Skip to content

Интересные традиции кабардинского народа: Обычаи кабардинцев — традиции кабардинцев

Обычаи кабардинцев — традиции кабардинцев

Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость. Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ.

Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:

Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо. Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.

Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».

Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.

Гость адыга в крепости сидит

Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.

Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.

Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества

Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.

Что малая, что большая свадьба – одно и то же: традиции кабардинских свадеб

Соблюдением множества ритуалов всегда отличались и кабардинские свадьбы, традиции предписывали не торопиться: часто между выбором невесты и торжеством бракосочетания мог пройти не один год. Предваряли свадебную церемонию следующие этапы:

– сватовство;

– согласование суммы калыма;

– смотрины и обручение;

– выплата доли калыма;

– обряд вывода невесты из родного дома;

– «укрывание» невесты и жениха в чужих (разных) домах;

– переезд невесты в дом будущего мужа;

– обряд примирения жениха с родными.

Само свадебное празднество длилось, как правило, несколько дней. Продолжением же торжеств становились многочисленные церемонии знакомства с обретенными родственниками.

Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать

Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.

Традиции кабардинцев — обычаи и культура народа

Кабардино-Балкария является особенным уголком России, где издавна местные жители не только сохраняют великолепную природу своего края, но и стараются приумножить и сберечь старинные обычаи. Многие традиции кабардинцев почти не изменились за несколько веков, а основные жизненные принципы остались прежними

Представители этого народа с детства воспитываются в атмосфере почитания предков, уважения по отношению к старшим людям, женщинам, осознании ответственности за наследие прошлых поколений. Именно поэтому кабардинская культура, как и много столетий тому назад, отличается самобытностью и яркостью. Какие же традиции являются отличительной особенностью жизненного уклада кабардинцев?

Кабардинские принципы

Конечно, на современный быт кабардинского народа значительно повлияли процессы урбанизации, однако это вовсе не означает, что старинные обычаи ушли на второй план.

У жителей Кабардино-Балкарии существуют незыблемые семейные принципы, что практически не изменились с веками. В немалой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – свод морально-этических принципов, обязательных для каждого кабардинца. Значительная роль в нём отводится семейному укладу.

Кабардинская семья открытка 1905 года

Как и для далёких предков кабардинцев, в жизни современного народа Кабардино-Балкарии семья играет важнейшую роль. Все члены семейства должны с уважением относиться друг к другу. Особый почёт оказывается старшему поколению. Старейшина рода приравнивается к богу. В его присутствии младшие члены семьи не имеют права первыми заговорить и, тем более, перебить во время разговора. За столом старейшина занимает самое почётное место.

От себя хочу заметить, что во многих кабардинских селениях и сегодня существуют советы старейшин – старших представителей села, за которыми нередко остаётся последнее слово в принятии важных общественных решений.

«Народы Кавказа», русская литография, конец XIX века

Семейный уклад в Кабардино-Балкарии – патриархальный. Но это не значит, что женщина не имеет прав. Напротив, она считается истинной хранительницей уюта и покоя в доме, к ней относятся с большим уважением.

У кабардинцев есть пословица: “Муж творит жену, а жена творит мужа”. И это, как мне кажется, очень точные слова. Согласно многовековым принципа, кабардинцы считают, что вступать в брак можно лишь единожды – лишь так можно сохранить семейные ценности. Для молодого поколения семья родителей является примером для подражания.

Свадебные обычаи

Немало интересных традиций кабардинцев связано с заключением брака. Надо сказать, что народ Кабардино-Балкарии не любит проявлять спешку – тем более, в таком важном вопросе. Раньше считалось, что молодой человек не сможет правильно выбрать себе будущую жену, а потому поисками занимались родители. О кандидатках в невесты семья жениха собирала всю имеющуюся информацию, расспрашивая родственников.

Девушка должна была соответствовать главным идеалам кабардинцев, а именно – быть скромной, трудолюбивой, воспитанной, здоровой. Очень важным аспектом было возможное родство с семьёй жениха. Допустить такой брак было нельзя, а потому рассматривались все родственники невест до седьмого колена.

После сватовства родители невесты начинают раздумывать, подходит ли им жених. Иногда такие размышления затягиваются на 4-5 месяцев. Если все нюансы удовлетворяют обе стороны, начинается подготовка к свадьбе.

Важнейшим ритуалом становится выведение девушки из отчего дома. Этот обряд называют “схождение с подушки”. После него невеста и жених поселяются в разных домах во дворе жениха, а родственники девушки получают калым.

Кабардинцы в традиционных нарядах

Кабардинцы особенно внимательно смотрят на то, как невеста переступает порог нового дома. Сделать это следует с правой ноги, причём легко и решительно. Тогда, как гласит предание, семейная жизнь тоже будет счастливой и успешной. Если же невеста споткнулась на пороге нового дома, это считается дурным знаком.

Интересно, что исследователи такую традицию относят к одним из самых древних в культуре кабардинцев. В далёком прошлом этот народ верил, что под порогом находится прах предков. Их духи защищали дом, указывая на людей, что не принесут счастья семье.

Кабардинская свадьба

Рождение детей в традициях кабардинцев

Рождение ребёнка было не менее значимым событием, чем свадьба. Узнав о том, что под сердцем носит малыша, женщина должна была выполнять ряд правил. Ей не следовало поститься, разрешалось не соблюдать намаз. Узнав о её “интересном положении”, родственницы брали тяжёлую физическую работу по дому на себя.

Будущей матери запрещалось посещать похороны, стричь волосы, поскольку кабардинцы считали, что это может негативно отразиться на здоровье малыша. Незадолго до родов женщина уходила в отчий дом, откуда и отправлялась в больницу.

Гуляния кабардинцев

Кабардинцы и сегодня верят, что послед и пуповина, сохранённые после родов, являются оберегами ребёнка. Если малыш заболевает, ему дают воду, в которой была размочена пуповина. Как ни странно, но часто столь нехитрое “лекарство” действительно помогает. Возвратившуюся в дом мужа невестку встречает свекровь. При этом она готовит специальное угощение – блюдо из ребрышек и головы курицы (чтобы у малыша хорошо развивался позвоночник).

Несмотря на то, что современность диктует свои правила жизни, в традициях кабардинцев прекрасно сочетаются нынешние тенденции и старинные обычаи. Этот народ сумел доказать, что наследие предков – крайне важная часть культуры, которую кабардинцы бережно хранят и развивают.

Кабардинская культура, Эльбрус, Безенгийская стена…

Перейти к содержимому

Кабардино-Балкария – географический центр Кавказа, один из самых туристических регионов.

Республика условно делится на две части – горную, где проживают тюркоязычные балкарцы, и равнинную, где проживают кабардинцы – субэтническая группа черкесов. В 19 веке часть низменности заняли казаки.

Эльбрус и окрестности

01 Эльбрус — высочайшая вершина Европы и России (5642 метра).

02 Рядом с горой Уллутау. Фото Александра Шмелькова

03 Озеро Сыльтранкель. Фото Максима Рогозина

04 Долина Силтрансу. Фото Татьяны Боровцовой

05 Трещины на перевале Азау. Фото Андрея Гешелева

Туристы едут в Кабардино-Балкарию ради гор.

Здесь находится самая высокая вершина Кавказа и всей Европы гора Эльбрус (5642 метра), привлекающая зимой горнолыжников, а летом альпинистов. В Приэльбрусье есть и другие жемчужины: ледники, водопады, озера, источники минеральной воды и живописные вершины.

Местный ландшафт позволяет совершать легкие пешие прогулки, а туристическая инфраструктура налажена еще с советских времен: гостиницы, рестораны, кресельные подъемники, внедорожники для заброски в близлежащие овраги, прокат снаряжения.

Стена Безенги

01 Безенгийская стена. Фото Михаила Голубева

02 Ледник Безенги. Фото Михаила Голубева

03 Лагерь у ледника Безенги. Фото Михаила Голубева

04 Дикие козлы (Capra Caucasica) у ледника Безенги. Фото Михаила Голубева

05 Гора Курумколь. Фото Михаила Голубева

06 Вид на альплагерь Безенги из ущелья Мижирги. Фото Михаила Голубева

Безенгийская стена – вторая по значимости достопримечательность Кабардино-Балкарии.

Во времена СССР здесь располагалась первоклассная тренировочная база по альпинизму. Он по-прежнему примечателен: город альпинистов у подножия двухкилометровой стены из камня и льда, с баней, кафе, магазинами туристического снаряжения и детским садом, чтобы присматривать за детьми, пока их родители отправляются на вершины. . Стена имеет длину 12 км и имеет десять пиков, пять из которых имеют высоту более 5000 м. Ледник Безенги, один из крупнейших на Кавказе, простирается от стены почти до лагеря.

Прочие ущелья

01 Средневековые склепы у села Эльтюбю. Фото Михаила Голубева

02 поселок Эльтюбю. Фото Михаила Голубева

03 Рядом с горой Кестанты. Фото Михаила Голубева

04 «Каменные грибы» на горе Кестанты. Фото Михаила Голубева

05 Чегемский парадром.

В республике есть еще несколько захватывающих ущелий. Туризм здесь не развивался до недавнего времени, но это скорее плюс, так как местные жители еще не начали видеть в путешественниках источник дохода, а не в почетных гостях.

Чегемское ущелье примечательно одноименными водопадами, типичной постсоветской достопримечательностью с рынком шерстяных изделий, травяных чаев и пирогов. От водопадов можно подняться в горы к поселку Эльтюбю с его парадромом, где можно полетать на параплане среди сказочных горных пейзажей. Недалеко от Эльтюбю находится поразительный комплекс средневековых балкарских фамильных гробниц. Средневековые гробницы являются одним из самых примечательных элементов архитектуры Кавказа, и, двигаясь с запада на восток: Балкария – Осетия – Ингушетия – Чечня, можно увидеть, как постепенно трансформируется архитектура гробниц. В Эльтюбю уже есть гостевые дома и кафе, так что вы можете остаться на ночь и не спеша пропитаться атмосферой этого места.

Если вы готовы к экстремальным горным походам, вам следует отправиться на туристическую базу Башил, где заканчивается дорога. Отсюда можно начать восхождение на плато Кестанты с его знаменитыми «каменными грибами» и великолепным видом на Безенгийскую стену. Туристическая база в худшем случае деревенская, с грязными постсоветскими интерьерами и покрытыми металлом кроватями, но это единственный доступный вариант.

На западе Кабардино-Балкарии в долине реки Черек Балкарской разбросаны руины Верхней Балкарии, одного из крупнейших средневековых поселений региона. Оттуда начинаются несколько маршрутов для экстремальных джипов 4×4. Можно подняться еще выше в горы, на поляну Уштулу. Недавно там открылась гостиница, и отсюда начинается пеший маршрут на 2-3 дня в ущелье Ираф в Северной Осетии.

Кабарда

Исторически Кабарда была самым прогрессивным регионом в этом районе, пока не была завоевана Россией.

В XIX веке оно уже достигло стадии развитого феодализма, тогда как другие адыги еще практиковали трайбализм. Наряду со странами Западной Европы кабардинское общество стояло на пороге буржуазной революции:

«Рыцарская Кабарда задает веяния и вкусы всем воюющим адыгским общинам от Сунжи до Черного моря…»

«искусство кабардинцев ездить верхом, носить оружие, их осанка, их манеры были столь необыкновенны и удивительны, что ингуши, осетины и чеченцы отправляли своих детей учиться в Кабарду. Поговорка «Он одевается и ездит на лошади, как кабардинец» прозвучала для них высшей похвалой».

(И.Д. Попко «Терские казаки с древнейших времен»).

Развитие, однако, затормозила война с Российской империей, которую было невозможно выиграть. К счастью, в значительной степени сохранились достижения средневековой кабардинской культуры: особая порода лошадей, плетение циновок из рогоза, вышивка золотом, ловкость в обращении с саблей и кинжалом.

01 Руслан Мазлоев — мастер плетения циновок. Фото Дмитрия Лемешева

02 В мастерской Руслана Мазлоева. Фото Дмитрия Лемешева

В наших турах мы устраиваем встречи с носителями этих традиций, чтобы убедиться в их мастерстве, окунуться в историю народа, традиционную культуру, ее перспективы в условиях централизованной власти в современной России и глобализации.

Наши туры

Журнал Caucasus Explorer

Читать другие статьи в журнале

Перейти к началу

Традиционная культура адыгов в России и за ее пределами

Майкоп – Адыги – народность, проживающая на территории Российской Федерации. Большое количество людей находится в Краснодарском крае. Это старейшая коренная группа Северо-Западного Кавказа, известная как черкесы. Однако они идентифицируют себя как адыгейцев.

История

В различных исторических материалах люди известны под разными именами; черкесы (на английском языке) или черкесы (на русском, турецком и других ближневосточных языках). У людей была сельскохозяйственная и скотоводческая культура, и, как говорят, они жили в этом регионе с 10 века нашей эры, хотя в некоторых записях говорится, что адыги прибыли раньше. В этот период люди жили в сильно стратифицированном обществе. Существовала каста князей и мелкой знати, простолюдинов, крепостных и рабов.

Народ когда-то входил в состав черкесов до 1920-х гг. Хотя адыги, жившие за пределами Кавказа, существовали со средних веков. Это было в 1864 году, во время русского завоевания, когда возникла массовая адыгская диаспора. Коренные общины переселились в разные места Османской империи. В настоящее время лица адыгейского происхождения есть в Египте, Ираке, Израиле, Иордании, Ливане, Ливии, Сирии и Турции. В Соединенных Штатах также есть небольшие общины.

Из-за исторической диаспоры на прародине адыгов осталось лишь меньшинство. Этот район находится в Российской Федерации в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгее.

Язык и культура

Сообщество общается друг с другом, используя широкий спектр черкесских диалектов. Адыгейский язык тесно связан с кабардинским в родословной северокавказских языков. Только в 18 веке у языка появилась письменная форма с использованием арабского алфавита. Это изменилось между 1927 и 1938, когда вместо этого в языке использовались латинские буквы.

Однако люди понимают друг друга не только посредством языка. На протяжении всей истории, по мере того как адыги связывались с другими народами региона, им приходилось находить способы сохранить традиции своих предков. Многие могли быть потеряны на исторической родине, однако диаспора или адыгейцы принесли хорошие результаты.

Народная диаспора в разные страны способствовала сохранению адыгской культуры и обычаев. Несмотря на движение, многие люди передали свои традиции молодому поколению. Такое доказательство сохранения культуры проявляется в адыгских народных танцах. Эти танцы рассказывают истории о повседневной жизни людей, от практики ухаживания до их подготовки к войне. В танцах сохранились не только древние традиции, но и адыгейская история. Другая сохранившаяся творческая продукция рассказывает истории, являющиеся предшественниками греческой мифологии, которая сформировала адыгейское

хабза («традиции»).

хабза – неотъемлемая черта адыгейской идентичности, так как она сформировалась задолго до исламизации народа. Такая хабза отражает различные системы, которым следовали предки адыгов от законов до социального этикета, а также их поведение и мораль.

В настоящее время

В настоящее время предпринимаются постоянные усилия по возрождению древних обычаев и даже церемоний. Наряду с различными адыгскими танцами, такими как лепэрышу и кешо куанг, возрождаются традиционные ремесла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *