Skip to content

Армянские обычаи и традиции: Традиции и обычаи армянского народа

Содержание

Традиции и обычаи армянского народа

Армянский народ, во все времена остро чувствующий свое культурное единство и национальное самосознание, привык выстраивать свою жизнь в соответствии с особым почитанием к обычаям предков. И сегодня Армения представляет собой редкий образец истинного духовного богатства – общества, которому удалось сохранить многовековые традиции, культуру, религию своих предков, которые они соблюдают и в горе, и в радости. И в наши дни незыблемо сохраняются такие традиции, как многочисленные и многодетные семьи, почитание старших, прочность брака, гостеприимство, широта и крепость родственных связей, обычай соседской и родственной взаимопомощи. Национальные черты характера армян — энергичность, целеустремленность, трудолюбие, предприимчивость, жизнестойкость, пристрастие к учению и ремеслам, преданность своему языку, дому и семье; индивидуализм, нежелание кому-либо подчиняться. Они самолюбивы и вспыльчивы, но отходчивы; миролюбивы, гостеприимны и добродушны. 

Важную роль играют отношения в семье между женой и мужем, осознание их предназначения в семье и обществе, особенное отношение к младшему поколению. Женщине в армянской семье предъявляются повышенные требования: она должна быть красавицей, умницей, хорошей хозяйкой. В армянской семье женщине принадлежит роль хранительницы очага, надежной опоры добытчику-мужу, где жена и муж равны друг другу, хотя официально в семьях царят патриархальные устои. Армянские женщины больше ориентированы на семью, считая ее важнее карьеры и всего прочего. 

Мужчина в Армении — настоящий хозяин в доме, заботливый, справедливый и работящий. Он содержит всю семью, при необходимости помогает родственникам и друзьям. Отец семейства много внимания посвящает воспитанию детей, благополучие и мир в семье являются для него главнейшими жизненными ценностями

 

Гостеприимство

Традиции гостеприимства в Армении почитаются наравне с уважением к старшим. В былые времена случайного путника в народе называли «гость от бога» и в любом доме ему были обеспечены пища и кров. Незваный гость мог даже стать «общим», объединив два соседских дома: в порядке вещей считалось попросить у соседей постель или еще что-либо для гостя. Этот факт также указывает на близость отношений между людьми, проистекающую вследствие почтительного отношения к обетам предков. 

Любое радостное событие становится поводом, чтобы накрыть стол и угостить близких, да и случайно зашедших людей. Армяне искренне верят, что чем чаще это делать, тем больше благополучия вернется тебе. Нужно сказать, что от приглашения на подобное застолье не принято отказываться – этот жест будет означать, что вы не желаете счастья. Виновник торжества при любом радостном событии кладет руку на голову близким и друзьям со словами «передаю тебе» — предлагая им разделить его счастье

 

Свадьба в Армении

С давних пор свадьба у армян является важнейшим праздником и многие свадебные традиции соблюдаются по сей день в практически неизменном виде. Свадебному торжеству обычно предшествуют сговор и обручение. Сговор – то же сватовство – нередко происходил вечером, после захода солнца, особенно, если у сватов были большие шансы уйти ни с чем. Расчет здесь был простой: в темноте не видно позора отвергнутого кавалера. Во время первого сговора сваты обычно получают отказ, поскольку, если родители невесты сразу соглашаются отдать дочь, считается, что у нее имеется какой-то изъян. Затем может произойти второй и третий сговор, во время которых будущие родственники знакомятся и оговаривают детали предстоящих мероприятий. Третий визит фактически приравнивался к помолвке.

Само торжество – это непременно пышное и помпезное гуляние, что называется, «пир на весь мир», где количество гостей может исчисляться сотнями. На свадьбу родители и семьи молодоженов считают делом чести обеспечить все самое лучшее – организацию мероприятия, угощения, напитки, подарки, наряды, все детали тщательно продумываются. Участие принимают все – родственники, соседи, друзья и знакомые – все, кто так или иначе может помочь. В качестве свидетелей на свадьбе назначают «крестных» из близкого окружения невесты и жениха, как правило, это уважаемая семейная пара, которая могла стать примером для молодоженов. Крестные свадьбы должны преподнести самый дорогой подарок. Кроме традиционных подарков – денег, хозяйственной и домашней утвари – невесту принято одаривать драгоценностями, обычно это делают родственники со стороны жениха

 

Рождение ребенка

В армянских семьях традиционно много детей, особенно в сельской местности. Рождение ребенка – большая радость. На вопрос, кто родился, зачастую предусмотрено два варианта ответа: либо «ребенок», либо «сын». В старину дом украшали зелеными ветвями, символизирующими продолжение рода, а если младенец появлялся на свет в день церковного праздника, перед домом играла музыка. Крестили новорожденного на восьмой день. В течение сорока дней не принято показывать младенца никому, кроме близких родственников

 

Традиции виноделия и изготовления коньяка

Каждому жителю Армению знакома легенда о библейском Ное, высадившемся на горе Арарат и посадившем в Араратской долине первую виноградную лозу. Считается, что именно с тех пор положено начало виноделию в Армении. И действительно, археологические раскопки и свидетельства историков того времени подтверждают, что вина здесь производили еще в 10 веке до нашей эры, во времена государства Наири, о котором знал Геродот. Позднее, в эпоху царства Урарту, окончательно сформировалась техника разведения виноградников, сохранявшаяся неизменной на протяжении столетий.

Вино получали путем отжима в давильне – большом чане, на дне которого имелось отверстие, соединенным со второй емкостью. Давили виноград, как правило, мужчины; затем полученное сусло разливалось в глиняные сосуды. Хранили такие сосуды закопанными в землю. Из виноградного жмыха изготавливали водку, из вина также делали уксус. В регионах Армении произрастают особые сорта винограда, для которых характерно высокое содержание сахара: каберне, ркацители, арени, мускат, ахтанак, кишмиш, саперави. Это превосходное сырье для вин и коньяка. 

Кстати, несмотря на то, что в Армении больше развиты традиции виноделия (промышленное производство коньяка наладили только в 19в.), у большинства из нас эта страна ассоциируется именно с коньяком. Армянский коньяк действительно обладает неповторимым вкусом, поскольку производится из отборных сортов винограда: чилар, кахет, воскеат, мехали, гаран-дмак – это и придает ему особый, терпкий, бархатный вкус. Технология изготовления коньяка значительно сложнее. Сначала вино подвергается нескольким дистилляциям, получая спирт 60-70% крепости. Спирт разливается в дубовые бочки, причем для этой цели используется особая древесина, так как качество бочек напрямую влияет на вкус будущего напитка. Спирт выдерживает в течение трех-двадцати лет, после чего опытные профессионалы на основе нескольких(3-5) коньячных спиртов и воды составляют коньяк. Качество воды – тоже важная составляющая, и, несомненно, мягкая вода высокогорных источников играет не последнюю роль в букете готового напитка. Но и это еще не все, процесс изготовления коньяка еще не окончен: готовый напиток вновь разливается в бочки для финальной выдержки, составляющей от одного года до трех лет. И только затем коньяк разливается в бутылки и поступает в продажу

 

Традиции народных праздников

В конце зимы отмечается праздник «Трндез», похожий на нашу Масленницу. Этот праздник также посвящен приходу весны, возрождению, и сохранился с языческих времен, когда наши предки поклонялись стихиям. Большой костер разводят прямо во дворе церкви и пары прыгают через него, чтобы отогнать злых духов и очисться от всего плохого. Следующий весенний праздник — «Цахказард» (Вербное Воскресенье). В этот день люди идут в храм освящать веточки вербы, детям надевают на головы ивовые веночки.

В начале августа, в самый разгар летнего зноя, когда земля страдает от засухи, наступает задорный праздник «Вардавар», когда все поливают водой друг друга. В этом празднике также проглядываются корни древних языческих обрядов. 

Накануне Дня всех влюбленных, 13 февраля, в Армении празднуют День Святого Саркиса. девушки по случаю праздника пекут специальное соленое печенье, которое используется для гадания. Печенье съедается перед сном и девушка, загадав желание увидеть суженого, ложится спать – он должен явиться во сне и попросить напиться

 

Традиционное жилище

Традиционные армянские дома обладают рядом особенностей. Это квадратная постройка, стены которой выполнены из камня, без окон, с земляной крышей. Дымоход или окно в крыше служили и для вентиляции, и в качестве единственного источника света. Внутри помещения на подиуме размещался открытый очаг с глиняной печью, врытой внутри него. Также использовался и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство традиционного армянского жилища было простым практичным и рациональным: на стенах полки с посудой, на полу ковры, стеганые одеяла, сундуки с одеждой и прочей утварью. Пищу принимали на полу, сидя на подстилках за низкими столиками, или расстелив скатерть прямо на полу. Шкафы заменяли ниши в стенах с дверцами – своеобразный прообраз современной встроенной мебели. Вместо кроватей использовали тахты, стоящие вдоль стен

 

Традиционная одежда

Национальные армянские костюмы красочны и разнообразны. Мужской костюм состоял из нательного белья — темных широких шаровар и цветной рубахи с боковой застежкой и низким воротником, чаще всего сшитыми из хлопка или шерсти. Верхняя одежда изготавливалась из плотных тканей черного, коричневого, темно-синего цвета.  

Поверх рубашки надевали верхнюю одежду, называемую «архалук» — кафтан длиной до середины бедра, присборенный на талии и застегивающийся встык от воротника до талии. Также был повсеместно распространен другой тип верхней одежды – чуха – кафтан длиной до колен или чуть ниже, которую надевали поверх архалука. Подпоясывались широким кожаным или тканым поясом, который использовался в качестве карманов: за пояс затыкали кинжал, нож или трубку. 

Женский национальный костюм имел много сходства с мужским, но отличался более яркими тканями и богатой отделкой. В качестве нательного белья также использовали штаны и более длинную рубашку; поверх надевали женский архалук –длинное платье с вырезом на груди и продольными вырезами на бедрах. Вырез на груди и боковые разрезы на всех костюмах украшали богатой вышивкой, края рукавов и полы одежды расшивали шнурами разного цвета и толщины. Пуговицы делали из нарядной тесьмы, сложенной петлями, или из серебра, шаровидной формы. Западные армянки, кроме того, носили расшитые тесьмой передники. Завершали образ украшения, которые армянки любили надевать в огромном количестве: ожерелье, несколько рядов цепочек с подвесками, серьги, браслеты на руках и ногах, кольца

 

Интересная информация о традициях и обычаях армянского народа : традиции народности, ритуальные обряды, национальная кухня, история формирования этноса


Древняя самобытная нация, которая верна своей культуре, обычаям и ценностям. Даже в чужой земле армяне не ассимилируются с местными, стараются жить согласно уставам формировавшимся веками.

Происхождение народа

Знаете ли вы, что история зарождения Армении описана в Библейских преданиях. Родоначальника звали Гайк, он являлся праправнуком знаменитого Ноя. Юноша был красив и силен, вместе со своими людьми принимал участие в возведении Вавилонской башни. После, ушел в родные, завещанные отцом земли.

Защищая право на основание собственного государства, он вступил в войну с Беллом и победил. На месте сражения, построили город, названный в честь победителя.

Гайк жил до 2026 г до н.э, после страну возглавил его сын по имени Арменак. За время правления он расширил границы, присоединил ряд племен и подарил государству название – Армения.

Вероисповедание

Начиная с 301 г. Христианство официально является государственной религией. А первые общины, ее исповедовавшие, появились в 1 столетии нашей эры. Церковь у Армян не похожа на католическую и православную, и отличается:

  • Единством.
  • Архитектурой (присущи восточные оттенки)
  • Обрядами, постами, религиозными праздниками.
  • Отношение к Иисусу Христу. В православии его личности приписывают 2 начала: божественное и людское. У Армян он един.

Присутствуют на территории страны так же католики, православные, мусульмане, но их общее количество не превышает 5% от всех верующих.

Традиционное армянское жилье

Старинные дома этого народа удивят любого европейца. Представляете, крышу они делали из земли, насыпаемой на деревянные столбы. Стены возводили из камня, а окна располагали вверху, на потолке.

В центре квадратного дома, на возвышении находился очаг. Вдоль стен располагались тахты, служившие хозяевам вместо кроватей. А ниши закрывались деревянными дверцами, выполняли роль шкафов. На открытых полках красовалась глиняная посуда, кухонная утварь.

Вернуться к оглавлению 

Семейные армянские традиции

Дерево крепкое, если у него сильные корни. Потомки Гайка берегут свои корни. Армянские традиции и обычаи в семье основываются на законах, переходящих из поколения в поколение.

Уважение к старшим

Особое отношение к дедам прививается с молоком матери. В поведении это проявляется соблюдением правил:

  • Не шуметь в присутствии старших.
  • Не пререкаться.
  • Вставать, когда пожилой человек входит в комнату.
  • Уступать место.
  • Оказывать внимание за столом (наполнять бокал, подавать блюдо и пр.)

Армянское гостеприимство

Щедрые люди, готовые принять у себя любого, даже не званого гостя. Богатый стол, радушные хозяева, удобная постель – не заменимые атрибуты гостеприимства армян, прославившего их на весь мир.

Делясь кровом, угощениями, они делятся счастьем. А счастье, подаренное другим, возвращается втройне. Отказаться от приглашения за стол, значит обидеть хозяина.

Традиции, связанные с рождением ребенка

В стране многодетные семьи – норма. Каждому маленькому человечку радуются, оберегают и балуют подарками. К появлению чада на свет готовятся заранее. Несмотря на счастье, малыша скрывают от чужих глаз 40 дней со дня рождения. Примечательно, что после родов, перед тем как войти с ребеночком в храм, мать должна очиститься.

Интересные обряды, связанные с появлением малыша:

  • Беременной нельзя общаться с не рожавшими женщинами.
  • Запрещалось во время вынашивания навещать родителей жены.
  • Если роды были сложными, мужчины, жившие в доме, стреляли из ружья в окно, отпугивая злых сил.
  • После родов, крошку посыпали солью.
  • Если до 40 дней в дом приходили чужие люди, новорожденного брали на руки и выносили во двор.
  • Крещение проводили на 8 день. Мать не допускали. После церемонии возвращал ребенка женщине крестный отец. Она ему целовала сначала руки, потом ноги.

Армянская кухня

Знаете ли вы, что армянская кухня одна из древнейших в мире, сохранившая многие рецепты и традиции по сей день. Отличительные черты блюд:

  • Обилие зелени, специй.
  • Высокое содержание соли.
  • Сложный процесс приготовления. Комбинирование разных способов готовки в одном блюде.
  • Широкое применение мяса. Необычное сочетание ингредиентов.
  • Предпочтение топленого масла растительному.

Так же употребляют в пищу овощи, бобовые, злаки.

Вернуться к оглавлению 

Армянская свадьба

Раньше торжество праздновали не меньше 7 дней. Гуляли всем селом. Процесс подготовки к данному событию мог занимать до 2 лет. Сейчас многие традиции ушли, часть упростились. Но есть места, где соблюдают большую долю обрядов, о которых расскажем ниже.

Церемония

Все начинается со сговора. Мужчины, представители жениха идут к родителям девушки. Если родственники договорились, через время в дом невесты посылаются сваты. Интересно, что раньше будущую жену для сына выбирала свекровь, и уже потом обговаривала кандидатуру с отцом, дедом.

Девушке разрешалось выходить замуж в 12 лет. Юноша же должен был встать на ноги, обеспечить семью. Поэтому мужчины не вступали в брак до 23 – 24 лет.

Учитывая религиозность народа, основной церемонией являлось венчание. Гражданская регистрация, порой проводилась через годы, и то если была такая необходимость (рождение ребенка, юридические вопросы).

Застолье

Современные армяне отмечают свадьбы скромнее, нежели их предки. Но гуляние по-прежнему отличается размахом. Праздновать начинают порознь. В доме жениха накрывается стол, друзья, родственники желают счастья. Потом, процессия направляется в дом девушки. После откупа невесты ее передавали мужу. При этом играла грустная музыка, мать, подруги причитали, пели народные прощальные песни.

Завершив венчание, гости ехали к жениху, где продолжали пиршество. В наше время молодые отправляются в ресторан.

Благословение

Благословляет молодоженов мать жениха. В старину, она не допускалась на таинство, и ждала детей у входа в дом. Сейчас свекровь может посетить церемонию, но до начала застолья, женщина встречает молодых у порога с лавашем и медом (так же как у русских с хлебом и солью). Она желает счастья, говорит напутственные слова.

Послесвадебные обычаи и традиции

После гуляний, соблюдались обряды:

  • Подтверждение невинности невесты. На утро к молодым приходили гонцы. Если девушка сохранила непорочность до свадьбы, жених давал гонцам красное яблоко. Его показывали всем желающим.
  • Обмывание головы. Целую неделю, теща не допускается к молодым. Через 7 дней она несет девушке повседневную одежду, предметы личной гигиены, помогает вымыть волосы.
  • Отправление приданого.
  • Дарц – возвращение молодой жены в отчий дом, погостить. Допустимый срок от 2 недель до месяца.

Вернуться к оглавлению 

Традиционные армянские праздники

Праздники в Армении, удивительны, эмоциональны. Попасть на гуляние в эти дни – незабываемый опыт для европейцев.

Вардавар

В основе праздника лежит красивая языческая легенда о том, как бог подземного царства похитил богиню любви Астхик и запер у себя. Мир погрузился во тьму, из людских сердец исчезла любовь. Но бог грозы Ваагн освободил возлюбленную. Вернувшись на землю, Астхик брызгала на все водой, и лепестками роз. Так любовь снова поселилась в сердцах.

С приходом христианства, народ перестал верить в языческие божества, но отменять красивый и веселый праздник не хотелось. Тогда его приурочили ко дню Преображения Господня и стали отмечать в 14 воскресенье после Пасхи.

На Вардавар люди с раннего утра дарят розы тем, к кому испытывают привязанность и обливают всех водой. Причем не важно, кто перед вами, бедняк или человек в богатом костюме. Лить воду можно на всех, была бы посуда в руках.

Меци Пагк (Великий Пост)

Воздержание от мяса, молока, рыбы длится 40 дней. Это похоже на пост, которого православные придерживаются перед пасхой. Послабление у армян допускалось по воскресеньям. А праздник Цахказард, схож с вербным воскресеньем. Кстати армяне тоже красят яйца, и обмениваются ими на Пасху.

Святой крест

Всего в Армении 4 праздника, связанных с крестом. Главным является Хачверац. Отмечается он в воскресенье, в период с 14 по 17 сентября и приурочен возвращению Животворящего креста Христова в 614 г. в Иерусалим. Среди войск, отбившим святыню у персов был армянский полк, поэтому праздник является национальной гордостью народа.

Армянское рождество Сурб Саргис

Празднование Рождества проводится с 5 на 6 января и совпадает с Крещением. Армянская церковь верна традициям и претерпевала минимум изменений, по сравнению с Католической, православной. В древности все христиане отмечали рождение Иисуса с 5 на 6.

Почему в этот день празднуют и Крещение. В Библии сказано, что Христос крестился и начал проповедовать в 30 лет. Логично предположить, что обряд был проведен в день его юбилея.

Праздник Барекедан

Время шуток, веселья. Начинается за две недели до Меци Пагк. Все 14 дней проходят со смехом.

Вернуться к оглавлению 

Пятидесятница

Праздник перекликается с православным. Через 50 дней после Пасхи, Дух святой сошел на апостолов. В результате чего ученики Христовы смогли разговаривать на разных языках, и проповедовать в любом уголке мира. Пятидесятница не имеет фиксированной даты, время празднования зависит от Пасхи. Следом начинается Ильинский пост длиною в 5 суток.

Армянский праздник Амбарцум

Отмечают на 40 день после Великого Воскресенья. В России это торжество называют Вознесение Господне. В небо выпускают голубей, провожая их взглядом, пока птицы не скроются из виду. А еще, накануне вечером девушки плетут венки, собирают в кувшины воду из 7 родников. Наутро, жидкость в сосудах благословенна.

Матах- жертвоприношение

Традиция принесения в жертву животных описана в Ветхом Завете. Армяне сохранили ее до наших дней, хоть и с изменениями.

В честь преданности Всевышнему, как благодарность за помощь или просьба в содействии проводится Матах. Домашнее животное мужского пола (только не свинью), пускали на убой. Мясо варили, добавляя священную соль. После раздавали бедным. Не убивают только голубя. Его достаточно выпустить в небо.

Матах – не символ живодерства, язычества. Так народ показывает, что готов жертвовать во славу Бога.

День святого Варданавца

Праздник имеет исторические, религиозные корни. Это дата, когда в борьбе за свободу, за христианскую веру объединились все: старики, дети, женщины, те, кто мог стоять и держать оружие. Многие погибли, не счесть, но народ выжил, и вера сохранилась.

Произошло событие в V веке, а отмечают его за 8 недель до Пасхи. Во главе сильного, единого полка стал Вардананц. Он пал в бою, но сохранил память о себе на века. В его честь и назвали праздник.

День Святого Григория, просветителя Армении

В начале III века в Армении существовали как христиане, так и язычники. Св. Григорий был христианином. А вот царь Трдат III, правивший в те годы, — язычником. Григорий просидел в царской тюрьме около 13 лет, т. к. его считали предателем и шпионом. Но однажды, Трдат III заболел.

Вылечить никто не мог, и только заключенный в темнице «предатель», обращаясь к Богу, исцелил правителя. Царь поверил в Господа, и христианство официально стало государственной религией страны.

Святого почитают 30 сентября.

Армянская Пасха «Затик»

Пасха, великий праздник для всех Христиан, армянский народ не исключение. Интересные Пасхальные традиции в Армении:

  • За 40 дней, в начале поста из соломы делают кукол. У одной из них в руках 40 ниток с камушками на конце. Каждый день хозяева отвязывали по одному, что помогало считать время до праздника.
  • Перед Пасхой, наряжают дерево. Это значит, что оно несет удачу.
  • Яйца красят только в красный цвет, в воскресенье ими стукаются, меняются, как и Русские.
  • Армяне так же пекут куличи.

Тырындез

Праздник молодых и влюбленных. Корни уходят во времена язычества. Христианская церковь, преобразовала его, совместив со Стретением Господним. День, когда Иисуса впервые принесли в храм. Отмечают 13 февраля. В церквях проходят службы. А вечерами молодые пары прыгают через костер.

Если одежда загорится — хороший знак, сгорят неудачи. Завершается день застольем и поеданием сладостей.

Празднование нового года

Если вы обожаете этот праздник, приезжайте в Армению, их там целых 3:

  1. Официальный — с 31 декабря на 1января. Введен в XVIII в, по велению церкви. Интересно, что подарки малышам кладут не под елку, а в чулки.
  2. 21 марта.
  3. Летом, 11 августа.

2 и 3 новый год связан с язычеством, не признается церковью. Но разве это остановит людей? Так что если вы думали, что русский «старый новый год» круче всех, то ошиблись. У Армян на 1 праздник больше.

Вернуться к оглавлению 

Культура традиционного костюма

Мужская и женская одежда делились на праздничную и каждодневную. Для мужчин отдельно шили военное облачение. Одежда у западных и восточных Армян отличалась. На западе носили жилеты из козьего меха, а на востоке шубы. Мужчины носили шаровары и пеструю рубаху. Поверх жилет или архалук.

Женщины одевали халав (длинная рубашка), под низ — красные штаны. В прохладную погоду накидывали архалук, но не застегивали его, а лишь завязывали на талии пояс.

Виноделие и производство коньяка

Именно в Армении, после всемирного потопа, библейский персона Ной посадил виноградную лозу. С тех пор земля стала столицей виноделия. Раньше ягоды давили ногами в специальном каменном сооружении. Сейчас технология усовершенствовалась. Но до сих пор производством вина занимаются многие семьи, а так же промышленные предприятия. Делают из винограда, фруктов, ягод.

Знаменитые марки:

  • Зорах.
  • Араме.
  • Воскераз.
  • Арени.

Коньяк стали производить позднее. Качество армянского напитка славилось не только в СССР, но и на западе. Большой популярностью пользуются:

  • Арвест.
  • Армения.
  • Баграт.
  • Ереван.
  • Арарат.

Весь коньяк делится на :

  • Марочный. Напиток хранят годами (от 6 и выше). Качество объясняет высокую цену. Чем больше выдержка, тем дороже.
  • Коллекционный.
  • Ординарный. Его часто продают в магазинах.

Знаете ли вы, что количество звездочек на бутылках ординарного коньяка говорит о том, сколько лет выдерживались спирты в бочках.

Погребальные традиции

Похороны в Армении имеют много общего с Русскими обычаями. Обряды, специфические для армянского народа:

  • В день похорон в дверь дома, где лежит покойник, трижды стучат, а гроб поднимают и опускают 3 раза. Это нужно для того, чтобы смерть не забирала больше никого из дома.
  • Перед процессией разбрасывают красные гвоздики.
  • На кладбище, первыми прощаются женщины.
  • Поминки организовывают после похорон, а так же через 7 и 40 дней.

На поминки родственники и друзья надевают черную траурную одежду.

Заключение

Армения удивительная страна, с добрыми открытыми жителями. Красивые пейзажи, обычаи армянского народа, архитектура и, конечно же, незабываемая кухня, вино. Посетив страну один раз, вы захотите приезжать туда снова и снова.

Вернуться к оглавлению 

Армянские народные традиции. Нормы морали и приличия. » Армяне Мира

Нормы морали и приличия, качества, ценившиеся в Армении веками

Уважение к старшим
Каждому человеку старшего возраста необходимо было оказывать знаки внимания: вставать при его появлении и не садиться без его позволения, уступить ему место, не говорить, а только почтительно отвечать на вопросы, выполнять его просьбы, прислуживать во время трапезы за столом и т.д. Каждая услуга, оказанная седине, ставился молодому человеку в честь.

Уважение к женщине
Это положение означало прежде всего уважение к матери, а также уважение к женскому полу вообще. Каждый мужчина считал за честь выполнить просьбу девушки или женщины.
Большим позором считалось обнажить в присутствии женщины оружие или же, наоборот, не вложить его тотчас в ножны при ее появлении.
Если мужчина в присутствии женщины позволил себе нечаянно неприличное слово, то, по обычаю, он должен был загладить свою вину преподнесением ей какого-либо ценного подарка.
Большим позором считалось для мужчины, в том числе и для мужа, поднять руку на женщину.
Покушение на честь матери, жены или сестры в понятии армян были самым сильным оскорблением, которое можно нанести мужчине. Если дела об убийствах можно было путем выплаты цены крови уладить, то подобные посягательства на честь женщины обычно заканчивались кровопролитием.

Слово мужчины
У горцев чрезвычайно высока была цена слову. Слово истинного мужчины было и остается тверже всего. Нормы обычного права народа вырабатывали честность и верность данному слову. Слово соблюдалось очень строго. Если мужчина давал слово, можно было совершенно не сомневаться в том, что он сдержит его до конца. Армянин за выраженное ему доверие всегда отвечал доверием. Он очень высоко ценил доверие человека и, напротив, считал для себя тяжелым оскорблением, если выражали ему недоверие. Ложь и предательство, особенно по отношению к близким, наказывались очень строго.

Достоинство мужчины
В условиях патриархального общества, любые мало-мальски значимые решения всегда принимались мужчинами. Слово отца и его решение были законом для всех членов семьи и не подлежало обсуждению, точно так же младший брат беспрекословно слушался старшего. Мужчина был главой семьи и женщина никогда не смела перечить ему, особенно на людях. Ведь этим самым она унижала его, а значит и себя и всю семью. Умная женщина всегда старалась возвысить своего мужа в глазах окружающих, а спорные вопросы решались дома. К сожалению, сегодня, в условиях агрессивно-воинствующей эмансипации западного покроя, многие забывают об этой традиции.

Положение женщины
Женщина всегда должна была четко осознать свою роль и свое положение в обществе. Предназначение женщины прежде всего — быть женой и матерью, хозяйкой дома.
Раньше женщина не вмешивалась в разговор мужчин, не присутствовала на застольях с мужчинами, не имела права ходить во многие святилища. Но наряду с этим, женщина, как хранительница очага, пользовалась большим уважением и почетом. Она занимала своё, особое место в структуре общества. С этим уважением связано много старых традиций. Красива и благородна, например, древняя традиция немедленно прекращать поединок если женщина бросает свой платок между дерущимися.
Интересен и неоднозначен обычай, когда невеста не имела право разговаривать в присутствии старших членов семьи: свекра, свекрови и братьев мужа. Этот обычай держал невесту на достаточном расстоянии от старших и не давал ей перейти грань дозволенности и приличия. В некоторых районах Армении этот обычай сохранился до наших дней. Но сегодняшние старшие не хотят казаться чересчур архаичными, и вскоре после свадьбы спешат официально отменить его (соблюдая, конечно, все традиционные формальности), чтобы разрешить невесте разговаривать в их присутствии. Причем, многие вскоре начинают горько жалеть об этом…
В больших семьях женщины (свекровь, дочери и невесты — строго по старшинству и положению) распоряжались чисто женскими делами: приготовлением пищи, уходом за детьми и т.п. Большим позором мог покрыть себя мужчина, «совавший нос» в эти дела. Поэтому, мужчина никогда не готовил пищу в семье, не шил, не ткал, не стирал, не ласкал детей и не брал их на руки в присутствии посторонних или старших.

Кодекс мужской чести
Уделом мужчин были тяжелый физический труд, обеспечение семьи всем необходимым, ответственность за семью и род, а также их защита. Словом мужчина должен был быть безусловным добытчиком, распорядителем и воином. Обязательное бесстрашие и мужество в бою, как основное качество воина, сопровождалось также и бескомпромиссностью в конфликтной ситуации («Раз вытащил кинжал – бей!»). Самым страшным как для мужчин, так и для женщин был позор. Проявивший трусость, малодушие, в бою, например, покрывал позором не только себя но и весь род.
Помимо храбрости, также важными качествами являлись твердость характера, хладнокровие и выносливость. Это подразумевало, что мужчина в любой ситуации должен был сохранять самообладание, быть невозмутимым, никогда не поддаваться панике и страху. Истинный горец должен был быть сильнее своих естественных человеческих слабостей. Считались позором и подвергались осуждению жалобы на усталость, недомогание, холод, жару, голод и даже всякое упоминание о вкусной пище.
Мужчина должен был встречать любую ситуацию с достоинством и честью. Для горца честь и имя всегда были дороже самой жизни. Старая поговорка наглядно показывает особое отношение горца к понятию чести: «Если оказался перед выбором; жизнь или честь, то без раздумий выбери второе.» Даже такие естественные чувства, как любовь или ненависть, должны были отступить на задний план перед необходимостью соблюдения закона чести в том виде, как его понимали армянские горцы. Кодекс мужчины-горца требовал независимо от складывающейся ситуации выполнять свой долг перед семьей и родом, например, исполнить требование кровной мести, несмотря на все препятствия, невзирая на численность или силу противостоящего врага, решительно и бесповоротно вступать в схватку, пусть неравную и заранее обреченную.
Болтливость также считалась неприличной. О военных подвигах своих горец никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным. Самые смелые отличались необыкновенной скромностью: не хвалились своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы, без крика и брани. Особенно неприличным считалось хвалиться своими подвигами в присутствии женщин. Мужчина не должен был распространяется о своих деяниях в обществе женщин.

Скромность и честь девушки
Девочек же, в отличии от парней, воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными и женственными. Любая вольность, дерзость или проявление качеств, присущих мужчинам, могли покрыть имя девушки, таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней.
Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прилюдно. Даже, когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка, вдали от взоров окружающих. Но если об этом узнавали отец или братья девушки, её избраннику могло несдобровать. В случае же, когда парень случайно или умышленно хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода. Единственным местом, где молодёжь встречалась и общалась были места проведения праздников и свадеб.

Взаимоотношения мужчин и женщин
Во взаимоотношениях мужчин и женщин, их поведении на людях, всегда главными элементами были скромность и сдержанность. Считалось неприличным говорить о своей жене или, тем более, хвалить её. Обмен какими-то любезностями между мужем и женой в присутствии посторонних считался бы весьма неприличным и нескромным поведением. За столом гости могли хвалить хозяйку дома, произнести благодарственный тост за неё, но сам хозяин дома никогда этого не делал и старался сдерживать других от чрезмерной хвальбы. К тому же, если в доме были дедушка и бабушка, принято было сперва выказать знаки уважения им. Невестка при этом «оставалась в тени».
Весьма непристойными считались прилюдные громкие ссоры между мужем и женой, или ругань детей. Уважающий себя мужчина никогда не поднимал руку на женщину, даже на свою жену. Но при этом, мужчина всегда был беспрекословным хозяином и главой дома, любое слово которого для домочадцев было законом, не подлежащим обсуждению.
Армянин никогда не обнажался на людях или в общественных местах, даже во время сильной жары или тяжёлой работы. Это считалось бы постыдным и недостойным мужчины поведением. Мужчины и в собственный двор выходили полностью одетыми. Этой нормы приличия придерживались и придерживаются многие из тех, кого мы относим к старшему и среднему поколению. Но жизнь не стоит на месте, и времена меняются. В моду вошли всякие мини-юбки, шорты и т.п.
И всё-же взрослый мужчина, разгуливающий по улице или двору многоэтажного дома по пояс голый, со свисающим через ремень животом, или молодая девушка в мини-юбочке, не могут быть нормами приличия для нашего народа ни в какие времена… Если завтра где-то на Западе войдёт в моду ходить по улицам в купальных костюмах, для нас армян, если мы хотим оставаться таковыми, эта норма должна быть неприемлема.
Никто не будет утверждать, что всем мужчинам надо ходить застёгнутыми на все пуговицы до подбородка, а девушки обязаны носить платья до щиколоток. Но, должны быть определённые рамки для всего, также как и подходящее место и окружающие условия. Если на пляжах и в других местах отдыха шорты – весьма удобная одежда, то приходить на традиционные армянские празднования в шортах – проявление неуважения к окружающим и культуре народа к которому себя относишь.
И в этой связи очень неприглядно выглядят полуобнажённые фотографии наших парней и девушек, в большом количестве выкладываемых на известных сайтах одноклассников, «в контакте» и других. Видимо большинство из этих любителей показать своё тело на весь мир забывают, или же не знают, что тем самым нарушают одно из самых основополагающих норм поведения своего народа.

Честь семьи и кровная месть
Отстаивание чести своего рода, семьи, всегда стояло на первом месте. Случаи преднамеренных убийств или нанесения оскорбления членам семьи, рода неминуемо вели к кровной мести. Никакое оскорбление не могло остаться ненаказанным. Считалось, что такие преступления могут быть смыты только кровью провинившихся и его ближайших родных — мужчин. За убийства семья жертвы наказывала семью преступника, кто покушался на жизнь и честь членов его семьи, чтобы тем самым восстановить «семейную честь». Тот, кто не смог отомстить, покрывал себя и всю свою семью несмываемым позором и становился изгоем общества. Вражда родов могла продолжаться веками, унося десятки жизней молодых мужчин. При этом, даже в самые жестокие времена непримиримой вражды, кровники никогда не трогали детей, женщин и стариков. Такие действия рассматривались обществом, как низость, недостойная мужчины.
Существование или сам факт наличия кровной мести является огромнейшим, прежде всего, сдерживающим фактором перед лицом каких бы то ни было посягательств. А когда всё это сидит в самом нутре человека — он сто раз подумает, прежде чем совершить что либо, за что потом неминуемо будет жестоко наказан или он сам или кто-то из его близких родственников.

Этикет, манера поведения, их нарушение и наказание
В присутствии старших и женщин или же за столом, например, не может быть никаких вольностей, хамства, сквернословия. Сдержанно и скромно принято себя вести также возле храмов, святых мест, кладбищ. Словом, горцы придерживались многих «табу» — неписанных запретов того, что считалось недостойным и унизительным. И хоть каждый и был волен поступать в любой ситуации по-своему, ответственность за поступки перед обществом была очень высока. Потому что общество всегда реагировало адекватно. И если человек шел наперекор правилам и нормам поведения он навлекал на себя позор и презрение окружающих. И не только на себя, но и на всю семью, род, село. В тех условиях, это было хуже физической смерти. В самых крайних случаях на сельском сходе человеку (чаще всей семье) могли объявить всеобщее презрение и отчуждение. Такой человек оказывался в общественном вакууме, как неодушевленный предмет. Никто не имел права общаться с таким или оказывать ему какую-либо помощь. А нарушивший сам рисковал оказаться в том же положении.
Унаследованные от предков традиции держали каждого члена общества в рамках строгого приличия; они же вершили суд и расправы сильнее и быстрее, чем секира королевского палача. Правовые нормы такого неписаного житейского кодекса позволяли предать любого нарушителя всеобщему нравственному осуждению и отвержению…
Несколько десятилетий назад на французской эстрадной сцене блистал шансонье армянского происхождения. Бесспорно талантливый певец, он пользовался в Армении огромной любовью и популярностью, гораздо более большей, чем во Франции. В каждом армянском доме были пластинки с записями его песен, каждый житель страны знал его песни. Затем этот певец влюбился в турчанку и женился на ней, предварительно приняв ислам (таково было условие невесты). Как же отреагировали армяне? Они просто предали имя этого певца полному забвению. Он перестал существовать для армянского народа. И дело тут было не в браке с иноплеменницей. Это армяне еще могли простить. Отказ от духовной веры предков, от национальных ценностей и устоев — вот проступок, не поддающийся прощению народом. В этом случае наступает время самого страшного для армян наказания — бойкота общенационального масштаба. Как представляется, это старый способ наказания, успешно испытанный еще в языческую эпоху.

Источник: www.Hayadat.ru

Традиции армянского народа. — ♀♂ Гостиная для друзей

Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство. 

 

Погребальные обычаи

В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7-й день, на 40-й день и в годовщину смерти.

Свадьба 

 

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.

В крестные выбирают семью, которая сама является примером, чтобы новая семья была похожа на них. Крестный делает самый дорогой подарок на свадьбу. Кстати, поднесение даров – отдельный свадебный обряд. Родственники жениха и невесты, а также гости дарят молодоженам драгоценности, ткани, предметы домашнего обихода, деньги. Свадьба сопровождается множеством различных веселых обрядов.

Во время выкупа невесты родные могут назначить за нее любую сумму, и дело чести крестного найти эти деньги, хотя, как правило, суммы чисто символические. Невесту ведет к алтарю – посаженный отец, а крестные несут ответственность за семью с начала ее образования и до самого конца. На свадьбе невесте дают подержать ребенка, причем обязательно мужского пола, чтобы первенец родился мальчиком. Наутро после свадьбы, женщины из рода мужа приносят в дом невесты красное яблоко, которое символизирует невинность невесты.

 

Рождение ребенка 

 

Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.

При любом радостном событии виновник торжества кладет руку на голову друзьям и близким, говоря «таросе кес» («передаю тебе») — желая им того же счастья, что и у него. 

 

Гостеприимство 

 

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно нужно выпить и покушать — если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется — искренне считают армяне.

Традиции виноделия и изготовления коньяка 

 

Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут  первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Что ж, раскопки действительно свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот. С древнейших времен армяне умели делать хорошее вино, а техника разведения виноградников и ухода за ними, выработанная еще в эпоху государства Урарту, почти не менялась на протяжении столетий.

В хозяйствах, занимавшихся виноделием около дома или в саду, строили виноградную давильню «хандзан». Внутри нее из камня или кирпича выкладывали длинный, обмазанный крепким известковым раствором резервуар с немного наклонным дном и отверстием, выходящим в каменный чан в земле. Мужчины, разувшись и тщательно вымыв ноги, давили виноград в этом резервуаре. Сусло переливалось из первого чана во второй, а затем большими длинными ковшами его разливали в «карасы» (глиняные сосуды), которые хранили, как это было принято в Урарту, вкопанными в землю. Из вина получали и виноградный уксус, а жмых шел на приготовление водки в специальных винокуренных приборах.

Виноград Армении особый — с большим содержанием сахара, а посему и «вырабатывает» больше спирта. Все нехитрое объяснение. Здесь популярны такие сорта как ахтанак, арени, каберне, саперави, кишмиш, мускат, ркацители, на основе которых создаются прекрасные сладкие, полусладкие и сухие вина.

 

Но все же у большинства из нас Армения больше ассоциируется с коньяком. Хотя, коньяк, конечно же, изготавливать значительно сложнее. Только начиная с XIX века, в Армении наладили промышленное производство коньяка. Армянский коньяк производят из высококачественных, отборных сортов винограда, произрастающих в Араратской долине. Мехали, кахет, гаран-дмак, воскеат, чилар — эти сорта винограда и придают напитку тот необычайный бархатный терпкий вкус, вкус родной земли. В процессе первой ферментации из них изготавливается вино. Потом это вино подвергается трем-четырем дистилляциям, в результате которых получается 60-70-градусный спирт. Спирт заливается в дубовые бочки.

Бочки играют далеко не последнюю роль в изготовлении коньяка. Специально подобранные породы дуба поставляются для их изготовления из Франции, России или стран Восточной Европы. В этих дубовых бочках спирт выдерживают от 3-х до 20-ти лет. Только потом опытные профессионалы составляют сам коньяк на основе 3-х, 5-ти или 6-ти коньячных спиртов и родниковой воды из армянских горных источников. Чистая и прозрачная, она является незаменимой добавкой, без нее букет ароматов будет неполным.

А потом, в зависимости от качества коньяка, коньяк выдерживается не менее 12 месяцев, а коллекционный — не менее 3 лет, в старых деревянных бочках перед окончательным разливом в бутылки. Коньяк Армении настоль хорош, отличается таким неповторимым бархатисто-шоколадным вкусом, что даже старина Уинстон Черчилль запасал в год до 400 бутылок. 

 

Традиции народных праздников 

 

Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна…

Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.

 

Летом, в начале августа, когда стано­вится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.

День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина — Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье — «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.

 

Традиционное жилище 

 

Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.

Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.

В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью.

Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.

Традиционная одежда 

 

Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.

Поверх рубашки армяне надевали хлопковый или шелковый архалук – верхнюю одежду с низким стоячим воротником, застегивающиеся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалука надевали более длинную темную шерстяную чуху (верхняя мужская одежда типа черески), присборенную в талии и подпоясанную узким поясом с высокой пряжкой.

Западне армяне поверх рубашки носили жилет, а на него надевали куртку до пояса, с цельными рукавами и без застежек спереди. Пояс заменял длинный широкий тканный шарф, обмотанный несколько раз.

Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.

Головными уборами у мужчин служили шапки разных фасонов: меховые – у восточных, вязаные и тканые – у западных армян. Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок, — своеобразные «башенки» из бумажной ткани с украшениями, обвязываемые несколькими платками, закрывающим часть лица. У западных армянок широкое распространение имели головные ободки с украшениями, поверх которых набрасывались накидки.

У ВАС ЕСТЬ ТРАДИЦИИ?

Расскажите, пожалуйста.

 

Обычаи и нравы в Армении

Столица Армении — Ереван

Армения является страной, в которой преобладающая часть населения исповедует христианство, что в каком-то смысле сближает его с представителями России. Однако не стоит забывать, что это закавказское государство со своими нерушимыми традициями и обычаями, которые армяне свято хранят, передавая из поколения в поколение.

Большинству армян свойственна приветливость и гостеприимность, тактичность и вежливость. При этом они могут быть весьма эмоциональны, как и многие представители кавказских народов, так что не стоит удивляться активной жестикуляции или громкости беседы. Армяне прекрасно знают собственную историю и культуру, любят и ценят родную землю, однако прекрасно умеют уживаться и с представителями других наций. Очень крепки здесь и отношения в семье, уважение к старшим.

Традиционно в армянской семье главой дома является мужчина, однако старшая женщина также имеет широкие права, особенно в вопросах дома, быта. Постепенно права женщины в Армении расширяются, всё чаще молодые люди не желают жить по патриархальным обычаям.

В числе национальных особенностей армян среди прочего отмечается трудолюбие, умение и желание работать. Армения взращивает множество мастеров в искусстве и ремёслах. А выдержка и упорство позволили жителям Армении сохранить целостность своей страны и нации.

Армянская апостольская церковь

Население

На 2014 год население Армении в общей сложности составляло примерно 3, 17 миллионов человек. Отмечено, что численность населения в последние годы снижается за счёт эмигрантов, большей частью в Россию. Армения является практически моноэтнической страной, порядка 97% её населения представлено армянами. Среди этнических меньшинств наиболее многочисленны езиды (1,2 %), русские (около 0,4 %), ассирийцы (0,09 %), курды (0,07 %), а также украинцы, евреи и др.

Значительный отток населения Армении стал результатом серьёзных армяно-азербайджанских конфликтов начала 90-х годов XX века, после которых из страны уехали практически все азербайджанцы.

Армения обладает довольно высоким уровнем урбанизации, в городах проживает порядка 63 % населения, хотя в последние годы это число стало сокращаться. Плотность населения составляет 101,4 чел./км², часто расселение по территориям страны неравномерно. Наиболее густозаселённой территорией является Ереван со своими окрестностями.

Национальные армянские танцы

Язык

Официальный государственный язык Армении – армянский, точнее его восточно-армянский вариант. Однако кроме него очень широко распространён русский язык, его знают около 70 % населения страны за исключением жителей отдалённых горных районов. В Ереване на русском говорят на хорошем уровне, в других районах владение языком может быть хуже. В том числе выпускаются журналы на русском языке, существуют русские телевизионные каналы и радиостанции. В школах изучается русский язык.

Также в стране говорят на езидском и, конечно, на международном английском.

Религия

В подавляющем большинстве своём (94 % населения) армяне исповедуют христианство и являются монофиситами Армянской апостольской церкви, которую возглавляет патриарх-католикос. Существует также небольшая католическая община армян. В Армении есть представители и православного христианства (в основном это русские, греки и украинцы). Мусульмане также проживают здесь, чаще это курды, персы и азербайджанцы, в Ереване для них работает мечеть.

Особо следует сказать об общине езидов, которые исповедуют свою особую религию – езидизм. Сравнительно недавно для представителей данной конфессии в Армавирской области начал работать езидский храм «Зиарат», единственный существующий вне Иракского Курдистана, родины езидов.

Лалеш -Святыня Езидов

Правила поведения

Хотя армяне в целом довольно мирный народ, корректно относящийся к гостям своей страны, стоит запомнить несколько нюансов по общению с представителями этого народа.

Нежелательно пытаться вступать с армянами в политические споры, особенно если это касается отношений с Грузией, Турцией или Азербайджаном. Это больные темы, мнение по которым может не сойтись.

Армяне любят украшать себя, часто можно встретить обилие ярких и дорогих украшений, причём как у женщин, так и у мужчин. Однако серьги в ушах у мужчины могут понять неправильно.

Не стоит бросать слишком долгие или двусмысленные взгляды на местных девушек, даже если они выглядят весьма ярко и привлекательно.

Попав в гости к армянину, стоит попробовать и похвалить большую часть из предложенных блюд и напитков, это правило вежливости хорошего гостя.

В крупных городах мужчинам не положено ходить по улице в шортах и майке, это одежда для курорта. На деловую встречу обязателен костюм, желательно тёмный. Особенное внимание уделяется модной и качественной обуви.

Традиционная женская одежда армян

Национальные армянские праздники

31 декабря — 6 января — Рождественские праздники и Новый год.

6 января — Рождество и Богоявление.

7 апреля — Праздник материнства и красоты.

24 апреля — День памяти жертв геноцида армян.

9 мая — День победы и мира.

28 мая — День Первой Республики.

5 июля — День Конституции.

21 сентября — День независимости.

7 декабря — День памяти жертв землетрясения 1988 г.

История и традиции армянского народа с древних времен до современности.

История и традиции армянского народа с древних времен до современности. В большой семье кавказских народов армяне всегда выделялись. У них уникальное прошлое, более того, они смогли внести собственную лепту в историю других этносов.

Многие обычаи, их культурное наследие вошли в сокровищницу мировой культуры. А уж что касается кухни, то здесь можно считать, что они оказали влияние на гастрономические предпочтения целого региона. Происхождения народа и языка. Предками современных армян некоторые историки считают фригийцев. Во всяком случае, именно этот народ в середине первого тысячелетия до нашей эры начал миграцию, с территории Балканского полуострова поближе к территориям Малой Азии. Этот загадочный , древний этнос и армяне имеют нечто общее – а точнее, язык. Истоки армянского языка. Как утверждают исследователи, фригийцы были носителями протоармянского языка. Они переселились еще в XIII веке до новой эры на Армянское нагорье и облюбовали для себя северную область нынешней Армении , которая как в древности, так и сегодня известна своими плодородными землями. Таким образом, можно считать армянский язык одним из самых древних в мире. Удивительным образом фригийцы смогли сохранить базовые элементы своего языка, несмотря на то, что со временем они полностью ассимилировались с населением, уже обитавшим тут.

На Армянском нагорье проживали, кроме них, еще лувийцы (родственный хеттам народ), хурриты, а также урарты, которые считаются создателями одного из самых мощных в древности государств – Урарту . Все эти этносы смогли мирно сосуществовать и со временем сформировали армянский народ. Поэтому, говоря сегодня про армян, исследователи рассматривают их как представителей огромного этнического и культурного пласта, ведь они – носители не только древнего языка, но и генетические наследники целой эпохи в истории Малой Азии. Существуют и иные версии – так, некоторые ученые усматривают связи с другими этносам – идоиранским и греческим. Если верить этим историкам, то армянский народ сформировался еще в XXII веке до нашей эры и, таким образом, являлся носителем праиндоевропейского языка, распространив его с Армянского нагорья по территории всей современной Европы и Ближней Азии. Насколько это утверждение соответствует действительности, никто не может говорить уверенно. Однако известно, что они как оформившаяся национальная общность ведут свою историю свыше 2500 лет. В 7 столетии до н.э. они занимали огромные территории не только Закавказья, но Малой Азии и Среднего Востока. История армян подтверждается, как древнегреческими источниками, а точнее, трудами Ксенофонта и Геродота, так и вавилонскими. Древняя история потомков фригийцев. В VI веке до н.э. распалось государство Урарту, после чего территории Армянского нагорья попали под власть персидской династии Ахеменидов. В V веке до возникновения христианства армяне принимали участие в походе Ксеркса, а век спустя признали власть Александра Македонского, хотя этот завоеватель и не смог их покорить. Средние века и новая история. В XIV столетии #Армения начала испытывать серьезные проблемы политического характера, поскольку на мировую сцену вышли новые завоеватели. На этот раз в их числе оказался #Тамерлан, а затем свои претензии на их территории заявила #Османская #империя . Здесь им пришлось столкнуться с воздействием не только на их государственность, но и на культуру, и, что гораздо важнее, на религию. Религия и вера армянского народа. Удивительно, однако на протяжении долгого периода персидского и османского владычества свою веру армяне в большинстве своем не поменяли. На сегодняшний день большая часть в народе является христианами. Некогда на территориях, занятых ими сегодня, исповедовались языческие культы, в том числе, зороастризм. Культура, быт, традиции и обычаи.

Многие современные традиции армян берут свое начало в древности. Они смогли сохранить свою культуру и обычаи, которые в некоторых своих проявлениях отличаются от обычаев других кавказских народов, однако не входят в диссонанс с ними. Какие они – современные армяне? Армяне – это неотъемлемая часть современного общества. Их одинаково можно отнести и к европейскому, и к восточному этносам. На сегодняшний день их численность не может быть точно подсчитана, однако, по данным статистики, в мире до 10 до 12 млн представителей этого народа. Они проживают во многих странах, начиная от России и заканчивая Бразилией и Австралией. И везде они вносят нотку армянского колорита, что, несомненно, достойно уважения.

Традиции и обычаи Армян

 

В Армении сохранилось много традиционных народных обычаев, в том числе и несколько языческих, как, например, благословение первого урожая в августе или жертвоприношение ягнят во время некоторых религиозных праздников. Традиционным для армян праздником является Вардананк (день св. Вардана), отмечаемый 15 февраля в память о поражении армянских войск во главе с Варданом Мамиконяном в битве с персидской армией на Аварайрском поле. В этой войне персы намеревались силой обратить армян в язычество, однако после своей победы, понеся огромные потери, они отказались от своего намерения. Таким образом, армяне сохранили христианскую веру, отстояв ее с оружием в руках. В 20 в. у армян появился и день траура: 24 апреля — день геноцида армян в Турции в 1915. 28 мая -национальный праздник День Республики, годовщина создания первой Республики Армения в 1918, а 23 сентября отмечается день независимости второй Республики Армения

Празднование Нового года в Армении

Древний армянский календарь состоял из 12 месяцев по 30 дней и дополнительного 13 месяца, в котором было 5 дней: Навасард, Ори, Сагми, Тре, Кахоц, Арац, Мегекан, Арег, Агекан, Марери, Маргац, Гротиц, Авеляц. Названия месяцев имеют легендарное происхождение. Некоторые летописцы считают, что месяцы получили свои названия по именам 12 сыновей и дочерей Айка Наапета.

 

Однако у древних армян не только месяцы, но и дни имели свои имена: Арег, Грант, Арам, Маргар, Агранк, Маздех, Астхик, Мигр, Дзопабер, Мурц, Ерезкан, Ани, Пархар, Ванатур, Арамазд, Мани, Асак, Масис, Анаит, Арагац, Гргур, Кордуик, Тзмак, Луснак, Црон, Нпат, Ваагн, Сим, Вараг, Гишеравор. И 5 дней 13 месяца: Пайлатзу, Арусяк, Грат, Луснтаг, Еревак.

 

Свои имена имели и часы. Дневные часы: Айг, Тзайг, Зайрацял, Тжарагайцял, Шаравихял, Еркратес, Шантакох, Гракат, Гурпайлял, Таханцял, Арагот, Арпох. Hочные часы: Хаварак, Ахджамухдж, Мтацял, Шахавот, Камакот, Бавакан, Гаватапял, Гехак, Лусатжем, Аравот, Лусапайл, Пайлатзу.

 

В этих именах проявляется творческий вкус древних армян: в названиях часов отражается изменение цветовой гаммы небесного свода. Некоторые из этих названий сохранились до сих пор, показывая определенный промежуток времени (например, айг — рассвет, ахджамухдж — сумерки, аравот — утро).

 

По дошедшим до  современников данным, армяне имели 3 новогодних праздника: Аманор, Навасард, или Каханд, и 1 января. До XXV в. до н. э. наши предки Новый Год встречали 21 марта, когда продолжительность дня равна продолжительности ночи. Этот выбор не был случайным. В эти древние времена армянские жрецы, основываясь на своих наблюдениях, убедились, что природа пробуждается в начале весны. Этот день армяне отмечали торжествами, в которых прославляли пробуждение природы, труд земледельца, обращались к богам, прося, чтобы год был урожайным.

 

Второй новогодний праздник у армян — это Навасард, который отмечался 11 августа. По легенде, Айк Ахехнавор (Айк Лучник), убив в Айоц Дзоре тирана Бэла, даровал свободу своему роду и будущим поколениям. Это произошло 11 августа 2492 г. до н. э. (по другим данным — в XXII в. до н. э.). И этот день стал началом нового года для армян.

 

 

Августовский новый год армяне называли Навасардом (Нав — «новый» + сард — «год»). Главные новогодние представления происходили на обоих берегах реки Аратзани, на склоне горы Нпат. На торжествах принимали участие царь и царица со своей свитой, полководцы вместе с армянским войском. Сюда приезжали со всех концов Армении. Смысл праздника был не только в веселье, но и в единении народа.

 

Празднества длились несколько дней. В один из этих дней люди пили сладкие напитки и легкие вина. В день Навасарда пьяных людей практически не было, так как древняя армянская поговорка гласит: «Боги больше всего плевела оставляют на поле пьяницы». На этих праздниках даже еда была умеренной.

 

Из-за разных климатических условий Армении в разных районах на праздничный стол подавались различные блюда. Однако в новогодний праздник все блюда имели что-то общее, что подчеркивало национальные особенности. В этих блюдах первое место занимала круглая пшеница, которая росла только в Армении. Наши предки на стол клали хлеб, испеченный из этой пшеницы, чтобы языческие боги армян сделали новый год плодородным. Наверное, одна из древних армянских поговорок — в новогодний день нельзя брать в долг хлеб — является результатом этих традиций. И поэтому всегда старались на новогодний стол положить хлеб, испеченный из пшеницы, выращенной своими руками.

 

Есть другая древняя поговорка: «без вина придет новый год, без нгатзахика — запаздает». В древности нгатзахик был самой известной приправой. Этот вызывающий аппетит цветок рос на склонах Масиса (Арарата). Его собирали и сушили армяне, живущие в районах Масйацотн и Тжакатк, а потом распространяли по всей Армении. И в каком бы районе ни жил армянин, на Новый Год он всегда имел нгатзахик. Эта традиция (применять в новогодних блюдах сушоный нгатзахик) была символом национального единения армян. Нгатзахик связывал всех армян с Масисом — сердцем Родины.

 

В XVIII в. по календарю католикоса Симеона Ереванци (Симеона Ереванского) 1 января было принято считать началом нового года. Однако еще до этого в разных местностях Армении и в разных поселениях беженцев-армян армяне уже праздновали 1 января как начало нового года. 1 января в список новогодних блюд включаются продукты, названия которых начинаются с буквы Н: Нгатзахик, Нур (гранат), Нуш (миндаль) и др.

 

 

Вардавар

В ряду армянских традиционных праздников Вардавар самый большой летний праздник, который отмечается после Пасхи (Затика) по истечении 14 недель. В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик, в чей храм паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. После принятия христианства праздник внешне изменился, но сохранил свою суть. Церковь заменила его праздником Преображения Христа, который по армянскому календарю отмечался в первый день месяца Навасард, 11-го августа. В последствии праздник нового Преображения переместился на первое воскресенье через 14 недель после Пасхи. Вардавар отмечается в течение 35 дней, с 28-го июня по 1-е августа. Слово «Вардавар» имеет разные значения. В одном из вариантов, слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» — «вода» и «вар» — «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом ни на возраст, ни пол, ни на общественное положения. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой. В прошлом праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.  Как и другие традиционные праздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Вардавар единственный в своем роде праздник, который знаменует объединение всей семьи, всего рода, и не случайно, что в этот день принято навещать своих родителей и родственников. Другое значение праздника включает в себя любовь, которая олицетворяется любовью бога Ваагн и богини Астхик. Некоторые исследователи Астхик называли праздник «Вардаматн», связывая слово «Вардавар» с корнем «вард (роза)». Даря розы и разливая розовую воду, она сеяла любовь по всей армянской стране, а Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешит его увидеть, что пускается в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви. В некоторых сохранившихся обычаях: украшаться розами, обливать друг друга водой, выпускать голубей, — христианская церковь видит отзвуки старых традиций Библии, связанных с великим потопом, Ноевым голубем и т. д. И сегодня этот праздник отмечается с большой шумом и весельем. 

 

Меци Пагк (Великий Пост)

Великий, или сорокадневный, Пост начинается сразу после Арачаворац поста и завершается Пасхой. Он длится семь недель. В старину в воскресные дни пост не соблюдался, согласно традциям 34 Апостольских канонов. Во время Великого Поста из обрядов и таинств допускается только крещение. Воскресенья Великого Поста имеют свои названия. Первые два — Артаксман, 3-е — Анараки, 4-е — Тнтеси, 5-е — Датавори, 6-е — Галстян, 7-е — Цахказард. Это связано с шараканами — притчами и чтениями, которые поются в эти дни. Каждое из названий связано с определенным библейским эпизодом: Артаксман — «Исход» — с исходом Адама и Евы из рая, Анараки — «Блудный» — с возвращением блудного сына, Тнтеси — «Домоправитель» — с притчей Христа о добром домоправителе, Датавори — «Судья» — с притчей о несправдливом судье и бедной женщине, Галстян — с преданием о первом и втором пришествиях Христа, и Цахказард — «Вербное воскресенье» — с преданием о входе Христа в Иерусалим.

 

Во время Великого Поста в каждом доме подвешивали или лук, или яблоко, или шарик из теста. В шарики обычно втыкали семь перьев. В разных местах эти шарики называли по-разному: в Басене — Ахелуц, в Казахе — Папи плор.: Каждое воскресенье снимали по одному перу — так отмечали течение поста. То же проделывали с четырьмя белыми и тремя черными перьями, которые получили название аглатизы. Белые символизировали зиму и пушистый снег, а черные — весенние дни, когда обнажается земля. В народе верили, что если кто- то не соблюдает пост, то аглатиз выколет ему глаз.

В день Цахказарда дети и молодые ходили по домам с ветками, пели песни, получали в дар яйца, которые собирали для Пасхи. Молодые невесты только после Цахказарда имели право входить в отцовский дом. Цахказард — это еще и праздник весны (Царамут, или Царебер — от слова, означающего «дерево»), и в церкви помимо чтения, которое относится к торжественному входу Христа в Иерусалим, традиционно прочитывается и часть из книги Песни Песней, где восхваляется весна. 

 

Святой Крест

Армянская Апостольская Церковь в своем

армянских блюд — 10 лучших армянских блюд

Армения — страна волшебства и вкусной еды. Во время посещения Армении интересно узнать больше об армянских блюдах, поскольку они несут в себе историю, традиции и обычаи Армении.

Армянский хлеб

Армяне не представляют себе еду без хлеба, поэтому употребление хлеба в Армении стало почти традицией. Вы никогда не увидите армянина, который ест свое блюдо без хлеба, поэтому армянские женщины разработали новые виды хлеба и новые способы выпечки хлеба.

lavash 1. Армянский лаваш

Лаваш — это чистый традиционный армянский хлеб. Кстати, в 2014 году он был внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО как «приготовление, значение и внешний вид традиционного хлеба как выражения культуры в Армении». Это диетический хлеб.

Рецепт лаваша

Выпекается в печи под землей «Тонир». Тесто должно быть слишком жидким. Честно говоря, запечь в духовке тяжело, есть опасность упасть в тонир.
Состав лаваша:
мука
вода
соль

matnaqash 2. Матнакаш

Еще один вкуснейший армянский хлеб — Матнакаш. Этот хлеб является самым популярным в Армении и среди армянских мужчин, поскольку он утоляет голод быстрее, чем другие виды хлеба.

Рецепт матнакаша

Матнакаш не такой жидкий, как лаваш, и не считается диетическим. Если вы на диете, не ешьте это.
Состав Матнакаша:
мука
вода
сахар
сухие дрожжи
соль
яичный белок

khorovats 3.Хоровац (армянское барбекю)

Если говорить о самой любимой еде армян, первое, что приходит мне в голову, это хоровац (вы знаете его мировое название — барбекю). У армян свой уникальный способ приготовления хороваца.

Хоровац Рецепт

Хоровац готовится на пылающих углях в месте под названием «мангал». За приготовление хороваца отвечают мужчины-армяне, поэтому вкус блюда отменный.
Ингредиенты Хороваца:
Свинина
Перец
Лук
Соль
Овощные ингредиенты Хороваца:
Помидор
Зеленый перец
Баклажан
Картофель

Armenian-kebab 4.Армянский кебаб

У армян есть разные виды кебаба, так как это второе любимое блюдо после хороваца. В Армении кебаб, как и хоровац, считаются фаст-фудом, хотя и не вредит здоровью.

Рецепт кебаба

Для приготовления кебаба вам придется потрудиться с мясом, так как оно должно «подчиняться» вам.
Состав кебаба:
говядина
свиной жир
лук
красный перец
зеленый лук
смешанная зелень
соль

khashlama 5.Армянская хашлама

Хашлама — это суп, в состав которого входят разные овощи, зелень, мясо, поэтому он полон многих витаминов. Хашлама — лучший выбор для тех, кто очень голоден.

Рецепт хашлама

Хашламу легко приготовить, нужно просто смешать все ингредиенты вместе.
Состав хашлама:
Баранина
картофель
лук
красный сладкий перец
помидоры
острый перец
чеснок
петрушка,
кориандр,
базилик
соль,
перец

khash 6.Хаш-суп

Среди неписаных традиций Армении хашу есть свое место. При употреблении хаша нужно соблюдать несколько вещей: никогда не есть ложкой, пить водку с хашем, сушеный лаваш должен найти свое место в супе и так далее.

Рецепт хаша

Этот суп готовится очень долго. Можно даже просидеть всю ночь, чтобы съесть вкуснейший суп хаша.
Состав хаша:
говяжьи ножки
чеснок,
соль,
зелень

7.Ishli Kufta

Армянская альтернатива котлету — Ishli Kufta, гораздо вкуснее. Вкусная начинка, интересная форма и привлекательный вид зовут вас отведать и соблазнить Ishli Kufta. Слишком вкусно, особенно с лимонами.

ishli-kufta Рецепт Ишли Кюфта

Самое вкусное блюдо приготовить не так просто.
Ishli Kufta Ингредиенты:
Для несушки
говядина,
булгур (вид пшеницы)
лук
Для зачистки
говядины
лук,
топленое масло,
петрушка
соль
красный и черный перец

harissa 8 .Армянская Харисса

Харисса — это традиционная армянская еда. Его история восходит к геноциду армян 1915 года, когда турецкое правительство пыталось убить всех армян, и небольшая провинция под названием Муса Лер в течение 40 дней боролась без еды, питаясь только Хариссой.

Рецепт хариссы

В 1915 году армяне варили суп из курицы, и во время 40-дневной борьбы курица почти закончилась, и им пришлось добавить в суп коркот, чтобы раздать его людям.
Ингредиенты хариссы:
коркот (сушеная или жареная колотая пшеница)
курица или баранина
зелень
соль
перец
масло

ghapama 9.Гапама

Гапама — известное армянское блюдо из тыквы. Капама не только слишком вкусный, но и фантастический вид. Чтобы создать такое произведение искусства, как Гхамапа, требовалось огромное воображение.

Рецепт хапамы

При приготовлении хапамы нужно быть слишком осторожным, ведь помимо вкуса стоит обратить внимание на красоту этого блюда.
Гапама ингредиенты:
Тыква,
рис,
сухофруктов (миндаль, яблоко, кизил, абрикос, чернослив, изюм)

summer-dolma 10.Долма

Существует много споров о происхождении долмы, поскольку армяне настаивают на том, что долма — армянское блюдо, а турки уверены, что это их блюдо. Такого рода обсуждение неуместно, поскольку они жили рядом друг с другом и некоторые из их традиций, обычаев и блюд совпадают.

Рецепт долмы

Долма — одно из самых любимых блюд в Армении, поэтому армяне готовят его с особой любовью.
Состав долмы:
фарш (обычно говядина)
лук
рис
Гвоздика чеснока
молотый черный перец
порошок карри
томатная паста
паста из красного перца
Сухие травы, такие как базилик, укроп,
винные листья
Варка вода

В Армении есть что открыть! Открываем Армению вместе с Levon Travel!

.

Армения в Европе или в Азии? На каком континенте находится Армения?