Skip to content

Чеченские традиции свадебные: Никаких «Горько!»: как устроена чеченская свадьба

ТРАДИЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД ЧЕЧЕНЦЕВ — Академия наук Чеченской Республики

Берсанова З.Х.-А.

ТРАДИЦИОННЫЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД ЧЕЧЕНЦЕВ

В системе семейных обрядов самым зрелищным и сложным по своей структуре является свадебный обряд. В нем сохранились черты, возникшие на различных этапах исторического развития общества. Не является исключением и традиционный свадебный обряд чеченцев.

«Чечено-ингушская свадьба, как и другие народные обряды, выступала в своем синкретическом единстве, то есть пение, танец, музыка, пантомима и слово, вместе взятые, создавали цельное зрелище… Игровой момент – представление, изображение в лицах – очень развит в обрядах чечено-ингушской свадьбы. Об этом свидетельствует и само чеченское слово «ловзар» – свадьба, что в переводе на русский язык означает «игра», «игрище», – пишет Ю.А.Айдаев. [1, с. 55] Известный дагестанский ученый Б.К. Далгат, исследовавший родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей, оставил сведения относительно возраста вступления в брак представителей этих народов.

«Девушки по адату должны выходить замуж не ранее 18 лет, – пишет он. – Это делается для того, чтобы девушка выучилась самостоятельно вести хозяйство; выдать дочь до 18 лет, т.е. до ознакомления со всем хозяйством… молодой человек может жениться не ранее 17 лет; раньше может жениться (ему извинительно) только сирота, одинокий, о котором некому позаботиться, некому одеть его, а, главное, приготовить пищу…» [4, с. 166]

Выход замуж женщины из какой-либо семьи связан с разрывом связей с  предками, со вступлением ее в новую семью и с приобщением к культу предков этой новой семьи.

«Прежде при выходе девушки замуж… в дом ее (невесты – З.Б.) родителей собирались подруги и гости, разводили огонь в очаге, и шафер жениха (позже – подруги невесты) за руку водил ее с покрытым лицом три раза вокруг очага. Подруги пели песни, обращаясь к святым (Сели и др.) с молитвою, чтобы молодая была плодовита (счастлива в детях), как зола священного очага, которая увеличивается с каждой минутой; чтобы она была привязана (прилипчива) к своему мужу и семье, как сажа (т.

е. чтобы она любила свой дом и мужа и не отставала от него, как не отстает от цепи и трубы сажа) и т.п. С припевом «далай!» затем шафер брал одною рукою цепь, другою держал руку невесты и потрясал цепью в знак разрыва всякой связи невесты с семьей и ее культом. После этого кто-либо из приверженцев жениха схватывал невесту и на плечах выносил из комнаты, провожаемый бранью и побоями молодежи, выражающей протест якобы похищению невесты; и так несчастного шафера колотили и провожали до самого поля, дороги за аулом… По прибытии невесты в дом жениха совершался почти так же акт приобщения невесты к культу родственников жениха» [5, с.87].

Этот красивый обряд, записанный Баширом Далгатом со слов своих информаторов, совершался, когда невеста выходила замуж открыто, поставив в известность своих родителей

(хаахууш). Это классическая форма совершения брачного ритуала, которой в современном чеченском обществе придерживаются все без исключения.

Если девушка на предложение парня стать его женой отвечает согласием, она назначает день свадьбы и дает парню «слово», в подтверждение которого дается в залог платок, кольцо или какое-либо другое ювелирное украшение.

К назначенному времени в дом невесты отправляется кортеж нарядно украшенных автомобилей (в старину это была тачанка, в которую усаживали невесту. Тачанку сопровождали всадники) [7].

При выводе невесты из дома дверь преграждали родственницы невесты, требуя за нее выкуп. После уплаты выкупа брат жениха выводит под руку невесту и усаживает в машину.

Соседи невесты (обычно дети или подростки) могут преградить дорогу свадебному кортежу и тоже взять выкуп.

Привозят невесту в дом друга или родственника жениха (

зуда йоссор – букв. приземлить невесту). Там она находится до оформления некоторых формальностей, главной из которых является стаг вахийтар (букв. «послать человека»), чтобы сообщить родственникам невесты о добровольном выходе замуж их дочери. Далее следует церемония там-мах бар – примирение, выдача калыма родственникам невесты. Для этого в дом родителей невесты отправляется делегация со стороны жениха.

После этого начинается подготовка невесты к свадьбе. Родители присылают свадебный наряд, покупают одежду и все, что необходимо для невесты. А в доме жениха начинаются приготовления к свадьбе (ловзар).

Крайней, очень неодобряемой со стороны чеченского общества, формой женитьбы является женитьба посредством похищения невесты. Многие наши информаторы говорили о том, что это не есть чеченская традиция, а просто хулиганский поступок.

«У чеченцев существует странный обычай, – пишет А.П.Берже. – Молодой человек сговаривается с несколькими приятелями похитить девушку и привезти ее в свой дом. Для этого они выбирают удобный случай, нападают на нее все вдруг и, несмотря на все сопротивление с ее стороны и со стороны ее родственников, увозят ее в дом возлюбленного, где товарищи запирают их вдвоем, а сами стерегут у дверей, пока их не позовут в комнату. При них девушка объявляет, хочет ли она воротиться  к родителям или остаться у похитителя. Обыкновенно необходимость заставляет ее выбрать последнее, и тогда она становится его законною женою [3, с. 98].

Если же девушка не соглашалась стать женой своего похитителя, то сторона несостоявшегося жениха должна была уплатить родителям девушки калым – штраф за нанесенное девушке оскорбление. Не всегда дело ограничивалось уплатой штрафа. Иногда случай похищения девушки заканчивался кровавой разборкой между двумя сторонами. Могли украсть в отместку родственницу похитителя [8].

При благополучном исходе невесту (нускал) привозят в дом жениха.

Когда невеста выходит из машины, первой ее встречает свекровь. Она обнимает ее и дает конфету в знак того, чтобы отношения у них были мярз (букв. сладкие).

Затем невесте дают на руки маленького мальчика. Это – безмолвное пожелание, чтобы у нее первенец был мужского пола.

При вводе невестки в дом у порога кладут веник с ковриком (в старину бросали бурку). Невеста должна аккуратно свернуть его и убрать в сторону. После этих церемоний начинается свадьба, на которую приходят родственники и соседи жениха. У чеченцев приходят на свадьбу все желающие без приглашения.

«Присутствовал в городе на чеченской свадьбе. Она происходила во дворе дома, – пишет ученый-этнограф Лавров. – Многие девушки пришли на свадьбу в новых платьях национального покроя. Танцевали все время один и  тот же танец типа лезгинки. Характерно, что на свадьбе совсем не было алкогольных напитков. Последнее, видимо, проистекает от исламской традиции, но сами чеченцы объясняют это желанием избегать всего, что может вызвать ссору и поножовщину. [6, с.182]

Раньше в свадебных увеселительных мероприятиях участвовали клоуны (жухарги), лица которых прятались под масками (туьтм1аьжиг). Жухарги  копировали неумело танцующих парней, высмеивали кичливость девушек, отказывающихся танцевать с парнем, который кажется им недостойным их внимания. Кстати сказать, отказать парню в танце считалось в прежние времена высшим оскорблением. Дело иногда доходило до выяснения отношений между родственниками девушки и отвергнутого ими парня [9].

Распорядителем на свадьбе бывает тамада.

Помощником тамады на свадьбе выступает човс. «Човс – это человек, который следит за  соблюдением очереди танцевальных пар, выводит (назначает по очереди)  девушку в танцевальный круг. От его умения, расторопности,  профессионализма, как правило, зависит порядок на свадьбе [10].

Существует в цикле свадебных церемоний еще один интересный ритуал – моттбаститар (букв. – «развязать язык»). Этот ритуал должны совершить все родственники мужского пола, соседи и друзья жениха. Для того чтобы «развязать» невесте язык, гость просит у невесты воды. Когда невеста приносит воду, гость спрашивает у нее разрешение – можно ли ее выпить. Невеста отвечает кивком головы. Но гость должен разговорить ее. После того, как невеста произнесет: «Пейте на здоровье!», гость опорожняет стакан и кладет туда деньги.

На следующее утро после свадьбы невеста идет за водой в сопровождении веселой компании молодых людей, которые по дороге стреляют, поют, веселятся. Дойдя до реки, бросают в воду лепешку с творогом (символическая приманка для «водяного»).

Молодые люди стреляют и «убивают» водяного. После этого невеста набирает в кувшин или ведро воду, и вся процессия возвращается домой [2, с. 358].

Этот обряд имеет древние корни: невеста каждый день должна ходить за водой, где ее может подстерегать водяной, который может затянуть ее в омут. Чтобы «обезопасить» невесту, и совершается этот ритуал.

Через месяц, а иногда и позже, невеста отправляется домой в сопровождении близкой родственницы мужа (чаще всего, это золовка или тетя). Получив подарки от родителей невесты, родственница возвращается домой. А невеста остается еще на несколько недель. За это время она собирает приданое, подарки для родственников мужа.

Официальным визитом зятя в родительский дом невесты завершается цикл свадебных церемоний. Сопровождает зятя группа поддержки – его друзья. В старину родственницы невесты, как только зять войдет во двор, давали ему в руки тупую косу, предлагая скосить ею траву. Затем – тупой топор и дрова. Потешались, как зять пытается работать незаточенными орудиями труда.

Придумывали для зятя и другие испытания. Например, заливали в его обувь мед, заводили в курятник и т.д. Все эти шуточные розыгрыши проводились с единственной целью: выяснить, насколько зять обладает выдержкой и терпением.

Какие бы трюки ни придумывали для него родственницы жены, зять не должен был выходить из себя. На все эти шуточные розыгрыши он должен был реагировать спокойно, стараясь держать себя в руках.

Во время официальной церемонии «презентации зятя» присутствует много детей – родственников невесты. Зять должен одаривать их деньгами.

Уходя, зять и его друзья получают подарки. После этой церемонии зять может свободно посещать родительский дом своей жены, но ни в коем случае не оставаясь там с ночевкой.

Мы только вкратце описали свадебный обряд чеченцев, который с небольшими изменениями сохранился до наших дней.

Литература

1.Айдаев Ю.А. Народные истоки чечено-ингушской драмы //Известия ЧИНИИИЯЛ. Литературоведение. Грозный, 1968. Т.5. Вып.3, с.5 5.

2.Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990 г.

3.Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859.

4.Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг. М. ИМЛИ РАН 2008, с. 166.

  1. Далгат Б.К. ТС. 1893, вып. 3, кн.2, с. 87.
  2. Лавров Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924-1978 гг.). Л. «Наука». 1982 г.

7.ПМА, Инф. Гудаева Эминат, с.1929 г.р. с. Чири-Юрт Шалинского района, Чеченская Республика.

8.ПМА. Инф. Арсанукаева Неби, 1898 г.р. с. Чири-Юрт Шалинского района, Чеченская Республика. Записано в 2014 г.

9.ПМА. Инф. Гайтукаева Буки Майрбековна, 1931 г.р. с. Шалажи Урус-Мартановского района, Чеченская Республика.

10.ПМА. Инф. Абдулкадыров Адам, 1948 г.р. г. Грозный.

 

 

 

 

Традиции чеченской свадьбы | 18.01.2022, ИноСМИ

https://inosmi.ru/20140507/220119156.html

Традиции чеченской свадьбы

Традиции чеченской свадьбы

Традиции чеченской свадьбы

Чеченская свадьба состоит из ряда специальных ритуалов, а также включает в себя пение, музыку и танцы. Сначала может показаться, что ничего сложного в… | 07.05.2014, ИноСМИ

2014-05-07T16:15

2014-05-07T16:15

2022-01-18T12:47

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.inosmi.ru/images/sharing/article/220119156.jpg?2201174021642499224

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2014

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

фото, мультимедиа, мировая деревня

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Читать inosmi. ru в

Чеченская свадьба состоит из ряда специальных ритуалов, а также включает в себя пение, музыку и танцы. Сначала может показаться, что ничего сложного в организации этого праздника нет, однако это не так. О нюансах, которые необходимо соблюсти, – в фотоленте.

© РИА Новости Саид Царнаев

Перейти в фотобанк

Особенность чеченских свадебных традиций заключается в том, что их соблюдают с щепетильной точностью, учитывая все пункты, передаваемые предками из поколения в поколение. С небольшими изменениями сохранились эти праздничные обряды и в современном чеченском обществе.

На фото: родные и близкие фотографируют невесту на память в родительском доме в селе Ачхой-Мартан перед предстоящей свадебной церемонией в городе Грозном.

1 / 13

© РИА Новости Саид Царнаев / Перейти в фотобанкКогда приходит время проститься с отчим домом, многие невесты не могут удержаться от слез.
Несмотря на сложившийся стереотип о чеченских браках, надо сказать, что они являются очень демократичными. Насильно девушку никто замуж не выдает. Это в первую очередь противоречит религиозным канонам. У чеченцев к девушкам вообще деликатное отношение, будь то дочь, сестра или просто знакомая. Все мужчины обязаны относиться к ней с уважением, соответственно, уважать ее выбор.

© РИА Новости Саид Царнаев

Перейти в фотобанк

Когда приходит время проститься с отчим домом, многие невесты не могут удержаться от слез.
Несмотря на сложившийся стереотип о чеченских браках, надо сказать, что они являются очень демократичными. Насильно девушку никто замуж не выдает. Это в первую очередь противоречит религиозным канонам. У чеченцев к девушкам вообще деликатное отношение, будь то дочь, сестра или просто знакомая. Все мужчины обязаны относиться к ней с уважением, соответственно, уважать ее выбор.

2 / 13

© РИА Новости Саид Царнаев / Перейти в фотобанкВ назначенный день, как правило, к полудню, за девушкой приезжают родственники и друзья мужа, молодые и старики, среди которых обязательно есть мулла. Он должен обратиться к отцу девушки (или его доверенному лицу) с вопросом о согласии на этот брак. После разговора с отцом мулла идет с тем же вопросом к девушке. Мулла должен разговаривать с девушкой в присутствии женщин, которые выступают в качестве свидетельниц. Желательно, чтобы они были взрослые и замужние. После согласия девушки на брак представитель духовенства просит повторять за ним суры из Корана. Позже он также разговаривает с женихом и свидетелями с его стороны. Именно таким образом и заключается брак.

© РИА Новости Саид Царнаев

Перейти в фотобанк

В назначенный день, как правило, к полудню, за девушкой приезжают родственники и друзья мужа, молодые и старики, среди которых обязательно есть мулла. Он должен обратиться к отцу девушки (или его доверенному лицу) с вопросом о согласии на этот брак. После разговора с отцом мулла идет с тем же вопросом к девушке. Мулла должен разговаривать с девушкой в присутствии женщин, которые выступают в качестве свидетельниц. Желательно, чтобы они были взрослые и замужние. После согласия девушки на брак представитель духовенства просит повторять за ним суры из Корана. Позже он также разговаривает с женихом и свидетелями с его стороны. Именно таким образом и заключается брак.

3 / 13

© РИА Новости Саид Царнаев / Перейти в фотобанкРодители невесты на свадьбу не едут и в торжестве у себя дома принимают минимальное участие. Свадьба дочери для них довольно грустное событие.

© РИА Новости Саид Царнаев

Перейти в фотобанк

Родители невесты на свадьбу не едут и в торжестве у себя дома принимают минимальное участие. Свадьба дочери для них довольно грустное событие.

4 / 13

© РИА Новости Саид Царнаев Приданое и подарки, приготовленные невестой для новой семьи, забирают родственники со стороны жениха и отвозят их в новый дом девушки.

© РИА Новости Саид Царнаев

Приданое и подарки, приготовленные невестой для новой семьи, забирают родственники со стороны жениха и отвозят их в новый дом девушки.

5 / 13

© РИА Новости Саид Царнаев / Перейти в фотобанкЖених на свадьбе не показывается. Он сидит в специально отведенной для него и его друзей комнате и веселится с ними там. В лучших традициях он не должен показываться даже своим родственникам, не говоря о родителях, поэтому невесту выводит его друг или близкий родственник.

© РИА Новости Саид Царнаев

Перейти в фотобанк

Жених на свадьбе не показывается. Он сидит в специально отведенной для него и его друзей комнате и веселится с ними там. В лучших традициях он не должен показываться даже своим родственникам, не говоря о родителях, поэтому невесту выводит его друг или близкий родственник.

6 / 13

© РИА Новости Саид Царнаев / Перейти в фотобанкОбычно родственники невесты задерживают свадебный кортеж, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой – нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Соседские дети всячески пытаются заполучить свою часть выкупа, мешая автомобилям покинуть двор невесты.

© РИА Новости Саид Царнаев

Перейти в фотобанк

Обычно родственники невесты задерживают свадебный кортеж, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой – нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Соседские дети всячески пытаются заполучить свою часть выкупа, мешая автомобилям покинуть двор невесты.

7 / 13

© РИА Новости Саид Царнаев Друзья жениха устраивают целые представления по пути на свадьбу.

© РИА Новости Саид Царнаев

Друзья жениха устраивают целые представления по пути на свадьбу.

8 / 13

© РИА Новости Саид Царнаев / Перейти в фотобанкСовременные чеченские свадьбы чаще устраивают в ресторанах, а не дома у жениха. Торжество продолжается три дня и три ночи, первый день из которых – в ресторане.

© РИА Новости Саид Царнаев

Перейти в фотобанк

Современные чеченские свадьбы чаще устраивают в ресторанах, а не дома у жениха. Торжество продолжается три дня и три ночи, первый день из которых – в ресторане.

9 / 13

© РИА Новости Саид Царнаев / Перейти в фотобанкТолько во время свадебной церемонии девушка знакомится почти со всеми родственниками со стороны жениха. До этого дня она чаще общается только с сестрами будущего мужа.

© РИА Новости Саид Царнаев

Перейти в фотобанк

Только во время свадебной церемонии девушка знакомится почти со всеми родственниками со стороны жениха. До этого дня она чаще общается только с сестрами будущего мужа.

10 / 13

© РИА Новости Саид Царнаев / Перейти в фотобанкНеотъемлемая часть праздника — застолье и национальные танцы, которые продолжаются все три дня свадьбы.

© РИА Новости Саид Царнаев

Перейти в фотобанк

Неотъемлемая часть праздника — застолье и национальные танцы, которые продолжаются все три дня свадьбы.

11 / 13

© РИА Новости Саид Царнаев Гости на мероприятие приходят с подарками для молодоженов. Женщины дарят все необходимое в хозяйстве, вплоть до постельного белья, посуды, а также отрезов материи, ковриков. Мужчины, как правило, вместо подарков дают невесте денег. Это отдельный обряд, который, по всей видимости, никогда не покинет чеченское общество.

© РИА Новости Саид Царнаев

Гости на мероприятие приходят с подарками для молодоженов. Женщины дарят все необходимое в хозяйстве, вплоть до постельного белья, посуды, а также отрезов материи, ковриков. Мужчины, как правило, вместо подарков дают невесте денег. Это отдельный обряд, который, по всей видимости, никогда не покинет чеченское общество.

12 / 13

© РИА Новости Саид Царнаев На протяжении всего дня невеста стоит в подготовленном для нее углу, куда к ней периодически подходят знакомиться новые родственники. Сесть она может только с позволения золовок и свекрови, которые сами должны ее посадить где-нибудь в стороне от общих столов.

© РИА Новости Саид Царнаев

На протяжении всего дня невеста стоит в подготовленном для нее углу, куда к ней периодически подходят знакомиться новые родственники. Сесть она может только с позволения золовок и свекрови, которые сами должны ее посадить где-нибудь в стороне от общих столов.

13 / 13

Знакомство с чеченскими свадебными традициями

Мансур, молодой будущий кардиолог из села Братское, Чечня, на лето приехал работать в местную больницу. Медсестра из того же села тоже была дома на лето. Оба имели право и готовы к браку. В их маленькой деревне с населением 3000 человек их пути наверняка пересекутся; несомненно, у любви будет шанс разгореться. Но они не встретились. Не было первого свидания. Они не обменялись номерами. То есть до тех пор, пока их родственники не выступили с инициативой провести встречу в сопровождении. Это все-таки Чечня, а не Шарлотта или Чикаго.

Бабушка молодой женщины живет на той же улице, что и родители Мансура, и устроила встречу с сопровождающим. Мансур заранее позвонил девушке, чтобы убедиться, что она соответствует его критериям жены: она должна быть консервативной мусульманкой и готова вернуться в Россию. Ее родители иммигрировали в Финляндию из Братского, когда она была маленькой девочкой.

При встрече пара разговаривала около 10 минут, все в присутствии родственников. Для Мансура этого было достаточно. «Сначала я ясно дал понять, что для меня принципиально», — сказал он. «Она согласилась. О чем еще говорить? Моей целью всегда было быстро пройти через этот процесс».

Это все-таки Чечня, а не Шарлотта или Чикаго.

Такое мышление резко контрастирует с западной практикой длительных свиданий, когда ищут неуловимую искру и исследуют совместимость. Однако у чеченцев ухаживание приобретает гораздо более деловой характер, что проявляется в разговорах с молодыми чеченцами, похожими на Мансура: Если она соответствует моим критериям, если она согласна, если наши родственники одобряют, ничто не мешает браку. Эмоциональная связь между будущей молодой парой не входила в список критериев ни у одного из молодых людей, с которыми я общалась. Это то, что нужно культивировать после свадьбы.

Через два дня после их первой встречи оба улетели на север – Мансур в Санкт-Петербург, Россия, чтобы начать последний год своей медицинской ординатуры, а его будущая жена – в Финляндию. В последующие месяцы они переписывались время от времени, но не часто. К ноябрю Мансур знал, что они поженятся.

Мансур (в центре, белая рубашка) с друзьями держался подальше от свадебного торжества в тот день

Свадьба во время пандемии

Поскольку COVID-19 держал мир в тисках пандемии в течение 2020 года, он также подтолкнул свадьбу с марта по октябрь. К октябрю, как раз перед второй волной заболевших, карантин был достаточно ослаблен, чтобы собраться в Братском на день, полный древних свадебных традиций, многие из которых появились еще до прихода ислама в Чечню в 16 веке.

Братское похоже на большинство маленьких чеченских деревень. Местность поразительно плоская, но на горизонте маячат Кавказские горы. Единственная асфальтированная дорога проходит посреди необычайно ухоженного поселка. Почти каждый дом построен из одного из двух оттенков красного кирпича. Каждая из них окружена стенами из соответствующего красного кирпича, образуя ряды комплексов. Высокие железные ворота выходят на широкие гравийные дороги.

Дома часто растянуты и построены для проведения собраний всех размеров. Дом родителей Мансура, где должна была состояться свадьба, не исключение. Есть открытый внутренний дворик с большим навесом, что является стандартным атрибутом каждого чеченского дома. Под этим навесом отец Мансура сначала принял и поприветствовал меня и тех, с кем я ездил в Братское. По чеченской традиции гостей-мужчин обычно встречают под тентом; женщин официально встречают в доме.

В день своей свадьбы Мансур не стал бы проводить здесь время, потому что по чеченскому обычаю жених не должен появляться во время торжества. Он прячется где-то поблизости, чтобы не показать себя ни старшим родственникам, ни невесте. В случае с Мансуром большую часть дня он проводил в доме соседа со мной, его друзьями и двоюродными братьями.

Мансур (в черном) наслаждается моментом со своим другом Усманом на следующий день после свадьбы

День свадьбы

Около 10 часов утра в день свадьбы друзья и двоюродные братья Мансура собрались в караван автомобилей и отправились за невестой. Это событие символизирует взятие невесты из семьи, в которой она выросла, и принятие ее в свою новую семью. С точки зрения чеченцев, молодая супружеская пара не создает новую нуклеарную семью; скорее, невеста добавляется в большую семью Мансура. Вот почему родители часто не оставляют наследство дочерям — это становится обязанностью родителей мужа.

Наша колонна из примерно 15 автомобилей проехала через город к дому родителей невесты, сигналя по пути. После непродолжительного ожидания невесту отвели в головной автомобиль, где ее должны были сопровождать брат Мансура и две ее сестры. Кроме этих сестер, семья невесты не присутствовала на празднике, устроенном семьей Мансура. Это соответствует чеченскому обычаю. Однако семья невесты собирается в доме ее семьи, чтобы отметить это событие более скромно.

Когда мы возвращались через город, подростки притворялись, что блокируют дорогу палками и веревками, а иногда даже автомобилями. Они сняли препятствия только тогда, когда брат Мансура дал им 50 или 100 рублей, что эквивалентно примерно одному доллару. Эта попытка заблокировать передачу невесты является символическим жестом, показывающим, что город пытается защитить честь невесты. В ответ дружки стреляют в воздух.

В сознании чеченцев молодая супружеская пара не создает новую нуклеарную семью; скорее невеста прибавляется к большой семье Мансура

Когда караван вернулся в дом родителей Мансура, около 100 родственников наблюдали, как невесту провожали по красной ковровой дорожке к госпоже Гелехановой, матери Мансура, которая ждала свою новую невестку под дугой пастельные цветы. По традиции невеста подарила госпоже Гелехановой конфету, от которой старшая откусила кусочек, а затем вернула остаток конфеты, символизируя сладкое единство, которое они теперь разделяют.

После этого торжественного приема и в соответствии с традицией невеста прошла в главную комнату дома свекрови и остановилась в углу, где она провела большую часть дня. Родственники жениха приходили и поздравляли ее, часто даря деньги. Из скромности она не спускала глаз с земли во время большинства этих коротких разговоров, говоря каждому гостю всего несколько слов.

В какой-то момент, в нарушение обычаев, отец Мансура отвел меня к невесте, и у меня был с ней короткий разговор на английском языке. Неродственных гостей-мужчин обычно не представляют невесте; но в знак уважения к иностранке отец Мансура хотел, чтобы я с ней познакомился.

По соседству атмосфера в соседнем доме была менее праздничной, но не менее стимулирующей. В течение дня к Мансуру приходили разные группы молодых людей. Они никогда не приезжали поодиночке — чеченцы передвигаются почти исключительно группами. Разговоры за праздничным столом шли между русскими и чеченцами, были теплыми и увлекательными — часто касались того, что я, американец, думаю о Трампе, чеченцах и исламе.

Разговоры, еда и игры

В какой-то момент меня потянул обратно на главное мероприятие по соседству Мавсар, брат Мансура. Мавсар был живо заинтересован в том, чтобы я испытал на себе все аспекты мероприятия. Он посадил меня первым за стол с мужчинами средних лет. Наши разговоры периодически прерывались для того, чтобы постоять, когда заходили старшие родственники и соседи. Сколько бы человек ни был старше, когда он входит в комнату, ты стоишь в знак уважения.

Примерно через 30 минут под палаткой Мавсар решил, что мне нужно встретиться с другими родственниками — на этот раз с его дядей и дядей Мансура. Дядя сказал мне, что большинство чеченских свадеб более праздничные, с большим количеством гостей, танцев и выстрелов в небо. Мероприятие в тот день, в основном по указанию Мансура, было более сдержанным из-за COVID-19.и потому, что родственник невесты умер всего за три дня до этого. Меня снова увлек Мавсар на новый разговор — на этот раз с Мухаммедом, молодым человеком, чья мать сильно заболела COVID-19 прошлым летом и которого Мансур успешно вылечил. Мухаммед присутствовал в знак благодарности.

День сменился вечером, и гости стали расходиться. Можно было найти мужчин, которые продолжали разговаривать небольшими группами, всегда на чеченском, если только я не присоединялся к ним. Женщины были заняты уборкой, подачей чая и выносом сладостей. Опоздавшая группа друзей Мансура подъехала из-за города около 23:00. К этому времени невеста покинула свое угловое место на всеобщем обозрении, и ее нигде не было видно. С разрешения отца Мансура пустили в помещение, и он тут же принялся обслуживать своих друзей, принося с кухни свежие порции отварного мяса, салаты, пирожные и чай. Ходили разговоры о ночном раунде ролевой игры для вечеринок «мафия». На следующий день я узнал, что Мансур играл с этими друзьями до глубокой ночи.

Мансур и друзья вместе совершают молитву Хамаз на следующий день после свадьбы

На следующий день после свадьбы Мансур и около дюжины его друзей загрузили в фургон своего отца снаряжение, необходимое для пикника на реке. Для меня, иностранного гостя, в грузовик даже погрузили специальное кресло, чтобы мне было удобно сидеть в лесу. Недалеко от города, на притоке реки Терек, мы жарили шашлык, русский вариант мясных кебабов; наслаждались осенней листвой Чечни и прохладным ветерком; и сыграл еще два раунда в мафию. Как раз вовремя группа остановила пикник, чтобы совершить послеобеденный намаз, исламскую ритуальную молитву, которую соблюдающие мусульмане совершают пять раз в день. В тот вечер Мансур оставлял нас, чтобы присоединиться к своей новой жене в доме ее родителей на официальном ужине, где собиралась небольшая группа членов ее семьи, чтобы отпраздновать новую пару. Насколько я знаю, это будет их первая встреча друг с другом с прошлого лета, более года назад.

Мансур и его молодая жена вернулись в Санкт-Петербург и строят новую совместную жизнь. Жениху и невесте: Пусть у вас будет долгий и радостный брак! Это была привилегия быть свидетелем его начала.

Связанные статьи

Связанные

Исак Б. | 9 декабря 2021 г. | Культура

Рассказы о дагестанском гостеприимстве иногда могут показаться слишком претенциозными. Картина, которую иногда рисуют о местных жителях, всегда готовых принять неизвестных путешественников, кажется слишком хорошей, чтобы быть правдой. Но, особенно в горах, это действительно так. В Дагестане местные жители…

подробнее

по Corey Shepherd | 10 ноября 2021 г. | История

Ручьи и реки без числа прорезают ущелья острых горных пиков Дагестана. Присев рядом с любым из них, Омар Хаписов может поднять камень со русла реки и определить геологические слои породы в крутых гребнях над ним. Он был…

читать дальше

Исак Б. | 5 октября 2021 г. | Места

Куруш, расположенный на юге Дагестана, Россия, является самой высокой населенной точкой Европы. Его высота составляет 2560 метров над уровнем моря. Вода закипает здесь в 90 градусов Цельсия. Воздух, однако, по-прежнему комфортен для дыхания. Куруш окружен четырьмя вершинами повыше…

подробнее

Этикет чеченских брачных обычаев – Вайнах Онлайн

Традиционный чеченский брачный обряд, как и другие их народные обычаи, всегда был в своей тайной сплоченности. Он включал в себя пение, танец, музыку, пантомиму и повествование, что вместе создавало целое зрелище.

Элементы чеченского свадебного обряда, в том числе верховая езда, введение невесты в дом жениха, знакомство с невестой, ее движение к реке, посещение будущим женихом родственников невесты и др. чеченская народная театральность, отличающаяся массовым творчеством, самобытностью, многогранностью национальных форм, широтой и глубиной народной фантазии.

В целом в образах чеченского брака хорошо развиты игривый элемент зрелищности и мимики. Это видно из самого понятия чеченского брака, известного как «ловзар», что означает «играть».

Брачные обряды у чеченцев и ингушей имеют некоторые отличия. У ингушей считается бедствием, что девушка выходит замуж без благословения родителей, а чеченцы не видят в этом ничего зазорного. Иногда этим путем идут ее родственники, чтобы избежать лишних расходов, связанных с церемонией бракосочетания.

В назначенное время жених с друзьями идет в соответствующее место (место выхода невесты) и забирает девушку, что считается свадьбой (мари яхар) или свадьбой (зуда ялор). Невесту везут в дом к подруге, зятю или родственнику жениха (дзуда йоссар – местопребывание невесты) для улаживания определенных формальностей. Необходимо послать мужчину (олень вахиитар) для сообщения родным о добровольном решении выйти замуж, примирения (там бар), выкупа (йойхана или кёвлам) родственникам девушки, подготовки невесты к свадьбе. (нускал кечдар), когда родители присылают ей одежду, сеют или покупают все, что ей нужно. Это длится неделю, а иногда и дольше. И все это время готовится свадьба (ловзар).

В день бракосочетания за невестой высылается свита (замуой), в том числе друзья жениха (невзан накёск или шаферы).

По пути к невесте и обратно свадебная процессия устраивает веселье. Они играют на губной гармошке, стреляют из ружей, а ранее чеченские наездники продемонстрировали свое мастерство стрельбы, фехтования и верховой езды.

В пути родственники невесты или ее односельчане могут остановить шествие буркой или перекинутой через улицу веревкой и потребовать выкуп. Плата взимается при выходе невесты из родительского дома (Ней лазар — значит держать дверь).

Невесту приводят в дом жениха и полностью одетую в брачном костюме ставят на почетное место в комнате, обычно в противоположном от входа углу у окна, занавешенного брачной занавеской (кирхья).

В дальнейшем невесте вручают ребенка (обычно первого сына почетных родственников) с благословением, что она сама рожает только сыновей. Побаловав мальчика, невеста дарит ему подарок или деньги.

После того, как невеста входит в дом, перед ней ставится веник, покрытый войлочным ковром, и невеста должна убрать порог и положить деньги на месте. По мнению вайнахов, если невеста глупая, то пройдёт мимо денег, если умная, то снимет. Раньше к ногам невесты набрасывали бурку.

После всех этих церемоний начинается свадьба с участием родственников и односельчан. С чеченцами рады всем желающим.

Церемониймейстером на свадьбе обычно является выборный генерал – инард. Брак сопровождается танцами, приглашаются гармонисты, барабанщики и зурнасты (пондарча, вотанча и зурманча).

Раньше для развлечения гостей приглашали клоунов (жухаргов). Надевают маски (туйтм аяжиг).

Обычно гости приходят с подарками. Женщины берут с собой, как правило, сукно, ковры, курицу, сладости, иногда деньги, а мужчины деньги или овец. Мужчины часто передают свои подарки непосредственно невесте во время свадебной церемонии (mottbastitar) (развязывание языка). Церемония проходит так: гостей, присутствовавших на свадьбе, после того, как они поели, представляют невесте, которую просят дать им воды, чтобы она могла поговорить с ними о питьевой воде для хорошего здоровья. Над невестой шутят, делают как положительные, так и отрицательные замечания о ее внешности и характере, а также о ее женихе. Наконец она бросает одну-две фразы, потому что словоохотливость есть признак глупости и нескромности, и предлагает попить воды на здоровье. Гости благодарят ее и желают ей успехов, счастья в будущей семье, детях, родных и преподносят ей подарки.

Существует также обряд – зуда гучякхар, что означает выставление напоказ невесты, когда распорядитель церемоний (анарл), сидящий со своими помощниками, призывает собрать деньги для молодоженов, объявляя всех присутствующих, кто принес подарки и деньги .

По прошествии трех дней молодоженов отвели на воду под музыку, танцы и стрельбу (раньше это было обязательно). В воду был брошен кусок хлеба (чиепалгыш – испеченная и фаршированная лепешка), по которому стреляли, и, набрав немного воды, девушка возвращается домой. Этот обычай уходит корнями в глубокую древность: девушка должна ежедневно ходить за водой. На пути к воде ее мог застать врасплох водяной, который мог затянуть ее в водоворот. Таким образом, чтобы защитить невесту, гости свадебной церемонии соблазняют водяного духа, бросая в воду хлеб или лепешку, стреляют и убивают духа. В этот же вечер происходит регистрация брака (махьяр), на которой присутствуют отец или брат невесты, либо дядя и сам жених. Обычно мулла представляет родственников жены, которые от имени отца (в его отсутствие — брата или дяди) дают свое согласие на брак сестры или племянницы. На следующее утро невеста становится молодой хозяйкой в ​​доме. Во время бракосочетания и церемонии выхода на воду жених обычно отсутствует, часто развлекаясь с друзьями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *