Skip to content

Интересные традиции армяней: Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей

Содержание

Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей

Традиции и обычаи чтут, глубоко уважают в современной армянской семье. Большой круг близких и дальних родственников собирается на важные события: сватовство и свадьба, рождение и похороны. Бабушки и дедушки, дяди и тети принимают участие в воспитании детей.

Влияние западных традиций на армянские

Армянские семьи насчитывают до 50 человек. Благодаря любви между мужчиной и женщиной и взаимоуважении поколений, семьи остаются дружными и крепкими на протяжении долгого времени.

Женщина в семье играет главную роль как создательница и хранительница семейного очага, в семье существует понимание важности мужчины и уважительные отношения между младшими и старшими в семье. В армянских семьях царит патриархат, который держится на любви и почитании старших.

Западные традиции оказали небольшое влияние на армянские семьи. Женщины считают главной семью, они являются хранительницами очага и верной опорой мужу. К ним предъявляют повышенные требования: нужно быть хорошей хозяйкой и привлекательно выглядеть, следить за своей внешностью.

Замечено, что в последнее время в Армению часто приезжают холостяки с Запада, чтобы выбрать верную жену и создать счастливый крепкий брак.

Современные армянские традиции

Древние традиции и семейные устои до сих пор присутствуют в жизни армян. Обычаи соблюдают особенно, когда рождается ребенок, при организации похорон или свадьбы.

Мужчина – глава семьи

Мужчина в Армении занимает главное место в семье. Он обеспечивает ее, зарабатывает деньги, оказывает помощь родственникам и друзьям. Он уделяет время своим детям, их воспитанию.Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детейАрмянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей

Для армянского мужчины на первом месте стоит благополучие и спокойная атмосфера в его семье, он может переступить через свою гордость. Армянского мужчину беспрекословно слушают все родственники. Его жена также является хозяйкой в доме, делит с ним права и получает уважение от остальных родственников.

Обычно после свадьбы жена уходит жить в дом мужа, где могут проживать его родители, братья и сёстры. Все родственники участвуют в жизни молодой семьи, помогают в воспитании детей, находятся рядом с новоиспеченной семьей, помогают делом и советами.

Дочери, покинувшие свой родной дом, поддерживают близкие отношения с родителями и остальными родственниками и собираются все вместе большим семейным кругом.

Гостеприимство

Армянские традиции и обычаи в семье соблюдаются с древних времен, особенно это относится к гостеприимству. Случайно зашедший в дом человек считается гостем от Бога. В любой семье ему обязательно предложат еду и постель. Считается обычным делом, если одна семья просит другую принять гостя, и так объединяются дома.

Армяне часто накрывают стол и угощают близких различными блюдами, особенно в радостный день. Люди верят: чем чаще проводить такие застолья и собирать большую семью вместе, тем удачливее и благополучнее будет семья.

Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детейАрмянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детейПышное застолье — это вековая армянская традиция которая стала обычаем

Тем, кого приглашают на празднование какого-либо события, нельзя отказываться, иначе это будет рассмотрено хозяином дома как оскорбление. Существует интересный обычай: именинник или хозяин дома кладет руку на голову друзьям и близким в день празднования. Это означает, что он предлагает им разделить с ним радость и счастье в этот день.

Погребальные обычаи

90% армян — прихожане Армянской Апостольской церкви. Традиции похорон пересекаются с православными обычаями. Многие обряды похорон основаны на древних, но претерпели несколько изменений.

  1. Когда в доме умирает человек, останавливают все часы, а зеркала завешивают непроницаемой тканью. Еще древние люди верили, что зеркало может впитать в себя отрицательную энергию, которая плохо сказывается на живущих в доме умершего.
  2. Усопшего обтирают влажной тканью, надевают похоронный костюм и укладывают в гроб (обязательно деревянный).
  3. Любимые вещи покойного кладут возле гроба, а затем внутрь.
  4. Покойного никогда не оставляют одного на ночь. Возле гроба присутствуют двое мужчин. Они зажигают свечи и находятся в помещении до следующего утра. Считается, что так умершему спокойнее.Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детейАрмянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей
  5. Похороны проходят на следующий день, приходят на прощание все родственники. Крышку гроба никогда не заносят в помещение, а оставляют снаружи.
  6. Чтобы умерший не забрал с собой никого из живых, нужно постучать трижды по закрытым дверям.
  7. Раньше до кладбища гроб несли на руках, а сейчас все чаще пользуются катафалком.
  8. На кладбище присутствует священник и родственники. Последние посыпают могилу землей и кладут цветы, венки.
  9. После похорон все едут в дом умершего. Перед входом необходимо помыть руки. Для этого ставят ведро с водой и вешают полотенце.

Обычно поминают покойного 2 дня, главное блюдо — хашлама. Поминки организуют на 7-й день после похорон и 40-й. На годовщину смерти обычно устанавливают памятник и приходят поминать усопшего у его могилы.

Блюда, которыми армяне поминают умерших:

  • мясо;
  • фрукты;
  • овощи;
  • выпечка;
  • сладости;
  • водка.

Сватовство, обручение, свадьба

Армянские традиции и обычаи в семье изменились, но в общей степени остались прежними.

К армянской свадьбе готовятся в несколько этапов:

  • сватовство;
  • обручение;
  • свадьба.Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детейАрмянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей

Начинают подготовку со сватовства. К родителям будущей жены приходит родственница молодого человека или его мать. Во время визита она пытается узнать у родителей невесты их отношение к будущей свадьбе.

Затем в дом невесты приходят родственники будущего мужа или сваты. Теперь обсуждение происходит только среди мужчин. Гости говорят, зачем они пришли и просят у отца невесты разрешения выдать свою дочь замуж.

Он может согласиться или нет, но это никогда не делается напрямую. Согласие на брак даётся во время второго визита: быстрый положительный ответ могут расценить, как желание быстрее выдать дочь.

Обручение проходит в два этапа. Сначала гости приходят в дом жениха, где родственники будущего мужа дарят угощения и украшения, произносятся свадебные тосты, пожелания счастья и крепкого брака.

Затем посещают дом будущей жены. Посажённый отец приводит невесту и её подруг. Они садятся за стол, и девушке приносят украшения. Объявляют об удачном обручении, и жених дарит обручальное кольцо. На обручение выбирают платье, дату свадьбы и другие мелочи, связанные со свадьбой.

В день свадьбы жених со всеми родственниками прибывает к дому невесты и забирает ее. Обычно торжество празднуют осенью или зимой, когда уже есть урожай и созрело вино. Родственники невесты получают от жениха блюдо с угощениями, фруктами, овощами и другими подарками.Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детейАрмянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей

В качестве подарков — золотые украшения и деньги. Армянские свадьбы весёлые, все танцуют и радуются за молодых. Только мать невесты не танцует; она грустит из-за того, что ее дочь покинула родной дом.

Первый танец молодых — нечастое явление на армянской свадьбе. Чаще невеста танцует с другими парнями; это проверка на верность жениху. Она не должна обращать на них внимание и тогда получит подарки. После заключения брака свекровь встречает молодых, кладёт на плечи лаваш и угощает медом, чтобы брак был сладким и крепким.

Рождение ребенка

Рождение ребёнка является естественным продолжением брака в армянской семье, так как в отличие от европейских, дом без наследников считается неполным.

Женщин, которые оказывались бесплодными, считали проклятыми, их иногда называли «бесплодное дерево». Таких жен выгоняли в родительский дом или их доводили до того, что они уходили сами. В глухих селах брак считался заключённым в день выдачи свидетельства о рождении ребёнка.Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детейАрмянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей

Беременные женщины считались нечистыми. Им запрещалось печь хлеб и месить тесто. Женщине, находящейся в положении, нельзя было сидеть рядом с бесплодной. Считали, что можно заразиться этим проклятьем. Желания беременных старались удовлетворять, особенно в еде, чтобы ребёнок родился здоровым.

Во время родов мужчины уходили из дома, оставались повитуха и родственницы. Роды девушки проходили стоя на коленях, в доме. От духов и нечистой силы под подушки и в углы дома раскладывали различные предметы: шампуры, железные куски, с кастрюль снимали крышки.

После родов пуповину мальчика зарывали в землю на видном месте, чтобы стал хорошим скотоводов и хозяином, а пуповину девочки — в углу дома, чтобы была хозяйственной девушкой. Рождение мальчика, как продолжателя рода, приносило особую радость. Напротив дома играла музыка, а само здание украшали зеленью — символом жизни.

Соль у армян — оберег, поэтому повитуха посыпала ею новорождённого. Люди, пришедшие в дом, где родился ребёнок, прежде чем подойти к матери и новорождённому, клали руку на чашу с солью.

Иногда случалось так, что новорождённый вскоре умирал. Тогда после следующих родов в земляную яму клали куклу, гвозди или мертвую курицу. Таким образом, пытались откупиться и попросить злых духов, чтобы не забирали ребёнка. На малыша надевали сорочку, сшитую из разных кусков ткани.

Нельзя было никому показывать малыша в течение 40 дней, но сейчас это правило строго не соблюдается из-за того, что нужно посещать детского врача. В Абхазии с 40 дней сократили до 20.

Воспитание ребенка

Дети в армянских семьях рано становились взрослыми. Как только малыш начинал хорошо ходить, ему поручали работу по дому, например, принести что-нибудь нетяжёлое родителю. Дети часто предоставлены сами себе, они самостоятельно придумывают игры.Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детейАрмянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей

В деревнях мальчики в возрасте 6-7 лет могли пасти скот, а девочки умели вязать, шить и существенно помогать маме по дому. В 6 лет воспитание сына полностью перекладывалось на отца, а девочка оставалась с мамой в роли помощницы. Она следила за младшими братьями и сестрами, кормила и гуляла с ними.

Ещё несколько лет назад такой порядок строго соблюдался, но сейчас всё чаще можно встретить семьи, где есть маменькины сынки и папины дочки. Армения стала современной страной, и многие обычаи остались в истории.

Тем не менее, что касается наказания, оно полностью лежит на матери детей. Отцы не ругаются и не кричат на детей. Более того, они часто просят жен ругать детей в его отсутствие. Наказывать сына или дочь в присутствии бабушки или дедушки считается большим оскорблением старшего поколения.

Если ребенок провинился и не сдержал обещанное слово, то отец будет ругать мать детей. Она будет виновата, если дочь придёт поздно домой, а сын не выучит уроки или неправильно поступит. Такой подход к воспитанию даёт свои результаты: дети подумают, прежде чем выказать непослушание, в таком случае будет наказан самый родной человек – мама.

Народные праздники

Армянские традиции и обычаи в семье соблюдаются и во время праздников и счастливых событий. Календарь насчитывает несколько народных и религиозных праздников. Некоторые из них отмечают с большим размахом, другие — скромнее. Они направленны на сближение с членами огромной семьи и несут радость и доброту.Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детейАрмянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей

Название праздникаКогда отмечаютКак отмечают
Рождество6 январяИз церкви приносят свечи, и каждый член семьи зажигает по одной.
Терендез (День влюбленных)13 февраляВлюбленные дарят друг другу подарки и открытки в форме сердец.
Барекендан (Масленица)Март-апрель (длится 2 недели)Сооружают большую куклу в маске, которая высмеивает обжорство, лицемерие и скупердяйство.
Великий постСразу после масленицыЛюди посещают церковь, молятся и просят прощения друг у друга.
Цахказард (Вербное воскресенье)Через 6 недель после постаУкрашают веточками вербы дома в знак наступления весны.
Затик (Пасха)Воскресенье после весеннего равноденствияВ церкви освещают куличи и крашеные яйца.
Благославление винограда15 августаВ церковь для благословления урожая приносят первые грозди винограда.
Аманор (Новый Год)31 декабряПраздник означает наступление всего нового: надевают новую одежду, заново разводят огонь, ставят свежую воду.

Домашние вина и коньяки

Народ Армении начал заниматься изготовлением домашнего вина ещё в VI в. до н.э. По данным археологов, Ной посадил первую виноградную лозу после окончания потопа на горе Арарат, и различные находки только подтверждает эту теорию. Но страна прославилась не винами, как считают многие, а домашними коньяками, которые являются одними из лучших в мире.

В древние времена домашнее вино изготавливалось при помощи подручных материалов. В XIX в. один из русских купцов, благодаря своей хитрости, смекалке и опыту развил изготовление спиртных напитков в Армении на промышленном уровне.Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детейАрмянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей

Но самую большую популярность домашние армянские напитки получили во время существования СССР. После войны вина продавались во всех странах Советского Союза. Домашние вина украшали праздничные столы каждой семьи. На армянских праздниках – это один из главных напитков на столе, без которого не обходится ни одно важное событие.

С бокалом домашнего вина или коньяка произносят тосты только мужчины и обязательно стоя. При изготовлении домашнего вина или коньяка, армяне пытаются возродить старинные традиции, но, к сожалению, вина не являются распространенными за пределами страны. Традиционными для армян являются красные и белые сорта вина, а также коньяк с выдержкой не менее 5 лет.

Традиции и обычаи сопровождают армянские семьи в течение всей жизни. Многие из них утрачивают свое значение, но глубокоуважаемое старшее поколение продолжает передавать устои своим детям и внукам.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о армянских традициях

Быт и традиции армян:

Национальные традиции армянского народа

Армяне – древний и самобытный народ, их культура насчитывает несколько тысячелетий. Через века они смогли пронести свою культурную идентичность, язык, веру. Национальные обычаи передают своеобразие мышления, ценностей и представлений о мире этого этноса. Расскажем про интересные традиции армянского народа, его культуру и обряды.

Происхождение народа

Армянский этнос складывался на рубеже первого и второго тысячелетия до нашей эры на территории Армянской нагорности. Народ сформировался путем ассимиляции нескольких племен: бригов, урартов, лувийцев, хурритов, а также большого количества небольших племен. Веками происходило смещение и селекция национальных отличительных черт. К 6 веку до нашей эры формирование этноса в целом завершилось. В этот период армяне расселились на землях Анатолии, Среднем Востоке и Закавказье, и сегодня народ проживает частично в своих исторических границах. Эти территории всегда были объектом вожделения захватчиков, поэтому армянам приходилось учиться обороняться, договариваться и приспосабливаться, сохраняя при этом свою идентичность. В 4 веке нашей эры армянский народ принял христианство, и ему не раз еще придется пострадать за свою веру. История армян – это бесконечная череда притеснений, захватов, гонений. Но во всех этих страданиях традиции армянского народа сплачивали людей, позволяли им сохранять свою уникальность.

Армянский язык

Ученые проводили многочисленные исследования армянского языка, пытаясь найти его прародителей. Однако все изыскания позволили лишь отнести язык к индоевропейской группе, в которой он занимает отдельное место. На него, безусловно, оказали влияние языки соседних народов, но у него имеется древнее ядро, которое не восходит ни к одному из известных языков. Как самостоятельное наречие армянский язык формируется уже в 6 веке до нашей эры. Он относится к группе древнеписьменных языков, так как уже с 406 года нашей эры имеет собственный уникальный алфавит. Он с тех пор почти не претерпел ни одного изменения. В алфавите 39 букв; кроме глухих и звонких согласных, как во всех индоевропейских языках, в нем есть особый звук – глухой придыхательный. Сегодня язык представлен в восточном и западном вариантах, на нем во всем мире говорят около 6 с небольшим миллионов человек. Наличие письменности позволило сохранить и распространить народные традиции армянского народа и донести их до современных представителей нации.

Вероисповедание

Армянская церковь – одна из древнейших христианских общин. В 1 веке нашей эры на территории Армении появляются первые христианские общины. Народ принял эту религию еще в 4 веке. Догматы и культовые обряды имеют ряд самобытных черт, которые отличают эту ветвь и от католицизма и от византийского варианта христианства, хотя к православию эта разновидность ближе. В 301 году Армянское государство признало христианство государственной религией, став первым в мире христианским государством. Культура, традиции армянского народа обусловлены его представлениями об особой миссии нации, которая сохраняет древний вариант религии. За свою веру армянам не раз пришлось расплачиваться жизнями тысяч людей. Религия оказала огромное влияние на все сферы жизни народа, и сегодня Армянская апостольская церковь – важная часть национальной идентичности армян.

Традиционная культура армян

Древняя армянская культура, сохранившая в себе языческие истоки, впитавшая христианские традиции, отличается консерватизмом и устойчивостью. Основные обряды сложились еще в начале первого тысячелетия и имеют архаичные корни. Праздничные обряды, культура быта, костюма, архитектура, искусство в Армении имеют, с одной стороны, уникальные черты, с другой, в них улавливаются многочисленные влияния соседей и завоевателей: греков, арабов, славян, турок, римлян. Если описать традиции армянского народа кратко, то они очень самобытны. В Армении и сегодня большое значение имеют семейные ценности. Трудности выживания этноса привели к тому, что армяне очень дорожат родственными связями и большинство обрядов проводят дома, в кругу друзей и близких. Длинная уникальная история народа привела к тому, что у армян сложилось очень своеобразное искусство. Так, например, символом нации являются хачкары – необычные каменные кресты, подобных которым нет ни в одной культуре мира.

Празднование Нового года

С Новым годом у армян запутанная ситуация. Исторически долгие века начало года в Армении праздновалось 21 марта, в день весеннего равноденствия, что было обусловлено древними языческими культами. Этот праздник назывался Аманор. Несмотря на то что этот день не является официальным началом года уже более 4 столетий, все же это повод для праздничного семейного застолья. Также в стране празднуется «второй» Новый год – Навасард. Он также восходит к языческим традициям и имеет долгую историю. Сегодня он отмечается как дата смена земледельческих циклов: один завершается, другой – начинается. Но этот праздник не является всеобщим, так как армянская церковь его не признает из-за языческого происхождения. В этот день принято накрыть стол тем, что подарила земля; праздник сопровождают веселье, песни, пляски. Настоящий Новый год 1 января начал отмечаться с 18 века по велению католикоса Симеона. Это собрал воедино старинные традиции и влияние светской культуры, в том числе европейской. В этот день вся семья должна собраться за столом, на котором обязательно должно быть много национальной еды, вина, которое сопровождает многие традиции армянского народа. Для детей (фото приложено к статье) готовятся специальные блюда и подарки, они кладутся в новогодние чулки. Также глава семьи одаривает презентами всех членов семейства. Он поднимает первый тост, предлагает всем отведать меда, чтобы все дни Нового года были сладкими. На столе обязательно должен быть ритуальный хлеб – тари хац — с запеченной монеткой. Тот, кому она достается, объявляется «счастливчиком года».

Цахказард

Многие традиции армянского народа соединяют в себе христианские и древние языческие праздники. В последнюю неделю Великого поста, за неделю до Пасхи, отмечается праздник весны – Цахказард (аналог нашего Вербного воскресенья). В этот день принято наряжать жилища при помощи веток вербы и оливы, освященных в церкви. В этот день армяне идут в церковь, где надевают на голову венки из вербы. Дома накрывается праздничный стол с постными блюдами. Это день ассоциируется с началом весны. Люди дарят друг другу цветы, поздравляя с пробуждением природы.

Вардавар

Если перечислять интересные традиции армянского народа, то стоит вспомнить праздник Вардавар, который отмечается в разгар лета, через 14 недель после Пасхи. По сути он напоминает известный русский праздник Ивана Купалы. В этот день принято обливать друг друга водой, петь и веселиться. Также в этот день люди украшают себя розами, дарят цветы в знак любви и расположения. В этот день принято запускать голубей в небо. Вардавар имеет глубокие языческие корни, но армянская церковь нашла в нем много перекличек с Библией, и поэтому праздник стал общенародным.

Свадебные обряды

Так как для армян огромную ценность представляет семья и родственные связи, все важнейшие вехи в семье окружены особыми обычаями. Так, национальные традиции армянского народа можно увидеть в проведении свадебных обрядах. Армянская свадьба поражает размахом и гостеприимством. В небольших селениях в буквальном смысле слова на свадьбу приходит весь народ. Начинается свадебный обряд со сговора, в ходе которого самые уважаемые члены семьи жениха (только мужчины) отправляются в дом невесты с просьбой о ее руке. После того как мужчины договорились между собой, невеста может выбирать платье, а родственники начинают готовиться к свадьбе. Но основному обряду еще предшествует помолвка. Начинается праздничная трапеза в доме жениха, где он с родственниками собирает приготовленные дары и отправляется в дом невесты. Там он в торжественной обстановке одаривает родителей невесты и ее саму, в перечень презентов обязательно входят ювелирные украшения. Родители благословляют молодых и оговаривают дату свадьбы, в шутливой форме обсуждают размер приданого. За невестой всегда дается в приданое денежная сумма, кухонная утварь, вещи для дома.

Свадебное застолье начинается с церковного обряда, вместо свидетелей на свадьбу выбирают «крестных». Обычно это уважаемые родственники со стороны жениха и невесты. Во время свадьбы звучит множество тостов. Обязателен первый танец молодых, во время которого их осыпают деньгами с пожеланиями благосостояния. Каждый этап подготовки к свадебной церемонии имеет свои установленные обряды: от одевания жениха и невесты до меню праздничного обеда. Свадебные традиции армянского народа (фото пары можно увидеть ниже) сегодня часто теряют исконную самобытность, превращаясь в типичные европейские торжества. Но есть семьи, которые продолжают соблюдать ритуалы, и поэтому еще существует возможность увидеть эти красивые и грандиозные празднества.

Рождение ребенка

Большие многодетные семьи – это исконные традиции армянского народа. Для детей устраиваются различные праздники, их балуют, часто дарят подарки. Поэтому появления нового члена семьи – это всегда огромное событие, которое превращается в большое торжество. Карасунк – обряд, окружавший рождение ребенка — охватывает большой период времени до и после появления младенца. Главное действующее лицо – татмем, что-то среднее между повивальной бабкой и жрецом. Она помогала принимать роды, участвовала в омовении младенца перед крещением. Через 40 дней после рождения мать впервые несла сама малыша в храм. Перед этим проводился большой очищающий обряд, в ходе которого ее 40 раз обливали водой, она отдавала 40 поклонов, на нее надевали украшения круглой формы, которые она носила не снимая. Сегодня обряд упростился, но обязательно в доме родителей устраивается большое торжество, на крестины им дарят деньги и желают малышу здоровья.

Погребальные обряды

Исконные традиции армянского народа по погребению усопших, как и все другие обычаи, имеют два источника: язычество и христианство. В целом, обряд мало отличается от подобных в христианской практике. Но есть специфика. Так, перед выносом покойника со двора гроб трижды поднимают и опускают, дорогу перед похоронной процессией посыпают гвоздиками, на кладбище с покойным сначала прощаются женщины, потом их уводят в сторону, и старейший мужчина в семье произносит прощальные слова. На поминках обязательно присутствует ритуальное блюдо – хашлама, подносы с едой приносятся и на кладбище.

Культура традиционного костюма

В любой культуре костюм – это отражение философии и особенностей народа. Традиции армянского народа проявляются в его национальной одежде, которая сохраняет свои черты еще с древних времен. У мужчин было несколько видов одежды: для повседневной жизни, нарядная и для войны. Костюм состоит из нательной рубахи и кафтана – архалуха. Он может быть длиной до колен или до середины бедер. Сверху талия повязывалась шарфом. Штаны могли быть широкими или узкими. Структура женского костюма такая же, но делится только на домашнюю и праздничную. Кафтан женщин всегда был причудливо украшен, юбка приветствуется максимальной длины. Голову женщины покрывали платком и шапочкой, напоминающей «таблетку».

свадьба, рождение ребенка, гостеприимство, виноделие

Давно замечено, что люди, глубоко чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе. На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие армянские традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство.

Погребальные обычаи

В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7-й день, на 40-й день и в годовщину смерти.

Свадьба

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. Читать далее…

Рождение ребенка

Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Читать далее…

Гостеприимство

Про гостеприимство армянского народа знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Читать далее…

Традиции виноделия и изготовления коньяка

Каждый армянин знает, что Ной, ступив на землю в этом священном месте, посадил тут первую виноградную лозу. Так было положено начало традиционному виноделию в Армении. Что ж, раскопки действительно свидетельствуют, о том, что вина здесь делали еще в XI–X веках до н.э. О винах страны Наири (одно из племенных государств на территории Армянского нагорья) писали еще Страбон и Геродот. Читать далее…

Традиции народных праздников

Праздник «Трндез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна… Читать далее…

Традиционное жилище

Традиционные дома в армянских селениях имеют ряд своих особенностей. Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах. Читать далее…

Традиционная одежда

Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка. Читать далее…

Армянские традиции — это… Что такое Армянские традиции?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 августа 2011.

Армянский народ богат национальными традициями. Среди армянских традиций главными можно выделить свадебные обычаи, праздники и виноделие, которое принято у многих семей как родовая традиция, передающеяся из поколения в поколение.

Свадебные традиции

Свадьба у армян — это очень большой праздник. Её церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Гостей на армянской свадьбе много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.

Предыстория

Сватовство

После того, как юноша выберет себе невесту, его родители обращаются к одной из своих родственниц, которая знает также и семью девушки, с просьбой быть посредницей (миджнорд кин) в переговорах с матерью и отцом их избранницы и уговорить их дать согласие на замужество дочери. Через пару дней происходило основное сватовство. К родителям девушки отправляются сваты из числа близких родственников-мужчин по отцовской линии, с которыми шла посредница, а иногда и мать жениха. О приходе сватов родителей девушки принято оповещать заранее. После обычных приветствий сваты сообщают о том, с какой целью они пришли. Если родители девушки согласны посватать дочь с юношей, армянский этикет не позволяет им принять предложение сразу. Обычно родители отвечают, что им надо ещё подумать. После объявлении отцом о своём согласии, которое нередко выражается в иносказательной форме (например: «Не будем спорить, платок наброшу на Вашу руку или платок пусть будет Ваш»), принято накрывать стол и выпивать водки или коньяка.

В роли сватов в большинстве случаев выступают родственники жениха (мужчины). Соглашаться на брак дочери с первого раза у армян считается неприличным, и сватам приходится являтся вновь. Отец девушки в присутствии всех спрашивает дочь о ее согласии. Если девушка против брака, свадьба отменяется, если за — отмечается.

Обручение

Самым важным этапом свадебного цикла является обручение, или помолвка, — ншандрек, ншанадрутюн (буквально «поставить метку, знак»). Ранее о дне обручения, числе гостей с обеих сторон, о посылаемой из дома жениха в дом невесты доле угощения договаривались во время специального визита отца юноши к родителям девушки. Сейчас как правило всё согласовывается уже во время сговора. Раньше утром в день обручения отец жениха, послав в дом невесты угощение (мясо, напитки, сладости), приглашал к себе родственников, священника, кавора, а нередко и музыкантов. В доме жениха гостей принято всегда угощать. Сторона жениха, взяв с собой ншан — обручальный подарок невесте (обычно какое-нибудь украшение — кольцо, серьги, браслет) и несколько больших деревянных или медных подносов со сладостями, сухофруктами, вином, коньяком и водкой, в сопровождении музыкантов направляется к дому невесты, где и совершается обряд обручения. Он начинается праздничной трапезой, во время которой провозглашаются поздравительные тосты. Священник освящает принесенные стороной жениха сладости, фрукты и обручальный подарок, после чего совершается основной акт обручения — передача ншана невесте. Обычно это делает жених. Иногда обручение совершается и без священника.

После обручения оба семейства становятся свойственниками — хнами и во всем помогают друг другу, особенно в хозяйственных работах. Между ними начинается традиционный обмен подарками.

Церемония обручения

В назначенный день в доме жениха собираются близкие родственники. Каждый родственник приносит подарок невесте, главным образом украшение, но теперь уже не из серебра, а из золота. В этот день отец жениха должен зарезать барана или теленка. Продукты в дом невесты, как правило, не посылают: сторона невесты считает «неприличным» принимать их, поскольку сама в состоянии подготовить и накрыть богатый праздничный стол.

В доме невесты к приходу гостей готовятся заранее: накрывают стол, приглашают близких родственников. Обе стороны садятся за стол. Жених надевает невесте обручальное кольцо. Затем все пьют за влюблённую пару. Жених даёт слово, что сделает все, чтобы сбылись все пожелания счастливой жизни. Невеста благодарит молча, слегка наклонив голову, и передает свой бокал отцу. Затем вносят подносы с подарками и начинается одаривание невесты.

Обычно к концу застолья отец жениха и кавор договариваются с отцом невесты о дне свадьбы.

Свадебная церемония

Множество приглашенных гостей собираются в назначенном месте. Застолье начинается с тостов в память покойных родственников, затем провозглашались тосты за счастье молодых, их родителей, родственников с обеих сторон. Пир сопровождается песнями и танцами.

Рождение ребёнка

У армян принято иметь в семье более двух детей. Рождение ребёнка у армян всегда сопровождается пиром и торжеством.

Виноделие

Согласно библейской легенде, Ной, спустившись на гору Арарат, посадил виноградную лозу — так было положено начало традиции виноделия в Армении. Раскопки свидетельствуют о том, что ви́на здесь делали ещё в XI—X веках до н. э. О винах страны Наири (одно из племенных об на территории Армянского нагорья) писали ещё Страбон и Геродот. С древнейших времен армяне умели делать высококачественные вина и коньяки, а техника разведения виноградников и ухода за ними, выработанная ещё в эпоху государства Урарту, почти не менялась на протяжении столетий.

Виноград Армении отличается большим содержанием сахара, что и нужно для получения высококачественных вин и коньяков. На конкурсах времен бывшего СССР армянский коньяк занимал почётные места (как правило первые), за что получил известность по всему миру, особо его любил Черчилль. У большинства людей Армения ассоциируется, в том числе, с коньяком.

Производство вина у многих семей в Армении является родовой традицией, передающейся из поколения в поколение.

Праздники

Армяне имеют множество национальных праздников. Одним из самых громких в Армении праздников является Вардавар, отмечаемый 19 июля. Согласно обычаям праздника, принято обливать друг друга водой.

Танцы

Армянский народный танец Берд

Гостеприимство

В армянском языке существует слово «тасиб» (честь, великодушие), оно играет большую роль в армянских традициях. Чем больше «тасиба» у человека, тем больше стол может позволить его «сердце» накрыть для гостя. Про гостеприимство армян знают во всем мире. По любому случаю радости и счастья принято накрывать стол. Тот, кому оказано гостеприимство, обязательно должен выпить и покушать. По мнению армян, чем чаще человек накрывает стол, тем больше ему вернется.

Погребальные обычаи

В народных погребальных обычаях сохраняется этика почитания памяти усопших. Поминальные обряды устраиваются в день похорон, на следующий день, на 7-й день, на 40-й день и в годовщину смерти.

[1][2]

См. также

Примечания

Армянские праздники | iArmenia: Armenian History, Holidays, Sights, Events

Армянские праздники и традиции

Традиции – очень важная часть каждой нации. Они помогают свести прошлое с настоящим. Традиции и обычаи армян имеют историю столетий. Традиция – это широкая концепция, которая дополняется различными праздниками.

В Армении много религиозных и национальных праздников. Ниже приводится список многих армянских праздников, как национальных, так и религиозных. Они расскажут о культуре и обычаях этой маленькой, но прекрасной страны.

НОВЫЙ ГОД

1 ЯНВАРЯ
New Year - Armenian Holidays

 

Одним из самых популярных и ожидаемых в Армении праздников является Новый год. Армяне празднуют это целую неделю. Обычно он начинается 31 декабря, в канун Нового года. В течение недели люди посещают своих родственников, друзей, принимающих гостей, чтобы отпраздновать начало года вместе и обмениваться подарками. В таблицах много традиционных блюд, печенья и сладостей. Люди держат свои двери «открытыми», чтобы приветствовать новых посетителей с улыбкой и открытым сердцем!

Кроме того, этот праздник очень ожидают дети, потому что они пишут письма и отправляют в Армянский Дед Мороз, называемый Дзмер Папик (буквально Зимний Дедушка). Затем Санта приносит им все, что захочет, в новогоднюю ночь.

РОЖДЕСТВО

6 ЯНВАРЯ
Christmas - Armenian Holidays

 

Будучи одним из главных религиозных праздников, Рождество празднуется православными христианами во всем мире.

Во время этого праздника армяне посещают церкви, молятся, а также празднуют его вместе с Крещением. После посещения церкви семьям предлагается традиционный рождественский ужин. Основное блюдо – рыба и рис, приготовленные с маслом, подаются с красным вином. Большую часть времени армяне готовят рис с изюмом и сливами.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕНЬ АРМИИ

28 ЯНВАРЯ
National Army Day - Armenian Holidays

 

Армянская национальная армия была создана в 1992 году в новой независимой Республике Армения. 28 января – особая дата для современной истории Армении. В этот день армяне всего мира отмечают день формирования Армянской национальной армии.

СВЯТОЙ-САРГИС

Февраль
Saint Sargis - Armenian Holidays

 

В то время как люди во всем мире празднуют День Святого Валентина 14 февраля, у армян есть свой праздник, называемый Сен-Саргис. Этот праздник также известен как день молодого благословения. Как и во многих других религиозных праздниках, нет точной даты для наблюдения Святого Саргиса. Армяне отмечают это за 63 дня до Пасхи, в субботу между 18 января и 23 февраля.

Этот праздник в основном отмечается молодыми людьми, которые считают, ч

Семейные традиции армян — Исторический очерк

Для традиционного армянского быта, как и для быта многих других народов мира, были характерны большие патриархальные семейные общины — гердастан, объединявшие до 50 и более родственников нескольких поколений, с четко выраженной половозрастной регламентацией прав и обязанностей их членов.

Недаром слово ынтаник («семья» по-армянски) в переводе означает «под кровлей», т.е. имеются в виду живущие вместе в одном доме, под одной крышей. В то же время в народе для обозначения семьи чаще употребляли слова оджах (очаг), мец оджах (большой очаг), тсух (дым), тун (дом) или, как говорили в Арцахе, мец тон (большой дом).

В больших семейных общинах вместе жили родители и взрослые сыновья, в свою очередь имевшие детей и даже внуков. Во главе такой общины стоял пользовавшийся неограниченной властью старший в доме мужчина — тантер, хозяин дома, который единолично распоряжался как движимым и недвижимым имуществом гердастана, так и личными судьбами ее членев.

Неограниченность его власти характеризуется бытописателями прошлого такими красноречивыми словами, как «самовольный властитель», «деспот», «владыка» и т.п.

В функции тантера входили организация общесемейного хозяйства, руководство мужскими хозяйственными работами, главных образом земледельческими и скотоводческими, контроль над всеми доходами семьи, в том числе и заработками отдельных ее членов.

В то же врем, несмотря на явно деспотический характер своей власти, при решении самых важных вопросов он советовался со старшими членами семьи, особенно со своими братьями, если они жили вместе с ним. Во второй половине XIX в. в Армении встречались семьи (правда, как редкое исключение, отмечает Э.Т.Карапетян), в которых власть отца контролировал совет старейших или семейные «собрания».

По отношению к главе семьи были приняты определенные нормы этикета: при его появлении все вставали, его указания выслушивали стоя, в его присутствии нельзя было громко разговаривать и курить; тантер первым садился за стол, занимая центральное место у очага, и первым ложился спать, причем младшая невестка должна была его разуть, раздеть, вымыв ноги и уложить в постель. Все члены семьи, независимо от пола и возраста, беспрекословно подчинялись ему.

Исключение составляла только пользовавшаяся большим авторитетом семье старшая в доме женщина — тантируи или тантикин, хозяйка или госпожа дома. Обычно это была жена главы семьи, но если она умирала раньше мужа, то ее права переходили к жене следующего по старшинству мужчины — старшего брата или сына. В этом случае ее авторитет признавался всеми родственниками и был выше авторитета ее мужа, который при живом старшем брате или отце оставался подчиненным членом семьи.

Тачтикин руководила всеми женскими работами в семье — домашним хозяйством, переработкой сельскохозяйственных продуктов и животноводческого сырья, сама пекла хлеб, варила обед, распределяла его между членами семьи, следила за чистотой и порядком.

В ее ведении были все материальные ценности дома и ключи от него, продукты, без ее разрешения никто не мог ничего взять. В ее непосредственной компетенции, по выражению Елалаяна, «был руль семьи». Тантер, переступив порог дома, сам во всем подчинялся порядку, установленному ею.

Недаром народная поговорка гласила: Муж — наружная стена дома, а жена — внутренняя. Мнение тантикин было решающим при выборе жены для сына, к ней в первую очередь обращались сваты, когда дело касалось замужества ее дочери. Только тантикин могла обращаться к тантеру по всем домашним вопросам и была единственной из женщин семьи, которая имела право садиться за стол вместе с мужчинами.

Тем не менее круг ежедневных обязанностей армянских женщин в большой семье был весьма широк. Так, Елалаян писал об этом: старшая невестка делает тесто, доит скотину, прядет шерсть, идет летом на высокогорное пастбище и там заготавливает сыр и масло; вторая и третья невестки просеивают муку, разжигают тонир, ткут различные шерстяные изделия и ковры, шьют, штопают, относят еду работающим в поле мужчинам, работают на гумне; младшая невестка каждое утро идет за водой, одевает свекра и свекровь, подает всем воду для умывания, стелит и убирает постели, подметает, зажигает огонь, подает всем обувь, открывает дверь, приносит обед, убирает со стола.

Она снимает обувь со всех, включая своего мужа, укладывает спать свекра и свекровь и сама ложится спать позже всех, а встает раньше всех. Незамужние дочери были более свободны. По мере надобности они помогали невесткам по хозяйству, но в основном были заняты рукоделием и приготовлением приданого.

Взаимоотношения членов традиционной армянской семьи во многом регламентировались одним из широко распространенных в мире архаических обычаев — обычаем избегания. У разных народов этнографами были отмечены четыре основные группы избегания в зависимости от категории лиц, между которыми они возникали: запреты в отношениях между самими супругами; между родителями и детьми; между женщиной и родственниками ее мужа; между мужчиной и родственниками его жены.

Эти же формы избегания были характерны и для армян, но сохранялись они в разной степени. Так, материалы XIX в. показывают, что избегание мужчиной родственников его жены носило к этому времени чисто реликтовый характер, проявляясь только в некоторых свадебных обрядах, но не в повседневной жизни. Дольше всего у армян сохранялось избегание женщиной родственников ее мужа (в основном старших), что объяснялось патриархальностью армянской семьи и положением в ней женщины.

Этот обычай в народе назывался чхосканутюн или анхоск (букв. «неразговорчивость»), другое название — hарснутюн (от hарc — «невестка»).

В традиционной армянской семье стойко сохранялся запрет даже произносить имя жены или мужа, для супругов считалось «особым стыдом» называть друг друга по имени, сказать «мой муж», «моя жена». Эти слова заменяли другими, например, муж называл жену ахчи («девушка»), жена мужа — мард («человек»), а в присутствии посторонних — «сын» или «брат» либо соответственно «дочь» или «сестра» такого-то.

Если мужу нужно было что-то передать жене, он обращался к ней обычно через свою мать, говоря; «Скажи ей, что…» При обращении к свекрови невестка, не называя имени мужа говорила: «Твой сын», а в разговоре с матерью или отцом — «твой зять». Избегание в отношениях между родителями и детьми в армянской семье в большей степени касалось отца, чем матери.

Отец в присутствии своих старших родственников или даже посторонних лиц не должен был брать ребенка на руки, играть с ним и т.д. Родители старались не показывать, что этот ребенок принадлежит им. Если их спрашивали, чей это ребенок, отвечали так «К стыду сказать, наш», и тут избегая произнести «мой».

В литературе встречается немало сообщений об избегании армянкой старших родственников мужа. Так, еще армянский историк V в. Фавтос Бюзанд писал, что Тирит, двоюродный брат Гнела (оба были племянниками царя Аршака II), наслышавшись о замечательной красоте жены последнего, Парандзем, «…искал случая… повидать свою невестку», что свидетельствует о том, что в прошлом армянской женщине не полагалось даже показываться на глаза родственникам своего супруга.

По замечанию А. Гакстгаузена, замужняя армянка «ни с кем не должна говорить… она разговаривает с мужем — и то тогда, когда она с ним наедине: со всеми прочими она объясняется только жестами».

Как сообщалось в 80-е годы XIX в., в среде сельского армянского населения молодая «по истечении года обязана ходить не иначе как с закрытым лицом, а до первых родов не вправе говорить как с родителями мужа, так и со старшими из ближайших родственников. В течение всего этого времени ей в случае надобности дозволяется объясняться с ними только при посредстве переводчиков: роль последних исполняют маленькие дети».

По сообщению Х.Самуэляна, «невестка в семье не имеет права говорить ни с кем из родных мужа (кроме детей) и даже с мужем в присутствии посторонних.

До рождения первого ребенка, в некоторых местах даже в течение семи лет со дня замужества она показывается с закрытым лицом и говорит со всеми мимикой. Невестка не должна говорить со свекром до самой смерти, со свекровью — до разрешения от бремени первым ребенком, с деверями — в течение 10—15 лет.

Вне семьи каждая женщина не только не имеет права говорить с посаженым отцом — кавором, но даже считается большим грехом показаться ему на глаза. Молодые невестки обязаны также для оказания чести старикам, соседям, как сотоварищам свекра, не говорить с ними 5—6 лет».

С. Д. Лисициан писал, что «невестке не разрешалось говорить со «старшей» (т.е. со свекровью) иначе как знаками. Сложилась особая манера речи при помощи знаков, которой пользовались невестки, обращаясь к старшим мужчинам, в особенности к свекру и старшим деверям». Схожие описания этого обычая имеются и в других публикациях.

Имущественно-правовые отношения членов семейной общины были основаны на общесемейной коллективной собственности при допущении элементов личной собственности, которую составляли предметы личного пользования, прежде всего одежда и оружие, а также украшения.

В личной собственности женщины было ее приданое, состоящее из имущества, выделенного из общесемейного имущества отцовского дома. Оно увеличивалось эа счет труда женщины в семье мужа и подарков, полученных от родственников жениха во время смотрин и свадьбы, а также после рождения детей, особенно первенца.

Отцовский дом доставался самому старшему или младшему из братьев. Для остальных братьев строили дома на общие средства либо выделяли соответствующее имущество с учетом расходов на строительство.

Если была жива мать, которая считалась хранительницей семейного очага, то она вместе с незамужними дочерьми оставалась, как правило, в семье младшего сына, и в данном случае отцовский дом доставался ему. Если же матери не было в живых, то в этом доме оставался старший сын, как главный наследник, достойный занять место отца.

Для армян, как и для других народов Кавказа, всегда были характерны тесные родственные связи. Кровные родственники входили в одну большую родственную патронимическую группу — азг (термин в армянском языке многозначен: «народ», «нация», «группа родственников» и др.).

Азг образовывался путем деления разросшейся семейной общины на малые и большие дочерние семьи, которые, став самостоятельными, продолжали сохранять определенные хозяйственные, территориальные и духовные связи.

Со временем эти семьи, разрастаясь, вновь распадались, и в результате такой последовательной сегментации образовывался коллектив родственных семей, насчитывающих в своем составе до семи-восьми поколений, ведущих свое происхождение от одного общего предка и связанных между собой главным образом духовными интересами.

Патронимические связи во многом дополнялись соседско-обшинными и при локализованном расселении семей одной патронимии тесно с ними переплетались. Эти связи принимали формы взаимопомощи, влияли на формирование общественного мнения.

У армян родственники по отцовской и материнской линиям назывались по-разному: соответственно азгакан (букв. «сородич») и барекам (букв. «доброжелатель»). Особенно близким родственником считался брат матери — керри.

В традиционном быту для армян было обязательным строгое соблюдение широко распространенного на Кавказе обычая гостеприимства. «Гость от Бога», — говорили в народе, и поэтому каждому путнику, постучавшемуся в дом, всегда были готовы кров и пища, а его коню — овес и вода.

При этом считалось приличным, в случае необходимости, попросить постель или еду для гостя у соседа, поскольку гость считался как бы общим. С особым почетом относились к гостям, прибывшим издалека.

По этикету полагалось, чтобы такой гость был в центре внимания семьи и не оставался в одиночестве. Его сажали на почетное место, с ним беседовали, для него приглашали родственников и соседей, его развлекали, дарили подарки и всячески старались угодить.

В западноармянских селениях для гостей и должностных лиц, приезжающих по служебной надобности, обычно содержали специальное помещение, куда назначали прислужника и поочередно присылали гостям еду. Это было вызвано нежеланием принимать турецких должностных лиц у себя в доме, поскольку они могли вести себя крайне назойливо, предъявляя оскорбительные для чести семьи требования.

Гердастаны в Армении отличались сравнительно большой устойчивостью и встречались еще в конце XIX в. и иногда даже в начале XX в. Многочисленные (до 100 человек и более) семейные общины, состоявшие из пяти-шести поколений родственников, с их патриархальным бытом, основанным на натуральном хозяйстве, сохранялись в конце прошлого столетия в некоторых отдаленных селениях горных районов Западной Армении (селения Сасун, Дерсим).

Но в целом большесемейные общины уже не были характерны для армянского общества. Распад их был обусловлен меняющимися социально-экономическими условиями, развитием капитализма, товарно-денежных отношений, усилением частнособственнических тенденций.

Это было особенно заметно там, где развивалось отходничество, способствовавшее разложению общесемейной собственности, натурального хозяйства и патриархального быта семьи, как это происходило, например, по свидетельству С. Д. Лисициана, в Арцахе.

Знакомство с бытом рабочих других национальностей, несомненно, оказывало определенное воздействие на традиционный быт армян, причем решающую роль в этом играл экономический фактор: заработав деньги, взрослый женатый сын предпочитал отделиться с женой и детьми, а не отдавать эти деньги в общесемейную кассу, как это всегда было принято в больших семьях.

К концу XIX в, для Армении стали типичными семьи, объединявшие родителей с женатыми сыновьями и их малолетними детьми; сыновья со взрослыми детьми образовывали самостоятельную семью. Так постепенно шел процесс сокращения средней численности семей.

Например, в 80-е годы XIX в. средний размер армянской семьи колебался в ряде долинных сел от 6,0 до 9,6 человека, в горных селах — от 8,2 до 14,3 человека; в конце XIX в. в населенных в основном армянами Карсской и Ереванской губерниях средний размер хозяйства составлял соответственно 7,6 (в том числе в городах 7,9, в селах— 7,6) и 7.1 человека (6,1 и 7.3). Сравнительно меньшего размера были армянские семьи в Тбилиси. Подавляющее большинство из них объединяло от 2 до 5 человек и примерно четверть — от 6 до 10 человек. hayadat.ru

Строгость, застолья и ветреные мужчины. Как живут и развлекаются армянки: Явления: Ценности: Lenta.ru

«Лента.ру» продолжает рассказывать о том, как развлекаются женщины в разных странах мира. Героинями предыдущей статьи стали жительницы Балкан. В молодости они ярко красятся, занимаются спортом, вызывая восхищение мужчин во всем мире. В пожилом возрасте балканские женщины, махнув на себя рукой, начинают носить черную одежду. На этот раз речь пойдет об армянках. Они по-прежнему стараются выходить замуж девственницами, чтят традиции и слушаются мужа и его родственников. Любят застолья, прекрасно готовят и следят за модой. При этом местные мужчины не отличаются верностью. Почему так — выясняла «Лента.ру».

«Выходить замуж надо непременно девственницей. Это очень важно. При этом никто не смотрит, сколько тебе лет: 18, 30 или даже 50. Наше общество по-прежнему очень и очень консервативно в этом вопросе», — рассказала «Ленте.ру» 28-летняя Мариам. Они вместе с мужем родились и живут в Ереване, получили высшее образование, женились по любви. Свадьбу сыграли, когда обоим было по 24 года — по местным меркам довольно поздно.

«Уже через пару месяцев после торжества родители с обеих сторон, соседи да просто знакомые, которых я встречала на улице, стали спрашивать, жду ли я ребенка. В течение года я никак не могла забеременеть, но вопросы с их стороны не прекращались, они начинали давить, что, мол, давайте, не затягивайте с этим. Это превратилось в какой-то кошмар, я уже хотела обращаться за помощью к психотерапевту», — жалуется молодая женщина.

Выйдя замуж, Мариам переехала в семью мужа. Сейчас армянские пары, у которых есть возможность, стараются селиться отдельно, однако некоторые по-прежнему, отдавая дань традициям, первое время живут под одной крышей.

«В моем случае мы жили в четырехкомнатной квартире вместе с родителями мужа, его незамужней старшей сестрой и бабушкой. Меня хорошо приняли, но я никак не могла почувствовать себя замужней женщиной. Они сами готовили моему супругу еду, наводили порядок в нашей комнате, вмешивались буквально во все наши дела. Меня воспринимали просто как еще одного ребенка в их большой семье», — рассказывает ереванка.

По ее словам, рассчитывать на помощь свекрови армянским женам обычно не приходится: мать мужа до конца жизни считает, что ее сын лучший на свете, поэтому невестке, как правило, живется несладко.

Армяне обычно говорят, что каждая отдельная семья — это государство в государстве. Здесь царят свои законы, не зависящие от главы правительства и президента. Главным в семье считается отец семейства. Его мнение, решение и желания, как водится, не обсуждаются. Женщины шутят, что на самом деле это далеко не так — все происходит лишь с согласия супруги и только под ее контролем, однако гордые мужчины не должны ничего об этом знать, поскольку не смогли бы с этим смириться.

В понимании армянина жена должна быть не просто верной подругой, но и прекрасной хозяйкой: вкусно готовить (в местной кухне используется около 300 видов приправ для приготовления всевозможных салатов, мясных и рыбных блюд), стирать, убирать, следить за детьми. Довольно либеральные мужчины считают, что армянская жена может работать, если хочет это делать, однако деньги в семью должен приносить именно он.

«Никто не застрахован от того, что армянский муж не пойдет налево или вообще вразнос. Многие рассуждают так: раз он мужик, ему положено гулять. Если раньше жены такое терпели, то сейчас в основном сразу подают на развод», — рассказывает «Ленте.ру» живущая в Москве армянка Карина.

По ее словам, жить в российской столице намного проще, чем в Ереване, — местные либеральные взгляды влияют и на ее семью: «Если в Армении родители, разрешая мне пойти с друзьями на вечеринку, требовали, чтобы я вернулась не позже девяти вечера, то здесь я могу спокойно тусить, родители с этим смирились. Несмотря на то что нравы довольно свободные, сохраняется армянский фундамент — глубокое и искреннее уважение к старшим».

Армяне испокон веков чтят традиции, считая, что если тщательно соблюдать их, то в семье будут царить счастье и благополучие. Особенно это касается свадебных церемоний.

Если в больших городах обычно женятся по любви, то в поселках сохраняется традиция заключения браков по договоренности. За это обычно отвечает мать жениха. После того как выбор пал на какую-либо девушку, будущая свекровь советуется со своим мужем, а потом начинает искать какую-нибудь посредницу среди близких родственников. Если родители избранницы не возражают, сватовство должно состояться.

После этого следует обручение. Заранее выбирают день для помолвки. В доме жениха собираются родственники, которые приносят с собой подарки для будущей невесты. Во время торжества жених надевает своей избраннице обручальное кольцо. Церемония обручения сопровождается танцами, песнями и конкурсами. После этого договариваются о дне свадьбы.

До этого необходимо еще провести ряд мероприятий. Одно из них — смотрины невесты. Будущий жених со своей родственницей приходят в дом возлюбленной с угощением для ее матери, бабушки и сестер. После этого отцы с обеих сторон оговаривают расходы на праздник, согласовывают число гостей, меню, выбирается место проведения торжества, составляется свадебная программа. На свадьбе обычно присутствуют сотни родственников: от самых близких до самых дальних.

Особую важность представляет венчание в церкви, без этой церемонии свадьба в Армении не признается. Во время религиозного обряда один из друзей жениха должен держать над головой жениха и невесты скрещенные меч и ножны. Считается, что металл будет оберегать пару от злых духов.

После венчания следует официальная часть торжества — сама свадьба. Если в России молодоженов встречают караваем, то в Армении мать жениха дает новобрачным по ложке меда и кладет им на плечо по лавашу. Когда молодые приходят домой, их обсыпают цветами и изюмом.

Сама свадьба представляет собой обильное застолье, песни, танцы и непременно тосты, руководит всем тамада, хорошо разбирающийся в национальных традициях. При этом не все песни веселые, в Армении очень популярны лирические композиции. В данном случае они ассоциируются с тем, что невеста покидает дом родителей. В конце торжества молодожены исполняют в присутствии гостей свой первый танец. На свадьбу принято дарить деньги либо что-то ценное на память.

Раньше было принято выходить замуж в 18-20 лет, однако сейчас ситуация несколько изменилась. Норма сместилась, приблизившись к европейской. Однако часть традиций, царящих в некоторых армянских деревнях, кажется уж слишком патриархальной.

Одну из них в народе прозвали «красное яблоко». Она заключается в том, что наутро после первой брачной ночи соседки и близкие родственницы приходят в спальню к молодым и проверяют простыню. Если на ней есть доказательства того, что девушка выходила замуж невинной, ее семье отправляют корзину с красными яблоками и подарками. Иногда родители невесты могут пригласить друзей и родственников, чтобы похвастаться перед другими, что их дочь была целомудренной и чистой.

«Так что весь поселок обычно знает все подробности о репутации девушки. В случае если «яблочный тест» не пройден, девушку могут отправить домой к родителям. Стоит ли говорить о том, что на ее личной жизни в будущем фактически поставлен крест», — рассказывает Карина.

Помимо свадеб, в Армении вообще очень популярны всевозможные семейные торжества. С особым размахом отмечают дни рождения детей. «Обычно в эти дни закатываем такие праздники! Те, кто побогаче, снимают целые рестораны, приглашают туда клоунов, аниматоров. Они веселят детей, танцуют, столы ломятся от всяких вкусностей. При этом гостей почти столько же, сколько и на свадьбах: родственники, друзья — все приходят целыми семьями. У кого бюджет не позволяет арендовать кафе, устраивают торжества дома», — рассказывает «Ленте.ру» 30-летняя Асият, недавно отметившая день рождения своего сына. Весной ему исполнилось два года. «Сколько денег ушло на это мероприятие, даже боюсь подсчитать. Но у нас так принято. Каждая семья стремится закатить вечеринку пышнее и богаче, чем была у их друзей», — поясняет ереванка.

Ко всем торжествам местные женщины готовятся с особой тщательностью. Армянки вообще внимательно следят за модой, а также не выходят из дома без хорошего мейкапа. Те, кто недоволен тем, чем его наградила природа, отправляются за помощью к пластическим хирургам. В стране это стало настолько популярно, что многие женщины из других государств специально приезжают в Армению, чтобы исправить форму носа, ушей, сделать пластику груди или внести еще какие-либо коррективы хирургическим путем. Считается, что качество услуг очень хорошее, при этом не придется тратить на это много денег.

Индустрия красоты в стране вообще поставлена на поток. В Армении много салонов красоты со всевозможными процедурами. «Как-то мы приехали в Ереван на свадьбу друзей, нашли визажистов, которые нам сделали потрясающий макияж, никогда еще я не чувствовала себя настолько красивой. Единственное — мои подруги и я стали настолько похожи, мы выглядели как армянские сестры», — смеется 35-летняя москвичка Мария.

В 2015 году в США проводили опрос общественного мнения, согласно которому выяснили, что американцы считают армянских девушек самыми сексуальными в мире. Такой выбор не случаен: от природы армянки обладают соблазнительными формами, прекрасными густыми волосами.

Местные мужчины шутят, что, несмотря на это, местные женщины славятся очень непреклонным характером, часто взбрыкивают, когда их выводят из себя. В порыве гнева они могут оказаться капризными, вспыльчивыми, упрямыми. При этом армянки очень начитанные, образованные и интеллигентные. Именно поэтому многим из них по всему миру удалось добиться нереальных высот в моде, культуре и медицине.

Армянские обычаи и традиции

Культура и обычаи армян формировались веками. Немного вспыльчивые, но открытые и добродушные армяне известны своей добротой и гостеприимством, уважением к взрослым, твердыми семейными ценностями и нежным отношением к детям. Практически все туристы, путешествующие по Армении, отмечают эти замечательные особенности и надолго сохраняют в памяти теплое общение с местными жителями.

Конечно, как и в любой другой стране, в Армении есть свои нюансы правильного поведения, которые следует учитывать иностранцам, чтобы чувствовать себя максимально комфортно.Вам не нужно сильно беспокоиться об этом, поскольку армяне дружелюбны к туристам, и даже если вы случайно нарушите некоторые традиционные правила, они любезно поправят вас и покажут армянский вариант решения ситуации. Однако, чтобы помочь вам избежать неловких ситуаций, мы предлагаем некоторые общие армянские традиции и обычаи, которые вам необходимо знать во время поездки в Армению.

Армянская таможня: Приветствие и прощание

Несомненно, вопрос традиций приветствия и прощания всегда интересует туристов.В Армении все довольно просто. При первой встрече с новым знакомым армяне всегда обмениваются рукопожатием — это самый распространенный способ приветствовать. Однако в случае настоящей близости и дружбы друзья-мужчины целуют друг друга во время приветствия или прощания. То же самое и с подругами. Иностранцам это может показаться очень странным, но для армян поцелуй — это символ дружбы и долгого знакомства.

Армянские обычаи: культура чаевых

Следующий важный вопрос — это культура чаевых.В целом, в последнее время большинство кафе и ресторанов стараются добавлять к счету 8-10% от общей стоимости заказа в качестве чаевых официанту. Хотя, несмотря на это, посетители часто оставляют еще несколько чаевых на случай, если они останутся довольны обслуживанием. Если в счете не указана сумма чаевых, то следует оставить 5-10% и более, на случай, если услуга вам очень понравится.

Армянская таможня: армянское гостеприимство

Армяне известны своим гостеприимством и уважением к иностранцам.Они так рады встречать своих иностранных гостей и стараются сделать все, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно и влюбились в Армению. Многие туристы и после посещения остаются под впечатлением от этой искренней внимательности местных жителей. Например, совсем не удивительно, если совершенно незнакомые люди пригласят вас в свою квартиру, чтобы угостить вкусными армянскими блюдами, или добровольно покажут вам город и достопримечательности. В этом случае не нужно бояться корыстных намерений, это всего лишь знак гостеприимства.

Армянские обычаи: культура общения

В общении армяне просты и открыты, и иногда может даже показаться, что в Армении нет личного пространства: здесь люди любят говорить лицом к лицу, глядя прямо в глаза, не теряя при этом контакта и пространства между ними. Иногда они могут даже задавать подробные и личные вопросы, что довольно часто. Несмотря на это, армяне очень вежливы и отзывчивы, они принимают близко к сердцу лишения и проблемы других людей.Если кому-то понадобится помощь на улице или в общественном транспорте, вряд ли армянин останется равнодушным.

Здесь вы часто будете слышать слово «мерси», которое заимствовано из французского языка и часто используется вместо длинного армянского «шноракалуцюн», что также означает «спасибо». И о ласковом слове «джан» не может быть и речи, вы будете слышать его постоянно! Его трудно перевести и он показывает нежное отношение к собеседнику, поэтому не удивляйтесь, если вы услышите свое имя в сочетании с «джан».Еще одно очень яркое выражение нежности, а иногда и сострадания — это фраза «цавт танем», что буквально переводится как «Я возьму на себя твою боль».

Так это армяне иногда прямые, но добрые, ласковые и внимательные. Приезжайте в Армению, и вы сможете узнать об этих и многих других интересных и уникальных традициях местных жителей! А с нашими культурными, христианскими и винными турами это станет намного проще: вы познакомитесь с аутентичным образом жизни местного населения, познакомитесь с гостеприимными местными жителями и многому научитесь у наших профессиональных гидов.

И вы можете познакомиться с культурой и обычаями как Армении, так и Грузии вместе с нашим Классическим туром по Армении и Грузии.

Выберите тур в Армению, который вам больше всего нравится, и туроператор Арара организует ваш удивительный отдых в Армении. Путешествуйте в Армению с местным агентством.

.

Древние традиции армянского Нового года

Армяне — один из древнейших народов мира. И празднование Нового года у армян тоже имеет слишком много традиций.

По мнению некоторых армянских этнографов, Новый год в армянской традиции является символом обновления и переосмысления прошлого. У древних армян был очень интересный и продуманный цикл новогодних обычаев и верований, некоторые из которых до сих пор сохранились в армянских деревнях.

newYearYerevan Новый год считался и рассматривается как возможность начать все сначала, переосмыслить допущенные ошибки и попытаться избежать их в будущем, оставив все плохое в прошлом году.

Издавна в канун Нового года армянские семьи зажигали костер, вокруг которого собирались члены семьи. Смысл этой традиции состоял в том, чтобы «отдать» все плохие воспоминания, ошибки огню и получить тепло и свет от огня, чтобы следующий год был ярче и теплее.

Вдобавок у армян вроде бы был культ воды: в канун Нового года армянские девушки поспешили к реке, озеру или другому водному объекту рядом с ними и бросили кусок традиционного армянского новогоднего хлеба «Тарехат» или горсть зерна, как будто для освящения воды.

Издавна в первый день года глава семейства дарил подарки всем членам семьи. Члены семьи также обменялись подарками. Дети развешивали чулки в ожидании, что ночью они наполнятся вкусностями и разными сладостями.Позже праздничную елку стали украшать подарками.

Девочки гадали: они кладут яйцо в тарелку с золой и красками, и если на следующее утро они обнаруживают цвета больше, чем пепел на скорлупе, то это будет их год. Был обычай наряжать домашнее животное (в основном крупный рогатый скот) и утром выносить во двор. Если он пересек сарай правой ногой, поздравляю, это будет фантастический год!

new-year-armenia-table

Глава семейства поднял первый бокал, освятил стол, поздравил семью с Новым годом и предложил всем попробовать мед, чтобы в наступающем году было много сладких дней.

Разрешалось говорить только сладкие слова. В течение Нового года на столах всегда был испеченный хлеб — «гата», «тари шапки». Хлеб украшали фигурками животных, а позднее — фигурками храмов. Хлеб олицетворял просьбу к языческим богам послать плодородный год.

Армянский новогодний стол невозможно представить без пшеничного хлеба. Армянские женщины кладут в хлеб монетку или что-то подобное. Затем хлеб разделили на несколько частей, и члены семьи поспешили взять от него кусок в надежде найти монету.Удачный год ждал того, кто найдет монету в своем куске хлеба / сладкого хлеба.

Интересно отметить, что в древней Армении была широко распространена традиция подвешивать вязаные носки к «ердик» (разновидность дымохода), в который клали дары. Подобная традиция существует у многих народов Запада.

pasuts-dolma Что касается армянских новогодних блюд, отметим, что одним из древнейших блюд, существовавших в дохристианскую эпоху, считается пасуц долма (нежирная капуста).

Традиционно армянскими новогодними блюдами были также «Ануш апур» (суп с сухофруктами) и «хапама» (тыква, фаршированная рисом, медом, орехами, сухофруктами).

Все блюда, которые подавались, обязательно имели что-то общее, подчеркивая национальные особенности армян. Центральное место обязательно занимала круглая пшеница, которую выращивали исключительно в Армении.

Сейчас очень многое изменилось в праздновании армянами Нового года. Но пока Новый год с армянами остается самым веселым, любимым и семейным праздником, который обычно отмечают дома, за огромными столами и слишком большим количеством гостей.

.

9 лучших фестивалей Армении

Фестиваль цветов | © Maciek Lulko / Flickr

Посещение фестивалей в новой стране — один из многих отличных способов познакомиться с местной культурой и узнать ее обычаи и традиции. Армяне любят отмечать разные праздники, поэтому каждый год полон интересных и веселых мероприятий. Приходите во время этих праздников, чтобы ощутить армянское гостеприимство, присоединиться к толпе, плещущейся водой, попробовать различные вина страны или посетить кинофестиваль.Обязательно найдется что-то по душе.

День джаза в Ереване

Любители джаза должны посетить ежегодный День джаза, который проводится 30 апреля в ереванском комплексе «Каскад». Это Международный день джаза, который отмечается во всем мире, и Армения не исключение. В мероприятии принимают участие джазовые группы из Армении, а также международные артисты, чтобы подчеркнуть значительную роль музыки как средства общения, которое превосходит различия.

Ереванские винные дни

Ереванские винные дни — двухдневное мероприятие, проводимое на улице Сарьяна 11-12 мая, организованное Фондом фестиваля Арени.Свою продукцию предлагают представители 15 ведущих местных виноделен, а соответствующие блюда посетителям выставляют известные рестораны. Каждый день имеет особую программу, поэтому вы не захотите пропустить ни одно мероприятие. Например, в первый день фестиваля можно попробовать белое и розовое вино, а на следующий день будут представлены красные вина. Оба дня сопровождаются песнями и концертами.

Фонд предоставляет посетителям купоны на сумму 4000 драмов (8,30 долларов США). Он включает в себя бокал, три купона на дегустацию вин трех производителей по вашему выбору и три ваучера на 20% скидку на еду в любом ресторане, представленном на мероприятии.

Гранатовое вино © Иванчик / Shutterstock

Фестиваль долмы

Долма — национальное блюдо Армении, приготовленное из мясного фарша, завернутого в свежие виноградные листья. Мероприятие проходит 20 мая в деревне Гнаберд, где посетители могут попробовать все разновидности этого блюда. Поэтому, побывав на празднике, вы сможете попробовать все виды и сорта сразу.

Единственные и неповторимые долмы! © Lesya Dolyk / Flickr

Фестиваль шелковицы Сюник

Горисский региональный парк проводит ежегодный фестиваль шелковицы Сюник 7 июля, цель которого — сделать Горис привлекательным местом для туристов и поднять социальную и экономическую жизнь района.Каждая община Сюникской области представит различные национальные и региональные блюда из шелковицы. Приходите сюда, чтобы попробовать армянскую тутовую водку, отведать сушеную шелковицу и мелассу, называемую на местном языке дошаб .

Плоды шелковицы © Famartin / Wikicommons

Фестиваль Вардавар

Это одно из веселых мероприятий, в которых вы можете участвовать 8 июля по всей Армении. Слово вардавар на армянском языке имеет два значения: окроплять вода и пламя розы.Легенда гласит, что богиня Астхик распространила любовь по всей Армении, окропив розовой водой. Бог Ваагн защищал эту любовь, постоянно борясь со Злом. После принятия христианства эта традиция была преобразована в Вардавар, праздник, где все плещутся друг на друга водой.

Праздник Вардавара © VahanN / Shutterstock

Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос»

Любителям кино обязательно нужно посетить Ереванский международный кинофестиваль «Золотой абрикос» в кинотеатре «Москва» 8-15 июля.Основная цель фестиваля — поощрение творчества и установление контактов между режиссерами и любителями кино. Фильмы, показанные на фестивале, затрагивают вопросы человеческого опыта, повседневной жизни людей, необычной или обычной, а также радостей и проблем нации.

Международный кинофестиваль © Seroujo / WikiCommons

Yerevan Color Run

Еще одно интересное мероприятие, в котором вы можете принять участие, — это Yerevan Color Run, организованный в комплексе Hamilar в июле (дата меняется).Событие начинается рано утром с энергичной фитнес-разминки, чтобы подготовиться к бегу на 5 км. По пути участники залиты безобидными яркими красками с головы до пят. Это развлекательный забег, поэтому здесь нет времени, правил и ограничений. Однако трое мужчин и три женщины, занявшие первое место на финише, награждаются специальным призом.

Фестиваль красок © Maciek Lulko / Flickr

Таразский фестиваль

Если вы хотите увидеть традиционную армянскую одежду, вам стоит посетить фестиваль Тараз в Ереване 4 августа.Эти традиционные платья, или тараз на местном языке, отражают культурную самобытность армян и аспекты национальной идентичности. Во время фестиваля вы сможете полюбоваться традиционной одеждой Западной и Восточной Армении.

Танцоры в армянских национальных костюмах © DJ / Shutterstock

Международный фестиваль воздушных шаров

Международный фестиваль воздушных шаров создает особую атмосферу в Ереване 15-18 сентября, когда множество разноцветных воздушных шаров из разных стран украшают небо Еревана, делая его настоящим праздником. картина идеальное место.Фестиваль, организованный Skyball, направлен на развитие туризма в стране, а также ее авиации и аэронавтики.

Праздничный полет на воздушном шаре в честь 2799-летия основания города Эребуни-Ереван © TatyanaMH / Shutterstock

.

iАрмения: история, праздники, достопримечательности, события Армении

ТРЕНД:
Хоровац Собор Святого Григория Просветителя Храм Гарни
  • О нас
  • Партнерство
  • Заявление об ограничении ответственности
  • Свяжитесь с нами
iArmenia: Armenian History, Holidays, Sights, Events
  • История
    • One Page History Of Armenia
      • Армянский язык
      • Армянский алфавит
      • Армянский драм
      • Армянская религия
      • Геноц5
      Армянский
    • Западная Армения
    Армянский
  • Армения?
    • Карты Армении
    • Города Армении
    • Флаг Армении
    • Находится ли Армения в Европе?
    • Армянская вода
  • Армянский народ
    • Армянское население
    • Армянские женщины
    • Армянские фамилии
    • Армянские имена мальчиков (часть 1)
    • Имена армянских мальчиков (часть 2)
    • Имена армянских девочек
  • Бархатная революция в Армении
    • Что было после 1 мая?
    • Выборы 1 мая
    • Митинг Пашинян — Карапетян
    • Выступление Никола Пашиняна
    • ОТСТАВКА СЕРЖА САРГСЯНА
    • Выборы 8 мая: новый премьер-министр
    • Протесты против Сержа Саргсяна
    • Армянская революция
    • 0005 Армянская революция
    • 0006 Армянская революция 9000
    • Армянские танцы
    • Армянский дудук
    • Армянские свадьбы
  • Достопримечательности
    • Арцах
      • Степанакерт
    • Ереван
      • Цицернакаберд
      • Ереван
      • Gregorv
      • Святой 9000 Поющий фонтан
      • Ереван
      • Поющий фонтан Крепость
    • Араратская область
      • Монастырь Хор Вирап
      • Церковь Кармравор
    • Область Армавир
      • Амберд
      • Церковь Святой Рипсиме
      • Церковь Святой Гаяне
      • 90 013
      • Арагацотнская область
        • Ованнаванк
        • Гора Арагац
      • Гегаркуникская область
        • Озеро Севан
      • Котайкская область
        • Гарни Сынский монастырь
        • Гегардский храм
        • Гарничский монастырь Область
          • Шекинский водопад
          • Татевский монастырь
          • Ухтасар
        • Лорийская область
          • Ахталинский монастырь
          • Монастырь Санаин
        • Тавушская область
            000
          • 9006
          • Тавушская область
              000 9006
            • Гошаванк
            • Праздники
            .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *