках» я привожу конкретный пример «убийства чести». Это было в 1997 году. Отец убил родную дочь шестнадцати лет. Задушил платком и закопал. Об этом знали все соседи. Девушку изнасиловал водитель маршрутки, и, чтобы спасти честь семьи, родные ее убили. Разумеется, никакие правоохранительные органы или власти в «убийства чести» не вмешивались и не будут. Если бы отец не поступил так, никто и никогда бы не женился на сестрах этой несчастной, и семья была бы опозорена…

— Вы в детстве чувствовали себя чужой среди сверстников-чеченцев? Ощущали ли какое-то давление? Оскорбляли ли вас на том  основании, что вы девушка и фамилия у вас русская?

— Творческому и думающему человеку всюду сложно. Я и в русских регионах никогда не чувствовала себя «своей». В 2005 году, когда мы с мамой выехали из Чечни, то столкнулись с полным отсутствием помощи беженцам, мы ночевали в домике, который некогда был конюшней, а затем, после Второй мировой, его перестроили в жилое помещение…

В смутные времена в Чечне, разумеется, из-за фамилии, меня стали причислять к русским. Если бы жив был мой отец, такого бы не произошло, но я росла с мамой. Русскими у нас тогда называли всех нечеченцев, будь это татарин, кумык, украинец, армянин и т.д. Конечно, это вызывало враждебные выпады, оскорбления, травлю, избиения, унижения.

Подпитывалось такое поведение среди моих сверстников лживыми пропагандистами и националистами, убеждения которых были на уровне обыкновенного фашизма. Родные и знакомые стали звать меня на восточный манер «Фатима», «Патошка», чтобы избежать лишних нападок, в том числе и надругательства.

Отчим-чеченец защищал меня и мою маму. Пытался по мере сил заступаться за русскоговорящих соседей, которых приходили убивать. Я носила большой платок, длинную юбку в пол. Без платков учениц средних и старших классов не пускали на уроки.

В 1995 году ко мне подошел незнакомый мальчик в школе и спросил: «Ты русская?» (до этого он подходил к другой девочке, она ответила, что ингушка и он пошел дальше). Я не особо задумалась над вопросом незнакомца. Решив, что ему нужен какой-то быстрый ответ, просто сказала: «да», чтобы не перечислять свою сложную родословную, а он с размаху ударил меня по лицу.

Я опешила. За что?! Мы были под бомбами, мы хоронили своих родных, а те, кто отсиживались в русских регионах во время первой чеченской, могут вот так спокойно подойти и ударить тебя по лицу. Мы похоронили дедушку, участника Второй мировой, который погиб под бомбами в Грозном будучи стариком за семьдесят лет. Тело бабушки по отцу, Элизабет, под плитами многоэтажки так и не нашли….Мы собирали в мешки то, что осталось от друзей и знакомых после залпа снарядов….

Как-то дылда-десятиклассник со словами «русская!» подло ударил меня в спину, а я, на тот момент худенькая шестиклассница, от его удара подлетела и рухнула прямо в коридоре школы. Меня буквально развернуло в воздухе от удара. Я едва не умерла.

Задиры из нашего класса довольно захохотали, более робкие опустили глаза, а учительница, приехавшая в Грозный откуда-то из горного села, отвернулась, сделав вид, что ничего такого не происходит.

Оскорбления и избиения детей-нечеченцев, а также детей, чьи матери были русскими, стали в середине 1990-х нормой.

Совсем не владея искусством боя, будучи невероятно добрым ребенком, я не умела защищаться. Однако человек всегда должен выходить из ситуации наилучшим образом, получать опыт и укреплять дух. Спасибо чеченской школе!

Подписаться

Авторы:

Рамзан Кадыров Россия Чечня Грозный Ингушетия

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28711 от 26 января 2022

Заголовок в газете: Жизнь и смерть по закону гор

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Мобилизация в Петербурге: хронология событий и рекомендации

    Фото 54148

    Санкт-Петербург

    Лаврентий Белый

  • Ещё трое арестованы в Москве по делу о подрыве Крымского моста

    29604

    Крым

    Фото пресс-службы Главы Республики Крым

  • В Ярославле элитный комплекс остался без воды и отопления

    10746

    Ярославль
  • В коллекции крымской красавицы появилась еще одна корона

    Фото 7634

    Крым

    Олеся Гончарова, фото из архива Анастасии Божковой.

  • Казаки-командиры рассказали о том, как воюют крымские добровольцы

    Фото Видео 4692

    Крым

    Ольга Новицкая, фото пресс-службы главы РК.

  • Мобилизация в Ленобласти: хронология и рекомендации

    3812

    Ленинградская область

    Регина Маринец

В регионах:Ещё материалы

Некоторые основные факты о Чечне

Как только полиция Бостона раскрыла личности двух бостонских террористов — Джохара Царнаева, 19 лет, и Тамерлана Царнаева, 26 лет, — основное внимание переключилось на географическое происхождение двух братьев: раздираемое войной чеченское Республика, субъект России. Вот что вам нужно знать.

Дж.К. Trotter

Эта статья из архива нашего партнера.

Чечня оказалась в центре бостонских взрывов, как только быстро развернувшиеся события в пятницу утром показали, что двое подозреваемых, 19-летний Джохар Царнаев и 26-летний Тамерлан Царнаев, являются этническими чеченцами. Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров уже выступил с заявлением (кстати, через Instagram), в котором осуждает любого, кто обвиняет в действиях Царнаевых Чечню, раздираемую войной нацию, националисты которой годами связаны с терроризмом в России. :

Любые попытки провести связь между Чечней и Царнаевыми — если они виновны — тщетны. Они выросли в Соединенных Штатах, и их взгляды и убеждения сформировались там. Нужно искать корни этого зла в Америке. Весь мир должен бороться с терроризмом — это мы знаем лучше, чем кто-либо другой. Мы надеемся на выздоровление всех пострадавших и скорбим вместе с американцами.

Его точка зрения верна, но для тех, кто только знакомится с Чечней, вот несколько фактов о стране.

Основная информация

Местонахождение: Чеченская Республика расположена в горах Северного Кавказа на юго-востоке Европы.

Прозвища: Чечня; Ichkeria (Land of Minerals)

Население: 1 268,989 на перепись 2010 года

Предоминирующая религия: Ислам

Капитал: Гроцни

Правительство

. в 2003 году, который признает регион в качестве субъекта Российской Федерации, передавая его под власть Москвы. Высший пост в правительстве, именуемый главой Чеченской Республики, в настоящее время занимает Рамзан Кадыров, бывший лидер повстанцев, перешедший на сторону России во время Второй чеченской войны.

Культура

В культуре Чечни доминирует широко распространенная приверженность ее граждан суннитскому исламу, форме ислама, которая подчеркивает строгую верность религиозным обрядам, которым учит Коран.

Беженцы

С 1990 года жители Чечни расселились по всему миру, в частности, в Евросоюзе и по всей России. Центр мониторинга внутренних перемещений, который отслеживает группы беженцев, считает, что сотни тысяч чеченцев были перемещены в результате Первой и Второй чеченских войн.

Конфликты

Первая чеченская война

Регион пытался установить (и со временем сохранить) независимость от России, начиная с Первой чеченской войны, длившейся с 1994 по 1996 год. -мирный договор, заключенный между Москвой и чеченскими лидерами, которые потребовали возмещения ущерба за множество жизней (приблизительно 100 000 мирных жителей) во время конфликта.

Вторая чеченская война

В 19В 99 году Россия вторглась в Грозный, столицу Чечни, в попытке вернуть себе власть над страной. Последовавшая за этим Вторая чеченская война длилась почти десятилетие и закончилась только в августе 2009 года, когда российские войска фактически подавили чеченское сопротивление, снова сделав регион субъектом федерации Москвы. Потери среди гражданского населения за десятилетнюю войну колеблются от 20 000 до 200 000 человек.

Отношения с Россией

Исторически отношения Чечни с Россией были напряженными. Истоки конфликтов региона с Россией, преимущественно православным государством, восходят к 18 веку, когда Россия аннексировала Чечню. Незадолго до распада Советского Союза Чечня попыталась — и потерпела неудачу — установить официальную независимость от России, что привело к двум крупным войнам в течение следующих двадцати лет.

Будьте в курсе широкомасштабных поисков Джохара Царнаева в живом блоге Wire.

Эта статья из архива нашего партнера The Wire .

Для чеченских женщин скромность — новая норма

19 сентября 2014 г.
Юкико Ямагата

Фейсбук Твиттер LinkedIn

Фотограф Диана Маркосян побывала в Чечне в 2011 году, чтобы узнать, что значит взрослеть молодой женщиной, живущей в условиях все более репрессивного режима после прихода к власти в 2007 году президента Рамзана Кадырова. видео выше. Недавно я связалась с Маркосяном, чтобы узнать больше и услышать, какова нынешняя среда для женщин сегодня, через три года после начала этого проекта.

Что вас больше всего удивило во время вашего пребывания в Чечне и знакомства с этими молодыми женщинами?

Эта история была для меня очень личной. Я никогда не ожидал, что чеченский народ так примет меня в своей жизни. Это самое близкое к дому, что я когда-либо знал.

Фотографу сложно визуально выразить подобный опыт. Я стал эмоционально связан с этими молодыми женщинами способом, выходящим за рамки параметров истории. Больше всего меня удивило то, как чеченские женщины смогли сохранить свою человечность и грацию, учитывая происходившие зверства.

Я нахожу понятие выбора особенно интересным в вашей истории. Официальные указы о контроле за поведением и одеждой навязаны чеченским женщинам, но в то же время некоторые молодые женщины принимают эту новую культуру скромности, иногда даже больше, чем поколение их родителей.
Не могли бы вы рассказать об этом немного больше? Как эти декреты пропагандируются и нормализуются среди молодых женщин?

Чеченская культура всегда отличалась скромностью. Но в последние годы правительство вернулось к глубоко традиционным ценностям, поскольку президент Кадыров стремится стать, по выражению местных активистов, «более исламским, чем исламским».

Женщины обязаны покрывать голову в общественных местах, и им не разрешается учиться в Университете штата, если они не носят платье. По словам президента Кадырова, этот дресс-код для женщин является частью более широкой правительственной кампании, начатой ​​несколько лет назад для пропаганды «нравственности и возрождения национальных традиций».

Знаменитости были одними из первых, кто подчинился, сделав хиджаб модным явлением. Я заметил, что это повлияло на молодое поколение, так как многие девушки, которых я фотографировала, приняли еще более строгую форму ислама, надев хиджаб, платок, закрывающий и голову, и шею. Это был резкий отход от традиций их родителей и чеченской культуры, но сейчас это продвигает правительство.

А как быть с теми, кто нарушает правила или бунтует? Убийства чести — один из наиболее суровых примеров наказания, но как еще можно обеспечить соблюдение этих официальных указов? А кто занимается принудительным исполнением?

Бывших верных Кадырову чеченских боевиков [известных как «кадыровцы»] подозревали в том, что они разъезжали на автомобилях без номерных знаков, стреляли шарами с краской по женщинам без хиджабов. Правительство и власти Чечни следят за соблюдением дресс-кода. Все, что скажет Кадыров, будет выполнено.

В центре Грозного нескольким предприятиям было приказано закрывать обнаженные головы женщин в своей рекламе. Власти ходили по району, сдирая объявления с изображенными на них женщинами или обклеивая голые головы красной лентой.

Как вы упомянули, Кадыров также поддерживает убийства чести тех, кто нарушает или игнорирует новый закон. После того, как тела семи женщин были найдены на обочине дороги два года назад, он публично заявил: «Если женщина бегает, а мужчина бегает с ней, они оба убиты», отметив, что они, вероятно, « свободная мораль».

Вы выполнили эту работу в 2011–2012 гг. Каков нынешний климат для молодых женщин в Чечне?

В настоящее время я вернулся в регион, работаю над личным проектом и провожу мастер-класс по фотографии для молодых девушек. На улицы Грозного возвращается жизнь, из-под руин возрождается некогда истерзанный войной город. Открытие театров и переполненные рестораны свидетельствуют о возрождении зарождающегося среднего класса.

Столица является центральным пунктом этой реконструкции, где почти не видно многолетнего насилия. Большинство, если не все блокпосты были удалены. В городе теперь есть пятизвездочный отель и торговый центр с дизайнерскими магазинами. Чеченцы тоже кажутся менее параноиками, теперь путешествующими за границу, в такие места, как Турция и Дубай.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *