Skip to content

Традиции народов чувашии для детей: Культура и традиции чувашского народа | Проект (старшая группа) на тему:

Чувашские традиции и обычаи

Чувашский народ: культура, традиции и обычаи

По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

Культура и быт чувашского народа

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.

В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.

Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор — тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан — шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман — поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы — кёрёки.

Традиции и обычаи чувашского народа

Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.

Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.

Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.

Праздник Манкун — это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.

(Картина Ю.А. Зайцева «Акатуй» 1934–35 гг.)

К праздникам, связанным с земледелием относятся: Акатуй, Синсе, Симек, Питрав и Пукрав. Они связаны с началом и окончанием посевного сезона, со сбором урожая и приходом зимы.

Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали — ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы, если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот. А если овца будет пестрой, то пара не будут отличаться особой красотой. В разных районах Сурхури отмечается в разные дни — где-то перед Рождеством, где-то в Новый год, а некоторые празднуют в ночь под Крещенье.

Дата публикации: 25.07.2019

Традиции и обычаи, песни и система ценностей чувашей

Чувашей в России почти полтора миллиона, они — пятый по численности народ нашей страны.

Чем занимаются чуваши, их традиционные занятия

Ведущую роль в традиционном хозяйстве чувашей издавна играло пашенное земледелие. Они возделывали рожь (основная продовольственная культура), полбу, овес, ячмень, гречиху, просо, горох, коноплю, лен. Было развито огородничество, сажали лук, капусту, морковь, брюкву, репу. С середины 19 века стал распространяться картофель.

Чуваши издавна славились умением возделывать хмель, который продавали и соседним народам. Историки отмечают, что еще в XVIII веке у многих крестьян были капитально построенные, с дубовыми столбами, полевые хмельники. В начале XX века у состоятельных хозяев появляются свои сушилки, прессы для получения хмелебрикетов, и вместо традиционных, лишь слегка окультуренных сортов, внедряются более урожайные — баварский, богемский, швейцарский.

На втором месте по значимости находилось животноводство – разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством.

Из кустарных промыслов в основном были распространены деревообрабатывающие: колесный, бондарный, столярный. Существовали плотничьи, портняжьи и другие артели. Многие плотники в прибрежных селах занимались изготовлением лодок и небольших суденышек. На этой базе в начале 20 века возникли небольшие предприятия (города Козловка и Мариинский Посад), где строили не только лодки, но и шхуны для каспийских промыслов.

Из ремесел были развиты гончарное дело, лозоплетение, резьба по дереву. Резьбой украшали утварь (особенно пивные ковши), мебель, столбы ворот, карнизы, наличники.

До XVII века среди чувашей было много специалистов по обработке металла. Однако после запрета инородцам заниматься этим ремеслом, даже в начале XX века среди чувашей почти не имелось своих кузнецов.

Чувашские женщины занимались изготовлением холста, крашением ткани, шитьем одежды для всех членов семьи. Одежду украшали вышивкой, бисером и монетами. Чувашская вышивка 17-19 веков считается одной из вершин народной культуры, отличается символичностью, разнообразием форм, сдержанной красочностью, высоким художественным вкусом мастериц, точностью исполнения. Особенность чувашской вышивки — на обеих сторонах ткани одинаковый рисунок. Сегодня современные изделия с использованием традиций национальной вышивки изготовляются на предприятиях объединения «Паха тёрё» (Чудесная вышивка).

Что едят чуваши 

В традиционной пище чувашей-земледельцев издавна преобладали растительные продукты.

Повседневным блюдом являлся суп (яшка). Свое название разнообразные супы получали от приправы, которая была использована, например: серте яшки — суп со снытью, пултăран яшки — суп с борщовником, çăмах яшки — суп с клецками и так далее. В суп клали муку, крупы, картофель, из овощей — свежую и квашеную капусту, морковь, лук, реже свеклу. Предпочтением пользовались супы с мучным полуфабрикатом. Из кислого или пресного раскатанного теста готовили салму, нарезая его на квадратики или просто разрывая, и пускали в кипящий бульон.

Важное значение, особенно в обрядовой трапезе, имели каши. Их варили из пшенной, полбенной, гречневой круп. Рисовая крупа в питании чувашей появилась поздно — в конце 19 века.

Из молочных продуктов были в ходу турăх (кислое молоко), уйран (пахтанье), чăкăт (творожные сырки). Мясо было сезонным продуктом, во время забоя скота. К праздникам готовили разного вида колбасы (шăрттан, тултармăш

) с начинкой из круп, мяса, крови. Стол дополняли дичь и рыба.

Разнообразен выбор мучных изделий — пироги, лепешки, ватрушки. Их пекли с капустой, морковью, свеклой, калиной: зимой — с мясом, картофелем, горохом, крупой, творогом; летом — яйцами, луком, творогом, ягодами, яблоками. У всех групп чувашей были распространены хуран кукли — вареники. Начинку делали из творога с сырыми яйцами либо из толченого картофеля с маслом.

Хлеб у чувашей считался священным, резать его доверялось только главе семьи или самому уважаемому ее члену.

Известный чувашский писатель Анатолий Емельянов рассказывает: «Издревле чуваш знал цену хлеба. Поспорит ли он, доказывает ли свою правоту, клянется ли, обязательно берет кусочек хлеба, круто посыпает солью и съедает при всех. Это самая святая клятва. У чувашей поверье — солгал при клятве на хлебе, рано или поздно беды не миновать».

Главной сладостью, помимо различной сладкой выпечки, был мед (пчеловодством чуваши занимались издревле). Его ели как самостоятельное блюдо, а также использовали для приготовления различных напитков, в том числе браги, медовухи. Из ржаного или ячменного солода делали пиво, крепкое для праздничных угощений и слабое для повседневного питья. Традиции пивоварения у чувашей древние, причем каждая семья имеет свой рецепт, который передается по женской линии. Кстати, ныне в Чебоксарах, на бульваре купца Ефремова, действует уникальный музей пива. В нем собраны различные экспонаты, касающиеся истории пенного напитка вообще, а не только чувашского пивоварения.

Современные чуваши не утратили своих кулинарных традиций. Многие национальные блюда дошли до наших дней и являются частыми гостями на чувашском столе. Какайшÿрпи (суп из субпродуктов),

шăрттан (мясо запеченное со специями в бараньем желудке), хуплу (большой круглый пирог с мясной начинкой, верховые чуваши готовят из мяса птицы, пшена и лука, низовые – из свинины и картофеля) и другие известны не только в республике, но и за ее пределами.  

Традиционное жилище чувашей

Основные типы поселений чувашей – села и деревни (ял). Как отмечают историки, наиболее ранние типы расселения – речной и приовражный, для которых были характерны кучево-гнездовая (в северных и центральных районах) и линейная (на юге) планировки. На севере деревни делятся на концы (касы), обычно заселенные родственными семьями. Уличная планировка распространяется со 2-й половины 19 века. Тогда же появляются жилища среднерусского типа, а также так называемые русские ворота с двухскатной крышей на трех-четырех столбах, которые украшались рельефной резьбой, булгарским солярным кругом и «веревочкой».

Усадьба чувашей в большинстве случаев имеет форму вытянутого прямоугольника. Как правило, делится на две части: переднюю — собственно двор (килкарти, картиш), на котором стоит жилой дом и расположено большинство надворных построек, и заднюю (анкарти), где разбит огород и находится и баня (В прошлом, при возможности, рядом с баней всегда обустраивали водоем (пруд) или баню ставили у реки).

В старину в задней части усадьбы располагалось также гумно с мякинником, а нередко и амбар для хранения зерна. В современных усадьбах такого четкого деления усадьбы на две части уже почти не наблюдается, так как хозяйственных построек стало меньше (во многих из них отпала надобность).

Традиционная чувашская изба (пÿрт) ориентировалась входом на восток и окнами на юг. Снаружи ее украшали резьбой и росписью, внутри — ткаными (у чувашей развито узорное ткачество) или вышитыми полотенцами и занавесками, на пол стелились тканые дорожки.

В булгарскую эпоху булгаро-чуваши изготавливали стекло для окон, позднее после разгрома Волжской Булгарии Золотой Ордой и в эпоху Казанского ханства, стал использоваться специально обработанный пузырь. Трубы печей выводили наружу, однако после непосильных налогов, наложенных на инородцев царской Россией в XVII веке, когда налоги налагались на каждое окно и трубу, число и размер окон резко уменьшаются, а глинобитные печи стали  топиться только по-черному, дым выпускался через волоковое окно в углу.

В состав хозяйственных построек входили амбар, сарай, хлев, конюшня, погреб. Каждый чувашский двор имел летнюю кухню (лаç), с земляным полом, без потолка, посередине находился очаг с подвесным котлом. Во дворе под навесом хранился набор транспортных средств: телега, дроги, сноповозка и сани. Зажиточные крестьяне имели праздничные экипажи — тарантас с плетеным кузовом, сани со спинкой, свадебные кибитки (кÿме) с обтянутым кожей полузакрытым кузовом.

Современный сельский дом — четырех- или пятистенок с внутренней распланировкой жилого помещения, верандой, парадным крыльцом, мезонином. Интерьер сохраняет традиционные черты: в переднем углу располагаются стол, стулья, диван, в убранстве зачастую используются домотканые ковры, традиционные вышивки. 

Обычаи чувашского народа

Как и у других земледельческих народов, жизнь и быт чувашей в прошлом основывались на календарно-обрядовых праздниках, которые были связаны с этапами сельскохозяйственных работ (началом и окончанием весенней посевной, сенокоса, уборки хлебов). Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота

Сурхури, праздник почитания солнца Сăварни, многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам Мăнкун, праздник весенней пахоты Акатуй, летний праздник поминовения мертвых Симёк, завершение уборки хлебов Чÿклеме и т.д.

Обрядовое содержание календарных праздников состояло из различных магических действий, призванных отвести несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи. После официальной обрядовой части следовало народное гуляние с хороводами, играми, плясками.

Свои праздники существовали у молодежи. В весенне-летний период молодежь всего селения, а то и нескольких селений, собиралась на открытом воздухе на хороводы Уяв (вăйă). Зимой устраивались посиделки (ларма), где девушки пряли, а с приходом парней начинались игры, пели песни, плясали.

Позже аграрно-магические обряды несколько изменились.

Причиной этому послужило крещение. Когда чувашей начали (с середины 18 века) обращать в христианство, русские священнослужители вынуждены были согласиться с теми праздниками, которые существовали у древних чувашей: их начали подгонять к православным праздникам. Так, Сурхури подогнали под Рождество, Сăварни под Масленицу, Мăнкун под Пасху, Симёк под Троицу и так далее. Но все-таки полностью искоренить языческие представления не удалось. И сегодня многие свои традиционные праздники чуваши отмечают, сопровождая их как христианскими, так и языческими обрядами.

Кстати, чуваши — самый многочисленный тюркский народ, большинство которого исповедует православие (есть немногочисленные группы чувашей-мусульман и некрещенных чувашей).

Один из самых известных древних праздников, связанных с земледелием, бытующий сегодня – Акатуй. Дословно переводится как свадьба пашни, связан с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга (мужского начала) с землей (женским началом). В прошлом Акатуй имел исключительно религиозно-магический характер, сопровождался коллективным молением о хорошем урожае. С крещением он превратился в общинный праздник с конными скачками, борьбой, молодежными увеселениями.

До сегодняшнего дня сохранился у чувашей обряд помочей — ниме. Когда предстоит большая и трудная работа, с которой хозяева не могут справиться сами, они просят помощи у односельчан и родственников. Рано утром хозяин семьи или специально выбранный человек обходит деревню, приглашая на работу. Как правило, все, кто слышит приглашение, идет на помощь с орудиями труда. Работа кипит целый день, а вечером хозяева устраивают праздничное застолье.

Традиционные элементы сохранились и в семейной обрядности, связанной с основными моментами жизни человека в семье: рождение ребенка, вступление в брак, уход в мир иной. К примеру, у верховых чувашей еще в прошлом веке существовал такой обычай – если в семье умирали дети, то последующего (невзирая на имя, данное при крещении) называли именем птиц или диких животных – Чёкеç (Ласточка), Кашкăр (Волк) и так далее. Старались, чтоб в обиходе закрепилось именно ложное имя. Полагали, что таким образом они обманут злых духов, ребенок не умрет, и род сохранится.

Свадебные обряды чувашей отличались большой сложностью и разнообразием. Полный ритуал занимал несколько недель, состоял из сватовства, предсвадебных обрядов, самой свадьбы (причем проходила и в доме невесты, и в доме жениха), послесвадебных обрядов. За порядком следил специально выбранный мужчина из родственников жениха. Сейчас свадьба несколько упростилась, но основные традиционные элементы сохранила. Например, такие как «выкуп ворот» при въезде во двор невесты, плач-причитание невесты (кое-где), смену головного убора девушки на головной убор замужней женщины, хождение новобрачной за водой и др., исполняются и специальные свадебные песни.

Для чувашей очень многое значат родственные связи. И сегодня чуваш старается соблюдать давно сложившийся обычай, по которому раз–два в году он должен был звать к себе на пир всех родственников и соседей.

В чувашских народных песнях обычно рассказывается не о любви мужчины и женщины (как во многих современных песнях), а о любви к родственникам, к своей родине, к своим родителям.

В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относятся с любовью и уважением. Слово «амăш» переводится как «мать», но для своей родной матери у чувашей есть особые слова «анне, апи«, произнося эти слова, чуваш говорит только о своей маме. Эти слова никогда не используют в бранной речи или в насмешках. О чувстве долга перед матерью чуваши говорят: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, — и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».

В формировании и регулировании морально-этических норм у чувашей всегда большую роль играло общественное мнение: «Что на деревне скажут» (Ял мён калать). Чуваши с особым почтением относились к умению достойно вести себя в обществе. Осуждали нескромное поведение, сквернословие, пьянство, воровство. .Особое требование в этих вопросах предъявлялось молодежи. Из поколения в поколение чуваши учили: «Не срами имени чуваша» (Чăваш ятне ан çёрт).

Тэги

  • история
  • кухня
  • мед
  • обычаи
  • свадьба
  • традиции
  • чуваши

Президентская библиотека иллюстрирует семейные традиции народов России

15 мая в России, как и во многих странах мира, отмечается Международный день семьи. Праздник призван привлечь внимание общественности к решению социальных вопросов и, конечно же, укреплению семейных ценностей.

Президентская библиотека предоставляет возможность познакомиться с разнообразными семейными традициями нашей многонациональной страны, приуроченной к Году культурного наследия народов России. На портале библиотеки проходит цикл радиопередач «Сборная России», подготовленный историком Сергеем Цветковым и посвященный многообразию культурных особенностей народов, населяющих Россию.

Например, до 30-х годов 19 века у вепсов были распространены большие семьи, включающие 3-4 поколения, а это около 30 человек. Главой семьи был дедушка или отец. После смерти главы семьи власть переходила к брату или старшему сыну. Жена владельца присматривала за женщинами, занятыми в домашнем хозяйстве. Положение невесток было незавидным. Им приходилось во всем слушаться не только мужа, но и тестя со свекровью. Внебрачный ребенок пользовался в семье такими же правами, как и рожденные в браке, но со стороны соседей, общины появление такого ребенка осуждалось. Ныне вепсы живут семьями в 2-3 поколения, и, по словам автора выпуска, посвященного вепсам, «многодетные семьи у них не приняты».

Общие ценности передаются из поколения в поколение в чеченских семьях, объединенных концепцией Нохчалла. Это такой кодекс чести, обязывающий, например, проявлять уважение к любому человеку; его прививают детям с раннего возраста. Также Нохчалла, — сообщает рубрика радиоцикла Чеченцы. Национальный характер и традиции, неприятие любого принуждения, чеченцы ценят дух свободы. Это также особое почитание женщины, которая рассматривается прежде всего как хранительница домашнего очага. И самым страшным проклятием у этих людей являются слова «Чтоб погас огонь в твоем очаге!». Чеченец никогда не отпустит жену вперед себя, так как она должна быть защищена.

В чувашских семьях в старину говорили, что «каждый просит хлеба у Бога на своем языке». Чуваши миролюбивы и толерантны. Для них очень много значат семейные узы, родственников приглашают на любое торжество. Как пели в гостевых песнях «Нет никого лучше родных наших». Свадебные обряды, согласно разделу Чуваши, до сих пор очень регламентированы. Там не встретишь случайных гостей, только приглашенных родственников. А разводятся чуваши гораздо реже, чем представители других народов. По традиции чувашские семьи прививают детям подчеркнутое уважение к родителям, что также воспевается во многих народных песнях.

Жизнь кабардинцев освещается в одноименном разделе, важную роль в котором играет «Адыгэ хабзэ» — установленный свод норм и правил поведения. Одним из главных его правил является почитание старших.

При создании семьи ханты традиционно придавали понятию «красота» необычный смысл. Для них понятие «красивая женщина» означало «красиво одетую женщину». Если она красиво одета, то она рукодельница, трудолюбивая и тихая, как было принято считать в народе. При выборе невесты для сына не обращали внимания на возраст и красоту девушки, а смотрели на ее трудолюбие. И даже сейчас, как говорит хантыйская секция, здесь в первую очередь обращают внимание на здоровье женщины и умение обращаться с иголкой, и только в последнюю очередь — на привлекательность. Еще меньше внимания уделяется физической красоте будущего мужа, о нем судят по его социальному положению, которое опять-таки определяется одеждой.

Русская культура от истоков и до наших дней пронизана сознанием равноправия всех наших народов. Идея общины возникла уже в ранних литературных произведениях, например, в «Слове о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона. В этом произведении, написанном в XI веке, смысл божественной благодати разъясняется в духе равноправия всех народов, равноправных творцов русской государственности и цивилизации.

Тематические коллекции, посвященные особенностям, традициям и культуре регионов России, размещены в открытом доступе на портале Президентской библиотеки.

 

Музейные коллекции детской культуры Чувашии: новые подходы в подаче материалов

Реферат

В статье рассматривается специфика музейных коллекций предметов чувашской детской культуры на основе анализа материала (музейных экспонатов), полевых источников, опубликованной литературы. Музеи России хранят уникальные предметы и документы о мире материальной культуры детства чувашей. Авторы проанализировали детские музейные коллекции. Музейные материалы о детстве сгруппированы по следующим признакам: уход за детьми и игровая деятельность. Выявлены новые подходы к представлению фондовых материалов, ориентированные на использование современных информационных технологий с целью повышения эффективности работы музеев, особенно с детской аудиторией. Нужен современный сайтостроение, которое будет создано для создания определенного образа, полного и целостного представления о совокупности предметов, визуальных источников в музейном пространстве. В жизни современного общества роль традиционной культуры снижается. Однако обращение к гуманистическим возможностям необходимо для переосмысления популяризации материальной и духовной культуры. Практическая работа по изучению и сбору этнографического материала, относящаяся к детскому циклу, практически не ведется. Среди населения практически отсутствуют предметы быта и быта чувашей, которые могли бы пополнить коллекции музеев. Виртуальные электронные коллекции создаются с помощью современных информационных технологий. Программные продукты позволяют погрузить детей и взрослых в мир детства чувашей в традиционном обществе в режиме виртуальной реальности.

Ключевые слова: музейные коллекцииэтнологияигрушкаЧуваш,

Введение

В статье рассматривается специфика музейных коллекций предметов чувашской детской культуры на основе анализа материала (музейных экспонатов), полевых источников, опубликованной литературы. Музеи России хранят уникальные предметы и документы о мире материальной культуры детства чувашей. Авторы проанализировали детские музейные коллекции. Музейные материалы о детстве сгруппированы по следующим признакам: уход за детьми и игровая деятельность. Выявлены новые подходы к представлению фондовых материалов, ориентированные на использование современных информационных технологий с целью повышения эффективности работы музеев, особенно с детской аудиторией.

Постановка проблемы

Одним из условий развития музейного дела являются информационные технологии. Новые формы интерактивных экспозиций, специальные программы делают музей более привлекательным для молодежи и детей. Новые формы экспозиций воссоздают виртуальный мир экспонатов (мир прошлого) и погружают детей и взрослых в интерактивное пространство. Объекты детской культуры представлены в оцифрованном систематизированном виде. Сегодня богатый мир предметов детской культуры хранится в различных музеях. Однако современные технологии позволяют формировать содержательные и проработанные тематические экспозиции, в том числе цифровые. Это исследование представляется полезным как для музея, так и для научного сообщества. Исследования музейных коллекций предметов чувашской детской культуры ранее не проводились. В последние годы многими исследователями поднимаются вопросы создания самостоятельных детских музеев или центров. Постановка задачи описана здесь.

Исследовательские вопросы

Предметом исследования является наиболее эффективное использование предметов детской материальной культуры чувашского народа в обучении и воспитании подрастающего поколения. В качестве объекта исследования авторы выбрали произведения исследователей чувашской детской культуры и предметы детской материальной культуры чувашского народа, хранящиеся в музеях России.

Цель исследования

Цель данной статьи — предложить новые подходы и формы их использования для повышения эффективности воспитания, обучения и формирования этнической идентичности молодежи и детей на основе анализа работ ученых, посвященных детской материальной культуре чуваши и коллекции предметов, хранящиеся в музеях России. Статья основана на опубликованной литературе, этнографических полевых материалах, собранных авторами, и музейных данных об имеющихся предметах.

Методы исследования

В работе применяются следующие методы: сравнительно-исторический, устно-исторический, интерпретативный.

Находки

В последние годы в России большое внимание уделяется активизации музейно-выставочной деятельности. Современные музеи выполняют не только функцию сохранения, изучения и презентации экспонатов, но и становятся площадкой для общения на различные темы. Музейно-коллекционный ресурс является относительно устойчивой базой образовательного процесса. Кнерр (2001) отмечал, что музеи должны прилагать все усилия для создания приятной атмосферы и постоянного удивления посетителей, создавая для них возможность выбора между пакетом определенного содержания и более активным взаимодействием с экспонатами. Музеи активно развивают познавательно-просветительские формы работы, используя виртуальные формы экспозиций и экскурсий. Таким образом, экспонаты можно представить более наглядно и привлекательно. Современные информационные технологии, интерактивный подход к подаче материала позволяют значительно повысить эффективность работы музеев, особенно с детской аудиторией.

Музея России хранят уникальные предметы и документы о мире материальной культуры детства чувашей. Материальные источники собирались на протяжении нескольких столетий разными поколениями исследователей. Выявляя высокую ценность материального источника, Медушевская (2008) отмечает, что реальный мир «вещей» представляет собой информационный ресурс музеев, возникший в ходе исторического процесса, взаимосвязанной человеческой деятельности. Этот ресурс только на первый взгляд предстает как неструктурированный массив, хаос рукотворных «остатков». Это целостный, взаимосвязанный информационный корпус, в котором прослеживаются связи, взаимосвязи, структуры. Поэтому материальная проекция исторического процесса обладает уникальным информационным потенциалом. Презентация этого ресурса в музее позволяет получить достоверную информацию о человеке, обществе и в целом реализованном опыте человеческого существования (Медушевская, 2008).

Интерес исследователей к миру ребенка отразился на составе музейных коллекций. Сбор материала о детстве, в том числе детской посуды, костюмов, игрушек, осуществлялся во время полевых работ в комплексе с другими предметами традиционной бытовой культуры. Создание музейных коллекций по этой теме было несколько затруднено из-за существования у чувашей запретов на передачу детских вещей посторонним лицам. В частности, этот запрет распространялся на вещи, связанные с религиозными и обрядовыми действиями. Кроме того, за детскими вещами плохо ухаживают их владельцы, а иногда и производители-дети. Изделия, сделанные детьми, вызывают неповторимые чувства и уважение к старшим за мастер-классы, проводимые для детей. Некоторые музеологи призывают к уважению ремесел, несущих важную информацию о традиционной культуре, и к необходимости сотрудничества по этому вопросу на национальном и международном уровнях (Ила, 1988).

Ценнейшая коллекция чувашских коллекций по детской этнографии находится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Фонды музея были созданы в результате полевых этнографических экспедиций. Музейные материалы о детстве можно сгруппировать по следующим признакам: уход за детьми и игровая деятельность. В группу «уход за ребенком» входят обрядовые действия, направленные на сохранение жизни ребенка, кормление, пеленание, укладывание в колыбель. Они фрагментарны и описательны. В коллекциях Российского этнографического музея представлены оригинальные детские ковры. В центральной части ковров обозначен геометрический орнамент – квадраты, ломаные линии, ромбы. Есть еще лоскут белого холста, свернутый в виде петельки, который жители Цивильского района бросали матери или бабушке новорожденного, чтобы благополучно опустить пупок ребенка.

Чувашская «зыбка» — один из хорошо сохранившихся на сегодняшний день предметов детских аксессуаров. Висящая «зыбка» была везде. В летнее время чуваши широко использовали походную коляску. Сегодня мы можем найти их в школьных и сельских музеях Чувашии, а также в Археолого-этнографическом музее Чувашского государственного университета.

В фондах Чувашского национального музея (Чебоксары) собраны разнообразные коллекции детской мебели, няни в виде тележки на колесиках. В фонде хранятся двух- и четырехколесные тележки для перевозки детей раннего возраста летом и санки, которые использовались зимой для катания на лыжах с гор, по снегу и льду, а также для бытовых нужд.

В музейную коллекцию, связанную с уходом за детьми, входят коллекции детской одежды. В фондах Российского этнографического музея хранится детское платье из льна, а в фонде Этнографического музея Казанского (Приволжского) федерального университета – декорированный редкой вышивкой детский льняной костюм, изготовленный на Фабрике Алгешева, в фонде Археолого-этнографического музея Чувашского государственного университета хранятся детская рубашка и фартук.

Практически во всех музеях есть экземпляры детских лаптей из лыка. Все они типовые, с квадратным метром. Веревочные заряды вставляются в боковые отверстия или сзади. В Российском этнографическом музее представлен уникальный детский пояс, сплетенный из темных шерстяных коричневых, розовых и бледно-желтых нитей с узором «елочка». Концы пояса украшены крупными кистями.

Современные информанты вспоминают шитье традиционной чувашской одежды, чувство радости, возникавшее при одевании нового платья на Пасху. С улыбкой вспоминают штаны «без зада», которые приходилось носить до 3–5 лет. К сожалению, из-за износа, ненадобности, детская одежда превратилась в тряпку и потом выброшена.

Народные игрушки представляют собой игровую деятельность. Рэгдоллы были ведущей игрушкой девочек и существовали во всех районах Чувашии. Несколько безликих кукол в чувашских одеждах хранятся в фондах Саратовского областного краеведческого музея. Куколка и куколка из текстиля хранятся в фондах Российского этнографического музея. Перекрещивающиеся нити расположены на лицах обеих кукол. Информанты отмечали, что преимущественно не пытались изображать черты лица, особенно глаза, так как они могли, по мнению чуваша, негативно повлиять на ребенка. Самая разнообразная коллекция тряпичных кукол, которые были ведущей игрушкой деревенских девочек. В богатейшей коллекции народных игрушек Российского этнографического музея есть несколько свистульек, выполненных с разной степенью стилизации. На подавляющем большинстве из них изображены птицы, в основном утки, и животные, например лошади, бараны, собаки. Эти игрушки были сделаны с использованием вспомогательных предметов. Для выравнивания поверхности глиняной игрушки и окончательной шлифовки использовали деревянный шпатель. Были деревянные палочки для нанесения орнамента и краски на подобные игрушки. Особые трудности связаны с изучением социализации ребенка в традиционной культуре. Отмечается отсутствие формализованной информации об игрушках, различия в названиях игрушек в разных местах проживания чувашей и другие отличия. В фондах Казанского (Приволжского) федерального университета хранится кукла с деревянными ногами, одетая в чувашскую рубаху с масмаком.

В фонде Саратовского областного краеведческого музея хранятся две фотографии, представляющие большую ценность для краеведов. На первой фотографии запечатлен ритуал поедания больного горла ребенка. На втором фото – дети катаются на «варгане». К сожалению, фото плохо сохранились. Современные информанты практически не помнят этот тип качелей. В 1929 году уникальные фотографии были сделаны П.А. Петрова-Тьюринга, возглавившего целую экспедицию по изучению культуры и быта башкирских чувашей в Белебеевском кантоне Башкирии. На фотографиях зафиксированы: наблюдение чувашского мальчика за приготовлением пива; участие детей в полевых молениях, одежда младенца, сидящего на коленях у матери, и другие истории из жизни населения (Петров, 2008). Благодаря новым технологиям теперь можно оцифровывать существующие материалы, переводить в различные мультимедийные форматы. Оцифрованные материалы предоставляются исследователям посредством создания компьютерных каталогов и систем. Также старая фотография и экспонаты позволяют сохранить уникальный оригинал, который может находиться в очень хрупком или поврежденном состоянии.

Заключение

Интерес исследователей к детскому миру нашел отражение в составе музейных материалов. В последние годы многие предметы традиционной культуры используются. Этот процесс связан с изменением быта и активной перестройкой жилищ в сельской местности. Большую работу по сбору и хранению различных предметов проводят сельские школьные музеи при активном участии учителей чувашского языка и истории. Еще в 90 с. ХХ века отмечалось, что опрос посетителей показывает, что им нравятся небольшие музеи, которые можно обойти за пару часов или меньше (Hudson, 1998). Однако в настоящее время целенаправленная работа по изучению и сбору этнографического материала, относящегося к детскому циклу, практически не ведется. Еще есть возможность собирать и хранить в музеях разного типа отдельные предметы из быта и быта чувашского народа, связанные с миром детства, так как некоторые из них могли сохраниться в их домах. Представляется, что эту работу следует организовать и вести целенаправленно, четко классифицируя необходимые материалы и определяя предмет поиска. Современная информация и интернет-технологии позволят создать единый сайт, содержащий каталог таких музеев с кратким описанием коллекций. Результаты, полученные в этом исследовании. Авторы статьи провели множество полевых экспедиций, собирали предметы, связанные с этнографией чувашского детства, изучали и анализировали музейные коллекции, раскрывающие жизнь детей в чувашской социокультурной среде. Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:

  • В разных музеях России хранятся уникальные предметы, которые, объединившись в единую коллекцию, могли бы дать полное представление о чувашской детской культуре.

  • Пространство музея может служить площадкой для проведения различных познавательных, воспитательных и образовательных интерактивных мероприятий с детьми (мастер-классы, лекции и другие виды мероприятий). Возможно проведение мастер-классов с дизайнерами одежды, использующими элементы национальных орнаментов. Таким образом, музей может способствовать этнической преемственности.

  • Музеи могут стать одной из площадок проведения олимпиад, позволяющих выявлять интерес и воспитывать у молодежи склонность к науке.

  • Современные информационные технологии позволяют разрабатывать виртуальные (электронные) коллекции, уникальные программные продукты, погружающие детей и взрослых в мир чувашских детей в традиционном обществе в режиме виртуальной реальности. Наличие веб-сайтов делает музей круглосуточной международной аудиторией.

Каталожные номера

  • Хадсон, Х. (1998). Музеи не стоят на месте. Музейная, д. 3, стр. 49.
  • Ила, П. (1988). Для развития ремесел. Музейная, 157, 42.
  • Кнерр, Г. (2001). Музеи техники: новые зрители, новые партнеры. Музейная, д. 2, стр. 13.
  • Медушевская О. М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *