Сватовство – старинный обряд. Оберег на удачное сватовство — Советы Народной Мудрости
Сватовство, или сговорки, – старинный русский обряд. Сговорки проводят с древних времен. Тогда же родилась почетная профессия – сваха. Сваха обычно не состояла в родстве с теми, кто сватал и кого сватали. За услугами к свахе обращались разные слои населения. Пользовались услугами свахи и бедные, и богатые, и среднее сословие. Сваха могла сосватать и девицу-перестарку, и парня-выпивоху. К ее услугам прибегали и те, кто уже сговорился о сватовстве, и те, кто хотел жениться, но суженую не выбрал. Сваха подбирала невест и женихов по сословию, приданому, званию, положению. Она узнавала о приданом невесты и жениха. Узнавала, были ли пьяницы или гулящие в роду жениха и невесты. Были ли кутилы, карточные игроки, или в роду все были работящими и мастеровыми людьми. Сваха узнавала и о внешних данных невесты и жениха, так как порой сосватанные могли увидеть друг друга только в день свадьбы.
Свахами становились чаще всего общительные пожилые женщины. Сватовство давало им определенное материальное благополучие. Удачно сосватанные жених и невеста обязательно благодарили сваху подарком и денежным вознаграждением. Чаще всего сваха подбирала женихов и невест одного сословия.
Она хорошо знала всех женихов и невест в округе или слободе. Знала всех подростков и девиц на выданье.Большие надежды возлагали на сваху и те, у кого в роду был какой-либо изъян. Дочь засиделась в девицах, была перестарком или родила в девицах. На помощь свахи надеялись и те, кто был болен или некрасив. Со стороны жениха тоже просили сваху особо постараться в тех случаях, если за женихом шла дурная слава гуляки, мотилы и драчуна. Также просили сваху постараться и те, кто имел в роду «дурачков».
Свахи знали и соблюдали определенные условия сватовства. Особо выбирали день и час сватовства. Пользовались тайным ведовским словом, чтобы дело сватовства «связалось», «сошлось». Ведь от результата сватовства зависело материальное благополучие свахи. Талантливую в своем ремесле сваху одаривали кашемировой, набивной или пуховой шалью. Чем чаще сваха получала в подарок шали, тем больше ценили ее мастерство и умение. И, следовательно, к ней чаще обращались за помощью.
Часть обрядов и тайных слов сватовства утеряно. Но много обрядов, заговоров и оберегов, связанных с удачным сватовством, бережно хранили и передавали знающие люди.
На Руси сватовство и обручение проводили в один или два дня в доме девицы, если молодая была согласна выйти замуж за парня. Сватать приходят сваха, родители парня и он сам. День сватовства предварительно оговаривают обе стороны. На сговорки часто приглашают крестных родителей с обеих сторон. На сговорках, или запое, сваха и родители парня сватают невесту. Сваха расхваливает парня, говорит о его достоинствах, о красоте, об уме, о мастерстве, всячески хвалит молодого. Затем спрашивает о том, согласна ли девушка выйти замуж за парня. И если девушка согласна, то девушку пропивают в невесты. Пропой или запой всегда выполняют в доме невесты. В день сватовства в доме невесты нужно поставить на косяке у входной двери три креста с внутренней стороны, где замок. Это оберег на сватовство, чтобы никто не сглазил и сватовство и свадьба состоялась.
Часто на сватовстве, или запое, делают порчу, забирают и будущее счастье молодых, и богатство рода. Чтобы этого не произошло, накануне сватовства нужно сделать оберег.
Оберег «На удачное сватовство»
Оберег сватовства может выполнить сваха или родители жениха и невесты. Нередко сватовство не ладится. Сваты не могут договориться между собой о приданом, дне свадьбы, подарках. Часто на сватовство делают переклады неудачи, ссор в семейной жизни, порчи. День и час сообщайте только тем, кто пойдет вместе с вами сватать невесту. Оберег на удачное сватовство необходимо ставить и тем, кто пойдет сватать, и тем, кого будут сватать. Нередки случаи, когда обряд проводят в час покойника, в час смертной тоски, или вечерней порой, после захода солнца. Просватанные невеста и жених после такого обряда нередко расстаются или после свадьбы начинают жить между собой, как кошка с собакой.
Вам понадобятся:
1. Иконы: «Святая Троица», Пресвятая Богородица «Покров», «Собор Архангела Михаила», «Всех святых».
2. Свеча в подсвечнике перед каждой иконой.
3. Кашемировый платок или шаль (можно использовать новый красивый платок).
4. Хрустальная ваза с водой.
5. Спички.
Как проводить обряд:
На стол, покрытый белой льняной скатертью, поставьте иконы крестом. Перед каждой иконой поставьте свечу, а в центр – вазу с водой. Кашемировый или новый платок набросьте на плечи. Зажгите свечи, произнесите молитву:
«Господи, помоги! Святая Безначальная Троица, приди мне, рабе Божией (имя), в помощь. Помоги поставить оберег-защиту на сватовство раба Божиего (имя) к рабе Божией (имя). Матушка Владычица, Пресвятая Богородица Покров, приди мне, рабе Божией (имя), в помощь. Помоги поставить оберег-защиту на сватовство раба Божиего (имя) к рабе Божией (имя).
Михаил Архангел, приди мне, рабе Божией (имя), в помощь. Помоги поставить оберег-защиту на сватовство раба Божиего (имя) к рабе Божией (имя). Все Святые, придите мне, рабе Божией (имя), в помощь. Помогите поставить оберег-защиту на сватовство раба Божиего (имя) к рабе Божией (имя).»
Далее прочитайте молитвы по порядку:
1. Молитва Господня – 3 раза.
2. Молитва «Песнь Пресвятой Богородице» – 3 раза.
3. Молитва «Покров Пресвятой Богородицы» – 1 раз.
4. Молитва Архангелу Михаилу, Архистратигу Божиему – 1 раз.
Эти молитвы вы можете скачать с нашего сайта — molitvy.rar [6.75 Kb] (cкачиваний: 5) Пароль к архиву: 123
После этого прочитайте заговор на восемь сторон света по часовой стрелке. Начните чтение заговора с восточной стороны.
Заговор-оберег на сватовство:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Встану я, раба Божия (имя), на первой заре, на солнечном исходе, на восточной стороне, помолясь. И пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из сеней в сени, из сенцов в сенцы, из ворот в ворота. И пойду от материнского порога, от отцовского угла до камня Алатыря. Пойду через утро, через день, через вечер, через ночь. Пойду под красным солнцем, под частыми звездами, под ясным синим небом, под перекрой-месяцем. Частыми звездами обернусь, белым облаком оботрусь, белой шалью покроюся. Пойду через горы и леса, через реки и моря, через поля и луга до камня-Алатыря. За камнем тем Алатырем стоит лестница лествица на седьмое Божие небушко. На седьмом Божием небе чуден храм стоит. В храме том на златом Престоле Господь Троица сидит, одесную Матерь Божия Покров, ошую Михаила Архангел со небесным воинством и святыми. Подойду к Престолу Господнему, в ноженьки Святой Троице поклонюсь, молитвою крепкою помолюсь. Господи, Святая Троица, помоги мне, рабе Твоей (имя), сватовство сохрани, сватов сбереги, сваху, рабу Божию (имя), в речах поправь, в деле направь.
Матушке Пресвятой Богородице Покров в ноженьки поклонюсь, молитвою Богородичной помолюсь. Матушка Заступница Покров, покрой сватовство Покровом своим неизносимым. Матушка Покров, покрой сватов, покрой сватовство, покрой сватов от беды, от лиха, от сглаза, от порчи, от зависти, от ненависти. Матушка Покров, покрой сватовство от черного глаза, от карего глаза, от синего глаза, от бельмоватого. Матушка Покров, покрой сватов, рабов Божиих (имена), от отказу, от повороту, от перевороту, от всякого сглазу. Матушка Покров, покрой сваху, рабу Божию (имя), Покровом своим от колдовства, от ворожбы, от ненависти, от ржи, от могильного цветка, от могильного песка. Михаила Архангел в помощь идет со огненным мечом, со силою небесною. Михаила Архангел огненным мечом рубит колдовство, черное ведовство, омороки и обмороки, сглазы и порчи, сватовские корчи, тяжелые слова, отказны слова, слова тайны колдуна, слова тайны еретика. Михаила Архангел огненной силою небесною сватов, рабов Божиих (имена), покрывает, дело сватовства от порчи укрывает. Огненная сила встает огненной стеной вокруг сватов, рабов Божиих (имена), вокруг стола сватовства раба Божиего (имя) к рабе Божией (имя).
Все святые, помогите. Молитву о сватах, рабах Божиих (имена), Господу в ноженьки кладите. Сам Господь Святая Троица стоит перед сватами, сохраняет сватов со лица, со спины, со кажного боку от лиха, от черноты, от обморока, от дурноты, от слова отказа, от слова тяжелого, от порчельного, завистного. Делу и слову моему аминь. Дело сватовства запечатаю на сорок печатей. Печать ту схороню за камнем Алатырем, под Господним престолом. Аминь. Аминь. Аминь.»
Когда свечи догорят до конца, прочитайте благодарственную молитву. Наговоренную воду вылейте на перекресток.
Тайное слово свахи
Свахи на Руси владели тайным словом. Тайное слово заговоров, наговоров, приворотов помогало им сватать женихов и невест. Владеющая тайным словом сваха могла надеяться на дополнительное вознаграждение.
Помогает овладеть ремеслом свахи и открыть тайное слово в сватовстве молитва «Покров Пресвятой Богородицы».
Передавалось тайное слово свахи не каждой женщине. Сваха, выбирая преемницу своего мастерства, в первую очередь смотрела на душевные качества девушки. Она должна быть доброй, честной, общительной. Должна уважать мнение старших, среди сверстников должна быть авторитетной. К ней должны тянуться люди. У нее должна быть хорошая дикция и правильная речь. В преемницы чаще брали племянниц, дальних родственниц по крови, не богатых, но трудолюбивых и настойчивых. Преемница должна была быть настойчивой в достижении цели. Хорошо владеть заговорным и тайным словом. Иметь крепкую веру в Бога. Знать о земной жизни Пресвятой Богородицы, о том, перед какой иконой Пресвятой Богородицы молиться о женихе, о хорошем муже. Каким святым молиться о сохранении брака, о защите от побоев мужа, чтобы муж не пил, не гулял. Какой молитвенный свод составить девице-перестарке или той, что родила в девицах.
Сваха знала, как правильно наговорить приданое, какие предметы входят в приданое. Как правильно провести сватовство и свадьбу. Как уберечь брачную ночь молодых от сглаза, порчи и проклятия. Какое слово или оберег нужно произнести, входя первый раз в дом свекрови, как правильно поклониться свекру и свекрови. Какое словечко шепнуть мужу при брачной утехе, чтобы на сторону не бегал. Какой оберег поставить на золотник, чтобы не беременеть каждый год. Это и многое другое знала сваха. Ее знания приносили ей кров и хлеб насущный на каждый день. Поэтому в преемницы могла попасть не каждая девица.
Сваха подсказывала молодым незамужним девушкам тайное словечко на первый снежок. Рано поутру на первой зорьке девицы шептали в праздник Покрова Пресвятой Богородицы: «Батюшка Покров, как ты покрыл землю снежком, так покрой меня, рабу Божию (имя), свадебным покровом и женишком.»
Или: «Матушка Покрова, Ты покрыла землю белым снежком, покрой меня, рабу Божию (имя), свадебным кокошником, золотым подзатыльником, богатым женишком, добрым муженьком.»
http://www.anubis-sub.ru
Как проходит сватовство невесты со стороны жениха по русским обычаям
Сватовство — обряд, в ходе которого жених делает предложение о замужестве невесте в присутствии ее родителей и ближайших родственников. Если вы хотите, чтобы сватовство надолго вам запомнилось, можно его провести необычно, оригинально, например, по обычаям Древней Руси.
Это один из первых предсвадебных обрядов. После того, как молодой человек определялся с выбором суженой, он сообщал об этом родителям. А они, переживая за сына, пытались собрать о ней как можно больше информации, чтобы выяснить, достойна ли девушка того, чтобы войти в их семью. Если кандидатура потенциальной невесты всех устраивала, в ее дом засылали сватов.
Сваты
Обряд сватовства чаще всего проходит в доме у родителей невесты. Интерьер дома можно оформить в старорусском стиле. Дом украсить подсолнухами, рушниками, разноцветными лентами.
Встречу жениха можно начать еще на улице, пусть это будет весело, с песнями, шутками, частушками и выкриками «Сваты едут!». Сватами в основном назначались его близкие родственники. Но главным лицом, разумеется, являлась сваха. Изредка эта роль доставалась матери молодого человека.
В большинстве же случаев это была, как сейчас сказали бы, высококвалифицированная специалистка, уважаемая в селе или деревне женщина, из тех, кто знает все обо всех и имеющая опыт общения с людьми. Со временем понятие «сваха» стало чуть ли не профессией.
Собственно сватовство
Первая попытка и отказ
Весь процесс сватовства велся в иносказательной форме. Как бы и сваты случайно заехали на огонек, и родители невесты даже не подозревают, о чем идет разговор. И только через какое-то время добирались до сути того вопроса, в связи с которым сваты, собственно, и приехали.
Это ключевая фраза: «У вас товар, у нас купец», дававшая понять о сути визита. Жених дарит невесте и ее маме по букету цветов, также подарок следует преподнести и тестю. Например, дорогой алкоголь, сигары. Невесте жених дарит каравай и кольцо с камнем, которое она носит до свадьбы.
После приглашения сватов и потенциального мужа в дом, гости со стороны жениха расхваливают его, описывают все положительные качества. Родители невесты также не остаются в стороне, они расхваливают свой «товар» – дочь. Парень с девушкой в этом не участвуют, а скромно молчат.
Но, какими бы яркими красками сваха не расписывала красоту жениха, его богатства и неоспоримые достоинства, благодаря которым любая девица была бы счастлива стать его нареченной, в первый раз сваты традиционно получали отказ.
Ведь родителям невесты тоже необходимо было выдержать лицо. Невеста-то у них тоже не абы кто! Любой будет счастлив заиметь такое сокровище! Да и неприлично было слишком поспешно отдавать дочку замуж.
Вторая попытка и согласие
Но, несмотря на первоначальный отказ, через несколько дней сваты приходили снова. Тут было два варианта:
- Если невеста и ее родители не имели никаких возражений против молодого человека, то отказ давался в такой форме, что повторить попытку было просто необходимо.
- Если он не устраивал, то это достаточно ясно, хотя и в иносказательной форме, давали понять сватам.
Итак, повторное сватовство, уже, можно сказать, официальное, проводилось с участием родителей, а иногда и самого молодого человека. В этот раз уже ни о каких случайностях не могло быть и речи. Поэтому сватов встречали накрытым столом, за которым и проходили дальнейшие переговоры.
Родители девушки выясняют взгляды жениха на жизнь, расспрашивают о планах на будущее, об отношении к детям.
Затем будущие родственники сообща принимались составлять рядную запись (вот еще с каких времен пришли к нам брачные контракты!).
В этой записи оговаривались все подробности предстоящей свадебной процедуры, финансовые расходы обеих сторон, объем приданого невесты, даже определенные нюансы, касающиеся первого года жизни молодых.
После составления рядной записи официальная часть сватовства подходила к концу. Можно было со спокойной душой перейти к небольшому родственному застолью, традиционно сопровождающемуся душевными разговорами и еще более задушевными песнями. К окончанию пиршества назначались даты смотрин жениховского и невестиного хозяйств.
Застолье
Особое внимание стоит обратить на застолье. Сейчас для поддержания традиций можно приготовить еду в глиняных горшочках, выставить на стол медовуху. Обязателен самовар.
Родители невесты предлагают гостям чай, но разливать его должна именно невеста.
Хорошо, если невеста испечет самостоятельно что-нибудь к чаю. Можно устроить для нее шуточные испытания, чтобы проверить, как она будет вести домашнее хозяйство. Попросить ее подмести пол, показать, что она еще умеет делать (шить, вязать).
Невеста может преподнести сделанные своими руками подарки жениху, его родителям, сватам. В конце застолья разрезается каравай и угощаются все присутствующие, первыми нужно угостить родителей.
Считается, чтобы брак был счастливым, нужно съесть весь каравай до последнего кусочка. Еще одна интересная традиция – медопитие. После получения женихом разрешения на брак мать невесты преподносит ему стакан меда, который он, по обычаю, должен выпить до дна, чтобы жизнь молодых была легкой и счастливой.
Есть красивый обычай, который предвещал счастливое замужество. Отец невесты вкладывал руку дочки будущему зятю (вот почему и до сих пор просят руку и сердце), говорил напутственные слова, просил будущего мужа беречь его дочь и заботиться о ней.
Это очень трогательный момент, благодаря которому жених, вступающий в новый этап жизни, осознает дополнительную ответственность. На прощание он получал из рук невесты платок, являвшийся официальным залогом серьезности их отношений.
Свату вручалась краюха свежего хлеба, также завернутая в платок. Сват нес этот сверток через все село в правой, высоко поднятой руке, как доказательство удачно завершенной сделки.
Сватовство: обычаи и обряды древних славян
10.01.2014Жизнь людей устроена так, что в ней случаются важные для них события. Свадьба считается очень важным событием в жизни каждого человека, но сейчас уже не соблюдаются обычаи и обряды древних славян, как раньше. И ведь зря, многие обряды были очень интересными и даже занимательными. К свадебному торжеству начинают готовиться заранее, а значит, время продумать все свадебные ритуалы будет. За годы существования института брака возникло довольно-таки много обычаев, причем у каждого народа они были разными.
Выбор невесты
Конечно, все помнят, что обычаи и традиции восточных славян предусматривали сватовство как главный предсвадебный ритуал, ведь ранее согласие на брак давали только родители влюбленных или их близкие родственники. К тому же, этот ритуал выполнял немало других функций. Кроме того, что он оповещал о намереньях молодого человека, так и еще позволял двум семьям договориться и обсудить все важные моменты. Разрешение на свадьбу могли дать только родители невесты. Согласно традиции, при сватовстве две семьи должны сойтись и породнится. Культура, обычаи и языческие татуировки древних славян даже сейчас активно изучаются историками и культурологами.
Ритуал сватовства входил в обычаи и обряды древних славян, любой мужчина не мог жениться на своей избраннице, пока ее родители не дали на это согласие. Поэтому с помощью ритуала, мужчина сообщал всем родственникам своей невесты о предложении вступления в брак. Мужчине необходимо было выбрать сватов, которыми обычно становились его уже женатые родственники. Чаще всего в дом невесты отправлялся отец жениха, его крестный, дядя или брат. Но иногда в обычаях присутствовали и женщины, крестная мать или тетка. Но бывали также и случаи, когда жених заслал в дом профессиональных сватов, которые самыми красноречивыми словами расхваливали жениха и перечисляли его достоинства. Раньше богатые и властные семьи вовсе не интересовались мнением своих детей, и выбирали для них избранников самостоятельно. Если родители выбирали сыну невесту, то в первую очередь они оценивали социальное положение ее семьи в обществе, а также их материальное состояние. И неважно если сыну попадется ленивая жена, ведь из хорошей семьи же девушка.
Засылание сватов
После того как родители жениха определялись с будущей невесткой, они надевали красивую одежду, брали лучших коней и ехали свататься. Касательно этой поездки должен был соблюдаться один строгий обычай – дорога к дому невест должны была быть окольной, останавливаться строго запрещено, и разговаривать с кем-либо тоже. Лучшим временем для проведения ритуала сватовства считалось время после заката. При соблюдении всех этих пунктов считалось, что сглазить сватов никто не сможет, как бы ни старался. В доме невесты сватам необходимо было садиться на определенное место, которое сразу показывало для чего в этот дом заехали гости и цель их приезда. Несмотря на то, что семье невесты уже было понятно, для чего пожаловали гости, разговор о свадьбе начиналась лишь после разговоров о погоде или урожая.
Цель визита показывалась с помощью намеков, так как невесту нарекали не иначе как куличка или товар, а жених при этом был купец или охотник. Если семья невесты была рада сватам, они приглашали их за стол, где уже и обговаривали будущую свадьбу. Согласие на брак мог давать только отец невесты, но если такого в семье не было, то решение принималось братом либо матерью. При сватовстве также устраивались смотрины, и невеста должна была показать семье жениха себя во всей красе, а также свои умения. Если жениху не нравилась невеста, то предложенный матерью невесты стакан меда он пить отказывался.

Видео: Свадебные обряды на Руси
Категории: Культура
Сватовство по-русски — Википедия Переиздание // WIKI 2
Сватовство́ по-ру́сски — начальная церемония сговора свадебного, в ходе которой сторона жениха при посредничестве свата предлагала родителям невесты выдать их дочь замуж. Все обрядовые действия и условия совершения сватовства подчинены главной цели — получению согласия на брак[1].
В старину на Руси самым распространенным способом заключения договоренности между семьями о браке было сватовство. В толковом словаре Даля сказано: «Сватовство, сватанье, предложенье девице, а более родителям её, отдать её замуж за такого-то»[2].
Обряды сватовства, сговора и свадебного пира проводились уже в VII—IX веках, постепенно к ним добавились и другие. После принятия христианства получили распространение обручение и венчание[3].
Сваты
Подробнее по этой теме см. Сваты.Сватать невесту могли как родственники жениха, так и приглашённые со стороны лица, которым родители жениха доверяли эту роль. Из родственников чаще выступал в этой роли отец жениха и крёстный, реже — родная мать и крёстная. Часто сватом бывал дядя, иногда, редко сестра ходила сватать. Часто со сватами в дом невесты шёл и сам жених. У восточных славян сват-мужчина известен повсеместно, сваха-женщина встречается в центральной России, в Среднем и Нижнем Поволжье. В сватовстве обычно принимал участие отец жениха и другие родственники. При выборе свата особое значение придавали таким качествам, как красноречие, знание традиций, приговоров и прибауток, остроумие и удальство, а также солидность и авторитет среди односельчан. Сват шёл сватать в нарядной, праздничной одежде, в бараньем тулупе, не покрытом сукном, в поддёвке из синего сукна, в оплеухе — круглой шапке с длинными висячими ушами (с.-рус.), в красном кушаке или поясе (с.-рус, бел. ), с рушником или платком через плечо; сваха — с повязанным на голове белым полотенцем или в больших платках на голове; в валенках и шубах, независимо от времени года. С собой у свата была палка в руке, ухват; у свахи — женский повойник или чепец, чтобы «обабить» девушку (с.-рус.), замок в кармане, запираемый после договора в знак его нерасторжимости и др.[4] Перед тем как идти сватать невесту, сват совершал рукобитье с женихом и его родителями, родители жениха угощали сватов и благословляли, в Олонецкой губернии каждый сват должен был съесть немного соли. Перед отъездом вся семья жениха и сваты садились на лавку, затем вставали из-за стола и молились или молились на улице лицом к церкви. Для удачного сватовства сваха садилась на лавку вдоль половиц и молилась, опутывала стол верёвкой, чтобы невеста «никуда не делась»[5].
Cваты старались прийти в дом невесты незаметно для соседей, иногда в сумерках, чтобы избежать насмешек в случае отказа, поэтому время выезда и направление пути сохранялось в тайне. В России сваты выезжали через задние ворота, направлялись сначала в противоположную сторону, ехали окружными путями, заезжали к знакомым, чтобы никто не догадался о цели приезда. Для сватов запрягали лучших лошадей, в праздничной упряжке, обязательно на жеребце (кобылу не запрягали), в лучшей повозке. В пути старались ни с кем не разговаривать, и любая встреча считалась плохой приметой, особенно боялись повстречать старую деву. Обычно сваты, войдя в дом, поворачивались к красному углу, молились и затем кланялись родителям; не здоровались за руку, не раздевались; останавливались у порога или у дверей, не заходили за матицу; стоя сообщали намёками о цели своего прихода и вступали в переговоры; не садились и не снимали верхней одежды, пока им не предлагали сесть или пока они не сосватают невесту; садились на скамью в задней половине избы или на лавку в угол под иконы[6].
Свахам в предсвадебных обрядах отводилась особая роль. «Подруги косу плетут на часок, а свахи на век»[2]. Обычно они выполняли роль посредников за определённое вознаграждение. В их обязанности входило не только само сватовство, но и нередко выбор самой невесты из подходящих кандидатур. Сваха должна была разузнавать о том, какое приданое даётся за невестой и в чём оно состоит. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности об облике и характере невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы.
Описание обряда
Со сватовством был связан целый ряд примет и предварительных обрядовых действий[7]. Неблагоприятными днями для сватовства считались постные дни: среда и пятница. Исключалась из свадебных и масленичная неделя. Существовала даже поговорка: «На маслену жениться — с бедой породниться». Сватать старались приходить после захода солнца, чтобы не было сглаза. Сваты старались по дороге ни с кем не встречаться и не разговаривать. После их ухода кто-либо из домашних (обычно женщины) связывал все кочерги и ухваты вместе — для удачи в деле.
Войдя в дом, садились только под матицу[8]. Сваты сначала заводили разговор на посторонние темы и лишь затем переходили к сватовству. Разговор начинали издалека, в иносказательной форме: «Ищем овечку, не заблудилась ли», «у вас товар, у нас купец» и т. д. Родители невесты обычно с ответом не спешили.
Примечания
- ↑ Гура, Узнёва, 2009, с. 556–557.
- ↑ 1 2 Сватать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- ↑ Изабелла Шангина. Русская свадьба. История и традиция. — Азбука-Аттикус, 2017. — С. 8. — 480 с. — (Новый культурный код). — ISBN 978-5-389-05157-7.
- ↑ Гура, Узнёва, 2009, с. 557–558.
- ↑ Гура, Узнёва, 2009, с. 558.
- ↑ Гура, Узнёва, 2009, с. 558–559.
- ↑ Этот волнительный обряд сватовства (неопр.).
- ↑ Символика элементов свадебного обряда русского населения Алтая (неопр.
) (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 марта 2009. Архивировано 17 августа 2004 года.
Литература
- Сватовство / Гура А. В., Узнёва Е. С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 560—564. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Сватовство // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — М., 1879.
- Сватать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Просватывать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль.
— 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Сосватывать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Сумцов Н. Ф. Сват // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки
Эта страница в последний раз была отредактирована 29 июля 2019 в 08:54.Как сватались на Руси
Мировая культура
Эльвира19238
15 месяцев назад
Мир не стоит на месте, традиции тоже меняются. Что когда-то считалось важной частью обыденной жизни, сейчас забыто. А на вещи, которые долгое время вызывали презрение, сегодня могут положиться, как на единственно верное решение той или иной проблемы.
Так произошло со сватовством. В современном мире уже невозможно представить, как девушка может выйти замуж, не познакомившись и ни разу не увидев жениха до свадьбы. Сегодня будущие супруги решают все сами, не спрашивая разрешения родителей. Так проявляется свобода выбора. Но почему при этом в последнее время настолько увеличилось число разводов? Может быть, старая традиция сватовства при помощи близких родственников была не настолько и глупа?
Обряды сватовства, предварительного сговора и гуляний известны испокон веков. Со временем к ним присоединялись другие ритуалы: выкуп невесты, обручение, кидание букета, подвязки и венчание.
Как выбирали сватов?
Правильный выбор сватов — это была половина дела. Красноречие, житейский опыт, знание традиций, умение разговорить родственников молодых и ненавязчиво выведать у них нужные сведения, совмещенное с даром убеждения, а также авторитет человека, выбранного для обряда, в глазах односельчан ценились высоко.
Сватать невесту могли и сами родственники жениха: отец, крестный отец или дядя. Реже за согласием или отказом посылали женщин: крестную или родную мать. Часто для знакомства с родней будущей жены в дом со сватьями приходил жених. Традиция засылать сватов-мужчин прочно закрепилась в Восточной России, в остальных регионах могли отправить за невестой и мужчин, и женщин, а то и двоих родственников.
Как проходило сватовство?
Сват или сватья на время обряда надевали лучшие одежды. Мужчины шли в дом невесты в бараньем тулупе, меховой шапке с ушами, перевязанные алым поясом, с платком на плече. Женщины наряжались в валенки и шубу независимо от времени года, на голову повязывали широкий светлый платок. В руках у свата был ухват, у свахи — полотняная шапочка — головной убор замужних дам.
До выхода из дома жениха сватов угощали, мужчины хлопали по рукам. После выхода из-за стола и напутствий родственники молились, встав лицом к иконам или по направлению к ближайшей церкви.
Упряжка лошадей выезжала на дело от задних ворот. Сваты отправлялись в противоположную сторону от дома невесты, плутали по селу, заезжали в гости к родственникам, чтобы никто не заподозрил, что происходит обряд сватовства. Если родственники невесты отвечали отказом, сокрытие факта сватовства помогало избежать сплетен и насмешек. Дата и время обряда по тем же причинам держались в тайне, причем чаще сваты прибывали к месту назначения с наступлением сумерек.
Зайдя в дом и обратившись к красному углу, сваты молились. Затем издалека сообщали хозяевам о цели визита. После приглашения гости и жильцы дома располагались под матицей — главной потолочной балкой — и вели переговоры. Доверенное лицо жениха должно было в красках рассказать о его достоинствах. Приветствовались шутки, прибаутки, открытое живое общение. Родители невесты не всегда отвечали посредникам жениха в тот же день, некоторые брали время для принятия решения.
Сваха как отдельный вид искусства
Ей всегда отводилось особое место. И если сваты по-мужицки вели разговор с родственниками девушки и каждый знал, за что ратовать в этом нелегком деле, то сваха могла помочь и с выбором подходящей партии, и сосватать жениха с помощью известных только ей тонкостей.
Перед отправлением в дом невесты свахи опутывали стол веревкой, чтобы невеста не смогла отказать. А после успешных переговоров сваха закрывала принесенный замок в знак нерасторжимости свадебной сделки.
Так выглядела русская свахаВ обязанности свахи входило:
- выяснение объема приданого;
- распознавание характера будущей супруги;
- донесение до жениха преимуществ невесты, описание ее внешности, так как бывали случаи, что первая встреча молодых открыто происходила только в день свадьбы.
Сваты долгое время были решающими фигурами в проведении свадебных церемоний на Руси. От них зависело первое представление молодых друг о друге, а значит и их дальнейшая жизнь.
Пришли святки – придут и сваты
Страницы истории09. 01.2017
Испокон века на Руси и в Беларуси дни с 7-го по 19-е января (по новому стилю, разумеется) исполнены великими церковными праздниками и событиями, а для очень многих людей — судьбоносными переменами в личной жизни
Испокон века на Руси и в Беларуси дни с 7-го по 19-е января (по новому стилю, разумеется) исполнены великими церковными праздниками и событиями, а для очень многих людей — судьбоносными переменами в личной жизни.МИР В СЕМЬЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ
«Словно двенадцать месяцев эти двенадцать дней», — поется в советской лирической песне на слова Андрея Вознесенского. Правда, великий поэт ушедшей эпохи имел в виду не Святки, а период «с первого по тринадцатое нашего января», то есть – от календарного Нового Года до Старого Нового года. В тесте песни выходила нестыковка – дней-то не 12, а 13. Все это знали – и поэт, и слушатели, но привычно махали рукой: мол, песня есть песня, что с нее требовать математической точности…
А между тем Вознесенский не просто так, с потолка, взял эту идею – провести некую философскую параллель между 12-ю месяцами и первыми днями года. Это еще наши далекие предки подметили: «Как святочные дни проведешь, так и весь твой год пройдет». Не то, чтобы правило сие действовало неуклонно и для всех, просто люди хотели верить, что праздничные, сытые дни продолжатся вплоть до следующего Рождества. И старались не безобразничать, чтобы это самое безобразие не перетекло на все последующие 12 месяцев…
Потом, в советское время, когда Святки были вытеснены из общественного сознания новогодними праздниками, в народе стали говорить: «Как Новый Год встретишь, так его и проведешь». Ну, скажите на милость, может ли одна ночь быть показателем всего предстоящего года? Ну – о-очень редко. Иное дело – целых 12 дней, по числу месяцев года. Все они вмещается в Святки – с 7 по 19 января н. ст. Сколько всего успеть можно!
В старину, при прежнем календаре, новогодняя ночь делила Святки аккурат пополам – Новый год встречали с 13 на 14 января по нынешнему календарю. От «ночи перед Рождеством» (с 6 на 7 января) до Старого нового года – 6 дней, и потом до Крещенского ночного купания в проруби – также 6 дней. Вечерами сходились в дом гости. Первые шесть святочных вечеров назывались «святыми», а последующие, посленовогодние – «страшными».
Ну, с прозвищем «святые» все вроде понятно: Рождество, как-никак, наступило. А почему же заключительные шесть вечеров перед Крещеньем – страшные? Да потому, что по обычаю в эти морозные, тихие вечера возле жарко натопленной печи было принято рассказывать в кругу семьи или гостей самые что ни на есть страшные истории, который случились под рождество или после него. Так сложился народный жанр святочного рассказа – что у православных, что у католиков и протестантов. Это особый жанр: смесь триллера, переходящего в хоррор, и в то же время – мораль, что все – от Бога, все мы под Ним ходим, и лишь на Него надеемся…
В эти дни – от Рождества до Крещенья, люди стремились обозначить и даже частично реализовать свои планы не только на год, но и на всю предстоящую жизнь. Хочешь жить богато? Ходи все 12 дней по гостям в самой лучшей одежде, щедро одаривай подарками соседей, родню и просто – незнакомых бедняков. Хочешь сладко есть весь год – накрывай обильный стол с яствами и разносолами, всех зови, не впадай в грех «тайноядения», то есть – не тайком обжирайся, а всех-всех угощай. И Бог, видя это, даст тебе пищу на весь год. Вот такие нехитрые верования и устремления.
А умные-то люди, да сердечные, да умудренные — те желали себе в будущем году совсем другого. Не денег, не жратвы «от пуза», а любви семейной и мира домашнего. Вот для исполнения этого заветного желания они и говорили своим родным и близким только самые добрые, ласковые и нежные слова в течение всех Святок: Бог услышит и даст желаемое…
НЕ ЗАБУДЬ ПРО УБОГИХ
В замечательном советском фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Святки показаны с размахом, с тонким знанием всех деталей. Особенно памятна сцена, когда состоятельные парни, напялив на себя кабаньи, медвежьи и оленьи головы (и шкуры с лапами да копытами), вламываются в жилища и требуют угощений. Ну, эти забавы – для богатых, ибо и наглость нужна изрядная, и святочные костюмы такого уровня уже тогда стоили немалых денег.
А молодежь попроще в эти дни шла колядовать: ходить по селу со святочными песенками, стучать во все избы. Причем не как нищая братия, а для развлечения: соседей потешить и себе «магарыч» подсобрать (а то ведь тятенька с маменькой прижимистые да больно строгие – лишнюю рюмку выпить на дают). Знамо дело, в мешки колядовщикам совали и выпивку, и закусь: самогон, сало, пироги. Рядиться во всякую нечисть было при этом совершенно не обязательно. Просто юноши и девушки подходили к очередному дому в деревне и пели, по возможности стройными голосами (тут обычно девушки выручали, ибо парни были уже навеселе). А что пели-то? Репертуар был довольно строг: непременно спеть колядку о Младенце-Христе, поголосистей да поубедительней — о добрых хозяевах дома, обязательно пожелав им «во всем благое Божие споспешествование» (по-старинному – помощь).
И уж тут, хошь не хошь, а приходилось выносить певчим «вымогателям» еду и питье (в дом не пускали, иначе одни голые котлы и кастрюли останутся после такой оравы, да и припасов под лавкой недосчитаешься). Ну, а корку хлеба тоже ведь не дашь, иначе дурная слава пойдет… А там, глядишь – новая волна колядовщиков идет, горло дерет, на похмелку выцыганивает. Вот ведь напасть!
Подобные обходы окрестных изб с песнями и «поборами» в течение Святок проводились аж трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Вывод: небедно и сытно жили наши предки по большей-то части, коли могли себе позволить так угощать толпы колядовщиков! Конечно, официальная Церковь такие вещи не одобряла, больше того – хулила колядовщиков с амвона. Ведь и рождественский, и крещенский сочельники – дни самого строгого поста, какая уж тут выпивка и закуска! Тем более, что ночью в храм Божий надо идти, не пойдешь – срам великий на себя навлечешь.
Но народ наш – и русичи, и белорусы – во все времена ухитрялись все успевать и с успехом соединяли благочестие и веселье. В храме стояли чинно, не икали – даже после обильных колядований.
Главные персонажи колядной процессии, они же – неизменные герои песен — Коляда и Овсень, мифологические существа, которые должны были принести в новом году обильный урожай и семейное счастье.
Особо осаждали со своими колядками те дома, где в этот момент шло сватовство (а уж про то вся деревня знала заранее). Как тут ударишь лицом в грязь перед будущей родней, перед свахой? Вот и пускали пыль в глаза, припасая заранее обильные кушанья для стоящих под окном колядовщиков. А иной раз даже исключение для них делали – в дом пускали погреться да песни попеть, чтобы сватовство гладко прошло, без сучка и задоринки, без лишних расспросов и придирок к невесте. Рады были колядовщикам и представители жениха, пришедшие в дом родителей невесты. Ведь под песенку подблюдную оченно сподручно было подпоить будущего тестюшку и свата, чтоб посговорчивей стал насчет приданого. Такие вот маленькие простонародные хитрости бытовали в крестьянских домах Руси и Беларуси.
Но – шутки шутками, а святочные дня были все-таки главным образом предназначены для совершения добрых, серьезных дел. И если в течение года человек по каким-то причинам их сделать не мог или не хотел, ту тут уж ему деваться было некуда и оправданий никаких найти было нельзя.
Что же это за дела такие, без совершения которых кусок в горло не лез добропорядочному христианину – что русскому, что – белорусу?
В первые дни рождественских празднований по непреложному обычаю принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – как бы в воспоминание о дарах, принесенных новорожденному Богомладенцу волхвами. И особенно в Российской Империи следили за тем, чтобы никто не был обойден заботой в эти святые дни.
Итак, по порядку. В первый день, отоспавшись после ночного и очень протяженного рождественского богослужения, попив чайку да подъев остатки яств с ночного разговления, шли навещать родителей или самых близких сородичей. Там усаживались за обильный стол.
Но перед трапезой следовало, помимо общих молитв, помянуть усопших. Особенно – тех кто умер недавно. Даже на праздничный стол кое-где было принято ставить лишние приборы – для тех родственников, что отошли в мир иной в ушедшем году.
До сих пор существует общее для восточнославянских народов поверье, что в ночь на 8 января все покойники сходятся в храм, а богослужение совершают умершие священники.
Второй день Святок должен быть посвящен посещению больных, третий — сирот, четвертый — заключенных. Ведь радость народившегося Христа должна коснуться каждого, даже осужденного преступника и лютого душегуба. В Беларуси обычно несли с собой особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле. По сей день рассказывают, что в древние времена в Святки даже русские цари, переодетые в знатных бояр, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Особенно любил это делать Алексей Михайлович.
«РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК ДЕВУШКИ ГАДАЛИ»
Эти стихи Василия Андреевича Жуковского знает каждый. Как трепетно гадали, как «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»… Гадали, конечно, на жениха, ибо девушками назывались только никогда не бывшие замужем особи женска пола, не то что сейчас. Со сцены святочных гаданий начинается и пушкинская «Сказка о царе Салтане». Этот обычай древний, народный, таинственный (гадали под покровом ночи, чтобы не прогневать Бога и заодно – задобрить нечистую силу, чья власть якобы сильней в темное время). Обычай – по большей части, конечно, женский, ибо парни и мужики считали гадания недостойным делом для добра молодца.
Ну, а в городах Руси и Беларуси? Что ж, к чести тогдашних городов, они старались как только можно, во всем подражать деревне. В первый святочный день нужно стоять службу в церквях и вести себя пристойно. Зато уже вечером 8 января на улицы Москвы и Минска, Смоленска и Гомеля (список бесконечен) высыпали ряженые, в вывернутых наизнанку шубах и с лицами, измазанными в саже. Это что же, нечисть? Да нет, скорее – насмешки над силой бесовской, вызов прислужникам Сатаны.
Поясним. По преданию, в течение восьми дней после праздника Рождества бродит по земле нечистая сила, рыщет повсюду, пугает прохожих. Именно эту нечистую силу изображали в неприглядном, смешном виде ряженые, которые надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. По городам водили они хороводы, втягивая в круг прохожих, а если кто-то отказывался, того вовлекали силой. Доходило и до мордобоя, однако…
Ну, а потом — с гоготом и свистом впрягались они в телегу, а в ней — набитая соломой тряпичная кукла – Коляда, обряженная в драную овчинную шубу и белую посконную рубаху. Лихим голосом выкрикивали: «Веселись, ребятки, наступили Святки!» – и начиналась настоящая святочная вакханалия, которая продолжалась почти десять дней. Программа состояла из всевозможных игрищ: кроме невинных колядований да посиделок, были проводились (с дозволения полиции) кулачные бои. А еще были снежные побоища: строилась ледяная крепость, и парни делились на две армии – одна штурмовала крепость, а другая обороняла.
В ПРОРУБЬ – С ГОЛОВОЮ. ТРЕЗВОЮ
И вот – Крещение, которое полностью именуется Святым Богоявлением Господа нашего Иисуса Христа. В реках, озерах и других «источниках водных» загодя выпиливается во льду прорубь в виде креста – «иордань». Сюда из близлежащих церквей крестным ходом – с иконами и хоругвями – движется после торжественного богослужения огромная народная процессия, возглавляемая духовенством. Все громко поют: «Во Иордане крещающеся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…»
Главный из священнослужителей после прочтения необходимых молитв погружает напрестольный крест в иордань и освящает воду. Она так и называется – крещенская вода, и люди верят, что защитит глоточек воды этой от всяких болезней, тревог и напастей.
После окончания водосвятного молебна к иордани, толпясь и гремя бидонами, устремляется народ: бери, сколько хочешь! По сей день не понимают люди, что на Крещение Господне вся вода на планете становится чудодейственной, крещенской – даже та, что течет из вашего крана или душа. Нынешние священники прямо благословляют верующих, придя из храма, принять душ или ванну. Очень полезно для здоровья.
Но всех смельчаков почему-то тянет непременно в иордань – в морозную прорубь, где только что трижды погружался напрестольный крест. Вообще-то на Руси и в Беларуси погружение в ледяную прорубь известно как народная забава еще с дохристианских времен. Способность «пересидеть» всех прочих «охотников» в студеной воде почиталась у наших предков за особую удаль. Для победы над соперниками применялись всяческие хитрости. Например, голое тело намазывали гусиным жиром. Но даже с такими предосторожностями соревнования по «сидению в проруби» нет-нет да и заканчивались трагически — об этом, в частности, пишет в своих воспоминаниях московский бытописатель конца XIX – начала ХХ века Иван Шмелев.
Так что, друзья, не бахвальтесь своим богатырским здоровьем, а соблюдайте основные правила погружения в крещенскую купель. Трижды, с головой, окунувшись в воду, следует быстренько выбираться на берег и обтираться сухим махровым полотенцем. Затем (если рядом нет специального, прогретого помещения) надо скоро, по-солдатски, напялить на себя шерстяные носки, льняное или байковое белье, а затем, в несколько слоев – свитера и кофты. Голову плотно укутать, на ноги надеть валенки. И – вперед, в тепло (в автобус, в палатку), к термосу с горячим чаем! Тогда и крещенское купание пойдет впрок. Ведь, как говорят и в России, и в Беларуси – береженого Бог бережет!
Александр Аннин
Должен верить всем теориям заговора о России, ненавидеть Путина и игнорировать факты — RT Россия и бывший Советский Союз
Пол Робинсон , профессор Оттавского университета. Он пишет о русской и советской истории, военной истории и военной этике, а также является автором блога Irrussianality
Вся пропаганда, которую можно напечатать? The New York Times пошла на необычайно честный шаг, признав в объявлении о вакансии, что у нее есть предвзятые предвзятые мнения, которые она хочет, чтобы ее новый московский корреспондент распространял в России.
Стать иностранным корреспондентом крупной газеты непросто. Школы журналистики выпускают огромное количество претендентов на получение Пулитцеровской премии, в то время как количество рабочих мест постоянно сокращается, поскольку Интернет все больше сказывается на прибылях СМИ. В наши дни трудно найти даже достойную позицию для низкокачественных медиа. Таким образом, чтобы подняться на вершину стопки, чтобы получить одну из желанных зарубежных публикаций, требуется некоторый талант.
Неудивительно, что иностранные корреспонденты — группа умных.Они сочетают в себе базовый интеллект со способностью рассказывать истории в увлекательной манере. Те, кто много лет покрывает один и тот же патч, приобретают глубокие познания в своем ритме, чему другие могут только позавидовать.
Но всего этого недостаточно, чтобы стать успешным корреспондентом. Медиа-компании похожи на любые другие учреждения: вы не подниметесь по служебной лестнице, если не сможете угодить начальству и комфортно вписаться в идеологические нормы организации. Конечно, есть исключения, но можно с уверенностью предположить, что стойкие консерваторы не преуспевают в Guardian или социалистах в Fox News.
В идеальном мире редакторы отправили бы своих журналистов в отдаленные места с инструкциями сообщать без ущерба для всего, что они нашли. На самом деле у них часто есть ожидания относительно того, что будут производить их подчиненные. Как отметил британский репортер Ник Дэвис, писатель Guardian, в своей пространной критике журналистской профессии — Flat Earth News — в любой момент времени есть «история».Независимо от того, правдива ли эта история, редакторы чувствуют, что, если они не будут следить за ней, они потеряют читателей или зрителей, и поэтому инструктируют своих корреспондентов сообщать об этом.
Следовательно, журналисты не всегда свободны выбирать, о чем они пишут. Если они хотят вырваться вперед, они должны следовать линии. Со временем они могут даже поверить в это и следовать этому естественным образом, без особой потребности во внешнем руководстве.
Эти редакторские ожидания часто скорее неявные, чем явные.Но иногда они выходят на суровый свет дня. Так было на этой неделе, когда New York Times опубликовала объявление о новом российском корреспонденте. В объявлении говорилось:
«Он рассылает боевые отряды, вооруженные нервно-паралитическими веществами, против своих врагов, в том числе лидера оппозиции Алексея Навального. Его киберагенты сеют хаос и дисгармонию на Западе, чтобы запятнать его демократические системы, одновременно продвигая его фальшивая версия демократии. Она направила частных военных подрядчиков по всему миру, чтобы тайно распространять свое влияние.Дома его больницы быстро заполняются пациентами с Covid, поскольку его президент прячется на своей вилле.
Если это похоже на место, которое вы хотите прикрыть, у нас есть хорошие новости: у нас будет вакансия для нового корреспондента. … Мы ищем кого-то, кто воспользуется перспективой пересечения 11 часовых поясов, чтобы отслеживать население, которое все больше разочаровывается в экономике, разрушаемой коррупцией, кумовством и чрезмерной зависимостью от природных ресурсов ».
Никто, читающий это, не может сомневаться в том, что редакция New York Times ожидает от кандидатов на этот пост. Объективное сбалансированное освещение российских реалий явно не в приоритете. Выбранный корреспондент должен смотреть на Россию в негативном свете, как на мощную и опасную угрозу, с другой стороны (несколько парадоксально) как на слабую и разлагающуюся нацию, подорванную коллапсом экономики и коррумпированным правительством.Это текущая «история», и ожидается, что удачливый человек, получивший работу, последует ей.
Если отбросить неточности в рекламе New York Times (Алексей Навальный не является «лидером оппозиции») и тот факт, что многое из сказанного может быть в равной степени применимо к самим Соединенным Штатам, идея о том, что могут быть другие точки зрения России не упоминается.
Здесь нет никаких предположений о том, что победивший кандидат может пожелать изучить значительные улучшения в российской инфраструктуре за последние 20 лет, городскую трансформацию, заметную во многих (хотя и далеко не во всех) крупных городах, (несовершенный) конкурентный характер некоторых выборов. , неправительственные организации и другие деятели оппозиции, помимо Алексея Навального, роль России как миротворца в Нагорном Карабахе, позитивные отношения, которые Российская Федерация поддерживает со многими странами мира, и так далее и тому подобное.
В этом и заключается ключ к разгадке того, почему очень умные и знающие журналисты по прибытии в Россию слишком часто теряют способность мыслить независимо и вместо этого превращаются в клонов, сообщающих одни и те же негативные истории, используя одни и те же, очень ограниченное количество крайне озлобленных (и часто дискредитированных) источников, дополняющих их текст подходящими цитатами. Это то, чего ожидает домашний офис; и то, что ожидает домашний офис, получает домашний офис.
Чтобы убедить кандидатов в престижности должности корреспондента в России, в рекламе New York Times перечислены предыдущие должностные лица — Билл Келлер, Серж Шмеманн, Хедрик Смит, Клиффорд Леви и Эллен Барри. Любопытно, что список проходит по имени Уолтера Дюранти, который был главой московского бюро New York Times с 1922 по 1936 год и которого британский современник назвал «величайшим лжецом, которого я когда-либо знал.
Поразительно неточные отчеты Дюранти из Советского Союза были позже описаны в New York Times как «одни из худших репортажей, которые публиковались в этой газете». Отсутствие Дюранти в рекламе говорит о том, что редакторы газеты знают, что их запись не так уж и хороша, как они себе представляют.
Другие имена, однако, доказывают, что можно удерживать работу без чрезмерного ущерба для себя. Особенно выделяется Хедрик Смит.Его книга 1976 года «Русские» открыла новый путь, выходя за рамки историй о тоталитарном Советском Союзе и исследуя, как жили обычные россияне. Смит далеко не некритично относился к советской жизни, но в то же время изображал ее с замечательной симпатией и сочувствием.
Увы, сейчас не хватает и сочувствия, и сочувствия. Похоже, что существует менталитет военного времени, при котором некоторые редакторы рассматривают контролируемые ими СМИ как оружие в геостратегической битве. В этом отношении нынешняя ситуация, возможно, хуже, чем в 1970-е годы, когда американцы хотели знать и понимать Россию, и такая работа, как «Русские» Хедрика Смита, могла прыгнуть прямо на вершину списка продаж книг в США.Невозможно представить себе то же самое сегодня. Все, что требуется — это негатив. Об этом абсолютно ясно говорится в рекламе New York Times.
Думаете, вашим друзьям будет интересно? Поделись этой историей!
Утверждения, взгляды и мнения, выраженные в этой колонке, принадлежат исключительно автору и не обязательно отражают точку зрения RT.
В России произошел загадочный взрыв. Что на самом деле произошло? — Внешняя политика
В четверг, авг.8 августа российские власти сделали неожиданное заявление. Какая-то авария произошла во время испытания ракетного двигателя недалеко от города Северодвинск на арктическом побережье России. Два человека погибли, и был обнаружен кратковременный всплеск радиации. Вскоре после этого в социальных сетях появились изображения и видеоролики, на которых оперативники первой помощи в защитных костюмах, машинах скорой помощи и вертолете для экстренной воздушной перевозки.
Ссылка на радиацию была поразительной — испытания ракетных двигателей не связаны с радиацией.Ну, за одним исключением: в прошлом году Россия объявила об испытании крылатой ракеты с ядерным реактором. Ракета называется 9М730 «Буревестник». НАТО называет это SSC-X-9 Skyfall.
Крылатая ракета с ядерным двигателем — возмутительная идея, которую Соединенные Штаты давно рассматривали и отвергали как технический, стратегический и экологический кошмар. Однако Россия Владимира Путина думает иначе. Мои коллеги и я из Института международных исследований Миддлбери, которые регулярно используют инструменты с открытым исходным кодом для отслеживания состояния распространения ядерного оружия во всем мире, задались вопросом, не что-то пошло не так со Skyfall.Вскоре мы обнаружили, что для этого есть все основания.
Первое, что мы сделали, — это попытались определить место происшествия. Во многих сообщениях указывалось на ракетный полигон в местечке под названием Ненокса, примерно в 18 милях от Северодвинска. Мы предполагали, что авария произошла в ракетном испытательном центре Ненокса. Объект не секрет: он хорошо задокументирован в рассекреченных отчетах разведки и даже отмечен на платформах с открытым исходным кодом, таких как Wikimapia.Испытательный центр существует с 1960-х годов и, судя по спутниковым снимкам, выглядит каждый год своего возраста.
Но когда мы внимательно посмотрели на сайт, мы были удивлены, обнаружив что-то новое. Чтобы рассказать вам, что мы видели, я должен рассказать вам немного больше о Skyfall.
Когда Россия объявила, что приступила к испытаниям крылатой ракеты с ядерной установкой, Путин показал короткое видео, на котором была показана ракета в полете. Тогда мы смогли использовать видео запуска для геолокации полигона на удаленный арктический архипелаг Новая Земля.Это было непросто — так далеко на севере спутниковое покрытие не так много, полгода почти нет света для фотосъемки, а большую часть времени он все равно скрыт облаками. Однажды мы поручили спутнику сделать снимок ближайшего места, которое использовалось для ядерных испытаний, и ждали, пока неделя за неделей спутник пролетает над головой, делая снимки за снимками белых пушистых облаков, которые мог полюбить только Боб Росс. Однако к 2018 году у нас были изображения, и мы смогли найти место запуска и зоны поддержки.Сама пусковая площадка была очень отличной — она представляла собой экологическое убежище, где ученые могли подготовить ракету до ее запуска. Укрытие было смонтировано на рельсах, чтобы его можно было отодвинуть, когда команда будет готова испытать ракету. И почему-то все оборудование оказалось в синих транспортных контейнерах.
Как только мы нашли сайт, мы продолжили наблюдение за ним. Мы хотели проверить, сможем ли мы обнаружить подготовку к следующему тесту Skyfall до его запуска.И однажды летом 2018 года Россия необъяснимым образом начала собирать вещи. В прессе появлялись сообщения о том, что, по мнению разведывательного сообщества США, все испытания, проведенные прошлой осенью, провалились, а самое продолжительное из них длилось всего 22 секунды. Моя коллега Энн Пеллегрино и я объяснили Джеффу Брамфилу из NPR, что мы не уверены, почему Россия покидает это место, но, возможно, Россия возвращается к чертежной доске со своей крылатой ракетой судного дня.
Вот, вот мы и смотрели на Неноксу — и вот она.То самое убежище, сидящее на рельсах и окруженное такими же синими транспортными контейнерами. Россия построила этот новый полигон для Skyfall примерно в то же время, когда упаковывала старый полигон на Новой Земле. Они только что переместили полигон на юг. Изображение находилось в Google Earth. Мы просто этого не заметили.
Внезапно тот факт, что авария при испытании двигателя была связана с радиацией, вовсе не показался странным.
Затем мы заметили второй любопытный факт. Когда мы посмотрели на спутниковый снимок этого места, сделанный 8 августа, мы увидели несколько кораблей и какую-то платформу, стоящую у побережья ракетного полигона в зоне, закрытой для коммерческих судов.
В качестве основной меры безопасности все крупные коммерческие суда, совершающие международные рейсы, должны иметь передатчики AIS. Эти передатчики периодически объявляют местонахождение большого корабля, что существенно помогает уменьшить столкновения в море.Затем мой коллега Кэмерон Трейнер проверил коммерческую базу данных передач AIS. На одном из этих судов внутри запретной зоны был включен передатчик AIS. И мы это признали.
Речь идет о большом грузовом корабле Серебрянка . Корабль необычный — он принадлежит Росатому, российской государственной корпорации по атомной энергии, и используется для перевозки радиоактивных грузов. Серебрянка была частью попытки в 2018 году восстановить ядерную крылатую ракету, упавшую в океан.«Экипажи попытаются вернуть ракету, которая была запущена в ноябре и приземлилась в Баренцевом море», — написала Аманда Масиас из CNBC, описывая секретный отчет разведки об усилиях по восстановлению в 2018 году. «В операции будут задействованы три судна, одно из которых оборудовано для обработки радиоактивных материалов из ядерного ядра оружия». Используя данные АИС, мы идентифицировали судно, оборудованное для обработки радиоактивных материалов, как Серебрянка . И вот, год спустя, он сидит на месте аварии.
Доказательства, кажется, указывают на какую-то аварию во время испытания Skyfall или другой ядерной ракеты. В минувшие выходные появилось своеобразное подтверждение, поскольку Росатом признал, что в результате аварии погибли пять его сотрудников. «Испытания ракеты проводились на морской платформе», — говорится в сообщении Росатома. «По окончании испытаний произошло возгорание ракетного топлива с последующей детонацией. После взрыва несколько сотрудников были сброшены в море.”
Росатом, однако, не объяснил, что это была за ракета или что пошло не так. В заявлении просто говорилось, что «произошло стечение факторов, что часто случается при тестировании новых технологий».
Также на выходных в социальных сетях появился список погибших — все молодые люди. Мои коллеги и я потратили выходные, подтверждая, что люди с этими именами работали на Росатом — все в лаборатории ядерного проектирования в Сарове. Мы также обнаружили их аккаунты в социальных сетях, где близкие оплакивали свою потерю.Мы также нашли фотографии их жизни: занятия спортом, отпуск, свадьба. Мы нашли фотографии их жен и детей. Это невероятно печально, и возникает вопрос: стоила ли эта дурацкая ракета убивать этих молодых людей?
Соединенные Штаты и Россия, похоже, погружаются в новую гонку вооружений либо из-за какой-то странной ностальгии, либо потому, что никто не может придумать ничего лучшего. В Обзоре ядерной политики США за 2018 год, подготовленном администрацией Трампа, говорится о возвращении конкуренции между великими державами, как если бы это было захватывающим событием, и содержится призыв к масштабной модернизации ядерного арсенала США.Россия инвестирует миллиарды рублей в собственную модернизацию, разрабатывая множество причудливых видов оружия для поражения противоракетной обороны США, в том числе эту крылатую ракету с ядерной установкой. А в кулуарах такие придурки, как Брет Стивенс из New York Times, , подбадривают все это ерундой вроде «США нужно больше ядерного оружия».
Когда мы думаем об опасностях гонки вооружений, мы думаем о возможности катаклизма, который положит конец цивилизации. Но даже несмотря на то, что холодная война не закончилась крупномасштабной катастрофой, она все же вылилась в серию небольших катастроф для многих людей, которые ее пережили.Спросите экологов в России о цене гонки ядерных вооружений или о людях, которые живут недалеко от Роки Флэтс, Хэнфорда или бесчисленного множества других мест в Соединенных Штатах. Иногда мы настолько сосредоточены на ужасных вещах, которых мы едва избегали во время холодной войны, что забываем все ужасные вещи, которые действительно происходили. То, что часто происходит, как холодно заметил Росатом, «при тестировании новых технологий».
В реальном мире есть люди, которые понесут издержки этой гонки вооружений.Вот пятеро из этих людей. Пять человек, родители, супруги и дети которых больше никогда их не увидят. Это того стоит? Я так не думаю. Нет, США больше ядерного оружия не нужно. И нет, России новые не нужны. Не так сильно, как женам нужны мужья, а детям — отцы.
Обзор прессы: Россия наносит ответный удар Евросоюзу и не входит в планы Китая по созданию зоны свободной торговли — Обзор прессы
Известия: Россия отвечает на ограничения ЕС новыми санкциями
Москва ввела новые санкции в ответ на карательные меры ЕС в связи с предполагаемым отравлением Навального, заявил на пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров. Эти санкции нацелены на сотрудников французской и немецкой администраций. Как сообщили «Известиям» в Совете Федерации, санкции, введенные Россией в ответ на ограничения Европы, являются логическим шагом.
В верхней палате сказали, что история на этом не закончится. Можно ожидать новых мер со стороны Евросоюза. В то же время Россия заявляет о роли, которую ОЗХО играет в деле Навального. В Москве давно обвиняют организацию в предвзятости.
Совет Федерации считает реакцию России абсолютно обоснованной. Об этом «Известиям» заявил председатель комитета Совета Федерации по иностранным делам Константин Косачев.«Без каких-либо доказательств, не дожидаясь результатов расследования, такие карательные решения были однозначно приняты с целью оказания политического давления на те следственные структуры, которые занимаются этим прискорбным делом», — сказал сенатор.
Москва неоднократно заявляла о готовности сотрудничать со следствием, однако Германия до сих пор не передала результаты испытаний Навального. Источник в политических кругах Германии сообщил «Известиям», что все запросы России приняты и в рамках механизмов правовой помощи Берлину нужно время для проверки.
В этом конфликте есть еще одно ключевое противоречие, пишут «Известия». Москва настаивает на том, что «дело Навального» — это двусторонний вопрос, тогда как Германия говорит, что его следует рассматривать на многосторонней платформе, в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Однако, по словам директора Центра военно-политических исследований МГИМО Алексея Подберезкина, никто не будет проводить объективное расследование ситуации в ОЗХО. Поэтому России не следует ожидать объективного ответа от организации, заключил он.Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя не исключил, что страна может даже выйти из организации.
Независимая газета: Китай нацелился на создание огромной зоны свободной торговли без России
Саммит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) проходит в режиме телеконференции в Ханое под председательством Вьетнама. Как только его участники решат проблему пандемии и безопасности в Южно-Китайском море, страны Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) встретятся, чтобы обсудить создание профсоюза.Проект, продвигаемый Пекином, обеспечит треть мирового ВВП. По мнению опрошенных «Независимой газетой» экспертов, остается неясным, почему Россию не пригласили.
В зону будут входить 10 государств АСЕАН, а также Китай, Новая Зеландия, Южная Корея, Австралия и Япония. Переговоры по этому блоку начались еще в 2012 году. Считается, что у него будет около 3 млрд потребителей, а его общий ВВП составит около трети мирового. Провозглашение этого блока укрепит позиции Китая как главной экономической державы региона, пишет Независимая газета.Особенно в то время, когда еще не ясно, какой будет политика Вашингтона в Юго-Восточной Азии.
Однако преобразование ВРЭП в полноценный механизм, в котором будут устранены торговые барьеры, может занять, по мнению наблюдателей в Азии, до двух десятилетий. Однако непонятно, почему в числе возможных участников не упоминается Россия, пишет издание.
Заведующий отделом Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН Дмитрий Мосяков заявил газете: «То, что Россия не упоминается, можно объяснить слабостью и недостатками нашей внешней политики на этом пути. .Для меня загадка, почему мы оказываемся вне этого процесса. Россия подписала соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, одно также обсуждалось с Сингапуром, но дальше оно не пошло. Казалось бы, Китай — наш друг, а ВЦЭП — китайское предприятие, а России нет ».
Коммерсантъ: Россия не позволит Турции патрулировать бывшую зону карабахского конфликта «на земле»
Россия и Турция вступили в бескомпромиссную борьбу за звание миротворцев, пишет «Коммерсант».Анкара заявляет, что собирается разместить своих военных наблюдателей в Нагорном Карабахе вместе с российскими, но Москва дала понять, что турецким военным придется ограничиться съемками с дронов, не заходя в бывшую зону конфликта. Между тем половина российского миротворческого персонала уже прибыла в регион. Вечером российский миротворческий батальон вошел в Степанакерт.
Директор по европейским исследованиям Seta Enes Bayrakli сообщил газете, что администрация Эрдогана считает присутствие турецких миротворцев «на земле» единственно возможным способом сохранения баланса, поскольку Россия воспринимается как сторонница Армении.Он также отметил, что окончательное решение по этому поводу должен принять Азербайджан.
По мнению исследователя Центра стратегических исследований Ближнего Востока (ORSAM) в Анкаре Ойтун Орхан, Россия сделает все, чтобы ограничить роль Анкары. Однако, если Турция не будет представлена на местах, администрации Эрдогана будет сложнее повлиять на политическое разрешение конфликта, сказал эксперт Ъ.
Посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглу, похоже, больше склоняется к позиции России, пишет Коммерсант.Он отметил, что «речь идет не о введении миротворцев, то есть турецких солдат, речь идет о техническом контроле за выполнением сторонами этого миротворческого заявления». В свою очередь премьер-министр Армении Никол Пашинян, говоря о роли Москвы, выразил уверенность, что «российские миротворцы обеспечат безопасность, а сообщение Ереван-Степанакерт будет надежным».
Тем временем российский миротворческий контингент продолжает прибывать в Нагорный Карабах.По данным Минобороны России, туда уже переведено 800 человек, то есть примерно половина от запланированных 1960.
Известия: Российско-абхазские связи приобретают геополитическое значение
Развитие туризма — одно из наиболее перспективных направлений отношений между Москвой и Абхазией, заявил президент России Владимир Путин во время встречи со своим абхазским коллегой Асланом Бжания. Эксперты сообщили «Известиям», что, по их мнению, развитие отелей на побережье Черного моря может дать толчок новой транспортной и сельскохозяйственной инфраструктуре.В целом экономика Абхазии во многом зависит от России. По словам Путина, более 70% всего товарооборота республики приходится на Россию. Тем не менее, экономический аспект — не единственное, что важно для отношений между двумя странами. Если ситуация с безопасностью в Закавказском регионе ухудшится, в том числе из-за расширения НАТО, Абхазия может сыграть важную роль с точки зрения геополитики.
В соответствии с российской инвестиционной программой для Абхазии в 2020 году будет завершено строительство 48 объектов, включая объекты транспортной и электросетевой инфраструктуры, водоснабжения и удаления отходов.«Без собственных средств на развитие полноценной курортной и туристической инфраструктуры республика может быть интересна российскому бизнесу. Возможности экономического сотрудничества в этом направлении достаточно велики», — заявил «Известиям» эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. . Тем не менее, у Москвы здесь есть конкурент — Турция. По словам эксперта, турецкие компании очень активны на постсоветском пространстве.
«Конечно, союзнические отношения важны на фоне политической нестабильности в Грузии.Тбилиси может попытаться отомстить за август 2008 года. Численность армии Абхазии крайне ограничена », — заявил« Известиям »начальник отдела евразийской интеграции и развития отдела ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев. Несмотря на небольшую численность вооруженных сил, территория Абхазии имеет геополитическое значение. Это значение для России, пишет газета. Возможное полноценное членство Грузии в НАТО в будущем может привести к созданию мощной военной инфраструктуры в стране. Москва может ответить усилением своего присутствия.По мнению эксперта, Россия в случае необходимости сможет очень быстро наращивать свои войска в Абхазии.
Коммерсант: Майкл Калви освобожден из-под домашнего ареста
Верховный суд России освободил из-под домашнего ареста основателя фонда «Бэринг Восток» Майкла Калви и его предполагаемых сообщников, обвиняемых в хищении 2,5 млрд рублей (32,4 млн долларов), принадлежащих банку «Восточный». После того, как банку была полностью возмещена предполагаемый ущерб, имущество фигурантов скандального расследования также было освобождено от обеспечительных мер.По данным «Коммерсанта», теперь защита рассчитывает убедить суд прекратить уголовное преследование инвесторов за отсутствием состава преступления.
Опрошенные «Ъ» политологи уверены, что дело Калви будет прекращено. Переломным моментом в этом деле стало то, что его подсудимых перевели под домашний арест, считает директор Центра политических исследований Финансового университета Павел Салин. «Это означает, что инициаторы этой истории начали получать то, чего ожидали.Первое послабление для Калви и его коллег совпало с передачей собственности его российским партнерам. … Когда точка невозврата будет пройдена в этом деле, Калви будет освобожден, [он будет] намного беднее, но [у него] будет безупречная репутация », — сказал он« Коммерсанту ».
Эксперт считает дело Калви ярким примером «силового предпринимательства», когда силовой ресурс — в данном случае возбуждение уголовного дела — используется для давления на бизнес с целью его передела.
«Изменение досудебных ограничений — позитивное событие, оно очень важно для их семей и бизнеса», — заявил Ъ бизнес-омбудсмен России Борис Титов.