Skip to content

Как мать благословляет невесту: Благословение дочери перед свадьбой — слова матери дома

Содержание

Обряды русской свадьбы | Свадебный портал Екатеринбурга Svadba66

Обряды русской свадьбы

Сватают обычно не мать и отец, а сноха или дочь. Приходят, садятся под матку и разговор ведут. На кладку родители жениха приходят в дом к невесте; клали деньгами, периной, шубняком. На запое пьют сначала у невесты, потом у жениха. После родные невесты приходят в дом жениха смотреть дом – смотренье. На девичниках песни пели » ходячие» и » свадьбишные». Невеста не причитает. Жених сидит на девишнике с 5-6 друзьями. Все играют , например в »соседа», пляшут: девишники были почти каждый день до свадьбы, на них ещё шили и вязали приданое невесте. Дня за три приходили к жениху за веником, ходили девушки и молодые женщины с мужьями; они плясали, пели:

        Убита дороженька, убита широкая,
        Кто эту дороженьку убил?
        Кто эту широкую устелил?
        Убивал дороженьку Иван,
        Устилал широкую Васильевич.


        Он ко тёщеньке ходючий,
        Дороги гостиночки носючий.
        Его тёщенька встречала,
        За дубовый стол сажала,
        Зятя милого угощала:
        »Уж ты пей, кушай, зять мой миленький,
        Уж ты пей, кушай, не ломайся,
        Над моей дитёй не величайся.
        Моё дитятко больно нежно,
        У ней рученьки больно белы,
        На руках перстни золотые,
        Во перстнях камни дорогие.

Идут обратно пляшут, поют, машут вениками. Вечером того же дня жених едет к невесте с гостинцем (обычно с курником). Всех угощали, дарили подарки. Перед сговором невеста с подругами идёт в баню. На сговоре все сидят, пьют, едят. Девки идут к жениху »лапшу хлебать». Все остальные остаются в доме невесты.

Утром невесту наряжают, подружки заплетают ей косу; мать, отец благословляют хлебом и иконой (иконой кладут крест над головой). Приезжает жених.

Дружка выкупает невесту (дружкой бывает обычно зять). У девочки-подростка выкупает косу невесты. Сажают за стол, ложки кладут черенком от них (в соседней деревне Апалихе руки невесты покрывают полушалком). Едут в церковь венчаться. Обратно идут в венцах только богатые. Встречают молодых в доме жениха его родители (в Апалихе свекровь должна дарить молодой подарки). Затем садились за стол. Сваха стоит с тарелкой и приговаривает: «Молодым людям на шильце, на мыльце, на банное построеньице. Они люди млады, им копеечку надо…»

Гости отдают свахе подарки. Посидят немного за столом, потом невесту уводят и переодевают в другой наряд. После этого она уже не садится, стоит у печки. Вечером гости расходились. На следующий день приходили родные невесты, говорили, что у них ярка пропала. Их приглашают, сажают за стол. Потом идут к родным невесты . Гуляют.

Сватали и сваха и родные; приходили вечерком, садились под матку. Говорили: «Нам сказали, что у вас овечка продажна». В это же время маленький запой – выпивали по рюмочке. Кладка – рядили одеяла, одежду и подобное. На запой жених приносит водки 2 литра. На девишники приходили девушки, парни, жених. Поют песни, величают, танцуют. Ставят самовар – все, кто пришёл, угощаются. Играли в колечко и другие игры. Поют: «Летел сокол высоко…». Ходили к жениху за веником накануне свадьбы; шли с песнями, с танцами, несли жениху рубашку. Накануне же свадьбы сговор. Перед ним жених с родными идёт с гостинцем. На сговор угощают, песни поют: «Никогда меня хмелина не разыгрывала…»
После сговора жениха и невесту уводят в чулан девки, там они меняются кольцами (невесту покрывают шалью). А девки поют, сначала – величальные, потом обручальные песни.

        Они сели во карты играть,

        Програли красну девицу.
        Свет Татьяна, свет Ивановна (кто проиграл; поют матери)
        Проиграла Матрёну,
        Свет Матрёну Ивановну.
        Проиграла добру молодцу,
        Свет Ивану, свет Васильевичу.

Запой за три вечера до свадьбы. Пьют, поют величальные («На кем кудри-то, на кем русаи…» и т. д.). Перед свадьбой, вечером, невеста идёт в баню с подружками. Там причитает, вопит. Утром девки убирают невесту к венцу, косу плетут или лентой перевязывают, поют песни, невеста вопит, они надевают на неё цветы, уваль. Невесту благословляют родители. Девки сажали невесту за стол. Подъезжает поезд, они поют :

        Заметалась красна девица,
        Свет Татьяна, свет Ивановна,
        Свет в окошечка блистальная».

Дружка выкупает невесту у подружек, у маленькой сестрёнки – косу. Выкупают также постель и ворота дома. Постель увозят, всех сажают за стол, закусывают. Как к венцу идти, родители невесты её благословляют с женихом, хлебом-солью да иконой. В землю кланяются родителям, невеста плачет. Дружка благословляет иконой свадебный поезд, каждый прикладывается к иконе. Поезд останавливается, дружка ворачивается и говорит:

        В гостях мы были,
        А звать – то забыли,
        Пожалуйте к нам в гости!

Обвенчаются, после этого величают всех от жениха с невестой до последнего гостя. Идут к невесте, там сваха её разберёт, наденет всё новое, заплетёт 2 косы, уложит рубец, сетку наденет. Идут к жениху, там гуляют. От невестиных родных на следующий день идут ряженые и говорят: «У нас овечка ( или ярка) пропала». Их сажают за стол, после идут к родным невесты- горной (ряженые у родных жениха бьют горшки — на счастье).

Источник: Публикация М.Г. Матлина.

Распечатать страницу

Венчания в старой России — Россия, которую мы потеряли… — LiveJournal

Молодой человек, встретив в обществе девушку, которая ему понравилась, и задумав жениться на ней, прежде всего должен познакомиться с ее родителями и с ней самой, если только ранее этого он не был знаком. Затем он должен посредством личного наблюдения и через кого-нибудь из верных и надежных друзей узнать все, что может дать ему верное понятие о характере и вкусах девушки, которую он намеревается избрать своей будущей супругой.

Убедившись, что предложение его будет принято,молодой человек может представиться семье. Обыкновенно на этом визите молодая девушка не присутствует, так как во время подобного визита принято вести переговоры о денежных делах. Если молодой человек обладает условиями, требуемыми родителями молодой девушки, то они приглашают его посетить их снова и назначают ему день этого посещения.

 Неврев. Смотрины 

При втором визите молодого человека девушка находится в кругу своих родных; одета она просто, но со вкусом. Молодой человек одет по строгим правилам приличия, небрежность в костюме. считается в этом случае совершенным неумением жить в приличном обществе. Затем предложение делается отцом молодого человека, а за неимением его матерью, близким родственником или, наконец, его другом.

Когда предложение принято и обе стороны вполне уговорились и согласились между собой, обязавшись одна перед другой словом, то есть помолвились, считается, что помолвка уже состоялась. Жених и невеста с этих пор считаются помолвленными между собой, но название жениха и невесты окончательно упрочивается за ними лишь со дня обручения.

С общего согласия сторон назначается день обручения. День этот считается семейным праздником.
Приглашаются родные и близкие знакомые. Священник читает молитвы, благословляет жениха и невесту и надевает им обручальные кольца. Родители в свою очередь благословляют обрученных. В этот момент жених и невеста впервые обмениваются поцелуем на людях. Заказать золотых дел мастеру обручальные кольца — обязанность жениха.

Форма обручальных колец всем известна. Они обыкновенно делаются из червонного золота 92 пробы. На внутренней стороне обоих колец вырезается год, месяц и день обручения, кроме того, на внутренней стороне кольца жениха вырезаются начальные буквы имени и фамилии невесты, а на внутренней стороне кольца невесты начальные буквы имени и фамилии жениха.
Когда в день обручения священник, а затем и родители благословят жениха и невесту и они обменяются кольцами, с этой минуты молодые люди уже формально считаются женихом и невестой, с чем все присутствующие на обручении родные и знакомые тут же и поздравляют их, причем пьют за их здоровье вино или шампанское. С момента обручения жених и невеста начинают носить и обручальные кольца.

   Максимов. Шитье приданого

   

Подарки, которые жених делает невесте накануне свадьбы, называются «свадебной корзинкой»; они состоят из различных принадлежностей туалета, золотых вещей, драгоценных камней и так далее.

В нынешнее время вместо классической «свадебной корзинки» принято дарить невесте изящный рабочий столик или шкатулку из дорого материала и замечательной работы. В ящик этого столика, запираемый изящным ключиком, или если дарят шкатулку, то в шкатулку, кладут кошелек с золотыми монетами, предназначенными на покупку золотых вещей.

Кроме подарков невесте жених должен также сделать по подарку родителям, браткам и сестрам невесты. Невеста со своем! стороны тоже делает жениху подарок — какую-нибудь золотую вещицу, носимую мужчинами. Родители невесты тоже делают жениху какой- нибудь ценный подарок.

Свадьбе предшествует справляемый накануне ее «девичник», или иначе называемый «девичий вечер», который обозначает собой обряд прощания невесты с подругами с ее девичьей жизнью. В наше время, которое вообще мало придерживается обычаев родной старины, девичник во многих так называемых приличных домах или вовсе не справляется, или ограничивается простым собранием невесты в вечер накануне свадьбы ее подруг, которые и проводят с ней время в разговорах или танцах.

Приглашения на свадьбу рассылаются обыкновенно всем родственникам и знакомым не позже, чем за несколько дней до свадьбы. Приглашения эти печатаются или литографируются на изящной бумаге золотым шрифтом. Можно, разумеется, печатать и просто черными буквами, но это не будет соответствовать самому торжеству, на которое приглашают.

 В. Маковский 

Цвет бумаги, разумеется, зависит тоже от вкуса, но лучше всего, если пригласительные свадебные билеты или письма печатаются или литографируются на белой, нежно-розовой или нежно-зеленой бумаге, окаймленной по краям золотой полоской. Эти пригласительные письма посылаются обыкновенно в закрытых конвертах. Если приглашение посылается человеку женатому или вообще семейному, то на конверте после адреса внизу приписывают: «с супругой», «с семейством».

Посаженый отец должен быть непременно женат; точно так же и посаженая мать должна быть непременно замужней женщиной. Особы, приглашенные посаженым отцом и посаженой матерью жениха или невесты, благословляют нареченного сына или дочь перед отправлением в церковь. На долю посаженой матери выпадает заготовление солонки и хлеба. Посаженый отец обязан доставить образ, которым благословляют молодых. В некоторых местностях на обязанности посаженой матери невесты лежит покупка куска шелковой материи под ноги венчающихся; в других же местах приобретение подножки возлагается на жениха. Поэтому, чтобы во время самого обряда венчания не произошло бы замешательства, лицам, заинтересованным в вопросе о доставлении подножки, всегда следует условиться насчет этого заблаговременно.

Посаженый отец и посаженая мать могут, конечно, присутствовать во время совершения обряда венчания в церкви, но в конце обряда они должны поспешить на дом. где справляется свадьба, чтобы там успеть встретить молодых с образами и хлебом-солью. У католиков и протестантов, у которых нет обычая давать благословение образом, принято иногда делать обед или вечер в доме посаженого отца или матери.

Шафер должен быть непременно холост. Число шаферов на свадьбе не ограничено; их может быть по нескольку, как у жениха, так и у невесты. Главная обязанность шаферов — держать во время венчания венцы над головами жениха и невесты.
Первым шафером выбирается обыкновенно или брат жениха, или самый близкий друг его. Шаферу принадлежит управление всем свадебным церемониалом: он встречает гостей, напоминает кому следует о внимании, которое должно оказывать новобрачной. Все это шафер должен стараться делать с величайшей деликатностью.

Перед, отправлением невесты в церковь, к венцу, шафер жениха должен известить ее о прибытии в церковь жениха н при этом вручает ей от его имени букет, который для невесты-девицы должен быть из померанцевых цветов и мирта, а для вдовы из белых роз н ландышей. La demoiselle d’honneur избирается обыкновенно из числа самых близких подруг невесты или из родных сестер ее. На этой demoiselle d’honneur лежит между прочим обязанность ходить с квестои (вышитым
бархатным мешочком для сбора денег) и первому шаферу представляется честь сопровождать ее при этом.

Следует упомянуть еще об одной особе, присутствие которой на каждой свадьбе необходимо. Это именно тот мальчик, который, держа перед собою образ, идет впереди невесты, когда она входит в церковь. Мальчик этот должен быть к возрасте примерно от пяти до восьми лет. Принято, чтобы невеста после свадьбы подарила ему или па рубашку, или вообще какую-нибудь вещь, сообразную, разумеется, с его возрастом.

В день свадьбы невеста должна быть одета в белое. Этот торжественнейший день для нее проходит в приготовлении ее к венчальному обряду, но сама она почти не принимает в этом участия, чтобы не утомиться и в момент венчания явиться в церковь со свежими силами. Во время одевания и убирания невесты к венцу она пи во что не вмешивается, ни о чем не заботится и ограничивается одной лишь чисто пассивной ролью. Одевают и убирают ее подруги и родственницы при помощи прислуги. Все окружающие заботятся о ней, усиживают ей и оказывают ей полное внимание и предупредительность. Она со своей стороны отвечает на все это со скромной любезностью н достоинством.

Платье невесты должно быть белое, у людей достаточных — из тяжелых модных шелковых материй; у менее достаточных из кашемира, альпага или кисеи. Вуаль из тюля, и чем он длиннее и шире, тем красивее. Венок у девиц из померанцевых цветов и мирта: у вновь выходящих замуж вдов, которым не полагается вуали, венок не должен быть из померанцевых цветов и мирта. но из белых роз или ландышей.

Что касается жениха, то само собой разумеется, что костюм его должен быть абсолютно парадный. Если жених статский, то он должен быть одет в черную фрачную пару с белым галстуком и в таких же перчатках. Если жених военный, то в полной парадной форме.

В церковь жених отправляется в карете, в которой вместе с ним едут его родители и шафер. Прибыв в церковь, жених ждет приезда невесты. Невеста входит в церковь в сопровождении родного или, если его нет, посаженого отца. Жених, сделав несколько шагов к ней навстречу, берет ее за руку и ведет вперед.

Родственники и знакомые со стороны жениха становятся в церкви по правую сторону, а со стороны
невесты — по левую. После венчания и молебна молодые идут поклониться иконам Спасителя и Божьей Матери у Царских врат. Затем молодой подает руку жене, и они вместе принимают поздравления. Из церкви они вместе отправляются домой, где их встречают с образом и хлебом-солью родные или, если их нет, посаженые отец и мать.
Каждый из присутствующих при венчании должен держать себя серьезно, сосредоточенно и благопристойно. Дамы должны отличаться изяществом и благопристойностью нарядов.

Обычай требует в конце ужина провозгласить тост за новобрачных. За новобрачную провозглашает тост один из ее шаферов, а за молодого один из его шаферов. Во время бала танцы открывает молодая с самой почетной личностью из присутствующих тут мужчин. Первую кадриль молодые танцуют vis-a-vis —друг с другом, а вторую кадриль они танцуют вместе.

В конце свадебного бала молодая, незаметно для присутствующих, удаляется с матерью и с одной или несколькими из своих ближайших родственниц. Присутствующие не должны подавать вида, что замечают ее удаление.

«Правила вежливости и светского этикета»

Как невеста бросала клубок и задабривала «волчицу» на празднике «Вялiкая вясельнiца» в Ушачах

Какой должна быть свадьба? Ответ на этот вопрос у каждого свой. Сейчас некоторые предпочитают обойтись без торжества, немало и таких, что вовсе не оформляют супружеские отношения. Иные тратят большие деньги на лимузины, самый лучший номер для молодоженов и прочие атрибуты статусного праздника. Невесты тщательно выбирают наряд и свадебный букет, дату регистрации и фасоны платьев подружек. А что было важным для молодых 100 лет назад? Как женились наши бабушки и дедушки? Какой он, белорусский свадебный фэн-шуй? Чтобы получить ответы на эти вопросы корреспонденты БЕЛТА отправились на областной праздник-конкурс свадебных обрядов «Вялiкая вясельнiца — 2017» в Ушачи.

Витебская «Вялiкая вясельнiца» собирает гостей раз в два года. Главное действо — реконструкция свадебного обряда по традициям разных районов области. Нынче демонстрировалась свадьба, восстановленная по материалам Ушачского, Глубокского и Шарковщинского районов. Гости увидели праздник таким, каким он мог быть здесь в начале прошлого века.

Главные герои свадьбы и сейчас, и во все времена — жених и невеста. На нашем празднике — это Иван и Марья. Роли молодых сыграли Артем и Ирина.

Точками притяжения и двумя центрами событий стали дома молодых (в них преобразились два помещения Центра ремесел). Жених — из зажиточной семьи Глубокского района. Перед его домом стоит повозка, которую молодежь украшает лентами и цветами. В доме накрываются столы, приходят музыканты, собираются гости. Главный здесь — сват. Именно он дает отмашку началу торжества, произнеся ключевую фразу: «Бацькi, благаславiце дзiця сваё ў дарогу». С этими словами родители взяли икону и зажгли громничную cвечу, жених встал на колени на расстеленный на полу кожух.

Мать и отец благословляли сына на семейную жизнь.

После сего действа сестры трижды обвели Ивана вокруг стола со свадебными яствами (чтобы семейная жизнь была в достатке) и усадили на почетное место. И снова на авансцене появлялся сват, который объявлял, что пришло время одарить молодого. Родители, крестные, близкие родственники и все гости по очереди дарили подарки, говорили пожелания. Когда все презенты были вручены, началось свадебное застолье. В самый разгар гуляния сват (мы же помним, что он тут главный) как бы между прочим вспомнил, что надо ехать за молодой. Раз сват сказал, значит надо выполнять. Жених и часть гостей сели в повозку и отправились к дому невесты.

Украшенная повозка и колоритные персонажи привлекли внимание жителей Ушачей. Возле дома жениха остановился 72-летний Игнат Адамович и дал свою оценку происходящему. «Да, так и было. И я еще свадьбы на лошадях возил. Только вот конь, какой-то у них «на пенсии». А для свадьбы лошадей очень красивых подбирали. На первом, самом лучшем, молодой ехал.

Я однажды вез жениха, так конь ни минуты не стоял спокойно, все время гарцевал. «Рогатки» по дороге ставят, так я его еле останавливал. На последней нечем уже было откупиться, сват сказал не удерживать коня. Так он «рогатку» перепрыгнул. Очень резвый и красивый был. Вообще на свадьбах по 5-6 повозок собиралось», — рассказал Игнат Адамович.

В доме молодой, куда направился жених с дружками, тоже с самого утра царила суета. Манечку «прыбiрали да вянца» по свадебной традиции Ушачского района. Подружки невесты и взрослые женщины в процессе сборов пели обрядовые песни. Стоит отметить, что они совсем не радостные. Да и сама молодая была отнюдь не весела — ее лицо выражало скорбь и обреченность. «Раньше девушка на свадьбе не радовались, что замуж выходит. С ней прощались родственники и подружки. У девушки начиналась новая жизнь — она уходила из родной семьи к мужу, в чужой дом», — поясняют участники обряда.

Оказывается, что молодая зачастую на своей свадьбе плакала. И это считалось правильным поведением. Так девушка закладывала основу счастливой семейной жизни — выплакивала все слезы на празднике, на потом уже ничего не оставалось.

К слову Манечка — невеста опытная. Уже третий раз «выходит замуж» (участвует в областном празднике в качестве невесты) и поэтому идеально справляется с ролью.

В доме невесты происходит практически то же, что мы уже наблюдали у жениха. Брат водит молодую вокруг стола, останавливается под иконой, и здесь невесту благословляет на семейную жизнь крестная мама. Невесте тоже все дарят подарки, потом начинается застолье с песнями и танцами.

И вот к дому невесты прибывает жених. Чужаков встречают неприветливо. На выкупе пытаются подсунуть подставную невесту.

Но в итоге отдают настоящую. Молодые едут венчаться, а свадьба в доме невесты, как и в доме жениха продолжается. По сути две компании гуляли параллельно и не пересекались. От дома к дому путешествовали только некоторые участники свадебного торжества, основная же часть гостей оставалась там, куда их позвали — или у жениха, или у невесты.

На свадьбе не обошлось без «рогаток» — выкуп сначала требовали у жениха, когда он ехал к невесте, после — у обоих молодых по пути в дом жениха. К слову, эту преграду для молодой четы организовали по традиции Шарковщинского района. Пока ждали жениха и невесту, участники действа бурно обсуждали, как поедут молодожены «па весцы, цi па загуменню». «Кали маладая не цнатлiвая, то па загуменню. Нельга па весцы — пажары будуць ды iншыя нясчасцi», — подслушали мы разговоры.

У дома жениха молодых ждала еще одна «рогатка» — «брама» по глубокской традиции.

И вот молодые приехали к жениху. Здесь им вместе пришлось пройти множество препятствий. Иван и Марья все преодолели с честью. Их поднимают на скамье, продолжается ввеселье. В финале невеста бросает совсем не букет, а клубок. При этом девушка приговаривала: «Кацiцеся за мной замуж, сяброўкi, клубочкам».

Свадьба в доме жениха продолжилась с молодыми. Невесте, как водится, предложили сесть на «дзяжу», прикрытую вывернутым кожухом — на такое сооружение могла присесть только невинная девушка. Иначе — быть беде (мор скотины и другие несчастья обрушаться на семью). Груз ответственности был таким сильным, что невесты, которым было что скрывать, не осмеливались сесть на это место. Это был скандал, могло дойти до сильной ругани, но свадьба продолжалась.

Финальным аккордом свадьбы стал аутентичный глубокский обряд «Ваўчыца», которым родственники невесты задабривали свекровь. При этом мама жениха надевала вывернутый кожух и как будто превращалась в зверя. Женщине дарили всяческие подарки, «ваўчыца» их придирчиво рассматривала, но с каждым подношением становилась все более лояльной. В итоге она нежно обнималась с невесткой и называла ее любимой дочкой.

Несколько ремарок о гостях. В былые времена о непрошенных говорили, что они «прыйшлi памяло таптаць». Это потому что люди топтались возле порога, где как раз и стояли метелки. Были и такие, что приходили «на плоце павiсець» или под окнами постоять, — они не заходили в дом, а подсматривали за происходящим. Таких надо было хорошо угостить. При этом яства хозяева выносили прямо на улицу. Логика очевидна — сытые и довольные односельчане будут хвалить свадьбу, а если на что-то обидятся, то, наоборот, «ославят» на всю округу.

На празднике присутствовали ученые, и мы решили услышать их оценку. Оправдались ли ожидания, были ли открытия, какие впечатления оставил праздник? Заведующая отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси Татьяна Володина призналась, что ехала в Ушачи с опаской. «Думала, что здесь будет нечто подобное на художественную самодеятельность. Но мы увидели абсолютно живой обряд таким, каким он был в старину, со всеми элементами. При этом эмоции участников были настоящими, все, как на реальной свадьбе. Единственное, о чем я жалею, — было мало зрителей. Увидав эту красоту, естественно, хочется перенести ее в свою жизнь. Были и новые для меня элементы. Например, глыбокская «Ваўчыца». Это было здорово!», — поделилась впечатлениями эксперт.

Нововведения нынешней «Вялiкай вясельнiцы» — презентация свадебных яств. Каждый район представил в Ушачах свои блюда. Можно было попробовать полоцкие цибрики, фирменную россонскую фаршированную щуку, сенненскую верещаку и прочие вкусности.

Праздник объединил разные поколения и разные районы. Люди обсуждали, как раньше проходили свадьбы. Немало было и тех, кто утверждал, что и сейчас хотел бы именно такую — душевную, белорусскую, с грустными, но очень правильными песнями и обрядами, в которых зашифрованы вековые традиции нашего народа.

Алена ТИХОНОВА,

ФОТО Александра ХИТРОВА,

БЕЛТА.-0-

Заонежская свадьба: как это было | Газета «Кижи»

С 23 по 28 июля в рамках Летнего университета на о. Кижи был реализован совместный проект Фольклорно-этнографического театра музея-заповедника «Кижи» и Фольклорно-этнографического театра «Братыня» (Москва).

С Фольклорно-этнографическим театром «Братыня» мы познакомились год назад на фестивале «Эпосы народов мира в гостях у „Калевалы“, который проходил в июне 2012 года в г. Петрозаводске. Театр тогда показал спектакль „Древо жизни“, который впечатлил участников музейного ансамбля. На творческой встрече наших коллективов в Центре национальных культур и народного творчества возник традиционный вопрос: есть ли возможность побыть на острове Кижи несколько дней? В ответ мы, как обычно, предложили „Братыне“ поучаствовать в конкурсе проектов Летнего университета. Надо сказать, что руководители коллектива — Анна Александровна Иванова и Владимир Николаевич Калуцков — сразу ухватились за эту возможность, и уже в ноябре, во время моей поездки в Москву на Форум „Живая традиция“, мы обсуждали содержание проекта, возможности наших коллективов и предполагаемый результат. Проект, получивший название „Заонежская свадьба: фольклорно-этнографическая реконструкция традиционного культурного ландшафта“, благополучно прошел конкурсный отбор, и с этого момента началась его реализация.

Подготовительной работы было очень много: потребовалось выбрать, оцифровать, получить разрешение на передачу и отправить песни, которые наши московские коллеги должны были разучить, затем составить сценарий спектакля на основе имеющейся литературы и сценарных планов фольклорного ансамбля музея «Кижи». В течение полугода велась эта работа, в июле начало одолевать волнение: какой она будет — встреча двух коллективов, удастся ли нам спеться, сыграться, найдут ли ребята общий язык, чтобы получилось совместное действо, получится ли урегулировать все организационные вопросы, связанные с представлением столь масштабного действия. Но, надо сказать, всё шло достаточно гладко, нам удалось даже договориться об участии в представлении конных повозок.

Наконец, 23 июля Фольклорно-этнографический театр «Братыня» ступил на кижскую землю. Надо сказать, что только в первый и последний день их пребывания здесь светило солнышко, остальные дни были пасмурными и холодными. С одной стороны, это было дискомфортно, но с другой (это мы потом уже осознали), в жару работать, да и организовать репетиционный процесс, было бы куда сложнее. В первый же день, как это заведено в Летнем университете, ребята познакомились с музеем (обзорную экскурсию для них провела Т. Гырнец), а вечером состоялось знакомство двух коллективов. Почему знакомство, спросите вы, ведь мы уже встречались год назад, но с тех пор много воды утекло, в коллективах появились новые участники. Надо сказать, что и знакомство было необычным, ребята представлялись, называя не только свои имена, но и те роли, которые они должны были выполнять в спектакле. Тут же провели первую сводную певческую репетицию, после которой все немного сникли и расстроились: как-то по-разному звучали песни, расходились местами не только темпы, представления о том, как надо петь, но, порой, и мелодии, и даже тексты. Стало понятно, что еще много усилий придется приложить, чтобы достичь хорошего результата. Но все были готовы к большой работе, поэтому каждую возможную минуту репетировали, нарушая распорядок, составленный кураторами группы — методистами отдела музейно-образовательных программ и проектов Татьяной Гырнец и Анной Исаковой, по причине чего им пришлось изрядно понервничать, но они настойчиво старались выполнить всю запланированную программу. Танцевальные репетиции и молодежную беседу нам пришлось проводить на сарае дома Ананьевой в девять часов вечера, поскольку другого свободного времени просто не нашлось. Ночами ребята повторяли свои роли, песни. В общем, шел обычный творческий процесс, очень напряженный, немного нервный, но довольно привычный, поскольку закон в таком деле таков — по количеству затраченной энергии и нервному напряжению да воздастся тебе в день представления, или — чем больше ты вложил своих сил, тем больше удовольствия ты получишь в результате, если, конечно, всё получится.

И вот настало 27 июля — день представления. Накануне Сергей Безручко и Дмитрий Дюгай вели тщательную съемку некоторых сцен спектакля, что изрядно измотало участников процесса, но было необходимо для дальнейшей подготовки фильма по свадьбе. Съемка продолжилась и в день спектакля. Огромными усилиями был собран весь необходимый реквизит, за что надо сказать отдельное спасибо методисту отдела Владлене Кантор. Перед самым спектаклем еще раз прошли порядок сцен, обозначили, кто запевает песни и… «С Богом!» — произнесли все и начали.

В нижней избе дома невесты (дом М. Яковлева) сидели девушки и женщины, вспоминали прежнюю жизнь и пели песни, ожидая прихода невесты из бани. Невеста (Яна Соловьева) в это время, исполнив «парной баенке» благодарственное причитание, со своей лучшей подругой (Полина Легкая) направилась в дом. Дома ее ждала маменька (Елена Викторовна Герасимова), которой предстояло в последний раз расчесать волосы своей дочери и вместе с подругой заплести девичью русу косоньку. И без того неспокойное душевное состояние невесты, поддерживаемое причитаниями, омрачилось желанием младшей сестры (Александра Абрамова) присвоить себе сестрину красивую юбку, лежавшую в сундуке с приданым. Казалось, так и разругаются сестры перед расставанием, но тут подоспели дружки, постучав у крыльца, чем вызвали небывалый переполох в избе. Невесту увели в горницу одеваться дальше, а все остальные вывалили на крыльцо, послушать, как дружки (Владимир Николаевич Калуцков и Алексей Дубосарский) и поставной староста (Роман Сергеевич Мартьянов) будут вести переговоры, удастся ли дружкам разгадать загадки старосты, бойки ли они на язык и находчивы ли. Но сваты быстро справились с заданиями и получили в награду от «княгини молодой» — невесты «георгиевские кресты» (красные банты) и «царски сбруи» (полотенца и отрезы кумачовой ткани, перевязанные накрест на груди), после чего отправились передать «молодому князю от княжны поклон».

Пока дружки ходили за женихом, в доме невесты происходил один из самых трепетных, слезливых и символичных моментов — прощание невесты с «волей» — девичеством. Сопровождаемое причетью обращение девушки к «родной маменьке», «родимой сестричушке», «братцу-красну солнушку» наполнено горечью от приближающегося расставания, осознанием изменения статуса и необратимости происходящего процесса. Брат невесты (Кирилл Гуреев) расплел косу невесте, «взяв ее божону волюшку», повязал косоплетку себе в качестве «георгиевского креста», а остальные ленты раздал девушкам, чтобы те скорее выходили замуж.

К этому моменту в конной повозке со звоном поддужного колокольчика уже приехали дружки вместе с женихом (Борис Москин). Девушки не растерялись и заняли столы, поэтому «поезду княженецкому» пришлось выкупать стол. Хозяйка споро накрыла на стол, чтобы угостить сватов, но они отказались кушать, требуя привести им невесту. Из горницы, сопровождаемая девушками и приставницей, покрытая платком вышла невеста, слегка прихрамывая. Дружки заприметили это и потребовали снять платок, как бы подмены не произошло. Так оно и вышло, под платком невесть откуда оказалась подложная невеста (Надежда Кологреева). Обескураженная приставница вновь отправилась в горницу и привела на этот раз девушку, в которой жених признал свою невесту. «Князь» и «княгиня» усаживаются за стол на одну пуховую подушку. Девушки специальными песнями припевают пары — молодые и не очень (и меня с Евгением Петровичем припели, было очень приятно и волнительно), за что получают вознаграждение в виде сладостей или денег. Зычно и мощно звучал многоголосый женский хор, казалось, что каждое бревнышко дома наполнилось этим звуком. Затем невеста опять ушла в горницу заканчивать приготовления к отъезду в церковь, а все остальные, в том числе и жених, у которого была последняя возможность потанцевать с любимой ему девушкой (сосватали-то ему другую), отправились на улицу «поразмять ножки». У крыльца все с удовольствием походили «Утушку», еще раз припели пары, играя в «Царевну», танцевали заонежскую кадриль.

Мать невесты позвала всех в дом, на «второй стол», во время которого невеста, сопровождаемая приставницей и подголосницей (Анна Александровна Иванова), начала обход гостей. По традиции каждому представителю «княженецкого поезда», начиная со старшего свата, исполняется отдельное причитание, подносится рюмочка, за оказанное внимание невесту отдаривают подарочками. Последнему причитают жениху, от него и самый важный подарок — шкатулочка с «чулочками, штиблетами, пудрой, румянами». Но шкатулка «оказывается» закрытой на замочек, а ключик «потерян». Благополучно завершившиеся поиски ключа превращаются в испытание жениха на его «меткость» — попадет ли он ключиком в замочек? (невестина родня всячески этому препятствует). Эротический подтекст этой игры, старание «князя молодого» быстро справиться с заданием вызывают смех и бурную реакцию у остальных участников свадьбы. Наконец получив свои подарочки, невеста благодарит жениха. Мать благословляет их на счастливую семейную жизнь, и они, вместе с дружками, отправляются в конной повозке ко венцу. Остальные участники свадьбы пешком идут к дому жениха (дом Ананьевой в д. Ямка). По дороге звучат песни, частушки под гармонь, впереди свадебного поезда бегут ребятишки.

У дома жениха все ожидают приезда молодых. Но вот показалась конная повозка, дорогу им перегородили «красны девицы — пирожны мастерицы», получив выкуп, они пропускают молодых к дому, толпа приветствует их криками «Ура!». Получив разрешение от матери (Ирина Игоревна Набокова) подойти к дому, молодой муж на руках несет свою жену и ставит на крыльцо. Хозяйка дома благословляет их иконой, посыпает житом, чтобы жили богато, и поит молоком, чтобы детки были белее. Молодые входят в дом, а гости отправляются за столы, которые на случай плохой погоды были поставлены на сарае дома.

За столами сначала рассаживаются старшие, во главе — новобрачные и дружки. Затем за стол садится вторая партия гостей, и третья, пока все гости не были уважены. Больше всех свежим пирогам и сладостям радовались детки, которые никак не хотели отходить от стола.

Невесту отправляют в избу, чтобы сменить головной убор: с девичьей короны и поднизи на замужний чепец. Свекровушка делит ей «русу косоньку надвое». Жених, глядя на свою молодую жену в зеркало, не сразу признает ее, но горячие поцелуи развеивают все сомнения. По традиции, невестка одаривает родню жениха подарками, самые лучшие из которых предназначались, конечно, свекрови. Затем всех свадебных гостей «хвалят», выкрикивая их имена-отчества и качая на скамейке под общие крики «ура» и визги тех, кого качают. По приказу дружки все отправляются на улицу танцевать.

«Болван» под гармонь собирает всех желающих в большой хоровод, звучат частушки, которые раззадоривают молодежь, начинается перебранка между девушками из невестиной деревни и жениховой, но дружки, стоящие на страже порядка, усмиряют разбушевавшихся. Продолжаются танцы: на смену «Шальному» приходят новомодные полька, краковяк, падеспань и другие, пока старший сват не скомандует «Ну что ж, гости дорогие, молодым пора на подклет, замки открывать да стены пробивать, а вас просим завтра на красный стол!».

Гости расходятся, и уже автобус, возвращая нас в наше время, увозит живущих в Жарниково к ССП. Какая-то тоска и недосказанность остается, пока не начинает подкрадываться то самое — Получилось! Ура! И каждому воздалось по затраченному.

Фольклорно-этнографический театр «Братыня» создан в 1980 г. Труппа состоит из студентов и аспирантов кафедры фольклора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, регулярно выезжающих в фольклорные экспедиции, материалы которых служат основой создаваемых спектаклей. Бессменный руководитель театра — доцент кафедры фольклора МГУ Анна Александровна Иванова.

P. S. Потом все поняли, почему в конце была тоска,— ребятам не хватило общения, поскольку между ними часто вставало расстояние между островом и Жарниково. Немного, правда, удалось восполнить на следующий день в Воробьях, где оба коллектива танцевали заонежские танцы, а также пели песни у гостеприимных хозяев — Светланы Васильевны Воробьевой и Юрия Геннадьевича Протасова.

И еще. То, как это было, можно будет вскоре увидеть на сайте музея (современные технологии это позволяют), а пока подписывайтесь на страницу ВКонтакте — «Заонежская свадьба» и выкладывайте сделанное вами фото и видео в группе Фольклорно-этнографический театр музея «Кижи».

Наталья МИХАЙЛОВА, зав. сектором изучения и музейной презентации фольклорного наследия, руководитель ФЭТа музея-заповедника «Кижи»

Библейских благословений для Матери Невесты — Шерил Баркер

В начале этого Нового года, Мать Невесты, я хотел бы помолиться над вами несколькими благословениями из Библии.

После года, который мы пережили в прошлом году с пандемией, и по мере того, как мы продолжаем преодолевать ее (но с надеждой на горизонте!), мы нуждаемся в Божьих благословениях в нашей жизни больше, чем когда-либо. И поскольку вы помогаете своей дочери планировать ее свадьбу, я уверен, что вам нужна дополнительная мера Божьей силы и благословения.Я желаю вам всего наилучшего в этом году, пока вы готовитесь к одному из лучших дней в жизни вашей семьи. Так что от меня к вам —

Благословения Слова Божьего, Библии (NIV):

«Да помилует нас Бог, и благословит нас, и просветит нас лицем Своим…»  Псалом 67:1

«Да пребудет со всеми вами благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Божия, и общение Святого Духа».  2 Коринфянам 13:14

» Да даст тебе Бог небесную росу и земное богатство — обилие хлеба и молодого вина.» Бытие 27:28

«От Господа исходит избавление. Да пребудет твое благословение на твоем народе». Псалом 3:8

«Да пребудет на нас благоволение Господа Бога нашего; дело рук наших утвердите за нас, да, дело рук наших утвердите». Псалом 90:17

«Бог надежды да наполнит вас всякой радостью и миром, когда вы уповаете на Него, чтобы вы могли преисполниться надеждой силой Святого Духа».  Римлянам 15:13

Надеюсь, эти благословения воодушевят тебя, МОБ. Продолжайте взирать на Господа!

*Для получения информации о моей книге Mother of the Bride , а также о моих карточках «Свадебное вдохновение» посетите мою страницу Books/My Work .

*Следующий выпуск Life Notes, моего ежеквартального вдохновляющего информационного бюллетеня, выходит в начале февраля. Один счастливый подписчик (новый или действующий) получит подарочную карту на 15 долл. США на Starbucks и подписанную копию моей книги , которую можно использовать лично, подарить или пожертвовать библиотеке.Регистрация бесплатная и правильная! (Если вы используете мобильное устройство, прокрутите экран вниз и нажмите «Просмотреть весь сайт», чтобы найти его.)

*Фото Аарона Бёрдена на Unsplash

Покупайте персонализированные запонки, зажимы для галстука, ожерелья, браслеты, цепочки для ключей и подвески Fassional

Покупайте персонализированные запонки, зажимы для галстука, ожерелья, браслеты, цепочки для ключей и подвески Fassional

сейчас в тренде

высшие категории


Персонализированный

Ювелирные изделия и подарки

эксклюзивно на Fassional

исключительно модный

избранные подарки