Skip to content

Свадебный обряд на руси кратко: Традиции и обряды свадьбы на Руси

Читать онлайн «Традиции русской народной свадьбы», Алла Леонидовна Соколова – ЛитРес

© Алла Леонидовна Соколова, 2018

ISBN 978-5-4474-2104-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступительное слово

Нужно ли нам, людям XXI столетия, знать старинные русские свадебные обычаи? Жизнь показывает, что да, даже если жених и невеста планируют свадьбу по современным стандартам. Это становится очевидным, стоит только послушать разговоры невест с подружками или зайти на один из многочисленных сетевых свадебных форумов. Многих интересует, как родители должны благословлять на брак, во что одеть подружек невесты, женатых или неженатых избирают свидетелями, обязательно ли кольца должны быть гладкими и одинаковыми, сколько экипажей включить в свадебный поезд, в какое время ехать в ЗАГС… В народной традиции есть исчерпывающие рекомендации на этот счёт. И это неудивительно, ведь многие обряды и приметы современной русской свадьбы пришли к нам из прошлого.

Отрадно, что всегда есть пары, которые осознанно хотят провести свою свадьбу по русскому народному обычаю. Кто-то выбирает лишь самые известные и зрелищные ритуалы для своего праздника, а кто-то хотел бы копнуть глубже, не просто следуя сложившимся правилам, а понимая их значение. Помочь в этом может только систематизированная информация о брачных традициях наших предков.

Истинно традиционная (а не просто стилизованная) народная свадьба обычно получается удивительной, душевной, интересной и такой родной! Гости и родственники на всю жизнь запоминают это уникальное событие, а молодожёны получают в награду главное: новый всплеск горячей любви друг к другу и задел на благополучное супружество. Да, народные обряды «на любовь», «на счастье» и правда действуют! Как минимум, пару послесвадебных месяцев вы будете во власти этих ощущений – это и есть тот позитивный программный код, кирпичик, который ляжет в будущее здание вашей счастливой и крепкой семьи.

Часть I. Какой была русская народная свадьба? Экскурсия в прошлое

Глава 1.

Распорядок свадьбы

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

А. С. Пушкин

Русская свадьба – сложное, но интересное празднество, наполненное глубоким смыслом. Большое количество обрядов исторически составляло уникальную систему, в которой взаимосвязаны все действия. Каждое проводилось неспешно, красиво и торжественно с целью создать лад в новой семье.

Структура церемонии

Русский народный свадебный обряд состоял из трёх частей:

предсвадебная часть;

сама народная свадьба;

венчание.

Под предсвадебной частью обычно понимаются все обычаи, соблюдаемые после оглашения решения о свадьбе и до середины свадебного дня (девичник, выкуп и т. п.), а под самой свадьбой – обряды соединения, пир и т. д. В народе брак без этих традиций, как правило, не признавался. Но не только простые люди ценили исконный обряд, даже правители и аристократия придерживались его. Царь, как и крестьянин, проводил первую брачную ночь на постели, устроенной из тридевяти снопов, а перед этим был осыпан хмелем. Невесте его переплетали косу, обоим ритуально расчёсывали волосы.

Первый этап торжества (предсвадебье) был печальным, а сама свадьба – весёлой.

Этнографы и другие исследователи записали и воссоздали множество сценариев русской народной свадьбы. Каждый из них, в зависимости от региона и особенностей местных традиций, был чем-то своеобразен.

В упрощённом виде русскую свадьбу можно представить в виде нескольких ступеней.



Все этапы свадьбы сопровождались ритуальной магией – не менее чем пяти видов (кстати, это одна из причин большого количества брачных обрядов). Перечислим кратко эти направления магии.

Действия, прогоняющие злые силы. Примеры: обереги для новобрачных, заговоры, разметание дороги веником, битьё стен и пола плетью, подвешивания звенящих колокольчиков на дуги свадебного поезда, зажигание свечей.

Продуцирующие действия – наделяющие людей какими-либо благами, например, осыпание новобрачных зёрнами сулит богатство.

Обманывающие действия призывали скрыть истинный смысл происходящего, например, разыгрывание покупки невесты, использование в речи околичностей и метафор, переодевание новобрачных.

Скрывающие обряды делали объект ритуала невидимым для злых сил, к примеру, фата невесты.

Обряды очищения – мытьё в бане, умывание на второй день свадьбы.

Содержание и значение этих магических действий мы подробно рассмотрим в соответствующих темах книги.

Свадебные чины

Свадебный чин – это должность, которая обязывала человека выполнять определённые функции на свадьбе. Наименование чина, а также функции конкретного персонажа варьировались в зависимости от локальных свадебных традиций.

Представим вариант обобщённого взгляда на основные роли участников праздника.

Жених и невеста, их родители (эти роли будут проясняться по ходу чтения книги).

Тысяцкий, свадебный генерал, старший сват, большой боярин – считался первым свадебным чином. В старину на эту роль приглашали уважаемого и счастливого в браке мужчину, избираемого, как правило, со стороны жениха. Он был ответственным за общий порядок, являлся административным распорядителем, а фактически всё время был с женихом и поддерживал его. Именно тысяцкий чаще всего проводил народные обряды соединения жениха и невесты.

Дружко (дружка), дружко больший – важнейшая должность, своего рода ведущий. Он был ответственен за духовно-волшебную составляющую свадьбы, помогал правильно провести обряды.

Не нужно путать дружку с холостым другом жениха. Последний часто назывался поддружьем, но в некоторых областях России (например, в традиции западнорусской свадьбы) также звался дружкой, что иногда создаёт путаницу. Вот как об этом писал В. И. Даль: «Где бывает по двое и более дружек, из холостых, там это помощники и прислужники».

А вот как В. И. Даль описывал главного дружку: «Женатый молодец, главный распорядитель, бойкий, знающий весь обряд, говорун, общий увеселитель и затейник; он же уводит и ночью стережёт молодых; ему помощник поддружье и третьяк. В Сибири дружка самое почётное свадебное лицо, дока, знахарь, который отводит всякую порчу».

На Русском Севере дружку ещё называли вежливец (от слова «ведать») – действительно, ведовство (магия) было важной частью его функций, он исполнял обязанности колдуна: оберегал свадебный поезд и молодую пару, читал заговоры. Часто дружко имел при себе красиво украшенную плеть (реже посох), с помощью которой крестил поезд и дорогу в начале и в конце пути. Плетью он был обязан ударить по месту, на которое сядут молодые во время пира, бил ею по дверям в доме жениха, а также по брачной постели.

Избираться дружка мог как из родни жениха, так и из родни невесты (бывало, но редко), но чаще не был родственником, а являлся просто известным в округе уважаемым человеком, не принадлежавшим ни одной из сторон свадьбы. Нейтральный характер этой должности выражался в следующих функциях:

нередко накануне свадьбы дружко приглашал гостей от имени и невесты, и жениха;

свадебным утром дружка помогал жениху пройти подготовительные предсвадебные ритуалы, затем ехал к родне невесты – узнать, всё ли готово к выкупу, и снова возвращался к жениху, чтобы помочь поезду благополучно добраться до дома невесты;

дружка следил за всеми обрядами, даже за самыми интимными. Если дружко был вежливцем, его могли пригласить в баню, где парилась перед свадьбой невеста, чтобы он провёл очистительные обряды, и никто не считал зазорным, что они оба там были нагими11. А после брачной ночи (по сведениям «Домостроя») невеста, простоволосая и одетая только в халат на голое тело и шубу, звала дружку, чтобы он осмотрел её заранее приготовленную сорочку (сама невеста при этом пряталась за ширмой).

На некоторых свадьбах все магические функции поручались отдельному персонажу – вежливцу.

Отличительным знаком дружки часто был рушник, перевязанный через плечо, либо два рушника через плечо крест-накрест.

Обычно дружке платили деньгами и хлебом.

Друг жениха, поддружье, дружко младший, боярин – магический заместитель жениха, а также помощник главного свадебного распорядителя. Он всегда находился неподалёку от новобрачного. Поддружье имел право участвовать в торге на выкупе вместо жениха (что особенно ярко проявлялось в западнорусских областях). В западнорусских регионах его отличительным знаком был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди, в других землях – перевязанный через плечо рушник (прообраз современной ленты с надписью «свидетель»).


Друзья жениха, бояре, женихи – неженатые приятели новобрачного. Они могли украшать себя красными деталями одежды (все как один были в красных рубахах вместе с остальными поезжанами, либо просто дополняли костюмы красными лентами). В некоторых областях России частью костюмов друзей жениха были топорцы (декоративно-ритуальные топорики, состоявшие из основы и бартки в виде секиры).

Подруга невесты, боярка большая – была главной помощницей и магическим заместителем невесты. Эта девушка всюду сопровождала новобрачную во время предсвадебной недели и на самом торжестве держалась рядом. Обычно её просили расплести косу невесте перед свадьбой. В её обязанности часто входило проведение торга на выкупе. Отличительным знаком боярки большой был венок из восковых цветов с красными лентами, приколотый к левой груди (в западнорусских регионах).

 



На русской свадьбе, кроме главной подруги, были и другие подружки невесты (боярки), которые должны были помогать исполнять её роль. До обряда сочетания невесту прятали среди её подруг, чтобы обмануть нечистую силу, поэтому цвет нарядов подружек часто был таким же, как у неё самой (белым, как правило).


Свашки, свахи – в старину тётки и крёстные матери обоих новобрачных, реже – дочери крёстных, замужние сёстры новобрачных. Свашки со стороны невесты всегда были при ней, поддерживали её за руку, сидели рядом за столом.


Посаженные родители обязательно присутствовали на свадьбе, если настоящие уже умерли или не могли посетить торжество, и выполняли все их функции. Даже если с родными отцом и матерью было всё в порядке, на некоторые домашние обряды (первую часть «княжьего» стола и венчание, присутствовать на котором родителям запрещалось) всё равно приглашали посаженных родителей. Часто на эту роль звали крёстных.


Посаженная чета – это ритуальная пара, магический заместитель новобрачных. На эту должность обычно назначали настоящую супружескую пару. Часто «по совместительству» эту роль выполняли:

тысяцкий и его жена,

либо дружко и его жена,

либо посаженные родители.

В обязанности посаженной четы входило «показывать дорожку» (первыми целоваться при возгласе «горько»), выполнять некоторые обряды перед и после брачной ночи (этому будет посвящён отдельный раздел), устраивать послесвадебную баню для новобрачных. Так же, как жених и невеста, они воздерживались от пищи на свадьбе, и для них устраивалась их собственная «брачная ночь». Как двойники новобрачных, они должны были запутать злые силы, а также по принципу подобия зародить у новобрачных такие же благополучные супружеские отношения, что и у посаженной четы. Ритуальные муж и жена не проводили весь свадебный день рука об руку.

Этот свадебный чин известен с XII века и до наших дней.


Сторож – часто это была женщина, которая сидела возле невесты в начале выкупа, а далее разметала дорогу молодым наряженным веником или метлой (листовой, а не голой).

Глядельщики, зрители – лица, которые не были приглашены на свадьбу, но приходили «поглядеть». По неписаному закону, они никогда не присоединялись к песням, пляскам, не переступали порог, а наблюдали, стоя за дверьми, глядя в окна. В прошлом такие зрители обязательно должны были присутствовать на свадьбе – таким образом достигалась «всенародность» и санкционированность обществом брачного торжества.


Музыканты, певцы, певцехорки – приглашённые за вознаграждение исполнители. Обычно не должны были являться родственниками новобрачных. В старину они пели, стоя рядом с порогом (т. е. на пограничье, не входя в пространство свадьбы), а вознаграждение получали небольшое – немного денег и еду.


Глава 2. От сватовства до помолвки

Как в старину договаривались о будущем бракосочетании жениха и невесты и породнении двух родов? С помощью досвадебных обычаев, главные из которых мы сейчас рассмотрим.

Предложение руки и сердца

Известна берестяная грамота XIII века: «От Микиты к Анне. Пойди за меня – я тебя хочу [в жёны], а ты меня [в мужья]; а на то свидетель Игнат Моисеев». Значит, ещё 800 лет назад было допустимо сделать предложение девушке напрямую, в простой письменной форме, заручившись лишь поддержкой свидетеля, не обставляя это действо никакими обрядами.

Спрашивать согласие на брак у самой девушки, а не у родителей, могло быть частым делом и у древних славян. По сведениям «Повести временных лет» и другим летописям, парень нередко делал предложение девушке на народном празднике, во время массовых молодёжных игр и гуляний. В чём заключался обряд, летописи подробно не рассказывают.

Однако самым распространённым вариантом на Руси было сватовство, которое инициировали родители.

Из новгородских берестяных грамот следует, что родители часто вели переговоры и принимали решение о свадьбе, не прибегая к обрядам. Однако потом всё равно играли сватовство. Зачем это было нужно? Так приносили дань уважения не только родителям невесты, но и уже ушедшим предкам, которые незримо приглядывали за жизнью потомков и могли либо помогать живущим, либо расстраивать их планы. Отец и мать невесты, озвучивая решение о переходе дочери в другую семью, говорили от лица всего рода, надеясь на покровительство умерших предков. Уважение к ним выказывали и сваты: входя в дом, грели руки у печи – ведь именно очаг связан с духами предков. Когда смысл этого обряда стал забываться, свахи не утратили этот обычай, но придумали ему другое объяснение: якобы, от этого «дело выгорит», и сватовство будет удачным.

«У вас товар, а у нас купец»

Проведение обряда сватовства было принято поручать старшему, уважаемому родственнику. Его называли сватом. Обычно это был дядя жениха (который нередко потом становился «тысяцким»), реже назначали родственницу.

Этот человек и вёл переговоры. Он брал с собой 1—2 сватов. Все они должны были быть хорошими, счастливыми семьянинами. Никогда на должность сватов не выбирали бездетных и вдовых.


В большинстве случаев ни жених, ни его родители не приходили в дом невесты, пока сватами не была получена предварительная договоренность о браке.

Неблагоприятными днями для сватовства считались среда и пятница (есть мнение, что в эти дни запрещалась львиная доля всех дел, которым покровительствовало женское божество, например, ткачество, прядение). А также понедельник – так же, как и в нынешнее время, он звался тяжёлым днём.

Сватать обычно приходили после захода солнца. Приносили с собой круглый хлеб, по желанию – горячительный напиток. Сваты заходили в дом, не дожидаясь приглашения, переступали порог правой ногой, грели руки у печи и сразу садились под матицу (или возле неё) – потолочную балку, отделяющую в гостиной зону «для гостей» от личного пространства семьи, входить в которое было не принято. Таким образом, сваты устраивались как раз на границе. Во многих регионах хозяева не угощали сватов, а если эти особенные гости попадали в дом во время семейной трапезы, всю еду спешно убирали.

Разговор сваты вели иносказательно, вроде того что «у вас в саду цветочек, можно ли его пересадить в наш садочек?». А вот как об этом рассказывает народная песня:

 
«Так уж мы летали, летали
Да на сине море плавали».
«Да вы чего же тамо видели?»
«Да уж мы видели, видели,
Млад ясен сокол купается,
Да бела лебедь умывается».
«Да уж вы что ж её не взяли?»
«Да уж мы не взяли, не взяли,
Дак её только заприметили».1
 

По традиции, в первый и второй визит сватам отказывали, даже если хотели принять предложение.


«Засватали». Н. К. Пимоненко, 1896 г.

Невеста либо не присутствовала на сватовстве, либо её усаживали возле печки (которая оберегала её), откуда она молча наблюдала за происходящим, одетая в так называемое «печальное» платье.

Когда согласие было достигнуто, родители впервые отламывали принесённый сватами хлеб. Часто отец невесты разламывал его на две или четыре части. Одну половину хлеба отдавали родственникам невесты, другую – родственникам жениха. Они разделяли его между всеми присутствующими.


«Смотрины невесты». Н. П. Петров, 1861 г. Фрагмент

Но это было не окончательное решение о свадьбе, обязательно назначался осмотр хозяйства потенциального мужа, а в некоторых случаях устраивали и смотрины невесты.

Обычаи восточных славян как отражение периодов жизни с сакральным содержанием.


Обычай в жизни восточных славян имел огромную роль. Они всю свою жизнь проживали по определенным видам обычаев и традиций. Обычай представлялся мудростью предков и их бесконечным «присмотром» последующих поколений. Таким образом, обычаи восточных славян больше являлись преемственными, чем возникающими в результате каких-либо социальных изменений. Вся жизнь славян делилась на несколько самых значимых периодов, каждый из них отделялся особыми моментами в их жизни, связанными со всем обществом, причем каждый такой момент имел особый ритуальный обычай, передающийся из поколения в поколение. К самым значимым моментам в жизни человека являлись тогда и сейчас: рождение и детство, посвящение во взрослую жизнь, свадьба и отход в мир иной.
У восточных славян не было равенства мужчин и женщин в обществе. Обязанности были четко разграничены, и женщина не могла делать то, что ей заблагорассудится. Главенствующее положение в обществе играл мужчина, женщины же выказывала свою покорность мужчине. Патриархат пришел на смену матриархату, поэтому в религии древних восточных славян сохранялись женские божества, но они были воплощением хранительниц, например, очага или семьи. Первые три года ребенок воспитывался матерью, если мать по какой-либо причине не могла участвовать в воспитании своего ребенка, его воспитывали родственники, но обязательно женщины. По достижении трех лет детей начинали готовить к взрослой жизни. Девочек приучали к домашнему труду и рукоделию. Что касается мальчиков, то их передавали на воспитание мужчинам.
В новом мужском окружении мальчики готовились стать добытчиками и войнами. На протяжении в среднем десяти лет их обучали разным видам боевого искусства, охоты, ремеслам. По достижению 14-16 лет юноши должны были «сдать» так называемый экзамен — посвящение во взрослую жизнь. В основном этот обычай представлял собой помещение испытуемого в экстремальные условия, например, в лес или в запертую избушку и он должен был там показать все свои способности в тех условиях. Именно от этого обычая происходит появление в славянском фольклоре персонажа Бабы Яги и избушки на курьих ножках. Попав в такую избушку, неподготовленный юноша мог быть «зажарен в печи» или «сварен в котле» Бабой Ягой. Если же он был готов к прохождению этого непростого экзамена, то выходил победителем. Считалось, что в результате удачного прохождения, юноша побеждал смерть и преображался, становясь готовым ко взрослой жизни и, следовательно, свадьбе. Таким образом сказки о Бабе Яге имели огромную воспитательную ценность. Мальчиков с самого раннего детства готовили к взрослой жизни, показывая, что при неудовлетворительной подготовке к ней, их жизнь может оборваться очень рано.
По достижении брачного возраста, родители и сами юноши девушки искали себе пару для создания семьи. Следует отметить, что в брак вступали очень рано по сегодняшним меркам — девушки к 12-14 годам, мальчики к 16-18. Свадебный обряд восточных славян имеет древнюю историю, но сохранившихся письменных источников, раскрывающих их суть на сегодняшний день не обнаружено. Однако русские, белорусские и украинские свадебные традиции, описанные в XVIII- XIX веках, указывают на то, что эти обычаи имеют древние дохристианские корни, поэтому мы можем говорить о них, как о первых свадебных обрядах восточных славян. Весь свадебный обряд состоял из трех этапов: сватанье, помолвка и непосредственная свадьба. Во время всех этапов повторялись определенные действия, с течением времени превращавшиеся в обычаи и традиции. К их числу относятся похищения невесты, они сопровождались силовым сопротивлением со стороны родственников невесты, по окончание чего следовало примирение сторон. Неотъемлемым атрибутом свадьбы у восточных славян являлся выкуп, в процессе которого сваты со стороны жениха отдавали определенную плату за невесту.
Если говорить о похищении невест, то следует отметить, что это не был неожиданный акт, он заранее обговаривался, и все присутствующие знали, что невесту должны украсть. Но на страже стояли родственники, обеспечивающие ее охрану, хотя сам факт похищения невесты был обязательным условием свадебного обряда. Поэтому, если родственникам и друзьям жениха не удавалось этого сделать, то родственники невесты ослабляли «оборону» предоставляя возможность похищения. Говоря о выкупе невесты, не приходится размышлять о ее стоимости. Чаще всего сваты для выкупа использовали бутылку хмельного напитка и хлеб. При этом они говорили, что в этом доме спрятался зверек (добыча), за ним они и пришли, естественно под зверьком подразумевалась невеста. Далее перед сватами и женихом представала невеста и родители спрашивали согласна ли она стать его женой. Если она давала согласие, то сватам преподносился символический подарок — рушник. Если же невеста была несогласна, сваты получали гарбуза (тыкву), свидетельствующую отказ невесты.
Сама свадьба происходила очень торжественно и сопровождалась распитием хмельных напитков, танцами, песнями, при этом невеста и ее подруги исполняли, что-то вроде песни-плача, исполняемого на поминках. После первой брачной ночи восточные славяне производили обряд омовения. Сохранились сведения о различных видах омовения — в бане, в реке или водоеме, в колодце, путем обливания водой и даже валянием в снегу.
Заключительным для любого жителя был похоронный обряд. Этот обряд был тесно связан с верой в загробную жизнь. Покойника сжигали на костре. Считалось, что вместе с дымом его душа отходит в мир иной. Оставшийся прах собирали, помещали в глиняный горшок и относили в деревянную избу, находящуюся в лесу. По-другому обычаю на том месте, где производили сожжение, возводили земляную насыпь, называющуюся курганом. По завершении устраивались конные состязания, а завершался похоронный обряд бурным весельем. Восточными славянами смерть рассматривалась не как потеря, а как переход души в новый мир — царство мертвых, где душа продолжала жить.
В итоге можно сказать, что большинство восточнославянских обрядов связано с периодами жизни человека. Многие обряды были утеряны и сегодня мы знаем о них исключительно из воспоминаний современников и анализов исторических и этнографических трудов. Но все же отдельные виды обрядов сохранились и дошли до наших дней к таковым можно отнести свадебные обряды, эпизодично отражающиеся ну современных свадьбах в среде славянского населения.

Добавить комментарий

«Потом может никогда не случиться»: свадебная лихорадка в Украине во время войны

Украина

Украинцы женятся в рекордных количествах, поскольку российское вторжение затягивается, и многие чувствуют себя более чем когда-либо настроенными праздновать любовь и жизнь.

1 25-летний украинский военнослужащий Виталий целует свою жену через несколько минут после того, как пара обменялась клятвами в Киеве 23 июля.120 браков зарегистрировано в Киеве за последние пять месяцев против 1110 зарегистрированных за аналогичный период 2021 года.

2 Бойцы Национальной гвардии поженились в неизвестном месте 8 марта, вскоре после начала российского вторжения.

Другой молодой жених в Киеве по имени Виталий (на фото нет) недавно сказал AFP, что решение жениться сейчас — это «самый смелый и трудный шаг, который вы можете сделать» из-за неопределенности войны. «Я мог уйти на фронт в любое время», — добавил он.

3 Михаил и Анастасия Дьюберри позируют перед разрушенным зданием после свадьбы в Буче под Киевом, 26 мая.

Свадебные бюро в Буче и близлежащем городе Ирпень вновь открылись в мае после того, как российские войска прекратили наступление на Киев.

4 Новобрачные солдаты обнимаются после обмена клятвами в Броварском районе под Киевом во время окружения украинской столицы русскими.

Пара, попросившая не называть ее имени, впервые встретилась на востоке Украины в 2015 году, воюя против пророссийских сепаратистов. Они начали отношения после случайного воссоединения во время российского вторжения в 2022 году.

5 Настя Грачева и Антон Соколов позируют для своих свадебных фотографий в разрушенном дворе Харькова 3 апреля. Медсестра и врач вместе оказали бесплатную медицинскую помощь и собрали деньги на лекарства, необходимые жителям их города.

6 Военнослужащий Национальной гвардии Игорь и его невеста Кира выходят из подвала места проведения свадьбы в Харькове 23 июня. Брачные церемонии в восточном городе теперь часто проводятся под землей в качестве меры предосторожности против возможных обстрелов.

7 Евгений Левченко и Надя Притула ждут свадьбы в Ирпене 21 июня. Сразу после церемонии молодожены были вынуждены расстаться. Надя уехала из Украины учиться за границу, а Евгению пришлось остаться из-за запрета на выезд из Украины большинства мужчин.
 

8 Украинский военнослужащий «Карп» и его жена Анна, волонтер, во время церемонии бракосочетания в сопровождении священника. Харьковская область, 24 июля.

Массовый всплеск свадеб в Украине имеет исторический прецедент. В разгар Второй мировой войны в 1942 года в Соединенных Штатах за 12 месяцев было заключено 1,8 миллиона свадеб, что на 83 процента больше, чем десятилетием ранее.

9 Леся Иващенко и Валерий Филимонов, военнослужащие территориальных сил обороны Украины, слушают священника во время их свадьбы на блокпосту в Киеве, 6 марта.

10 31-летняя Дария Стенюкова позирует для свадебных фотографий в своей разбомбленной квартире в Виннице 16 июля. Ракета попала в город в 200 км к юго-западу от Киева за день до запланированной свадьбы Стенюковой. Инструктор по йоге сказала, что она и ее невеста были полны решимости продолжать церемонию, несмотря на нападение, в результате которого погибли 26 человек. «Мой дом был разрушен, но не наша жизнь», — сказала она AFP.

«Это был вызывающий месседж всему миру — подчеркивание того, насколько сильны украинцы. Мы готовы пожениться даже тогда, когда над нашими головами пролетают ракеты», — сказала она.

Радио Свобода/Радио Свобода

Журналисты RFE/RL сообщают новости на 27 языках в 23 странах, где свободная пресса запрещена правительством или не полностью установлена. Мы обеспечиваем то, что многие люди не могут получить на месте: новости без цензуры, ответственное обсуждение и открытые дебаты.

[email protected] org

Делиться
  • Россия поразила все больше украинских целей, поскольку, как сообщается, были установлены первые американские зенитные системы

В России наблюдается свадебный бум, призывники спешат связать себя узами брака

Молодожены целуются после свадебной церемонии в Доме культуры на военной базе. Роман Соколов / ТАСС

Анастасия и Олег решили пожениться в тот момент, когда Олег получил документы о «частичной» мобилизации в России, объявленной в прошлом месяце президентом Владимиром Путиным.

«Мы начали готовиться к свадьбе раньше», — сказала Анастасия, отказавшись назвать свою фамилию.

«Но когда мы услышали новость о мобилизации, то сразу решили пожениться».

Для некоторых пар риск смерти в Украине кристаллизовал их намерения по отношению друг к другу. Для других официальное оформление их отношений — это способ получить доступ к льготам, включая бесплатный проезд в общественном транспорте и выплаты на детей, которые обещают обслуживающим семьям мужчин, а также компенсацию в размере более 5 миллионов рублей (81 443 доллара США) в случае смерти в бой.

«У меня были смешанные эмоции — было очень радостно, но в то же время было очень странно отмечать это событие без нашей семьи и родителей», — рассказала 20-летняя Анастасия о церемонии, которую пара провела на военной базе. в средней полосе России.

Мобилизованный на следующий день после объявления Путиным «частичной» мобилизации на войну в Украине 21 сентября, Олег на момент их свадьбы уже служил в армии.

Хотя общероссийских данных о браках в России нет, данные из социальных сетей и различных регионов свидетельствуют о том, что количество свадеб резко возросло после объявления мобилизации.

Мужчины в военной форме, спешащие заключить брак, вроде Олега, похоже, ответственны за большую часть этого бума.

Уральский район Свердловской области сообщил о 65-процентном увеличении количества браков за первые две недели мобилизации. По данным местных СМИ, в Хабаровском дальневосточном крае за последнюю неделю сентября было заключено на 60% больше браков, чем за весь предыдущий месяц.

В центральной части Омской области местные СМИ сообщили о том, что группы женихов привозят на свадьбы автобусами прямо с воинских частей.

Поспешный характер этих церемоний означает, что часто на них могут присутствовать только несколько друзей и членов семьи, и на подготовку остается мало времени.

Молодожены после свадебной церемонии в ЗАГСе поселка Покровка на Дальнем Востоке России. Юрий Смитюк / ТАСС

Анастасия рассказала The Moscow Times, что у нее был всего один день, чтобы купить свадебное платье и кольца для пары. На видео свадьбы Олега и Анастасии пара запечатлена в пустом зале с женихом в военной форме.

«Надеюсь, что все это [война] скоро закончится… и мы сможем жить большой счастливой семьей», — сказал 27-летний Олег на кадрах.

В аналогичном случае Марина Компаниец и ее бойфренд Константин Шилов решили пожениться после того, как Шилова мобилизовали и сказали, что он скоро уезжает.

«Когда стало известно, что Костя [Шилов] уезжает 5-го числа, все шутки и сантименты забылись в один миг», — написал Компаниец в посте в социальной сети «ВКонтакте» о решении жениться.

«Поплакав, я вытер слезы… и сказал, что мы должны пожениться».

В частности, Компаниец заявила, что опасается, что если Шилов будет ранен, ее не пустят в военный госпиталь к нему без доказательства их родства.

По российскому законодательству молодожены должны уведомить ЗАГС за месяц до свадьбы. Но ранее в этом месяце власти добавили мобилизацию в список «исключительных» обстоятельств, при которых свадьба может состояться немедленно.

Как сообщает Компания, пара отправилась в ЗАГС в Санкт-Петербурге в повседневной одежде, а церемония заняла около 15 минут. На следующий день Шилова отправили на тренировку.

«Я рад, что власти предоставили нам такую ​​возможность», — сказал Компаниец The Moscow Times в переписке во «ВКонтакте».

Помимо упрощения процедуры бракосочетания, российские чиновники — возможно, в целях пиара — активно помогали мобилизованным мужчинам, стремящимся устроить быстрые браки, предоставляя бесплатные бюрократические консультации, транспорт и выходные дни.

С помощью местных властей на прошлой неделе в Санкт-Петербурге 43 пары зарегистрировали свои браки в рамках одной ускоренной групповой свадьбы.

Молодожены с сыном после свадебной церемонии. Роман Соколов / ТАСС

«Важно, когда тебя кто-то ждет дома», — сказала журналистам депутат Санкт-Петербурга от правящей партии «Единая Россия» Анастасия Мельникова, присутствовавшая на церемонии.

Поскольку решение Путина мобилизовать около 300 000 россиян рассматривается многими наблюдателями как крайне рискованная политическая авантюра, которая может подорвать его популярность, Кремль изо всех сил старается предоставить финансовую поддержку солдатам, воюющим на Украине, и их семьям.

В то время как льготы для семей различаются в зависимости от региона, они включают право на бесплатный проезд в общественном транспорте, единовременные выплаты до 300 000 рублей (4 903 доллара США) и медицинскую помощь.

Самое главное, семьи погибших в боях солдат получат по 5 миллионов рублей, согласно указу президента, опубликованному ранее в этом месяце. Они также могут иметь право на дополнительную компенсацию от Министерства обороны и местного самоуправления.

Сумма в 5 миллионов рублей — огромные деньги, особенно для жителей сельской местности России.

В центральном регионе России, где живут Анастасия и Олег, она примерно в 100 раз превышает среднемесячную зарплату.

Стремясь повысить свои шансы на получение такой выплаты, некоторые русские женщины даже сообщали в военкоматы о местонахождении бывших мужей.

«Сразу после выступления Путина у меня возникла мысль: если бы мой бывший муж ушел на войну, нам бы вернули долги», — цитирует в начале этого месяца одну такую ​​женщину, чей муж отказывается платить алименты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *