Skip to content

Хлебом солью встречать: Откуда пошла традиция встречать хлебом с солью

Содержание

Откуда пошла традиция встречать хлебом с солью

Гостеприимство — традиция


Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей».

Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.

«Всякий путешественник был для славян как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…», —
Н.М. Карамзин.

Традиционная русская трапеза


Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию. Стол, который буквально ломился от разнообразных блюд, располагался в «красном углу» рядом с приделанными к стене неподвижными лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки. После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.

Отношение к хлебу было особенно трепетным, он считался основой благополучия, был связан в сознании народа с долгим и тяжелым трудом. Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях. Даже в царском доме солонки располагались ближе к самому царю и наиболее важным гостям. К тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.

Невозможно представить себе русский стол без хлеба и соли: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол — престол», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», «Без хлеба — смерть, без соли смех».

Отказавшись разделить с хозяевами дома «хлеб да соль», можно было нанести им несмываемую обиду. Во время трапезы было принято усиленно потчевать гостей. И если гости ели мало, хозяева уговаривали их отведать то или иное блюдо, преклоняя колени.

И сегодня «хлеб-солью» встречаем


Наш народ по-прежнему открыт, гостеприимен, радушен. И традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом, но и хлебом-солью сохранилась и в наши дни. К примеру, в день свадьбы мать жениха преподносит молодым свадебный каравай — символ чистых мыслей и добрых намерений. Это означает, что родители принимают в семью молодую жену, с которой теперь предстоит жить рядом и делить все беды и радости.

Конечно, в чистом виде церемония чаще используется на официальных встречах или в праздничные, торжественные моменты. Например, праздничным караваем встречают жители города дорогих гостей.

значение, культурные традиции, народные обряды и приметы

Как часто вы принимаете гостей, собираете стол, устраиваете званые обеды или ужины? Для этого нужен особый праздничный повод или же для приема достаточно просто хорошего настроения? Русский народ всегда славился своим гостеприимством, желанием и умением принимать в своем доме других людей. Такое радушие стало не просто национальной чертой характера, но частью нашего самосознания, менталитета. Гостеприимство иначе называют в народе хлебосольством. Слово это произошло от того, что встречать гостей издревле было принято на Руси хлебом с солью. А вот откуда пошла эта традиция и что символизируют эти продукты питания, читайте в статье.

Хлеб — всему голова

Сколько пословиц и поговорок вы знаете о хлебе? Наверняка и подсчитать сложно. В русском фольклоре хлеб является одним из самых значимых символов. Именно символов, ведь за несколько столетий он из простого продукта питания, состоящего из муки и воды, превратился в народном сознании в знак основы чего-либо. Без хлеба не начинали обед, он должен был быть всегда на столе, и каждая хозяйка умела испечь вкуснейший каравай, рецепт которого передавался из поколения в поколение, от бабушки к внучке, от матери к дочери.

Хлебу — особое уважение

Как уже было сказано, хлеб не считался на Руси обычным, рядовым продуктом, поэтому и относились к нему всегда особенно. Так, хлебные крошки со стола никогда не выкидывались, а собирались в ладонь и сжигались в печи либо их нужно было отдать птичкам на пропитание. Каравай хлеба, поставленный под образами, считался символом единения бога с людьми — верили, что так в дом прибудет особая благодать.

Не пересолить!

А почему же именно хлеб с солью, а например, не хлеб с сахаром или каким-то другим продуктом? Во-первых, соль появилась на Руси намного раньше, чем другие специи, чем тот же сахар, к примеру. Но не так рано, чтобы она считалась совершенно обычным продуктом, который используется повсеместно (ну, как у нас теперь). Соль в древние времена была довольно редким и дорогим продуктом, поэтому использовали ее экономно. Как правило, на столе всегда стояла какая-либо посуда, наполненная солью, однако брали ее оттуда нечасто. Такая солонка больше использовалась как оберег. Горькая, она была призвана отпугивать несчастья и беды.

Дом — полная чаша

Если в семье древнего славянина водились хлеб с солью, значит, дом его считался благополучным. А как важно показать свой достаток, продемонстрировать то, что этим достатком готов поделиться и с другим. Хлеб с солью в данном случае говорят сами за себя: «В этом доме будет сытно и тепло, здесь тебя хорошо примут».

С наилучшими пожеланиями

Кроме всего прочего, встречать хлебом-солью дорого гостя — значит желать ему всего хорошего: добра, благополучия, богатства. В таком случае каравай подавали на белом, чистейшем льняном рушнике, как правило, с символическим орнаментом, вышитым по краям. Этот льняной лоскут означал дорогу, по которой человек добирался до дома хозяев.

Отказываться от приглашения хлебом-солью было категорически запрещено. Это означало не только оскорбление хозяев. Люди верили, что так можно навлечь на себя большую беду.

Хлебосольное благословение

Имеет свое значение хлеб и соль при обряде благословения — например, родительского. Если отец с матерью желают своему ребенку исполнить намеченные планы, осуществить свои мечты, они дают свое благословение — то есть пожелание удачи в начинаниях. Такой обычай благословлять детей зачастую подкреплялся определенными действиями: иногда мать дарила сыну вышитую собственной рукой рубаху, в других случаях отец передавал ребенку свою личную вещь (к примеру, оружие). Одним из обрядовых действий было именно подношение хлеба с солью. В некоторых регионах каравай сразу разламывали, чтобы крошки, с него упавшие, подобрали птицы (добрые попутчики в долгой дороге), в других областях, наоборот, хлеб давали с собой, чтобы в пути было чем подкрепиться.

Вместо нотариуса

Кроме того, с помощью хлеба с солью можно было заключить сделку. Договор, подкрепленный хлебосольной трапезой, считался нерушимым — расторгнуть его было невозможно, а нарушить условие означало сильно согрешить перед Богом. Возьмем, к примеру, договор между родителями жениха и невесты. Если сваты согласились поженить своих детей и подкрепили уговор, съев каждый по куску одного каравая, то свадьба между молодыми должна состояться при любых условиях.

Вариацией совершения «хлебной» сделки являлась клятва на каравае — тогда каждый из участников договора произносил свое клятвенное обещание, заверяя его тем, что держал правую руку на хлебе. Не правда ли, напоминает современную клятву на Библии или же Конституции (как это делает президент).

Каждому по кусочку

Наконец-таки пришло время есть каравай! Его было принято разделить на всех — каждому должен достаться кусочек «счастливого хлеба». При этом резать его было нельзя — острые предметы «убивают» всю чудодейственную силу хлеба, есть его нужно только при помощи рук — хорошо вымытых и сухих. И обязательно после молитвы.

Кстати, разделить на всех — значит не просто отломить по куску для каждого члена семьи. Каждый раз оставлялась и краюшка для домового. Суеверия играли большую роль в семьях древних славян, поэтому многие хозяйки все время клали черный хлеб с солью за печкой — для того, чтобы задобрить домового, который в этом уголке обитает.

И вам приятного аппетита….

Если вам за обедом кто-то вдруг громко крикнул: «Хлеб-соль», не пугайтесь. Это он просто-напросто перевоплотился в средневекового жителя Руси. Ведь именно такие слова было принято произносить, когда хочешь пожелать приятного аппетита. Яков Рейтенфельс, курляндский историк-путешественник семнадцатого века, писал о том, что так московиты отгоняют злые силы. В магическое значение выражения «хлеб-соль» верили очень долго. Считалось также хорошим тоном произнести данную фразу после еды — в знак благодарности и опять же для того, чтобы недобрые духи не смогли повредить человеку.

Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала….

Часто ли вы бываете на свадьбах? Для регулярных посетителей этого торжества, наверняка, знакома традиция подавать молодоженам большой праздничный каравай. Но ведь не просто так жениха с невестой принято встречать хлебом-солью. Значение этого обычая состоит в том, что родители будущего мужа (а изначально именно на пороге их дома нужно было приветствовать брачующихся) охотно принимают невестку в свою семью, желают ее видеть в своем доме в качестве нового члена семейства.

Кроме того, что родители жениха встречают молодоженов караваем, который, кстати говоря, должна испечь будущая свекровь, хозяйка дома. И жених, и невеста откусывают по куску от хлеба, не прибегая к помощи рук. Затем все присутствующие смотрят, кто же из брачующихся откусил от каравая больше. Тот, чей укус оказался больше, тот, согласно поверью, и будет хозяйничать в доме, станет главой семьи. Конечно, обычно, в силу физиологических особенностей, мужчина откусывает хлеба больше, он и признается головой дома, женщине же достается скромная роль шеи.

Каравай, каравай, кого любишь выбирай!

Хлеб может быть самым разным: ржаным или пшеничным, со злаками или с изюмом, солодовым, маковым, сладким, соленым, мягким, черствым… Одно всегда неизменно: это не просто хлебобулочное изделие, приготовленное по определенному рецепту. Настоящий хлеб печется хозяйкой с душой, она всегда вкладывает в свою работу особое послание, чтобы потом передать его тем, кто будет этот хлеб пробовать.

Как встречать молодых с хлебом-солью, чтобы не нарушить традицию : Labuda.blog

Как встречать молодых с хлебом-солью, чтобы не нарушить традицию

Если вы не мыслите организацию свадьбы без внедрения древних русских традиций, то обязательно используйте обычай встречать молодых с караваем.

Каравай дороже золота

Но, чтобы «вставить» этот момент в торжество, нужно знать, как встречать молодых с хлебом-солью правильно. Помните, что это не просто ритуал, это древнейший обычай, который наполнен глубоким смыслом. Если провести его по всем правилам, дом супругов будет полной чашей. Не зря же в старину без него не обходилась ни одна свадьба.

Как встречать молодых с хлебом-солью, чтобы не нарушить традицию

Считается, что свадебный каравай, от которого уже откусили по кусочку новоиспеченные супруги, ни в коем случае нельзя выбрасывать или забывать, например, на месте празднования. Иначе достатка в семье не будет. Желательно, чтобы доели его сами супруги или же угостили им во время проведения торжества всех гостей. Те, в свою очередь, на угощение должны отвечать подарками.

Встречаем молодых правильно

Как встречать молодых с хлебом-солью грамотно? Давайте определимся сначала с местом встречи. Так как «хлеб мира» и «соль земли» символизировали принятие в семью, откуда был родом молодой муж, невестки, раньше на Руси пару встречали с караваем именно на пороге дома, где девушке теперь предстояло жить. В паре с караваем, как правило, «работали» и иконы, которые также встречали молодых – они были нужны для родительского благословления.

Сейчас времена несколько изменились, потому допускается, что момент, как встречать молодых после ЗАГСа, и место, где это произойдет, будут определяться, исходя из особенностей торжества. То есть это может случиться в ресторане, если супруги, после того как расписались, направились туда. Конечно же, гости должны будут опередить их, чтобы все подготовить. Но если есть желание, можно проделать все, как в древности – то есть местом, где супругам предложат хлеб-соль, станет квартира жениха.

Как встречать молодых с хлебом-солью, чтобы не нарушить традицию

Как встречать молодых с хлебом-солью, чтобы им эта процедура запомнилась надолго? Прежде всего родителям нужно подготовить заранее красивые слова. Важным будет и внешний вид каравая. Если вам изготовят его на заказ, то он точно станет изюминкой вечера. Потому что сейчас такие караваи украшают всевозможными цветами и даже фигурками – выглядит это весьма оригинально.

Традиция: кто и как

Но назревает и другой вопрос: кто встречает молодых с караваем? Тут все просто: хлеб и соль должны обязательно находиться в руках принимающей стороны, то есть родителей жениха. Молодые должны им поклониться, поцеловать хлеб и только после этого отломить, а еще лучше откусить от каравая по кусочку – именно последний вариант считается самым правильным.

По величине куска, кстати, определяют и хозяина в доме – им становится тот, что держит в руках большую часть каравая. Кусочек, перед тем как есть, нужно как следует посолить – считается, что этот раз был первым и последним, когда супруги насолили друг другу. Мать и отец невесты после этого подают паре напитки – содержимое бокалов нужно выпить до дна, а саму посуду разбить.

Как встречать молодых с хлебом-солью, чтобы не нарушить традицию

Перед тем как встречать молодых с хлебом-солью, родственники обычно устраивают для них еще и прохождение по живому коридору, где каждый осыпает молодоженов лепестками, рисом и монетками. Считается, что этот ритуал притягивает в молодую семью богатство. Ведь поток «мелочей», который обрушивается на молодых, ассоциируется с дождем, дающим жизнь любому ростку.

Встречать гостей хлебом и солью: как появился этот обычай

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.

Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.

Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».

Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Читайте также:

Встречать гостей хлебом и солью: откуда пошел этот обычай

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.

Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.

Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».

Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Читайте также:

Встречать гостей хлебом и солью: как возник этот обычай

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.

Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.

Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».

Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Читайте также:

Традиция «хлеб да соль» в России | Общество | ИноСМИ

В России поддерживается интересный обычай приема важных и почетных гостей: подавать хлеб-соль. Во время этой церемонии молодая девушка в традиционной одежде держит в руках поднос, на котором лежит расшитое орнаментом полотенце. На подносе — круглый хлеб, а на его вершине — соль в небольшой солонке.


Гость, которому преподносится хлеб с солью, должен отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и с улыбкой съесть. При этом отказ от этой церемонии не соответствует нормам приличия.


Продажа хлеба в Симферополе

Carnegie Moscow Center
Спектр
AFP
Эта традиция является показателем гостеприимства в России и означает выражение уважения к гостям. Ритуал «хлеб-соль» можно видеть на официальных приемах, мероприятиях, а порой даже в ресторанах, например, во время приветствия туристов.


На самом деле хлеб занимает важное место во многих культурах. Это самый главный и священный продукт. В России хлеб символизирует достаток, богатство, изобилие.


А соль, особенно в давние времена, во многих частях мира была очень ценным, не всем доступным товаром. Например, в Римской империи соль могли позволить себе только богатые и знатные люди. Известно, что англоязычное слово «зарплата» («salary») происходит от слова «соль», поскольку лица, охранявшие соляные дороги, получали плату солью.


Для русских соль тоже в прежние времена имела важнейшее значение. В Средние века существовало такое поверье: если два врага разделят друг с другом хлеб-соль, они станут близкими друзьями и будут жить в мире. Кроме того, считалось, что соль защищает от злых сил.


В наши дни обычай «хлеб-соль» можно видеть и на русских свадьбах. Этот обряд может совершаться при встрече молодоженов в банкетном зале, где проходит свадебное торжество после официальной церемонии бракосочетания.


Новобрачные отламывают по кусочку хлеба, макают в соль и кормят друг друга. Это делается в знак того, что они готовы делить друг с другом любые жизненные трудности и всегда заботиться друг о друге.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Подписывайтесь на нас в Twitter и каждый час получайте переводы материалов зарубежных СМИ.

Девушка с хлебом-солью в векторе. Иллюстрация приветствия

Другие стоковые иллюстрации

Девушка с венком на голове и хлебом-солью. акварель

Русская девушка в традиционном костюме с хлебом-солью

Девушка с хлебом-солью

Русская девушка в традиционном костюме с хлебом-солью.Славянская девушка приветствует

Украинка встречает высоких гостей хлебом

Добро пожаловать в Россию. Русская девушка и буханка. Традиция встречи g

Девушка и завтрак. Векторная иллюстрация

Русские традиции

Икона Девушка русских традиций

Добро пожаловать в Россию

Набор матрешек.Надпись Добро пожаловать в Россию, хлеб-соль, сердце.

Заведите девичью трапезу

Украинская гостеприимная женщина с хлебом

Девичье поле караваев

.

Хлеба и Соли приветствовать Вас в Вашем новом доме. Стоковое изображение

Похожие изображения

Ломтики хлеба с солью

Горячий хлеб с солью.

Ломтики хлеба, соль и нож

Кусок ржаного хлеба грубого помола с солью и яйцом

Желток, яйца домашних кур, соль, перец и хлеб

Вкусный и свежий чесночный хлеб с тимьяном и солью

Ржаной хлеб, соль и мука

Ломтики хлеба, соль и масло

Деревенский хлеб, сыр и соль на деревянном столе

Хлеб, зеленый лук и соль

Соль и хлеб

Хлеб на деревянном столе с мукой, яйцо в винтажной серебряной посуде, солонка и ложка

Хлеб-соль.

Салфетка, буханка хлеба с кунжутом на разделочной доске, нож, соль в миске на деревянном столе

.

Хлеб с солью на рушнике изображение. Изображение предложения

Похожие изображения

свежего хлеба с солью держать в руках на вышитом белом полотенце. Русские свадебные традиции. Вкусный пирог

Русская буханка. Свадебная традиция хлеб-соль для жениха и невесты.

Старуха в украинском национальном костюме преподносит гостям хлеб в соли

Традиционный хлеб с солью

Буханка хлеба лежит на вышитом белом полотенце

Свадебный каравай в руках.

Ломтики хлеба с солью

Горячий хлеб с солью.

Ломтики хлеба, соль и нож

Кусок ржаного хлеба грубого помола с солью и яйцом

Желток, яйца домашних кур, соль, перец и хлеб

Вкусный и свежий чесночный хлеб с тимьяном и солью

Ржаной хлеб, соль и мука

Ломтики хлеба, соль и масло

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *