Skip to content

Хлеб соль традиция: Каравай: зачем молодоженов встречают хлебом и как его готовить | МПБК Очаково

Содержание

значение, культурные традиции, народные обряды и приметы

Как часто вы принимаете гостей, собираете стол, устраиваете званые обеды или ужины? Для этого нужен особый праздничный повод или же для приема достаточно просто хорошего настроения? Русский народ всегда славился своим гостеприимством, желанием и умением принимать в своем доме других людей. Такое радушие стало не просто национальной чертой характера, но частью нашего самосознания, менталитета. Гостеприимство иначе называют в народе хлебосольством. Слово это произошло от того, что встречать гостей издревле было принято на Руси хлебом с солью. А вот откуда пошла эта традиция и что символизируют эти продукты питания, читайте в статье.

Хлеб — всему голова

Сколько пословиц и поговорок вы знаете о хлебе? Наверняка и подсчитать сложно. В русском фольклоре хлеб является одним из самых значимых символов. Именно символов, ведь за несколько столетий он из простого продукта питания, состоящего из муки и воды, превратился в народном сознании в знак основы чего-либо. Без хлеба не начинали обед, он должен был быть всегда на столе, и каждая хозяйка умела испечь вкуснейший каравай, рецепт которого передавался из поколения в поколение, от бабушки к внучке, от матери к дочери.

Хлебу — особое уважение

Как уже было сказано, хлеб не считался на Руси обычным, рядовым продуктом, поэтому и относились к нему всегда особенно. Так, хлебные крошки со стола никогда не выкидывались, а собирались в ладонь и сжигались в печи либо их нужно было отдать птичкам на пропитание. Каравай хлеба, поставленный под образами, считался символом единения бога с людьми — верили, что так в дом прибудет особая благодать.

Не пересолить!

А почему же именно хлеб с солью, а например, не хлеб с сахаром или каким-то другим продуктом? Во-первых, соль появилась на Руси намного раньше, чем другие специи, чем тот же сахар, к примеру. Но не так рано, чтобы она считалась совершенно обычным продуктом, который используется повсеместно (ну, как у нас теперь). Соль в древние времена была довольно редким и дорогим продуктом, поэтому использовали ее экономно. Как правило, на столе всегда стояла какая-либо посуда, наполненная солью, однако брали ее оттуда нечасто. Такая солонка больше использовалась как оберег. Горькая, она была призвана отпугивать несчастья и беды.

Дом — полная чаша

Если в семье древнего славянина водились хлеб с солью, значит, дом его считался благополучным. А как важно показать свой достаток, продемонстрировать то, что этим достатком готов поделиться и с другим. Хлеб с солью в данном случае говорят сами за себя: «В этом доме будет сытно и тепло, здесь тебя хорошо примут».

С наилучшими пожеланиями

Кроме всего прочего, встречать хлебом-солью дорого гостя — значит желать ему всего хорошего: добра, благополучия, богатства. В таком случае каравай подавали на белом, чистейшем льняном рушнике, как правило, с символическим орнаментом, вышитым по краям. Этот льняной лоскут означал дорогу, по которой человек добирался до дома хозяев.

Отказываться от приглашения хлебом-солью было категорически запрещено. Это означало не только оскорбление хозяев. Люди верили, что так можно навлечь на себя большую беду.

Хлебосольное благословение

Имеет свое значение хлеб и соль при обряде благословения — например, родительского. Если отец с матерью желают своему ребенку исполнить намеченные планы, осуществить свои мечты, они дают свое благословение — то есть пожелание удачи в начинаниях. Такой обычай благословлять детей зачастую подкреплялся определенными действиями: иногда мать дарила сыну вышитую собственной рукой рубаху, в других случаях отец передавал ребенку свою личную вещь (к примеру, оружие). Одним из обрядовых действий было именно подношение хлеба с солью. В некоторых регионах каравай сразу разламывали, чтобы крошки, с него упавшие, подобрали птицы (добрые попутчики в долгой дороге), в других областях, наоборот, хлеб давали с собой, чтобы в пути было чем подкрепиться.

Вместо нотариуса

Кроме того, с помощью хлеба с солью можно было заключить сделку. Договор, подкрепленный хлебосольной трапезой, считался нерушимым — расторгнуть его было невозможно, а нарушить условие означало сильно согрешить перед Богом. Возьмем, к примеру, договор между родителями жениха и невесты. Если сваты согласились поженить своих детей и подкрепили уговор, съев каждый по куску одного каравая, то свадьба между молодыми должна состояться при любых условиях.

Вариацией совершения «хлебной» сделки являлась клятва на каравае — тогда каждый из участников договора произносил свое клятвенное обещание, заверяя его тем, что держал правую руку на хлебе. Не правда ли, напоминает современную клятву на Библии или же Конституции (как это делает президент).

Каждому по кусочку

Наконец-таки пришло время есть каравай! Его было принято разделить на всех — каждому должен достаться кусочек «счастливого хлеба». При этом резать его было нельзя — острые предметы «убивают» всю чудодейственную силу хлеба, есть его нужно только при помощи рук — хорошо вымытых и сухих. И обязательно после молитвы.

Кстати, разделить на всех — значит не просто отломить по куску для каждого члена семьи. Каждый раз оставлялась и краюшка для домового. Суеверия играли большую роль в семьях древних славян, поэтому многие хозяйки все время клали черный хлеб с солью за печкой — для того, чтобы задобрить домового, который в этом уголке обитает.

И вам приятного аппетита….

Если вам за обедом кто-то вдруг громко крикнул: «Хлеб-соль», не пугайтесь. Это он просто-напросто перевоплотился в средневекового жителя Руси. Ведь именно такие слова было принято произносить, когда хочешь пожелать приятного аппетита. Яков Рейтенфельс, курляндский историк-путешественник семнадцатого века, писал о том, что так московиты отгоняют злые силы. В магическое значение выражения «хлеб-соль» верили очень долго. Считалось также хорошим тоном произнести данную фразу после еды — в знак благодарности и опять же для того, чтобы недобрые духи не смогли повредить человеку.

Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала….

Часто ли вы бываете на свадьбах? Для регулярных посетителей этого торжества, наверняка, знакома традиция подавать молодоженам большой праздничный каравай. Но ведь не просто так жениха с невестой принято встречать хлебом-солью. Значение этого обычая состоит в том, что родители будущего мужа (а изначально именно на пороге их дома нужно было приветствовать брачующихся) охотно принимают невестку в свою семью, желают ее видеть в своем доме в качестве нового члена семейства.

Кроме того, что родители жениха встречают молодоженов караваем, который, кстати говоря, должна испечь будущая свекровь, хозяйка дома. И жених, и невеста откусывают по куску от хлеба, не прибегая к помощи рук. Затем все присутствующие смотрят, кто же из брачующихся откусил от каравая больше. Тот, чей укус оказался больше, тот, согласно поверью, и будет хозяйничать в доме, станет главой семьи. Конечно, обычно, в силу физиологических особенностей, мужчина откусывает хлеба больше, он и признается головой дома, женщине же достается скромная роль шеи.

Каравай, каравай, кого любишь выбирай!

Хлеб может быть самым разным: ржаным или пшеничным, со злаками или с изюмом, солодовым, маковым, сладким, соленым, мягким, черствым. .. Одно всегда неизменно: это не просто хлебобулочное изделие, приготовленное по определенному рецепту. Настоящий хлеб печется хозяйкой с душой, она всегда вкладывает в свою работу особое послание, чтобы потом передать его тем, кто будет этот хлеб пробовать.

Хлеб да Соль. Или добро пожаловать.

В феврале прошло открытое мероприятие по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Хлебом-солью встречали гостей дети старшей группы «Смешарики». Гостеприимство отличительная черта русского народа. Именно этому мы учим детей в детском саду. А ещё — любить Родину. Знать традиции.

И расскажем вам об этом.

 Откуда пошла традиция встречать хлебом с солью?

Чем один народ отличается от другого? Своими уникальными традициями и обычаями, которые сложились на протяжении веков и бережно передаются из поколения в поколение. Они предписывают человеку, как вести себя в разных ситуациях. Например, семейный и бытовой уклад жизни пропитан обычаями — как разговаривать с женой и детьми, как вести себя на улице при встрече с пожилыми людьми, как встречать гостей.


Гостеприимство — традиция

Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей».
Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.
ПРИХОДИТЕ В ГОСТИ!

                                                                                                            БУДЕМ РАДЫ!

Встречать гостей хлебом-солью: в чем секрет бессмертия традиции? | Неписаный закон

Каждый народ уникален, и делает его таковым не только территория, внешние особенности, язык, но и традиции, обычаи, которые бережно копились и преумножались из века в век.

Значительное количество традиций формирует семейную и бытовую жизнь – они учат, как правильно вести себя по отношению к другим людям, как строить гармоничные семейные отношения, как наполнять свою жизнь красотой и счастьем.

Наш народ издавна считается самым гостеприимным и радушным. Еще на Руси встреча гостей была наполнена множеством торжественных традиций и ритуалов. Гостя, даже если он был нежданным, окружали заботой и почестями. Считалось, что странник, который остался довольный приемом, сможет разнести добрую славу о владельце дома по всей округе.

Уважающий себя хозяин старался выставить самые лучшие блюда для званого гостя: «Хоть не богат, но гостям рад».

Если же гостей ждали, то готовиться к встрече начинали заранее. Встречали их свежеиспеченным караваем и солью, выложенными на вышитом рушнике (полотенце).

Во все времена именно хлеб на Руси символизировал самое дорогое, что есть у хозяина дома. В знак уважения к прибывшему хлеб должна была вынести женщина, которая его испекла – хозяйка дома.

Каждый предмет в этом красивом душевном ритуале имеет свое значение: рушник – это дорога, которую пришлось преодолеть гостю. Хлеб и соль символизируют благополучие и достаток, к тому же соль считалась еще и защитой от сглаза и злых сил.

Встреча гостей хлебом и солью символизировала благословение, пожелание мира и процветания путнику. Стоит отметить, что и гости в знак особого уважения и пожелания стабильности и благоденствия хозяйству владельца дома, могли прийти с хлебом и солью.

Существует еще одно историческое происхождение традиции встречать хлебом-солью. Этот обряд использовали наши предки на свадьбах.

Связано это было с тем, что по давним законам, новоиспеченная жена обязана была жить в доме со своим мужем, а так же с его семьей, в том числе и родителями. Именно поэтому красна девицу, как дорого гостя, ждали дома с караваем, положенным на рушник, и солью. Стремясь одновременно пожелать доброй и богатой семейной жизни новоиспеченной семейной паре.

Неудивительно, что такая самобытная, живописная, пленительная традиция практически без изменений прошла сквозь века и сохранилась до наших дней.

Светлого вам неба и душистого хлеба.

откуда пошел этот обычай — Рамблер/женский

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.

Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.

Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».

Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Русская хлеб-соль платежом красна. Броня генетической памяти

Русская хлеб-соль платежом красна

Есть на Руси старинная поговорка «хлеб-соль помнится». Она о том, что за всякое добро полагается отплатить добром. «Хлеб да соль», – исстари говорилось при входе в русский дом. Символ «хлеб-соль» хранит память об исконных представлениях русского народа о достатке и благополучии.

Хлеб для русских не просто выпечка из пшеничной или ржаной муки, как сегодня принято считать, полагая хлеб одним из рядовых и «не самых полезных» продуктов питания. Нет, хлеб – это древний русский священный вид пищи, знак достатка и изобилия. Другие именования нашей пищи – хлебово, похлебка, да и глагол хлебать, – свидетельствуют о том, что именно хлебом был жив человек на Руси и хлебная пища составляла главное его кушанье. Русское присловье молвит: «Покуда есть хлеб да вода, все не беда», «Калач приестся, а хлеб – никогда»

. Почиталось законом жизни русского народа, коли если есть хлеб – будет жив человек, нету хлеба – не будет и жизни.

Обратите внимание на нашу народную традицию все есть с хлебом. Мамы и бабушки нас с детства приучают: «Бери хлеб!», «Ешь с хлебом!». Видимо, с древних пор мы ели главную русскую пищу – хлеб, а всем остальным, что Бог посылал труженику-земледельцу, хлеб закусывали.

Русские видели в хлебе дар Божий, но давался он лишь усердным трудом на земле. Земле-кормилице приходилось кланяться до седьмого пота. Хлеб, в котором соединяются помыслы и усилия человека в течение всего года, был не просто пищей каждого дня, он, уродившись или не удавшись, виделся земледельцу долей, выпавшей ему от Бога за труды и прегрешения. А доля, она же – участь, счастье или злосчастье, – дана по заслугам от Бога и земли-матушки, и потому ее не отменить, и потому заработанный своим трудом кусок хлеба требовал от человека почти религиозного почитания. Господь же, по русскому разумению, никогда не оставит земледельца голодным:

«Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь». «Дал Бог роток – даст и кусок». «На Руси никто с голоду не умирал».

Вот как описывают этнографы русский ритуал выпечки первого хлеба: «Хлеб сажали в печь в молчании, выпекать старались без посторонних глаз – от порчи. Считалось, что каждый должен съесть хоть немного от первого хлеба, чтобы весь год сытно жить. Когда хлеб поспевал, вся семья садилась за стол. Каравай разрезала бабушка. Начинала резать с нижней корки. Горбушки ели взрослые парни, девушки их не брали, а то муж будет с горбом. Дети дожидались, когда бабушка отрежет второй ломоть. Он назывался растительным и доставался ребятишкам. Они ели его, чтобы скорее вырасти. Третий ломоть назывался потягунчик, четвертый – ленивый. Они доставались тем членам семьи, что не в полную силу участвовали в семейном пахотном тягле. Когда каравай съедался, подбирали даже крошки, их не разрешалось оставлять или ронять».

Хлеб, как Божий Дар, в старину почитался оберегом, его клали в колыбель младенцу, брали с собой в дальний путь, чтобы охранял от напастей, обходили с хлебом загоревшийся дом, желая остановить распространение пожара. Защитительная сила хлеба делала его непременным даром в народных обрядах. Хлеб брали с собой свататься, хлебом встречали молодых из церкви, хлеб везли с приданым невесты, оставляли как жертву на могилах и на сжатом поле.

Хлебная основа – пшеничная, ржаная, овсяная, просяная – у всех главных русских народных блюд. Каша – матушка наша, ритуально подносилась при окончании жатвы, на крестинах и свадьбах, поминальную кашу до сих пор знают в каждом русском доме, она называется кутья. Но она же, бессмертная русская каша, была ежедневным любимым кушаньем русских.

«Щи да каша – кормилицы наши». Квас тоже имел хлебную основу и такое же значение оберега, как и сам хлеб. Квас был обрядовым питьем на родинах, свадьбах и поминках. И он же в ежедневном употреблении за скромным русским столом, где так часто перебиваются с хлеба на квас да неунывающе утешают себя: «Хлеб да квас – так и все у нас». Ритуальный древний смысл имел и другой хлебный напиток – кисель. Традиционный русский кисель – это запаренная кипятком мука, подслащенная и оставленная сбраживаться в тепле. Самыми вкусными признавались овсяные кисели, их значение в русских обрядах поминальное и жертвенное. Но они же были обиходной русской едой. «Киселем брюха не испортишь».

Русская пища была не тяжелой для желудка, по преимуществу растительная, жидкая, кислая, квашеная. Хлебово, щи, уха, каша, тюря, хлеб (кислый, на закваске), квас, кисель, а дальше пошли огурцы, капуста, редька и прочее. Наша русская неприхотливость выражена в поговорке

«Ельник, березник – чем не дрова? Хрен да капуста – чем не еда?». А еще в русской жизни издревле существуют длительные посты, когда молочная и мясная пища вообще запрещена. В лишениях поста русские утешают себя присловьем «С поста не мрут, а с обжорства мрут». И посты, и исконный аскетизм русского пропитания сформировали наш характер – привычку терпеть, ради Бога и иных высших целей переносить лишения, даже такие тягостные, как голод: «С голоду брюхо не лопнет, только сморщится». Многовековое умение переносить голод, посты, легкость русской пищи и привычка обходиться в еде одним только хлебом – разве это не причина того, что русские вытерпели в 1941–1942 годах блокаду Ленинграда, выстояли при карточной системе в послевоенные голодные годы, стойко выживали в недороды и засухи. И при этом трудились на износ.

На первый взгляд, русская пища действительно не тяжелая, однако ж на диво другим народам ею насыщается земледелец при тяжелейших, не в пример кочевникам, физических нагрузках. Очевидно, именно такая еда подходит русскому человеку, мы едим хлеб тысячелетиями и выживаем как раз благодаря ему. А потому по сей день

«Не будет хлеба, не будет и обеда». До сих пор наша праздничная еда не столько мясные и рыбные кушанья, а родные пироги – с капустой, с картошкой, с яйцами и луком, с мясом, с рыбой, с требухой. Без пирогов русский дом не русский, да и не дом вовсе. Так же, как и без блинов. «Без блина не Маслена, без пирога не именинник».

Взглянем на блины во все глаза, как на солнце, образом которого они являются в русской традиции. Подобного кушанья нет ни у одного народа. Только славяне пекли блины, или, как говорят малорусы, и это исконное звучание слова, – млины, произошедшее от слова молоть. Круглые, золотистые, масляные, они утешали наши животы в языческие времена на праздниках встречи весны, называемые Масленицей, ими провожали русичи усопших в последний путь, клали их в гроб на долгую дорогу. А в христианскую эпоху блинами мы поминаем предков в поминальный день Радоницы и с блинами просим у них прощения в Прощеное воскресенье. Образ солнца, отпечатанный в блинном круге, согревает русича изнутри и обращает его к памяти о былых поколениях.

Итак, главное в русской национальной трапезе – хлеб, и он же выражает нашу русскую суть в понятии – хлеб-соль, ритуальном выносе угощения хозяевами дома на свадьбе, на новоселье, при приеме гостей, при встрече невесты и новорожденного младенца.

И если хлеб – ритуальный символ достатка и благополучия, то соль – знаменье оберега, сохранения дома от нашествия злых сил, будь то колдуны на свадьбе, завистники на новоселье, чужие, неведомые люди, которых русский обычай гостеприимства обязывает впускать в дом, или люди еще не вполне родные для семьи – будущая невестка или будущий зять.

Потому и считалось, что на соль да на хлеб супостата нет. Заметим и такую нашу древнюю привычку: накрывая стол к обеду или ужину, мы в первую очередь ставим на столешницу солонку, подсознательно помня старинное поверье:

не будет соли на столе, не будет обилия в доме. Отсюда старинная примета: соль рассыпать – к беде. Мы также подспудно верим, что нечистая сила не любит соли. Древний обычай посыпать колдуну могилу солью, чтобы дух его не возвращался в село, давно позабыт, но еще живо поверье, что если сказать вслед человеку, заподозренному в сглазе или порче, заветные слова «Соль в глаза!», то колдовские чары рассыплются в прах. Весьма употребительно в русском языке выражение: насолить кому-нибудь, то есть досадить супостату, укротить тем самым нечистую силу. А еще существует древний обычай в начале или в конце обеда, чтобы избежать напасти, съедают кусочек хлеба с солью.

Так что русская хлеб-соль – это не один лишь символ нашего гостеприимства, которым так злоупотребляют ныне чужие народы и полагают, что, войдя в русский дом, они благодаря нашему хлебосольству примутся в нем хозяйничать, ибо знают, что

русская хлеб-соль не бранится. Русская хлеб-соль – не столько символ гостеприимства, сколько оберег от чужих и недругов, русская хлеб-соль платежом красна, и потому, не дождавшись ответной благодарности за свой хлеб, русич непременно вспомнит о соли, как символе защиты дома, а значит, обязательно, в согласии с русской картиной мира, так насолит супостату, что тот невзвидит белого света.

У соседних, исконно кочевых народов другие обычаи трапезы, гостеприимства, да и застолье у них иное. Связано это с древнейшим различием наших культур. У русских издревле культура производящая – земледельческая, способность к каждодневному тяжелому труду отличает представителей такой культуры. А у горцев и степняков-кочевников – культура присваивающая – скотоводческая, она сродни древнейшему собирательству и не требует сверхусилий в течение года. Поэтому у горцев и степняков традиционная еда – их скот, за которым кочевник следует по выпасам и который сам по себе и растет, и множится, и дает пищу, одежду, кров.

Присваивающая культура кочевья сформировала иной рацион кочевника по сравнению с земледельцем, его еда мясная и молочная, твердая, острая, пресная. Летом у кочевых народов преобладает молочная пища, зимой – мясная. Они не знают постов – долгого воздержания от мяса и молока, не обходятся, как мы, легкими похлебками и тюрями, а едят запеченное мясо, жуют пресные лепешки, пьют жирные хаши, угощаются густым харчо. Пища эта тяжелая для желудка и очень насыщенная жиром, хотя у кочевника-скотовода нет такого изнурительного труда, как у русского земледельца. Но, очевидно, именно она больше подходит для кочевника, подкрепляя его физические силы.

Различия в исконных культурах сказываются в расхождении психологии нашей русской и наших соседей. Народ производящей культуры от рождения творец и труженик, ему в целом чужды такие занятия, как разбой и воровство, а народы присваивающей культуры не видят в подобных делах ничего зазорного. Вот почему горцам свойственны набеги как форма жизни и добычи пропитания, русские же людей с подобными замашками выталкивали из своей среды, отчего образовалось особое казачье сословие.

Знаменательна разница в употреблении питья у русского и соседствующих с ним кочевых народов. Почему-то прижилось ложное представление, что произнесение здравиц во время праздников при питье пьянящих напитков – это горская традиция, которую мы-де заимствовали у соседей, русские же, мол, по своему обычаю просто молча глушат крепкую водку, причем в огромных количествах. На самом деле, русские исконно употребляли не водку (она явилась значительно позднее, лишь в XV веке), а хмельные меды, перебродившие мед и пиво, тоже имевшее хлебную – ячменную основу. Мед и пиво не были слишком крепкими, зато придавали славянским застольям веселье. Впервые об этом упомянуто византийцем Приском, сообщившим в хронике, что в 448 году славяне угощали посланцев византийского императора к вождю гуннов Атилле не вином, а медом.

Русская традиция хмельного пития восходит к языческому времени. Вот как об этом повествовал древнедатский летописец Саксон Грамматик в XII веке: «В правой руке идол держал рог, который ежегодно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года… После гадания жрец выливал напиток к ногам идола и заполнял рог новым питьем. Потом просил торжественными словами счастья, богатства и побед стране, людям и себе. Окончив эту мольбу, он осушал рог одним разом и, наполнив его вновь, вкладывал сосуд в руку идолу». Найденные ныне археологами славянские языческие идолы Х века подтверждают это свидетельство, они изображены с рогом в руках. То есть уже в Х-XII веках мы видим вполне оформленную славянскую традицию произнесения здравиц, которые исконно были молитвами при жертвенном возлиянии языческим богам.

Особенность русской традиции пития так отражена в описании Саксона Грамматика: «Кубок или рог осушался одним махом до дна». Уже в XVII веке иностранцы неоднократно отмечали русскую странность пить водку не прерываясь: «Гости выпивали чаши за здоровье хозяина и хозяйки, осушая их до капли, ибо у них обыкновение, что кто не осушает чашу, тот считается отъявленным врагом, потому что не выпил за полное здоровье хозяина и хозяйки». Вот откуда ведут свое происхождение наши застольные здравицы и даже современное русское хмельное: «Ты меня уважаешь?!». Вот откуда обычай пить до дна. Это отголосок языческой традиции желать здравия и благополучия народу при жертвоприношении силам природы плодов своего труда. Потому-то наше русское хмельное питие издревле имело обязательный характер при встрече гостя, во время церемониальной трапезы, при совершении праздничных и погребальных обрядов. И оно никогда не уйдет из нашей культуры, как бы с ним ни боролись сторонники трезвости, ибо не виновно вино, виновато пьянство, согласно старинной мудрости полезно вино животу человечу, еже пити в меру его.

Традиционное питание в обиходе каждого народа – главная часть национального быта, согревающая душу родным очагом. А еще это одна из основ национального самосознания, позволяющая чувствовать свою связь с предками. Недаром именно национальная пища является жертвоприношением, которым человек воздает благодарность Богу за его благоволение к семье и роду. И мы, русские хлебопашцы, всегда приносили сначала языческим богам, а потом Богу Истинному Христианскому в пресуществленных дарах, самое дорогое, что у нас есть, – хлеб, а наши соседи мусульмане, исконные кочевники, резали на исламских религиозных праздниках свое лучшее достояние – скот.

Производящая и присваивающая культуры столкнулись сегодня в споре за первенство в России. И пока при потворстве властей побеждают и верховенствуют те, кто искони привык присваивать себе все, что встречалось на пути его кочевого народа. Присваивающая культура более древняя, более жестокая, она не терпит препятствий и стремится их преодолевать нахрапом, налетом, завоеванием. Но, не имея в основе творческого начала и терпения производителя, такие народы могут процветать лишь рядом с объектом набегов – а таковым был русский народ, являвшийся на протяжении веков вольным и подневольным кормильцем своих соседей. Вот о чем следует задуматься всем, кто мечтает заместить русское население пришлыми кочевыми этносами на просторах России. В лучшие времена русский творчески талантливый и трудолюбивый народ всегда был готов делиться заработанным и произведенным с младшими братьями, населявшими Империю, понимая свое превосходство в целях и смысле жизни. Ограбленные сегодня этими самыми неблагодарными «братьями», лишенные творчества и созидания, русские перестают трудиться на благо всех народов страны, и это вскоре больно ударит не только по нашему народу, но и по его присвоителям и расхитителям, и по власти, дозволяющей захватчикам безнаказанно грабить тружеников. Вечен закон нашей жизни русская хлеб-соль платежом красна. И горе тому, кто его забывает.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

«Хлеб-соль»

У славян-язычников, которые поклонялись многим богам и приносили им всевозможные жертвы, соль, как и у других народов, считалась священной. Обрядовое значение соли и вера в нее как в магически священный предмет развивались у славян в давно прошедшие времена так же, как и у других народов. Разница была только в том, что соль в тех случаях, где она была символом верности, дружбы, богатства и благополучия, неразрывно соединялась с хлебом. У славян хлеб и соль одинаково почитались источником богатства и жизни. Поэтому хлеб-соль стала символом верности, с одной стороны, и символом богатства и обилия — с другой.

Символическое значение «договора соли» — верности и дружбы имел древнеславянский обычай подношения каравая хлеба с солонкой соли князьям, царям, боярам, помещикам, хозяевам, гостям. Князья и цари на Руси принимали хлеб-соль от представителей покоренных областей и племен, при проезде через города и селения, при приеме различных депутаций. Побежденные города подносили хлеб-соль завоевателям.

Подчеркивая народный характер восстания Пугачева, А. С. Пушкин писал в «Истории Пугачева»: «…В крепости у станичной избы постланы были ковры и поставлен стол с хлебом и солью… Пугачев приложился к кресту, хлеб-соль поцеловал…» «Казаки приняли Пугачева с колокольным звоном и хлебом-солью». И в «Капитанской дочке»: «Жители выходили из домов с хлебом-солью…»

От славян этот обычай перешел в Германию. Соль, которая в XIV веке ежегодно подносилась городом Магдебургом Иоанну ХI, имела символическое значение покорности и верности завоевателю.

При завоевании наполеоновской армией немецких городов, магистраты трех городов поднесли французам хлеб-соль. А когда датский принц Христиан в 1902 году был проездом в Ютландии, население поднесло ему хлеб-соль, которые он с семьей должен был обязательно попробовать раньше, чем ехать дальше.

«Во имя хлеба и соли!» — говорят арабы, когда о чем-нибудь просят. В силу этого же обычая Джеллаль-Эддин послал хозарам, заключившим союз с его врагами, хлеба и соли. Хозары тотчас перешли на его сторону, так как хлеб и соль напомнили им и возобновили старинный договор с Джеллаль-Эддином.

Значение символа богатства и обилия в доме хлеб-соль имела в русских свадебных обрядах. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол.

В России хлеб-соль было принято дарить на новоселье. Отправляющемуся в дальний путь давали в дорогу символические хлеб-соль как благословение. В России и на Украине гость, застающий хозяев за едой, говорил: «Хлеб да соль!» — что служило пожеланием богатства и благополучия.

О хлебе-соли как символе гостеприимства говорят многочисленные народные пословицы, например: «За хлеб-соль не платят!», «Дурное слово не за хлебом-солью сказано!», «Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!», «От хлеба-соли не отказываются»… «Хлеб-соль и разбойника смиряет», «Хлеб-соль есть, да не про вашу честь», «Хлеб-соль ешь, да правду режь».

В своей бессмертной комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов, высмеивая неразборчивое гостеприимство русского дворянства, говорит устами Фамусова:

… Возьмите вы хлеб-соль:
Кто хочет к нам пожаловать — изволь,
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных.

Русская пословица «Надо хлеб-соль помнить» подчеркивает взятые на себя обязательства, налагаемые гостеприимством. Это то же самое, что «право соли» или «договор соли» восточных народов. В этом же смысле употребляется персидская пословица: «Оделяй всех хлебом, но не у всякого ешь хлеб-соль!»

Хлеб-соль | Видео | Пятый канал

  1. Пятый канал
  2. Видео
  3. Архив Утро на 5
  4. Наше всё
  5. Хлеб-соль

22.03.2016, 8:40 Наше всё

Уже никто не говорит «Хлеб да соль» в качестве пожелания приятного аппетита, как это когда-то было принято на Руси. Но традиция встречать молодожёнов караваем, увенчанным солонкой, – бессмертна. Никакие слова не скажут больше, чем это подношение.

Хлеб и соль в русских традициях (Символизм и история)

Хлеб с солью — одна из традиций в России. Для русских людей наличие Хлеба очень важно. Хлеб и соль всегда связаны с их жизнью и становятся ее частью.

Как известно, россияне уважают хлеб в силу его истории. Прочтите историю, почему россияне уважают хлеб и хлебные бунты.

Когда вы станете гостем или туристом в России, ваш друг может служить вам хлебом-солью.Приятно поехать в Россию и попробовать историческую еду России.

Это черный хлеб и пшеничный хлеб, который можно назвать национальным хлебом в России. Оба хлеба имеют свою историю и символику в жизни русских людей. Вот несколько фактов о хлебе-соли в русских традициях;

Что такое хлеб и соль?

В русской традиции к каждому блюду подают хлеб, чаще всего черный. Черный хлеб изготавливается из ржи и имеет приятный вкус.

Говоря о хлебе и соли, это также относится к русским людям из-за их истории хлеба и соли.В старину хлеб и соль приносили, когда император или императрица посещали их города. Представлен купцами и шляхтой. Это как знак гостеприимства.

Знаете ли вы, что хлеб и соль — это традиция приветствия? Если вы ответите «да», это правильный ответ. Хлеб и соль являются символом церемонии встречи таких стран, как Славянская и Россия.

Не только для русских, хлеб-соль можно найти и в других местах. Например славянский; Славянские народы тоже считают своей традицией хлеб-соль.Так же, как когда вы приедете в Россию, вас наверняка встретят хлебом-солью.

Значение символа хлеба и соли

Хлеб и соль, как пасхальное яйцо, также символизируют русский народ. Почему хлеб-соль? Еда всегда символизировала самую важную пищу для людей. Хлеб для русских означает заброшенное и богатство, а соль означает защиту зла . В это верили с древних времен.

Традиция хлеба и соли возникла в России давно или этот обычай очень древний.В письменном источнике «Домострой» поясняется, что обычай представлен во время праздничного мероприятия и траура. Для русских людей в средние века Хлеб и соль также символизировали мир, когда враги делили Хлеб и Соль, значит, они станут близкими друзьями, также верили.

Хлеб и соль на торжественном приеме

Сегодня хлеб-соль также преподносят, когда приходят важные, уважаемые или почитаемые гости. Это похоже на традиционное приветствие даякнесе на Калимантане, potong pantan , русские люди символизируют хлеб и соль как торжественное приветствие или приветствие, и это одна из старейших русских традиций.

Как и на церемонии встречи, гостей встречает молодая женщина в традиционном костюме, принося на подносе хлеб и соль. Предложить гостю хлеб-соль означало доверие и дружбу. А если гость отказался, это означает настоящее оскорбление.

Итак, что означает символика традиции хлеба и соли? Хлебно-соленые традиции гостеприимства благодаря хлебу — самая почитаемая еда в России, а соль — это долгая дружба. Это связано с русской поговоркой «съесть соленую пищу (вместе с кем-нибудь)».Исторически сложилось так, что в Российской Империи при посещении городов в них взимался высокий налог на соль. Кроме того, это делает соль очень дорогим и ценным товаром.

Хлеб и соль на свадебной церемонии

Кто дарит на свадьбе хлеб-соль? Если вы прочитали статью «Хлеб в русской культуре — история, почему русские уважают хлеб», то вы знаете ответ на вопрос. Ответ — мать жениха и его семья. Где это происходит? конечно, в семейном доме.Для чего это нужно? это цель приветствовать жениха и невесту. Что это значит? хлеб символизирует то, что жених и невеста готовы переехать в новый дом или жить.

Как проходит ритуал Хлеба и соли? Сначала его размещают в банкетном зале. После этого отламывают хлеб и обмакивают кусок хлеба в соли. В последнем они отдают друг другу хлеб.

Что означает обряд хлеба-соли на свадьбе? Это символизирует, как они будут заботиться друг о друге с тех пор.Хлеб важен и на свадьбе русских людей. Почему? На свадьбе подают хлеб-соль. Он символизирует или означает, что жених и невеста готовы переехать жить или переехать в новый дом.

Хлеб и соль на похоронах

Хлеб также подавали на похоронных церемониях, таких как государственные похороны самых высокопоставленных политических и военных лидеров. Каравай — одна из разновидностей хлеба в России — хлеб специально подают на свадьбу и поминки. Хлеб украшен лепкой и запеченным цветком.А это значит очень жаль.

Смерть для русских — часть жизни, и подать хлеб на похоронах — очень жаль. На похоронах с водкой подают черный хлеб. Скорбящие не постеснялись немного посмеяться, равно как и свободно поплакать, это не табу. Ожидается, что скорбящие, пришедшие на похороны, — просто обязаны и с уважением — будут носить темную одежду, официальную одежду и отправлять только цветы. Темная одежда означает, что мертвые не вернутся.

Когда вы приедете в Россию, вы можете найти на своем столе хлеб-соль.Никогда не пытайтесь отказаться, иначе это означает оскорбление. Хлеб и соль — одна из старейших традиций и вид приветствия уважаемых, почитаемых и важных гостей. Ешьте хлеб-соль, означает дружбу.

Приносят хлеб и соль в новый дом

Принесите хлеб-соль. Хлеб, соль, мед, вино, рисовые свечи и другие подобные символы изобилия, благополучия, счастья, гостеприимства и удачи, как полагают, доставят удовольствие домашним духам и принесут благословение в ваш новый дом.

Перемещение сюда S 10 традиций, которые принесут удачу вашему новому дому

принести хлеб и соль в новый дом

принести хлеб и соль в новый дом — важная информация с изображениями высокой четкости, полученными со всех лучших веб-сайтов мира . Вы можете получить доступ ко всему содержимому, нажав кнопку загрузки. Если вы хотите более высокое разрешение, вы можете найти его в Картинках Google.

Примечание. Авторские права на все изображения, содержащие хлеб и соль в новом домашнем контенте, зависят от исходного сайта.Надеемся, вы не используете его в коммерческих целях.

Я итальянец и моя мама всегда говорили, что когда вы переезжаете в новый дом, вы даете хлеб, чтобы вы никогда не проголодались, соль, чтобы ваша еда всегда была приятной на вкус, метла, сметающая зло и масло.

Принесение хлеба-соли в новый дом . В северной германии и чешской республике хлеб-соль традиционно кладут в подгузник новорожденного. Принесите бутылку. На свадьбу за прочный союз супругов переехать в дом, пожелать оседлого благополучия и плодородия.

Принесение хлеба и соли в новый дом дает возможность людям, которые только что переехали, поддерживать себя. Он символизирует то, что на столе всегда будет еда. Хлеб и соль гарантируют, что вы никогда не проголодаетесь и всегда будете жить полной вкусом.

Соль, чтобы приправить вашу жизнь, хлеб, чтобы вы не проголодались. Сжигание шалфея Сжигание или размазывание шалфея — это традиция коренных американцев, которую переняли многие иностранцы. Хлеб и соль считаются естественной парой, потому что еврейские слова lechem хлеб и малаховая соль написаны из одних и тех же трех букв.

Принесите соль, чтобы ваша жизнь всегда была вкусной. Соль символизирует статус дома как святилища. Хлеб, чтобы ты никогда не узнал голод, соль, чтобы в твоей жизни всегда был ароматный сахар, а в твоей жизни всегда была сладость.

Выполнение еврейских еврейских ритуалов и символов. Answerit — старая еврейская традиция дарить соленый хлеб и веник, когда кто-то переезжает в новый дом в качестве подарка на новоселье. Так и не узнал, что за масло.

Хлеб-соль в русских еврейских традициях олицетворяет гостеприимство. Первое, что вам нужно принести в дом, — это буханка хлеба. Еврейская традиция предполагает, что вы приносите в новый дом хлеб-соль, чтобы благодаря тяжелой работе вы всегда могли есть.

Также не забудьте захватить с собой некоторые символические предметы, когда впервые заходите в свой новый дом. Традиционно привозить в новый еврейский дом хлебную соль, сахар и вино, чтобы дать новым жителям следующие благословения.Хлеб и соль раздают по разным причинам.

Они должны быть. 2 роль его прекрасной жизни более современное проявление этого типа ритуала появляется в классическом рождественском фильме. Это чудесная жизнь, где семья приветствуется в их новом доме с хлебом, солью и вином. На Ближнем Востоке, откуда произошли евреи, существуют сильные традиции гостеприимства.

Что означает традиция приносить хлеб и

Версия для печати Новый дом Благословение хлеба Соленое вино Стихотворение из него SA

Хлеб и соль Википедия

Традиционный подарок на новоселье Хлеб Соленое вино Поиск в Google

Новая корзина благословений для дома Новоселье Подарки Новый дом Стихотворение

Переезд сюда S 10 традиций, чтобы принести удачу вашему новому дому

Пекари-ремесленники приносят обратно соленый хлеб Chicago Tribune

6 символических подарков на новоселье Утренний звонок

Хлеб Соленое вино Цитата из It SA Wonderful Life Замечательный

Благослови дом с хлебными свечами. Сахарная соль. Деревянное новоселье.

. Сделай сам, итальянская корзина для новоселья. Домашний стиль. Остин.

.

. Связанные: Принесение хлеба и соли в новый дом.

Соль и хлеб Традиция

Разместите свои комментарии?

Что означает традиция приносить хлеб

1 час назад Хлеб считается самым основным продуктом питания. В Талмуде трапеза (требующая произнесения благословения) определяется как потребление куска хлеба на больше, чем оливки. Существует несколько традиций , которые объединяют хлеб и соль : это имитация храмового ритуала, когда подношения готовились с солью .

Веб-сайт: Reformjudaism.org