Skip to content

Как подготовиться к венчанию в православной церкви: Венчание: подготовка, условия, совершение — Православный портал «Азбука веры»

Содержание

Венчание: подготовка, условия, совершение — Православный портал «Азбука веры»

Оглав­ле­ние
  • Как гото­виться к вен­ча­нию
  • Что надо знать сви­де­те­лям
  • О пове­де­нии в храме во время таин­ства
  • Как про­ис­хо­дит обру­че­ние
  • Как совер­ша­ется вен­ча­ние
  • Какой должна быть сва­деб­ная тра­пеза
  • Что может пре­пят­ство­вать хри­сти­ан­скому браку
  • Когда не совер­ша­ется вен­ча­ние

В Таин­стве Брака Бог подает буду­щим супру­гам, при обе­ща­нии ими хра­нить вер­ность друг другу, бла­го­дать чистого еди­но­ду­шия для сов­мест­ной хри­сти­ан­ской жизни, рож­де­ния и вос­пи­та­ния детей.

Жела­ю­щие вен­чаться должны быть веру­ю­щими кре­ще­ными пра­во­слав­ными хри­сти­а­нами. Они должны глу­боко осо­зна­вать, что само­воль­ное рас­тор­же­ние брака, утвер­жден­ного Богом, также как и нару­ше­ние обета вер­но­сти, есть без­услов­ный грех.

Как гото­виться к вен­ча­нию

Брач­ная жизнь должна начи­наться с духов­ного при­го­тов­ле­ния.

Если жених и неве­ста ещё не воцер­ко­в­лены, то до брака им жела­тельно испо­ве­даться и при­ча­ститься Святых Тайн (для верных регу­ляр­ное при­ча­ще­ние — это норма). Тре­бу­ется, чтобы они за несколько дней до этого дня под­го­то­вили себя к Таин­ствам Пока­я­ния и Свя­того При­ча­ще­ния.

Для бра­ко­вен­ча­ния сле­дует при­го­то­вить две иконы — Спа­си­теля и Божией Матери, кото­рыми во время Таин­ства бла­го­слов­ляют жениха и неве­сту. Раньше эти иконы бра­лись из роди­тель­ских домов, они пере­да­ва­лись как домаш­няя свя­тыня от роди­те­лей к детям. Иконы при­но­сятся роди­те­лями, а если они не участ­вуют в Таин­стве Брака — жени­хом и неве­стой.

Жених и неве­ста при­об­ре­тают обру­чаль­ные кольца. Кольцо — знак веч­но­сти и нераз­рыв­но­сти брач­ного союза. Одно из колец может быть золо­тым, а другое сереб­ря­ным. Золо­тое кольцо сим­во­ли­зи­рует своим блес­ком солнце, свету кото­рого упо­доб­ля­ется муж в брач­ном союзе; сереб­ря­ное — подо­бие луны, мень­шего све­тила, бли­ста­ю­щего отра­жен­ным сол­неч­ным светом.

Теперь для обоих бра­чу­ю­щихся поку­па­ются, как пра­вило, золо­тые кольца. Кольца могут иметь также укра­ше­ния из дра­го­цен­ных камней.

День и время вен­ча­ния буду­щие супруги должны обго­во­рить со свя­щен­ни­ком зара­нее и лично.

Жела­тельно при­гла­сить двух сви­де­те­лей.

Для совер­ше­ния Таин­ства Брака нужно иметь:

  • Икону Спа­си­теля.
  • Икону Божией Матери.
  • Обру­чаль­ные кольца.
  • Вен­чаль­ные свечи (при­об­ре­та­ются храме).
  • Белое поло­тенце для пости­ла­ния под ноги. Это лишь тра­ди­ция, а не обя­за­тель­ный эле­мент Таин­ства.

Что надо знать сви­де­те­лям

В доре­во­лю­ци­он­ной России, когда цер­ков­ный брак обла­дал закон­ной граж­дан­ской и юри­ди­че­ской силой, бра­ко­вен­ча­ние пра­во­слав­ных обя­за­тельно совер­ша­лось при пору­чи­те­лях — в народе их назы­вали дружка, подру­жие или шаферы, а в бого­слу­жеб­ных книгах (треб­ни­ках) — вос­при­ем­ники. Пору­чи­тели под­твер­ждали своими под­пи­сями акт бра­ко­вен­ча­ния в мет­ри­че­ской книге; они, как пра­вило, хорошо знали жениха и неве­сту, пору­ча­лись за них. Пору­чи­тели при­ни­мали уча­стие в обру­че­нии и вен­ча­нии, то есть во время обхож­де­ния жениха и неве­сты вокруг аналоя при­дер­жи­вали венцы над их голо­вами.

Теперь пору­чи­тели (сви­де­тели) могут быть или же не быть — по жела­нию бра­чу­ю­щихся. Пору­чи­тели обя­за­тельно должны быть пра­во­слав­ными, жела­тельно цер­ков­ными людьми, должны отно­ситься к Таин­ству брака с бла­го­го­ве­нием. Обя­зан­но­сти пору­чи­те­лей при бра­ко­со­че­та­нии в своей духов­ной основе такие же, как вос­при­ем­ни­ков в Кре­ще­нии: как вос­при­ем­ники, опыт­ные в духов­ной жизни, обя­заны руко­во­дить крест­ни­ками в хри­сти­ан­ской жизни, так и пору­чи­тели должны духовно руко­во­дить новой семьей. Поэтому раньше в пору­чи­тели не при­гла­ша­лись люди моло­дые, не жена­тые, не зна­ко­мые с семей­ной и супру­же­ской жизнью.

О пове­де­нии в храме во время таин­ства

Часто кажется, будто жених и неве­ста, сопро­вож­да­е­мые род­ными и дру­зьями, пришли в храм не для молитвы о всту­па­ю­щих в брак, а на дей­ство. Ожидая окон­ча­ния Литур­гии, они раз­го­ва­ри­вают, сме­ются, ходят по храму, ста­но­вятся спиной к обра­зам и ико­но­стасу. Всем при­гла­шен­ным в храм на бра­ко­вен­ча­ние надо знать, что во время бра­ко­со­че­та­ния Цер­ковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и неве­сте (разве только один раз про­из­но­сится молитва “за вос­пи­тав­ших роди­те­лей”). Невни­ма­ние и небла­го­го­ве­ние жениха и неве­сты к цер­ков­ной молитве пока­зы­вает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по тре­бо­ва­нию роди­те­лей. Между тем этот час молитвы в храме имеет вли­я­ние на всю после­ду­ю­щую семей­ную жизнь. Все нахо­дя­щие при бра­ко­со­че­та­нии, и осо­бенно жених и неве­ста, должны горячо молиться во время совер­ше­ния Таин­ства.

Как про­ис­хо­дит обру­че­ние

Вен­ча­нию пред­ше­ствует обру­че­ние.

Обру­че­ние совер­ша­ется в озна­ме­но­ва­ние того, что брак совер­ша­ется перед лицом Божиим, в Его при­сут­ствии, по Его все­бла­гому Про­мыслу и усмот­ре­нию, когда пред Ним скреп­ля­ются вза­им­ные обе­ща­ния всту­па­ю­щих в брак.

Обру­че­ние совер­ша­ется после Боже­ствен­ной Литур­гии. Этим жениху и неве­сте вну­ша­ется важ­ность Таин­ства брака, под­чер­ки­ва­ется, с каким бла­го­го­ве­нием и тре­пе­том, с какой душев­ной чисто­той они должны при­сту­пить к его заклю­че­нию.

То, что обру­че­ние совер­ша­ется в храме, озна­чает, что муж при­ни­мает жену от Самого Гос­пода. Чтобы яснее вну­шить, что обру­че­ние совер­ша­ется перед лицом Божиим, Цер­ковь пове­ле­вает обру­ча­ю­щимся пред­стать перед свя­тыми две­рями храма, тогда как свя­щен­ник, изоб­ра­жа­ю­щий в это время Самого Гос­пода Иисуса Христа, нахо­дится в свя­ти­лище, или в алтаре.

Свя­щен­ник вводит жениха и неве­сту в храм в озна­ме­но­ва­ние того, что вен­ча­ю­щи­еся подобно пер­во­здан­ным пра­ро­ди­те­лям Адаму и Еве начи­нают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супру­же­стве.

Обряд начи­на­ется каж­де­нием в под­ра­жа­ние бла­го­че­сти­вому Товии, кото­рый возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молит­вою ото­гнать демона, враж­деб­ного чест­ным бракам (см. : Тов.8:2). Свя­щен­ник трижды бла­го­слов­ляет сна­чала жениха, потом неве­сту, про­из­нося: “Во Имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа” и дает им зажжен­ные свечи. На каждое бла­го­сло­ве­ние сна­чала жених, потом неве­ста трижды осе­няют себя крест­ным зна­ме­нием и при­ни­мают от свя­щен­ника свечи.

Трое­крат­ное осе­не­ние крест­ным зна­ме­нием и вру­че­ние жениху и неве­сте зажжен­ных свеч есть начало духов­ного тор­же­ства. Зажжен­ные свечи, кото­рые держат в руках жених и неве­ста, зна­ме­нуют ту любовь, кото­рую они отныне должны питать друг к другу и кото­рая должна быть пла­менна и чиста. Зажжен­ные свечи зна­ме­нуют также цело­муд­рие жениха и неве­сты и пре­бы­ва­ю­щую бла­го­дать Божию.

Кре­сто­вид­ное каж­де­ние озна­чает неви­ди­мое, таин­ствен­ное при­сут­ствие с нами бла­го­дати Духа Свя­того, освя­ща­ю­щего нас и совер­ша­ю­щего святые таин­ства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое свя­щен­но­дей­ствие начи­на­ется сла­во­сло­вием Богу, а при совер­ше­нии брака оно имеет и особое зна­че­ние: бра­чу­ю­щимся брак их пред­став­ля­ется делом вели­ким и святым, таким, через кото­рое сла­во­сло­вится и бла­го­слов­ля­ется имя Божие. (Воз­глас: “Бла­го­сло­вен Бог наш”.).

Мир от Бога необ­хо­дим бра­чу­ю­щимся, и соче­та­ются они в мире, для мира и еди­но­мыс­лия. (Диакон воз­гла­шает: “Миром Гос­поду помо­лимся. О свыш­нем мире и спа­се­нии душ наших Гос­поду помо­лимся”.).

Затем диакон про­из­но­сит, между дру­гими обыч­ными моле­ни­ями, моле­ния о бра­чу­ю­щихся от лица всех при­сут­ству­ю­щих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и неве­сте — это молитва о ныне обру­ча­ю­щихся и о спа­се­нии их. Святая Цер­ковь молит Гос­пода за жениха и неве­сту, всту­па­ю­щих в брак. Цель супру­же­ства — бла­го­сло­вен­ное рож­де­ние детей для про­дол­же­ния рода чело­ве­че­ского. Вместе с тем Святая Цер­ковь про­из­но­сит моле­ние, чтобы Гос­подь испол­нил любое про­ше­ние жениха и неве­сты, отно­ся­ще­еся к их спа­се­нию.

Свя­щен­ник, как совер­ши­тель Таин­ства брака, про­из­но­сит вслух молитву к Гос­поду о том, чтобы Он Сам бла­го­сло­вил жениха и неве­сту на всякое благое дело. Затем свя­щен­ник, пре­по­дав мир всем, пове­ле­вает жениху и неве­сте и всем при­сут­ству­ю­щим в храме пре­кло­нить головы свои пред Гос­по­дом, в ожи­да­нии от него духов­ного бла­го­сло­ве­ния, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва воз­но­сится к Гос­поду Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, кото­рую Он обру­чил Себе.

После этого свя­щен­ник берет кольца со свя­того пре­стола и наде­вает сна­чала кольцо жениху, трижды осеняя его кре­сто­об­разно, говоря: “Обру­ча­ется раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя неве­сты) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

Потом наде­вает кольцо неве­сте, также с трое­крат­ным осе­не­нием ее, и про­из­но­сит слова: “Обру­ча­ется раба Божия (имя неве­сты) рабу Божи­ему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

Кольца имеют при обру­че­нии очень важное зна­че­ние: это не просто дар жениха неве­сте, а знак нераз­рыв­ного, веч­ного союза между ними. Кольца кла­дутся на правую сто­рону свя­того пре­стола, как бы перед лицом Самого Гос­пода Иисуса Христа. Этим под­чер­ки­ва­ется, что через при­кос­но­ве­ние к свя­тому пре­столу и воз­ле­жа­ние на нем они могут при­нять силу освя­ще­ния и низ­ве­сти на бра­чу­ю­щихся бла­го­сло­ве­ние Божие. Кольца на святом пре­столе лежат рядом, выра­жая тем самым вза­им­ную любовь и еди­не­ние в вере жениха и неве­сты.

После бла­го­сло­ве­ния свя­щен­ника жених и неве­ста меня­ются коль­цами. Жених наде­вает свое кольцо на руку неве­сте в знак любви и готов­но­сти жерт­во­вать всем жене своей и помо­гать ей всю жизнь; неве­ста наде­вает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и пре­дан­но­сти, в знак готов­но­сти при­ни­мать от него помощь всю жизнь. Такой обмен про­из­во­дится трижды в честь и славу Пре­свя­той Троицы, Кото­рая все совер­шает и утвер­ждает (иногда кольца меняет сам свя­щен­ник).

Затем свя­щен­ник снова молит Гос­пода о том, чтобы Он Сам бла­го­сло­вил и утвер­дил Обру­че­ние, Сам осенил поло­же­ние колец бла­го­сло­ве­нием небес­ным и послал им Ангела хра­ни­теля и руко­во­ди­теля в новой их жизни. На этом обру­че­ние закан­чи­ва­ется.

Как совер­ша­ется вен­ча­ние

Жених и неве­ста, держа в руках зажжен­ные свечи, изоб­ра­жа­ю­щие духов­ный свет таин­ства, тор­же­ственно входят на сере­дину храма. Им пред­ше­ствует свя­щен­ник с кадиль­ни­цей, ука­зы­вая этим, что на жиз­нен­ном пути они должны сле­до­вать по запо­ве­дям Гос­под­ним, а добрые дела их будут, как фимиам, воз­но­ситься к Богу Хор встре­чает их пением псалма 127 (Пс. 127), в кото­ром пророк-псал­мо­пе­вец Давид про­слав­ляет бла­го­слов­лён­ное Богом супру­же­ство; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и неве­ста ста­но­вятся на разо­стлан­ный на полу плат (белый или розо­вый) перед ана­лоем, на кото­ром лежат крест, Еван­ге­лие и венцы.

Жених и неве­ста перед лицом всей Церкви еще раз под­твер­ждают сво­бод­ное и непри­нуж­ден­ное жела­ние всту­пить в брак и отсут­ствие в про­шлом со сто­роны каж­дого из них обе­ща­ния тре­тьему лицу всту­пить с ним в брак.

Свя­щен­ник спра­ши­вает жениха: «Имаши ли (имя), про­из­во­ле­ние благое и непри­нуж­ден­ное, и креп­кую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».

(“Имеешь ли ты искрен­нее и непри­нуж­ден­ное жела­ние и твер­дое наме­ре­ние быть мужем этой (имя неве­сты), кото­рую видишь здесь перед собою?”)

И жених отве­чает: «Имам, чест­ный отче» (“Имею, чест­ный отче”). И свя­щен­ник дальше спра­ши­вает: «Не обе­щался ли еси иной неве­сте» (“Не связан ли ты обе­ща­нием другой неве­сте?”). И жених отве­чает: «Не обе­щахся, чест­ный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обра­щен к неве­сте: «Имаши ли про­из­во­ле­ние благое и непри­нуж­ден­ное, и твер­дую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («Имеешь ли ты искрен­нее и непри­нуж­ден­ное жела­ние и твер­дое наме­ре­ние быть женою этого (имя жениха), кото­рого видишь перед собою?») и «Не обе­ща­лася ли еси иному мужу» («Не свя­зана ли обе­ща­нием дру­гому жениху?») — «Нет, не свя­зана».

Итак, жених и неве­ста под­твер­дили перед Богом и Цер­ко­вью доб­ро­воль­ность и неру­ши­мость своего наме­ре­ния всту­пить в супру­же­ство. Такое воле­изъ­яв­ле­ние в нехри­сти­ан­ском браке явля­ется реша­ю­щим прин­ци­пом. В хри­сти­ан­ском браке оно—главное усло­вие для есте­ствен­ного (по плоти) брака, усло­вие, после кото­рого он должен счи­таться заклю­чен­ным.

Теперь только, после заклю­че­ния этого есте­ствен­ного брака, начи­на­ется таин­ствен­ное освя­ще­ние супру­же­ства Боже­ствен­ною бла­го­да­тью — чин вен­ча­ния. Начи­на­ется вен­ча­ние литур­ги­че­ским воз­гла­сом: “Бла­го­сло­венно Цар­ство…”, кото­рым про­воз­гла­ша­ется сопри­част­ность бра­чу­ю­щихся Цар­ству Божи­ему.

После крат­кой екте­ний о бла­го­со­сто­я­нии душев­ном и телес­ном жениха и неве­сты свя­щен­ник про­из­но­сит три про­стран­ные молитвы.

Первая молитва обра­щена к Гос­поду Иисусу Христу. Свя­щен­ник молится: “Бла­го­слови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, дол­го­ден­ствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя дол­го­жиз­нен­ное неувя­да­е­мый венец славы; спо­доби их уви­деть чада чад своих, ложе их сохрани нена­вет­ным. И даруй им от росы небес­ной свыше, и от тука зем­ного; исполни дома их пше­ницы, вина и елея, и всякой бла­го­стыни, так чтобы они дели­лись избыт­ками с нуж­да­ю­щи­мися, даруй и тем, кото­рые теперь с нами, все, потреб­ное ко спа­се­нию”.

Во второй молитве свя­щен­ник молит Три­еди­ного Гос­пода, чтобы Он бла­го­сло­вил, сохра­нил и помя­нул бра­чу­ю­щихся. “Даруй им плод чрева, доб­ро­ча­дие, еди­но­мыс­лие в душах, воз­высь их, как кедры ливан­ские” как вино­град­ную лозу с пре­крас­ными вет­вями, даруй им семя коло­си­стое, дабы они, имея доволь­ство во всем, изоби­ло­вали на всякое благое дело и Тебе бла­го­угод­ное. И да узрят они сыно­вей от сынов своих, как моло­дые отпрыски мас­лины, вокруг ствола своего и бла­го­уго­дивши пред Тобою, да вос­си­яют как све­тила на небе в Тебе, Гос­поде нашем”.

Затем, в тре­тьей молитве, свя­щен­ник еще раз обра­ща­ется к Три­еди­ному Богу и умо­ляет Его, чтобы Он, сотво­рив­ший чело­века и потом из ребра его создав­ший жену в помощ­ницы ему, нис­по­слал и ныне руку Свою от свя­того жилища Своего, и соче­тал бра­чу­ю­щихся, венчал их в плоть едину, и даро­вал им плод чрева.

После этих молитв насту­пают важ­ней­шие минуты вен­ча­ния. То, о чем свя­щен­ник молил Гос­пода Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею цер­ко­вью — о бла­го­сло­ве­нии Божием, — теперь видимо совер­ша­ется над бра­чу­ю­щи­мися, скреп­ляет и освя­щает их супру­же­ский союз.

Свя­щен­ник, взяв венец, зна­ме­нует им кре­сто­об­разно жениха и дает ему цело­вать образ Спа­си­теля, при­креп­лен­ный к перед­ней части венца. Венчая жениха, свя­щен­ник про­из­но­сит: “Вен­ча­ется раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

Бла­го­сло­вив таким же обра­зом неве­сту и дав ей при­ло­житься к образу Пре­свя­той Бого­ро­дицы, укра­ша­ю­щему ее венец, свя­щен­ник вен­чает ее, про­из­нося: “Вен­ча­ется раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”.

Укра­шен­ные вен­цами, жених и неве­ста пред­стоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небес­ной и земной и ожи­дают бла­го­сло­ве­ния Божия. Настает тор­же­ствен­ней­шая, свя­тей­шая минута вен­ча­ния!

Свя­щен­ник гово­рит: “Гос­поди, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, бла­го­слов­ляет их. Это молит­вен­ное воз­гла­ше­ние свя­щен­ник про­из­но­сит трижды и трижды бла­го­слов­ляет жениха и неве­сту.

Все при­сут­ству­ю­щие в храме должны уси­ли­вать молитву свя­щен­ника, во глу­бине души должны повто­рять за ним: “Гос­поди, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Воз­ло­же­ние венцов и слова свя­щен­ника:

“Гос­поди наш, славою и честью венчай их” — запе­чат­ле­вают Таин­ство брака. Цер­ковь, бла­го­слов­ляя брак, про­воз­гла­шает вен­ча­ю­щихся родо­на­чаль­ни­ками новой хри­сти­ан­ской семьи — малой, домаш­ней церкви, ука­зы­вая им путь в Цар­ство Божие и зна­ме­нуя веч­ность их союза, нерас­тор­жи­мость его, как сказал Гос­подь: Что Бог соче­тал, того чело­век да не раз­лу­чает (Мф.19:6).

Затем чита­ется Посла­ние к Ефе­ся­нам свя­того апо­стола Павла (Еф.5:20-33), где брач­ный союз упо­доб­ля­ется союзу Христа и Церкви, за кото­рую предал Себя воз­лю­бив­ший ее Спа­си­тель. Любовь мужа к жене — это подо­бие любви Христа к Церкви, а любовно-сми­рен­ное пови­но­ве­ние жены мужу — подо­бие отно­ше­ния Церкви ко Христу Это — вза­им­ная любовь до само­от­вер­же­ния, готов­ность пожерт­во­вать собою по образу Христа, отдав­шего Себя на рас­пя­тие за греш­ных людей, и по образу истин­ных после­до­ва­те­лей Его, стра­да­ни­ями и муче­ни­че­ской смер­тью под­твер­див­ших свою вер­ность и любовь к Гос­поду.

Послед­нее изре­че­ние апо­стола: а жена да боится своего мужа — при­зы­вает не к страху сла­бого перед силь­ным, не к боязни рабыни по отно­ше­нию к гос­по­дину, но к страху опе­ча­лить любя­щего чело­века, нару­шить еди­не­ние душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, при­сут­ствия Божия в семей­ной жизни, должен испы­ты­вать и муж, глава кото­рому — Хри­стос. В другом посла­нии апо­стол Павел гово­рит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не вла­стен над своим телом, но жена. Не укло­няй­тесь друг от друга, разве по согла­сию, на время, для упраж­не­ния в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не иску­шал вас сатана невоз­дер­жа­нием вашим (1Кор.7:4-5).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи части­цами пол­ноты цер­ков­ной, равны между собой, пови­ну­ясь Гос­поду Иисусу Христу.

После Апо­стола чита­ется Еван­ге­лие от Иоанна (Ин.2:1-11). В нем бла­го­вест­ву­ется о Божием бла­го­сло­ве­нии супру­же­ского союза и освя­ще­нии его. Чудо пре­тво­ре­ния воды в вино Спа­си­те­лем про­об­ра­зо­вало дей­ствие бла­го­дати таин­ства, кото­рым земная супру­же­ская любовь воз­вы­ша­ется до любви небес­ной, соеди­ня­ю­щей души о Гос­поде. О нрав­ствен­ной пере­мене, необ­хо­ди­мой для этого, гово­рит святой Андрей Крит­ский “Брак честен и ложе непо­рочно, ибо Хри­стос бла­го­сло­вил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и пре­тво­рив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изме­ни­лась” (Вели­кий канон, в рус­ском пере­воде, тро­парь 4, песнь 9).

После про­чте­ния Еван­ге­лия про­из­но­сятся от лица Церкви крат­кое про­ше­ние о ново­брач­ных и молитва свя­щен­ника, в кото­рой мы молимся Гос­поду о том, чтобы Он сохра­нил соче­тав­шихся в мире и еди­но­мыс­лии, чтобы брак их был чест­ным, ложе их — несквер­ным, сожи­тель­ство непо­роч­ным, чтобы спо­до­бил их дожить до ста­ро­сти при испол­не­нии от чистого сердца запо­ве­дей Его.

Свя­щен­ник воз­гла­шает: “И спо­доби нас, Вла­дыко, со дерз­но­ве­нием неосуж­денно смети при­зы­вати Тебе, Небес­наго Бога Отца, и гла­го­лати…”. И ново­брач­ные вместе со всеми при­сут­ству­ю­щими поют молитву “Отче наш”, осно­ва­ние и венец всех молитв, запо­ве­дан­ную нам Самим Спа­си­те­лем.

В устах бра­ко­со­че­тав­шихся она выра­жает реши­мость слу­жить Гос­поду своею малой цер­ко­вью, так чтобы и через них на земле воля Его испол­ня­лась и царила в их семей­ной жизни. В знак покор­но­сти и пре­дан­но­сти Гос­поду они пре­кло­няют головы под вен­цами.

После молитвы Гос­под­ней иерей про­слав­ляет Цар­ство, силу и славу Отца, и Сына, и Свя­того Духа, и, пре­по­дав мир, пове­ле­вает пре­кло­нить головы пред Богом, как пред Царем и Вла­ды­кою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем при­но­сится чаша с крас­ным вином, или, вернее, чаша обще­ния, и свя­щен­ник бла­го­слов­ляет ее на вза­им­ное обще­ние мужа и жены. Вино при вен­ча­нии пода­ется в знак радо­сти и весе­лья, напо­ми­ная о чудес­ном пре­вра­ще­нии воды в вино, совер­шен­ном Иису­сом Хри­стом в Кане Гали­лей­ской.

Свя­щен­ник трое­кратно дает моло­дой паре испить вина из общей чаши — сна­чала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпи­вают по три малень­ких гло­точка: сна­чала муж, потом жена.

Пре­по­дав общую чашу, свя­щен­ник соеди­няет правую руку мужа с правой рукой жены, покры­вает руки их епи­тра­хи­лью и поверх нее кладет свою руку Это озна­чает, что через руку свя­щен­ника муж полу­чает жену от самой Церкви, соеди­ня­ю­щей их во Христе навеки. Свя­щен­ник трижды обво­дит ново­брач­ных вокруг аналоя.

При первом обхож­де­нии поется тро­парь “Исаие, ликуй…”, в кото­ром про­слав­ля­ется таин­ство вопло­ще­ния Сына Божия Емма­ну­ила от Неис­ку­со­брач­ной Марии.

При втором обхож­де­нии поется тро­парь “Святии муче­ницы”. Увен­чан­ные вен­цами, как побе­ди­тели земных стра­стей, они являют образ духов­ного брака веру­ю­щей души с Гос­по­дом.

Нако­нец, в тре­тьем тро­паре, кото­рый поется при послед­нем обхож­де­нии аналоя, про­слав­ля­ется Хри­стос как радость и слава ново­брач­ных, надежда их во всех обсто­я­тель­ствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апо­сто­лов похвале, муче­ни­ков радо­ва­ние, ихже про­по­ведь. Троица Еди­но­сущ­ная”.

Это кру­го­вое хож­де­ние озна­чает вечное шествие, кото­рое нача­лось в этот день для этой четы. Супру­же­ство их будет вечным шествием рука об руку, про­дол­же­нием и явле­нием совер­шен­ного сего­дня таин­ства. Помня об общем кресте, воз­ло­жен­ном сего­дня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут испол­нены бла­го­дат­ной радо­сти этого дня. По окон­ча­нии тор­же­ствен­ного шествия свя­щен­ник сни­мает венцы с супру­гов, при­вет­ствуя их сло­вами, испол­нен­ными пат­ри­ар­халь­ной про­стоты и потому осо­бенно тор­же­ствен­ными:

“Воз­ве­ли­чися, женише, якоже Авраам, и бла­го­сло­вися якоже Исаак, и умно­жися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде запо­веди Божия”.

“И ты, неве­сто, воз­ве­ли­чися якоже Сарра, и воз­ве­се­лися якоже Ревекка, и умно­жися якоже Рахиль, весе­ля­щися о своем муже, хра­нящи пре­делы закона, зане тако бла­го­воли Бог”.

Затем в двух после­ду­ю­щих молит­вах свя­щен­ник просит Гос­пода, бла­го­сло­вив­шего брак в Кане Гали­лей­ской, вос­при­нять и венцы ново­брач­ных неосквер­нен­ными и непо­роч­ными в Цар­ствии Своем. Во второй молитве, чита­е­мой свя­щен­ни­ком, с при­к­ло­не­нием голов ново­брач­ных, эти про­ше­ния запе­чат­ле­ва­ются именем Пре­свя­той Троицы и иерей­ским бла­го­сло­ве­нием. По окон­ча­нии ее ново­брач­ные цело­муд­рен­ным поце­луем сви­де­тель­ствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, ново­брач­ных под­во­дят к цар­ским вратам, где жених целует икону Спа­си­теля, а неве­ста — образ Божией Матери; затем они меня­ются местами и при­кла­ды­ва­ются соот­вет­ственно: жених — к иконе Божией Матери, а неве­ста — к иконе Спа­си­теля. Здесь же свя­щен­ник дает им крест для цело­ва­ния и вру­чает им две иконы: жениху — образ Спа­си­теля, неве­сте — образ Пре­свя­той Бого­ро­дицы.

Какой должна быть сва­деб­ная тра­пеза

Тор­же­ственно и радостно совер­ша­ется Таин­ство брака. От мно­же­ства народа: близ­ких, родных и зна­ко­мых, — от блеска свеч, от цер­ков­ного пения как-то невольно ста­но­вится празд­нично и весело на душе.

После вен­ча­ния моло­дые, роди­тели, сви­де­тели, гости про­дол­жают празд­ник за столом.

Но как же непри­лично при этом ведут себя иногда неко­то­рые при­гла­шен­ные. Нередко здесь упи­ва­ются, про­из­но­сят бес­стыд­ные речи, поют нескром­ные песни, дико отпля­сы­вают. Такое пове­де­ние было бы позор­ным даже для языч­ника, “неве­ду­щаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, хри­стиан. Святая Цер­ковь предо­сте­ре­гает от такого пове­де­ния. В 53‑м пра­виле Лаоди­кий­ского Собора ска­зано: “Не подо­бает на браки ходя­щим (то есть даже род­ствен­ни­кам жениха и неве­сты и гостям) ска­кати или пля­сати, но скромно вече­ряти и обе­дати, как при­лично хри­сти­а­нам”. Брач­ный пир должен быть скро­мен и тих, должен быть чужд вся­кого невоз­дер­жа­ния и непри­ли­чия. Такое тихое и скром­ное пир­ше­ство бла­го­сло­вит и Сам Гос­подь, освя­тив­ший брак в Кане Гали­лей­ской Своим при­сут­ствием и совер­ше­нием пер­вого чуда.

Что может пре­пят­ство­вать хри­сти­ан­скому браку

Зача­стую гото­вя­щи­еся к вен­ча­нию сна­чала реги­стри­руют граж­дан­ский брак в загсе. Пра­во­слав­ная Цер­ковь счи­тает граж­дан­ский брак лишен­ным бла­го­дати, но как факт при­знает и не счи­тает его неза­кон­ным блуд­ным сожи­тель­ством. Тем не менее усло­вия заклю­че­ния брака по граж­дан­скому зако­но­да­тель­ству и по цер­ков­ным кано­нам имеют раз­ли­чия. Однако не всякий граж­дан­ский брак может быть освя­щен в церкви.

Цер­ковь не допус­кает вступ­ле­ние в брак более трех раз. По граж­дан­скому зако­но­да­тель­ству раз­ре­шен чет­вер­тый и пятый брак, кото­рые Цер­ковь не бла­го­слов­ляет.

Не бла­го­слов­ля­ется брак, если один из бра­чу­ю­щихся (и тем более оба) объ­яв­ляет себя ате­и­стом и гово­рит, что он пришел на вен­ча­ние лишь по насто­я­нию супруга или роди­те­лей.

Не раз­ре­ша­ется вен­ча­ние, если хотя бы один из супру­гов некре­щен и не соби­ра­ется при­нять кре­ще­ния перед вен­ча­нием.

Вен­ча­ние невоз­можно, если один из буду­щих супру­гов фак­ти­че­ски состоит в браке с другим лицом. Сна­чала нужно рас­торг­нуть граж­дан­ский брак, а если брак был цер­ков­ный, обя­за­тельно взять раз­ре­ше­ние архи­ерея на рас­тор­же­ние его и бла­го­слов­ле­ние на вступ­ле­ние в новый брак.

Еще одно пре­пят­ствие к совер­ше­нию бра­ко­вен­ча­ния — кров­ное род­ство жениха и неве­сты и род­ство духов­ное, обре­тен­ное через вос­при­ем­ни­че­ство при кре­ще­нии.

Когда не совер­ша­ется вен­ча­ние

Согласно кано­ни­че­ским пра­ви­лам, не раз­ре­ша­ется совер­шать вен­ча­ние в тече­ние всех четы­рех постов, в сырную сед­мицу, Пас­халь­ную сед­мицу, в период от Рож­де­ства Хри­стова до Бого­яв­ле­ния (Святки). По бла­го­че­сти­вому обычаю не при­нято совер­шать браки в суб­боту, а также нака­нуне дву­на­де­ся­тых, вели­ких и хра­мо­вых празд­ни­ков, дабы пред­празд­нич­ный вечер не про­хо­дил в шумном весе­лии и раз­вле­че­ниях.

Кроме того, в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви бра­ко­вен­ча­ние не совер­ша­ется по втор­ни­кам и чет­вер­гам (нака­нуне пост­ных дней — среды и пят­ницы), нака­нуне и в дни Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи (29 августа/11 сен­тября) и Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня (14/27 сен­тября). Исклю­че­ния из этих правил могут быть сде­ланы по нужде только пра­вя­щим архи­ереем.

См. Кален­дарь вен­ча­ний.

Как подготовиться к венчанию: инструкция от священника

Психология отношений

Фото
Diego Authentic on Unsplash

Прежде всего желающие венчаться должны быть крещеными и истинно православными христианами, а не просто двумя влюбленными, решившими таким способом «укрепить любовь». Хотя венчание, конечно, делает ваш союз еще сильнее и счастливее. А как провести само таинство по всем правилам, корреспондент Wday.ru пошагово расписала вместе с отцом Павлом Конотоповым, иереем домового храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова.

Прежде всего о венчании в храме договариваются со священником заранее. Если предполагается, что будет хор, договариваются с певчими. Лучше всего это делать за один – три месяца как минимум: желающих скрепить свой союз перед Богом сейчас много.

В современной практике Русской православной церкви перед венчанием жених и невеста приходят на беседу со священником, который рассказывает о церковном понимании брака и о том, как будет проходить венчание. Это делается для того, чтобы, во-первых, выяснить, почему для жениха и невесты важно повенчаться (действительно ли они церковные люди или просто желают устроить красивую церемонию), а во-вторых, чтобы разъяснить им, что такое брак, семейный союз с точки зрения церкви. Благодаря такой беседе во время венчания будущие муж и жена будут лучше понимать смысл происходящего.

Священник может также порекомендовать им прочитать что-то из текстов Библии или святых отцов, даст какие-то советы.

День венчания выбирают вместе со священником. Нужно помнить, что венчания не совершаются в дни многодневных постов (Великого, Рождественского, Петровского и Успенского), а также в обычные периоды года во вторник, четверг и субботу (канун постных дней, так как уже в браке принято в это время не вступать в супружескую близость). Также важно помнить, что в дни месячных женщине не благословляется участвовать ни в каких церковных таинств (за исключением, когда это жизненно необходимо – например, исповедь или причастие во время тяжелой болезни, в условиях постоянного отсутствия священника по месту пребывания и тому подобного), поэтому, выбирая день, перестрахуйтесь и назначьте такую дату, когда период точно не начнется. Иначе, увы, дату придется перенести.

Фото
Essentials/Istock

Несколько столетий назад венчание включало в себя причащение будущих мужа и жены. Теперь причащение не входит в состав венчания, но часто перед венчанием молодожены сами идут на божественную литургию, исповедуются и причащаются. О том, как подготовиться к этим двум важнейшим таинствам, читайте ЗДЕСЬ.

Кольца венчающиеся покупают заранее и перед венчанием отдают священнику. Их можно купить в храме или в ювелирном магазине. Исторически мужу полагалось носить серебряное кольцо, а жене – золотое. Смысл был в том, что женское кольцо должно стоить дороже. Но тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантией будущей свадьбы. Эта традиция ушла в прошлое, и каждая пара выбирает кольца на свой вкус.

Венцы приобретать не надо, они есть в храме. Зато можно заранее договориться с друзьями жениха и невесты о том, кто будет держать их над головами венчающихся. Поскольку венцы сделаны не по мерке конкретных людей, они могут оказаться малы или велики, надеть их на головы как следует не получится, поэтому кто-то должен их держать.

Венчальные иконы – едва ли не единственное, что остается молодоженам на память о венчании. Это могут быть венчальные иконы родителей или просто новые иконы Спасителя и Божией Матери. Их перед венчанием отдают священнику, и он благословит ими молодоженов.

Венчальные свечи можно купить в храме непосредственно перед венчанием. По желанию их можно приобрести заранее и украсить по своему усмотрению.

Белое полотенце (рушник), которое кладут под ноги венчающимся, также можно купить в храме, а можно, если есть желание, вышить самостоятельно, чтобы оно осталось на память.

Фото
Serhii Sobolevskyi/ iStock/ Getty Images

Подготовка к венчанию – важное и волнующее дело. От того, как супруги подготовятся к таинству венчания, во многом зависит и то, какие плоды это таинство принесет в их жизни или останется просто какой-то красивой оболочкой. А самое главное, не упустите еще один важный этап подготовки: перед венчанием обязательно наличие в паспорте штампа о регистрации брака в загсе. Таким образом церковь помогает упорядочивать отношения и перед лицом государства. Исключения (сначала повенчаться, а потом зарегистрировать брак) допускаются только в силу каких-то непреодолимых обстоятельств (например, вы служите в разведке и вам важно держать эту страницу чистой, или все дни в загсе заняты вплоть до начала следующего многодневного поста, или если на восстановление какого-нибудь утерянного важного для этого документа у вас уйдут годы, но вы точно доведете дело до конца, и знающий вас священник вам верит), а во всех остальных случаях – сначала в загс, потом в церковь.

Елена Мильчановска


Теги

  • свадьба
  • семья

вещей, которые нужно учитывать при заключении брака в православной церкви » Православная церковь Святого Иоанна Богослова

Есть много вопросов, которые пары должны задать себе, готовясь к браку в православной церкви. Имеют ли они право вступать в брак в Церкви? Имеются ли у них необходимые правоустанавливающие документы? Есть ли у них все необходимое для самой церемонии? В этом посте мы рассмотрим многие из этих вопросов и обсудим, что всем парам следует учитывать перед свадьбой.

Расчетное время прочтения: 7 минут

Содержание

  • Кто может венчаться в православной церкви?
    • Дополнительные ограничения на брак
  • Когда может состояться свадьба?
  • Где можно сыграть свадьбу?
  • Выбор венчания
  • Необходимые юридические документы для православного венчания
  • Необходимые предметы для православного венчания
  • Еще несколько вещей, которые следует учитывать

Кто может венчаться в православной церкви?

Прежде чем вы сможете даже подумать о свадьбе в православной церкви, вы должны убедиться, что вы и ваш супруг соответствуете определенным требованиям. Хотя в некоторых юрисдикциях могут быть дополнительные правила для пар, есть два общих правила для каждой юрисдикции. Они довольно просты и не требуют пояснений:

  1. Вы оба должны быть крещены во имя Святой Троицы (ср. Мф. 28:19), и хотя бы один из вас (а лучше оба) должен быть Православная христианская.

    Другими словами, это означает, что Церковь не благословляет и не заключает браки между православными христианами и нехристианами (например, мусульманами, иудеями, атеистами). Это потому, что сакраментальная природа брачных уз требует, чтобы пара не только поклялась в любви друг другу, но и в своей жизни Христу. Если половина пары не верит в Него, как они могут вместе отдать Ему свою жизнь?

    *Примечание: священник может запросить свидетельства о крещении, подтверждающие, что крещение во имя Троицы действительно имело место . Он также может запросить действительное свидетельство о рождении.

  2. Ни один из вас не может в настоящее время состоять в браке с другим.

    Это относится к бракам, освященным Православной Церковью, и к светским бракам. Если кто-либо из вас получил гражданский развод, как правило, вы должны сначала получить благословение от своего епископа на признание развода и разрешение на повторный брак. Кроме того, если вы или ваш будущий супруг овдовели, вы должны предъявить официальное свидетельство о смерти умершего супруга.

    Подробнее: Повторный брак после развода

Дополнительные ограничения на брак

Православная церковь также запрещает следующие браки:

  • Родитель с ребенком/внучкой
  • с невесткой
  • Двоюродные или троюродные братья и сестры
  • Тетя/дядя с племянницей/племянником
  • Крестный отец с крестником
  • Крестный отец/мать с родителем крестника
  • Приемные родители с приемным ребенком
  • Однополые отношения

Когда может состояться свадьба?

Еще одним важным моментом для пар, вступающих в брак в церкви, является фактическая дата свадебной церемонии. В течение года Церковь не совершает бракосочетания в определенные сезоны или в определенные даты. Если у вас есть доступ к литургическому календарю, вот хорошее практическое правило: Церковь не может проводить бракосочетания в любой день, требующий поста (выделено красным в календаре). Иногда эти даты различаются в разных юрисдикциях; однако, как правило, православные церкви не совершают бракосочетания в следующие даты:

  • Все среды и пятницы (кроме периодов праздников)
  • Любой вечер перед одним из Двенадцати больших праздников
  • Во время любого из четырех периодов длительного поста
    • Рождественский пост (15 ноября – 24 декабря) )
    • Великий пост (даты ежегодно меняются)
    • Апостольский пост (с понедельника после Всех святых до праздника святых Петра и Павла 29 июня)
    • Успенский пост (1 авг – 14 авг)
  • 28/29 августа(Усекновение главы Иоанна Крестителя)
  • 13/14 сентября (Воздвижение Креста Господня)

Только при серьезных обстоятельствах Церковь разрешает венчание в эти периоды. В этом случае митрополит должен дать разрешение на заключение брака.

Кроме того, при планировании свадьбы постарайтесь как можно скорее связаться со священником. Примите во внимание его график, а также наличие церковных помещений.

Где можно сыграть свадьбу?

К счастью, на этот вопрос ответить проще всего! Православные венчания должны совершаться в здании православной церкви, а не в частном доме, ботаническом саду, на пляже и т. д. Поскольку брак является таинством, тесно связанным с жизнью Церкви, он должен совершаться внутри Церкви, пребывающей в физическом теле. постройки под властью епископов.

Выбор свадебного банкета

Из всех участников свадебного банкета Кумбарос/Кумбара , пожалуй, самый важный. Каждая пара, вступившая в брак в церкви , должна иметь один, и он / она должен быть членом Восточной Православной Церкви с хорошей репутацией. Иными словами, эту роль могут выполнять только крещеные православные. Вам нужно иметь либо Koumbaros , либо Koumbara , но не оба. Однако, если вы хотите иметь и то, и другое, это вполне приемлемо. В православной традиции выбранный мужчина, женщина или пара в конечном итоге становятся крестными родителями любых будущих детей.

В строгой интерпретации Церкви, Кумбарос/Кумбара не то же самое, что шафер/фрейлина. В то время как последний служит не более чем юридическим свидетелем, первый служит церковным свидетелем или свидетелем перед Богом и Церковью, свидетельствующим о реальности вашего брака. В некоторых традициях он также может обмениваться кольцами и коронами и держать ленту, когда вы вместе ходите вокруг церемониального стола как муж и жена. В рамках этой роли он покупает свадебные венки, серебряный поднос, миндаль, свечи и т. Д., Используемые во время церемонии. Но если вы предпочитаете, вы можете сделать так, чтобы один и тот же человек исполнял обе роли на вашей свадьбе.

Если вы планируете нанять дополнительных жениха, подружек невесты, помощников и т. д., они не обязательно должны быть православными. Однако они должны согласиться соблюдать обычаи и этикет восточно-православной традиции, участвуя в вашей свадьбе. Кроме того, обязательно поговорите со своим священником, чтобы он был в курсе тех, кто будет на свадьбе.

Необходимые юридические документы для православного венчания

После выбора даты и венчания вам необходимо проконсультироваться со священником. В ходе этих бесед вы получите заявление на получение церковной лицензии на брак (брак в церкви). Для заполнения этого заявления вы должны получить следующие документы:

  • Свидетельства о крещении для вас и вашего будущего супруга
  • Копия гражданского свидетельства о браке (если вы уже состоите в гражданском браке)
  • Документы о разводе (если ранее состояли в браке на государственной службе) ранее состоявший в православном браке)

Небольшое примечание о разрешении на гражданский брак. Для того, чтобы священник венчал вас в церкви, по закону вы должны получить свидетельство о гражданском браке. Обе стороны должны присутствовать для получения разрешения на брак.

Необходимые предметы для православной свадебной службы

Наконец, вы должны убедиться, что у вас есть все необходимое для самой свадебной службы. Вот общий список предметов, хотя он может варьироваться в зависимости от юрисдикции или округа. Уточните у своего священника более полный список.

  • Кольца
  • Пара свадебных венков
  • Две белые свечи
  • Обычная чаша

Еще несколько вещей, которые следует учитывать . Поэтому они должны отмечаться одновременно и никогда не могут быть разделены. (Это контрастирует с римско-католической и протестантской практикой, когда некоторые пары обручаются 9.0039 до

служба брака. Кроме того, духовенство не может совершать бракосочетание нескольких женихов и невест одновременно. Одна пара, одна услуга.

Наконец, если и вы, и ваш будущий супруг православные, вам следует запланировать совершение таинств Исповеди и Причастия до свадебной церемонии. Даже если только один из вас православный, он должен поступать так же.

Заключение

Таким образом, убедитесь, что вы выполняете все требования, которые мы обсуждали выше, если вы хотите заключить брак в православной церкви. Убедитесь, что вы и ваш супруг имеете на это право, что вы выбрали подходящую дату, тщательно отобрали участников свадебного торжества и получили все важные юридические документы для передачи священнику. И, конечно же, не забудьте приобрести все необходимое для самой церемонии.

Мы ничего не пропустили? У вас есть вопросы, на которые мы не ответили в этом посте? Дайте нам знать об этом в комментариях!

Подробнее: 7 Святых Таинств в Православной Церкви

Подготовка к свадебному путешествию — Статьи для пар

Немногие дни в нашей жизни так памятны, как день свадьбы, и мало решений важнее, чем решение жениться. В то время как пары тратят сотни часов и тысячи долларов на свадьбу, которая продлится несколько часов, они часто пренебрегают подготовкой к браку, который хочется продлить на всю жизнь. Все пары мечтают жить «долго и счастливо», но многие не знают и плохо подготовлены к обычным проблемам и проблемам брака. Печальная реальность такова, что почти половина всех пар переживает боль развода, потому что сильное чувство влечения — это не то, что нужно для счастливого брака.

Исследования показывают, что пары, которые готовятся к свадьбе, имеют более низкий уровень разводов, чем пары, не подготовившиеся к свадьбе. Подготовка к браку означает…

Изучение того, что такое брак Для

Бог является автором и архитектором брака. Он открывает нам через Священное Писание, Церковь и Предание Свою цель и план в отношении брака. Пары вступают в брак по разным причинам, но парам необходимо усвоить, что успешный брак должен следовать Божьему плану для брака.

Брак — это совместное путешествие, путешествие познания себя и друг друга, а также путешествие единения. «Господин, протяни руку Твою… и присоединись к рабам Твоим; …Соедините их в единомыслии; увенчайте их одной плотью». (Православная свадебная молитва перед коронацией) Стать единым – значит научиться принимать решения вместе, а не порознь, и вместе преодолевать трудности и разногласия повседневной жизни. Легко работать вместе, когда супруги во всем согласны. Брак — это путешествие, в котором вы учитесь строить единство со своим супругом, когда вы не согласны.

«Брак — это путь любви, — пишет старейшина Эмилианос. Я помню, как сильно я любил свою жену в день моей свадьбы. Спустя 20 лет я понимаю, насколько ограниченной была тогда моя любовь к жене. Легко любить хорошие качества моей жены или когда она видит мир так, как я его вижу. Брак — это путешествие, в котором вы учитесь любить друг друга, когда вы обнаруживаете недостатки и когда вы смотрите на вещи по-другому.

Суть брака заключается в том, чтобы научиться любить друг друга Божьей любовью, Христовой любовью. Любовь Христа к нашему супругу бескорыстна и безусловна. Божья любовь намного глубже чувств, которые приходят и уходят. Божья любовь выражается в обязательстве служить и заботиться о ком-то, независимо от того, что мы чувствуем. Любовь Христа выражается в том, что мы ставим нужды супруга выше собственных желаний. Бог допускает предсказуемую борьбу и трудности в браке, чтобы мы могли познать Его совершенную любовь. «Брак — это ключ, открывающий дверь к… совершенной любви». (Св. Григория Назианзина)

Этот путь приобретения Божьей любви к нашему супругу представляет собой процесс исцеления наших собственных грехов, а не попытку изменить нашего супруга. Подготовка к браку означает осознание того, что Божий план для пар в день их свадьбы состоит в том, чтобы они жили «долго и счастливо», а не путем исполнения всех наших желаний или попыток изменить друг друга. Наоборот, научиться любить Христоподобной любовью и позволить Богу изменить нас.

«Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и Его любовь совершенна в нас». 1 Иоанна 4:12

Знаки опасности

У всех пар есть разногласия, и во всех браках возникают разногласия и трудности. Счастливые пары учатся работать вместе через эти различия. Когда пары решили реагировать эгоистично, тогда критика, презрение, оборонительное поведение и каменная стена проникают в их отношения. Когда эти эгоистичные реакции заполняют отношения пары, близость и единство подрываются, и пары соскальзывают по скользкой дорожке к семейному кризису и разводу. Пары должны научиться распознавать эти предупредительные признаки того, что они сползают по склону, и научиться справляться со своими трудностями таким образом, чтобы способствовать близости и единству.

Знакомство друг с другом

Каждый вступает в брак с определенными ожиданиями в отношении брака, представлениями о мире и представлениями о любви и семейной жизни. Мы получаем все это от семей, в которых выросли. Список способов, которыми семьи, в которых мы растем, формируют наши представления обо всем, начиная от роли Церкви в доме и заканчивая ролью отца в доме, бесконечен. Подготовка к браку означает знакомство со своей собственной семьей и семьей невесты и совместное решение того, как вы хотели бы жить в своем новом доме. Эти зрелые разговоры способствуют сплочению и закладывают хорошие образцы того, как пары работают вместе дома.

Одно дело, если после свадьбы вы обнаружите, что ваша жена предпочитает «Чудесный кнут» настоящему майонезу. Другое дело обнаружить, что она хочет сделать карьеру, а ты хочешь сразу же завести детей, или ты хочешь ходить в церковь, а он хочет спать по воскресеньям. Подготовка к браку означает выделение времени для обсуждения более серьезных проблем, которые могут подорвать единство в браке, если их не решить. Вопросы, связанные с верой, финансами, воспитанием детей, родственниками, общением, сексуальной близостью, решением проблем и личным временем, а не временем пары, необходимо решить до свадьбы. Обсуждение этих вопросов в паре и со священником готовит пары ко всем проблемам, которые возникнут на пути брака.

Помолвленные пары могут испытывать сильное давление, вынуждая их вступить в брак, не решив эти проблемы. Хотя откладывать свадьбу до тех пор, пока не будут решены эти проблемы, разрушительно, разводиться еще хуже, потому что одна из этих проблем не была решена до свадьбы.

Обучение общению

Мы унаследовали наш стиль общения отчасти от наших семей. Перед свадьбой это лучшее время для пар, чтобы научиться говорить и слушать друг друга таким образом, чтобы создать единство и близость. Умение говорить как предложение своих мыслей, чувств и идей позволяет парам расти в близости, преодолевая трудности.

От чрезмерного прослушивания не будет проблем в браке. Скорее, слушание — это первая жертва в супружеских разладах. Слушание — это жертвенный акт самопожертвования своему супругу. Настоящее слушание требует, чтобы мы отложили в сторону наши собственные мысли, чувства и намерения и позволили другому быть услышанным. Настоящее слушание — это акт благоговения, который питает единство посреди повседневной жизни. Пары добиваются наилучших результатов, когда узнают о важности умения слушать и находят время, чтобы слушать друг друга.

Составление плана

Когда помолвленные пары узнают о пути брака, знаках опасности, друг о друге и о том, как общаться, они могут разработать некоторые стратегии до свадьбы, которые помогут им оставаться на пути брака. Некоторые стратегии включают в себя:

Основные правила: Подобно ограждениям на извилистых дорогах, основные правила удерживают счастливые браки на пути к единству и спасению. Пары должны вместе установить основные правила в тех областях, в которых у них возникают трудности, будь то гнев, общение, финансы или время, проведенное вместе. Мы демонстрируем свою любовь к супругу, придерживаясь этих основных правил, независимо от того, что мы чувствуем.

Проводник: Пары, которые хотят остаться на пути брака, нуждаются в проводнике, священнике, который знает путь, чтобы работать с ними, вести их по пути брака и помогать им, когда они застревают. Именно священник с Евангелием в руке ведет пары на самых первых шагах их брака в нашей свадебной церемонии. Пары объединяются в Церкви, посреди сообщества друзей, семьи и верующих. Пары, которые желают оставаться на пути брака, сохраняют свои браки и свои дома, руководимые Христом, тесно связанными с сакраментальной жизнью Церкви.

Прощение: У всех пар бывают проблемы, и все пары совершают ошибки. Счастливые пары узнают, как включить прощение и покаяние в свою повседневную и еженедельную жизнь. Христос предлагает каждому из нас таинство исповеди, чтобы помочь нам вернуться на путь единства и спасения.

Молитва: Мы участвуем в жизни Христа и Его Церкви, включая молитву в наш брак и наши дома. Пары, которые учатся молиться вместе и всей семьей, приглашают Святого Духа в свой союз. Именно Святой Дух преображает пару и объединяет их в одно целое. Единство — это дар Святого Духа.

Обязательная подготовка к свадьбе для всех пар

Подготовка к свадьбе должна стать нашим приоритетом, поскольку мы готовимся к свадьбе. Центр заботы о семье Греческой православной архиепископии разработал программу подготовки к браку, состоящую из трех частей, предназначенную для удовлетворения этой потребности, 

Путь брака в Православной церкви . Для получения дополнительной информации о семинарах в вашем районе, пожалуйста, свяжитесь с Center for Family Care [email protected] для получения дополнительной информации.

Д-р Филип Мамалакис является доцентом пастырского попечения и директором программы полевого обучения в Греческой православной богословской школе Святого Креста в Бруклине, Массачусетс. Вместе с о. Чарльз Джоанидес, автор программы подготовки к свадьбе «Путь к браку».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *