Венчание: подготовка, условия, совершение — Православный портал «Азбука веры»
Оглавление- Как готовиться к венчанию
- Что надо знать свидетелям
- О поведении в храме во время таинства
- Как происходит обручение
- Как совершается венчание
- Какой должна быть свадебная трапеза
- Что может препятствовать христианскому браку
- Когда не совершается венчание
В Таинстве Брака Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.
Как готовиться к венчанию
Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.
Если жених и невеста ещё не воцерковлены, то до брака им желательно исповедаться и причаститься Святых Тайн (для верных регулярное причащение — это норма). Требуется, чтобы они за несколько дней до этого дня подготовили себя к Таинствам Покаяния и Святого Причащения.
Для браковенчания следует приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Брака — женихом и невестой.
Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец может быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом.
День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Желательно пригласить двух свидетелей.
Для совершения Таинства Брака нужно иметь:
- Икону Спасителя.
- Икону Божией Матери.
- Обручальные кольца.
- Венчальные свечи (приобретаются храме).
- Белое полотенце для постилания под ноги. Это лишь традиция, а не обязательный элемент Таинства.
Что надо знать свидетелям
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству брака с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.
О поведении в храме во время таинства
Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.
Как происходит обручение
Венчанию предшествует обручение.
Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.
Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.
То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.
Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.
Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см. : Тов.8:2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.
Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.
По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).
Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).
Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.
Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.
Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.
Как совершается венчание
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127 (Пс. 127), в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.
Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)
И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).
Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?») и «Не обещалася ли еси иному мужу» («Не связана ли обещанием другому жениху?») — «Нет, не связана».
Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.
Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.
После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.
Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.
Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.
Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.
После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!
Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.
Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
Возложение венцов и слова священника:
“Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6).
Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (Еф.5:20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене — это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу — подобие отношения Церкви ко Христу Это — взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.
Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1Кор.7:4-5).
Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин.2:1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).
После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.
Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.
В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.
После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.
Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.
При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.
При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.
Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.
Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:
“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.
“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.
Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.
Какой должна быть свадебная трапеза
Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.
После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.
Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53‑м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.
Что может препятствовать христианскому браку
Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.
Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.
Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.
Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.
Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.
Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.
Когда не совершается венчание
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях.
Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. Календарь венчаний.
Как подготовиться к венчанию: инструкция от священника
Психология отношений
- Фото
- Diego Authentic on Unsplash
Прежде всего желающие венчаться должны быть крещеными и истинно православными христианами, а не просто двумя влюбленными, решившими таким способом «укрепить любовь». Хотя венчание, конечно, делает ваш союз еще сильнее и счастливее. А как провести само таинство по всем правилам, корреспондент Wday.ru пошагово расписала вместе с отцом Павлом Конотоповым, иереем домового храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова.
Прежде всего о венчании в храме договариваются со священником заранее. Если предполагается, что будет хор, договариваются с певчими. Лучше всего это делать за один – три месяца как минимум: желающих скрепить свой союз перед Богом сейчас много.
В современной практике Русской православной церкви перед венчанием жених и невеста приходят на беседу со священником, который рассказывает о церковном понимании брака и о том, как будет проходить венчание. Это делается для того, чтобы, во-первых, выяснить, почему для жениха и невесты важно повенчаться (действительно ли они церковные люди или просто желают устроить красивую церемонию), а во-вторых, чтобы разъяснить им, что такое брак, семейный союз с точки зрения церкви. Благодаря такой беседе во время венчания будущие муж и жена будут лучше понимать смысл происходящего.
Священник может также порекомендовать им прочитать что-то из текстов Библии или святых отцов, даст какие-то советы.
День венчания выбирают вместе со священником. Нужно помнить, что венчания не совершаются в дни многодневных постов (Великого, Рождественского, Петровского и Успенского), а также в обычные периоды года во вторник, четверг и субботу (канун постных дней, так как уже в браке принято в это время не вступать в супружескую близость). Также важно помнить, что в дни месячных женщине не благословляется участвовать ни в каких церковных таинств (за исключением, когда это жизненно необходимо – например, исповедь или причастие во время тяжелой болезни, в условиях постоянного отсутствия священника по месту пребывания и тому подобного), поэтому, выбирая день, перестрахуйтесь и назначьте такую дату, когда период точно не начнется. Иначе, увы, дату придется перенести.
- Фото
- Essentials/Istock
Несколько столетий назад венчание включало в себя причащение будущих мужа и жены. Теперь причащение не входит в состав венчания, но часто перед венчанием молодожены сами идут на божественную литургию, исповедуются и причащаются. О том, как подготовиться к этим двум важнейшим таинствам, читайте ЗДЕСЬ.
Кольца венчающиеся покупают заранее и перед венчанием отдают священнику. Их можно купить в храме или в ювелирном магазине. Исторически мужу полагалось носить серебряное кольцо, а жене – золотое. Смысл был в том, что женское кольцо должно стоить дороже. Но тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантией будущей свадьбы. Эта традиция ушла в прошлое, и каждая пара выбирает кольца на свой вкус.
Венцы приобретать не надо, они есть в храме. Зато можно заранее договориться с друзьями жениха и невесты о том, кто будет держать их над головами венчающихся. Поскольку венцы сделаны не по мерке конкретных людей, они могут оказаться малы или велики, надеть их на головы как следует не получится, поэтому кто-то должен их держать.
Венчальные иконы – едва ли не единственное, что остается молодоженам на память о венчании. Это могут быть венчальные иконы родителей или просто новые иконы Спасителя и Божией Матери. Их перед венчанием отдают священнику, и он благословит ими молодоженов.
Венчальные свечи можно купить в храме непосредственно перед венчанием. По желанию их можно приобрести заранее и украсить по своему усмотрению.
Белое полотенце (рушник), которое кладут под ноги венчающимся, также можно купить в храме, а можно, если есть желание, вышить самостоятельно, чтобы оно осталось на память.
- Фото
- Serhii Sobolevskyi/ iStock/ Getty Images
Подготовка к венчанию – важное и волнующее дело. От того, как супруги подготовятся к таинству венчания, во многом зависит и то, какие плоды это таинство принесет в их жизни или останется просто какой-то красивой оболочкой. А самое главное, не упустите еще один важный этап подготовки: перед венчанием обязательно наличие в паспорте штампа о регистрации брака в загсе. Таким образом церковь помогает упорядочивать отношения и перед лицом государства. Исключения (сначала повенчаться, а потом зарегистрировать брак) допускаются только в силу каких-то непреодолимых обстоятельств (например, вы служите в разведке и вам важно держать эту страницу чистой, или все дни в загсе заняты вплоть до начала следующего многодневного поста, или если на восстановление какого-нибудь утерянного важного для этого документа у вас уйдут годы, но вы точно доведете дело до конца, и знающий вас священник вам верит), а во всех остальных случаях – сначала в загс, потом в церковь.
Елена Мильчановска
Теги
- свадьба
- семья
вещей, которые нужно учитывать при заключении брака в православной церкви » Православная церковь Святого Иоанна Богослова
Есть много вопросов, которые пары должны задать себе, готовясь к браку в православной церкви. Имеют ли они право вступать в брак в Церкви? Имеются ли у них необходимые правоустанавливающие документы? Есть ли у них все необходимое для самой церемонии? В этом посте мы рассмотрим многие из этих вопросов и обсудим, что всем парам следует учитывать перед свадьбой.
Расчетное время прочтения: 7 минут
Содержание
- Кто может венчаться в православной церкви?
- Дополнительные ограничения на брак
- Когда может состояться свадьба?
- Где можно сыграть свадьбу?
- Выбор венчания
- Необходимые юридические документы для православного венчания
- Необходимые предметы для православного венчания
- Еще несколько вещей, которые следует учитывать
Кто может венчаться в православной церкви?
Прежде чем вы сможете даже подумать о свадьбе в православной церкви, вы должны убедиться, что вы и ваш супруг соответствуете определенным требованиям. Хотя в некоторых юрисдикциях могут быть дополнительные правила для пар, есть два общих правила для каждой юрисдикции. Они довольно просты и не требуют пояснений:
- Вы оба должны быть крещены во имя Святой Троицы (ср. Мф. 28:19), и хотя бы один из вас (а лучше оба) должен быть Православная христианская.
Другими словами, это означает, что Церковь не благословляет и не заключает браки между православными христианами и нехристианами (например, мусульманами, иудеями, атеистами). Это потому, что сакраментальная природа брачных уз требует, чтобы пара не только поклялась в любви друг другу, но и в своей жизни Христу. Если половина пары не верит в Него, как они могут вместе отдать Ему свою жизнь?
*Примечание: священник может запросить свидетельства о крещении, подтверждающие, что крещение во имя Троицы действительно имело место . Он также может запросить действительное свидетельство о рождении.
- Ни один из вас не может в настоящее время состоять в браке с другим.
Это относится к бракам, освященным Православной Церковью, и к светским бракам. Если кто-либо из вас получил гражданский развод, как правило, вы должны сначала получить благословение от своего епископа на признание развода и разрешение на повторный брак. Кроме того, если вы или ваш будущий супруг овдовели, вы должны предъявить официальное свидетельство о смерти умершего супруга.
Подробнее: Повторный брак после развода
Дополнительные ограничения на брак
Православная церковь также запрещает следующие браки:
- Родитель с ребенком/внучкой
- с невесткой
- Двоюродные или троюродные братья и сестры
- Тетя/дядя с племянницей/племянником
- Крестный отец с крестником
- Крестный отец/мать с родителем крестника
- Приемные родители с приемным ребенком
- Однополые отношения
Когда может состояться свадьба?
Еще одним важным моментом для пар, вступающих в брак в церкви, является фактическая дата свадебной церемонии. В течение года Церковь не совершает бракосочетания в определенные сезоны или в определенные даты. Если у вас есть доступ к литургическому календарю, вот хорошее практическое правило: Церковь не может проводить бракосочетания в любой день, требующий поста (выделено красным в календаре). Иногда эти даты различаются в разных юрисдикциях; однако, как правило, православные церкви не совершают бракосочетания в следующие даты:
- Все среды и пятницы (кроме периодов праздников)
- Любой вечер перед одним из Двенадцати больших праздников
- Во время любого из четырех периодов длительного поста
- Рождественский пост (15 ноября – 24 декабря) )
- Великий пост (даты ежегодно меняются)
- Апостольский пост (с понедельника после Всех святых до праздника святых Петра и Павла 29 июня)
- Успенский пост (1 авг – 14 авг)
- 28/29 августа(Усекновение главы Иоанна Крестителя)
- 13/14 сентября (Воздвижение Креста Господня)
Только при серьезных обстоятельствах Церковь разрешает венчание в эти периоды. В этом случае митрополит должен дать разрешение на заключение брака.
Кроме того, при планировании свадьбы постарайтесь как можно скорее связаться со священником. Примите во внимание его график, а также наличие церковных помещений.
Где можно сыграть свадьбу?
К счастью, на этот вопрос ответить проще всего! Православные венчания должны совершаться в здании православной церкви, а не в частном доме, ботаническом саду, на пляже и т. д. Поскольку брак является таинством, тесно связанным с жизнью Церкви, он должен совершаться внутри Церкви, пребывающей в физическом теле. постройки под властью епископов.
Выбор свадебного банкета
Из всех участников свадебного банкета Кумбарос/Кумбара , пожалуй, самый важный. Каждая пара, вступившая в брак в церкви , должна иметь один, и он / она должен быть членом Восточной Православной Церкви с хорошей репутацией. Иными словами, эту роль могут выполнять только крещеные православные. Вам нужно иметь либо Koumbaros , либо Koumbara , но не оба. Однако, если вы хотите иметь и то, и другое, это вполне приемлемо. В православной традиции выбранный мужчина, женщина или пара в конечном итоге становятся крестными родителями любых будущих детей.
В строгой интерпретации Церкви, Кумбарос/Кумбара не то же самое, что шафер/фрейлина. В то время как последний служит не более чем юридическим свидетелем, первый служит церковным свидетелем или свидетелем перед Богом и Церковью, свидетельствующим о реальности вашего брака. В некоторых традициях он также может обмениваться кольцами и коронами и держать ленту, когда вы вместе ходите вокруг церемониального стола как муж и жена. В рамках этой роли он покупает свадебные венки, серебряный поднос, миндаль, свечи и т. Д., Используемые во время церемонии. Но если вы предпочитаете, вы можете сделать так, чтобы один и тот же человек исполнял обе роли на вашей свадьбе.
Если вы планируете нанять дополнительных жениха, подружек невесты, помощников и т. д., они не обязательно должны быть православными. Однако они должны согласиться соблюдать обычаи и этикет восточно-православной традиции, участвуя в вашей свадьбе. Кроме того, обязательно поговорите со своим священником, чтобы он был в курсе тех, кто будет на свадьбе.
Необходимые юридические документы для православного венчания
После выбора даты и венчания вам необходимо проконсультироваться со священником. В ходе этих бесед вы получите заявление на получение церковной лицензии на брак (брак в церкви). Для заполнения этого заявления вы должны получить следующие документы:
- Свидетельства о крещении для вас и вашего будущего супруга
- Копия гражданского свидетельства о браке (если вы уже состоите в гражданском браке)
- Документы о разводе (если ранее состояли в браке на государственной службе) ранее состоявший в православном браке)
Небольшое примечание о разрешении на гражданский брак. Для того, чтобы священник венчал вас в церкви, по закону вы должны получить свидетельство о гражданском браке. Обе стороны должны присутствовать для получения разрешения на брак.
Необходимые предметы для православной свадебной службы
Наконец, вы должны убедиться, что у вас есть все необходимое для самой свадебной службы. Вот общий список предметов, хотя он может варьироваться в зависимости от юрисдикции или округа. Уточните у своего священника более полный список.
- Кольца
- Пара свадебных венков
- Две белые свечи
- Обычная чаша
Еще несколько вещей, которые следует учитывать . Поэтому они должны отмечаться одновременно и никогда не могут быть разделены. (Это контрастирует с римско-католической и протестантской практикой, когда некоторые пары обручаются 9.0039 до
служба брака. Кроме того, духовенство не может совершать бракосочетание нескольких женихов и невест одновременно. Одна пара, одна услуга.Наконец, если и вы, и ваш будущий супруг православные, вам следует запланировать совершение таинств Исповеди и Причастия до свадебной церемонии. Даже если только один из вас православный, он должен поступать так же.
Заключение
Таким образом, убедитесь, что вы выполняете все требования, которые мы обсуждали выше, если вы хотите заключить брак в православной церкви. Убедитесь, что вы и ваш супруг имеете на это право, что вы выбрали подходящую дату, тщательно отобрали участников свадебного торжества и получили все важные юридические документы для передачи священнику. И, конечно же, не забудьте приобрести все необходимое для самой церемонии.
Мы ничего не пропустили? У вас есть вопросы, на которые мы не ответили в этом посте? Дайте нам знать об этом в комментариях!
Подробнее: 7 Святых Таинств в Православной Церкви
Подготовка к свадебному путешествию — Статьи для пар
Немногие дни в нашей жизни так памятны, как день свадьбы, и мало решений важнее, чем решение жениться. В то время как пары тратят сотни часов и тысячи долларов на свадьбу, которая продлится несколько часов, они часто пренебрегают подготовкой к браку, который хочется продлить на всю жизнь. Все пары мечтают жить «долго и счастливо», но многие не знают и плохо подготовлены к обычным проблемам и проблемам брака. Печальная реальность такова, что почти половина всех пар переживает боль развода, потому что сильное чувство влечения — это не то, что нужно для счастливого брака.
Исследования показывают, что пары, которые готовятся к свадьбе, имеют более низкий уровень разводов, чем пары, не подготовившиеся к свадьбе. Подготовка к браку означает…
Изучение того, что такое брак Для
Бог является автором и архитектором брака. Он открывает нам через Священное Писание, Церковь и Предание Свою цель и план в отношении брака. Пары вступают в брак по разным причинам, но парам необходимо усвоить, что успешный брак должен следовать Божьему плану для брака.
Брак — это совместное путешествие, путешествие познания себя и друг друга, а также путешествие единения. «Господин, протяни руку Твою… и присоединись к рабам Твоим; …Соедините их в единомыслии; увенчайте их одной плотью». (Православная свадебная молитва перед коронацией) Стать единым – значит научиться принимать решения вместе, а не порознь, и вместе преодолевать трудности и разногласия повседневной жизни. Легко работать вместе, когда супруги во всем согласны. Брак — это путешествие, в котором вы учитесь строить единство со своим супругом, когда вы не согласны.
«Брак — это путь любви, — пишет старейшина Эмилианос. Я помню, как сильно я любил свою жену в день моей свадьбы. Спустя 20 лет я понимаю, насколько ограниченной была тогда моя любовь к жене. Легко любить хорошие качества моей жены или когда она видит мир так, как я его вижу. Брак — это путешествие, в котором вы учитесь любить друг друга, когда вы обнаруживаете недостатки и когда вы смотрите на вещи по-другому.
Суть брака заключается в том, чтобы научиться любить друг друга Божьей любовью, Христовой любовью. Любовь Христа к нашему супругу бескорыстна и безусловна. Божья любовь намного глубже чувств, которые приходят и уходят. Божья любовь выражается в обязательстве служить и заботиться о ком-то, независимо от того, что мы чувствуем. Любовь Христа выражается в том, что мы ставим нужды супруга выше собственных желаний. Бог допускает предсказуемую борьбу и трудности в браке, чтобы мы могли познать Его совершенную любовь. «Брак — это ключ, открывающий дверь к… совершенной любви». (Св. Григория Назианзина)
Этот путь приобретения Божьей любви к нашему супругу представляет собой процесс исцеления наших собственных грехов, а не попытку изменить нашего супруга. Подготовка к браку означает осознание того, что Божий план для пар в день их свадьбы состоит в том, чтобы они жили «долго и счастливо», а не путем исполнения всех наших желаний или попыток изменить друг друга. Наоборот, научиться любить Христоподобной любовью и позволить Богу изменить нас.
«Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и Его любовь совершенна в нас». 1 Иоанна 4:12
Знаки опасности
У всех пар есть разногласия, и во всех браках возникают разногласия и трудности. Счастливые пары учатся работать вместе через эти различия. Когда пары решили реагировать эгоистично, тогда критика, презрение, оборонительное поведение и каменная стена проникают в их отношения. Когда эти эгоистичные реакции заполняют отношения пары, близость и единство подрываются, и пары соскальзывают по скользкой дорожке к семейному кризису и разводу. Пары должны научиться распознавать эти предупредительные признаки того, что они сползают по склону, и научиться справляться со своими трудностями таким образом, чтобы способствовать близости и единству.
Знакомство друг с другом
Каждый вступает в брак с определенными ожиданиями в отношении брака, представлениями о мире и представлениями о любви и семейной жизни. Мы получаем все это от семей, в которых выросли. Список способов, которыми семьи, в которых мы растем, формируют наши представления обо всем, начиная от роли Церкви в доме и заканчивая ролью отца в доме, бесконечен. Подготовка к браку означает знакомство со своей собственной семьей и семьей невесты и совместное решение того, как вы хотели бы жить в своем новом доме. Эти зрелые разговоры способствуют сплочению и закладывают хорошие образцы того, как пары работают вместе дома.
Одно дело, если после свадьбы вы обнаружите, что ваша жена предпочитает «Чудесный кнут» настоящему майонезу. Другое дело обнаружить, что она хочет сделать карьеру, а ты хочешь сразу же завести детей, или ты хочешь ходить в церковь, а он хочет спать по воскресеньям. Подготовка к браку означает выделение времени для обсуждения более серьезных проблем, которые могут подорвать единство в браке, если их не решить. Вопросы, связанные с верой, финансами, воспитанием детей, родственниками, общением, сексуальной близостью, решением проблем и личным временем, а не временем пары, необходимо решить до свадьбы. Обсуждение этих вопросов в паре и со священником готовит пары ко всем проблемам, которые возникнут на пути брака.
Помолвленные пары могут испытывать сильное давление, вынуждая их вступить в брак, не решив эти проблемы. Хотя откладывать свадьбу до тех пор, пока не будут решены эти проблемы, разрушительно, разводиться еще хуже, потому что одна из этих проблем не была решена до свадьбы.
Обучение общению
Мы унаследовали наш стиль общения отчасти от наших семей. Перед свадьбой это лучшее время для пар, чтобы научиться говорить и слушать друг друга таким образом, чтобы создать единство и близость. Умение говорить как предложение своих мыслей, чувств и идей позволяет парам расти в близости, преодолевая трудности.
От чрезмерного прослушивания не будет проблем в браке. Скорее, слушание — это первая жертва в супружеских разладах. Слушание — это жертвенный акт самопожертвования своему супругу. Настоящее слушание требует, чтобы мы отложили в сторону наши собственные мысли, чувства и намерения и позволили другому быть услышанным. Настоящее слушание — это акт благоговения, который питает единство посреди повседневной жизни. Пары добиваются наилучших результатов, когда узнают о важности умения слушать и находят время, чтобы слушать друг друга.
Составление плана
Когда помолвленные пары узнают о пути брака, знаках опасности, друг о друге и о том, как общаться, они могут разработать некоторые стратегии до свадьбы, которые помогут им оставаться на пути брака. Некоторые стратегии включают в себя:
Основные правила: Подобно ограждениям на извилистых дорогах, основные правила удерживают счастливые браки на пути к единству и спасению. Пары должны вместе установить основные правила в тех областях, в которых у них возникают трудности, будь то гнев, общение, финансы или время, проведенное вместе. Мы демонстрируем свою любовь к супругу, придерживаясь этих основных правил, независимо от того, что мы чувствуем.
Проводник: Пары, которые хотят остаться на пути брака, нуждаются в проводнике, священнике, который знает путь, чтобы работать с ними, вести их по пути брака и помогать им, когда они застревают. Именно священник с Евангелием в руке ведет пары на самых первых шагах их брака в нашей свадебной церемонии. Пары объединяются в Церкви, посреди сообщества друзей, семьи и верующих. Пары, которые желают оставаться на пути брака, сохраняют свои браки и свои дома, руководимые Христом, тесно связанными с сакраментальной жизнью Церкви.
Прощение: У всех пар бывают проблемы, и все пары совершают ошибки. Счастливые пары узнают, как включить прощение и покаяние в свою повседневную и еженедельную жизнь. Христос предлагает каждому из нас таинство исповеди, чтобы помочь нам вернуться на путь единства и спасения.
Молитва: Мы участвуем в жизни Христа и Его Церкви, включая молитву в наш брак и наши дома. Пары, которые учатся молиться вместе и всей семьей, приглашают Святого Духа в свой союз. Именно Святой Дух преображает пару и объединяет их в одно целое. Единство — это дар Святого Духа.
Обязательная подготовка к свадьбе для всех пар
Подготовка к свадьбе должна стать нашим приоритетом, поскольку мы готовимся к свадьбе. Центр заботы о семье Греческой православной архиепископии разработал программу подготовки к браку, состоящую из трех частей, предназначенную для удовлетворения этой потребности, Путь брака в Православной церкви . Для получения дополнительной информации о семинарах в вашем районе, пожалуйста, свяжитесь с Center for Family Care [email protected] для получения дополнительной информации.
Д-р Филип Мамалакис является доцентом пастырского попечения и директором программы полевого обучения в Греческой православной богословской школе Святого Креста в Бруклине, Массачусетс. Вместе с о. Чарльз Джоанидес, автор программы подготовки к свадьбе «Путь к браку».