Многожёнство у древних славян: было ли оно на самом деле
2021-01-05 22:30:45
«Семейная жизнь человека Древней Руси достаточно сильно отличалась от нынешней», – писал Долгов, автор научного труда «Древняя Русь: мозаика эпохи». Коренное отличие кроется в форме брака. Среди населения, особенно в языческие времена, было распространено полигамия или многоженство.
Если б я был славянин
Наличие нескольких супруг не было привилегией исключительно князей и знати. Некоторые законодательные акты свидетельствуют о распространении многоженства и среди рядовых жителей.
Многоженство считалось вполне себе обычной реалией. Летописец Нестор, автор «Повести временных лет», с порицанием пишет о радимичах и вятичах. Причина негодования в том, что соседние славянские племена «имяху же по две и по три жены». Также автор приходит к выводу, что настолько обширная половая свобода была неограниченной, потому что браков как таковых не существовало.
После появления Церкви союзы закреплялись официально. Подтверждение полигамных браков присутствует в списках «Пространной правды». В них рассматривалась ситуация, когда в разделе имущества участвовали дети многочисленных жён покойника. Устав Ярослава позволяет полагать, что новые супруги могли появляться одновременно, а не вследствие официального развода с бывшей женой или её кончины: «Аже моуж оженится иною женою, а съ старою не роспустится…», «Аще имеет две жены водити…».
Церковная осторожность
Принятие христианства в 988 году хоть и внесло значительные коррективы в жизнь народа, но не отменило многожёнство полностью. Церковь стремилась подчинить семейные отношения своему влиянию, но занять строгую позицию в отношении запрета на полигамию не могла из-за боязни выпасть как зарождающийся социальный институт и потерять прихожан. Нежелание Церкви занимать шаткое положение отразилось в «Вопрошании».
Когда монах Кирик спросил у Новгородского епископа Нифонта, как следует наказать семьянина, который помимо жены состоит в отношениях с другими женщинами, новгородский епископ ответил: «Не добро». Нифонт предложил наказать супруга-многожёнца штрафом, а развод, по мнению служителя Церкви, в такой ситуации неуместен.
В данном вопросе политика Церкви была следующей: брак нужно обязательно оформлять венчанием, а служители должны следить, чтобы благоговение получал только один союз. Конечно, это в корне не изменило ситуацию, но послужило началом формирования «правильного» отношения к семейной жизни, в частности, к единобрачию.
Древнерусские Дон Жуаны
Существует мнение, что у князя Игоря женой была не только Ольга. Это утверждение не доказано. А вот Ярополк Святославович без стеснения сватался к полоцкой княжне Рогнеде, будучи женатым на греческой красавице. Владислав Бахревский в книге «Ярополк» относит это событие к 975 году. Сватовство киевского князя описывается в Начальной и Лаврентьевской летописях. В обеих версиях Рогнеда Полоцкая отвергает другого жениха (Владимира) и говорит: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Самым популярным полигамным «коллекционером» был Владимир I. Он был решительно настроен, чтобы отбить у своего брата Ярополка чудесную Рогнеду. Завоевать красавицу удалось, она стала «водимой» женой князя.
Помимо полоцкой княжны у Владимира были еще четыре официальные жены и согласно летописному счету около 800 наложниц. Принятие христианства утихомирило «древнерусского султана»: князь отказался от полигамии и женился на византийской царевне Анне. Рогнеде «коллекционер в отставке» заявил: «Я крещен теперь, принял веру и закон христианский, теперь мне следует иметь одну жену, которую и взял я в христианстве, ты же избери себе кого-либо из моих вельмож, и я тебя выдам за него».
Постепенно явление многоженства утихает. Одно из последних свидетельств существования полигамии зафиксировала Смоленская уставная грамота в XII веке. В ней сказано, что двоежёнство входит в сферу церковной юрисдикции. Намного дольше просуществовало смежное с многожёнством явление — наложничество.
чем отличалась семейная жизнь древних славян
Наши далекие предки имели совершенно другие понятия о семейной жизни. Они в корне отличались от нынешних. Считается, что многоженство было прерогативой исламских государств и не имело ничего общего с семейными традициями славян. Но история хранит подтверждения существования самых разных моделей поведения наших предков. У язычников полигамия (многоженство) была обычным делом. Причем несколько жен имели не только князья и знать, но и обычные жители.
Как жили древние славяне
Как жили древние славяне
Многоженство и христианство
Браки по похоти и нужде заключались в Сибири
Нестор Летописец в своей «Повести временных лет» описал жизнь вятичей и радимичей. У них была полная свобода в плане близких отношений. У мужчин было по 2-3 и больше жен. Киевские князья тоже довольствовались жизнь сразу с несколькими супругами:
- князь Игорь, муж Ольги, имел и других благоверных;
- женой князя Ярополка была греческая монахиня, которую взял в плен его отец, но он просил руки дочери полоцкого князя Рогнеды;
- Владимир (Красно Солнышко) жил с пятью женами, но сочетавшись браком с византийской принцессой, отказался от 4 из них.
Не только многоженством, но и несдержанностью удивляет дохристианская Русь. Так, князь Святослав, взявший в наложницы рабыню Малушу, которая родила Владимира. Он же, возмужав, не знал счета женщинам.
Многоженство и христианство
Принятие Русью христианства в 988 году принесло множество изменений. Но многоженство осталось. Нарождающаяся церковь на землях Руси всячески пыталась убедить людей в греховности союза, где есть большое число партнеров. Только один муж и одна жена — это приемлемо, говорили церковники. Но позиция христианской церкви была еще слишком слабой, чтобы диктовать свои условия. Чтобы не потерять прихожан, особого давления она не оказывала.
Служители церкви тщательно следили за тем, чтобы супруги не просто жили вместе, а проходили через обряд венчания. Основную задачу священники видели в том, чтобы мужчина получал благословение на союз лишь с одной женщиной. Изменения в коллективном сознании произошли не сразу, но постепенно сформировалось правильное отношение к семейной жизни.
Браки по похоти и нужде заключались в Сибири
В Сибири было много случаев близкородственных браков. Распространено было снохачество. Женатый мужчина не желал заводить любовницу, подвергаясь осуждению окружающих. Тогда он формально выдавал ее замуж за своего малолетнего сына и жил с ней. Грех отца автоматически переходил на сына, который был вынужден повторить его путь. Когда мальчик становился мужчиной, его жена старела. Церковные браки нельзя было расторгать и он, как и отец, заводил себе сожительницу.
Колонисты, которые жили в алтайских горных ущельях, не имели доступа к посторонним женщинам. Поэтому им ничего не оставалось, как заключать брак с ближайшими родственницами — племянницами или сестрами.
По причине половой распущенность в ХХ веке на территории Сибири началась эпидемия половых инфекций и сифилиса. Коренные народы Сибири были на грани вымирания.
Многоженство народов крайнего Севера и язычников уже никого не удивляет.
При этом полигамные браки были нередкими и у крестьян. А. Мороз в своем сборнике «Мужчина в традиционной культуре» рассказал о многоженстве Русского Севера. Как пишет автор, в начале ХХ века этнографы говорили о крестьянах Архангельской области, которые женились на 2 и более женщинах. Так, это было привычным явлением в таких семьях:- где первая супруга не могла родить ребенка;
- где из-за возраста или болезней жена не могла заниматься домашним хозяйством.
Все женщины в такой семье жили под одной крышей и вместе работали по дому, занимались воспитанием детей и распределением обязанностей между собой. Как правило, интимные отношения глава семейства имел, обычно, только с самой молодой из жен.
Добавьте Интересную Россию в избранное
Может ли многоженство стать решением проблем России?
Опубликовано
000Z»> 26 сентября 2019 г.
Источник изображения, Reuters
от Andree Massiah и Gleb Borshchevskii
BBC News и BBC Monitoring
What One Thing может предоставить DOM -News и для BBC Monitoring
What One Thine Must Must In For In Drussiation и для Drussiation и для BBC.
Что ж, по словам одного юрисконсульта по исламскому праву, или муфтия, в Москве, Ильдара Аляутдинова, ответом является многоженство (где практика полигамии распространяется только на мужчин).
Он заявил государственному информационному агентству РИА Новости, что мужчины, имеющие более одной жены одновременно, не только «обеспечит соблюдение прав женщин», но и «гораздо меньше разврата и блуда, которые так быстро распространяются в наши дни». «.
Муфтий также отметил, что многоженство улучшит демографическую ситуацию в России, так как женщин в стране намного больше, чем мужчин.
Реакция в России на комментарии муфтия в социальных сетях была широкой и разнообразной.
Многие женщины (и некоторые мужчины) говорят, что российские мужчины финансово не в состоянии содержать одну жену, не говоря уже о нескольких.
«Русские, в том числе и мусульмане, не могут прокормить одну жену и двух детей — а вы говорите о многоженстве», — говорит один комментатор.
- Российские знаменитости митингуют в поддержку осужденного актера
- «Бабушки-вандалы» ломают шумные детские качели
- Московский рэп становится самым нелюбимым русским видео на YouTube Это произойдет. Некоторые мужчины здесь не любят содержать детей, рожденных в [традиционных] браках. Они избегают платить алименты. А некоторые не хотят и даже не могут содержать себя. Вы представляете, что произойдет? Детей жалко. »
Другой просто спросил: «Неужели сегодня 2019 год?»
Люди также указывали, что муфтий говорил только о многоженстве, но не о полиандрии.
Один из комментаторов сказал: «Московский муфтий Ильдар Аляутдинов, призывающий к легализации многоженства, забывает о равноправии женщин, а значит, и многомужество должно быть узаконено».
Пользователи ВКонтакте также процитировали текст популярной песни из классической советской комедии 1966 года «Кавказская пленица», чтобы пошутить о плюсах и минусах многоженства.
Они такие: «Если бы я был султаном, у меня было бы три жены,
«И меня окружала бы тройная красота.
«Но с другой стороны, когда все так,
«Сколько может быть бед и забот, о, спаси меня, Аллах.
«Не так уж и плохо иметь трех жен,
«Но с другой стороны, это так плохо».
Русская Православная Церковь также отреагировала на замечания муфтия. роли мужчины и женщины и признание их равного достоинства в браке, особые дары, данные творцом каждому из супругов», — сказал РИА Новости представитель пресс-службы9.0005
Он добавил, что внебрачные связи, согласованные Православной церковью, «угрожают достоинству мужчины и женщины, разрушают семьи и лишают обоих супругов счастья».
ПОЛИГАМИЯ ПОЛЗЕТ НА ОКРУГИ РОССИИ
Наби Абдуллаев, Махачкала
После распада Советского Союза население России резко сократилось, и попытки государства обратить вспять демографическую катастрофу оказались бесполезными. Ежемесячное пособие в 65 рублей — около 2,30 долларов США — явно не может стимулировать рождаемость.
Недавно группа российских депутатов решила иначе подойти к проблеме. Фракция Либерально-демократической партии России (ЛДПР) в Госдуме выступила с рядом поправок в Семейный кодекс России, которые разрешат гражданам страны практиковать полигамию и полиандрию. «Конституция России позволяет нам изменить Семейный кодекс», — заявил лидер ЛДПР Владимир Жириновский в октябре в интервью ОРТ. Он утверждал, что разрешение россиянам иметь более одного брачного партнера «физиологически стимулировало бы женщин к беременности». Однако откровенный лидер ЛДПР признал, что шансы на то, что такие поправки будут приняты, близки к нулю.
Мусульманское население Северного Кавказа России никогда не добивалось юридической санкции за практику полигамии. Она существовала здесь на протяжении столетий, и единственный перерыв произошел в период, когда война коммунистической морали насильственно вытеснила традиционный образ жизни. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии обеспечить каждой из них отдельное жилище и если он может заработать достаточно, чтобы прокормить всех своих детей. Демографическая ситуация на раздираемом конфликтами Кавказе, где мужское население сократилось за счет насилия и исхода мужчин в поисках лучшей материальной жизни, распространения полигамии. В царское время в кавказских аулах или деревнях было очень мало одиноких женщин.
В советское время был введен моральный кодекс «строителя коммунизма», который означал фактический запрет полигамии. Лишь те, кто не участвовал в «строительстве коммунизма», как, например, мусульманское духовенство в деревне, или те, чей социальный статус нельзя было еще больше понизить, иногда имели по две-три жены. Чтобы избежать уголовного преследования, они не регистрировали свои браки в государственных органах, а для оправдания себя в глазах мусульманского общества полигамисты регистрировали свои браки по шариату. Для этого требовалось лишь, чтобы старшие родственники молодоженов известили муллу о свадьбе.
С падением коммунизма ситуация резко изменилась. С женщинами по-прежнему обращались как с товаром в российском обществе, где доминировали мужчины, и особенно в кавказском обществе. Многоженство вернулось на Северный Кавказ как признак материального благополучия, а знаменосцами этого процесса стали мандарины состоятельной новой региональной элиты.
«Если я могу прокормить две семьи, то почему не должен?» сказал в интервью местной прессе депутат дагестанского парламента Абусупян Хархаров. Когда на одной из его пресс-конференций в Махачкале Надира Хачилаева спросили, как идут дела, он с грустью ответил: «Я больше не женюсь». Причина его горя была ясна: он только что женился на своей четвертой жене, и ислам не позволял ему иметь еще одну. Однако у бывшего министра финансов Дагестана Гамида Гамидова было четыре жены. У Гаджи Махашева, одного из представителей России в Парламентской ассамблее Совета Европы, две жены, как и у большинства дагестанских правительственных чиновников и депутатов парламента. У некоторых высших чинов МВД Дагестана по две-три семьи. Однако официально они регистрируют только один из своих браков.
Региональные власти попытались узаконить многоженство. Президент Ингушетии Руслан Аушев поддержал принятие республиканским парламентом закона, разрешающего многоженство. Но прошлым летом, после того как президент России Владимир Путин распорядился привести региональное законодательство в соответствие с федеральным законом, этот закон был отменен.
Общественное мнение на Кавказе склонно поддерживать полигамию, и, что удивительно, женщины являются ее самыми активными защитниками. Феминизм и другие идеалистические философии имеют здесь неглубокие корни и подавляются прагматизмом.
«Я хотел иметь детей, но не мог иметь их, не будучи замужем. Мои братья убили бы меня за позор», — сказала Эльвира Кураева, 33 года, врач из Дагестана. «Мужчины хотят жениться на молодых девушках, и в 31 год я могла только надеяться стать второй женой. К счастью, теперь у меня есть сын и, ну, своего рода семейная жизнь. Это лучше, чем ничего».
У жертв вооруженных конфликтов в регионе другие мотивы. Своим мнением поделилась Раиса Магомедова, беженка из Чечни, которая в настоящее время проживает в лагере для беженцев в Назрани, Ингушетия. «Сегодня у нас, чеченцев, на трех-четырех женщин остается один мужчина, — сказала она. «Как, по-вашему, мы должны жить? Так много людей было убито, и мы не должны восстанавливать нашу нацию».
Учитывая, что сегодня Россия погрязла в нищете, а нормальные общественные отношения разрушены, в сознании общества стал доминировать дарвиновский закон естественного отбора. Это значит, что трудоспособный мужчина стал востребованным призом. «Лучше мне быть второй женой богатого человека, чем первой женой какого-нибудь бедняги», — призналась 21-летняя Мадина Ахмедова, привлекательная студентка махачкалинского университета.