Обряды и праздники удмуртского народа
Содержание
Введение…………………………………………………………………………2
Обряды и праздники удмуртского народа…………………………………3-12
Заключение ……………………………………………………………………13
Литература ……………………………………………………………………14
Введение.
Важное место в жизни удмуртской деревни играли календарно-обрядовые праздники. Они связаны с важнейшими этапами сельскохозяйственных работ. Также они приурочивались к поворотным периодам природного календаря: к дням зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. Праздники представляли собой сложные явления, включавшие обрядовые действия, молитвенные и песенные заклинания, гадания, благопожелания, а также различные виды развлечений.
Народные праздники раскрывали устно-поэтическое, музыкальное, хореографическое, декоративно-прикладное и др. творчество. Помимо развлекательной, они выполняли и воспитательную функцию, приобщая подрастающее поколение к установившемуся укладу жизни, эстетическим взглядам народа, морально-этическим нормам поведения и т.д.
Обряды и праздники.
Обряды и праздники группируются по сезонам года. Весенне-летний цикл связан с подготовкой и проведением земледельческих работ и нацелен на обеспечение хорошего урожая. Основу осенне-зимних обрядов составляли благодарственные мероприятия в честь собранного урожая и утверждения дальнейшего благополучия.
Зимний цикл аграрной обрядности проходил в дни зимнего солнцестояния и назывался вожодыр. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества. Его характерными элементами были ряженье и гадание. Начинался он праздником, называемым раньше толсур (зимнее пиво), позже – ымусьтон, рошво (Рождество). На него приглашали гостей, назначали свадьбы.
В феврале, завершив обмолот зерна, каждая семья отмечала это событие семейным торжеством (кутсан быдтон – завершение молотьбы). Когда заканчивалась молотьба во всей деревне – устраивали общественный праздник (кутэс туй). Впоследствии этот праздник заменился масленицей (вöйдыр, масленча). Она завершала зимний и начинала весенний цикл календарной обрядности. Всю масленую неделю удмурты пекли блины и лепешки. Главным масленичным угощением считались коврижка – юача и мелкие сдобные шарики – шекера. Самым веселым и красочным был день проводов масленицы, когда валялись в снегу и катались по улицам и с гор. Первоначально и катание, и валяние имели магический смысл: они должны были способствовать получению богатого урожая.
Заметным событием в крестьянской жизни было завершение заготовки пряжи, которое тоже падало на февраль – начало марта. Устраивали общий праздник шорт миськон – стирка пряжи, с гулянием из дома в дом. Женщины носили с собой прялки как символ этого праздника.
Многочисленными обрядами сопровождалось весеннее пробуждение природы и начало года земледельца. Одни обряды имели очистительный смысл, другие – продуцирующий, то есть должны были способствовать росту хлебов, размножению скота. Яркие гулянья удмурты устраивали в конце долгой зимы, с поворотом солнца на весну. Это Пoрт-маськон — ряженье, Йo келян — проводы льда, Гуждор — проталинка, Гершыд — праздник плуга и др. Во время этих праздников-обрядов люди готовились к радостно-напряжённой весеннее-летней страде. Ряженые обходили всю деревню, из дома в дом, потешая себя и хозяев.
Общепризнанным способом очищения были умывание, окуривание помещений, животных; очерчивание металлическим предметом усадьбы, группы людей; постукивание палкой по воротам, домам, стрельба из ружей – обряды урьвöсь, шайтан, уллян, сурен шуккон – изгнание шайтана. Для увеличения приплода скота окликали и пересчитывали скот, обсыпали овец муравейником, для сохранения здоровья членов семьи на запястье и поясницу повязывали разноцветные нитки, рябиновые прутики и пр.
Отмечали вербное воскресение, великий четверг. Радостно праздновали весеннее вскрытие реки и начало ледохода, а также появление первых проталинок [1].
Большое событие в деревне – начало весенних полевых работ (гырыны потон), которое сопровождалось различными обрядами и народным весельем. Этот праздник – один из древнейших и самый важный в календарном цикле, о чем свидетельствует обилие жертвоприношений разным божествам и специальная мелодия акашка гур. С внедрением православия этот сельскохозяйственный праздник приурочился к Пасхе (великтэм, паска, акашка – великий день). Обязательные в Пасху крашеные яйца издревле были символом плодородия и являлись элементом календарной обрядности. В Пасху водили хороводы, качались на качелях, катали яйца, позднее – шары и кольца, чтобы способствовать росту будущего урожая.
Срок проведения праздника первой борозды зависел от погодных условий и готовности земли к посеву. В назначенный день с утра совершали обряд первой борозды: в дар божеству земли в борозду опускали горбушку хлеба или блин, яйцо, кусочки от всех принесенных видов пищи и лили напитки, вымаливая содействие в проведении посевной и обеспечения хорошего урожая.
В честь завершения посевной совершали обряды-благодарения, которые были призваны сохранить посевы от вредителей, засухи, града и пр.
В конце мая во многих деревнях проводили праздники в честь новой зелени (куар басьтон, куарсур – моление листьев). Если до этого запрещалось ломать ветки деревьев, косить траву, то в этот день ветками деревьев украшали избы. Позже куарсур приурочили к Троице и стали называть тройча, трочинь.
Важный этап крестьянского труда, связанный с весенней обработкой земли, завершался праздником, называемым в разных местах – гербер – после пахоты, гужем юон – летний пир.
Осенний цикл включал праздник в честь нового урожая (новая каша), слившийся затем с Ильиным днем. Совершались обряды в день завершения жатвы и по окончанию всех уборочных работ. У южных удмуртов было популярным молодежное гуляние – пинал куно, в некоторых центральных районах – табань сиён – угощение табанями. Годовой цикл календарных обрядов завершал осенний праздник сüзьыл юон – осенний пир, отмечавшийся в конце ноября – начале декабря, в Екатеринин или Николин день.
Календарные праздники состояли, таким образом, из ряда однородных действий: жертвоприношений, заклинаний, способных, якобы отвратить несчастья и неудачи, обеспечить плодородие земли и скота, здоровье членов семьи, в целом хозяйственное и семейное благополучие – основную цель деятельности крестьянства.
Гербер – летний праздник удмуртов
Гербер обозначает середину лета, совпадающую с летним солнцестоянием, символизирует окончание весенних полевых работ, когда крестьянин получал естественную передышку перед началом сенокоса. Как говорили сами удмурты: «У нас Гербер считают серединой лета. После этого дня все в сторону осени движется».
Самым главным кульминационным моментом празднования конца пахоты (гербер с удм. – «после плуга») служили моления. На лугу собиралась вся община, для задабривания богов в небольшую яму помещали кусок хлеба и масла, вареное яйцо и кумышку. И все сельчане просили бога луны и бога солнца, бога земли и бога неба о благодатной земле и о дождях, о хорошем урожае и о здоровье для предстоящего сенокоса. Читались и напевались молитвы об избавлении полей от вредителей и разрушительной стихии: «чтобы из одного зёрнышка выросло 30 колосьев, чтобы корень был золотой, чтобы белка не смогла обежать наше поле».
Для жителей села или деревни в общем котле варилась каша из всех возделываемых злаков. Важным ингредиентом каши было мясо бычка, принесённого в жертву во время молений.
Гербер в старину также никогда не обходился без хороводов, песен, плясок, игр и народных гуляний, где каждый от мала до велика мог проявить» свою силу, ловкость и привлекательность. Парни искали себе девушек, родители – жен и мужей для своих чад. А молодые люди, свадьба которых была уже не за горами, ходили по домам, собирая кусочки ткани и ленты разной фактуры и расцветки, приносили их своей невесте, которая в знак согласия должна была сшить из этих лоскутков рубаху для будущего мужа.
Некоторые черты древнего Гербера соблюдаются до сих пор не только в деревнях и сёлах, но и в городах, по-прежнему объединяя удмуртов Татарстана, Башкортостана, Марий Эл, Удмуртии, Кировской и Пермской областей.
После уборки урожая наступало спелое время свадеб — весёлая пора поездок в гости и ожидания гостей.
Семейные обряды удмуртов продолжают бытовать в несколько модифицированной форме. Традиционная свадьба состоит из свадебного пира в доме жениха, возвращения невесты в родительский дом и свадебного пира в доме невест, после которого молодая переселяется в дом мужа. Обряды сопровождаются музыкой и пением. У удмуртов сложилась система синкретических верований. Они нередко имели два имени — языческое, или «банное», данное при наречении бабкой-повитухой, и христианское, полученное при крещении.
С переходом в православие древние аграрно-магические обряды испытали его заметное влияние. В конце 19 века их проведение чаще приурочивалось к дням церковных праздников, например к Рождеству, Крещению, Пасхе, Троице и др. Постепенно и названия традиционных удмуртских праздников были заменены церковными или использовались наравне с ними. При этом в содержании они сохранили существенную часть дохристианской народной обрядности [2].
1. Новый год
Празднуется так же, как и повсеместно, в ночь на 1 января.
2. Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки)
Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия – Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника – Ымусьтон (Рождественский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы).
Народные обычаи, свойственные празднику Толсур: уборка в доме, приготовление кушанья, пива и кумышки (вотский самогон), приглашение гостей, назначение к этому дню свадеб (сюан). Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника – это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали.
3. Вой дыр (Масленица)
Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей – спуск с пологих горок, много было гармошек. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.
Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.
Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.
4. Йо Кеян (Проводы льда)
Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием – вскрытием реки). Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому – провожали лёд.
5. Быдзымнал, Акаяшка (Пасха)
Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг (в 2008 году это 24 апреля) от нечистой силы.
Акаяшка – весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли и сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).
Праздник продолжался три дня (вывоз сохи, проводы льда и чествование сохи) и сливался с Пасхой – Акашка уй (букв. «Пасхальная ночь»). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца. Существовало поверье: в первый день Пасхи надо христосоваться с усопшими, зарывать яйцо в могилу.
6. Тулыс Геры
Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.
7. Гербер, Гырон быдтон, Гершид
Это один из значительных праздников – молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т.е. после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).
Гырон быдтон проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы. Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней. На нем пожилые люди ведут неспешную беседу, молодежь занята хороводами, играми, соревнованиями, организовывали скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае[4].
За праздником Гербер следовал церковный праздник Петров день, наступающий 12 июля. Удмурты его называли Куарсур (буквально: «Праздник травы»). В сельской местности с этого дня дружно начинался нырысете турнан (первый покос). Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением коренных луговых трав. По народной примете, в Петров день наступает лето красное, певчие птицы перестают петь. В этот день в церковных приходах совершаются богослужения во имя апостолов Петра и Павла.
8. Куриськон, Пужмерлы Вось
Большие праздники-моления с жертвоприношением после окончания весенних полевых работ.
9. Семык Келян (Троица)
Празднуется по православному календарю. До этого дня нельзя купаться и заготавливать веники.
10. Выль жук (Ильин день)
Выль жук – осенний праздник в честь нового урожая. Выражение означает «новая каша, приготовленная из ячменя первого помола». По традиции в этот день все кушанья готовили из нового урожая. На родовом току (кутсаськон инты) молотили снопы цепями (кулэс), и зерно провеивали на ветру (тол шорын) с помощью деревянных лопат. После помола пекли хлеб из муки свежего урожая, а также варили овсяной кисель. Кроме того, хозяева с полей приносили колосья ржи (уег) и ячменя (йыды), листья овощей, окунали их в суп и освящали, а затем молились, прося у Бога (Инмар) обильного урожая в будущем. Пучок из разных колосьев и листьев овощей каждая семья вывешивала в своем святилище – куале.
На праздник Выль жук приходился Ильин день. Этот религиозный праздник христиан удмурты отмечали 2 августа ежегодно. На празднование дня Ильи-пророка верующие приносили в церковь вареное мясо (голову и бок) и раскладывали его перед образами, а священник, отслужив молебен, освещал святой водой кушанье и кумышку. Отведав даров, он угощал ими прихожан. Из сельскохозяйственных работ к Ильину дню убиралась рожь, а затем начиналось боронование пара, посев ржи и сбор бобовых (гороха). Время начала посева ржи определялось тем, «когда воробьи стаями начнут садиться на птичью гречу». На Ильин день выпекали уег нянь колды (каравай ржаного хлеба), резали барана и вдоволь угощали приглашенных гостей.
11. Пукрол, Пукро (Покров)
Праздник Покров день – Пукро (Пукрол) удмурты отмечают каждый год 14 октября. К Покрову дню люди утепляли свое жилье. Снаружи дома делали завалинки, а изнутри промазывали щели и оконные рамы. Совершается куриськон – моление духу голбца (погреба).До Покрова дня с полей собирался весь урожай зерновых, шел обмолот. Около Покрова дня происходили малые поминки (пичи кисьтон), а в Покровскую субботу – поминки на могилах (шай вылын кисьтон).
После Покрова дня играли свадьбы, а молодежь приходила в кенос (клеть), чтобы посмотреть невесту и ее одеяние (доськут). В Покров день тоже проводилась обрядовая игра – ряженье с участием девушек и ряженых путем перемещения из одного дома в другой.
Этот праздник знаменует конец хороводов, начало посиделок[3].
Заключение.
Обряды и праздники имели особое значение в жизни удмуртского народа. Они тщательно соблюдались, по ним воспитывалось не одно поколение, сформировывалось мировоззрение людей.
В настоящее время соблюдение обрядов и праздников сильно нарушено, они смешаны с календарными праздниками других народов. Достаточно древние обряды сохранены только в некоторых местностях. В пример можно привести Алнашский район (д. Кузебаево). Здесь до сих пор соблюдается проведение языческих обрядов, которые проходят в особых местах — святилищах, и в определенное время, в определенную дату и время года.
Проблема заключается в том, что молодое поколение менее заинтересованно в продолжении соблюдения проведения данных обрядов и в их сохранении. Большинство участников в данных обрядах являются мужчины: они участвуют в основных действиях обрядов, но проблеме передачи им опыта не уделяется должного внимания.
Но обряды и праздники всегда будут актуальными, так как они несут в себе жизненный опыт, прошлое удмуртского народа. А новое, как подтверждается в жизни, — это хорошо забытое старое.
Литература.
- Виноградов С. Гербер – калык праздник // Советской Удмуртия. Ижевск. 1990.
- Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991.
- Финно-угорская газета (г. Саранск, Республика Мордовия) № 1, от 16.01.08 г.
- http://interprazdnik.narod.ru
- http://edinay-russia.narod.ru
Традиции и обычаи удмуртов
Традиции и обычаи удмуртов складывались веками. Как и у других земледельческих народов, жизнь и быт удмуртов основывались на праздничных и повседневных событиях, неразрывно связанных с этапами сельскохозяйственных работ. Каждый праздник в удмуртской общине, основном традиционном институте, сопровождался ритуальными поклонениями и жертвоприношениями, языческими песенными молитвами и обрядами. После принятия православия, в конце 19 века традиционный жизненный уклад удмуртов значительно изменился, и стал зависеть от церковного календаря. Но и по сей день, удмурты включают в свои торжества элементы дохристианских ритуалов и передают из поколения в поколение основные семейные обычаи, связанные с рождением детей, свадьбой или похоронами. Древние божества, святилища и священные рощи до сих пор имеют место в некоторых удмуртских деревнях.
Основными занятиями удмуртов были пашенное земледелие и скотоводство. Распространено было также пчеловодство, охота, рыболовство, огородничество и собирательство. Важное место в удмуртском хозяйстве имели декоративно — прикладное искусство и промыслы, такие как обработка дерева, шерсти, льна, кожи.
Традиционная удмуртская одежда, особенно женская, была достаточно разнообразна. Костюмы северных и южных удмуртов отличались по цвету, крою, вышивке и знаково — символическим узорам. На праздники, к наряду обязательно надевались головные уборы и различные украшения. Одежда была домотканая, богатая декоративными деталями и отражала возрастное и семейное положение.
В национальной кухне удмуртов также сохранились традиции далеких предков. В ней сочеталась растительная и мясная пища. Основу рациона составляли зерновые продукты, из которых варили каши, кисели. Удмурты любили готовить разнообразные хлебные и мучные изделия, такие как перепечи, кислый хлеб и лепешки табани, блины, пельмени. Так же были популярны молочные продукты, многие из которых раньше считались ритуальной пищей.
Традиции и жизненный уклад удмуртов ярко выражены в национальном фольклоре — мифах, легендах, сказках, и конечно же, в песенном творчестве. Удмурты по праву признаны одним из самых поющих народов.
Традиции удмуртов — почитание пельменей и храм для Домового
Автор Марина Завгородняя На чтение 5 мин. Просмотров 106 Опубликовано
История распорядилась так, что удмуртская культура развивалась на стыке двух этнических направлений – славянского и азиатского. Ещё в XV веке земли удмуртов стали частью России, а сегодня их народ чувствует себя неотъемлемой частью нашего государства. Вот только традиции удмуртов сберегли немало отголосков восточных культур, что в своё время влияли на становление народа. В такой необычной русско-восточной интерпретации и раскрывается суть обычаев и верований этих людей. Почему они «воюют» с русскими из-за пельменей и празднуют совсем не зимой?
Славяне-азиаты
Уже при одном взгляде на удмуртов, несложно догадаться, что народ этот очень необычный. Очень часто среди них встречаются рыжеволосые и веснушчатые люди с раскосыми глазами. Вот такие «славянские азиаты». Древние верования удмуртов также являются чем-то средним между русскими поверьями и преданиями восточных племён. Предки современных удмуртов верили, что мир разделён на три части. Верхняя, Небо, была священным обиталищем добрых богов. Средний мир, Земля, считался смежным между священными небесами и третьим из миров, подземным царством, где властвовали злые силы.
Главным среди тёмных духов был шайтан. Все силы природы в понимании древних удмуртов подчинялись велениям духов, что могли и навредить, и помочь человеку. Но я уверена, главным среди невидимых покровителей считался дух-предок, своего рода Домовой, которого называли «воршуд». Для него строили специальный «храм» – куале. Именно сюда приносили дары во время празднеств, в куале к защитнику обращались с молитвами. Конечно, сегодня об этих ритуалах удмурты вспоминают лишь как о части своей истории. Большинство представителей этого народа издавна исповедует христианство, а потому православные праздники являются одними из самых главных в удмуртском календаре.
Наряд расскажет всё
Традиционная одежда удмуртов тоже вызывает немалый интерес исследователей. Дело в том, что мужской костюм вполне похож на славянский наряд – рубаха, штаны и красный пояс с орнаментом вышивки. А вот женщины предпочитают носить яркие юбки, платья и передники, дополняя образ головным убором. Сегодня национальный костюм стал лишь украшением удмуртов, но в прежние времена по головному убору удмуртки можно было определить её семейное положение, возраст и даже количество детей. В женских костюмах также немало восточных элементов – это и пестрота цветов, и обилие всевозможных украшений, в первую очередь, монет, из которых состоят нагрудники и шапочки.
И всё-таки удмурты чувствуют себя русским народом. Именно они приписывают себе «изобретение» такого блюда как пельмени. На это указывает дословный перевод слов «пель нянь» – «ухо от хлеба». Пельмени действительно являются излюбленным блюдом удмуртов, которые в 2015 году официально учредили народный праздник – Жень пельменя. Настоящей сокровищницей традиционных рецептов стали рассказы знаменитых «Бурановских бабушек», причём многие из национальных удмуртских блюд стали популярны во всей России.
Добрый Тол Бабай
Национальные праздники удмуртов отражают основные занятия их предков. Поскольку весь ритм жизни был подчинён циклу сельскохозяйственных работ, то и календарь главных событий складывался в соответствии с ними. К примеру, Новый год удмурты празднуют весной, а знаменует этот день начало возделывания земли. Издавна в этот день народ приносил дары покровителям плодородия и урожая, просил о благоприятной погоде и щедрой награде за долгий труд.
А вот Деда Мороза удмурты называют Тол Бабаем. Что меня удивило, так это идеи, которые пропагандирует новогодний дедушка. Он не только призывает к доброте, но и рассказывает детям о семейных ценностях и важности бережного отношения к природе. Тол Бабай может научить человека языку животных и птиц, а также рассказать о секретах лечебных трав.
Самые яркие праздники
Когда же урожай собран, удмурты устраивают настоящее народное гуляние. Этот праздник называется Толсур. Едва ли не в каждом доме собираются гости, чтобы отведать пива или кумышки (так удмурты называют самогон), повеселиться от души и порадоваться завершению полевых работ. Во время празднования Толсура принято надевать всевозможные костюмы – как национальные, так и своего рода карнавальные.
На мой взгляд, затмить веселье Толсура может только один праздник – Вой дыр или, проще говоря, Масленица. Вот уж когда удмурты и на санях успевают покататься, и хороводы поводить, и устроить зажигательную «медвежью пляску». Кстати, именно Вой дыр считается прекрасным периодом для сватовства или празднования свадеб. Вечером в селениях девушки гадают на кудель, веря, что радостная Масленица откроет им тайны будущего.
А вот накануне Пасхи удмурты устраивают праздник Акаяшка. Главной задачей людей является изгнание тёмного беса, Шайтана, который стремиться попасть в наш мир и посеять в нём зло. Старинным обычаем, что сопровождает Акаяшку, является жертвоприношение в виде убитой птицы. Чаще всего удмурты забивают в этот день утку, которую готовят для гостей.
Завершая наше знакомство с обычаями удмуртов, я хочу заметить, что этот народ по праву носит своё имя. В переводе с местного наречия «уд» – это земля, поле или луг. Выходит, одно только название удмуртов говорит о том, как близки они к природе, которую любят и берегут, продолжая жить в гармонии с миром – как и их предки. Очень радует и трепетное отношение современных удмуртов к своей культуре, ведь только опираясь на прошлое, можно построить достойное будущее своего края.
Традиции удмуртского народа (2 класс, окружающий мир)
Формирование традиций и обычаев удмуртского народа заняло многие столетия.
В древние времена жизнь каждого удмурта от мала до велика неразрывно была связана с сельским хозяйством. Именно сельское хозяйство послужило отправной точкой для развития обрядов и жертвоприношений, целью которых было увеличение урожайности и плодородия земель, а также улучшение благосостояния жителей селения. На народных празднествах гуляли, веселились, исполняли песнопения и даже ставили незамысловатые развлекательные театральные постановки.
Ритуалы, проводимые удмуртами, испокон веков были языческими и только в конце 19 века, когда на территории проживания удмуртского народа стало активно распространяться христианская вера, язычество ушло на второй план. Элементы древних верований, тем не менее, прослеживаются в жизни и быте современных жителей Удмуртии. В наши дни это отражается в самобытных свадебных обычаях удмуртов, традициях, связанных с рождением детей или уходом из жизни. Дохристианские идолы и языческие капища до сих пор встречаются в традиционных поселениях Удмуртии.
Подробнее об удмуртских традиционных праздниках и обрядах
Вожодыр
Вожодыр – период времени, несколько дней после зимнего солнцестояния, когда согласно верованиям древних удмуртов, по земле ходит нечистая сила (вожо). Этим Вожодыр сильно напоминает православные Святки. Так же как и в христианской вере принято было рядиться в костюмы медведей, коней, стариков с бородой. Ряженые проходили по поселению со страшными криками, воем, ударяли палками по стенам жилых построек. Считалось, что ряженые пугают нечистую силу, избавляют от хвори, приносят удачу в делах, способствуют повышению урожайности земель, увеличению поголовья домашнего скота. Каждому ряженому, вошедшему в дом, предлагали какое-либо угощение. Вечерами молодеешь играла в святочные игры и гадала.
В этот период времени удмуртам запрещалось работать.
Вӧй
Вӧй – праздник напоминающий Масленицу. Празднование проводили через 7—8 недель после Нового года, в конце февраля — начале марта. В эти дни проводились народные гуляния: катались с горок. Водили хороводы, катались на санях и жгли солому и факелы. Лошадей украшали колокольчиками и разноцветными ленточками.
Шайтан уллян — ритуал «изгнания из деревни шайтана»
Избавление поселение от нечистой силы нашло свое выражение в особой ритуальной игре: молодежь перебрасывала друг другу горящую лучину, которая символизировала бесов. Обряд проводили намеренно шумно: стучали друг о друга металлическими предметами, хлопали дверями, громко смеялись. Завершали обряд избиением или сжиганием предмета, символически изображающего злого духа.
Шорт миськон
Этот праздник приурочен к завершению цикла заготовки пряжи, которое приходилось на начало весны. В честь этого события организовывали гуляния шорт миськон. Символом праздника были прялки, которые женщины носили с собой.
Удмуртский обряд «Быдӟым нунал»
Издавна считалось, что в этот день умершие предки навещают живых родственников. Злых духов отгоняли громкими звуками: трещотками. Стрельбой из ружья или битьем палки о стену. Перед началом празднования было принято сходить в баню. Согласно поверью, такое ритуальное омовение обеспечивало здоровьем на весь год.
На праздник делали разнообразную выпечку, окрашивали яйца и ходили на гуляния.
Лудэ лэзён
Этот праздник связан с культом домашнего скота. Все совершаемые на него ритуальные действия были направлены на сохранение поголовья от болезней и хищников, а также увеличение плодовитости животных.
Гербер, Гырон быдтон, Гершид
В эти дни удмурты совершали обряды, призванные обеспечить богатый урожай. Праздник проводили на цветущей поляне. Молодые удмурты играли и водили хороводы, соревновались в силе и скорости.
Выль жук
«Выль ӝук» переводится с удмуртского как «каша первого урожая». В этот день традиционно готовили пищу из овощей и злаков, выращенных в новом сезоне. Удмурты освящали принесенные с поля пучки колосьев и овощей и просили богов о ниспослании им богатого урожая.
Пукрол
Этот праздник связан с поминовением усопших. Ряженые ходили из дама в дом. К этому дню удмурты утепляли свое жилье в преддверии зимних холодов.
Сизьыл юон
Сuзьыл юон – осенний пир, приходившийся на конец осени. В этот день пекли хлеб совершали ритуалы для хорошего урожая зерновых на следующий год.
Национальность — удмурт: менталитет, обряды и стереотипы
Алёна ГригорьеваРубрику, посвященную этносам, которые проживают в нашей республике, мы начинаем с рассказа об удмуртах.
Ее сегодняшний герой — Петр Павлович Данилов. Отдав около 20 лет государственному театру фольклорной песни «Айкай», сегодня этот человек занимается сохранением и развитием межкультурных связей уже на другом уровне, он — заместитель министра культуры и туризма Удмуртии. О том, почему в Татарстане живут особенные удмурты, какие обряды до сих пор невозможно вспоминать без трепета и актуальны ли сегодня национальные стереотипы, Петр Данилов поговорил с корреспондентом ИА «Удмуртия». Разговор шел на 2-х языках — удмуртском и русском.
Петр Павлович, расскажите о месте, где вы родились и провели детство.
Я родился в 100 км от Казани, деревне Старый Кушкет Балтасинского района Республики Татарстан. Это исконно удмуртская деревня, а в самом районе компактно проживают в традиционной многолетней дружбе татары, удмурты, марийцы и русские.
Какой у вас любимый удмуртский праздник?
Не ошибусь, если скажу, что любимый многими национальный удмуртский праздник — Гербер, в Татарстане его называют Гырон быдтон (буквально — «после плуга» или «окончание посева») или по привычке Удмурт Сабантуй. Его отмечали во всех удмуртских деревнях: выходили на луг на краю деревни, в большом котле на костре варили кашу, хозяйки несли с собой выпечку, потом все молились о будущем урожае. Сегодня в регионе и за его пределами по-прежнему проводятся сотни Герберов, самый масштабный из них — республиканский.
Я с теплотой вспоминаю, как в наших краях проводились свадьбы. Сейчас многие удмуртские обряды забыты, и только второй день празднования с испытаниями для жениха и невесты отдаленно напоминает элементы удмуртской свадьбы.
Что собой представляла настоящая свадьба татарстанских удмуртов?
Раньше каждая свадьба была праздником, объединяющим жителей всей деревни, гости ходили из дома в дом, везде их готовились встречать. Дома были двухэтажные: внизу кухня, на втором этаже накрывали праздничный стол. В наших краях, у татарских удмуртов, свадебные песни поются под ритмичный удар ногами. А гостей много, и все пели. Дом содрогался, пол играл, и мы, находясь на первом этаже, даже ставили подпорку.
Праздничные костюмы балтасинских удмурток, сер. XX века
Сегодня свадьбу невозможно представить без тамады. А раньше в нем и необходимости не было, люди умели веселиться, знали очень много обрядовых песен и без конца их пели. Такие праздники объединяли всех жителей в деревне, и мы, дети, тоже ходили за толпой из дома в дом. В переполненном доме не было мест, и мы со двора смотрели, как жених приезжал к невесте, как его разыгрывали, как закрывали ворота. Помню, однажды приехал жених, его, как и полагается, не пустили в дом, крыльцо закрыли на замок, а ключ спрятали… Оказалось, его повесили на шею гусыне, и все родственники со стороны жениха бегали по двору и ловили птицу.
Перед выходом невесты из отчего дома выносили ее сундук с приданым внутри и с двумя вышитыми подушками сверху. Этот обряд доверяли уважаемой в селе супружеской паре, которая живет в любви и согласии много лет, чтобы молодожены переняли лучшие качества образцовой семьи.
На свадьбе со стороны жениха был так называемый кубочи — человек, ответственный за подарки. В каждом доме хозяйка привязывала свой подарок к кубо (верхняя часть прялки) — полотенце, или скатерть, или деньги. Кубочи носил кубо из дома в дом, и к концу свадьбы он становился очень тяжелым. На следующий день кубочи продавал кубо с подарками жениху с невестой.
Говорят, что в Татарстане живут такие удмурты — почти ортодоксальные, которым лучше остальных удалось сохранить свои традиции…
Наверное, в этом утверждении есть доля правды. С первого класса мы изучали удмуртский язык, все школьные годы этот предмет оставался самым любимым. Образцом служил литературный удмуртский язык, и я даже расстраивался, что говорю на диалекте. Помню, когда в нашу школу по распределению приехала работать молодая учительница родом из Шарканского района, все ахнули: она разговаривает, как в книге! После 8 класса я поступил в Дебесское педучилище и к своему удивлению услышал не тот литературный язык, на котором, как я думал, разговаривали все в Удмуртии. В этом сравнении я увидел красоту своего диалекта и самобытность удмуртов Татарстана: они более раскрепощенные, активнее используют свой язык и традиции. Возможно, это связано с многонациональной средой, она как бы стимулирует человека к тому, чтобы знать родной язык и пользоваться им.
По образованию вы художник-педагог. Что привело вас в театр фольклорной песни и танца «Айкай», где вы проработали 20 лет? Неужели ностальгия по традиционной культуре с песнями и танцами была настолько сильна, что вы сменили род своей деятельности?
С 1 курса худграфа УдГУ я пел в ансамбле «Чипчирган», это фольклорно-этнографический коллектив университета. Как правило, студенты ходят в ансамбль 5 лет, до окончания учебы. А я задержался на 12 лет: окончил университет, начал работать, но все равно продолжал петь. Художественным руководителем «Чипчиргана» была Розита Анкудинова — заслуженный работник культуры России, а научными консультантами — профессор, доктор исторических наук Владимир Владыкин и доктор филологических наук, профессор Валентин Кельмаков. Благодаря этим людям я начал интересоваться народными традициями и обрядами уже не по наитию, а осмысленно. Знание традиций и обрядов дало мне уверенность в том, что я могу идти в профессиональный коллектив.
На тот момент «Айкай» существовал 4 года, я чувствовал в себе силы и готовность принести пользу ансамблю. С одной стороны, я хотел прийти в коллектив как певец, знаток народных песен, с другой — как художник, имеющий багаж знаний о народном костюме и опыт его изготовления. Все костюмы артистов театра «Айкай» сделаны мастерами нашего коллектива. Ткани сотканы мною и моей супругой на старинных ткацких станках по исконным образцам народных костюмов.
Петр Данилов за созданием костюмов для ансамбля «Айкай»
Какие национальные блюда готовили в вашей семье?
Самое любимое блюдо — табани, приятный запах которых распространялся по всему дому. На табани обязательно приглашали соседей. Также на столе стоял мильым (блины с начинкой, или кыстыбей), блюда татарских удмуртов: эчпочмак, балиш и губадья, которую сейчас я готовлю сам. Оттуда же, из детства, — пурты пирог (с творогом и луком, напоминающий вареники). В удмуртских краях творог — это, скорее, сладкое блюдо. А к перепечам я привык уже в Удмуртии, в Татарстане их не делают.
Бабушка готовила квас. Из проросшего зерна мололи ржаную муку, готовили солод с добавлением пластинок сушеной свеклы. Все это варилось в большом котле. Посреди двора у нас стоял каменный амбар, который сохранял одинаковую температуру зимой и летом. Этот квас хранился там, наверху была крепкая пена, а на вкус он был очень терпкий. Много лет спустя, когда я поехал с ансамблем в Эстонию, я попробовал очень похожий, практически такой же эстонский напиток, которым угощали гостей на празднике.
Как вы относитесь к стереотипам об удмуртах?
Стереотипы — вещь деликатная, скажу о своих личных наблюдениях. Удмурты гостеприимны, трудолюбивы, терпимы. Присутствует и некая внутренняя замкнутость, скованность. Это и хорошо, и плохо. Есть предел, за которым эти черты приобретают отрицательный характер и мешают человеку раскрыться. Такие черты характерны для всех финно-угорских народов, хорошо мне знакомых: финнов, карелов, марийцев, эстонцев.
К слову, финны тяжело идут на контакт, но если они с кем-то подружились, то на всю жизнь. Финны могут всю жизнь жить рядом и не знать друг друга. Пример — объявление из финской газеты: «Продаю дом, прямой видимости к соседу нет».
С другой стороны, если вспомнить, какими удмурты были тридцать лет назад, то сейчас они другие: более открытые, общительные, раскованные. Современная цивилизация позволяет людям ассимилироваться, у людей меняются представления о народе.
Раньше дом был единым пространством, и традиции передавались из поколения в поколение естественным способом. Сегодня даже в самых отдаленных деревнях строят большие дома, у каждого ребенка — своя комната. Да, мы стали жить лучше, однако теперь людей друг от друга отделяют стены. Именно поэтому сегодня культура несет еще большую ответственность за сохранение и развитие языка, традиций и обрядов.
Читайте ИА «Удмуртия»:
Удмуртский народ: культура, традиции и обычаи
После распада прапермской этнической общности зародился удмуртский народ. Удмурты являются коренными жителями северного и среднего Предуралья и Прикамья. Если говорить об этимологии названия «удмурты», то никаких определенных фактов не имеется. Можно сказать лишь то, что сами удмурты расшифровывают это слово как «сильный человек». Но это лишь гипотеза, которой придерживаются местные жители. Также некоторые источники отмечают, что слово «удмурт» с других языков переводится как «житель окраины».
Культура и быт Удмуртского народа
В древние времена для удмуртов привычными местами для обыденной жизни были деревни, которые выстраивались цепочкой на берегу рек и родников. В таких деревнях не было даже улиц, просто кучевое поселение. Такие деревни существовали до 19 века, после чего появились первые удмуртские жилища. Это были деревянные постройки с двускатными или тесовыми крышами.
Жрецы Удмуртии воздвигали в своих дворах ритуальные постройки, которые назывались Куалы. Внешне они ничем не отличались от обычных деревянных построек, но каждый житель знал, какую священную роль играет это строение.
Говоря об одежде стоит отметить, что национальные костюмы Удмуртов необычны и притягательны. Причем Североудмуртский и Южноудмуртский костюмы различались. Если у северян женский костюм включал белую рубаху, с рукавами, вырезом, нагрудником и халатом, то для южных подобное белое одеяние было ритуальным. Их национальный костюм был яркий, красочный и украшенный. На ногах женщин пестрили праздничные чулки или носки, на которых одеты лапти, башмаки или валенки.
Национальный мужской костюм включал косоворотку, полосатые штаны, чаще всего сине-белые, шляпы, шапки. На ноги мужчины обували онучи, лапти или валенки.
Сегодня основным занятием удмуртов является земледелие, животноводство. Людей, питающих чрезмерную любовь к огородничеству, здесь практически нет. Люди разводят коров, свиней, овец, различных птиц. Большинство удмуртов любят рыболовство, охоту и пчеловодство. Для них это хобби, работа и образ жизни.
Культурная составляющая удмуртского народа достаточно широка и разнообразна. Фольклор – часть жизни каждого удмурта. Здесь он не различается по жанрам, а просто является объединяющим звеном между повседневной жизнью, религией, правом и этикой.
Особенностью культуры Удмуртии являются бытовые заклинания, заговоры, обрядовая поэзия, обрядовые мелодии и другие виды религиозных и мистических процессов.
Также Удмуртия славится своей шелковой и шерстяной вышивкой, ткаными орнаментами, аппликациями и коврами.
Традиции и обычаи Удмуртского народа
Основными традициями и обычаями Удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования.
Поводом для праздника Толсур является весь собранный народом урожай. В этот день люди убирают в своих домах, накрывают праздничный стол, ставят на него пиво и кумышки, так называют национальный самогон, и созывают полный дом гостей. В этот день принято отгонять злых духов, переодеваясь в различные костюмы, играть в жмурки, петь и танцевать.
Масленица в Удмуртии называется Вой дыр. Во всех домах жарятся блины, собираются родственники, даже устраиваются свадьбы. Вой дыр – игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель. В последний праздничный день удмурты наряжаются в различные костюмы и устраивают медвежью пляску.
Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.
Практически все праздники Удмуртов связаны с урожаем, потому что он является основным источником доходов – Гербер, Куриськон, Семык Келян, Выль Жук, Пукрол, — все эти праздники отмечаются до сбора урожая или после.
Интересные факты об удмурдском народе: культура, традиции и обычаи : традиции народности, ритуальные обряды, национальная кухня, история формирования этноса
Интересно знать, что первые исторические артефакты и упоминания о существовании древних племен обнаружены и приходятся на период каменного века. В числе интересных археологических признаков, подтверждающих присутствие поселений на территории современной Удмуртии, учеными представлены орудия труда из камня и небольшие по площади землянки представителей ананьинской археологической культуры. Уже в то время районы Прикамья были заселены охотниками и рыболовами – предшественниками нынешних жителей Пермского края.
История
Удмурты – это коренные обитатели. А вы знали, что в первых письменных свидетельствах XII века их называли ары, отяки или вотяки. Важно отметить, что даже эпизодические упоминания в скудных источниках подтверждают возникновение в средние века Волжско-Камской Булгарии. В 1552 году северные и южные народы оказались в составе Российского государства.
По последним данным в РФ сегодня 552 тысячи удмуртов. Прародина финно-угорского народа находится на территории Прикамья, а также на северном и среднем Предуралье, где проживают удмурты и сегодня.
Название «вотяки» закрепилось за людьми из-за местности в устье реки, где обосновались первобытные племена. Интересно знать, что наименование народности по предположению ученых, произошло от слова «мурт». Буквально оно означает «мужчина» либо «муж» в переводе с индоиранского наречия. Река Вятка в местном варианте звучит как «ватка».
Получается выражение «человек с Вятки» – это «ватмурт» или «ватморт». В результате особенностей произношения и разности северного и южного диалектов в различных поселениях со временем стало звучать как «утмурт-отморт-удмурт».
Основные занятия народов Прикамья на протяжении их зарождения и развития были традиционные — охота, бортничество, рыбная ловля. В период средних веков женщины пряли, вышивали, ткали и вязали, а мужчины занимались земледелием и деревообработкой. Рассредоточение племен и создание поселений происходило вдоль рек и других пресноводных водоемов.
Интересным фактом является то, что семьи не строили дома вдоль улицы, а располагали свои бревенчатые избы вокруг одной родовой усадьбы. Эволюционируя, удмурты создавали общины, которые назывались «бускель» – это объединенное общество двух-трех и более семей. Участники помогали друг другу на полевых работах, при строительстве домов, мужчины для обеспечения безопасности ходили вместе на охоту.
Внешность удмуртов и их характер
А вы знали, что этническая народность Прикамья и Поволжья – довольно многочисленная среди народов России, по количеству жителей занимает второе место. |
Люди здесь приветливые и «солнечные» в прямом и переносном смысле. Интересный факт, что рыжеволосых мужчин и женщин здесь проживает больше, чем в Ирландии или скандинавских странах Европы. По подсчетам ученых, индекс рыжести Удмуртской республики составляет 70%. В то время как кожа людей, принадлежащих данному этносу, самая белая. Удивительное сочетание признано единственным на планете, поэтому здесь проводят «Рыжий фестиваль».
Рост коренных жителей невысокий, фигуры коренастые, упитанные и статные. Внешность удмуртов, особенно черты лица, тяготеют к славянскому типу – круглый овал, ровный прямой нос, а разрез глаз к тюркскому. Лицо усыпано оранжевыми веснушками, а из-под ресниц выглядывают зелено-карие глаза. Это связано с тем, что народность занимала большую территорию от Севера к Югу России, где жили татары.
Вы и не догадывались, что в период великого переселения народов, мордовы, марийцы и удмурты вынуждены были перекочевать на Север, но соседство с южным этносом осталось в узком разрезе глаз и миндалевидных скулах. Национальный колорит и особенности внешности нисколько не портят местных жителей. Ежегодно они проводят региональные конкурсы, где молодые девушки занимают первые места в рейтинге самых эффектных красавиц Пермского края.
Выражение лица людей с огненно-рыжей шевелюрой всегда доброжелательное, кажется, что вам вот-вот начнут улыбаться. По характеру люди немного замкнутые и закрытые, но это только с незнакомцами. В своем кругу они разговорчивы, но прислушиваются к чужому мнению. В особенности для удмуртов важно, что о том или ином поступке или внешности скажут соседи.
Вернуться к оглавлению
Удмуртский язык
Финно-угорская ветвь пермской группы в составе уральской семьи представляет удмуртский язык. Исторически сложилось, что у этноса осталось два наречия – южное и северное. Наблюдается влияние татарского языка у южан, и преобладание русского – у северян. В двадцатых годах прошлого столетия закончилось формирование единого алфавита с национальными особенностями. Вам будет интересно узнать, что из 38 зарегистрированных букв 33 – русские, а остальные 5 – с двумя точками (диакритическое написание).
Так, кто такие булгары и вотяки, и на каком наречии они говорят? Население современного этноса общается на русском и удмуртском языках. Родной диалект официально не включен в школьную программу. Обучение проводится на уровне курсов в исключительно добровольном порядке. Интерес к родной истории и обычаям в республике достаточно высок. Только представьте, чтобы попасть на курсы изучения родной речи, нужно записываться в очередь за несколько месяцев до их начала.
Современным последователям национальной культуры удалось восстановить тексты песен, исполняемых по-удмуртски. Городское и сельское население с радостью посещает концерты: любимыми номерами являются песни, колоритные танцы и другие музыкальные представления, представляющие национальный характер древнего этноса.
Удмуртская кухня
Формирование ежедневного рациона происходило под влиянием традиционных занятий. Северная часть племен предпочитала вареные каши, супы, хлеб, а южные народы уделяли больше внимания овощам, специям и мясу. Последнего в блюдах всегда было достаточно, так как вотяки или удмурты являлись хорошими охотниками. Мед благодаря бортникам был на каждом столе и подавался исключительно к праздникам. Масло уже тогда считалось дорогим продуктом и использовалось не только как еда, но и как лекарство.
Интересно знать, что самые известные и любимые вами рецепты придумали удмуртские хозяйки. Благодаря большой протяженности территории, занимаемой финно-угорскими племенами, в кулинарии удмуртов есть разные блюда:
- самое знаменитое из них – пельмени;
- блины – оладьи и налистники;
- окрошка с редькой и хреном;
- молочные продукты – творог, простокваша;
- студень и кровяные колбасы;
- квас – приготовленный либо из свеклы, либо из хмеля и ржаной муки с ароматическими и вкусовыми добавками – анис и березовый лист;
- медовуха и морс;
- выпечка – пироги с разными начинками.
Северная часть племен предпочитала теплую еду, которая согревала бы их в холодном климате, а южным кочевникам можно было на гарнир использовать больше сырых овощей, фруктов, которые давали отменный урожай в теплом климате. Особое влияние на питание вотяков оказало земледелие, благодаря которому удмурты научились выращивать зерновые культуры.
В результате блюда из муки самые популярные и вкусные у удмуртских хозяюшек. Грибы, травы и ягоды в питании финно-угорских племен были всегда, так как северные группы расселялись вблизи лесов.
Вернуться к оглавлению
Религия
Урало-Поволжский регион тесно контактировал с народом Волжско-Камской Булгарии. Вероисповедание удмуртов формировалось не в замкнутой религиозной системе.
А вы знали, что южные удмурты оказались под влиянием мусульманства от тюркского мира. |
Длительный процесс становления духовной культуры проходил между тремя сильными развитыми в свое время формированиями:
- Золотой Ордой;
- Волжской Булгарией;
- Казанским ханством.
Когда финно-угорский народ вошел в состав Российского государства, то на вероисповедание северных племен стало оказывать влияние христианства и славянского язычества. Несмотря на то, что современные представители булгар или вотяков поддерживают православие, в сельских поселениях, где живут удмурты, еще остаются в обычаях признаки мусульманской веры: древние боги неба, плодородия, охоты названы под влиянием тюркского наречия.
Интересным фактом является то, что в каждой избе есть культовые углы, предназначенные для семейных молений общему покровителю рода. |
В праздничные дни проходят ритуальные поклонения богам. В период становление в официальной среде доминировало православие, а в общине поддерживалась «домашняя» религия. Вы не поверите, но соединение духовных идей получалось на фоне проникновения их друг в друга:
- Религиозные обряды заканчивались по языческим законам.
- Священнослужители внимательнее относились к старинным традициям своей паствы, дружелюбно принимали приглашение на домашние моления.
- Постепенно в удмуртских святилищах появились православные иконы.
Работа Библейского комитета в 1818 году поддержала распространение православия среди жителей Волжско-Камской Булгарии. Была развернута масштабная работа, благодаря чему был сделан перевод четырех Евангелий. Местное население не оказывало сильного сопротивления. В домашних условиях они поддерживали языческие обряды и обычаи.
Известен факт о деятельности секты «Вылепыриси», которая выступала против христианства. Интересно, что волхвы и жрецы этой общины запугивали людей и предрекали им большие беды, если они не вступят в ряды ярых противников православия.
Переломным стал 1892 год, когда официально были арестованы несколько мужчин. Невозможно поверить, но они получили обвинение в том, что делали человеческие жертвоприношения в рамках национальных обрядов.
В результате большинство жителей близлежащих районов поняли, что языческие законы неоправданно жестоки. Вследствие этого события приверженцев у
Udmurtien — Википедия
Subjekt der Russischen Föderation Удмуртская Республика
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57.Координаты: 57 ° 13 ′ N , 52 ° 47 ′ O
Udmurtien (russisch Удмуртия / Udmurtija , udmurtisch Удмуртия, Удмурт Республика или Удмурт Элькун) ist eine Republik im russischen Föderationskreis Wolga.
Udmurtien liegt im europäischen Teil Russlands westlich des Uralgebirges zwischen den Flüssen Kama und Wjatka. Das Klima ist gemäßigt-kontinental. Der Naturraum der Republik ist vorwiegend durch die Taiga geprägt.
Die Volkszählung 2010 ergab eine Einwohnerzahl von 1.521.420 Personen. Die Udmurten sind ein finno-ugrisches Volk. Sie sind aber in ihrer Heimatrepublik seit mehreren Jahrzehnten nur noch eine Minderheit. Die Mehrheit stellen heute mit 60% die Russen. Weitere bedeutende Minderheiten sind die Tataren, ukrainer sowie Mari. Eine Besonderheit sind die den Udmurten stark assimilierten Bessermenen, die seit 2002 wieder als eigenständiges Volk erscheinen; zuvor wurden sie zu den Udmurten gezählt.
Amtssprachen sind Udmurtisch und Russisch. Небен Анхангерн дер Русско-Ортодоксальная Кирхе gibt es unter Tataren und Bessermenen auch Schamanisten und Muslime.
Volksgruppe | VZ 1926 г. | VZ 1939 г. | VZ 1959 г. | VZ 1970 | VZ 1979 г. | VZ 1989 | VZ 2002 | VZ 2010 1 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Anzahl | % | Anzahl | % | Anzahl | % | Anzahl | % | Anzahl | % | Anzahl | % | Anzahl | % | Anzahl | % | |
Удмуртен | 395 607 | 52,3% | 480 014 | 39,4% | 475 913 | 35,6% | 484 168 | 34,2% | 479 702 | 32,1% | 496 522 | 30,9% | 460 584 | 29,3% | 410 584 | 27,0% |
Bessermenen | 9 200 | 1,2% | 2,998 | 0,2% | 2 111 | 0,1% | ||||||||||
Рассен | 327.493 | 43,3% | 679,294 | 55,7% | 758,770 | 56,8% | 809,563 | 57,1% | 870,270 | 58,3% | 945,216 | 58,9% | 944,108 | 60,1% | 912,539 | 60,0% |
Татарен 2 | 19,248 | 2,5% | 40,561 | 3,3% | 71,930 | 5,4% | 87.150 | 6,1% | 99,139 | 6,6% | 110,490 | 6,9% | 109,218 | 7,0% | 98,831 | 6,5% |
Украинер | 143 | 0,0% | 5,760 | 0,5% | 7,521 | 0,6% | 10,267 | 0,7% | 11,149 | 0,7% | 14,167 | 0,9% | 11.527 | 0,7% | 8,332 | 0,5% |
Мари | 2,827 | 0,4% | 5,997 | 0,5% | 6,449 | 0,5% | 7,842 | 0,6% | 8,752 | 0,6% | 9,543 | 0,6% | 8,985 | 0,6% | 8,067 | 0,5% |
Baschkiren | 5 | 0,0% | 362 | 0,0% | 1.150 | 0,1% | 2,005 | 0,1% | 3,608 | 0,2% | 5,217 | 0,3% | 4,320 | 0,3% | 3,454 | 0,2% |
Deutsche | 67 | 0,01% | 229 | 0,02% | 4,776 | 0,36% | 2,671 | 0,19% | 2,628 | 0,18% | 2,588 | 0,16% | 1.735 | 0,11% | 1,238 | 0,08% |
Андере | 1,674 | 0,2% | 7,133 | 0,6% | 10,418 | 0,8% | 14.009 | 1,0% | 16,924 | 1,1% | 21,920 | 1,4% | 26,841 | 1,7% | 76,264 | 5,0% |
Einwohner | 756.264 | 100% | 1,219,350 | 100% | 1.336.927 | 100% | 1,417,675 | 100% | 1.492.172 | 100% | 1.605.663 | 100% | 1.570.316 | 100% | 1.521.420 | 100% |
1 54,797 Personen konnten keiner Volksgruppe zugeteilt werden. Diese Leute verteilen sich vermutlich anteilmässig gleich wie die ethnisch zugeschiedenen Einwohner. [4] 2 einschließlich Keräschen (christliche Tataren) (1926 2.113 и 2002 650 человек) |
Die ersten russischen Siedler kamen im 12. Jahrhundert in das von Udmurten bewohnte Gebiet. Nachdem das Khanat Kasan 1552 год — русская война, mehrten sich die russischen Zuzügler. Im 18. Jahrhundert wurden die bis dato animistischen Udmurten christlich missioniert, erste Bibelübersetzungen erschienen. Udmurtien war seit 1934 eine Autonome Sozialistische Sowjetrepublik (ASSR) innerhalb der RSFSR.Nach der Auflösung der UdSSR wurde Udmurtien als eine von 21 Republiken ein mit relativ weitreichenden Autonomierechten ausgestattetes Föderationssubjekt Russlands.
Am 1. Апрель 2006 года в Камбарке состоялся zweite russische Anlage zur Vernichtung von Chemiewaffen in Betrieb genommen. In der mit deutscher Hilfe Finanzierten Anlage wurden bis 2009 über 6000 Tonnen Lewisit beseitigt.
Amtierendes Oberhaupt der Republik ist Александр Бречалов.
Die Republik ist verkehrsmäßig relativ gut erschlossen und stark industrialisiert.Zu den wichtigsten Wirtschaftszweigen gehören die Metall- und Holzverarbeitung, die chemische und die Glasindustrie. Erdöl und Kohle zählen zu den wichtigsten Bodenschätzen.
Die Republik Udmurtien umfasst 25 Rajons sowie 5 Stadtkreise, die von der Hauptstadt der Republik Ischewsk sowie den vier nächstgrößten Städten Sarapul, Wotkinsk, Glasow und Moschga gebildet werden. Insgesamt gibt es sechs Städte und fünf Siedlungen städtischen Typs.
Stadt * / Städt.Siedlung | Russisch | Rajon | Einwohner (14 октября 2010 г.) [2] |
---|---|---|---|
Балесино | Балезино | Балесино | 16,121 |
Гласов * | Глазов | Stadtkreis | 95,854 |
Игра | Игра | Игра | 20,737 |
Ищевск * | Ижевск | Stadtkreis | 627.734 |
Банка | Яр | Банка | 6,596 |
Камбарка * | Камбарка | Камбарка | 11,021 |
Moschga * | Можга | Stadtkreis | 47,961 |
Новы | Новый | Воткинск | 5,742 |
Сарапул * | Сарапул | Stadtkreis | 101.381 |
Ува | Ува | Ува | 19,984 |
Воткинск * | Воткинск | Stadtkreis | 99,022 |
- ↑ Административно-территориальное деление по субъектам Российской Федерации на 1 января 2010 года. (Загрузить с веб-сайта Föderalen Dienstes für staatliche Statistik der Russischen Föderation)
- ↑ a b Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года.Том 1. Численность и размер населения (Ergebnisse der allrussischen Volkszählung 2010. Группа 1. Anzahl und Verteilung der Bevölkerung). Табеллен 5, С. 12–209; 11, S. 312–979 (Загрузить веб-сайт Föderalen Dienstes für staatliche Statistik der Russischen Föderation)
- ↑ Национальный состав населения по суб-эктам Российской Федерации. (XLS) In: Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Росстат, abgerufen am 30. Juniöschelischung, июнь 2016 (russmenischeungen Ergebnisse der Volkszählung 2010).
- ↑ Bevölkerung der russischen Gebietseinheiten nach Nationalität 2010. demoscope.ru (russisch)
Удмуртский язык, алфавит и произношение
Удмурт — член пермской ветви уральской языковой семьи. и на нем говорят в Удмуртии (Удмуртия / Удмурт Элькун), где он является одним из официальных языков России. На нем также говорят в республике Татарстан. Согласно переписи населения 2010 года, в России на удмуртском языке говорят 324 000 человек.
Удмуртский в некоторой степени используется в качестве языка обучения в школах, но только в начальных школах в сельской местности.По радио и телевидению по несколько часов в день транслируются удмуртские передачи, на удмуртском есть ряд газет и журналов.
Удмуртский также известен как Вотяк или Вотяк и имеет близкое родство с коми и коми-пермяками.
Удмуртский алфавит и произношение (удмурт кыл алфавит)
Банкноты
- Буквы ф, х, ц и щ используются только в русских именах и заимствованиях.
Скачать алфавитную таблицу для удмуртского языка (Excel)
Информация об удмуртском произношении, составленная Вольфрамом Зигелем, с исправления 이윤호 (Юн-хо Ли)
Образец текста
Элькун азьмуртлэн резеденцияз кун кивалтон езъёслэн ыстэм муртъёссы, муницип кылдытъёслэн но ёрос администрациослэн торооссы, райпоослэн кивалтӥсьёссы азьмуртлэн торооссы, райпоослэн кивалтӥсьёссы азьмуртлэн ужасынные аддоны поттъинтонные бродилки.Та кенешын ик калыклэсь сӥльзэ но йӧлзэ басьтонэз умойгес радъянъя элькун конкурслы йылпумъянъёс лэсьтэмын.
Видео на удмуртском
Это песня Ивана Белослудцева (Иван Белослудцев) & 4CP из Удмуртии, вошедшая в международный песенный конкурс Liet в 2012 году.
Информация об удмурте | Фразы | Числа
Ссылки
Информация об удмуртском языке и Удмуртии
http: // en.wikipedia.org/wiki/Udmurt_language
http://vk.com/udmurteveryday
http://udmurt.info
http://en.wikipedia.org/wiki/Udmurtia
http://www.russianlessons.net/ россия / udmurtia /
https://www.ethnologue.com/language/udm
Пермские языки
Коми, Удмуртский
Языки, написанные кириллицей
Почему бы не поделиться этой страницей:
Если вам нужно печатать на разных языках, вам может помочь Q International Keyboard.Это позволяет вам печатать практически на любом языке, который использует латинский, кириллический или греческий алфавиты, и это бесплатно.
Если вам нравится этот сайт и вы находите его полезным, вы можете поддержать его, сделав пожертвование через PayPal или Patreon или внося свой вклад другими способами. Омниглот — это то, чем я зарабатываю на жизнь.
Примечание : все ссылки на этом сайте на Amazon.com, Amazon.co.uk и Amazon.fr являются партнерскими ссылками. Это означает, что я получаю комиссию, если вы нажимаете на любой из них и что-то покупаете.Таким образом, нажав на эти ссылки, вы можете помочь поддержать этот сайт.
.Удмуртии — Википедия
Удмуртия (. Аже Удмуртия, Удмуртия , udmurtiksi Удмуртия) Eli Удмуртская tasavalta (. Аже Удмуртская Республика, Udmurtskaja Республика , udmurtiksi удмурт Республика) на Venäjän federaatioon kuuluva suomalais-ugrilaisten udmurttien nimikkotasavalta Koillis-Euroopassa Kama- ja Vjatkajokien välissä. [2] Удмуртский pääkaupunki Iževsk sijaitsee linnuntietä noin 970 kilometriä Moskovasta itään.
Udmurtia rajoittuu idässä Permin aluepiiriin, kaakossa Baškiriaan, etelässä Tatarstaniin sekä lännessä ja pohjoisessa Kirovin alueeseen. [7]
Удмуртская тасаваллан карта
Pinnanmuodot [muokkaa | muokkaa wikitekstiä]
Удмуртия на pääasiassa kumpuilevaa tasankoa, jonka pohjoisosat kuuluvat Ylä-Kaman ylänköön, jossa sijaitsee maan korkein kohta, 330 миль в год. Eteläosa on jonkin verran alavampaa ja maan länsiosassa на soista alankoa.
Vesistöt [muokkaa | muokkaa wikitekstiä]
Суурин джоки на Волган сивухара Кама, йока саа алкунса удмуртский pohjoisosasta ja virtaa maan kaakkoisosan kautta.Muita isoja jokia ovat Siva, Iž, Tšeptsa ja Kilmez. Maan itärajalle ulottuu Votkinskin tekojärvi. [2]
Ilmasto [muokkaa | muokkaa wikitekstiä]
Udmurtiassa vallitsee lauhkea wayilmasto, kylmine talvineen ja lämpimine kesineen. Tammikuun keskilämpötila vaihtelee maan pohjoisosan −15,5 ˚C: sta eteläosan −14,2 ˚C: een. Heinäkuun keskilämpötila puolestaan vaihtelee maan pohjoisosan 17,5 ˚C: sta eteläosan 19 ˚C: een. Keskimääräinen vuotuinen sademäärä на 400–600 миллиметров. [2]
Kasvillisuus [muokkaa | muokkaa wikitekstiä]
Удмуртская pinta-alasta 46 prosenttia on metsien peitossa, josta noin puolet on havumetsää ja puolet sekametsää. Yleisimmät puulajit ovat kuusi, mänty, koivu, haapa ja lehmukset. Metsien ohella на laajoja turvesoita sekä jonkin verran myös aroa.
Eläimistö [muokkaa | muokkaa wikitekstiä]
удмуртский метсилле тйипиллисиа элаимиа оват кетту, майра, суси, орава, метсаджанис, наата джа карппа сека пййт, теэри джа муут метсаканалиннут.Piisami on myös sopeutunut alueen oloihin ja majaville on perustettu suojelualueita. Удмуртский yleisimmät jokikalat ovat ruutana, ahvenet, suutari, säyne ja made. lähde?
Suojelualueet [muokkaa | muokkaa wikitekstiä]
Udmurtian luonnonsuojelualueista merkittävimpiin kuuluu Netšinskin kansallispuisto , joka sijaitsee Udmurtian itäosissa Votkinsikin ja Sarapulin välisellä alueella. [8]
Удмуртский väkiluku oli vuoden 2010 väestönlaskennan mukaan 1 521 420 henkeä. [1] Väestötiheys из расчета 36,1 ас / км². Vuonna 2008 Väestön keski-ikä oli ollut 35,3 vuotta. Tuolloin työikäisiä oli 57,1 prosenttia, all työikäisiä 25,2 prosenttia ja eläkeläisiä 17,7 prosenttia väestöstä.
Väestön sijoittuminen [muokkaa | muokkaa wikitekstiä]
Tasavallan väestöstä kaupunkilaisia oli 69,2 prosenttia ja maaseutuasukkaita 30,8 prosenttia (2010). [1] Саман väestönlaskennan mukaan tasavallan pääkaupungissa Iževskissä (удм. Ižkar) asui 627 734 henkeä eli runas 41 prosenttia maan väestöstä.Сеураавакси сууриммат каупунгит оват Сарапул (101 381 ас.), Воткинск (удм. Воткакар, 99 022 ас.), Глазов (удм. Глазкар, 95 854 ас.) И Можга (47 961 ас.).
Lisäksi tasavallassa on viisi 10–30 tuhannen asukkaan taajamia, joista yhdellä (Kambarka) на kaupungin arvo. Suuriin taajamiin lukeutuvat (seuraavassa ktt = kaupunkityyppinen taajama): Igra (ktt, 20 737 as.), Uva (ktt, 19 984 as.), Balezino (ktt, 16 121 as.), Kez (taajama, 11 080 as.) я Камбарка (Каупунки, 11 021 ас.).
.