Что такое брак,как и почему он возник?
Термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом, что, действительно, правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья — не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак — без семьи.
Брак — это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, наряду, например, с государством как особым институтом для регулирования отношений между его гражданами, наряду с институтом собственности и т. д. Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между попами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Иными словами, брак — это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.
Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада, и наоборот, каждый мужчина —— каждой женщине. Такое явление обычно называют эндогамией, то есть браком внутри данной общности, «внутренним» браком. Но, строго говоря, это не совсем точно, потому что брака в современном понимании как общественного регулирования отношений между полами в то время фактически еще не существовало.
Впоследствии, в связи с тем что возникавшие довольно часто осложнения, конфликты в отношениях между людьми на сексуальной основе стали угрожать самому существованию данного рода, общество было вынуждено ввести искусственное регулирование сексуальных отношений. Было введено половое табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода в определенные периоды. Нарушители этих запретов карались жесточайшим образом, и впервые в человеческом обществе зародилось проходящее через человеческую психику жестокое противоречие между социальным и биологическим, между «хочется» и «нельзя». Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступления в связь с женщинами своего рода, мужчины стали вступать в поистине случайные связи с женщинами другого рода, другой общности. Как видим, экзогамия, этот «первобытный адюльтер», была по существу первым бунтом человеческой природы, человеческого организма против попыток установления диктата социальности над ним.
Экзогамные отношения, по-видимому, сразу же обнаружили свои биологические преимущества: от связей подобного рода рождались более жизнеспособные, жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены (оставаясь, правда, еще длительное время на правах исключения из правил—только в дни праздничных оргий, когда разрешалось все то, что запрещалось в обычные, будничные дни). Стабилизировались, закрепились обычаями связи экзогамные, и возникла первая форма подлинно человеческого, социального регулирования отношений между полами — то, что мы называем ныне браком. Таким образом, первой формой брака фактически был групповой дуально-родовой брак. При нем все мужчины одного рода «имели право» на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Иными словами, любая женщина одного рода была женой любого мужчины другого рода. Групповой брак существовал еще в конце каменного века.
Но уже в рамках этого группового брака, естественно, могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между той или иной женщиной данного рода и мужчиной из другого рода (иными словами, кто-то из «мужей» был особенно милым). Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнерами получали все более широкое распространение, закреплялись обычаями, и таким образом общество постепенно перешло к новой форме брака — парному браку. В нем объединялась уже только одна супружеская пара. Правда, любой из этих «напарников» мог при этом составлять такие пары одновременно, а тем более — последовательно, «по расписанию» или по мере исчезновения привязанности к данному партнеру, с другими людьми, партнёрами или партнершами. В это время все хозяйство, производство вещей, продуктов питания, предметов первой необходимости по-прежнему оставалось еще в рамках первичного рода. Одно только деторождение, производство потомства вышло за его границы. А работали и жили «супруги» отдельно друг от друга, в рамках своих родов. (По-нынешнему говоря, это были «приходящие» супруги).
Поскольку биологическое отцовство в таких условиях установить было исключительно трудно, практически невозможно, родство считалось по материнской линии. Дети, рожденные данной женщиной, принадлежали тому роду, которому принадлежала сама эта женщина. «Мужья» и «жены» имели раздельное хозяйство, и если мужчина приносил детям своей женщины и ей самой в подарок часть добытой им на охоте пищи, то часть эта фактически отрывалась, изымалась им из имущества того рода, к которому принадлежал данный мужчина. Иными словами, создавая более благоприятные условия для женщины и детей чужого рода, он в какой-то мере лишал этих благоприятных условий свой род, и в том числе детей своих сестер. Как видим, уже с самого своего зарождения формирующаяся семья входила в противоречие с более широкой общностью, с родом.
В самом конце каменного века, а особенно в бронзовом и железном веках, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда людей постепенно создаются условия, когда отдельный человек, а тем более супружеская пара оказывались способными самостоятельно содержать, кормить своих детей. И постепенно эта парная семья «отпочковалась» от рода и в хозяйственном, производственном отношении.
С переходом к феодализму обществом был установлен единый для всех обязательный церковный брак (хотя крепостные могли вступать в него лишь с позволения своего хозяина, помещика, феодала и практически по его выбору).
Надо сказать, что патриархатная семья существовала и существует в форме не только моногамного, но и полигамного брака, когда один муж имеет право владеть несколькими женами, подчас целым гаремом. В этом случае особенно ярко видно неравноправие женщины в браке — и не только в экономическом и правовом отношениях, но и в отношениях сексуальных, в отношениях между полами. Женщина здесь имеет право вступать в брак только с одним мужчиной, мужчина же — одновременно с несколькими женщинами. Ныне полигамия существует в некоторых мусульманских странах, но у цивилизованных слоев населения она уже идет на спад.
Справедливости ради надо бы отметить, что история знает и иную форму неравенства в браке: полиандрию, то есть многомужество. И до сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки. В Индии чаще всего жена старшего брата становилась общей женой всех братьев — и получалась так называемая фратериальная, или братская, семья. Причем женщина в таких семьях обычно занимает высокое положение, ссоры здесь крайне редки, отношения между членами семьи мягкие, доброжелательные.
Известно, что частная собственность по существу есть своеобразное отношение между двумя слоями общества, из которых один является полным, верховным собственником средств производства, а другой или полностью лишен их, или выступает лишь подчиненным собственником. Поэтому одни представители общества имеют возможность присваивать часть труда других себе. С возникновением частной собственности и распределение стало осуществляться уже не по принадлежности к данному роду, как это было в начале истории человечества, на первых стадиях первобытнообщинного строя, и не по количеству вложенного труда, как это было в конце существования родового строя, а по собственности, то есть в зависимости от того, чем владели члены общества.
При этом тот, кто владел большей собственностью, и получал больше независимо от того, сколько труда он вложил в общее дело.
Превратившись в собственника семьи, ее имущества, в том числе и имущества, ранее принадлежавшего жене, муж стал выступать в качестве кормильца детей и жены, а они — в качестве его иждивенцев, независимо от того, кто на самом деле содержал семью, за счет чьего труда — главы или самих членов данной семьи — жила семья. Он считался кормильцем лишь потому, что являлся собственником средств производства. Положение женщины резко ухудшилось, она превратилась фактически в бесправную домашнюю рабыню.
Установление отношений наследования богатства резко поставило проблему биологического отцовства. Мужчина теперь был крайне заинтересован в том, чтобы дети его жены были именно его детьми. Отсюда появились законы, требующие от женщины сохранять девственность до вступления в брак и хранить верность мужу в браке. Измена супруги стала рассматриваться как тяжкий грех, и за подобные проступки даже католическая церковь позволяла расторгать браки. В некоторых странах и государство становилось на защиту прав мужчины: в частности, еще в середине XIX века во Франции супружеская неверность со стороны жены могла быть наказана заключением в тюрьму сроком до двух лет.
Но в принципе при моногамной форме патриархатного брака в отношениях между полами существовало как бы равенство: и женщина могла иметь только одного мужа, и мужчина мог иметь только одну жену. В действительности, однако, это равенство всегда носило формальный характер. Прежде всего, исходя из принципа «стерпится — слюбится», к голосу женщины не прислушивались уже при выдаче ее замуж. Кроме того, сразу же после возникновения моногамного брака мужчина в рабовладельческом обществе имел право вступать в связь со своими рабынями. Родившиеся от такой связи дети по закону не имели отца, но они считались его собственностью, то есть собственностью владельца рабыни. «Именно существование рабства рядом с моногамией,— писал Ф. Энгельс,— наличие молодых красивых рабынь, находящихся в полном распоряжении мужчины, придало моногамии с самого начала ее специфический характер, сделав ее моногамией только для женщины, но не для мужчины». Кроме того, существовал также и институт гетер, гетеризм (край-. ней формой его является проституция). Это еще более способствовало нарушению моногамии мужчины.
Правда, справедливости ради нужно сказать, что женщины тоже не оставались в долгу. Ф. Энгельс язвительно заметил, что хотя «мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные. Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещенное, строго наказуемое, но неискоренимое».
Что касается трудящихся, и особенно рабочего класса, где женщина с самого вступления в брак была втянута в процесс материального производства, она уже не была иждивенкой мужа. Это делало ее экономически более равноправной с мужем, и брак в таком случае был не столько патриархатно-моногамным, сколько эгалитарным, равноправным для обоих супругов. В последнее время такой брак, независимо от социального строя, находит все большее распространение у всего человечества, во всех слоях населения.
В нашей стране принятый в 1918 году декрет «О введении равной оплаты за равный труд для женщин и мужчин» покончил с экономической дискриминацией женщин. Декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», «О расторжении брака» (1917 год) и другие документы о семье строились на таких принципах, как единобрачие (запрещение браков с лицами, которые уже состоят в браке), равноправие супругов в отношении к имуществу и во взаимоотношениях в семье, обязательность материальной поддержки нетрудоспособных членов семьи и т. д. Современное состояние государственного регулирования семейно-брачных отношений в нашей стране более подробно освещается во втором разделе издания.
Обновлено: 2019-07-09 22:50:30
Происхождение названий родственников по браку
Схема родственников по браку
После свадьбы у людей появляются новые родственники (свойственники – это люди не связанные узами кровного характера, относящиеся к семейно-правовой связи, которые появились из брака одного из родственников). Названия для свойственников в русском языке идут из глубокой древности и были придуманы еще несколько тысяч лет назад (предком русского языка, как и многих других языков, является праиндоевропейский язык). Поэтому происхождение этих слов в значительной степени окончательно еще не выяснено.
Слово «муж» в русском языке использовалось первоначально в значении «взрослый мужчина». Оно имеет ту же индоевропейскую основу, которая является названием человека. Древне-индийское «mаnu» – человек («man» – думать, мыслить; то есть способностью мыслить человек якобы отличается от животных). Аналогично немецкое «mann», английское «man».
Слово «жена» имеет общеиндоевропейский корень «gen» (род; рождать, рождаться). Термин «генетика» происходит от греческого «genesis» – происхождение; латинское «genus» – род.
Таким образом, согласно представлениям древних, получается, что муж должен думать, а жена – рожать.
Зять – мужчина по отношению к семье жены. Считается, что слово «зять» также идет от индоевропейского «gen» (латинское «gener» – зять; литовское «zentas» – зять). Выходит, что зять – это человек «того же рода», «родственник» (причем не просто родственник, а «кровнородственный» человек).
Невестка – женщина по отношению к семье мужа. Слово «невестка» происходит от слова «невеста», относительно которого существует значительное количество объяснений. Наиболее популярной считается точка зрения, что невеста – это «неизвестная». Санскритское «veda» – знание, мудрость. Русские слова «весть» и «ведать» имеют ту же основу. «Неизвестность» невесты (невестки) объясняется необходимостью защитить ее при вступлении в чужой (новый) дом. Чтобы жизнь для супругов была счастливой, присутствие нового человека в доме «скрывалось». Это осуществлялось путем обряда молчания по отношению к невесте (невестке), обращения к ней, как к незнакомому человеку, запрета называть ее по имени. В качестве предмета защиты невесты служило также и специальное покрывало (фата).
Слово «сноха» (женщина по отношению к отцу мужа) происходит от индоевропейского «sneu» – вязать. Таким образом, сноха – это «связующая». В русский язык из немецкого пришло слово «шнур». Так в современном немецком «schnur» – шнур, веревка; сноха.
Слово «тесть» (отец жены) сопоставляют с греческим «тикто» – родить, производить на свет, то есть тесть – «родитель» (жены). Производным слова «тесть» является слово «теща» (мать жены).
Происхождение слова «деверь» (брат мужа) представляется неясным.
Согласно одной из версий, русское слово «золовка» (сестра мужа) является родственным латинскому «glos» – золовка, которое происходит от глагола «веселиться». Получается, золовка – «веселая». Только в связи с чем?
Значительная часть названий свойственников образована от индоевропейского местоименного корня «sue» – свой. Например, слово «свояк» (муж сестры жены) – «свой» (человек). Отсюда и слово «свояченица» (сестра жены). От основы «sue» также произошли слова: сват и сватья (сваха), сватовство, свадьба.
Слова «свекор» (отец мужа) и «свекровь» (мать мужа) тоже имеют корень «свой». Однако, что означает вторая часть данных слов неясно (в то же время, согласно народной этимологии, слово «свекровь» воспринимается как «своя кровь»).
Считается, что слово «шурин» (брат жены) является однокоренным с глаголом «шить» (то есть соединять, связывать).
Таким образом, происхождение значительной части названий родственников по браку указывает на то, что они теперь «связаны» с нами и стали «своими людьми».
Народная этимология названий родственников по браку
Конечно, существует и народное объяснение происхождения названий новых родственников.
Слово «золовка» произошло от слова «зло» (в лучшем случае от слова «зола»; обряд золования заключался в посыпании невесты золой из печки после венчания, в котором участвовала сестра мужа).
Слова «свояченица» и «свояк» происходят от корня «свой».
Слова «тесть» и «теща» идут от глаголов «тешить», «утешать». Получается, что тесть и теща – это люди, которые развлекают и утешают.
Слово «деверь» произошло от глагола «доверять». То есть деверь – это человек, которому молодая жена могла доверять во всем. Даже деньги. А у азиатских народов существовал обычай, что если случилось плохое, вдова должна была выйти замуж за его неженатого брата. Ведь как же можно не доверять деверю?
Невестка – это «невесть кто», так как в старые времена, чтобы избежать кровосмешения, брали девушек из соседних родов, которые были «невесть кто», то есть неизвестными, незнакомыми.
Больше всего досталось от народа «бедной снохе». Доминирует точка зрения, что слово «сноха» происходит от глагола «сносить». Зачастую под снохой понимается лишь жена, которая уже имеет детей («сносить», то есть «быть на сносях»). Другой смысл глагола «сносить» – терпеть, выносить унижения и побои, которые нередко выпадают снохе в доме мужа. Некоторые же люди вообще выводят слово «сноха» от глагола «сно..ться».
Слово «зять» происходит от глагола «знать». После свадьбы зять становится человеком знакомым, известным. Не то, что был раньше.
Слово «свекровь» – это «своя кровь». Причем свекровь расшифровывается не только как «своя кровь», но и «свой кров», «сводная кровь», «всем кровь», «вся кровь», «святая кровь», «всех кровь» (то есть глава рода, чья кровь течет во всех потомках) и др. Слово «свекор» же является, конечно, производным от слова «свекровь».
Слово «шурин» произошло от слова «щурить». Потому что шурин, знающий, вероятно, что-то такое про мужа, чего не знает жена, смотрит на молодых с прищуром. Согласно другой версии, слово «шурин» является производным от слова «чур», которое возводят к Чуру – славянскому богу родового очага, оберегающего границы земельных владений (отсюда и пошло выражение «чур меня»). В соответствии с данной версией, шурин становился недремлющим оком, защитником сестры от напастей, неверности мужа или его крутого нрава. Наконец, существует точка зрения, что слово «шурин» произошло от глагола «шурить» – вязать веники, плести изгороди и другие изделия из веток. То есть шурин «привязался» к новой семье (наверное, в том числе и путем вязания веников).
Лучше девять деверьев, чем одна золовка (пословица).
Тесть любит честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит (пословица).
Шел муж с женой, брат с сестрой да шурин с зятем: много ль всех? (загадка).
Невестка – это такая неблагодарная, гулящая, ничего не умеющая делать родственница святой женщины.
– А тот похож – нет, правда, Вань, –
На шурина – такая ж пьянь.
Ну нет, ты глянь, нет-нет, ты глянь, –
Я – вправду, Вань!
– Послушай, Зин, не трогай шурина:
Какой ни есть, а он – родня, –
Сама намазана, прокурена –
Гляди, дождешься у меня!
(Владимир Высоцкий «Диалог у телевизора»).
12 форм брака, существующих на Земле помимо традиционного
Фактрум собрал подборку примеров о том, как разнообразна супружеская жизнь людей на нашей планете.
1. Полиандрия
Полиандрия — одна из форм полигамии. Суть этой формы брака заключается в том, что одна женщина может одновременно состоять в союзе с несколькими мужчинами. В наше время полиандрия встречается только в изолированных деревушках, находящихся на Тибетском нагорье.
2. Левират
Некоторые формы брака подразумевают союз не двух людей, а целых семей, причём он должен продолжаться даже в случае смерти кого-то из супругов. При левирате мужчина обязан жениться на овдовевшей супруге своего покойного брата. Достаточно часто дети, рождённые в таком союзе, считаются сыновьями либо дочерями первого (ранее умершего) мужа женщины. Левиратные браки встречаются в племенных общинах Южной Америки, Африки, Индии, Австралии.
3. Сорорат
Противоположность левирата — сороратные браки. Такие нетипичные свадьбы практикуются в общинах туземцев Северной Америки и Индии. В сороратном союзе овдовевший мужчина обязан взять в жёны сестру своей покойной супруги. В отдельных культурах сорорат разрешён и в тех случаях, если первая жена оказывается бесплодной. Тогда дети, которых рождает вторая жена, принадлежат первой супруге.
4. Временный брак
Временные брачные союзы (или «браки для удовольствия») популярны в исламском мире, особенно в Иране. Мужчина и женщина заключают их по взаимной договорённости на конкретный период. Причём необходимо соблюдать ряд условий, например, с кем заключается временный брак и для какой цели — взаимопомощь, секс и т. п.
5. Посмертный брак
В некоторых регионах разрешено жениться или выходить замуж за умерших людей (или соединять узами брака двух покойников). Например, во многих странах младшие сыновья в семье могут жениться лишь после своих старших братьев. Если же старший брат умирает холостым, его женят посмертно, спасая младшего от одиночества на всю жизнь.
6. Сложный брак
В XIX столетии американец Джон Хамфри Нойес основал утопическую общину, названную «Онейда». Нойес утверждал, что в Библии отсутствуют упоминания о существовании в Раю традиционных браков. Поэтому он призывал своих последователей практиковать «сложный брак». Подразумевалось, что все члены «Онейды» являлись жёнами и мужьями друг друга.
Моногамию и ревность Нойес называл греховными и идолопоклонническими проявлениями. Более того, члены общины наказывали всех людей, предпочитавших моногамные отношения.
Онейда7. Девадаси
В южной Индии молодых девушек нередко выдавали замуж за какое-то божество или храм! Само слово «девадаси» в переводе означает «служанка бога».
Судьба некоторых девушек решалась ещё до их рождения. Девадаси должны были следить за своей внешностью, быть красивыми, трудолюбивыми и образованными. Каждый день, утром и вечером они танцевали и пели, прославляя своего бога. Храмы, при которых жили девадаси, содержались в основном на пожертвования зрителей.
8. Детский брак
В Средневековье такого понятия как «детство» вообще не существовало. Детей начинали считать полноправными членами общества примерно в 6 лет. Возраст совершеннолетия был увеличен в 2,5–3 раза намного позже.
Только в XVI веке была создана концепция детства как отдельного этапа жизни человека, продолжавшегося от рождения до взросления. Однако женить и выдавать замуж 7-летних детей перестали ещё лет через двести.
9. Тунчи
Принятие гомосексуализма в Поднебесной остаётся крайне низким. Из-за этого большинство мужчин-геев вынуждены решать свою проблему, заключая браки с гетеросексуальными женщинами.
По словам авторитетного китайского сексолога, к этому способу прибегают 90% гомосексуалистов в стране. Брак между мужчиной-геем и женщиной традиционной ориентации здесь называют «тунчи». Хуже всего, что женщины до замужества в основном даже не подозревают об ориентации своего партнёра. Но после начала совместной жизни их ждёт неприятный сюрприз.
10. Брак с духами
Численность народа бауле, живущего в Западной Африке (преимущественно в Кот-д’Ивуаре), достигает 1,5 миллионов человек. Его представители верят, что задолго до рождения каждому человеку приходится вступать в браки с духами. Словосочетание «блоло биан» с языка бауле переводится как «мужчина из другого мира», словосочетание «блоло бла» — как «женщина из другого мира».
В семейных ссорах между земными парами бауле часто винят духов-супругов, ревнующих или чувствующих себя несчастными. Духовные наставники в таких случаях советуют вырезать из дерева небольшую фигурку блоло биан или блоло бла, покрыть её маслом, одеть, украсить и принести в храм. Считается, что это успокаивает духов-супругов и позволяет установить в земной семье мир.
11. Традиционные однополые браки
Однополые браки в прошлом практиковались повсеместно и считались совершенно нормальным явлением.
Например, император Нерон вступил в брак с собственным евнухом, устроив масштабное свадебное торжество. В своих произведениях неоднократно упоминали об однополых союзах и поэты Марк Марциал и Децим Ювенал. Первый относился к гомосексуальным бракам с пренебрежением, второй же считал их «мимолётным любовным романом».
Практиковали однополые браки и американские индейцы (у них вообще существовало убеждение о существовании людей третьего пола, называемого «бердаши»). А представители племени мохоки, жившие на территории современной Канады, видели в гомосексуальных мужчинах прекрасных партнёров — «исключительно старательных и трудолюбивых жён». Правда, с ними было трудно развестись, ведь жёны-мужчины могли постоять за себя и даже избить своего благоверного.
12. «Бостонские браки»
В Соединённых Штатах в XIX столетии практиковались так называемые «бостонские браки»: две женщины жили вместе, будучи полностью независимыми от сильного пола. Многие люди видели смысл такого сожительства, прежде всего, во взаимной поддержке. В то же время другие считали «бостонские браки» лишь инструментом для скрытия от общества гомосексуальных отношений.
История брака
М. Джеймс корни брака1
В настоящее время в развитии брачных отношений наступил период, когда значительно возрос интерес к этому старому институту, прошедшему путь от союза, созданного прежде всего ради выгоды, к союзу между мужчиной и женщиной, основанному на взаимной любви и совместном участии обоих супругов в семейной жизни. Корни современного брака восходят к религиозному, этническому, культурному прошлому семьи.
Наши традиции, стиль жизни, представления о роли и значении семьи, системы воспитания детей; наши интимные отношения — все имеет свои исторические корни.
Чтобы
понять настоящее состояние брака,
необходимо, на наш взгляд, по мере
возможности проследить за теми
изменениями, которые происходили в
брачных отношениях на протяжении прошлых
веков. Этому и посвящен настоящий раздел.
БРАК В ДРЕВНОСТИ
В доисторический период мужчины и женщины охотились сообща, маленькими группами. Тогда было необходимо, чтобы кто-то охотился, а кто-то оставался дома готовить еду и поддерживать огонь.
Около восьми тысяч лет до нашей эры произошли глубокие культурные изменения, оказавшие радикальное влияние на брак. От охоты и собирательства люди начали переходить к одомашниванию животных и оседлому образу жизни. В результате постепенно возникали сельские поселения. Дети стали представлять своеобразную ценность. Так же как и на современных фермах, они могли ухаживать за животными, ходить за водой, пропалывать посевы. Постепенно повышалось значение владения собственностью. Одновременно развивались законы и о наследовании.
Возникновение
городской цивилизации, развитие навыков
письма и чтения привели к первым
письменным законам о браке. Это были
законы Хаммурапи1— свод гражданского и уголовного права,
появившийся в Древнем Вавилоне. По этим
законам девушки принадлежали своим
отцам до тех пор, пока не были куплены
будущим мужем. Брак, таким образом,
являлся одновременно и экономической
сделкой, определенным контрактом между
мужем и женой. Бесплодным женщинам
разрешалось брать служанок, которые
рожали детей, чтобы отдать их своим
бездетным хозяйкам. Если же женщины,
состоящие в браке, но не способные к
деторождению, отказывались считать
своими детей служанки, то их мужьям
разрешалось иметь наложницу.
Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. Жених платил выкуп за невесту, в который довольно часто входил участок земли, становившийся в дальнейшем для молодых супругов основой их хозяйства. В случае развода по инициативе мужа имущество, полученное в счет выкупа, и дети, родившиеся в браке, переходили к жене. При отказе мужа выполнять эти условия женщина могла обратиться в суд для сохранения своих законных прав.
Муж
в свою очередь мог обвинить жену в том,
что она плохая супруга, в связи с чем
имел право сделать ее своей рабыней. Жена же имела возможность обвинить
супруга в жестокости, могла даже
потребовать за это компенсацию. В тех
случаях, когда супруги не могли разрешить
свои споры, в Вавилоне практиковался
обычай испытания водой: если обвиняемый
мог плавать, то это считалось, что его
оберегают боги, и он признавался
невиновным. Если же человек начинал
тонуть, то это было весомым доказательством
его вины.
В
Древнем Египте брак также заключался,
как правило, по экономическим или
политическим соображениям. Часто в брак
вступали братья и сестры, чтобы не делить
наследственную землю или наследуемые
семьей государственные посты. В период
матриархата наследование всегда шло
по женской линии, а в брачных соглашениях
собственность жениха часто передавалась
во владение невесты. Многие фараоны
женились в связи с этим на своих сестрах
и даже дочерях, так как это помогало
сохранить трон, династию и наследство.
Такой обычай существовал в Египте и
после завоевания его Римом в
30
г. до н. э. Так, Клеопатра2 сначала была женой своего старшего
брата, затем, после его смерти,—
супругой младшего брата. Каждый этот
брак давал им право владеть Египтом. Те
же привилегии получил Марк Антоний,
который стал ее последним мужем.
Однако было бы неправильным считать брак в Древнем Египте лишь деловым соглашением. Поэзия и любовные песни египтян того далекого времени воспевают романтическую любовь. Отличаясь от стиля наших песен о любви («Если я поцелую ее и губы ее приоткроются, я буду счастлив даже без пива»), они в поэтической форме воспевают вполне современные нам чувства.
Во многих из этих песен встречаются слова «брат» и «сестра», употребляемые в значении «любимый», «близкий», «любимая»:
Я увидел сестру мою, и душа моя возрадовалась,
А руки мои широко раскрылись для объятья,
И сердце от счастья из груди моей выскочило,
Когда я увидел тебя, о моя госпожа, ко мне идущей,
ведь если я обнимаю тебя и руки твои раскрываются,
я
чувствую, что попадаю в страну благоуханий.
БРАК В ДРЕВНЕЙ ИУДЕЕ
Для древнеиудейского народа романтическая любовь и брак были тесно взаимосвязаны. В Ветхом завете можно найти истории о счастливых и несчастливых браках.
В «Песне песней» царя Соломона диалог невесты и жениха на свадьбе звучит очень романтично и страстно. «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина»,—говорит невеста. «Ты прекрасна, возлюбленная моя!» — отвечает жених… «Я любуюсь тобой… любовь моя…»
История
Иакова и Рахили, наверное, одна из
трогательнейших любовных историй.
Иаков, внук Авраама, жил со своими
родителями. Когда пришла ему пора
жениться, мать послала его на свою родину
искать жену среди родного народа. Там
он встретил Рахиль и полюбил ее. По
обычаю он должен был семь лет работать
на ее отца, чтобы он позволил Иакову
взять возлюбленную в жены. Но в брачную
ночь произошел жестокий обман: отец
Рахили женил Иакова на некрасивой
старшей дочери. И Иаков еще семь лет
отработал на отца Рахили, лишь бы
соединиться с любимой, и годы его службы
промелькнули как один день, так сильна
была его любовь.
Хотя романтические чувства играли в древнеиудейских браках определенную роль, в не меньшей степени учитывались также семейные и финансовые соображения. Браки часто заключались между двоюродными братьями и сестрами, чтобы сохранить неделимым семейное имущество. Высоко ценилась девственность, было запрещено кровосмешение, а импотенция служила основанием для развода. Вдов жалели, поэтому в соответствии с законами брат умершего или другой ближайший родственник должен был жениться на вдове. Если же мужчина отказывался это сделать, то женщина в присутствии совета старейшин могла обесчестить мужчину: снять с него обувь и плюнуть ему в лицо.
Однако
в Древней Иудее не все было столь
безоблачно. Хотя женщины пользовались
уважением, а права их оберегались
законом, они в соответствии с религиозными
догмами считались при этом низшими
существами, презираемыми за чувственность. Примерно в V-IV
веках до н. э. автор библейской книги
Иова сетовал на то, что проклятие
«нечистого» рождения тяготеет над
человеком: «Кто может извлечь чистое
из грязи? Как может человек быть праведным
перед богом? Как может он, рожденный
женщиной, быть чистым?»
БРАК В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Древние греки и иудеи — исторические современники, однако их представления о браке были диаметрально противоположными. Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам — Афинам и Спарте. Эти города-государства существенно различались по способу управления, правам и обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству. Брак в Спарте был «открытым» даже по современным стандартам в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.
Спартанские
мужчины и женщины принимали участие в
брачном ритуале, который начинался
инсценированным похищением невесты в
ее новый дом. Жених, однако, до достижения
тридцатилетнего возраста продолжал
жить в солдатском бараке, лишь по ночам
ускользая из казармы к жене. Еще более
удивительным было то, что до шестидесяти
лет он должен был питаться вместе со
всеми солдатами. Чем же был вызван этот
обычай? Тем, что, по представлениям
древних, слишком частая интимная близость
препятствовала сохранению воинской
силы
—доминирующей
ценности спартанского общества.
Идеалы такой психологии распространялись и на традиции деторождения. Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.
Мужчины
Спарты были прежде всего воины. Они
часто отсутствовали, принимая участие
в дальних военных походах. Поэтому
женщины, особенно принадлежащие к высшим
слоям общества, имели значительную
политическую силу, а также пользовались
большой свободой. Некоторые из спартанских
женщин имели по два дома и по два мужа.
Таким путем они становились владелицами
крупных земельных участков. Несмотря
на то, что общепринятой формой в то время
была моногамия, брак в значительной
степени имел открытый характер.
В жизни афинских женщин было гораздо больше ограничений, нежели у их спартанских современниц. В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой. В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось. Известно высказывание древнегреческого мыслителя Пифагора Самосского, показательное с точки зрения взгляда на женщину в V веке до н. э., что от мужчин берет начало порядок и свет, а от женщин исходит хаос и тьма.
Легендарный
древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде»
и «Одиссее» возвеличил любовь. Однако
многие греческие поэты той эпохи были
менее милосердны. Даже супружеская
любовь порой подвергалась осмеянию.
БРАК В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Ромулу, легендарному основателю Рима, приписываются и первые законы Римского права о браке.
В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества. На нее распространялись все права мужа. Закон обязывал замужних женщин полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей управлять женами как необходимым своим имуществом.
На
протяжении почти всей римской истории
мужья обладали абсолютной полнотой
власти над женами, сменяя в этом отцов,
полностью распоряжавшихся своими
дочерьми до замужества. Законы Рима
гласили, что брак существует исключительно
ради деторождения, а также ради того,
чтобы неделимой оставалась семейная
собственность. Много веков спустя
Римское право легло в основу английского
законодательства, и, хотя суровость
наказания за его нарушение была ослаблена,
за мужьями все равно сохранялись очень
большие права.
Как и в Афинах, муж в Древнем Риме имел право убить жену, не выполнявшую своих супружеских обязанностей или нарушившую строгие правила поведения. Римское право разрешало карать женщину смертью, если она изменила мужу, выпила специальное средство, чтобы прервать нежелательную беременность, или подделала ключи от винного погреба мужа. Пить вино римским женщинам строго-настрого запрещалось, так как считалось, что каждая женщина, неумеренно пьющая вино, закрывает сердце для добродетелей и открывает его порокам.
В
начале века н. э. взгляды римлян на брак
отразили отношение к той роли, которая
возлагалась на женщину обществом. В
основу брака была положена идея,
господствовавшая многие века и частично
сохранившая значение в настоящее время.
Современными выглядят некоторые взгляды
древних, так как они близки нам по своей
сути, а именно: «Что может быть лучше
жены целомудренной, любящей семейную
жизнь, хорошей хозяйки и воспитательницы
детей, той, что радует вас в здоровье и
ухаживает в болезни, соратницы в . удаче
и утешительницы в горе, той, что обуздала
страсть вашей юности и смягчит чрезмерную
жестокость старости…»
ВЗГЛЯДЫ НА БРАК
В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В эпоху раннего средневековья отношение к браку редко связывалось с романтикой и любовью. Ранние христиане вообще имели о браке весьма смутное и противоречивое представление.
Господствовали три распространенные точки зрения. Согласно первой из них, брак — это дар божий, а его цель — деторождение. При этом существовали разные его интерпретации, например утверждение, что создание большой семьи — святая обязанность супругов.
Вторая
точка зрения сводилась к тому, что брак
—
это необходимое зло, что лучше вступить
в брак, чем сгореть от любовной страсти.
Идея удовлетворения страсти посредством
брака основывалась на реалистическом
осознании интимной близости как
естественной потребности человека,
которую необходимо тем или иным способом
узаконить. И сегодня многие браки молодых
людей, вышедших из подросткового
возраста, базируются именно на таких
представлениях об интимной жизни.
Третье мнение о браке сводилось к тому, что его следует полностью избегать. Эта точка зрения получила распространение в связи с ожидавшимся многими ранними христианами близким вторым пришествием Христа. Они считали, что необходимо быть свободными от супружеских обязанностей, чтобы полностью посвятить себя религии. И в настоящее время еще есть люди, которые избегают брака по той же причине, На такой же позиции, исключающей семейные отношения, находятся мужчины и женщины, которые отказываются от брака ради карьеры или иных подобных соображений.
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират1. Полигамия патриархов Ветхого завета была объявлена культурной необходимостью как средство населить мир «избранными людьми». Влиятельный писатель того времени Тертуллиан (160—230 гг. н. э.) остроумно заметил, что если бы господь хотел поощрить полигамию, то не остановился бы на одном адамовом ребре для создания Евы: он взял бы, наверное, несколько ребер и создал бы Адаму несколько жен.
Представления о браке претерпевали серьезные изменения, в связи с чем во II веке н. э. набиравшее силу христианство усилило его критику. Брак был заклеймен, признавался «делом рук Сатаны», а фокусом зла считалось женское тело. Тот же Тертуллиан заявлял, что женщина — это красивый храм, воздвигнутый над большой пропастью.
Женщина, ты — врата Сатаны,
Ты сбиваешь с истинного пути
Того, кого он не может поразить открыто.
Развитие монашества (примерно в 370 г. н. э.) ничего не дало для исправления религиозных представлений о браке. Церковь, имевшая огромное влияние, последовательно выступала против сексуального удовольствия и самого брака. Даже супружеские пары церковь призывала отказываться от интимной жизни ради целомудрия.
Эти взгляды на брак сохранялись практически на протяжении всего периода средневековья.
ТЕМНЫЕ ГОДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В конце V века н. э. Западная Римская империя была завоевана северными племенами варваров (476 г.). Слово «варвар» употреблялось древними римлянами и греками по отношению ко всем чужеземцам, к любому человеку, не принадлежащему к их культуре. Эти племена постоянно вторгались и потрясали Римскую империю на протяжении IV и V веков. Соответственно каждое племя приносило свои представления о браке, свои брачные обряды.
Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго карались моралью и законом. Франкские же племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует в целом ради семьи, ради экономического и сексуального удобства.
После падения Западной Римской империи началась эпоха, получившая впоследствии название «средние века» или «средневековье».
Переход от племенной к национальной общности длился несколько веков. По мере усиления королевской власти феодальные племенные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе супругов. Одновременно появилась и более либеральная точка зрения на брак, несмотря на то что церковь по-прежнему оставалась на раннехристианской позиции и в каждой женщине, дочери Евы, видела олицетворение злого начала.
В конце раннего средневековья появилось новое романтическое направление. Изысканная, или рыцарская любовь усилиями трубадуров Южной Франции, популяризировавших ее в своих произведениях, получила распространение при королевских дворах Англии, Франции, Германии. Кодекс рыцарской любви был везде одинаков и изыскан: целомудренную, прекрасную и обычно недосягаемую знатную даму боготворил, сгорая от любви, столь же благородный, галантный и отважный рыцарь. Принципы рыцарской любви воплотились в таких средневековых произведениях, как аллегорическая «Легенда о розе», и в истории жизни французского философа, богослова, поэта Пьера Абеляра (1079—1142) и его возлюбленной Элоизы.
Абеляр и Элоиза пренебрегли церковными законами, за что были жестоко наказаны. Абеляра постригли в монахи, вслед за ним ушла в монастырь и Элоиза. Однако в течение всей своей жизни они обменивались страстными письмами. Эта многолетняя любовная корреспонденция продолжала поддерживать неугасимый огонь их трагической любви.
Вдохновляемые подобными историями, представители рыцарских и придворных кругов идеализировали и романтизировали войну и женщин. Зачастую они вообще объединяли их воедино, считая, что благородные подвиги свершаются ими исключитель
Что такое брак?
Хорошее дело браком не назовут
Меня вообще в принципе пугает процесс, где мне нужно что-то подписывать в присутствии свидетелей и видеокамеры, когда в углу рыдает моя мама.
Что такое брак?
Что такое брак? Союз двух любящих сердец? Или Совместное проживание под одной крышей?
Можно выделить три основных вида браков:
Зарегистрированный – это союз мужчины и женщины, которые скрепили свой союз подписью в официальном документе и по закону считаются супругами.
Церковный – осуществляется путем проведения церковного обряда венчания
Сожительство или конкубинат, — представляет собой союз двух людей, которые ведут совместное хозяйство, но не считаются мужем и женой.
В настоящее время сожительство ошибочно называют гражданским браком.
Определение Брака или брачного союза дается в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрова: «Брак или брачный союз это регулируемый обществом и, в большинстве государством, регистрируемый в соответствующих государственных органах семейной связи союз между людьми, достигшими брачного возраста, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу».
В Российском законодательстве: Брак это заключенный в органах записи актов гражданского состояния, союз между мужчиной и женщинойдостигших брачного возраста, основанный на их взаимном добровольном согласии, в результате, чего возникают взаимные права и обязанности супругов.
Так вот, в декабре 2017 года, к адвокату Морозову В.А. обратился гражданин, из его рассказа стала известно, что его отец длительное время сожительствовал с истицей. В период совместного проживания, отец ответчика приобрел автомобиль, незадолго до этого истица взяла потребительский кредит в банке. В январе 2016 года отец ответчика умер. Гражданин после смерти отца, совершил все действия по погребению отца, и вступил в наследство на имущество в том, числе на автомобиль.
Однако после прошествии шестимесячного срока для принятия наследства, Истица обратилась в суд с иском о признании доли в праве общей совместной собственности, обязании выплатить компенсацию, взыскании судебных расходов. Свои требования истица обосновывала, тем, что автомобиль является совместной собственностью ее и отца ответчика, так как он был приобретен на потребительский кредит взятый ее в банке, в момент сожительства с умершим, считая данный конкубинат браком, из которого возникают законные права и обязанности супругов. Иных доказательств представлено не было.
В рамках судебного разбирательства стороной ответчика было представлено возражение на исковое заявление, естественно ответчик просил отказать в удовлетворении таких исковых требований, по следующим основаниям.
В российском законодательстве отсутствуетинститут «фактического брака». Данные обстоятельства подтверждаются Определением Конституционного суда РФ от 17 мая 1995 г. N 26-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Иониной Веры Петровны»:
«Поскольку в действующем законодательстве нет института «фактического брака» и Конституция Российской Федерации не содержит понятия брака и его правовой охраны, отсутствует нормативная основа для решения Конституционным Судом Российской Федерации вопросов, поставленных заявительницей, и ее жалоба является беспредметной».
«Правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации осуществляется только государством. В настоящее время закон не признает незарегистрированный брак и не считает браком сожительство мужчины и женщины. Оно не порождает правовых последствий и поэтому не устанавливается судами в качестве факта, имеющего юридическое значение. Исключение сделано лишь для лиц, вступивших в фактические брачные отношения до 8 июля 1944 года, поскольку действовавшие в то время законы признавали равноправными два вида брака — зарегистрированный в органах ЗАГСа и фактический брак».
Кроме того, истцом был представлен договор потребительского кредита, взятый им лично за неделю до покупки спорного автомобиля. Однако, доказательств передачи данных денежных средств отцу ответчика представлено не было, кроме якобы видевших это действие свидетелей.
Истом было представлено заключение специалиста по оценке стоимости автотранспортного средства, а также в рамках дела проведена экспертиза по оценке стоимости автомобиля.
Так сказать, в сухом остатке суд отказал истицк в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционной инстанцией Санкт-Петербургского городского суда, решение было оставлено без изменений, апелляционная жалоба без удовлетворений.
На что хотелось бы обратить внимание в своем выводе, к данной статье. Истица пользовался помощью юриста как было написано на сайте «Настоящий юрист». Истица достаточно серьезно потратился: заключение специалиста, государственную пошлину, экспертизу, проведённую в судебном порядке, услуги своего юриста, в последующем с него были взысканы судебные издержки за услуги Вашего покорного слуги.
Кому интересно почитайте мою статью на тему «Проблемы, которые может решить Адвокат, не возникают из небытия…», https://vk.com/@advokatmorozovva-problemy-kotorye-mozhet-reshit-advokat-ne-voznikaut-iz-nebyt
Брак что это? Значение слова Брак
Значение слова Брак по Ефремовой:
Брак — Семейный союз мужчины и женщины. супружество.
1. Испорченные или не соответствующие установленным требованиям промышленные изделия. недоброкачественный товар. // Что-л., признанное негодным для какой-л. цели из-за имеющихся недостатков.
2. Изъян, повреждение (на промышленном изделии, товаре).
Значение слова Брак по Ожегову:
Брак — Не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном предметы производства
Брак Семейные отношения между мужчиной и женщиной, супружеские отношения
Брак Сам изъян в изделии
Брак в Энциклопедическом словаре:
Брак — семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанностипо отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государствзакон требует соответствующего оформления (регистрации) брака вспециальных государственных органах. наряду с этим в некоторыхгосударствах правовое значение придается также браку, заключенному порелигиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) приоформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органахзаписи актов гражданского состояния (загсах). До 1944 кзарегистрированному приравнивался т. н. фактический (незарегистрированный)брак. См. Семья.
(Braque) Жорж (1882-1963) — французский живописец. Один изоснователей кубизма («Женщина с гитарой», 1913). Автор многихдекоративно-изящных композиций.
Значение слова Брак по Бизнес словарю:
Брак — А. Товар, по своим качествам не отвечающий оговоренным условиям, требованиям. Скрытый брак, обнаруженный в процессе эксплуатации или потребления товара, должен рассматриваться как страховой интерес товаропроизводителя. При наличии договора страхования возмещение ущерба за Б. переносится на страховщика.
Б. Форма отношений между мужчиной и женщиной, закрепляющая и определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Значение слова Брак по словарю синонимов:
Брак — супружество
союз
узы
Значение слова Брак по словарю Ушакова:
БРАК, брака, м. сожительство супругов, совокупность бытовых и правовых отношений, связывающих мужа и жену. Вступить в брак. Счастливый брак. Состоять в браке. Брак их продолжался недолго. || Форма закрепления и узаконения супружеских отношений (офиц.). Церковный брак. Законный брак (дореволюц.). Гражданской брак (зарегистрированный гражданскими властями. до революции — внебрачное сожительство). Фактический брак (официально не зарегистрированный).
БРАК, брака, мн. нет, м. (нем. Brack). Испорченная, имеющая Дефект продукция. В литейном цехе много брака. || Дефект, изъян товара.
Значение слова Брак по словарю Даля:
Брак
м. законный союз мужа и жены. супружество. таинство венчания, соединение четы церковию. Браки мн. церк. брачный пир. Жених весел, всему браку радость. Вообще пиршество, почетное угощенье (от брашно?). Всхоте брак сотворити ему (Св. Борису), Нест. | В высш. знач. союз церкви с Господом, воссоединение человека через церковь. Брак без повенчания, сожительство. Брак морганический, когда несродная мужу, по происхождению, жена и дети ее лишаются родовых законных отцовских прав. Бракосочетание, брачение ср. венчание, повенчание четы, обряд освящения брака установленным церковью таинством. Брачный, относящийся ко браку, к свадьбе. Брачить кого, венчать, более употреб. обрачить. брачиться, сочетаться браком, венчаться, быть обвенчанным.
Брак
м. немецк. товар, оказавшийся негодным, порченым или ниже должной доброты. Из браку можно иногда выбрать годную вещь. | Бракование, браковка. Целый день занимался браком. Браковать что, разбирать товар по доброте, на разные сорта (руки). сортировать. | Признавать негодным в дело. Ты за что мою работу бракуешь? Браковаться, быть бракуему. Отпускной товар бракуется, пересматривается приставом, разбирается по достоинству на известные руки, разряды. Бракование ср. браковка ж. брак м. действие бракующего. браковой, относящийся до брака, браковки. Браковщик м. браковщица ж. пристав для браковки товаров. вообще всякий, кто разбирает товар по сортам, или бракует вещь, признавая ее негодною.
Значение слова Брак по словарю Брокгауза и Ефрона:
Брак (порода собак) (braque), или французские легавые собаки, различают следующие породы: 1) Б. старофранцузский, 2) Б. с-т Жермен, 3) Б. Дюпюи и 4) Б. бурбонский, куцый. Старофранцузские легавые, чрезвычайно коренастые собаки, имеют большую голову с крутым переломом, морду тупую с несколько отвесными брылями, уши длинные, посаженные крайне низко и свернутые в трубку, ноги сильные, лапы круглые и широкие и прут (хвост) недлинный и толстый. масть их по большей части крапчатая по белому фону кофейными пятнами или по кофейному полю белыми. Б. С-т Жермен (braque St.-Germain) обыкновенно белой или желтой масти, отличается от старофранцузского меньшим ростом и большею изящностью. Б. Дюпюи — хорошо сложенные кофейно-пегие собаки с красивою головою и характерною длинною мордою. в настоящее время эта порода почти исчезла, и французские собакозаводчики хлопочут о восстановлении ее через подбор типичных производителей. Куцые французские (braque bourbonnais courte queue) напоминают старофранцузский Б., но только тяжелее его, имеют менее длинные уши и совсем короткий, не более двух-трех вершков, хвост. Французские легавые были родоначальницами приобретших у нас в России большую известность, маркловских легавых. Ср. Л. П. Сабанеев, «Охотничий календарь» 1885. «Описание типичных признаков охотничьих собак, составленное для очередных выставок Общества любителей породистых собак», 1888. C. Б.
Брак (термин) (лат. matrimonium или nuptiae, фр. le mariage. нем. die Ehe) — термин, в обширнейшем, бытовом своем смысле, обозначающий продолжительный союз лиц разных полов с целью осуществления физических и нравственных требований человеческой природы, служащий основною формою всех прочих семейных союзов, являющихся его последствиями. Физический элемент Б. заключается, с одной стороны, в свойственном всем живым существам и основанном на естественном различии полов взаимном их плотском влечении друг к другу, ввиду чего уже древнеримскими юристами Б. относился к учреждениям, вытекающим из естественного права (jus naturale, quod natura omnia animalia edocuit). Эта физиологическая необходимость, лежащая главным образом в основании брачного союза, исключает из него всякий личный произвол. правда, отдельное лицо может вступать или не вступать в Б., но сам по себе Б. есть требование самой природы, при котором на первый план выступает чувственная сторона, плотское соединение и рождение детей. С другой стороны, физическим же элементом брака является хозяйственная сторона жизни лиц, входящих в состав брачного союза, необходимость во взаимной помощи, поддержке в хозяйственной деятельности, предпринимаемой для обеспечения других физических потребностей, как, напр., пищи, жилья и одежды. Ввиду той тесной связи, которая существует между физической и нравственной природой человека, в браке, с самого момента его возникновения, не мог отсутствовать и нравственный элемент, заключающийся, с одной стороны, в чувстве любви, привязанности, которое хотя и обусловливается в значительной степени физической, или чувственной, стороной, объясняется, однако, психологически свойственным всякой человеческой личности инстинктивным сознанием, что совершенствование человечества и достижение им нравственного идеала возможно лишь при условии взаимного дополнения отдельных свойственных каждому полу нравственных черт. С другой стороны, нравственный элемент брака выражается в известном преобладании одного из членов союза над другим по отношению к их жизненной, хозяйственной деятельности. преобладание это в первобытном состоянии человечества выпадает на долю более сильного, на долю мужа, который и приобретает с тех пор так называемую «супружескую власть» (potestas mariti, manus), особенно ярко выступающую в ту эпоху, когда не было общественных союзов шире семьи и основанного на ней рода. В первобытной эпохе человечества, на самой низкой ступени его цивилизации, ученые, применяющие в своих исследованиях в самых обширных размерах сравнительный метод (как, напр., Бахофен, Мак-Леннан, Морган, Леббок, Спенсер и др.), не находят в жизни людей того времени чего-либо похожего на брачную организацию. В эту отдаленную эпоху в общении между полами преобладает исключительно одна лишь физическая, чувственная сторона, всюду господствует полное совершенно произвольное смешение полов, о каком-либо продолжительном, обусловленном какими-либо правилами плотском союзе нет еще и речи. Вследствие такого непостоянства отношений между полами, такого беспорядочного сожительства, технически именуемого гетеризмом, происхождение детей от отца (отчество) остается вполне неизвестным, известно лишь происхождение от матери (материнство), почему на женщин и ложится все бремя прокормления и воспитания детей. Этим легко может быть объяснено существование упоминаемых греческими писателями, при описании быта некоторых скифских и эфиопских племен, женских общин, самостоятельно владевших землей и другим имуществом. Затем, при постепенном развитии человечества смешение полов заменяется более или менее определенным обычаями и нравами многобрачием (polygamia), являющимся по большей части плодом необузданной страстности, иногда же, в отдельных случаях — следствием политических или социальных условий. Многобрачие представляет собою два вида полового единения: многомужество (Polyandria), встречающееся до сих пор у племени туда в Голубых горах (Нилгирри), на Индостанском полуострове, на Малабарском берегу, в Гималаях и Тибете. так, напр., у племени сиксов в Гималаях зачастую несколько братьев имеют сообща одну лишь жену, старший занимает место отца, а после его смерти эта роль переходит к следующему, ввиду чего не существует сирот и раздельности семейного имущества. Многоженство (Polygynia) — более распространенная форма многобрачия, принятая почти всеми племенами находящимися на низкой степени развития, господствующая до сих пор даже у до известной степени культурных народов Азии. При этой форме полового единения положение жен является совершенно приниженным, мужу принадлежит неограниченная власть над ними, и от его усмотрения зависит продолжительность союза. Нечто среднее между многоженством и многомужеством не так еще давно существовало на островах Таити, где по местному обычаю известное количество лиц обоего пола составляло между собою общину, называемую «Арреои», члены которой были взаимно связанны между собой брачным союзом. У живущего на Коромандельском берегу племени наиров (воинов) существует особого рода общение жен, выражающееся в том, что наир женится на девушке, когда она еще не вышла из детских лет, но не живет с нею вместе, а предоставляет ей право иметь общение со всяким мужчиною из равной или высшей касты того же племени, почему рождающиеся от таких связей дети признаются детьми всех наиров. Многобрачие, на чем бы оно ни основывалось и каковы бы ни были формы его проявления, всегда стоит в явном противоречии с тем высшим нравственным законом, которым признается полная равноправность обоих полов и оправдывается свойственное всякой искренней привязанности стремление к исключительности и требование нераздельности чувства. Высшею степенью полового союза, удовлетворяющею этим требованиям, является единобрачие (Monogamia), т. е. продолжительный союз лишь двух лиц различных полов. С постепенным развитием человеческого рода, первоначально чисто естественный союз лиц разного пола начинает подвергаться некоторому вмешательству общества, а затем и государства, заинтересованных как в сохранении человеческого рода, так и в проявлении хозяйственной деятельности этого союза и вытекающих из нее имущественных прав, а равно в осуществлении супружеской власти и связанном с нею взаимно-личном положении супругов. В этих видах общество и государство с самого начала своего возникновения принимает под свое покровительство этот лежащий в его основе союз, подвергая его нормированию обычая, а затем и закона. У индусов, по законам Ману, вступление в Б. признается, ввиду установленного ими культа предков, священною обязанностью, причем основною формою Б. является многоженство, хотя с различием между главною и второстепенными женами, из которых первая всегда должна быть из одной с мужем касты. Число жен определено законом для каждой касты. так, брамин (жрец) имеет право на 4 жены, кшатрий (воин) — на 3, ваисий (купец или земледелец) — на 2, а судра (ремесленник) — только на 1. Ввиду такого ограничения числа жен в низших сословиях законам Ману приписывается некоторыми честь первоначального установления единобрачия. Брачным совершеннолетием признается для мужчин 14-тилетний возраст, для женщин — 7-милетний. Основными условиями вступления в брак являются следующие: а) запрещается вступать в Б. между собою родственникам до шестой степени включительно. б) младшие братья и сестры не могут сочетаться Б. раньше старших и в) мужчина, желающий вступить в Б. с женщиною низшей касты, обязан предварительно сочетаться браком с женщиной высшей касты. По способу заключения различают 8 видов Б.: 1) «Б. Брамы». 2) «Б. богов». 3) «Б. святых» и 4) «Б. ангелов», заключаемые путем торжественной передачи невесты отцом ее жениху, который приносит установленные жертвы. передавая дочь свою жениху, отец произносит установленную формулу: «Исполняйте совокупно предписанные обязанности». 5) «Б. злых духов», состоящий в том, что жених без ведома своих родителей получает руку невесты. 6) «Б. небесных песнопевцев», когда молодые люди соединяются между собою по взаимному друг к другу влечению и расположению. 7) «Б. исполинов», когда девица похищается и увозится из родительского дома женихом против ее воли, и наконец 8) «Б. вампиров», когда кто-либо женится на девушке, с которою он имел раньше преступную связь. Первые 4 вида Б. признаются «благословенными», от них рождаются дети ученые, знаменитые и счастливые. остальные же 4 — считаются «неблагословенными», и рожденные в них дети бывают жестокосерды и порочного поведения. однако, Б. эти терпимы законом. При этом — брамину позволительны только первые шесть видов Б.. кшатрию — все восемь, а ваисию и судре — все, исключая седьмого. Б. по законам Ману прекращается разводом и смертью. Развод допускается только при существовании одной из следующих причин: грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, расточительность, неизлечимая болезнь, бесплодие по истечении 8 лет брачной жизни и непреодолимое отвращение друг к другу. Разведенная женщина не имеет права вступать в новый Б., разве если она докажет, что она не имела с мужем физического общения. В случае смерти мужа вдова не вправе вступать во второй Б., за исключением того случая, когда
История брака
История бракаТим Ламберт
Ранний брак
Брак имел место во все эпохи истории и во всех культурах. Полигамия (мужчина, имеющий более одной жены) впервые упоминается в Ветхом Завете в Бытии. Мужчина по имени Ламех женился на двух женщинах (Бытие 4:19). Позже у царя Давида и царя Соломона было много жен. Почти все в Древнем Израиле были женаты. В их языке не было слова, означающего «холостяк».Браки заключались нормально. Свадьбы длились до недели. На свадьбе музыканты играли на арфах, бубнах и дудочках.
В Древней Греции девушки выходили замуж, когда им было около 15 лет (за исключением Спарты, где они обычно были старше). Часто устраивались браки. Однако женщины могли развестись со своими мужьями.
В Риме было то же самое. Брак был устроен. Мужчинам обычно было около 20 лет, когда они вступали в брак, но девушки были намного моложе — в раннем или среднем подростковом возрасте.Мужчины и женщины легко могли развестись со своим супругом.
Детство средневековых детей закончилось рано. В семьях высшего класса девушки выходят замуж в возрасте 12 лет, а мальчики — в 14 лет. Обычно они не выбирают себе партнеров по браку. Их родители устроили им брак. Дети из бедных семей могут иметь больший выбор в отношении женитьбы.
В средние века церковь не допускала разводов, но браки иногда отменяли. (Было заявлено, что брак недействителен).
В 16 веке браки по-прежнему заключались, за исключением самых бедных людей. Развод был неизвестен. (Хотя иногда браки аннулировались. То есть объявлялось, что они никогда не были действительными). Юридически девушки могли выходить замуж, когда им было 12 лет. Однако обычно выходили замуж только девушки из богатых семей. Большинство женщин вышли замуж в возрасте 25 лет.
В Великобритании Закон о браке 1753 г. гласил, что брак действителен только в том случае, если он заключен в церкви или часовне англиканской церкви (хотя евреи и квакеры были освобождены).
Современный брак
К 19 веку браки обычно заключались по любви, а не по семейным обстоятельствам. До XIX века женщины редко выходили замуж в белом платье. Люди редко носили белую одежду, потому что ее было так сложно чистить! Женщины выходили замуж в нескольких цветах. Однако, когда королева Виктория вышла замуж в 1840 году, она захотела носить платье с большим количеством кружев. Ей посоветовали, что лучший цвет для демонстрации кружева — белый.Итак, она была в белом платье. В то время фотография была новым изобретением, но фотографии Виктории были сделаны в ее белом платье. В результате жениться в белом стало обычным делом. Свадебный хор, также известный как «А вот и невеста», происходит из оперы «Лоэнгрин» 1850 года, написанной Рихардом Вагнером в 1850 году. В Британии было принято бросать рис на пару на свадьбе (рис был символом плодородия). Однако в 19 веке итальянцы начали бросать крошечные бумажки. К концу 19 века британцы тоже бросали конфетти.
Закон о браке 1836 года разрешил гражданские браки в Англии. В 19 веке популярным стал современный медовый месяц — пара, отправляющаяся в отпуск после свадьбы (для тех, кто мог себе это позволить).
В XVIII и XIX веках мужчины иногда продавали своих жен. (Были и случаи, когда женщины продавали мужей). Этот странный обычай возник из-за того, что бедняки не могли развестись. (До 1857 года для расторжения брака требовался парламентский акт, поэтому развод был возможен только для богатых).Однако жене приходилось соглашаться на продажу, и часто ее продавали любовнику. Продажа мужа или жены была незаконной, но в начале 19 века это допускалось, особенно в сельских общинах. Однако развод стал легче после 1857 года, и в конце 19 века полиция начала преследовать мужчин, продававших своих жен. Последний известный случай, когда мужчина продал свою жену в Великобритании, произошел в Лидсе в 1926 году. Он продал ее за 10 фунтов стерлингов (большая сумма денег в то время). Женщина согласилась на продажу, но мужчина был привлечен к ответственности.
Развод был узаконен в Великобритании в 1857 году, но в 19 веке он оставался редкостью. В соответствии с новыми законами 1923 и 1937 годов в Великобритании стало легче разводиться, но это оставалось редкостью. Это стало намного проще после Закона о реформе развода 1969 года.
Сегодня брак остается популярным. В 2016 году в Великобритании было заключено более 240 000 браков. В том году в США было заключено более 2 миллионов браков.
Нидерланды были первой страной в мире, которая легализовала однополые браки в 2001 году.
Краткая история детей
Краткая история женщин
Краткая история английского общества
Краткая история образования
Краткая история семьи
Краткая история английских городов
Дом
Последняя редакция 2020 г.
The Word History Transformation of Marriage — Answers
שם הסטודנט ________________________ ת»ז ___________ ומר הלימוד למטלה:
חוברת למידה- Часть 1
(בקורס המתוקשב: לומדה –Part 1)
Привлекающие внимание особенности
1. Отметьте (() привлекательные черты, которые появляются в этом тексте. источник текста дата публикации
√ заголовок
√ подзаголовок или информация под именем автора биографические данные об авторе
√ заголовки разделов, которые делят текст на разные темы
√ жирным или курсивным шрифтом увеличенные цитаты таблицы / графики / диаграммы / карты / изображения подписи библиография / ссылки / дополнительное чтение
(6 баллов)
ЗАКРЫТЬ ЧТЕНИЕ
Вопросы, основанные на введении (параграфы 1-6)
5a.Согласно пунктам 1–3, есть особенности современной семейной жизни, которые не новы. Перечислите 5 таких особенностей. Быть конкретными. 1. Женщина имеет право потребовать развода. 2. Многие одинокие женщины теперь могут содержать себя и своих детей. 3. Женщины имеют такие же законные права, как и все остальные. 4. Люди решают, когда и иметь ли детей. 5. Возникновение новой формы совместной жизни.
г. На основании п. 1–3, в чем разница между прошлым и настоящим обществами в отношении семейной жизни?
Разница в том, что теперь общество становится более гибким и справедливым, особенно после предоставления женщинам равных законных прав.
(8 баллов)
6а. Согласно тексту, что из следующего связано с современной революцией в браке? Отметьте (() 7 правильных ответов. √ (в настоящее время женщины могут законно просить о разводе √ (многие одинокие женщины теперь могут содержать себя и своих детей) (теперь женщины имеют те же права, что и мужчины (гибкие формы сожительства √ когда и если заводить детей (бездетность часто приводит к разводу √ (многие пары предпочитают не оставаться вместе √ (люди вступают в брак позже √ (замужем или нет, женщины имеют такие же законные права, как и все остальные √) )
б.Как «революция» повлияла на
От послушания к близости или Как любовь победила брак Стефани Кунц
- Домой
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Choice Awards
- Жанры
- Подарки
- Новые выпуски
- Списки
- Изучить
- Новости и интервью
Жанры
- Биография
- Business
- Детский
- Christian
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы
- Историческая фантастика
- История Ужасов
- Тайна
- Научная литература
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер
- Путешествия
- Молодежь
- 107
- Сообщество ▾
- Группы
- Обсуждения
История браков и разводов в Соединенных Штатах двадцатого века Кристин Селелло
- Домой
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Choice Awards
- Жанры
- Подарки
- Новые выпуски
- Списки
- Изучите
- Новости и интервью 902
007 - Бизнес
- Детский
- Христиан
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
902 Жанры
- Художественная литература
- Графические романы
- Историческая фантастика
- Ужасы
- Историческая литература
- Ужасы86
- Тайна
- Документальная
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер
- Путешествия
- Молодежь
- 107
- Сообщество ▾
- Группы
- Обсуждения
- Цитаты
Как мусульмане, евреи и христиане создали культуру терпимости в средневековой Испании Мария Роза Менокал
- Домой
- Мои книги
- Обзор ▾
- Рекомендации
- Награды Choice
- Жанры
- Подарки
- Новые выпуски
- Списки
- Изучите
- Новости и интервью4
32390 Жанры
326
- Бизнес
- Детский
- Христианин
- Классика
- Комиксы
- Поваренные книги
- Электронные книги
- Фэнтези
- Художественная литература
- Графические романы86
- Историческая фантастика
- История ужасов
- 90
- Тайна
- Документальная
- Поэзия
- Психология
- Романтика
- Наука
- Научная фантастика
- Самопомощь
- Спорт
- Триллер
- Путешествия
- Молодые люди
- 107
- Сообщество ▾
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: История брака
Пожалуйста, помогите поддержать миссию New Advent и мгновенно загрузите все содержимое этого веб-сайта.Включает в себя католическую энциклопедию, отцов церкви, Summa, Библию и многое другое — всего за 19,99 доллара …
Слово брак может использоваться для обозначения действия, контракта, формальности или церемонии, посредством которых формируется супружеский союз, или самого союза как устойчивого состояния. В этой статье мы в основном рассматриваем брак как условие, а также его моральные и социальные аспекты. Обычно его определяют как законный союз между мужем и женой. «Законный» означает санкцию какого-либо закона, естественного, евангелического или гражданского, в то время как фраза «муж и жена» подразумевает взаимные права на половые сношения, совместную жизнь и прочный союз.Последние два символа отличают брак соответственно от сожительства и внебрачной связи. Однако это определение достаточно широко, чтобы охватить полигамные и полиандрические союзы, когда они разрешены гражданским законодательством; ибо в таких отношениях бывает столько же браков, сколько и людей более крупного пола. Можно сомневаться в том, что распущенность, состояние, в котором все мужчины в группе поддерживают отношения и живут без разбора со всеми женщинами, правильно называть браком.В таких отношениях совместное проживание и семейная жизнь лишены той исключительности, которая обычно ассоциируется с идеей супружеского союза.
Теория примитивной распущенности
Все власти согласны с тем, что в исторические времена беспорядочные половые связи либо отсутствовали, либо ограничивались несколькими небольшими группами. Преобладало ли оно хоть сколько-нибудь в доисторический период расы? В период между 1860 и 1890 годами значительное число антропологов, таких как Бахофен, Морган, МакЛеннан, Лаббок и Жиро-Теулон, утверждали, что это были изначальные отношения между полами практически у всех народов.Теория так быстро завоевала популярность, что в 1891 году, согласно Вестермарку, «многие писатели сочли ее доказанной истиной» (History of Human Marriage, p. 51). Он сильно понравился тем сторонникам органической эволюции, которые полагали, что социальные обычаи первобытного человека, включая половые отношения, должны были незначительно отличаться от соответствующих обычаев среди животных. Его с энтузиазмом приняли социалисты-марксисты из-за его согласия с их теориями примитивной общей собственности и экономического детерминизма.Согласно последней гипотезе, все другие социальные институты определяются и всегда определялись лежащими в основе экономическими институтами; следовательно, в первоначальном состоянии общей собственности жены и мужья должны были также содержаться совместно (см. Энглс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства», tr. from German, Chicago, 1902). В самом деле, мода, которой некоторое время пользовалась теория беспорядочных половых связей, по всей видимости, была вызвана скорее априорными соображениями только что упомянутого типа и желанием верить в нее, чем положительными доказательствами.
Примерно единственное прямое свидетельство в ее пользу можно найти в отрывочных высказываниях некоторых древних писателей, таких как Геродот и Страбон, относительно нескольких незначительных народов, а также в рассказах некоторых современных путешественников о некоторых нецивилизованных племенах наших дней. Ни один из этих классов свидетельств ясно не показывает, что народы, к которым они относятся, практиковали беспорядочные половые связи, и их обоих слишком мало, чтобы оправдать обобщение, что все народы изначально жили в условиях, которые они описывают.Что касается косвенных доказательств в пользу теории, состоящих из выводов из таких социальных обычаев, как прослеживание родства по матери, религиозной проституции, неограниченных половых сношений до брака между некоторыми дикими народами и примитивной общности товаров, то ничего из этого Можно доказать, что условия были универсальными на любой стадии человеческого развития, и каждое из них может быть объяснено легче и естественнее на других основаниях, чем на предположении о беспорядочных половых связях.Мы можем сказать, что положительные аргументы в пользу теории примитивной распущенности кажутся недостаточными, чтобы придать ей какую-либо степень вероятности, в то время как биологические, экономические, психологические и исторические аргументы, выдвинутые против нее многими недавними авторами, например Вестермарк (op. Cit., Iv-vi), кажется, делает его недостойным серьезного рассмотрения. Позиция современных ученых описана таким образом Говардом: «Исследования нескольких недавних авторов, в частности, Старке и Вестермарка, частично подтверждающие и развивающие ранее сделанные выводы Дарвина и Спенсера, установили вероятность того, что брак или создание пары между одним человеком мужчина и одна женщина, хотя союз часто бывает временным и правилом от
.