Skip to content

Свадебные обычаи и обряды на руси: Традиции и обряды свадьбы на Руси

М. Забылин. Свадебные обряды и обычаи на Руси

Какие свадебные обряды существовали на Руси? Что такое снимание сапога; для чего предназначается головной убор новобрачной; как проходила свадьба с трубами; что такое вскрывание молодых; откуда пошел обычай похищать невест и слово «суженый»? Об этом и многом другом читаем в описании русского свадебного обряда этнографом М. Забылиным.

***

Кажется, нет в мире ни одного более торжественного пиршества, которое можно сравнить со свадебным обрядом, началом и совершением брака, началом и венцом любви, о котором молодые головы поэтизируют за несколько лет прежде, избирая в своей фантазии подходящий идеал, пока не находят его. Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на обряд брака. Но как молодые мужчины, так и женщины у нас на Руси (из простонародья), несмотря на всю простоту их незатейливого быта жизни, понимают, что значит вечная связь, даруемая венцом; связь с лицом неузнанным, часто с порочным, законченная венцом, — неразрывно до конца жизни того или другого. Все девушки это понимают ранее супружества, но рассчитывают на брак, как на лотерею, известно, не всегда надежную.

Девушки, как известно, прибегают к гаданиям, часто весьма неблагоразумным; сироты в Радоницу ходят на могилки своих родителей прощаться и просить себе благословения на судьбу свою. Покров и Пятница Прасковья считаются покровительницами невест в простом народе. Невесты, заботясь о своей будущности и о хорошем житье-бытье (худого никто не желает), во время праздника Покрова молятся: «Батюшка Покров, мою голову покрой!» В Красной Руси поют:

Святая Покровонка
Покрой головонку!

Здесь мы высказываем начертание склада желания молодых лиц, ищущих средств достигнуть брака или просто соединиться браком без всяких преднамеренных желаний, но только потому, чтобы не отстать от сверстниц. Молодые девушки и до сих пор конфузятся при счете лет, и та, которая выходит поранее, торжествует, как будто она победу одержала, но это еще не значит благополучие жизни.

И. С. Куликов «Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме». 1909 год

В разных странах северной России свадебные обряды весьма разнообразны и многочисленны до того, что представляют вообще картины чрезвычайно живые вообще, и к тому же весьма разнообразные по своей характерности. Здесь представляется самая полная этнографическая картина с ее поверьями и обрядами, и что главное, здесь-то и отсвечивается символ и та аллегория обрядов, которые уже потеряны в смысле народном и существуют только по исполнению, как обычай. Эта народная пьеса, ежедневно повторяемая, вообще интересна, так как нигде она не характеризуется лучше всего, как в свадьбах; здесь вы слышите и видите жизнь и веселье, умилительные и трогающие душу черты из народного быта и те религиозные обычаи, с которыми слиты все эти обряды. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

 

Обычай похищать девиц

Этот обычай, по словам Нестора, существовал у русских славян, так, например, у радомичей, вятичей, северян были игры межи селы, то есть между полей, а не между сел: здесь во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. В воспоминание этого дохристианского обычая Древней Руси у нас осталась древняя песня прососеяния, начинающаяся так: «А мы просо сеяли, сеяли»… Древляне уводили к себе девиц, как в древности римляне сабинянок. Самое выражение играть свадьбу напоминает древние игры, чем начиналось приобретение невест.

 

Преследование обычаев духовенством

Во время свадеб в старину всегда присутствовали глумотворцы (шутники), органики, гусельники (гусляры). Обычай этот существует и поныне; не раз Церковь восставала против таких порядков, которые суть прямо следы язычества, и хотела отделить все обычаи пред венчанием и по венчании, но этого было нельзя искоренить, так как самый акт, основанный в своем будущем на любви и согласии, на семейном счастье, вызывал на веселье.

Кроме языческой стихии, оставшейся в свадебных обрядах, сюда же вошли обычаи и от других народов во времена позднейшие.

 

Покупка девиц

Геродот упоминает о древнем обычае енотов, пришедших из Иллирии. Здесь, говорит этот историк, в известное время девушки, достигшие совершеннолетия, сходились в сопровождении своих родителей в одной место, туда же стекались молодые люди и вообще мужчины и покупали девиц. Не отсюда ли и мы заимствовали до сих пор существующий обряд покупать невест или выкупать, причем жених дарит девушек?

 

Греческие и римские обряды

В греческих и римских обрядах бракосочетания мы находим венки, обручальные кольца, покрывала (вроде наших вуали или фаты), соединение рук, свечи, свадебные дары и пр. В самом деле, как это сходно с христианскими обрядами при самом совершении брака. Венера как покровительница браков и союзов любви называлась Suada и Babia (свада и бабиа), представляем читателям разделить с нами мнение, не находят ли они сходства в слове свада с свадьбой, а в слове бабиа — баба. Этого мало: русские обычаи говорят, что и посейчас молодых осыпают хмелем, зерном и даже деньгами; смысл понятен: чтобы молодые жили счастливо, сыто и богато; но откуда возник этот обычай? Опять от греков и римлян, а также от древних пруссов.

Говоря о заимствовании обычаев русскими, мы уже не можем не сказать о том, что русский каравай как символ бракосочетания тоже заимствован у римлян. У римлян, как известно, новобрачные при торжественном бракосочетании должны есть пирог, приготовленный из муки, размешанной на воде посоленной, и меда.

 

Снимание сапога

В русском коренном обычае водилось и посейчас местами водится, что новобрачная должна разувать своего супруга. Этот обычай в древности, вообще говоря, изображал покорность, рабское отношение, даже унижение, потому что кто же снимает другому сапоги, если не человек, вполне подчинившийся. Из истории мы знаем, что этот обычай был даже во времена Владимира и то, что дочь полоцкого князя не захотела его разуть.

В Германии во времена Лютера был тот же обычай, чтобы в первую ночь брака снимала молодая супруга сапог и клала его на небо постели (в изголовье) как знак господства супруга над женою, мужчины над женщиной (порабощенной).

Омарий и Гербенштейн говорят о том, что в их пребывание в Москве даже на княжеских и боярских браках совершался обычай разувания и троекратное ударение плеткою, которую вместе с гостинцем клали в ларчик. Обряд этот продолжался в Литве до Ягеллона и доныне сохраняется в крестьянском быту. 

 

Куничное на свадьбе

В старых свадебных обычаях упоминается, должно быть, тоже какое-нибудь языческое предание. Куница в свадебных обычаях есть памятник норманнских налогов. Если сказать «куна, кона» (kona, kuno), что значит — женщина, это высказывается по истории, сбор новобрачных крестьян и вообще — простолюдинов. Куница, как мы увидим, осталась существенной единицей в наших простонародных песнях свадебного характера. В южнорусских песнях невеста уподобляется иногда черной кунице, а жених — черну соболю.

Мы должны припомнить из истории, что в России до введения монеты металлической предметом денег были преимущественно меха; отсюда возникают слова: куна, полкуны, пол ушка (полушка, медная мелкая монета). Если впоследствии явился металлический чекан, то, разумеется, была воспроизведена и сравнительная оценка и, как должно думать, порицание счета удержалось такое, которое существовало при кожаных деньгах.

Отсюда возникает сравнение молодых людей то с куницей, то с соболем как оценка достоинств, и сейчас у нас существует: «Взглянетрублем подарит».

Было известно не в одной России, но во всей Европе девичье куничное, свадебная куница — выражение, согласовавшееся со значением окупа за невесту, выражение, равняющееся смыслу крепостного права и порабощения женщины[1]. Что существует и посейчас в некоторых губерниях России.

 

Свадебные птицы

Еще в язычестве у литовцев в первый день бракосочетания муж раздирал принесенную ему на постель жареную куропатку, часть которой давал есть своей супруге.

У немцев в средние века давали новобрачным жареную курицу, которая называлась брачною или любовною. Жареную курицу (куря вечерняя) в первый день подносили новобрачным и в России, как то видно из описания старинных свадеб XV столетия. В Москве и по сие время дарят молодых парой живых гусей в ленточках, а даже иногда и лебедей, а в старину на столах княжеских молодым подавали жареных лебедей. Есть поверье в народе, что только и можно есть лебедей новобрачным.

Константин Маковский. Боярский свадебный пир в XVII веке

 

Головной убор новобрачной

Известно что в России новобрачной надевают на голову кокошник, кокуй или кику, расплетают косу надвое с известными при этом песнями. Обычай этот, по-видимому, перенят у татар, как думают Плено Карпин и Брунна; но Грим говорит, что и у немцев было обыкновение у новобрачной не распускать волос, а связывать их на голове и прикрывать чепцом. Тертуллиан говорит, что у язычников было обыкновение женщинам являться покрытыми, у евреев — тот же обычай, у русских фата изображает и до днесь символ стыдливости и скромности. Поэтому можно заключить, что все наши старинные обряды, отчасти исчезнувшие, отчасти существующие и поныне, не имеют полного характера новости или своеобразности, но скорее заимствование путем влияния от других народов.

Мария Молодых. Невеста

 

Баня, меха и солома брачной ночи

К числу народных обычаев, существовавших даже в царских и боярских домах, принадлежали: мытье в бане накануне свадьбы и после ее, также постилка ржаных снопов вместо постели и усаживание молодых на мехе.

Мытье в бане выражало чистоту брачного ложа и вообще чистоплотность, спанье на снопах — прибыток в доме, а на мехах сидение — богатство. Таковые обычаи существуют и поныне.

В. Перов. Накануне девичника. Проводы невесты из бани

 

Вскрывание молодых

Со введением некоторых европейских обычаев Петром Первым многие старинные обычаи были воспрещены, и, между прочим, вскрывание молодых запрещено указом. Петр Первый старинную свадьбу с ее причудами обратил в шутку, что видно из свадьбы папы и шута Шанского[2].

 

Предосторожности и приметы свадебные

Свадьбы как обыкновенно чаще всего бывают или о Святках, или близ Семика. Так, по крайней мере, объясняется Красная горка по весне и рождественские праздники (купальские гадания). Нужно заметить, что все свадебные обряды сопровождались, да и посейчас сопровождаются, различного рода предосторожностями от лихого глаза или от лихого человека.

 

Свадебные песни в отношении их значения

Кто не знает, кто не слыхал свадебных песен? Кто не понимает их значения? Все это очень просто до наивности. У римлян девицы пели песни до полуночи у спальни новобрачных. А у русских весь свадебный обряд сопровождается песнопением, как то видно из величаний и песен во время сговора, девичника и т. п.

В характере этих песен вообще высказывается приготовление к обязанностям жены и хозяйки, изображение замужней жизни, иногда выражение тоски девичьей при воспоминании о том, как волей-неволей она должна оставить дом родителей. Вообще так называемые свадебные песни содержат в себе отметки старинных обычаев, а в некоторых припевах упоминаются Ладо, Тур и Лель как славянские боги любви и радостей. В них встречаются синее море, горюч камень, терема и светлицы, скатерти браные, караваи перепечи, сахарные яства, гривны и проч. и тем указывают на свое старинное происхождение.

 

 

Суженый

Происхождение этого слова надобно производить от судьбы, которая посылает невесте жениха. Самое слово «невеста» означает неизвестная, неведомая, указывает уже на тот русский обычай, когда девушку жених мог видеть только после венца в качестве новобрачной, точно так же и невеста своего суженого, так как оба молодые сочетались браком по воле не своей, а родительской. Отсюда понятно, что, называя в старину венчание «Судом Божиим», видели в этом обряде заневедомо сочетание молодых людей навеки, до могилы, возлагая свои надежды на Бога, который Сам в этом случае присуждает им брачный венец.

 

Свадебные причитания, голосование

Есть суеверие, что будто бы невесте необходимо в девичник и перед свадьбой плакать, основываясь на старинной поговорке: «Не плачешь за столом, будешь плакать за столбом». В некоторых местностях и по сие время существуют причитания или голосования, так, например, по словам профессора Снегирева, в Верховожском посаде, Сватаньем, невеста, покрытая фатою, среди подруг-девиц садится на возвышенное место с искусною причитальщицей и начинает причитать, то есть говорить напевным голосом приличное слово или привет отцу и матери, братьям, сестрам и всем родственникам, прощается со своим домом и, если ее выдают на чужбину, то и с подругами.

А.И. Корзухин. Девичник. 1889 г.

 

Свадьба с трубами

На свадьбах русских царей и важных бояр, кроме песен, играли в трубы зурны, как то известно из описания свадеб в XVII веке[3]. Подобные свадьбы так и назывались свадьбы с трубами. Царь Алексей Михайлович во время бракосочетания своего с Натальей Кирилловною велел вместо труб и органов петь своим государевым певчим, дьякам, всем станицам попеременно строчные и демественные большие стихи из праздников и триодей хорошие стихи, со всяким благочинием. Совершением церковного обряда окончились песни и главные обряды свадьбы.

 

Беглые свадьбы. Тайные свадьбы. Самокрутка

Подобные свадьбы вообще совершаются без согласия родителей, так сказать, по тайной любви и соглашению молодых людей, тогда как на это нет и даже не ожидают родительского благословения. Есть несколько предлогов к такому венчанию: любовь между неравными по состоянию или богатству; хитрость жениха воспользоваться приданым невесты, а часто и ее капиталом, долгое безбрачие девушки — скучная жизнь между золовок, преследование мачехи, а часто — прикрыть беременность. Впрочем, бывает и так, что часто родители сами потворствуют беглым свадьбам во избежание расходов.

Во всяком случае, девушка сама принимает участие в побеге и даже, если может, то даже предварительно препроводит через верного человека к жениху свое приданое, а потом уж сама убежит. В доме жениха свадьба эта считается формальною.

После такого венчания молодые отправляются к родителям невесты, кланяются в ноги и просят прощения. В некоторых приволжских губерниях отец ударяет молодых по спине плетью и приказывает встать, затем прощает и благословляет образом и хлебом-солью. Даже если молодая беглянка не взяла ничего из своего приданого, то родители невесты отдают при этом его. Впрочем, есть и характерные отцы, но и те со временем отдают назначенную долю дочери, венчавшейся самокруткой.


[1] Впоследствии кунами или куницами назывались в Литве цепи, в которые заковывались при входе девицы, при церковном входе за нарушение целомудрия
[2] См. с. 127 Рус. прост. празд. и обряды. М., 1839
[3] См. «Опыт повествования о древностях русских» Г. Успенского Ч. 1, 1818

Обряды на Руси.

Свадебные и народные обряды на Руси, сватовство, смотрины, венчание и другие древние обряды России

Главная

Статьи

Разное

Обряды на Руси

история

Свадебные обряды на Руси

С момента возникновения русских селений, свадьба бала главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха.



На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится — слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Отношение к холостякам и незамужним было весьма недоброжелательным. Считалось, что единственными причинами, по которым молодые не могли пожениться, были тяжелая болезнь и обет безбрачия (как, например, у монахов). Все, кто был здоров и не отягощен монашеским обетом, вступали в брак или в противном случае становились изгоями. Было не важно, по какой причине родители решили выдать дочь за того или иного парня (из-за денег, в счет долга и т.д.). Девушки практически никогда не противились их решению, а порой даже радовались, что не остались в девках. Незамужние барышни завидовали черной завистью своим подругам, которым, «подвернулся муженек».

Как известно, на Руси людей делили на сословия: представитель одного не мог вступить в брак с человеком из другого. Но и в самих сословиях молодой человек (будь то, сын царя, князя или простого крестьянина) не имел права выбора невесты. И князья, и крестьяне следовали одному и тому же свадебному обряду. Такое положение существовало до принятия Петром Великим новых законов.

По указу царя, представители высшего сословия женились и выходили замуж согласно западноевропейскими традициям, привезенным им же. Таким образом, старые свадебные обряды постепенно стали прерогативой исключительно крестьян. Единственный обряд, который был обязателен для любого человека – венчание.

Свадебный обряд на Руси состоял из семи этапов: «знакомства», «сватовства», «смотрин», «сговора», «свадьбы», «венчания», «отводин». Каждый этап имел большое значение, и свадьба не могла состояться при отсутствии одного из них. Разберем каждый обряд свадьбы подробнее.

Знакомство

Несмотря на то, что решение принимали родители жениха и невесты, молодые люди тоже имели право выбирать будущую пару. Рассказав родителям о понравившемся объекте, дети уже полагались на выбор родителей. В каждом селе городе и даже столице были специальные места, куда сходилась молодежь. Как раз в таких местах и проходил обряд знакомства. В селах и городах по воскресеньям и праздникам устраивали игрища.

Как правило, парни и девушки собирались на пустырях за селом на вечерней зорьке и развлекались дотемна. Девушки надевали свои лучшие наряды, а парни показывали себя во всей красе, играя на гармониках, балалайках. Девушки пели песни, танцевали. Иногда устраивали скачки на лошадях, где юноши могли показать свою смелость и силу.

В крупных городах для знати устраивали специальные вечера. Звучала фортепианная музыка, романсы, танцевали польку и вальс. Молодежь находилась под присмотром родителей, которые следили за поведением своих чад. Большим успехом у знати считалось приглашение на бал в столицу, где знать могла выбрать достойную пару для сына или дочери.

Обряд сватовства

Этот обряд является одним из важнейших в свадьбе. Судьба сватовства полностью зависела от свах – женщин, которые вели переговоры в присутствии родителей обеих сторон. На плечи свахи ложились многие обязанности, например, разведать о приданом невесты, убедить родителей невесты отдать дочь именно за этого парня, свести к минимуму выкуп и многие другие. Поэтому к выбору свахи подходили с большой серьезностью.

На богато украшенной телеге родители жениха и сваха приезжали в дом невесты. Как правило, день сватовства приходился на воскресенье или праздник. Хозяин дома, после приветствия, усаживал гостей за стол, хозяйка подавала угощения. Дальше в действие вступала сваха. При благополучном раскладе разговор долго не затягивался.

Если обе стороны были довольны будущим союзом, родители приступали к обсуждению приданого. Часто отец невесты предоставлял список вещей, которые составляли приданое невесты. Приданым могли быть деньги (непременно золото или серебро), подушки, одеяла, платья, сундуки и комоды, драгоценные украшения, участки земли, скотина. В конце распределения ценностей, сваха брала за руки родителей и трижды обводила вокруг стола, после чего они трижды крестились и кланялись перед иконами. Прощаясь, отец жениха предупреждал будущих сватов о том, что через неделю они пожалуют на смотрины невесты.

Смотрины

К смотринам целую неделю готовились обе стороны: как сторона жениха, так и сторона невесты. Жених и все мужчины семейства готовили лошадей, украшали телегу, женщины подбирали наряды и готовили подарки будущим сватам. Сторона невесты готовилась более тщательно. Девушка должна была убрать комнату, где будут располагаться гости. Мать должна была помочь невесте приготовить праздничный стол. Из сундуков доставали лучшие наряды.

В день смотрин телега жениха по традиции должна была проехать по главным улицам села или города, описать довольно большой круг (чтобы все увидели), после чего с песнями и весельем подъехать к порогу невесты. В дом заходили все сразу, крестились на иконы и рассаживались за столом. Невесту выводили из другой комнаты только после того, как сваха или родители просили об этом. Главная задача невесты была показать свое искреннее смущение перед гостями. Молодых усаживали рядом. Хозяева дома начинали расхваливать свою дочь, описывать все ее достоинства. После разговоров жених вместе с родителями выходил из комнаты на улицу, чтобы посовещаться, обсудить девушку и решить, достойна ли она стать женой. Конечно, эта формальная традиция, ведь решение, как правило, принимали еще во время сватовства.

Сговор

Сговор — один из важнейших этапов свадебного обряда. Через неделю (или больше, в зависимости от постов, праздников или других обстоятельств) жених вместе со своей семьей вновь посещал дом невесты. Снова накрывали стол, но гораздо богаче и праздничнее, чем на смотрины. За столом проходили последние переговоры, после чего на бумаге излагался договор о том, что в определенный день молодой человек возьмет в жены девушку. Это своего рода помолвка. Как только договор подписывали обе стороны, свадьба была неизбежна, только смерть могла стать причиной расторжения сговора. Сама невеста не могла присутствовать при сговоре, но после подписания бумаги сестра (или другая родственница невесты) выносила подарки от имени невесты, которые вручали жениху и его родителям. Молодые не должны были видеть друг друга до самой свадьбы.

Свадьба

С самого раннего утра жених должен был прислать невесте шкатулку со свадебными принадлежностями.

Шкатулку привозил родственник жениха, так как до венчания молодые не могли видеться. Как только невеста получала посылку (кстати, внутри должны были находиться фата, свечи для венчания, кольца и декоративные цветы), ее родная тетя приступала к обряду приготовления. Тетка расчесывала волосы, надевала на невесту платье. При этом процессе присутствовали все женщины дома. Обувь и фату приносил любой молодой человек из семьи невесты.

В языческие времена обряд одевания невесты сопровождался плачем и рыданиями. Для ее семьи этот день считался траурным, так как дочь покидает своих родителей, свой дом. Свадьбу сравнивали с похоронами девушки. Порой, так оно и было, ведь вполне вероятно, что родители никогда больше не увидят свою дочь. С приходом христианства скорбные песни и плачь престали слышаться из домов невест. Приготовления заканчивались к полудню, а к пяти часам, телега невесты трогалась по направлению к храму. Жених приезжал на венчание отдельно и гораздо раньше невесты.

Обряд венчания

Во времена язычества обряд венчания тоже присутствовал, только выглядел он совершенно иначе. Одетые в красивые белые одежды молодые, их братья, сестры и друзья выходили в лес. При этом людей старшего поколения с ними не было. На выбранной опушке на молодоженов надевали венки, сплетенные из лесных и полевых цветов. Затем молодежь пела обрядовые песни, наряжала березу разноцветными лентами и водила вокруг нее хороводы. Таким образом, брак молодых благословлялся самой природой. Когда Русь приняла христианскую веру, обряд венчания переместился в храмы.

После того, как невеста переступала порог родительского дома (чтобы отправиться в храм для совершения обряда венчания), обязательным являлось мытье полов. Это было необходимо для того, чтобы она уже не вернулась в родительский дом, то есть чтобы муж не бросил ее после свадьбы. Считалось плохим знаком, если жених увидит невесту до приезда в храм, поэтому невеста и жених ехали в разных колясках и разными дорогами. Жених должен быть приехать гораздо раньше невесты.

В храме священник проводил церемонию, которой предшествует обряд обручения. Во время обручения священник надевает кольца на пальцы молодых, затем наступает венчание. Считалось плохим знаком, если венец упадет с одного из супругов, люди верили, что этот человек останется вдовцом (или вдовой). По окончании церемонии молодожены выходили из храма, садились в общую коляску и ехали кататься по селу или по городу. Приехав в дом мужа, молодые должны были поклониться родителям, поцеловать иконы (которые держали в руках родители мужа). Войдя в дом, моложены должны были посмотреть в зеркало, по преданию, это должно принести удачу в семейной жизни. Потом начиналось застолье.

По окончании застолья молодые уходили в свою спальню, где должны были разделить ложе. На кровать, предназначенную для молодых, не пускали никого, даже родителей и лучших друзей. Считалось, что если кто-то будет спать на их ложе, то непременно они будут изменять друг другу. На следующее утро родители снова собирались в доме, где ночевали молодые. Женщины в доказательство того, что невеста была чиста и невинна до замужества, выносили простынь, на которой обязательно должно было быть пятно крови. Если невинность не была доказана, это грозило расторжением брака и дурной славой для девушки.

Отводины

На следующий день после венчания выполнялся еще один (завершающий) свадебный обряд. В этот день молодожены должны были придти в дом ко всем своим близким родственникам.

Родильно-кристильные обряды

В древние времена на Руси считалось, что все, происходящее с человеком — будь то рождение, смерть или болезнь — подчинено темному, нечистому, загробному, злому миру. Рождение и смерть человека особенно страшили суеверных людей. Они верили, что родившийся человек, то есть только что пришедший из злого мира, может принести с собой опасность для уже живущих. В связи с этим существовала масса обрядов, с помощью которых новорожденный и его мать очищались от нечистой силы.

Наши предки искренне верили, что не только ребенок является носителем нечистой силы, но и его мать представляет опасность для живущих, так как она служит проводником между мирами: явленным миром и другим, нечистым миром. Через тело женщины ребенок приходит в земной мир. Но вместе с ребенком в земной мир может проникнуть и нечисть. Таким образом, обряды совершались не только над младенцем, но и над его матерью. Эти обряды носили название «очистительных», то есть они очищали от темной силы. Существовало два вида обрядов: церковные и народные.

К церковным обрядам очищения относятся чтение молитв во время родов, окропление святой водой комнаты, где лежит роженица. Даже в наше время можно встретить в некоторых селениях такие очистительные обряды. Как правило, молитвы читают священники, которые придерживаются старой веры.

Разберем подробнее обряды рождения. В день родов к роженице приходит повитуха (женщина, которая будет принимать роды и выполнять обязанности окушера-гинеколога и медсестры), близкие подруги и родственницы. Как ни странно, но даже эти люди считаются опасными для людей, так как они присутствовали при «греховном событии» — рождении младенца. То есть в них мог вселиться злой дух, пришедший на землю во время родов. Как только выполнены все процедуры после выхода младенца из утробы матери, хозяин дома приглашает священника, который окропляет святой водой дом, комнату ребенка, читает молитвы очищения для матери, ребенка и, отдельно, для женщин которые присутствовали при родах.

После прочтения молитв, мать и отец ребенка должны дать своему чаду имя (обязательно в этот же день). Затем назначается день, когда младенца будут крестить. На этом роль священника на время заканчивается. Так завершается первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее.

Следом наступает второй этап очищения младенца и матери. Заключается он в мытье матери и ребенка в бане. Нужно заметить, что в некоторых поселениях Руси было принято рожать прямо в бане, где мать с ребенком держали несколько дней. В других местах женщина рожала в доме, а затем ее и ребенка переводили в баню, где проходили первые дни жизни младенца. Как в православии, так и в язычестве, женщина считалась «нечистой», а где, как не в бане, можно смыть нечистоту? В любом случае, мать с ребенком оказывалась в бане, спустя несколько часов после родов, где там женщина повитуха совершала обряд очищения.

Начинали всегда с ребенка. Прежде, чем вымыть тело младенца, повитуха обильно поливала камни водой, чтобы пар заполнил всю парилку. Это нужно было для того, чтобы тело стало мягким. Еще одно поверье наших предков: плод всегда твердый как кость или камень, даже когда младенец вышел из утробы, он остается твердым. Чтобы размягчить его, нужен был пар. Затем новорожденного клали на банный веник и приступали к «массажу» (в народе это называли «растягиванием»). Повитуха разминала руки и ноги, голову, уши и нос ребенка, считая, что таким образом она придаст телу нужные формы и исправит любые родовые дефекты. Такой массаж улучшал кровообращение, помогал суставам приобрести гибкость, а коже эластичность.

При растягивании повитуха брала правую ручку ребенка и тянула ее к левой ножке и, наоборот, левую ручку к правой ножке. Дело в том, что наши предки считали, что в темном мире все перевернуто, там где право – находится лево, где верх – находится низ. Следовательно, новорожденный, как пришедший из того мира, тоже перевернут. Повитуха же «выворачивала» ребенка как положено в земной жизни.

Матери младенца уделялось не меньше внимания. Придя в баню, повитуха наливала женщине водки (браги, настойки или другого алкогольного напитка) и давала ей полежать, пока не совершит обряд с ребенком. Затем начиналось восстановление материнского организма. Повитуха начинала выдавливать кровь из утробы, прочищать влагалище. Затем нужно было привести живот в нужное положение (каким он был до родов). Повитуха тянула его вверх: надавливая на него, проводила руками снизу вверх. Таким образом, матка поднималась, и процесс восстановления проходил гораздо быстрее. После живота приходила очередь груди. Повитуха выдавливала первое молоко, чтобы при первом кормлении младенец пил новое молоко. Завершался обряд растиранием рук и ног.

Родившая женщина, по поверью, считалась заново рожденной. Объяснялось это тем, что ее тело претерпевало сильные изменения (рос живот, увеличивалась грудь), то есть разрушалось, следовательно, женщина умирала. Через некоторое время тело приходило в норму, этот процесс считался рождением матери. Роль повитухи – ускорить процесс «рождения» женщины и очистить новорожденного. Банный обряд повторялся ежедневно, в течение недели (иногда дольше).

За обрядом очищения следует церковный обряд крещения. Некрещеный ребенок вызывал у людей страх, его запрещали целовать, разговаривать с ним, надевать на него вещи (ребенок всегда был в пеленках). В некоторых селах России даже запрещали матери называть его по имени. Младенец считался бесполым существом, его не причисляли к семье, в которой он родился.

Родители тщательно выбирали крестных для своего ребенка, так как они считались духовными наставниками. Чаще всего крестными становились родственники, так как они не откажутся от крестника, будут всегда заботиться о нем, воспитывать, обучать. Самое интересное, что крестным (или крестной) могли становиться и дети от шести лет и старики, но предпочтение отдавалось людям одного возраста с родителями. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей.

Перед самым таинством ребенок находился на руках у повитухи, которая передавала его крестному отцу. Крестная мать готовила купель для обряда. Как ни странно, воду в купель наливали прямо из колодца, ни в коем случае не грели ее и не добавляли теплой воды. Считалось, что, опуская ребенка в ледяную воду (даже зимой), придают ему большую стойкость к болезням. Если во время крещения свечи в руках родственников дымили и горели плохо, считалось, что ребенок будет часто болеть или вообще скоро умрет, если же пламя было ярким – жизнь у него будет долгой.

После завершения обряда священник передавал младенца крестным родителям: если мальчик, то крестной матери, если девочка, то крестному отцу, которые и несли ребенка в дом. После этого младенец становился полноправным членом семьи. На следующий день после крещения в дом родителей приходили родственники, друзья и близкие. Устраивали застолье, первые тосты всегда произносили за здоровье ребенка, его родителей и повитухи, принимавшей роды.

Туры для молодежи по России

Назад в раздел

москва история полезные советы интересное здоровье туризм путешествия активный отдых походы кавказ московская область что посмотреть туры отдых достопримечательности крым природа интересные факты владимир и область горы

Русские свадебные традиции

Игорь Кассини (светской обозреватель Чолли Никербокер) и Шарлин Райтсман приносят клятвы в русской традиции и «венчаются». Олег Кассини держит одну из корон. Фото прессы.

«Русские свадьбы имеют давние и богатые традиции», — говорит легендарный модельер Олег Кассини , чей дедушка Артур был послом России в США. «Традиции простираются от восточнославянских племен, известных как «Киевская Русь» 10 века, до Российской Республики СССР и до современной России».

Информацию о местах, специально предназначенных для проведения Русских свадеб , см.
Замки и поместья … Площадки с садами … Исторические места … Гостиницы

Возможно изменение даты свадьбы ? Посмотрите, что в отрасли называют «Безусловно лучший и самый полезный источник, который я когда-либо видел»… «Потрясающе!!» … «Отличная статья»… «Чрезвычайно полезна!» … «Поистине замечательная услуга» … Вот он: Перенос свадьбы . А для планирования дома см. наши новые виртуальные руководства по планированию .

Несколько тостов и самый долгий поцелуй

Русские свадьбы полны пышных ритуалов. Например, перед свадьбой русский жених должен заплатить «выкуп», чтобы освободить свою «похищенную» невесту, когда он прибудет в дом ее родителей. Друзья и родные спрятали ее в какой-нибудь дальний угол и поставили на его пути различные «препятствия».

Традиционным выкупом будет бутылка шампанского, коробка конфет и немного наличных.

Когда он отправляется на церемонию со своей «недавно освобожденной» невестой, ее родители и друзья бросают семена зерна, конфеты и монеты для счастья и процветания. После церемонии молодожены направляются на прием, сначала останавливаясь у различных местных мемориалов, чтобы возложить цветы в дань уважения.

В некоторых региональных традициях свадебное торжество проводится назначенным церемониймейстером «Тамада». Этот шумный друг проводит различные свадебные конкурсы. Чтобы поприветствовать молодоженов, он выстраивает в конце приветственную очередь с родителями, где они преподносят молодой паре хлеб-соль и предлагают свое благословение.

«Первый пункт повестки дня приема — это тост за новую пару», — говорит Кассини. Тамада объявит первый тост: «За-Молодых! Для молодоженов!» После первого глотка кто-то говорит «Горько», возражая, что вино горькое.

«Тогда все гости кричат ​​«Горько!» Чтобы подсластить вино, молодожены должны встать и поцеловаться — как можно дольше! Пока они целуются, гости считают «1-2-3-4…»

«Но если молодожены не будут целоваться достаточно долго, гости могут кричать, что вино еще горчит! Они требуют еще одного поцелуя и продолжают это делать, пока не будут довольны вином и поцелуем!»

Далее тосты за родителей, Тамаду и других. Тост за тостом перемежается с едой и вином. «Тамада продолжает вести свадьбу, читая шутки и стихи гостям и жениху и невесте».

Он также руководит соревнованиями, возможно, включая такие традиционные игры, как «найди свою невесту», где жених с завязанными глазами проходит вдоль линии невесты и ее друзей, касаясь рукой здесь, ногой там, всем, что вытянуто, как он вел по линии. Сможет ли он угадать, кто из них его невеста?

Жениху и невесте дарят подарки на протяжении всей свадьбы, часто устраиваются лотереи, чтобы молодая пара могла выиграть деньги. «После тостов и подарков новая пара начинает танцевать», — говорит Кассини.

Кассини с одним из своих платьев и фатой, вдохновленных русскими традициями. Фото прессы.

Дедушка Кассини Артур, посол России в США, около 1900 г. Пресс-фото.

Церемония коронации

Одной из уникальных русских православных традиций является «венчание пары».

«Короны — это символы славы и чести, которые Бог дарует паре во время их брака», — говорит Кассини. «Ритуал признает их королем и королевой своего домена — своего дома, — которым они должны править с мудростью и честностью».

В казачьих свадебных обрядах Восточной Руси шафер и главный дружинник держат тяжелые декоративные венцы в нескольких сантиметрах над головами жениха и невесты на несколько минут.

«Наконец, священник дает сигнал возложить короны на головы молодоженов», — говорит Кассини, которого можно увидеть на одной из первых фотографий с короной над головой своей новой невестки. «Я помню, как держал корону над ее головой, казалось, часами!» он говорит.

«Короны также символизируют самопожертвование жениха и невесты, а коронация — эмоциональная кульминация свадебной службы».

Есть много других обрядов во время русской свадебной службы. «В надежде и желании, чтобы их радости удвоились, а горести уменьшились вдвое — потому что они будут разделены, — во время церемонии жених и невеста также пьют вино из «общей чаши», произнося тосты за лучшую жизнь».

В конце церемонии священник держит над головами жениха и невесты иконы своих святых покровителей. Затем он возлагает им на головы гирлянды, и женщины на свадьбе выходят вперед и посыпают пару семенами, чтобы обеспечить процветание и завершить церемонию.

Russian Bridal Fashions

Платье невесты обычно шьется из белой ткани, цвета радости и символа чистоты и целомудрия. Невесты могут носить фату, золотую корону или кусочки ткани, атласа или тафты в волосах. Серебро, ячмень и овес посыпают на головы жениха и невесты на свадебном пиру. На грузинских свадьбах на головы молодоженов накидывают фату и гирлянду цветов.

«Фата невесты — важный свадебный аксессуар, — говорит нам Кассини. «Раньше вуаль представляла собой простую толстую шаль, плотно закрывавшую лицо. Видеть невесту запрещалось. Нарушение считалось несчастьем, которое могло привести к разным несчастьям».

Молодожены прикасались друг к другу только через фату и ничего не ели и не пили во время свадьбы. «Фата невесты также служила для защиты от злых духов», — говорит Кассини. «Распевались и грустные свадебные песни, потому что невеста уезжала из родного дома».

Элегантная русская роскошь демонстрируется в ресторане «Русская Жар-птица» в центре Манхэттена.

Элегантная русская роскошь демонстрируется в ресторане «Русская Жар-птица» в центре Манхэттена.

Русский фольклор

В день свадьбы невесту окружают подружки невесты, которые сопровождают ее в церковь. «Они должны были отвлекать злых духов, — говорит Кассини, — поэтому они носили платья, похожие на свадебное платье».

Как и в Америке, в конце русской свадьбы невеста отворачивается от гостей и бросает свадебный букет девушкам, которые пытаются его поймать, потому что это означает, что они скоро поженятся.

В некоторых регионах пара может топать тарелкой, когда впервые входит в свой новый дом. История гласит, что тот, кто первым разобьет тарелку, будет иметь преимущество в браке. (Можете себе представить, какой там топчется!)

Но количество осколков равно количеству неприятностей, с которыми они столкнутся (так что не топайте слишком сильно!), и вместо того, чтобы поймать букет, желающий скорее жениться положил бы кусок тарелки под подушкой.

Во многих регионах России свадьбы длятся два дня. Традиционно на второй день подружки невесты наряжаются в красочные костюмы, и празднование проходит с помощью всех, а не только Тамады.

После тостов и трапезы в этот второй день невеста должна «вымыть» пол в комнате. «Гостям разрешено устраивать беспорядок, пока она «убирается», но беспорядок делается из денег! Они бросают его на пол, чтобы она убрала!»

Соединение душ, скрепленное поцелуем  

В старину существовала легенда, что во время поцелуя соединялись души двух любящих людей.

«И предки, ценившие одухотворенность и целомудрие молодых людей, считали поцелуй в день свадьбы — сделанный публично — актом, создающим связь между женихом и невестой на всю жизнь».

Платья Олега Кассини

Современная презентация русской элегантности (Фото: Bella Pictures)

В советское время

На протяжении большей части 20-го века русские свадьбы были лишены своих традиций, потому что около 70 лет земля была контролируется коммунистами, которые запрещают религию.

«Известно, что русские люди очень религиозны, так как их религия — русское православие. Но уровень, на котором они практикуют, сильно различался из-за лет коммунизма, которые пережила наша страна», — говорит Валентина Козлова.

Родившаяся в Москве Валентина была выбрана первой среди 30 000 претендентов на обучение в Большом хореографическом училище, где в 1975 году получила звание солистки, войдя в самые высокие слои советского общества. Во время гастролей в Лос-Анджелесе в 1979 году она дезертировала и продолжила играть главную роль на Бродвее в возрождении «On Your Toes», а затем танцевала в New York City Ballet в качестве солистки. Она также выступала в качестве приглашенного артиста в компаниях по всему миру.

«Пока советский режим был у власти, религия была запрещена, поэтому так много людей моего поколения мало исповедуют», — говорит Валентина. «Единственная религия, с которой я столкнулся в детстве, была, когда мы с одноклассниками прокрались в церковь, расположенную недалеко от нашей школы». Кто-то из школы видел их, и о них сообщили.

«Мою маму вызвали и сказали, что нас исключат, если мы будем продолжать так себя вести. Религия была запрещена». Те, кто жил в маленькой деревне, возможно, смогли включить в свою свадьбу некоторые религиозные традиции, но в целом для поколения Валентины у пар была гражданская церемония. «Во время ужина жених и невеста несколько раз вставали и целовали друг друга, а люди также бросали стаканы на пол. Но в остальном было очень похоже на другие нерелигиозные свадьбы».

В советские годы у невест редко были подружки невесты. «Но у нас была бы группа или записанная музыка, и люди произносили бы тосты».

Валентина, солистка прославленного балета Большого театра, сыграла роскошную свадьбу в большом отеле, «но религиозной традиции еще не было».

На ней было свадебное платье, сшитое ее матерью. «Также я носила маленькую корону и фату, которые получила в Чехии».

На прием у них было три традиционных блюда — из мяса, курицы и рыбы — и гости могли выбрать то, что хотели.

«Популярным блюдом, когда я вышла замуж, была курица табака, а также мясной рулет, икра, пельмени и селедка. Все, что есть в меню русского ресторана, будет на свадьбе. Водка тоже особенная, как и шампанское».

Цветы, фотографы и видеооператоры уже тогда были в России так же популярны, как и в США.

«Когда я вышла замуж в России, мы жили при советской власти. Теперь все изменилось. Люди одеваются по-разному. Они могут исповедовать религию, у них бывают разные праздники, а теперь и религиозные свадьбы».

Благодаря Гласности госпожа Козлова триумфально вернулась в Москву в Кремлевский Дворец в 1991 году. Сегодня у Валентины здесь, в городе, есть известная школа, где она преподает балет. «В течение года я также провожу постановки, в которых выступают мои ученики».

Консерватория танца Валентины Козловой в Нью-Йорке, 212.245.0050, vkdcny.com

Район трех штатов

, которая впервые входит со своими родителями. На полпути жениха провожают его родители. Мы также поставили изысканную хупу.

«Ужин сам по себе отличается большим разнообразием блюд. Мы подаем все: копченое мясо, копченую рыбу, икру, суши, сибаса, соленья и блины, плюс филе-миньон и телятину. Мы заканчиваем очень сложной венской таблицей. Большая часть еды подается в семейном стиле.»

Водку часто подают по-семейному прямо на стол. «На столе бутылка водки, коньяка или виски, а также вино. Клюквенный и апельсиновый сок тоже на столе, к водке.

Спросите наших менеджеров по кейтерингу, что им больше всего нравится на свадьбах, и они с энтузиазмом ответят. «Улыбка на всех лицах по дороге домой!»

для мест, особенно искусных при проведении русских свадеб , см. …
Замок и поместья
Места с садами
Исторические место Русские невесты — nkbride

Блог

НК Невеста

Вестернизированную свадьбу можно увидеть везде, от фильмов до Instagram, мы так привыкли видеть гламурную невесту в большом белом платье, но как одеваются невесты на другом конце света? И как выглядят эти свадьбы? Эти русские свадебные традиции настолько забавны, что вы можете перенять их все. От традиционных церемоний до игривых игр русская невеста видит все это в свой большой день.

НАЖМИТЕ НА ФОТОГРАФИИ ДЛЯ ИСТОЧНИКА И ССЫЛКИ

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Большинство русских свадеб начинаются с православной церемонии. Эта церемония начинается с обручения или первого благословения молодоженов у входа в церковь. Во время этого первого благословения пара получит зажженные свечи, которые они держат на протяжении всей церемонии. Эти церемонии состоят из молитвы и чтения Священных Писаний.

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Вторым этапом традиционной церемонии является коронация. Короны возлагаются на головы пар, чтобы показать важность таинства брака. Затем пара вместе пьет вино и три раза следует за священником вокруг аналоя. Эта традиция представляет путешествие брака. После коронации пара обменялась кольцами. Традиционно пара носила эти короны в течение восьми дней после свадьбы, но теперь их снимают, когда священник подтверждает брак.

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

После церемонии начинаются самые веселые традиции. После того, как пара объявляется молодоженами, родители пары дарят каждому партнеру по хрустальному бокалу. Они должны разбить их на как можно больше кусочков. Каждый кусочек разбитого стекла представляет собой год счастливого брака. Некоторые невесты также выпускают воздушный шар со своей девичьей фамилией после церемонии. Говорят, что когда воздушный шар улетает, невеста принимает свое новое имя.

Так как же выглядят эти молодожены? Традиционные русские свадебные платья раньше были яркими. Белый цвет не использовался в русских свадебных платьях до 1960-х годов, когда западная культура начала влиять на изменения в моде и свадебной одежде. Традиционно русские невесты носили в основном красный цвет , поскольку белый считался священным цветом для использования вне свадеб. Традиционное платье состоит из сарафана и блузки. Есть особый головной убор, который носят русские невесты. Повязки на голову в металлической оправе украшены круглыми бусинами и золотой нитью. Хотя это традиционные свадебные стили, большинство современных пар выбирают простое белое платье, очень похожее на то, что мы видим в Соединенных Штатах.

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Возможно, самая веселая из всех их традиций, во время русской свадьбы пара отправляется в мини-путешествие со своей семьей и друзьями. Во время этой поездки они посещают памятники и другие важные места в городе или поселке. В Санкт-Петербурге в список дел можно включить фото на Сенатской площади, на Васильевском острове Петра и в Петропавловском соборе. Иногда эти поездки могут занять некоторое время, поэтому некоторые русские свадьбы длятся два дня, а прием проходит на следующий день.

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

После поездки пара ждет прием. Прием наполнен глупыми играми, розыгрышами и другими развлечениями. Российские пары традиционно женятся раньше, до 24 лет, что может быть причиной таких игривых приемов. Одна из популярных игр, в которую играют на русских свадьбах, называется «Наполни стакан». Жених и невеста выбирают одну подружку невесты и одного жениха. Подружка невесты держит между ног стакан, а жених должен держать между ног бутылку с водой, пытаясь наполнить чашку. Эти причудливые игры обязательно понравятся гостям и сделают русскую свадьбу веселой.

Самая странная из всех русских традиций и игр – похищение невесты. Во время приема друзья и близкие невесты уводят ее от жениха. Затем жених должен заплатить выкуп за возвращение своей любви. Чаще всего этим выкупом является бутылка шампанского, коробка шоколада или деньги. Независимо от того, какой выкуп, в этой игре обязательно выигрывают самые близкие друзья невесты.

Даже тосты на русской свадьбе имеют игривый оттенок. Большинство тостов заканчиваются словом «горько». Это переводится как горький и подразумевает, что вино, которое пьют гости, горькое. Затем пара должна подсластить напиток поцелуем. Все гости будут считать, сколько секунд пара должна целоваться. Чем дольше поцелуй, тем крепче брак. Эта игра не только развлечение для пары, так как гости должны допить свои напитки, когда поцелуй закончился.

На приемах царит беспорядок, но русские невесты несут другую ответственность за уборку помещения. Когда гости приходят на стойку регистрации, они оставляют деньги на полу. Когда невеста приедет, ее обязанность все убрать. Это может показаться ужасной рутиной в день свадьбы, но, по крайней мере, они могут оставить себе собранные деньги.

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Когда пара готовится покинуть банкет, между женихом и невестой разыгрывается финальная игра. Традиционный хлеб выпекается с большим количеством соли. Этот каравай делится между женихом и невестой, и каждый партнер должен откусить большой кусок. Говорят, что тот, кто откусит больше всех, станет главой семьи.

Посмотреть в полном размере

Посмотреть в полном размере

Русские свадьбы религиозны, игривы и красочны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *