Skip to content

Семейные обычаи: Страница не найдена — Курская городская больница №3

Содержание

Семейные обряды табасаранцев: традиции и современность

 Алимова Б. М. (г. Махачкала),  доктор исторических наук, 
ведущий научный сотрудник отдела этнографии, 
  Институт истории, археологии и этнографии 
Дагестанского научного центра РАН

  

Табасаранцы – один из относительно многочисленных народов Дагестана. По переписи 2002 г. их численность в Республике Дагестан – 110,2 тыс. чел., в Российской Федерации 131785 чел., в Северокавказском федеральном округе – 116,189 тыс. чел. По результатам переписи населения 2010 г. табасаранцев в СКФО – стало 127941 чел. [2].

Проживают табасаранцы компактно на Юго-востоке республики в двух административных районах – Табасаранском и Хивском. В советское время часть табасаранцев переселилась на равнину Табасаранского и Дербентского районов, а также в города республики (Дербент, Дагестанские огни, Каспийск, Махачкала).

В XVIII в.

Табасаран был разделен на три части, из которых две составляли самостоятельные владения – майсумство и кадийство (Майсумство, кадийство — внутренние, относительно самостоятельные административно-территориальные подразделения феодальных владений, управляющиеся майсумами и кадиями (Прим. ред.). Союзы сельских обществ, известные в литературе под общим названием Девек-Елеми, образовали горный Табасаран.

Говоря об этническом составе субрегиона, следует отметить, что наряду с табасаранцами в состав табасаранских владений в разные исторические периоды входили лезгины, азербайджанцы, таты, агулы.

Говорят табасаранцы на табасаранском языке северо-кавказской языковой семьи, который имеет несколько говоров, объединяемых в две группы: северную и южную. На основе южных говоров в советское время сложился литературный язык. Помимо родного языка, которым владеют 95, 9 % табасаранцев, значительная  часть (62,5 %) свободно владеет русским, а также азербайджанским и отчасти лезгинским языками [3].

Данное сообщение посвящено семейным обрядам табасаранцев (традиции и современность). Источниковедческую базу сообщения составили полевой материал автора, собранный в табасаранских селениях, а также литературные источники.

Свадебная обрядность табасаранцев, в основе своей, оставаясь общедагестанской, имела яркую специфику и отличалась разнообразием. Она состояла из трех последовательных этапов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного. Каждый из этих этапов сопровождался определенными обычаями и обрядами, которые бытовали в разных обществах в различных вариантах.

Наши материалы свидетельствуют о том, что в прошлом (XIX – нач. XX в.) браки у табасаранцев заключались в основном по сватовству, хотя им были известны и такие способы заключения брака как люлечный сговор «гюбек кесме» (отрезать пуповину), левират, сорорат (Левират — обычай, согласно которому вдова могла или была обязана вступит в брак с братом умершего мужа. Сорорат — обычай женитьбы на сестре умершей жены.

). Некоторое распространение здесь получили обменные браки – «баш баша». По сведениям информаторов, к этой форме брака прибегали, чтобы избежать уплаты калыма. Бывали, хотя и редко, случаи похищения девушек (брак умыканием).

Как правило, невесту («швуш») для сына подыскивали сами родители из круга семей, равных им по социальному и экономическому положению. Предпочитались браки внутри одного тухума, рода, села. Основой брачного союза в феодальной среде был всегда экономический или политический расчет.

Сватовство «швуш ча пуб» обычно начинали сами родители юноши – отец или мать. При согласии родителей невесты на брак тут же назначали день обручения «бицIи лишан», который приобретал характер празднества. В разных селах обручение, как и вся свадебная обрядность  имели свои особенности и варианты. Различия эти обуславливались особенностями в экономическом и культурном развитии каждой локальной группы. Чаще эти различия являлись результатом влияния на свадебные обряды табасаранцев культуры соседних народов: в Северном Табасаране — азербайджанцев, в Южном – лезгин.

Одним из главных моментов в этом цикле обрядов была уплата калыма, который назывался «швушван кьимат» (цена невесты) в Южном Табасаране и «поль-пули» (дорожные деньги) – в Северном Табасаране. Размеры калыма за невесту отличались в разных обществах, зависели от сословной принадлежности сторон и были закреплены в адатах сельских обществ. Кроме калыма, жених выплачивал своей невесте предписанные шариатом кебинные деньги, которые являлись обеспечением жены на случай вдовства или развода по инициативе мужа.

Период от сватовства до свадьбы был заполнен широким общением родственников жениха и невесты друг с другом, уплатой калыма и подготовкой приданого. Для невесты и жениха — это время соблюдения обычая «избегания» и разного рода запретов.

Свадьбу (сумчир) табасаранцы начинали в пятницу, завершали в понедельник. В некоторых селениях (Аркит, Тинит, Ерси) накануне свадьбы устраивались проводы невесты (девичник) – «къызлар гежеси» («шубарин») – «девичья ночь» –  девичник, на который приходила сельская молодежь. В этот день к невесте приходил и главный дружок жениха с ритуальной едой. Здесь молодежь веселилась: пели песни, танцевали. В веселье принимала участие и невеста.

В некоторых обществах девичник назывался «къоз къыран» (ломание орехов). Каждая участница вечера приносила с собой полное сито орехов для свадебной халвы. Юноши и девушки весь вечер веселились, «объяснялись прямо или косвенно в любви, выбирали себе невест, высказывали свои упреки на недостаток внимания и т. д… Кульминационный момент наступал, когда в комнате на несколько минут гасили свет – «чырагъ сендюрен» (тушение светильника). В прошлом, по преданиям, это длилось 1-2 часа. В с. Ерси данный обычай назывался «аман-аман» (примерно, «спаси» или «помилуй»). Цель его информаторы объясняют желанием юношей и девушек, пользуясь случаем, подойти друг к другу, пожать руку, обнять, поцеловать любимых, что в другое время было совершенно невозможно» [4].

В других селениях (с.с. Верх. и Нижн. Ярак, Зальдик, Цудук, Кондик), где такие девичники не устраивались, подруги невесты приходили к ней в день свадьбы каждая с курицей. В доме невесты кур резали, ощипывали, варили и укладывали в сундук невесты для отправки в дом жениха.

В день свадьбы (реже за день до свадьбы) в доме жениха в специально отведенной комнате совершали религиозный обряд бракосочетания – «никях». За несколько дней до свадьбы жениха и невесту поселяли в «другие дома», где они находились в окружении друзей и подруг.

Во дворе дома жениха (в некоторых селениях на сельской площади) на протяжении всех дней свадьбы играла музыка. На свадьбе из числа присутствующих выбирался «хан» (шах), наделенный особыми полномочиями, и 5-6 его помощников, которые поддерживали порядок на свадьбе.

Посередине танцевального круга табасаранцы устанавливали срубленное фруктовое «деревце», на которое нанизывали различные яства (яйца, орехи, маленькие хлебцы и т. д.) Наряженные деревца на свадьбе фигурируют и у некоторых других народов [5]. В табасаранском с. Вартатиль устанавливали дубовое деревце – «мяхъюн гьар». Считали, что это дерево крепкое и ветвистое. Предполагалось, что и новая семья будет такой же.

На второй день свадьбы в полдень, а у некоторых табасаранцев (с. Сыртыч) с наступлением сумерек, отправлялись за невестой. В традиционной свадьбе строго регламентировался состав лиц, едущих за невестой. Если невеста из другого аула, за ней отправлялись на лошадях 20 мужчин и столько же женщин. В своем селе за невестой отправляли лишь тех, кто в дом жениха принес поднос («хунча») с халвой.

Перевозили невесту в горных селениях на украшенном коне, а в равнинных – на арбе. Но сопровождающие арбу молодые люди и здесь выезжали на лошадях. По пути в дом невесты молодые люди устраивали конно-спортивные состязания, производились неоднократные холостые выстрелы.

Во всех селениях по дороге в дом невесты жители квартала, где жила невеста, несколько раз преграждали дорогу. Родственники и друзья жениха откупались подарками.

Около ворот дома невесты сторонами исполнялось много песен. Песни, в основном, были величальные, но исполнялись и шуточные, корильные куплеты.

Затем гостей приглашали в дом, где их щедро угощали.

В некоторых селениях над представителями дома жениха в доме невесты всячески подшучивали, разыгрывали своего рода спектакль: устраивали стрельбу по мишени в цель. Так, например, встречая представителей дома жениха, молодые родственники невесты высовывали из дымохода на крышу длинный шест с прикрепленным на конце яблоком и все время его крутили. Послы жениха должны были выстрелом попасть в яблоко и только после этого они могли войти в дом.

Был определенный порядок выезда свадебного поезда из дома невесты и его встречи стороной жениха. Невесту из родительского дома под выстрелы выводил ее отец, брат или дядя. На ружье, из которого стреляли, привязывали платок или какую-нибудь красивую материю. Одна из родственниц невесты выплескивала чистую воду или рассыпала рис. Впереди свадебного поезда несли горящую свечу или лампу, а в некоторых селениях и зеркало. Старались, чтобы свеча не погасла и не разбилось зеркало. Считалось, что вместе с погасшей свечей и разбитым зеркалом разобьется и счастье молодых.

В качестве охранительницы невесту сопровождала жена дяди или брата невесты, «швушван баб». При этом имели в виду, что сопровождать невесту могла та женщина, у которой благополучно сложилась семейная жизнь. Предполагалось, что все положительные качества женщины должны передаться молодой.

Неотъемлемой частью свадебного цикла табасаранцев было присутствие при переезде невесты рядом с ней мальчика, «чубликан», лет 3-5. В одних селениях родители жениха еще до начала свадьбы присылали для «чубликана» какой-нибудь подарок, в других (с. Ляхля) – тарелку ячменя. На наш взгляд, ячмень в данном случае являлся символом изобилия, умножения и постоянного возрождения жизни [6].

У ворот дома жениха свадебную процессию встречали с подносом, на котором находились зажженная свеча, «ханц» (хлеб, намазанный маслом и медом) и флаг из дорогой материи. Затем свечу заносили в семейную комнату (хизандин хал) и оставляли ее зажженной до следующего утра. По мнению информаторов, горящая свеча должна была способствовать тому, чтобы у молодых до конца жизни была светлая и счастливая жизнь.

Перед вступлением невесты в дом жениха совершались следующие обряды: пока невеста не сошла с коня, к ней подбегала девочка лет 13-14, дотрагивалась пальцем до правой ноги невесты, за что получала подарок; у порога невесту встречал мальчик, которого невеста также одаривала; у порога же невесту осыпали сладостями, ячменем, орехами, чтобы она жила в этом доме в достатке и имела много детей. В некоторых селениях (Хив, Варта, Цудук) у порога над головой невесты ломали хлеб с пожеланием родить 7 сыновей и одну дочь.

Перед входом в отведенную для невесты комнату под ее ноги бросали какой-нибудь железный предмет, шелковую материю, давали попробовать мед с маслом, шербет. Последний обряд назывался «йиччв кай тIуб» (медовый палец). Затем у входа в комнату к ней подносили миску с мукой и она, обмакнув руку в муке, оставляла отпечатки на притолоке. После всех этих процедур невесту вводили в отведенную для нее комнату, и она становилась в правый угол этой комнаты. Сопровождающая невесту женщина («швушван баб») садилась рядом с ней. Был распространен обычай сразу сажать на колени невесты мальчика.

В первую же ночь «швушван баб» показывала родственникам жениха приданое и подарки невесты. В полночь гости расходились. Поздней ночью к невесте в сопровождении дружка («тIапIахъан») приходил жених. У входа в комнату невесты с жениха требовали выкуп за дверную ручку. На рассвете жених уходил в дом «тIапIахъан». Почти всегда проводилась проверка целомудрия невесты.

Одним из главных в этом цикле обрядов был обычай переодевания невесты. После первой брачной ночи невеста должна была предстать в новом наряде, как бы свидетельствующем, что с этого дня она переходит в разряд замужних женщин.

В 12 часов дня невесту в новом наряде выводили на танец, который заканчивался ее одариванием. Танец обычно начинал «тIапIахъан». После танца все гости приглашались в дом отца жениха, где их богато угощали. Гости, в свою очередь, оставляли на подносе деньги, за что получали подарки от невесты.

В этот же день муж молодой провожал домой «швушван баб» на коне с подарками для нее и для родственников жены. Через три дня совершался обряд первого выхода невесты за водой, через несколько дней после свадьбы начиналась серия приглашений молодых родственниками мужа. Через 1-2 месяца, иногда через полгода после свадьбы, молодую навещала ее мать, лишь после этого в сопровождении свекрови с подарками молодая посещала дом своих родителей.

Таким образом, для свадебного ритуала табасаранцев характерно сложное сочетание различных обрядов. Часть обрядов свадебного церемониала была связана с религиозными поверьями и магическими представлениями.

Родильные обряды табасаранцев можно также разделить на три основных этапа: 1) предродильные; 2) родильные; 3) послеродильные.

Предродильные обряды. Уже в свадебный обряд включались действия, направленные на то, чтобы у молодой были дети. К ним можно отнести такие описанные выше обычаи, как обсыпание невесты ячменем, орехами, обычай, по которому в дом жениха вместе с невестой отправляли женщину, имеющую благополучное потомство и т. д.

Радостным событием в каждой семье было рождение мальчика, так как с рождением мальчика-первенца молодая получала неоспоримые права на занятие определенного места в семье и семейно-родственой группе. В мальчике видели продолжателя рода и поэтому о рождении мальчика табасаранцы начинали заботиться еще задолго до свадьбы. Так, например, считалось, что если перед первой стрижкой ногтей руки ребенка опустить в миску с мукой, в будущем этому ребенку будет обеспечено рождение сына-первенца. Обычай сажать на колени невесты в доме жениха мальчика и обычай, по которому в дом жениха вместе с невестой отправляли мальчика «чубликан», тоже были призваны, чтобы у молодой родился первенец-мальчик. Выполнялись и другие магические действия с этой целью.

Бездетность рассматривалась как несчастье. Чтобы избавить женщину от этого, родственницы молодой прибегали к различным способам (рациональным и магическим) лечения женщины. С этой целью бесплодную женщину возили к различным целебным источникам, знахаркам.

Забота о женщине не прекращалась и после наступления беременности. Свекровь, другие члены семьи (обычно женщины) следили, чтобы беременная невестка соблюдала ряд запретов. Но прежде всего члены семьи старались помочь беременной (особенно во второй период беременности) чем могли — не давали поднимать тяжести, заботились о ее питании и т. д. — , чтобы роды были благополучными, ребенок и мать были здоровы. С этой же целью беременной женщине запрещали выходить со двора после наступления темноты, чтобы джины не навредили ей и ее плоду; запрещали подходить к реке, вязать (в последние дни беременности), ходить на кладбище и т. д. Во избежание гибели ребенка и матери рекомендовалось, чтобы беременная в сумерках и ночью за пределами усадьбы при себе имела кусочек хлеба. С этой же целью ее голову посыпали мукой. При этом полагалось выходить ночью даже во двор с огнем и обязательно в сопровождении другой женщины.

Беременную предупреждали, что она должна избегать встреч с зайцем, с уродливыми детьми, чтобы эти недостатки не отразились на внешности будущего ребенка.

Табасаранки, как правило, рожали в доме мужа. Узнав о начавшихся схватках, к роженице приглашали повивальную бабку – «ганабаб». Во время родов мужчины обычно покидали дом. Это была одна из форм обычая избегания.

Как только у роженицы начинались схватки, свекровь над ее головой три раза кружила миску с мукой (после эту муку отдавали бедным). Перед родами  открывали все сундуки в доме, отпирали замки, приоткрывали  двери, развязывали  узлы, расстегивала пуговицы, а повивальная бабка расплетала роженице косы. К роженице не пускали женщин в период месячных, с сырым мясом, с похорон; людей, находящихся в трауре, с ключами; женщину, недавно родившую (если не прошло 40 дней после родов) – считалось, что молоко роженицы перейдет к ней; беременных и бездетных. Боялись и «сглаза» со стороны присутствующих при родах женщин. С этой целью в комнате, где происходили роды, держали собачьи экскременты, яйцо в стакане с водой.

Много обрядов совершалось при тяжелых родах. Чтобы женщина разродилась ее поили из обуви мужа, разбирали сани на части, кусок новой ткани рвали на куски, приготовленные для новорожденного пеленки разбрасывали по комнате роженицы. С этой же целью молодая девушка забрасывала в дымоход сырое яйцо и в этот момент должен был прозвучать холостой выстрел.

При затянувшихся родах роженицу переносили в поле, и при ней мужчины вынимали кинжалы из ножен, производили из ружей холостые выстрелы. Таким образом они отпугивали «злых духов». На наш взгляд, здесь дым символизировал огонь, которого якобы «злые духи» боятся. В некоторых селениях (с. Ляхля) при затянувшихся родах роженицу подводили к лошади, чтобы она дала ей ячмень с задней стороны подола платья. Повивальная бабка заставляла роженицу ходить по комнате, прыгать с небольшой высоты; роженицу раскачивали на качелях, на одеяле.

У всех табасаранцев бытует представление о духе ал (алабаслы, албаб). Судя по рассказам табасаранцев, ал особенно опасна для роженицы. По поверьям, ал завладевает внутренностями (печень, почки, легкие, матка) роженицы и несет их к воде. Считалось, что если она успеет ополоснуть их, роженица погибнет. Поэтому роженицу тщательно охраняли. Прежде всего, чтобы ал к роженице не являлась, закрывали дымоход. Кроме того, с момента наступления схваток и в течение трех суток после родов в комнате роженицы должен был находиться мужчина. По поверьям, ал боялась мужчин. Чтобы ал не смогла вынуть внутренности роженицы, в течение некоторого времени держали язык роженицы. Верили, что внутренности роженицы ал выдергивает вместе с языком. Если же роженицу не сумели защитить и у нее роды проходили тяжело (особенно, если она потеряла сознание), говорили, что ал уже завладела внутренностями роженицы. В этом случае роженицу укладывали на палас и в сопровождении жителей всего села (мужчин, женщин, детей)  вместе с ней обходили все источники села. При этом, чтобы запугать ал и не подпустить ее к источнику, мужчины играли на барабане, стреляли, то и дело вынимали из ножен кинжалы и размахивали ими. Гибель роженицы, по народным представлениям, зависела от того, успеет или нет толпа с роженицей подойти к источнику до того, пока ал погрузит внутренности роженицы в воду.

Привлекают внимание и меры, предпринимаемые табасаранцами для охраны жизни ребенка после его рождения. Сразу после родов в стакан с водой опускали яйцо, горящие угли и держали этот стакан в течение недели около ребенка; под его подушкой держали определенный набор предметов: экскременты собаки, амулет «эмейин шан», бусины, монеты, Коран; лоб ребенка смазывали золой (чтобы он выглядел некрасивым, чтобы его не «сглазили»). Эти вещи, по представлениям табасаранцев, оберегали ребенка от «нечистой силы». С этой же целью в комнате новорожденного в течение 40 дней оставляли зажженную лампу. В первые 40 дней после рождения старались не показывать ребенка посторонним, боясь «сглаза», не выносили его на улицу.

Послеродовой период женщины также был связан с системой запретов. Наиболее опасными как для роженицы, так и для ребенка считались первые 40 дней после родов. Поэтому как роженицу, так и ребенка в этот период тщательно охраняли, старались не оставлять их в помещении одних.

Существует комплекс предохранительных мер для защиты жизни роженицы и после 40 дней. Так, например, если роженице по истечении 40 дней  после родов нужно было перейти реку или ручей, сначала она должна была сделать три глотка из этого ручья и только после этого перейти реку, в противном случае у нее якобы могло исчезнуть молоко. Здесь явно прослеживается культ воды, переплетенный с культом плодородия [7]. Эта норма распространялась на  весь период кормления ребенка. Ночью роженица должна была выходить на улицу только в сопровождении другой женщины и с зажженной лампой.

Большое значение табасаранцы придавали обрезанию пуповины ребенка и ее хранению. Во всех селениях отпавшую пуповину сушили и хранили в люльке под подушкой, чтобы ребенок спокойно спал.

Ряд обычаев был связан с последом — «хал». В большинстве сел послед считали душой ребенка, жизнь которого зависела от того, какие предосторожности предпримут близкие, чтобы защитить его. Считалось, что послед можно использовать во вред роженице. Если не уберечь его от посторонних глаз, женщина может лишиться способности рожать в будущем.

В одних селениях послед зарывали в землю в «чистом месте», куда не могли проникнуть посторонние люди. При этом сам обряд зарывания последа проходил тайно. В других селениях (с.с. ВичIрикI, Ляхля) послед выбрасывали, полагая, что если послед достанется собакам, роженице и ребенку ничто уже не грозит. В с.с. Аркит, Чувек послед сушили и хранили в коровнике, через 4-5 дней свекровь закапывала его в недоступном месте в хлеву или закладывала в стену. В с. Ашага-Ярак послед ночью закапывали на кладбище. Делал это мужчина, а несла послед в тазу женщина.

Сразу после рождения ребенка купали в соленой утренней воде. В некоторых селениях (с. Аркит) купались обязательно роженица, повивальная бабка и обе женщины, которые присутствовали при родах. Воду, в которой купали ребенка и роженицу, выливали тайком от мужчин в укромное место. После купания роженице давали обрядовое кушанье «берччем» (мучная молочная каша с медом и маслом), «аварша» (жидкая мучная халва). Обычай давать роженице масло, мед, молоко, безусловно, имел практическое значение – быстрое восстановление крови и сил.

Много магических приемов применялось в тех случаях, когда дети в младенческом возрасте умирали. Чтобы избежать этого, не подшивали подол и рукава рубашки ребенка; из 7 домов брали гвозди, другие железные предметы, и кузнец изготавливал из них цепочку, которую мать должна была носить постоянно; родители не «признавали», что это их ребенок и до 4-6 лет не покупали ему одежду, обувь.

В целом, при уходе за детьми большое внимание уделяли предохранительным мерам от нечистой силы, сглаза, болезней.

В традиционной культуре табасаранцев значительное место занимали обычаи, связанные с первым укладыванием ребенка в колыбель, с первой стрижкой головы, ногтей, с появлением первого зуба, наречением имени, первым шагом.

Все табасаранцы производили обрезание мальчикам в возрасте от 1 года до 5-6 лет и старше.

Как мы могли убедиться, со дня вступления в брак женщины до самых родов и послеродовой период вся ее жизнь и жизнь ребенка сопровождалась множеством различных магических действий и обрядов для защиты матери и ребенка от злых духов и сглаза. В лечебных действиях было много и рационального, почерпнутого из народного опыта.

В системе традиционной семейной обрядности табасаранцев особое место занимают похоронно-поминальные обычаи и обряды. В целом, они мало чем отличались от обрядов не только других народов Дагестана, но и народов, исповедующих ислам, так как в отличие от брачно-семейного и детского цикла, шариату удалось, отчасти, потеснить местные традиции, и похоронно-поминальный комплекс был несравненно сильнее исламизирован. Тем не менее, здесь еще много элементов древних домусульманских обрядов. Так, например, на похоронах безвременно умерших юношей и девушек, молодых мужчин в расцвете сил в знак глубокой скорби близкие родственницы стремились исцарапать себе лицо в кровь, вырывали у себя волосы, расплетали косы, разрывали на себе одежду. Несомненно, что эти обычаи являются пережитками языческих, домусульманских верований.

Особым своеобразием отличались похоронные обряды южных табасаранцев, где на похоронах молодых людей было принято «наряжать» фруктовые «деревца».

Особенность ритуала состоит в том, что когда умирал молодой человек или жених, у которого уже есть невеста, родители умершего или родители невесты, родственники устанавливали во дворе умершего фруктовое «деревце», сделанное из срубленных яблоневых веток, на которые нанизывали сладкие  маленькие свадебные калачики «гузани», яйца, выкрашенные в черный цвет, черную курицу, истекающую кровью, вниз головой, фрукты, орехи и все подарки, приготовленные матерью юноши для будущей невесты.

Родственницы также приходили с «деревцами» небольших размеров. Предварительно все навешиваемые на «деревце» предметы они также красили в черный цвет. Для этого обычно использовали сажу.

Во время похорон вместе с умершим на кладбище несли «деревце», которое устанавливали на могиле. Уже на кладбище часть подарков раздавали присутствующим, часть приводили в негодность (рвали на куски) и разбрасывали на могиле (для «освобождения» души – по мнению информаторов). По мнению исследователей, в основе обычая портить вещи находится концепция: «вид или качество предметов должны соответствовать качеству человека, которому они принадлежат». Человек умер – он стал «другим», соответственно и принадлежащие ему предметы должны быть «другими» [8].

Обряд «наряжения» фруктовых деревьев бытовал почти у всех южных табасаранцев. Но в разных обществах он имел некоторые локальные варианты. Так, например, в с.с. Куштиль, Хив само «деревце» на кладбище не несли. Здесь обычно вещи с «деревца» снимали и несли на руках, а «деревце» оставляли во дворе. В других селениях (Лака, Хоредж, Куштиль, Кондик, Зильдик, Варта, Цудук) во главе похоронной процессии шли друзья умершего с «деревцем», которое они несли поочередно, сменяя друг друга (как и покойного). В с.с. Варта, Цудук «деревце» «наряжали» не только черными, но и красными дарами. В с. ЧIере соседки, родственницы приносили подарки, которые они приготовили для невесты и привязывали к «деревцу» до похорон.

Этот обряд имеет некоторые особенности в зависимости от того, кто умерший – жених или просто молодой человек. Если хоронили молодого человека, за которого уже засватана девушка, с «деревцем» в дом жениха приходила мать невесты со своей дочкой и родственницами. Они же с «деревцем» шли на кладбище. На «деревце» невеста навешивала все подарки, приготовленные для раздачи родственникам жениха в день свадьбы.

Совершенно особняком стоит обычай, когда «деревце» в дом умершего жениха приносит отец невесты в сопровождении дочери и своих родственников (с. Ашага-Ярак). Он же с «деревцем» возглавлял и похоронную процессию. Если у невесты не было отца, то «деревце» нес ее брат или дядя по отцу.

Мотив украшенного яствами дерева в похоронно-поминальных обрядах – одна из распространеннейших традиций многих народов мира. У осетин «во время некоторых больших поминок устраивали «алам» – сооружение из скрещенных жердей, опутанных нитями, на которые были нанизаны фрукты, орехи, пряники, конфеты. Алам везли на кладбище, позволяя по дороге молодежи сбивать с него лакомства, которые доставались главным образом детям, и сооружали его у могилы» [9].

У некоторых славянских народов в похоронах холостых «деревце» фигурирует на протяжении всего ритуала от снаряжения покойника до его могилы. Комплекс действий с деревцем здесь был направлен на поддержание нормального, непрекращающегося течения жизни и содействие вечному ее воссозданию. Кроме того «деревце» здесь служит как посредник во взаимосвязях миров [10].

У многих народов Дагестана украшенные яствами «деревца» фигурируют как элемент свадебного обряда. Это дает нам основание заключить, что использование свадебного реквизита на похоронах является традицией, связанной с языческими верованиями, согласно которым неженатому молодому человеку предстоит брак на «том свете» – характерные язычеству эсхатологические представления, по которым прерванный на земле жизненный цикл продолжается  на «том свете», т. е. «деревце» – символ бессмертия. Возможно, что табасаранцы в далеком прошлом, как и многие славянские народы, приготовленные к свадьбе дары не раздавали, а хоронили вместе с умершим [11]. Таким образом, комплекс действий с «деревцем» направлен на приобщение к вечной жизни умершего.

За годы Советской власти в семейной обрядности табасаранцев (как и во всей их жизни) произошли существенные изменения. Как показывают наши наблюдения, новая семейная обрядность в значительной мере создается на базе традиционной. Это выражается, с одной стороны, в сохранении общей структуры обрядов (всех подсистем и всех этапов обрядовой деятельности), с другой — в сохранении большинства ее форм и в то же время в определенном совершенствовании ее содержания и функций.

В современной табасаранской свадьбе, например, также выделяются три традиционные составные части: предсвадебная (сватовство и обручение), свадебные торжества, послесвадебные обряды. Однако содержание всех этих частей значительно видоизменилось. В основе современного брака лежит полюбовное согласие молодых. Но при этом и сегодня при выборе супруга (супруги) молодые считаются и с мнением  своих родителей, прислушиваются к их совету, хотя решающим является слово самих молодых.

По нашим наблюдениям, сегодня изменились требования, предъявляемые к невесте и жениху, их родителями. На первое место сегодня выдвигается уровень образования молодежи, а не сословная принадлежность и имущественное состояние семей молодых. Родители не желают взять за сына или выдать дочь замуж за человека, который не имеет специальности, профессии и образования. Сами молодые даже стараются подобрать себе партнера с таким же уровнем образования, хотя немало браков социально смешанных. Еще совсем недавно (60-70-е гг. ХХ в.) родители юношей, напротив, старались не брать за сыновей девушек, которые учились в городе, считая, что такие девушки забывают традиции, что город негативно влияет на их этические и моральные качества.

Сегодня полностью искоренилась практика похищения девушек для насильственного вступления в брак. Иногда в городе встречается «брак уводом», но он основан на договоре между молодыми. Часто эти браки этнически смешанные, которые не одобрялись традиционными нормами. Наиболее часто межнациональные браки заключаются в среде тех, кто познакомился на совместной работе или учебе. Среди этнически смешанных браков мало 18-19-летних. Средний возраст национально-смешанных браков 21-23 года. Сегодня наблюдается повышение среднего брачного возраста для девушек.

В наше время, как и в прошлом, вступлению в брак предшествует сватовство. Точно так же, как и в прошлом, за сватовством следует обручение с приношением подарков невесте. Но обручение стало теперь оформляться в более узком кругу  родственников и часто одновременно со сватовством.

Через 1-2 месяца после обручения назначается свадьба. Обычай избегания после сватовства, строго соблюдавшийся в прошлом, сегодня подвергся значительному изменению и трансформации.

К свадьбе, как и прежде, готовятся тщательно. Заранее приобретают красивый свадебный наряд как для невесты, так и для жениха. Приглашение гостей на свадьбу даже в сельской местности осуществляется при помощи пригласительных билетов. В день свадьбы, иногда до свадьбы, осуществляется торжественная регистрация. Часто в сельской местности регистрацию брака устраивают в день свадьбы в доме невесты или жениха. С этой целью в дом жениха или невесты приглашается работник загса (в районном центре) или глава сельской администрации (в других селах), и он в торжественной обстановке, в присутствии всех участников свадьбы и, что важно, в присутствии старшего поколения регистрирует брак молодых. Старшие родственники в данном случае становятся как бы соучастниками обряда.

Как и в прошлом, торжественно обставляется переезд невесты в дом жениха. Свадебный поезд сегодня состоит из нескольких нарядно украшенных легковых автомобилей. Под звуки музыки и песен невесту сажают в одну из машин. В доме жениха у ворот невесту встречают с песнями. Одна из родственниц жениха, которая имеет дружную и многодетную семью, осыпает невесту рисом, сахаром, конфетами. Затем к невесте подходит дед или дядя жениха, благословляет ее, помогает выйти из машины и сразу же приглашает на танец. С невестой танцуют все и вручают ей в подарок некоторую денежную сумму. Лишь после этого ее ведут в отведенную для нее комнату. У входа в комнату под ноги невесты стелят ковер или шелковую ткань, а свекровь дает ей попробовать мед или шербет. Все эти действия воспринимаются людьми как шуточно-игровые.

В постсоветский период, как в самом обществе, так и в области брачно-семейных отношений, в семейной обрядности, произошли значительные изменения. Изменения эти прежде всего связаны с большими расходами на угощение гостей, на приобретение свадебного наряда и других дорогих подарков для невесты. По широко распространенному мнению, свадебные расходы (как и похоронно-поминальные) требуют быстрейшего упорядочения, ограничения, сокращения бессмысленных, а порой разорительных затрат. Стремление родителей, родственников устроить свадьбу, поминки своих близких не хуже, чем у других, приводит порой к извращению хороших народных традиций.

Современные свадьбы,особенно городские, не устраивают старшее поколение. Жители старшего возраста отмечают, что в их время свадьбы проходили гораздо интереснее, содержательнее и скромнее. И объясняется это тем, что развлекательная сторона свадьбы была богаче, ярче (песни-соревнования, шутки, присутствие «шахов» и «ханов», ряженых на свадьбе и т. д.). Традиционная свадьба представляла собой настоящее театрализованное представление. Народ стремится сохранить те обряды, которые символизируют мир и согласие, красоту и эмоциональную выразительность всех свадебных циклов, всех обрядов, воспитывающих у молодежи чувства социальной ответственности друг за друга, взаимоуважения и поддержки.

Коренные изменения произошли в родильных обрядах. Сегодня все женщины рожают детей в больницах, специальных родильных домах под присмотром опытных врачей. Многие дети посещают детские дошкольные учреждения, кружки. Но наблюдается и такое явление, когда дети из-за особенностей современного уклада жизни и ориентаций не всегда находят возможность посидеть со стариками, послушать их рассказы. Ведь распространенные в прошлом посиделки взрослых и детей вечерами имели большое воспитательное значение. Они вносили не только некоторое разнообразие в семейную жизнь, но были и своеобразным источником распространения знаний. На таких посиделках взрослые рассказывали детям сказки, легенды, истории, использовали в беседах пословицы и поговорки, загадки.

Сегодня все это, в том числе традиционные детские игры и забавы, мы записываем по воспоминаниям старшего поколения. Мы не решаемся однозначно определить причины этих и других явлений, но призываем задуматься над этим.

В целом, небольшая народность создала интересную самобытную культуру. Заслуживает внимания такое явление, как стойкое бытование табасаранского языка. В настоящее время значительно расширяются его общественные функции.

В бытовом слое культуры табасаранцев – обрядах, праздниках, традициях, поведенческих нормах – сохраняются традиции почитания старших по возрасту, особенно стариков, носителей опыта и народной мудрости: распространены разнообразные атрибуты приветствий, которым учат детей с самого раннего возраста, гостеприимство (одна из лучших традиций табасаранцев, которая в новых условиях проявила удивительную стойкость), взаимопомощь.


Примечания


1. Исследование выполнено по Программе фундаментальных исследований Президиума РАН, проект – «Традиционные обычаи и обряды народов Дагестана в советский период»

2. Национальный состав и владение языками, гражданство, 2004. Книга 1. (Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г Т.4. М.

3. Алимова Б.М. Табасаранцы. XIX – начало XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1992. С. 12-31; Алимова Б.М., Сефербеков Р.И. Табасаранцы // Народы Дагестана. М., 2002. С. 434-437.

4. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX в. М., 1985. С. 214.

5. Алимова Б.М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала, 1989. С. 46; Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX – начале XX в. Л., 1988. С. 63 и др.

6. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. 1983. С. 164.

7. Календарные обычаи и обряды … С. 138.

8. Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. М., 1969. С. 178.

9. Материалы Северокавказского отряда. 1976. п. к. Л. 28. п. дн. № 2. Л. 16,17.

10. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978. С. 149-150.

11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 36.

 

Материал опубликован в том виде, как был предоставлен организатором конференции — Научно-исследовательским центром традиционной культуры ГБНТУ «Кубанский казачий хор».
Оставить свои комментарии или задать вопросы авторам докладов Вы можете с 29.11.2013 г. по 29.12.2013 г. по электронной почте [email protected]

 

«Этнокультурное пространство Юга России (XVIII – XXI вв.».  Всероссийская научно-практическая интернет-конференция на официальном сайте Кубанского казачьего войска http://slavakubani.ru/.
Краснодар, ноябрь-декабрь 2013 г.

 

Семья и семейные обычаи

Семья и семейные обычаи – это основа воспитания детей. Ребенок именно в семье усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически.

 

В   каждой доме есть свой набор определенных правил и привычек, которые выполняются на автомате. Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.

 

Для чего необходимы семейные обычаи и традиции?Традиция порождает соблюдение обычаев и помогает рождаться тем понятиям, которые принято называть семейными ценностями. Обычаи — неотъемлемая часть процесса в воспитании детей. Они развивают чувство единства и постоянства, учат взаимопониманию и дружбе, раскрывают, насколько сильны семейные связи.

 

Если ваша семья еще не успела определиться в своих определенных традициях, то это никогда не поздно исправить. Для этого необходимо следующее:

 

а) Собрать семейный совет и придумать, что именно и как, должно превратиться в традицию. Пусть каждый выскажет свое мнение, а дальше принимайте компромиссное решение.

 

б) Самое важное в утвержденной традиции — это первое воплощение. Всё нужно сделать так, чтобы она доставила всем членам семьи удовольствие, и к следующему разу её уже будут ждать с нетерпением.

 

в) Далее дело только за временем и точностью соблюдения вновь рождённых правил.

 

А   это список самых популярных традиций, которые вы можете взять на вооружение в том виде, как они есть, или адаптировать под собственное понимание:

 

1.  Совместные игры детей и взрослых. Пусть это будут настольные, интеллектуальные или спортивные игры, в которых родители будут обучать детей правилам. После того как игр наберется достаточное количество, можно устраивать турниры по особо понравившимся развлечениям.

 

2.  Семейные праздники. Обязательные празднования дней рождений (особенно детских, Нового года, Рождества, Пасхи с непременной подготовкой, сюрпризами и вкусностями для взрослых и детей.

3.  Семейная «планерка». Это когда в определенный день недели или месяца вся семья собирается за пиццей, чаепитием с пирогами или мороженым и обсуждает насущные проблемы, радости, будущие покупки и бюджет. Такие мероприятия позволяют даже самым маленьким членам семьи чувствовать себя значимыми и большими, так как им доверяют участие в семейном совете!

 

4.  Сказки на ночь, которые по мере взросления ребёнка могут переродиться в интересные и познавательные рассказы.

 

5.  Совместные приемы пищи. Редкие семьи могут себе позволить собираться за вкусным столом три раза в день, поэтому стоит выбрать хотя бы один из приемов пищи, когда вся семья в сборе. Традиция совместно накрывать стол к ужину и убирать после него тоже замечательная идея.

 

6.  Слияние с природой. Нельзя никак пропустить летний поход с палатками, бадминтоном, удочками, ароматным шашлычком, котелком каши или наваристой ухи и всем остальным, ведь это так приводит в восторг не только всех малышей, но и взрослых. Поверьте, ваши дети будут целый год вспоминать июльский звездопад и рыбалку на рассвете.

 

7.  Культурно-познавательные мероприятия. Посещайте выставки, музеи, спектакли и хорошее кино всей семьей.

 

8.  «Фотохроники». Подразумевается поддержание семейной реликвии – старого фотоальбома, в который вы будете вкладывать общие фотографии, где запечатлены взрослые и дети на ежегодных семейных торжествах.

 

9.  Ценим, пока они рядом. Это про старшее поколение, почет и уважение к которому необходимо прививать детям с малых лет. Возьмите за правило первых со всеми праздниками поздравлять бабушек и дедушек не только по телефону, а лучше визитом на чай с тортом.

 

10.  Передаем по наследству. Даже если вам ничего не передали, выберете что-то символичное и возобновите старую традицию передавать дорогие сердцу вещи по наследству.

 

Не забывайте о том, что подобные действия создают ту дорогую и единственную атмосферу родного дома.

 

Как видим, семейные традиции – это интересно и здорово. Поэтому соблюдайте старые семейные традиции и не забывайте заводить новые, которые будут существовать исключительно в вашей семье. Растите счастливых людей, желающих обогатить ваши традиции своими.


 

Про семейные народные обычаи и обряды узнали володарские восьмиклассники от сотрудников ЗАГСа

В рамках реализации проекта «Азбука семейного воспитания» отдел службы ЗАГС Астраханской области по Володарскому району в средней школе № 1 организовал беседу с восьмиклассниками на тему: «Обычаи и обряды: забытые и близкие».

В начале ведущий специалист ГБУ «Сервис-ЗАГС» Маргарита Дементьева продемонстрировала презентации на тему: «Обычаи и обряды казахского и русского народов». Затем рассказала не только о тех, которые сохранили популярность в наше время, но и о тех, которые забыты поколениями.

Например, «Суюнши» — обычай, согласно которому путник, принёсший в дом добрую весть, в благодарность получает от хозяев ценный подарок; «Белкотерер» — традиция угощать пожилых людей; «Кудалык» (сватовство) — в преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты, их задача — договориться с ближайшими родственниками девушки о её замужестве; «Саукеле кигизу» — это обряд для невесты, когда на её голову надевали свадебный головной убор — саукеле с покрывалом желек; обряд «Беташар»- открытие лица невесты, традиционно проводимый на казахской свадьбе; «Бесик той» — обряд укладывания младенца в колыбель; «Кыркынан шыгару» — обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребёнка; «Тусау кесу» — по казахскому обычаю, в день, когда ребёнок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек.

Обряд русской свадьбы включал в себя: осыпание хмелем, так как хмель — это древний символ плодородия. Невеста брала с собою в дом жениха родительское благословение и сундук с приданым. Старинный обычай — публично разувая мужа, молодая супруга подчёркивала свою покорность и согласие на главенство мужчины в семье.

Ведущая беседы отметила, что сегодня от свадебных традиций остались разве что выкуп невесты, да застолье, а ведь в древности традиция предполагала: сватовство, смотрины невесты, показ жениха, сговор, подготовка приданного и покупка подарков, вечёрки, выкуп невесты, венчание, встреча невесты, и только после этого праздничное застолье.

В ходе беседы школьники отвечали на вопросы ведущей и высказывали своё мнение. С ними провели викторину на знание обычаев и традиций, вопросы которой включали в себя как русские обычаи, так и обряды казахского народа.

Школьники поблагодарили отдел службы ЗАГС за содержательную и интересную беседу и выразили желание встретиться вновь.

Урок русского языка в 7 классе на тему «Семейные традиции и обычаи»

Переход к теме урока

1.Какова тема урока?

2.О чем мы сегодня будем говорить?

3.Нужны ли семейные традиции?

4.Презентация «Семейные традиции»

Критерии успешности

Сегодня мы научимся:

-пересказывать кратко содержание текста,

-понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, извлекая главную и второстепенную информацию.

-составлять к ним вопросы и отвечать на них.

Слово учителя.

В каждой семье также есть свои традиции, которые передаются от старшего поколения к младшему. Семейные традиции способствуют воспитанию уважения к старшим, укреплению дружбы между членами семьи. Благодаря этим традициям семья становится не только дружнее, но и счастливее, потому что чаще проводит вместе свое свободное время, потому что каждый заботится и беспокоится друг о друге. Каждый из нас встречал счастливые семьи, в которых уже несколько поколений существуют свои обычаи и традиции в семье. Одни из них собирают материалы по истории своего рода и семьи и передают их по наследству, другие всей семьёй собираются за столом по вечерам, третьи по выходным отправляются на берег реки, или в лес. Существует множество семейных традиций, вряд ли возможно описать их все.

I.Предтекстовая работа(стратегия «Ориентир предвосхищения».(Прогнозирование содержания текста)

Вопрос классу:О чем будет идти речь в тексте?

Что вы узнаете из этого текста?

Парная работа

(Организация гомогенных пар по способностям).

II.Работа с текстом. (Стратегия «Взять на карандаш»

(фиксировать отдельные слова, выражения ,обороты речи,интересные факты)

Задание1.Прослушайте текст и ответьте на вопросы:

-О каких семейных традициях идет речь в тексте?

-Зачем нужны семейные традиции?

-Почему в семье дорожат семейными традициями?

Наши семейные традиции.

Обычаи и традиции существуют в любой семье. Мы встречал счастливые семьи, в которых уже несколько поколений существуют свои обычаи и традиции. Одни из них собирают материалы по истории своего рода и семьи и передают их по наследству, другие всей семьёй собираются за столом по вечерам, третьи по выходным отправляются на берег реки или в лес. Существует множество семейных традиций, вряд ли возможно описать их все.

В каждой семье есть традиции, которые передаются от старшего поколения к младшему. Семейные традиции способствуют воспитанию уважения к старшим, укреплению дружбы между членами семьи. Благодаря этим традициям семья становится не только дружнее, но и счастливее, потому что чаще проводит вместе свое свободное время, потому что каждый заботится и беспокоится друг о друге.

В нашей семье, как, наверное, во многих других семьях, традицией стали домашние праздники. Это прежде всего дни рождения родных, к которым мы готовимся заранее. Ведь всегда приятно не только получать подарки, а и преподносить их. Кроме подарка, обязательным атрибутом дня рождения является наш традиционный семейный торт, который мы готовим вместе с мамой или бабушкой. Кстати, рецепт этого торта тоже передается из поколения в поколение: от бабушки — к маме, от мамы (она рецепт немного усовершенствовала) — ко мне. Подарки мы подбираем долго: хочется приятно удивить и порадовать близкого человека. И необязательно подарок должен быть дорогим. Ведь не зря же в народе говорят, что главное — внимание.

В нашей семье любимым праздником является Новый год. К этому празднику мы относимся очень трепетно, потому что это момент переворачивания очередной страницы нашей жизни. Кроме того, за Новым годом идет целая цепочка праздников, которых мы все ждем с нетерпением. Накануне Нового года мы подводим итоги. Вспоминаем свои самые радостные и самые светлые дни, переживаем горечь неудач и ошибок.

Первые дни Нового года — это дни надежды, веры. Мы надеемся, что в нашей семье и во всей стране будет все очень хорошо, что осуществятся наши самые заветные желания.

Одно из желаний нашей семьи — хорошо отдохнуть летом. Лето — это любимое время года. Я с нетерпением жду каникул, родители ждут отпуск. Мы все любим море, и как только появляется возможность, отправляемся всей семьей на море. Мы не только купаемся, загораем, но и любим активный отдых. Часто поднимаемся в горы, бродим по окрестностям, любуемся экзотической природой. Вечером можем долго сидеть у костра, петь под гитару, жарить рыбу или готовить уху. А если нашей семье не удается попасть на море, мы не огорчаемся, потому что недалеко от города есть прекрасные места, где можно отдохнуть несколько дней. Главное — побыть вместе,пообщаться,порадоваться теплым летним дням.

Традиционным в нашей семье является ведение альбомов, в которых отражена вся наша жизнь. Листая страницы таких альбомов, всегда вспоминаются строки из известной песни: «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом». Через некоторое время я своим детям тоже покажу фотографии моего детства, моей дружной и счастливой семьи, традиции которой продолжит еще не одно поколение.

Роль семейных традиций и обычаев очень важна и для воспитания детей в семье и для самих родителей. Детям они помогают в родителях увидеть не только строгих воспитателей, а тех людей, с которыми им, может быть, очень интересно проводить время. Кроме того, традиции по истории своего рода и семьи благодаря ним мы можем почувствовать, что наша семья — единое целое.

2.Обменяйтесь информацией, которую вы выписали в ходе чтения,обсудите в паре.

3.Попробуйте составить простой план.

4.Прослушайте еще раз текст.

5.Перескажите текст друг другу в паре,опираясь на план,

от 3-го лица.

Ф.О.Взаимооценивание.(метод Ф.О. «Светофор»).

Критериии Дескрипторы

Кратко пересказывает -пересказывает от 3л.

содержание текста. –пересказывает сог-

ласно плану.

-использует ключевые

слова.

Стратегия «Ассоциации».

(Индивидуальная работа)

Ф.О.I.Самооценивание.

«Трехминутная пауза»

1.Я изменил свое отношение о…

2.Я узнал больше о…

3.Я удивился тому ,что…

4.Я почувствовал,что…

5.Я относился к….

II.Комментарий учителя

Парная работа.

Ч1. понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, извлекая главную и второстепенную информацию.

-отвечает на вопросы по содержанию несплошного текста; определяет тему, извлекает главную и второстепенную информацию.

Сегодня на уроке мы научимся:

— читать и понимать основную информацию сплошного и несплошного текста , определяя тему;

-сможем сформулировать вопросы по прочитанному тексту;

— сможем преподнести полученную информацию в форме таблицы, плана, билета.

Задание.1 Прочитайте несплошной текст.

2.Выпишите ключевые слова

3.Составьте вопросы, используя ключевые слова

Метод «Посланники» (парная) (гомогенные пары)

После выполнения задания, один представитель пары выбирается в качестве «посла» и проходит в новую пару, чтобы объяснить и интегрировать вновь полученный материал, установить мнение другой группы и их достижения. Затем «посланник» возвращается в свою группу и излагает полученную информацию.

Ф.О. Взаимооценивание. «Две звезды,одно пожелание»

понимает содержание сплошного и несплошного текста.

свадебные, семейные и другие традиции Турции

В сознании многих россиян Турция представлена как одно из самых популярных летних туристических направлений, системой «все включено», жарким климатом и продуктами сельского хозяйства в виде огурцов и помидоров на прилавках наших магазинов в зимнее время. Однако у турецкого народа есть много традиций и обычаев, позволяющих Турции стать одной из самых гостеприимных стран. Так что же это за традиции и обычаи народа, имеющего многовековую историю и так манящего к себе в гости?

 

Гостеприимство и добрососедство

Турки – очень гостеприимный народ. Они охотно приглашают к себе и сами ходят в гости. Отказываться неприлично, иначе хозяин может посчитать это неуважением и даже оскорблением. В гости с собой они носят какие-нибудь маленькие подарки. Пришедшим гостям хозяин всегда предложит все самое лучшее. При походе в гости необходимо помнить, что обувь обязательно снимают при входе. Добрососедство также очень важно для турок. Если к турку придёт сосед с угощением, то от него сосед не откажется, а, оставляя его у себя, положит в тарелку что-нибудь от себя. Если сосед заболел, то турки обязательно придут спросить о его здоровье со сладостями или каким-нибудь другим угощением.

Обычаи поведения за столом

При турецком застолье кушанья с общего блюда необходимо брать только правой рукой. Неприлично быстро кушать и проглатывать еду. Турки не любят, когда в тарелке остается много несъеденного. Говорить за столом можно только с разрешения хозяина дома. Участие в песнях и танцах при застолье приветствуется.

 

Семейные традиции

В турецких семьях царит патриархат, а также строжайшее подчинение старшим членам семьи. В турецких семьях культивируется уважение к родителям, старшим и пожилым людям. В присутствии старших младшие никогда не курят, не пьют и не общаются на неприличные темы.

 

Турки, как и большинство других патриотов своих стран очень любят свой флаг. Часто можно увидеть вывешенный на балконе или через окно национальный флаг. Это означает, что один из членов семьи призван в ряды турецкой армии. Если вместо флага на балконе или еще где-нибудь висит ковер, то это означает наличие в такой семье девушки, готовой к бракосочетанию.

Свадебные традиции и обычаи

В Турции свято чтут традиции брака и свадебной церемонии. Турки рано вступают в брак. Но жениться на малообеспеченной девушке или выходить замуж за состоятельного жениха не принято, чтобы не ущемлять материальное положение другой половины. В Турции не запрещено многоженство. Все детали предстоящей свадьбы обязательно обсуждаются с родителями и старшими членами семьи. Турецкие свадьбы отличаются бурным весельем с танцами и музыкой. Ближе к окончанию торжества обязательно проходит церемония вручения подарков. Это происходит согласно иерархии семьи. Сначала подарки дарят близкие родственники, потом дальние и так далее.

 

Обычаи и традиции при рождении детей

Появление в семье ребенка очень счастливое событие для всех членов семьи. При визите в семью, где есть новорожденный, матери, принято дарить золотые или серебряные украшения, или монетки. Имя ребенку выбирается семейным кланом. Когда имя выбрано, на ухо младенцу читают молитву и трижды произносят его имя. На 40-й день новорожденного натирают солью, купают и читают молитвы.

Важное значение имеет обряд обрезания. Его обычно проводят в 7–12 лет. Именно после него мальчик начинает считаться мужчиной. Перед обрезанием мальчику стригут голову, проверяют его знание молитв, наряжают его очень богато с обязательной лентой от сглаза, вручают ему или прикалывают к одежде золотые монетки. Ведь он теперь мужчина, а у мужчины должны быть деньги.

Семьи Южной Кореи. Их обычаи и порядки.

Домашний очаг греет сердца всех людей. Семья обязательно должна быть у каждого человека, независимо от пола и возраста. Именно она дает надежную опору и искреннюю, поддержку, не требуя ничего взамен. Помощь оказывается от чистого сердца на безвозмездной основе. Любовь и ласка родных людей помогут пережить даже самые тяжелые жизненные ситуации и кризисы.

Приходить в пустую квартиру или дом, зная, что день за днем тебя никто не ждет, очень тяжело, причем как морально, так и физически. Можно сказать, что просто невыносимо. Не с кем поговорить по душам, разделить своё счастье, поделиться своими радостными событиями и удачами. Не стоит забывать о том, что, даже проживая в разных городах, различных регионах, порой  даже странах,  семейные узы нужно поддерживать. Как можно чаще собираться в кругу родственников в праздничные или выходные дни, сохраняя человеческие ценности и культурные традиции.

Дом

В Южной Кореи (ЮК) главные приоритеты отдаются именно тем аспектам жизни, которые неразрывно связаны с семейным очагом. Традиции во взаимоотношениях между родственниками чтятся еще совсем с древних времен. Поэтому в этой стране к браку и созданию новой ячейки общества относятся так трепетно. Раньше в милых частных домиках жили дружные семьи, но все меняется, поэтому им на смену пришли многоэтажные квартирные дома, небоскребы, а отношения в стране к уставным правилам существования в них остались.

Традиционное жилье корейцев сейчас практически не встретить. Пожалуй, новостройки — это единственное, что разграничивает новую и старую Южную Корею, ведь семейный быт совсем не изменился. Прежними остались правила и обычаи в отношениях между мужчинами и женщинами.

Дом считается священным место, где всегда должно быть чисто, грязь и беспорядок совершенно неприемлемы. Исходя из этого обязательного правила, в доме можно находиться только без обуви, то есть босиком (в лучшем случае в носках). Если в летний период времени с этим легко смириться, то в холодное время года требуется дополнительное напольное отопление или покрытие. Современные технологии, используемые в строительстве и отделке помещений, значительно улучшили комфортное существование, причем без вреда здоровью.

Брак

Главенствующим считается и мнение старшего поколения. Пойти на важный шаг, например, такой как создание новой семьи, молодые не осмелятся без родительского согласия и благословения. Конечно, сегодня свободы действий у юношей и девушек гораздо больше, чем некоторое время назад, но без наставления матери и отца не обходится никто в этой стране. А родительский контроль – даже приветствуется.

Когда происходит знакомство с родителями, никогда не называются их имена, они представляются как «мама» и «папа», в то время как у нас в стране и большинстве других принято представлять по имени отчеству. Вот такие разные отношения к знакомству. Подобные обращения к близким родственникам, связаны с еще одной традицией Южной Кореи. Значение имени там (по приметам южнокорейцев) обладает очень большим весом, влияет на судьбу, делает человека более слабым и уязвимым. Поэтому свое имя разглашают жители этой азиатской страны тоже очень редко.

С развитием экономики, семьи в ЮК стали жить значительно лучше. Но отношение к распоряжению финансами осталось неизменным.  Эта страна считается одной из самых экономичных.  Южнокорейцы никогда не потратят деньги на то, что им совсем не нужно. Вещей, использующихся в домашнем обиходе, совсем немного, служат они хозяевам долгое время. Благодаря тому, что в интерьере нет изобилия тех или иных предметов, в домах всегда чисто и опрятно. Излишества, которые и так не позволяют себе даже семьи с достатком, могут быть просто не поняты, поэтому они продолжают довольствоваться малым, не тратя деньги на ненужные вещи.

Как кушают в Южной Корее

Очередной обычай касается употребления пищи. Прием еды осуществляется строго в положении сидя за миниатюрным столиком на маленьких ножках, конечно же, на полу. Вокруг него располагаются все члены семьи. 

Как спят в Южной Корее?

Южнокорейцы долгое время предпочитали спать лежа на полу. Но сегодня все чаще они пользуются современными благами, предпочитая сну на полу удобные кровати или диванчики, используют в обиходе и обычные обеденные столы, стулья. Но в качестве дани своим национальным культурным ценностям они могут разместиться и на полу (с удобствами).

Про отношения в семье

В семьях Южной Корее между слабым и сильным полом отношения всегда отличались завидным взаимопониманием и уважением друг к другу. Несмотря на то, что в семьях этой нации женщина имеет те же права, что и мужчина, обязанности между ними четко разграничены. 

Жена обеспечивает комфорт и уют в доме, решает возникающие разногласия, хранит домашний очаг (это, кстати, её первоочередная задача).  Мужчина – глава и авторитет семьи, решает самые важные вопросы для ее существования, но не вмешивается в обустройство дома, решение конфликтов, даже в самых тяжелых ситуациях он по-прежнему остаётся в стороне.

О детях в Южной Корее

Дети в этой стране на свет появляются уже в годовалом возрасте. Поскольку у южнокорейцев своеобразное летоисчисление. Ребенок проводит в утробе матери  9 месяцев (практически год), поэтому и добавляется годик. Но это не все, на свой первый новый год добавляется еще один, то есть рожденные дети на 2 года старше фактически своего возраста. Отношение к полу ребенка (будь то мальчик или девочка) одинаковое, какому-то определенному предпочтение не отдается. 

Семьи очень гостеприимные, при праздновании или общем обеде накрываются шикарные столы, несмотря на экономность южнокорейцев. Женщины отличные хозяйки, которые рады видеть у себя друзей и знакомых. Глава семьи должен располагаться выше других во время приемов, он первым усаживается за столом и начинает трапезу. Это знак уважения к его дому и домашнему очагу. Представляться по именам среди гостей также не принято, хотя делиться новостями, познавать что-то новое они искренне рады, ведь у них такой любознательный характер и менталитет.


Поделитесь новостью с друзьями:
Читайте также

Легальное избиение мужа, обмен детьми и другие семейные обычаи народов мира

Отношение к детям и их воспитанию в разных странах сильно зависит от культуры на местности. Что бы ни говорили, в целом, дети в Европе более спокойны и вежливы, чем в России, и менее склонны капризничать. Дети в странах Азии и Ближнего Востока невероятно капризные. Зачастую культура там запрещает матерям наказывать мальчиков, к мужчине нельзя лишний притрагиваться, не то что бить. Поэтому ребенок там может запросто пинать ваше кресло в самолете или орать в общественном помещении, и родители не обратят внимания ни на его поведение, ни на ваши замечания. В Африке — жесткие правила игры, она там идет в прямом смысле на выживание. Микробы, бактерии, паразиты, инфекции — все это ребенок получает с едой, водой каждый день. Помню, в Чаде водитель рассказал, что они с женой родили 20 детей. Я спросил, зачем ему это нужно — живут бедно, зарплата 30 долларов в месяц, мать не работает — в некоторых регионах у женщин вообще до 70% времени уходит, чтобы добыть питьевую воду. И при этом в семьях по 10-20 детей. И вот я спрашиваю: «Зачем?». Он говорит: «Только треть выживает».

Малярийные комары, муха цеце, лихорадка Денге. Повсюду видишь детей с надутыми животами. И, что интересно, порой их можно сразу вылечить — есть госпрограммы, спонсорская помощь от развитых стран. Бесплатная клиника в двух часах езды. Но родители просто не едут. Выкарабкается — будет иммунитет на всю жизнь. Нет — значит, так решил местный бог.

В Латинской Америке я видел много регионов, где дети предоставлены сами себе. Колумбия, Венесуэла, Гайана, Суринам, Никарагуа, Гондурас, Гватемала — везде такие есть. Дети уходят утром из дома, а вечером возвращаются с добычей: что-то украли, что-то нашли, поймали, отобрали — право сильного там работает и воспитание строится около этого.

Запомнился случай, когда в Чаде я ездил в деревню и захватил с собой большой пакет конфет для детей. Часть раздал по пути, а часть решил отдать на лобном месте — там, где сидят старейшины, дети играют с крышками от кастрюль (зацепив проволокой с крюком, они гонят их наподобие колеса — и это единственное их развлечение). И вдруг они меня обступили, стали конфеты вырывать из рук, из пакета, пакет порвался, все упало в пыль — я еле успел отпрыгнуть. Позже мне рассказывали, что лучше ничего не привозить африканским детям, или проследить, чтобы ребенок сразу съел сладость, потому что как только вы уедете, взрослые отберут все конфеты. Но все зависит от местности.

Европа — лучшее направление для путешествий с детьми: комфортно, безопасно, не чужая кухня, культура. Плюс центры развлечений — впечатления для детей на всю жизнь. Также рекомендую Японию и Китай. Не рекомендую — Африку.

Что такое семейный обычай? — MVOrganizing

Что такое семейный обычай?

Семейные ритуалы. повторяющиеся действия, которые имеют особое значение для семьи. Традиции. обычаи или верования, передаваемые из поколения в поколение, объединяют семью, создают особые воспоминания. Причины соблюдать традиции.

Каковы примеры обычаев в культуре?

Обычай определяется как культурная идея, которая описывает регулярное, шаблонное поведение, которое считается характерным для жизни в социальной системе.Рукопожатия, поклоны и поцелуи — все обычаи — это методы приветствия людей. Метод, наиболее часто используемый в данном обществе, помогает отличить одну культуру от другой.

В чем разница между традицией и обычаем?

Обычай — это обычаи или практика, общие для многих или определенного места или группы людей. Традиция — это передача обычаев или верований из поколения в поколение или факт передачи таким образом.

Что вы подразумеваете под социальными обычаями и традициями?

Социальный обычай — это общепринятый способ поведения или действий в определенном обществе, месте или времени.Традиция — это передача обычаев или верований из поколения в поколение.

Что такое обычаи и культура?

Культура — это сложное целое, включающее верования, знания, ритуалы, мораль, обычаи и другие привычки и способности людей. Обычай — это традиционный способ поведения или действий, характерный для определенного места, времени или общества.

Какие есть семейные черты?

Шесть черт крепких семей

  • Крепкие семьи выражают признательность и привязанность.
  • Крепкие семьи связаны друг с другом.
  • Крепкие семьи весело проводят время вместе.
  • Крепкие семьи эффективно справляются со стрессом и кризисом.
  • Крепкие семьи обладают чувством духовного благополучия.

Какие 4 примера унаследованных черт?

Унаследованные черты включают такие вещи, как цвет волос, цвет глаз, структуру мышц, структуру костей и даже такие особенности, как форма носа. Унаследованные черты — это черты, которые передаются из поколения в поколение.Это может включать такие вещи, как передача рыжих волос в семье.

Кто определяет интеллект ребенка?

ребенка с большей вероятностью унаследуют интеллект от своих матерей, потому что гены интеллекта расположены на Х-хромосомах (а у матери их два). Матери, как правило, имеют две Х-хромосомы, но это не идентичные хромосомы, и, конечно же, они получили одну из них от своих отцов.

Первородная дочь похожа на отца?

Похоже, что большинство первенцев выглядят как их папы при рождении — и на протяжении всего первого года жизни.Матери склонны всегда видеть отца ребенка в своем новорожденном, а отцы склонны соглашаться, особенно с первенцами. Иного видят посторонние, большая семья и друзья.

Как узнать, нравишься ли ты папе?

Потому что он лучший.

  1. Он всегда старается сделать вам одолжение.
  2. Он гордится тем, что является вашим автомобильным гуру.
  3. Он никогда не позволяет вам платить за вещи.
  4. Он хвастается тобой перед своими друзьями.
  5. Он всегда помогает тебе двигаться.
  6. Он сделает все, чтобы помочь вам выбраться из трудной ситуации.
  7. Он взволнован, когда вы связываетесь общим интересом.

Щекотка — это способ флирта?

Щекотка равна флирту По словам Провайна, начиная с подросткового возраста вероятность того, что вас пощекотал человек противоположного пола, примерно в семь раз выше. Его исследования показали, что самая распространенная причина для щекотки — это проявить привязанность.

Итальянские семейные обычаи | HowStuffWorks

Религия играет решающую роль, когда ребенок рождается в итальянской семье.Большинство младенцев крестят в римско-католической церемонии. Родители выбирают крестную мать и крестного отца, в обязанности которых входит заботиться о том, чтобы ребенок воспитывался в соответствии с надлежащими религиозными принципами. Многие люди думают, что крестные родители — это те, кто сами будут воспитывать ребенка, если биологические родители по какой-то причине не могут этого сделать, но такая договоренность не является юридически обязательной.

Традиционное итальянское ухаживание требует разрешения семьи невесты, прежде чем может быть заключена официальная помолвка. Как и во многих других странах мира, кольцо с бриллиантом символизирует помолвку и брак.Сама свадьба обычно проводится на утренней мессе, после чего следует застолье и прием на весь день. Жених и невеста ходят в церковь вместе, и в некоторых традициях они распиливали бревно вместе с двуручной пилой.

На стойке регистрации подают традиционные итальянские блюда из полного цикла. К курсам относятся:

  • Aperitivo — напиток или небольшая закуска.
  • Antipasto — другие закуски, такие как свежий хлеб, брускетта, оливки или сыр.
  • Primo — первое блюдо, в основном паста, суп или рагу.
  • Секондо — мясное блюдо, специфика которого определяется региональными предпочтениями.
  • Contorno — овощной гарнир, возможно, состоящий из салата, подается вместе с вторым блюдом.
  • Formaggio e frutta — буквально сыр и фрукты.
  • Dolce — десертное блюдо, которое может включать в себя все сладкое, в том числе шоколадные конфеты, пирожные и традиционные итальянские десерты, такие как канноли.
  • Caffè — кофе-брейк после ужина.
  • Digestivo — послеобеденный напиток из ликеров, включая итальянские напитки, такие как самбука и ночино.

Вы можете задаться вопросом, как итальянские семьи платят за эти экстравагантные свадьбы и приемы. Одна традиция называется la borsa и позволяет всем друзьям и семье невесты помочь покрыть расходы. Невеста несет небольшую атласную сумочку, в которую гости кладут наличные деньги. Гости могут даже положить внутрь наличные в обмен на танец с невестой.

Другой ключевой итальянской свадебной традицией является тарантелла , танцевальный набор для пары под традиционную итальянскую музыку.Гости образуют круг вокруг пары и танцуют вокруг них.

Традиции итальянских похорон покажутся знакомыми многим европейцам и американцам из-за влияния католицизма. Поминальная месса с последним обрядом и литургией проводится при открытом гробу, поэтому скорбящие могут поцеловать в лоб усопшего. После того, как скорбящие собираются на могиле, они присутствуют на приеме, проводимом в доме семьи, в то время как гости приносят еду, чтобы успокоить скорбящую семью и накормить многочисленных гостей.

Традиции Таможенные ритуалы


Традиции Страница

Поделитесь семейными обычаями, традициями или Ритуал внизу страницы

Определения

Общество передает принципы и ценности будущим поколениям через таможню, Традиции и ритуалы. На протяжении всей американской истории многие обычаи и традиции слои нашего общества произошли от культуры наших предков, которые были либо Коренные американцы, или те, кто заселили эту великую землю после путешествия на большие расстояния из других стран в поисках «Американской мечты».Очень часто отображение объекта или символа, значимое для семьи или общества, может стать обычаем, традицией или ритуалом. Семейные ценности отражены в применяемых обычаях и традициях.

Хотя это утомительно, мы должны рассмотреть определения из словаря:

Привычка : Образец поведения, приобретенный путем частого повторения или физиологическое воздействие, которое проявляется в регулярности или повышенной способности представление. Приобретенный способ поведения, который почти или полностью стал непроизвольный.

Custom : Обычай или практика, общие для многих или для определенного места или класс, или привычный с человеком. Давно установившаяся практика считается неписаный закон. Повторная практика. Вся совокупность обычаев, практик или условности, регулирующие общественную жизнь.

Традиция : Унаследованный, установленный или общепринятый образ мышления, действие или поведение (как религиозная практика или социальный обычай). Вручение информации, верований и обычаев из уст в уста или на примере одного поколение к другому без письменной инструкции.Культурная преемственность в социальных отношения, обычаи и институты. Характерная манера, метод или стиль.

Ритуал : Установленная форма церемонии; порядок слов предписано для религиозной церемонии. Соблюдение ритуалов: система обрядов, церемониальный акт или действие или обычно повторяющееся часто формальное действие или серия действует.

WWWebster Dictionary, авторское право 2000 г., компания
Merriam-Webster, Incorporated

Американская семейная жизнь сегодня богата обычаями и традициями.Пожалуйста, поделитесь с нами своими семейными обычаями, традициями и ритуалами в форме ниже. Мы опубликуем избранные на Семья , Свобода и Американский Культура Веб-страниц на этом сайте.

Вы «горды тем, что американец?»
Есть ли в вашей семье обычаи и традиции?

Тогда расскажите о них ниже!

семейных традиций | Stepping Stone School