Skip to content

Башкирская свадьба: Уж замуж невтерпеж по-башкирски: особенности национальной свадьбы — Новости Свердловской области

Уж замуж невтерпеж по-башкирски: особенности национальной свадьбы — Новости Свердловской области

В Башкортостане к браку относятся очень серьезно, поэтому башкирская свадьба – большой праздник, которому предшествует множество подготовительных мероприятий. Это не просто торжество, это целый комплекс традиций, которые беспрекословно соблюдались предками. Конечно, сегодня свадебные обычаи немного трансформировались, а некоторые вовсе забылись, но несмотря на это, свадьба у башкир – событие особенное, к подготовке и проведению которого подходят со всей ответственностью.

Во многих свердловских муниципалитетах традиции празднования башкирской свадьбы сильны и сегодня. Секретами торжества поделилась руководитель Курултая башкир Свердловской области Нафиса Тюменцева. Она рассказала, что сегодня молодые люди все бережнее относятся к своим национальным традициями. Конечно, говорить о том, что все они будут играть свадьбу с соблюдением обрядов, не приходится, но когда-нибудь и это, возможно, станет нормой. В нашем материале – о том, какой должна быть настоящая башкирская свадьба.

Решение о проведении свадьбы

Ещё до XIX века башкиры заключали брачные сговоры между родителями новорождённых – «помолвки в колыбели» или даже между еще не родившимися детьми. Закреплялся договор обрядом «сыргатуй». Позже, когда приближалось время обручения, семьи начинали основательную подготовку к свадебному торжеству: заранее собирали приданое, самостоятельно шили наряды, готовили дом к приезду гостей.

Сватовство

Башкирские традиции таковы, что отец жениха, посоветовавшись с супругой, спрашивал у молодого, согласен ли тот на брак, а затем сам выбирал, кто станет невестой, и вместе с родственниками ехал сватать девушку.

«Процесс сватовства – интересная, яркая предсвадебная традиция. К нему заранее готовится и отец девушки: он, зная о приезде сватов, приглашает родных в свой дом и торжественно принимает гостей за щедро накрытым праздничным столом. Основную цель приезда оставляли на конец вечера.

До этого же – шутили, веселились, угощались. Лишь в завершении застолья оговаривали калым, условия проведения свадьбы», – рассказала Нафиса Тюменцева.

Калым

Башкирская традиция обязательного выкупа за невесту не растеряла свою актуальность и сегодня. Чаще всего – это внушительная денежная сумма, что делает свадьбу для семьи девушки еще и очень хорошей возможностью улучшить финансовое положение. Кроме того, семья жениха берет на себя расходы по организации свадьбы. Именно поэтому родители мальчиков начинают делать сбережения для свадьбы задолго до совершеннолетия ребенка.

Подарки семье невесты

Помимо калыма, предусматривались обязательные подарки от жениха. Матери –шубу, отцу – лошадь, украшения и деньги на расходы, хорошая ткань для свадебного платья невесты, а также вторая лошадь для традиционного свадебного угощения.

Приданое

Семья невесты тоже вносила вклад в будущую жизнь молодых и готовила приданое: это могли быть предметы домашней утвари, одежда, ковры. Собирать его начинали за много лет до свадьбы и многие предметы делались руками самой невесты или же близкими ее родственницами. В частности, девушкам необходимо было подготовить (соткать и вышить) все для юрты, которую по традиции в день свадьбы ставили родственники невесты, а также создать весь комплект одежды для торжества.

В современное приданое башкирской невесты могут входить десятки отрезов дорогих тканей, украшения, платки, ковры, пальто и даже бытовая техника.

Посещение домов невесты и жениха

После того, как отец жениха посетил дом сватов, родители невесты совершали ответный визит. И тоже не с пустыми руками. Мать девушки привозила сундук с платками, нитками, рубахами, тканями. После праздничного обеда мужчины приходили в женскую комнату (к приезду сватов в доме молодого были подготовлены две комнаты: женская и мужская), где дамы открывали сундук. Та женщина, что соглашалась открыть сундук, получала подарок (платок), а кусочки ситцевой ткани продавала собравшимся мужчинам за небольшие деньги.

Остальные предметы из сундука также получали собравшиеся в доме родственники: нитки – старшие женщины, которые молились за новобрачных; рубашку – отец жениха, которые взамен дарил новым родственникам домашних животных.

Свадьба

Свадьба, которую башкиры именуют Туй, длится несколько дней. Она начиналась с того, что молодой человек приходил в дом тещи и тестя – забрать любимую. К этой встрече готовились заранее и старались устроить богатый праздник с самыми лучшими национальными блюдами, самыми веселыми играми и даже со скачками.

Здесь же, в родительском доме девушки, проходил свадебный обряд, а затем и размещались все гости. Согласно древнему обычаю, им подавали бешбармак – популярное блюдо башкиров из лапши и мяса. Затем гости вручали подарки молодоженам.

Так проходил первый день невесты, который считали малой свадьбой. В этот же день приглашали муллу, и спрашивали отца девушки, согласен ли он на свадьбу. Получив положительный ответ, мулла зачитывал строки из Корана и записывал регистрацию брака в метрическую книгу. Теперь жених получал разрешение приходить в дом к своей невесте в качестве мужа. За эту работу мулле платили 1% от общей суммы калыма.

На второй день свадебного башкирского торжества закалывали лошадь. В этом особом ритуале принимали участие и мужчины, и женщины. Все они одевались в простую повседневную одежду. Когда гости собирались в условленном месте, на них с криками набрасывались свахи. Так начиналась еще одна традиционная забава башкир – массовая потасовка.

Отъезд невесты

После свадьбы молодая жена покидала дом, однако и это делалось по особым правилам. Например, родня женского пола обязательно чинила супругам препятствия. И несмотря на то, что проходило это весело, были в обряде и неприятные стороны: древняя свадебная традиция оборачивалась большим количеством порванной одежды.

Основным обрядом считается ритуал переодевания новобрачной в наряд женщины, а также смена девичьего головного убора на женский. Например, на юге и востоке Башкирии на платок новобрачной надевали головной убор с кораллами в форме шлема – кашмау, а в других регионах – расшитый бисером колпак.

Теперь девушка была готова к тому, чтобы покинуть дом. Однако перед этим она должна была попрощаться с родными: молодая жена заходила во все дома родственников в ауле и каждой женщина дарила скатерть, нити и полотенце, взамен же получала ценности. Девушку обязательно сопровождали четыре подруги, которые держали над ее головой платок и плакали.

Завершался этот ритуал переодеванием жены в самый лучший наряд. Так она отправлялась в дом мужа, однако уезжала не одна, а с одной из родственниц, которая позже проводила обряд продажи молодой жены свекру.

После свадьбы

На утро после свадьбы молодой жене давали коромысло и ведра, отправляли к колодцу за водой. С собой она брала привязанную к ниточке монету и преподносила ее водяному духу, который, по поверьям, живет в колодце. Во время ритуала молодую башкирскую жену окружали дети, которые всегда пытались вытянуть монетку из колодца. После этого обряда супруга могла больше не стесняться своего мужа и открыть лицо перед ним.

«Современные традиции намного проще. Но многие башкиры знают и верят: при соблюдении некоторых обычаев жизнь будет спокойная и благоприятная. В наших традициях много мудрости. Сейчас заметно, что мы возвращаемся к своим корням. Это можно увидеть, наблюдая за башкирами, например, на Урале. Концерты башкирской музыки собирают полные залы. Все больше людей приходят на наши национальные праздники, интересуются культурой, стараются быть сопричастными к жизни башкир», – говорит руководитель Курултая башкир Свердловской области Нафиса Тюменцева.

Как отмечается башкирская свадьба.

Башкирская свадьба в традиционном представлении — это долгий культовый обряд, строго соблюдавшийся предками. Раньше за новобрачных между собой договаривались родители. И нередко невеста и жених впервые виделись уже на праздничном торжестве.

Предварительным этапом праздника является религиозный ритуал соединения брачных уз — «Никах», совершаемый мусульманским священником муллой.

Ритуал проходит в мечети, но можно пригласить священнослужителя и домой. Заключая брак, мулла делает специальную запись в метрической книге. Многоэтапный обряд по традиции проводится дома у невесты и жениха.

# Свадебные традиции

Свадебные традиции и обряды Башкирии

В Башкирии размышлять и строить планы свадебного торжества родители начинают еще тогда, когда их дети совсем в юном возрасте. По достижении положенного возраста, молодым людям устраивают помолвку сыргатуй. Задолго до назначенного дня праздника родственники и родители начинают скрупулезную и серьезную подготовку. Родные убирают и вычищают дом, приусадебную территорию, шьют национальные костюмы, собирают невесте приданое. Свадебный обряд башкирского народа весьма многоэтапен и включает в себя следующие моменты:

  • Одобрение родителей на свадьбу с двух сторон.
  • Обсуждение технических моментов свадьбы: подарков, калыма, угощения.
  • Религиозное бракосочетание «Никах».
  • Старинные традиционные послесвадебные ритуалы.
Сговор родителей о свадьбе детей

У башкиров главой семьи считается мужчина, отец жениха. По древним обычаям именно он принимал решение о свадьбе, и за ним оставалось последнее слово. Мать и жениха отец спрашивал лишь символически, так как перечить главе дома было не принято. Затем организовывалась встреча с отцом будущей невесты. Если сватовство принималось благосклонно, начинался, пожалуй, самый сложный момент башкирской свадьбы — обсуждение калыма. В знак глубокого уважения к новым родственникам договаривающиеся стороны пили мед и кумыс из одной чаши.

Такой Сговор считается священным, и отказ от свадьбы после него практически невозможен. Если по каким-либо серьезным причинам торжество должно отмениться, калым следует вернуть в полном объеме, а нередко и в повышенном, в качестве компенсации морального ущерба.

Переговоры о калыме

Размеры выкупа на башкирской свадьбе не лимитируются и зависят только от финансового благополучия родителей. Красивая знатная невеста может получить огромный калым в виде поголовья разнообразного скота, транспорта, дорогой посуды, украшений, ковров, изысканных тканей, денег. Весь этот скарб составляет предметы будущей жизни молодых. Исключением могут стать лошади. Одно животное по традиции должно преподносится отцу невесты в качестве благодарности за хорошее воспитание дочери. Вторая лошадь используется как часть свадебного стола, так как конина — исконная башкирская еда. Нельзя оставлять без внимания и мать невесты, как правило, ее одаривают щедрым и красивым подарком: богатой лисьей дохой или шубой.

Родители невесты также должны преподнести молодым дорогие подарки, деньги или скот. Хорошим знаком считается личный презент от жениха невесте. Это может дорогое украшение, национальный халат или сапоги. После приятных хлопот с двухсторонними подношениями даров следует небольшое застолье.

Посещение дома невесты

Перед религиозным бракосочетанием родители невесты принимают у себя семью жениха. По традиции в доме девушки собирались все будущие родственники со стороны жениха. После вручения подарков, начинались обязательные приготовления к башкирской свадьбе. Отец жениха привозил лошадь, которую следовало заколоть и приготовить. Для этого отводился второй день торжества. После знакомства и ночевки родственники всей гурьбой резали животное. Для этого нужно было облачиться в обычную одежду, чтобы не испачкать праздничный наряд. В процессе активно участвовали и женщины, помогали, придирчиво оценивали конину на жирность. Интересной и веселой традицией была шуточная потасовка будущих родичей. Родственникам жениха приходилось в шутку отбиваться от сватов.

Приезд тестя с тещей к отцу жениха

По традиции башкирской свадьбы, через несколько дней после приезда сватов, тесть и теща наносят ответный визит дружбы в дом жениха. При этом гостей размещают раздельно, каждая половина дома должна быть поделена на мужскую и женскую.

Раньше проводился еще один самобытный ритуал. Мать невесты брала в дорогу сундук с таинственным содержимым. После угощения и беседы все гости шли на женскую половину, где требовалось открыть сундук, непременно посторонней женщине. В сундуке оказывались нитки, символические лоскуты ткани, этническая рубаха. Рубашка с поклоном вручалась отцу молодого жениха, нитки передавали старшему поколению женщин. Пожилые бабушки принимали дар с определенными молитвами, чтобы сберечь его в знак долгой супружеской жизни молодых. Лоскуты служили своеобразным предметом для дополнительного сбора денег, так как сваха продавала их гостям, а деньги отдавала молодой семье. Мать невесты вручала девушке мелкую птицу — символ перелета в другое гнездо. Затем все душевно прощались и разъезжались до следующего обряда.

Малая свадьба

Так называемая малая свадьба, то есть строгий религиозный ритуал при участии муллы традиционно проводится в доме невесты. Обычно на таком обряде присутствует все старшее поколение. Приглашенный священник торжественно спрашивает новобрачного о согласии на брак. Получив утвердительный ответ, начинают возноситься мусульманские молитвы. Окончательным этапом обряда должна стать запись о заключенном браке в документе. За свои услуги мулла получает плату в размере одного процента от стоимости калыма. Священная запись дает жениху полное право видеться с новобрачной в ее доме под присмотром пожилых родственниц.

Празднество Туй

Следующий шаг планомерного праздника — праздник Туй, во время которого тесть устраивает грандиозное торжество для новых родичей у себя дома. Праздник может затянуться на несколько дней, во время которых родители невесты накрывают стол богатыми угощениями. В перерывах между застольями устраиваются состязания по национальной борьбе, скачки на лошадях, веселые игры. Если доход родителей невесты более скромный, можно вполне ограничиться праздничной трапезой.

Отъезд невесты в дом своего мужа

Отъезд мужа и жены в свое жилье — не менее интересное событие. Башкирская свадьба богата различными оригинальными традициями и забавами. Например, чтобы не расставаться с любимой подругой, девушки-родственницы, сестры устраивают молодому мужу разнообразные препятствия. Невесту могут спрятать в лесу или привязать ее постель к дереву веревкой. Вокруг девушки разворачиваются настоящие баталии, частенько сопровождающиеся порчей одежды. Но таковы древние традиции, и их уважали.

Трогательным моментом считается всеобщее прощание родственников с юной новобрачной. Женщины с плачем обнимаются с девушкой, которая обходит все дома в деревне. Раньше над головой будущей супруги был растянут платок, который несли подруги. Юная жена одаривала на прощание подружек и родственников полотенцами, платками, бусами. Родственницы давали ей деньги в дорогу и подарки на память.

На башкирской свадьбе с невестой всегда должна быть близкая родственница, которая провожает ее до будущего дома. Там женщина может устроить шуточную продажу невестки свекру и получить денежный выкуп. После обряда молодая жена была обязана встать перед новыми родителями на колени, трижды преодолевая их сопротивление. Затем следовал обмен мелкими подарками с двух сторон.

Следующий день после свадьбы

Если вспомнить самые древние обычаи, то после первой брачной ночи в новом доме, поутру, молодая жена в сопровождении родственников и детей должна была сходить по воду с коромыслом и ведрами. Набрав студеной воды, девушка бросала в воду монетку из серебра, прикрепленную к нитке. Этот обряд является поклонением древнему духу воды. Если кому-то из детей удавалось выловить ценный приз, юная жена могла открывать лик законному супругу.

Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу

Башкирская свадьба — серьезное и хлопотное мероприятие, которое требует хорошей подготовки. Отдельно стоит описать красочный национальный костюм для торжества. Башкиры любят яркие насыщенные цвета, с вышивкой тамбурным швом. Свадебное платье по своей фактуре достаточно сложное. Пышная юбка украшается атласной тесьмой разных цветов, оборками, причудливыми узорами. Поверх основного наряда набрасывается богато украшенный халат.


Во время башкирской свадьбы происходит еще один увлекательный обряд перевоплощения невесты в жену путем переодевания. Под плач и причитание с невесты снимают свадебный убор и меняют на символический женский. После этого молодая жена может переступить порог дома мужа. Свадебный убор выбирается в виде платка, как в Юго-Восточной Башкирии или в форме колпака, расшитого камнями, серебром, кораллами, бисером.


Важную роль в свадебном одеянии играют цвета. Палитра башкирской свадьбы — это алый, насыщенный синий, ярко-зеленый. Для жениха шьется красный кушак на пояс, образ невесты украшают разноцветным пояском. Раньше башкирская одежда возводилась в культ, ее месяцами расшивали и украшали, и такие элементы гардероба служили хорошими подарками. Молодая невеста перед таинством может подарить суженному рубашку, сшитую и украшенную собственноручно или национальный головной убор.

Башкиры в Узбекистане Профиль группы людей

Введение / История

Башкиры — тюркский народ, проживающий в основном в Уральских горах Башкирии, Россия. Некоторые также живут в бывших советских республиках Казахстана и Узбекистана. Их происхождение до сих пор несколько неясно.

Сегодня башкиры составляют лишь небольшую часть народностей, проживающих в Башкирии.

Башкиры очень тесно связаны с русскими татарами. Единственное различие состоит в том, что их языки различаются по диалекту. Башкиры говорят по-башкирски; однако даже сегодня многие объявили татарский своим родным языком.

В прошлом башкиры были кочевыми пастухами. Они жили кланами и никогда не считали себя чем-то большим, чем просто племенем. На самом деле до советской революции 1917 года башкирской культуры даже не существовало. Они просто считали себя татарами, соседним тюркским народом, оказавшим на них большое влияние. Они были классифицированы как башкиры только с 1030-х годов.


Какова их жизнь?

В прошлом деревни были разделены на «патрилинейные» (преобладающие мужчины) племена. Башкиры вели свои дела, регулировали споры и искали помощи внутри этих родоплеменных структур. Эта сильная племенная структура позволяла им успешно сдерживать русскую оккупацию в семнадцатом и восемнадцатом веках. Однако ближе к концу восемнадцатого века они потерпели поражение.

В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков на территорию Башкирии был большой приток татар, русских и других групп. Пришельцы начали скупать или захватывать пастбищные угодья, нанося серьезный ущерб экономике башкир. Внезапно башкиры, из поколения в поколение жившие пастухами, были вынуждены отказаться от кочевого образа жизни. Они обратились к сельскому хозяйству, чтобы выжить. Некоторые, однако, переехали в города, чтобы найти промышленную работу. Образ жизни башкир сегодня мало чем отличается от образа жизни среднего россиянина, проживающего в средней полосе России.

Большая часть социальной значимости племени утрачена. Сегодня сама деревня считается ключом к их социальной структуре. Некоторые из башкирских групп утратили всякую память о своем племенно-родовом происхождении. Тем не менее чувство родства и верности сородичам все же выражено.

Около половины башкир проживает в городах, другая половина — в сельской местности. Некоторые башкиры живут в крестьянских общинах. Старый способ строительства домов заключался в использовании бревен или высушенных на солнце кирпичей, а раньше полы были земляными. Некоторые жители сельской местности полагаются на сельское хозяйство и животноводство как на источник средств к существованию. Обычно разводят лошадей и овец, а также немного крупного рогатого скота и коз. Овец выращивают ради шерсти, шкур и мяса. Они наслаждаются ферментированным напитком, называемым кумысом, который делают из молока лошадей.

Сегодня выращивание пшеницы, овса, подсолнечника, кукурузы, огурцов, томатов, картофеля осуществляется на современном оборудовании.

Брачные обряды башкир обычно проходят в их домах. Однако в брачном договоре обычно участвует мулла (мусульманский лидер). Молодые молодожены живут с родителями мужа до тех пор, пока не будут готовы создать собственную семью. Многоженство (обычай иметь более одной жены одновременно) ушло в прошлое, будучи запрещено Семейным кодексом России.

Единственными национальными школами, доступными для башкирских детей, являются те, которые находятся в пределах их национальных границ. Точно так же единственная типография на их языке находится в их регионе. К сожалению, немало башкир проживает в колониях, расположенных за пределами этой территории. Там доминируют русские школы, газеты и культурные практики. В то время как сельские жители сумели сохранить свою национальную идентичность, жители городских колоний влились в русский образ жизни.

Хотя использование «народных средств» все еще распространено, для лечения более серьезных заболеваний используются лекарства и клиники советского образца. Медицинские услуги бесплатны, что привело к улучшению здоровья башкир. Сегодня люди живут дольше, а умирает меньше детей, чем в прежние времена.


Хотя башкиры не так ревностны, как другие мусульмане, на любую форму ислама трудно повлиять.
Каковы их убеждения?

Башкиры почти сплошь мусульмане. В восемнадцатом веке Православная церковь пыталась обратить их в христианство, но сегодня христиан очень мало. Те, кто обратился в христианство, теперь организованы в крошечное меньшинство, известное как нагайбаки.

Ислам не так глубоко укоренен среди башкир, как среди татар. Однако Уфа, столица Башкирии, была центром религиозной жизни европейских мусульман России с восемнадцатого века. Здесь находится «Мусульманское духовное управление Европейской России и Сибири». Только в Башкирии более ста мечетей.


Каковы их потребности?

Башкиры очень мало знают о своей истории. Это люди, которым не хватает уверенности в том, кто они есть. Им нужно знать, что эту безопасность можно обрести только через Иисуса Христа!

Хотя башкиры не так ревностны, как другие мусульмане, на любую форму ислама трудно повлиять. Эту твердыню можно разрушить только молитвенным заступничеством.


Prayer Points

Просите Господа послать работников на жатвенные поля Казахстана, Украины и России.
Молитесь, чтобы Бог воздвиг верных заступников, которые встанут в проломе за башкир.
Просите Бога укрепить, ободрить и защитить небольшое количество башкир-христиан.
Молитесь, чтобы Бог поднял любящих русских христиан, чтобы они протянули руку помощи своим соседям-мусульманам.
Просите Святого Духа смягчить сердца этих мусульман по отношению к христианам, чтобы они были восприимчивы к Евангелию.
Просите Господа воздвигнуть среди башкир крепкие поместные церкви.

Писание Молитвы за башкир Узбекистана.

Источник профиля: Всемирный молитвенный центр Бетани

Башкиры в Казахстане Профиль

Введение / История

Было несколько исследователей и торговцев, имевших контакт с башкирами, но в 922 году арабский посол написал первое описание этой группы кочевых народов. Некоторые из них были пчеловодами, но большинство были скотоводами, разводившими лошадей, крупный рогатый скот и овец. Они отличались жесткостью и воинственностью.
На протяжении веков над башкирами доминировали более могущественные народы. К 1236 году Чингисхан и монголы присоединили свои земли. У них было больше независимости после падения Монгольской империи, но к середине 1700-х годов башкирские земли постепенно пожирались русскими царями. Иван Грозный и Екатерина Великая были среди их завоевателей, и с тех пор их земли в той или иной форме подчинялись России. Они встали на сторону большевиков-коммунистов в 1917 революции, так что на время русские дали им определенную степень независимости. Их родина была единственной, которая добровольно ассоциировалась с вновь образованным СССР.
Хотя большинство башкир живут на своей родине, которая сейчас находится на юго-западе России, другие бежали в другие страны, такие как Беларусь, Молдова, Украина, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизия, Азербайджан и Армения.

Какова их жизнь?

Астана, столица Казахстана, является домом для процветающей башкирской общины. Как правило, башкиры, переселившиеся в Казахстан, чувствуют себя как дома. Они ценят готовность помочь казахского большинства и схожую культуру и язык. Башкиры, мигрировавшие в Казахстан, могут приспособиться к языковым различиям, поскольку оба они тюркские языки. Башкиры и казахи имеют общее кочевое наследие, где юрты являются крышей над головой, а богатство измеряется домашним скотом.
Брачные обряды башкир обычно проходят в их домах. Однако в брачном договоре обычно участвует мулла (мусульманский лидер). Молодые молодожены живут с родителями мужа до тех пор, пока не будут готовы создать собственную семью. Многоженство (обычай иметь более одной жены одновременно) ушло в прошлое.
В башкирской кухне много молочных продуктов. Их традиционное блюдо — бишбармак, в который входят вареное мясо и разновидность лапши, покрытой зеленью, луком и сыром.
Башкиры любят свой фольклор, который обычно посвящен их ранней истории. Он включает в себя аспекты житейской мудрости, морали и социальных устремлений. Они выражаются в форме мифологии, сказок и легенд. Башкиры особенно любят поэзию.

Каковы их убеждения?

Башкиры начали переходить в суннитский ислам в 1100-х годах, а в 1300-х годах произошло массовое обращение. В восемнадцатом веке Православная церковь пыталась обратить их в христианство, но сегодня христиан очень мало. Те, кто обратился в христианство, теперь организованы в крошечное отдельное меньшинство, известное как нагайбаки. Хотя башкиры не так ревностны, как другие мусульмане, на любую форму ислама трудно повлиять. Эту твердыню можно разрушить только молитвенным заступничеством.

Каковы их потребности?

Башкиры очень мало знают о своей истории. Это люди, которым не хватает уверенности в том, кто они есть. Им нужно знать, что эту безопасность можно обрести только через Иисуса Христа!

Молитвенные очки

Молитесь о богатом урожае в этом году для башкирских фермеров как свидетельство Божьей доброты и силы.
Молитесь за башкирских старейшин в Казахстане, чтобы они открыли свои общины для преображающей работы Иисуса Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *