Skip to content

Как невесту сватают: Как правильно сватать невесту в наше время? Что говорить?

Как правильно сватать невесту в наше время? Что говорить?

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Пифия

Администратор в Пифия.ру

Привет наш дорогой читатель! Сегодня вы в гостях у Пифии. Предлагаем вам погрузиться в изучение тонкого мира, мира непознанного и непознаваемого, того, что в концепции Дона Хуана имеет название Нагваль…

Пифия недавно публиковал (посмотреть все)

Многие свадебные традиции уходят в прошлое, и это не может не огорчать. Поэтому давайте вспомним о старинном обычае сватовства, чтобы брак был крепким, а любовь – бесконечной! Узнаем, как правильно засватать невесту в наше время и что говорить на этой важной встрече для будущих молодожёнов, их родителей и сватов.

Сватовство — важнее свадьбы

Раньше сватовство считалось мерилом предстоящего брака. От того когда придут сваты, как их встретят, что будет сказано и сделано, — зависело будущее молодых. Конечно, речь идёт не только о представлении жениха и смотринах невесты, но и о приметах, связанных с этими обрядами. Удивительно, но некоторые из этих примет вполне работают и сейчас.

Лучшие дни для помолвки

Начиналось всё с выбора правильной даты. Лучшим днём для помолвки или сватовства в году считался праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября. Либо любой другой день на растущую Луну. Никогда не сватались в среду и в пятницу, также неудачным считалось тринадцатое число каждого месяца. Май, чтобы не маяться потом в браке, тоже не подходил для свадебного сговора. И, разумеется, во время постов, предшествующих главным церковным праздникам, сватов тоже не засылали. Все эти приметы можно использовать и сейчас, чтобы брак был крепким.

За сватами обязательно сразу закрывали дверь, чтобы случайно пришедший человек не сглазил дело. Гости садились за стол, стараясь занять места напротив двери — это было залогом удачного решения вопроса. Потчевать гостей можно было всем, что найдётся в доме. Но по одной из примет, сватам нельзя было выпивать, иначе дети у пары вырастут пьяницами.

Что говорят на сватовстве со стороны жениха и невесты

Сначала в разговор вступают родители со стороны невесты:

Понаехало гостей

Со всех дальних волостей.

При параде все, красивы,

Это диво, так уж диво!

Ну-ка, гости, не роптать!

Можно вам вопрос задать?

Что ж вы так вот, всем гуртом

Обступили этот дом?

Чем влечёт вас это место?

Отвечайте-ка… (невеста)

Дальше вступают в разговор родители или сваты со стороны жениха:

У вас товар – у нас купец,

У вас девица — у нас молодец.

Зовет (имя девушки) под венец!
Он статный, ладный, молодой,
Хоть на край света за тобой!

Ты жениху не откажи,
Зайти нам в гости предложи,
Сватам налей, нас накорми,
Подарки жениха прими.

Он тебя любит, спору нет,
Готов кричать на целый свет
О том, что ты всех красивей,
Родней, дороже и важней!

Пусть сватовство пройдет не зря.


Готовьтесь к свадьбе вы, друзья!

Таких стихов, с которых сваты заводили речь о свадьбе, в народе существовало множество. Им отводилась вступительная роль. Сваты должны были расположить родителей невесты к себе, развеселить их. И потом уже начать расхваливать купца. Для этого тоже существовали специальные шутки-прибаутки, содержание которых сводилось к описанию достоинств молодого человека.

Отказ и согласие в сватовстве

Если родители не были готовы отдавать дочь замуж или считали жениха неподходящей партией, их отказ никогда не был прямым. Только отговорки, которые за серьёзную причину при обычных обстоятельствах никто бы не принял. Но таким образом родители девушки давали понять, что сговор не состоится.

Но если жениху дали положительный ответ, тогда назначались смотрины. В этот день девушку наряжали в лучшее платье, она сама готовила угощение для сватов и должна была выйти к гостям со скрытым под вуалью лицом. И первым, кто мог оценить внешность будущей невестки, был отец жениха.

Однако угощением и чисто прибранным домом дело, конечно, не ограничивалось. И если при сватовстве у родителей были вопросы, то здесь приходила очередь сватов.

Они задавали девушке вопросы о ведении домашнего хозяйства, просили в качестве доказательства выполнить какую-нибудь работу. Не стоит думать, что у девушки вовсе не было выбора. В том случае, если жених ей не понравился, она могла оставить гостей и в укромном месте снять с себя праздничное платье, переодевшись в обычное.

Если этого не случалось, и сватов всё устраивало, тогда жениху подносили питьё. Выпив всё, он признавал, что не против связать себя узами брака.

Такие традиции сватовства были у наших предков, и нам кажется они были замечательны. А как правильно сватать невесту в наше время узнаём далее.

Как правильно сватают невесту в наше время

Конечно, непросто представить, чтобы в дом к родителям невесты сейчас без приглашения нагрянули совершенно чужие люди. Тем не менее процедура сватовства, сильно упрощённая, сохранилась. Ведь заручиться поддержкой родителей и получить их благословение — это то, к чему по-прежнему стремятся молодые.

Современное сватовство часто ограничивается простым гостевым визитом к родственникам девушки, которая уже дала своё согласие на брак. Тем не менее официально просить её руки у родителей — традиция, которая жива и в наше время.

Жених может приехать знакомиться один, со своими родителями или же со сватами. Неплохо будет, если день для сватовства будет выбран по всем правилам.

Чтобы решение вышло в пользу жениха, родителей невесты нужно задобрить. Будущей тёще принято преподносить букет, основным акцентом в котором будут цветы, означающие уважение, гиацинты, хризантемы, гвоздики. Тон букета строгий, не светлый. Светлый (но не жёлтый) — для невесты, с цветами, означающими нежные чувства и искренние намерения, — розами, орхидеями.

Будущему тестю подойдёт бутылка хорошего алкоголя. Но только в том случае, если он употребляет горячительные напитки. Если нет — тогда нужно поинтересоваться у невесты, чем увлекается её отец.

Если жених прибыл с родителями, по традиции свёкор и свекровь дарят невесте ювелирное украшение, как залог доброго расположения. Если же жениха представляют сваты, тогда вручение презентов — их забота.

Застолье — следующая часть. По тому, что окажется на столе, сразу можно понять, как в доме относятся к предстоящему замужеству дочери. Заодно представители со стороны жениха и сам молодой человек смогут оценить кулинарные таланты невесты, ведь угощение по традиции должна приготовить именно она. Единственное, что приносит с собой жених — это торт, заменивший каравай, с которым являлись в дом невесты сваты.

После сватовства девушку и парня с полным правом можно называть «жених и невеста». В наше время возвращение традиции сватовства, что не может не радовать. Ведь сватовство — это дополнительная возможность для невесты и жениха проверить свои чувства.

Помолвка, после сватовства, длится максимум год. Это время, когда будущие молодожёны ещё раз взвесят всё «за» и «против» создания семьи. И если после окончания периода помолвки жених и невеста также тверды в своём намерении создать семью, то можно уже со спокойным сердцем и за свадьбу приниматься. Такой союз сохранится надолго. Выбрать самые благоприятные даты для будущей свадьбы можно в Лунном календаре удачных дат для свадьбы от Пифии.

О сватовстве у иркутских бурят

Наиболее архаичные традиции сватовства сохранились у кудинских и верхнеленских бурят (булагаты, эхириты, хори, сэгэнуты) — это жители современных Эхирита, Баяндая, Качуга, Ольхона и в разной степени у выходцев оттуда в Баргузине (ураг орохо) и Кударе. В начале XX века их описал учёный-этнограф Матвей Хангалов и ещё тогда он отмечал, что: «В свадебных обрядах верхне-кудинских бурят сохранилось много старинного, в глаза резко бросаются остатки от прежней зэгэтэ-аба (коллективной охоты) и общинного скотоводства, то есть родового управления». У них дольше всего сохранялись традиции выплаты калыма, многожёнства и умыкания невест.  

Дело всего рода

Итак, как проходят свадьбы у современных эхиритцев и баяндаевцев? На сватовство (худа оролсохо) едет нечётное количество сватов. Худанууд — это только самые уважаемые мужчины, с хорошей «кредитной историей» (семейные, незапятнанные, с положением и внешним видом). По словам Юрия Малгатаева из Хогот: «Они должны хорошо знать свою родословную до 9-го колена. Сваты должны рассказать про свой род и выяснить родословную невесты, кто они, откуда, какая у них история и наследственность. Это очень важно, чтобы не было кровосмешения».

В старину старались получить не только плодовитую жену в дом, чтобы родила побольше детей, и работящую хозяйку. Тогда брак был союзом двух родов, и в прежние воинственные времена имел иногда жизненно важное значение. Сваты говорили: «Мы выбрали тебя не потому, что ты богат, и не потому, что ты сам хороший человек, а потому, что твой род хороший и честный» и в подтверждение приводили пословицу: «Для ковки лучшее железо выбирай, для родства хорошую породу ищи!»

Итак, сваты (худанууд) стараются разузнать историю рода невесты (түүхэ или урдабаа). Может оказаться, что невеста без рода и племени и зачем им такая в этом случае?

Но бывает и сватам дают от ворот поворот. Не понравились и всё тут! В таком случае, если жених упорствует, отправляет других, более искусных и привлекательных сватов. Знаю одну такую пару под Усть-Ордой, которая образовалась только после третьего сватовства. Сговорившись, стороны устанавливают срок свадьбы (болзор абаха, болзор хэлсээд, үдэр гаргаха). 

Зачем приехали? Что вам надо?

«Сваты должны быть в составе 3,5,7 до 9 человек, женщины сватами не должны быть. Дорогу открывают мужчины (отец, дядя, жених) и ещё один или двое мужчин. Женщины вперёд бегать не должны, это означает переходить дорогу молодой семье, плохая примета, т.е. закрывает жизненную дорогу. Когда свататься едут, берут с собой водку (худайн архи) и ещё кушак из материи (хадак) и трубку (андалдаан). С обеих сторон друг другу дарят и обмениваются. Это означает, что всё согласовано и разрешено. Договариваются о том, как провести свадьбу, кто, как должен всё делать и принимать» (Оксана Афиногенова. Родословные легенды и предания моего рода. Иркутск. 2018. с.192-193).

Ещё одна характерная черта у верхнеленских и кудинских бурят. «Приезжих сватов встречают крайне недружелюбно, спрашивая их, для чего приехали, — невинных обижать, или свою вину на других перенести, или обвиняя их в других каких-либо кознях. Сваты им отвечают, что приехали они по той красивой дорожке, по которой жеребёнок бежал, с озера хухей напившись приехали; с острова хуин имея местопребывание приехали» (Петри Б.Э. Вселенная сибирского шамана: история, легенды, обряды. Иркутск. 2014, с.229).

И далее, по словам Владимира Дашанова из Харанут: «Холоё эрээ болгохо, нэгэеэ хоёр болгохо, хоёроо гурба-дүрбэн болгохо, хаанатибди!», «Гүү, үнеэ һааха, зөөхэй шанаха, тогооной нэрэхэ бэрээ бэдэрнэбди!»

Хоёр худын архи

Во время сватовства мужчины с обеих сторон совершают во дворе хоёр худын архи — обряд поклонения духам предков (үбгэдүүдтэ) и божествам, с тем, чтобы испросить у них покровительства новой семье. Жених с невестой сидят рядом и держатся за руки. Горит костёр, а в качестве подношений используют тогооной архи (молочное вино), мясо и саламат.

Над молодыми сияет Вечное Синее Небо. Запахи трав, от огня подымается дым и воскурения ая ганги, дует лёгкий ветерок. Это самый волнительный и трогательный момент, когда сама Земля и Небо, предки и родные соединяют навсегда юношу и девушку, а их души и сердца сливаются воедино. По своей красоте ритуал сравним, наверное, с венчанием в соборе у христиан.

В финале сваты обмениваются кушаками, кисетами, раскуривают трубки и, пыхнув несколько раз, передают друг другу (в некоторых местах в старину обменивались ножами). Это означает нерушимость условий и подчёркивает исключительный характер происходящего для обоих породнившихся родов.

«Бедруу уулгаха»

Обряды других западных бурят больше подверглись влиянию современной культуры, особенно там, где были более тесные контакты с пришлым населением (в западных и центральных районах Иркутской области). Так, в Бохане, Осе, Алари и Нукутах в сватовстве могут участвовать и женщины. Но они обязательно должны быть в паре с мужем. По этому поводу в Эхирите и Баяндае говорят: «А-а, это Аларь и Бохан со своими женщинами ходят!». Хотя эта практика — веление времени, как факт феминизации и признания высокой роли «прекрасного пола» в жизни общества. И здесь, если мужчины обмениваются кушаком и трубкой, то женщины – главные сватьи, обмениваются платками.

Кстати, иногда, на собственно свадьбах, при всём народе, а не в процессе сватовства, обмен кушаками и платками проходит в форме состязания. Кто быстрее повяжет кушак и накинет платок. Это весело и зрелищно, особенно у женщин, которые снимают их с головы и накидывают легко и элегантно. Но у мужчин, как считает мэр Осинского района Виктор Мантыков, лучше обойтись без этого, чтобы всё выглядело солидно и степенно. Да и кушак должен быть повязан правильно, а не так-сяк. Количество сватов должно быть также нечётным, поскольку домой уже уходили с невестой, и тогда количество становилось чётным (состав делегации полным).

В Бохане и Осе существовала ещё традиция «бедруу уулгаха». Ведро по-бурятски — это хуулга, но в этом случае говорят именно бедруу, по-русски на бурятский лад. То есть угостить ведром вина – уулгаха. Как говорит Виктор Михайлович: «Так было в тяжёлые военные и послевоенные годы. Как бы сторона жениха выкупала невесту за ведро тарасуна у её родителей. Этим всё дело и ограничивалось. Саму свадьбу не делали».

В Бохане, Осе, Алари и Нукутах обходятся и без «хоёр худын арси» во время сватовства, но делают общий обряд – дугаабари (перед самой свадьбой).

Красивая пара

— Когда сваты заходят, хозяева сидят за накрытым столом с ехэ хабаа (первая, открывающая застолье бутылка, с неё все должны пригубить), — рассказал Мантыков. — Они как будто не знают о приходе сватов. Те также изображают случайность прихода: «Идём издалека, истоптали много обуви» – «А что вы ищете?» – «Да, тёлку (гунжан) ищем». Дойдя до провозглашения о цели приезда, с шутками и прибаутками выводят вперёд жениха: «Вот он наш пригожий и хороший! А где же ваша дочка красавица?» Девушка выступает вперёд, и жених берёт её за руки. Все восклицают: «О! Да, они уже знают друг друга?! Какая красивая пара!»

Парня и девушку усаживают рядышком, и женихова сторона обновляет стол, ставит своё вино и угощения. Далее следует церемония обмена кушаками, кисетами и трубками у мужчин, а у женщин платками. После этого приходит время обмена подарками, песен и юрөөлов – благопожеланий. Как говорил невесте в таких случаях незабвенный Геннадий Манжуев: «Һүни соо даруулаад, үдэр соо заруулаад ябаарайш!» — В чём женское счастье? Чтобы ночью муж покоя не давал, а днём дети!

Ранее

  • О правильном сватовстве

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из открытых источников

Сколько невест по почте?

стр. 7-10 в иммиграционном обзоре №. 28, весна 1997 г.

INS позднее опубликовала версию этой статьи, озаглавленную «Индустрия доставки невест по почте и ее влияние на иммиграцию в США»


дом и американскую зарплату. Ад, с другой стороны, иметь китайскую зарплату, британского повара, японский дом и американскую жену».

— Гэри Кларк, 9 лет0008 Введение в движение «Невеста по переписке» или так называемое движение «Невеста по почте», Авторское право © 1995, доступно в Интернете: www.upbeat.com/wtwpubs/intro.htm

Хотя спрос среди иностранных мужчин невелик для американских жен существует огромный спрос на американских мужей. Тысячи иностранных женщин ищут себе мужей на международном рынке невест. Большинство этих женщин, кажется, предпочитают американского мужчину, если они могут его найти. Американские мужчины пользуются большим спросом, потому что по сравнению с (о чем эти женщины знают) мужчинами в большинстве стран, американские мужчины просто лучшие мужья.

В любой момент существует около 90 агентств, предлагающих имена, адреса, фотографии и краткие биографии около 25 000 женщин, ищущих мужей. Женщины, перечисленные этими службами, в основном филиппинки или русские, но можно найти записи почти из любой страны мира. Большинство этих агентств обновляют свои списки ежеквартально (некоторые чаще, некоторые реже), указывая на то, что ежегодное количество женщин, доступных в качестве «невест по почте», составляет около 100 000 человек.

По данным самих агентств (письменные ответы автора на анкету 1996 г.) примерно 10 процентов таких женщин добиваются успеха — находят и выходят замуж через службу. Таким образом, ежегодно заключается около 10 000 браков между женщинами, включенными в список этих агентств, и мужчинами, пользующимися услугами; то есть 10 000 браков по почте в год.

Из этих 10 000 около 4 000 связаны с мужчинами США. Оставшаяся часть распределяется между канадскими, австралийскими, европейскими и все чаще японскими клиентами.

Анализ списков в последних выпусках пяти популярных каталогов, в которых представлены 1400 азиатских женщин, показал, что 70 процентов из них были филиппинками (несмотря на то, что республиканский закон № 6955 делает такие списки незаконными), многие из которых «на службе», поскольку домашние работники в других странах, 16 процентов индонезийцев, 8 процентов тайцев, 2 процента малайзийцев и японцев и 1 процент китайцев и корейцев. Что касается возраста, то 20% — люди в возрасте 16–20 лет, 41% — 21–25 лет, 24% — 26–30 лет, 11% — 31–35 лет и всего 4% старше 35 лет9.

0003

 

 

Согласно отчету Комиссии по филиппинцам за границей (см. «Данные о филиппинских женщинах и смешанных браках» Кэтрин Паредес-Маседа в Asian Migrant 8.4, 1995 г.), невесты по почте составляют 10 процентов браков между Филиппинцы и иностранцы. В период с 1989 по 1994 год 95 000 филиппинских мужчин и женщин были помолвлены с иностранцами, подавляющее большинство из которых познакомились со своими партнерами на работе или лично. Из мужчин-иностранцев, вступающих в брак с филиппинками, 44 процента являются гражданами США.

Исходя из этих данных, получается, что около 2000 филиппинских женщин ежегодно находят себе мужей через агентства, 800 из которых выходят замуж за американцев.

Согласно опубликованным материалам агентств, аналогичные цифры относятся к женщинам из России, Латинской Америки и других регионов; т. е. 10% находят себе мужей, из которых 40—50% — граждане США.

Опять же, основываясь в основном на данных, предоставленных самими агентствами (вместе с отчетом Комиссии по филиппинцам за границей), браки, заключенные через службы доставки по почте, имеют более низкий уровень разводов, чем в стране в целом, целых 80 процентов. из этих браков продлились годы, за которые имеются отчеты.

Почему иностранки хотят американских мужей? Многие источники предполагают, что женщины ищут «лучшую жизнь» с точки зрения социально-экономических факторов — по большей части они прибывают из мест, где для женщин мало рабочих мест и возможностей для получения образования, а заработная плата низкая. Однако когда этот вопрос задают самим женщинам, ответ обычно указывает на влечение к американским мужчинам (они выглядят как кинозвезды) и отвращение к туземным мужчинам. Американцы, говорят они, «хорошие мужья», а филиппинские (тайские/индонезийские/русские/и т.д.) мужчины — нет. Считается, что американцы верны и добры к своим женам, в то время как местные мужчины жестоки и бегают с другими женщинами. Правда это или нет, это восприятие.

Почему американские мужчины хотят иностранок? Большинство личных сообщений американских мужчин, которые женились на женщинах через эти агентства, говорят о «традиционных ценностях». То есть, что американки не довольствуются тем, что являются женами и матерями, а ищут личного удовлетворения в своей карьере и интересах, в то время как иностранка счастлива быть домохозяйкой и не просит ничего, кроме мужа, дома и семьи.

Опять же, правда это или нет, это восприятие.

Я хотел бы, однако, предложить другие развлечения для «невесты по почте». Во-первых, эти девушки, как правило, моложе (в среднем на 15 лет) мужчин, стройнее и красивее, чем большинство американских женщин, к которым может иметь доступ мужчина. Кроме того, не следует упускать из виду, что бывает очень мало случаев, когда мужчина может просмотреть несколько сотен американских женщин — все они с нетерпением ждут его внимания — из которых можно выбрать одну или несколько кандидаток в жены; и тем не менее, это именно то, что предлагают агентства.

 

 

Интересно отметить, что эти взгляды на местных и иностранных мужчин и женщин не ограничиваются Западом — подобное отношение существует и на Тайване. Согласно статье «Тайвань делает все возможное, чтобы улучшить перспективы женщин в браке» (Ассошиэйтед Пресс, 30 августа 1996 г., автор Энни Хуанг), многие тайваньские мужчины предпочитают невест из других азиатских стран, потому что они чувствуют тайваньских женщин, которые, как правило, более образованны и более образованны.

состоятельные — слишком многого ждут от своих мужей. Из-за такого отношения Тайвань ввел ограничение на количество невест из определенных стран, которые могут въезжать на Тайвань каждый год — 360 из Индонезии, 420 из Бирмы и 1080 из Китая. Что касается женщин, то многие из них ищут западных мужчин, поскольку, по их словам, тайваньские мужчины хотят жениться только на трудолюбивых и послушных чернорабочих, в то время как тайваньские женщины отказались от этой традиционной роли и стремятся к равенству и взаимному уважению в браке.

Очевидно, что ежегодная цифра от 4000 до 5000 новых американцев, прибывающих по маршруту «невесты по почте», является небольшой цифрой по сравнению с общей иммиграцией в более чем один миллион. Более того, эти вновь прибывшие, в отличие от беженцев и других групп иммигрантов, которые концентрируются в определенных городских районах, как правило, рассредоточены по широкому географическому диапазону, что еще больше снижает любое влияние, которое они могут оказывать. Encounters International, например, сообщает, что 53 пары, поженившиеся за три года существования агентства, проживают в 12 разных штатах (ни одной в Калифорнии или Нью-Йорке).

По сравнению с 40 000–50 000 ежегодных браков между американцами и иностранными гражданами, когда пара познакомилась по другим причинам (друзья, путешествия, армия, работа и т. д.), количество новых американцев, поступающих по почте, невелико. Тем не менее, этот поток женщин, которые в противном случае не смогли бы въехать в Соединенные Штаты, может создать в будущем цепную миграцию, поскольку они просят родителей или братьев и сестер. Кроме того, представление о том, что этим женщинам удалось значительно улучшить свою жизнь, может побудить еще больше иностранок искать этот путь в Соединенные Штаты.


Роберт Скоулз — профессор лингвистики Университета Флориды.

Продолжающаяся борьба с детскими браками и «похищением невест» в Кыргызстане |

Ежегодно, по официальным данным правительства, в Кыргызстане от семи до девяти тысяч совсем юных девушек выходят замуж, а около 500 девушек в возрасте от 13 до 17 лет становятся матерями.

Девочки по-прежнему рискуют стать жертвами таких обычаев, как «ала качуу», что в переводе с кыргызского буквально означает «взять и убежать». Другими словами, их похищают и принуждают к браку.

«Проблема ранних браков в Кыргызстане стоит очень остро», — говорит Бюбюсара Рыскулова, психолог и директор «Сезим» («Доверие» по-кыргызски), первого в стране кризисного центра, созданного 25 лет назад для защиты прав женщин и девушек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и предоставить им временное убежище, а также юридическую и психологическую помощь.

За 25 лет работы центра горячей линией воспользовались более 45 000 женщин, около 35 000 получили юридические и психологические консультации.

По словам г-жи Рыскуловой, продолжающееся существование этих практик можно частично объяснить растущим влиянием религии, а также безработицей и бедностью, особенно в сельской местности.

«Вступительный возраст для вступления в брак – 18 лет, похищение девочек является уголовно наказуемым деянием. К сожалению, эти законы не всегда соблюдаются. Вместо официального бракосочетания люди часто проводят в мечети религиозный обряд, который называется «никах».

«Семьи в селах уже не имеют семи-восьми детей, а родителям нелегко воспитывать четверых-пятерых детей. Многие из них стремятся отдать своих дочерей в более состоятельные семьи. Как правило, стороны договариваются между собой, и все происходит тихо».

«Однако в более позднем возрасте, когда они уже не в состоянии противостоять домашнему насилию, женщины обращаются к нам за помощью. Именно тогда мы узнаем, что их поженили против их воли, украли и обвенчали тайно», — говорит госпожа Рыскулова.

Социальный центр «Сезим», Кыргызстан

Женщины Кыргызстана обращаются в специализированные центры в поисках защиты от домашнего насилия. Социальный центр «Сезим», Кыргызстан

Законы игнорируются

Закон разрешает проводить обряд «никах» в мечетях только после достижения супругами 18-летнего возраста, а если они несовершеннолетние, то наказанием является лишение свободы на срок до трех лет до пяти лет. Что касается похищения невесты, то в законе указано, что наказание – десять лет тюрьмы.

Тем не менее, крайне редко все участники такой «сделки» предстают перед судом. «Закон написать легко, но и исполнять его надо», — говорит г-жа Рыскулова. «В настоящее время мы отслеживаем около восьми уголовных дел, связанных с изнасилованием молодых девушек».

Большинство заболевших сосредоточено в трех преимущественно консервативных регионах на юге страны: Ошской, Джалабадской и Баткенской. Дарика Асылбекова, руководитель кризисного центра «Ак Журок» («Чистое сердце») в Оше, говорит, что количество ранних браков выросло с 2010 года9.0003

«Родители выдают замуж дочерей девятых классов. Они боятся, что, окончив школу и уехав в город, их дочери «испортятся» и потом не смогут выйти замуж».

В результате девочки, погрузившись в семейную жизнь, не могут посещать школу. На их плечи ложатся домашние обязанности, потом беременность и уход за детьми. Исчезает всякая возможность получить образование или профессию и, как домохозяйки, они полностью зависят от своих мужей.

Только в этом году за помощью в «Ак Журок» обратилось около 1500 девушек. Они просят не только временного жилья, но и поддержки с трудоустройством, имущественным разделом имущества, получением алиментов, ведь, как правило, те, кто не оформил брак, остаются ни с чем.

Социальный центр «Сезим», Кыргызстан

Женщины Кыргызстана обращаются в специализированные центры в поисках защиты от домашнего насилия.

Стыд и вина

Однако даже на юге отношение меняется. В сельской местности на тысячу браков приходится около 154 разводов, тогда как в городах этот показатель выше в 2,4 раза.

Автор популярного кыргызского блога «Мечта девушки», 24-летняя Айгерим Алманбетова принадлежит к современному поколению кыргызских женщин, пытающихся разобраться в ситуации, в которой оказались многие ее сверстницы.

«На мой взгляд, еще одной причиной ранних браков, кроме религии, является семейное воспитание. У нас сложился менталитет, что девушка должна выходить замуж как можно раньше, потому что по возрасту она уже считается старой девой. Итак, женщины с детства находятся под психологическим давлением.

«Девушкам постоянно говорят, что они поедут жить к своим мужьям, что они должны строить семью, рожать детей. В таком случае, зачем тратить деньги на ее образование», — продолжает г-жа Алманбетова.

Она добавляет, что им также приходится бороться с культурным представлением о стыде, из-за которого многие из них остаются с жестокими мужьями и годами подвергаются физическому насилию. По словам блогера, в кыргызском обществе давно назрела необходимость изменить способы воспитания мужчин, начиная с раннего детства.

Участие ООН приводит к снижению числа случаев

Однако в последнее время наблюдается снижение количества ранних браков, благодаря профилактической работе НПО и государственных органов при содействии международных организаций.

В январе 2020 года в партнерстве с правительством Кыргызстана Европейский Союз и ООН запустили многолетнюю страновую программу в рамках глобальной Инициативы «В центре внимания» по искоренению всех форм насилия в отношении женщин и девочек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *