Skip to content

Сценарий свадьбы армянской для тамады: Сценарии свадеб и праздников на армянском и русском языках

Содержание

Сценарии свадеб и праздников на армянском и русском языках

Большинство традиций армянской свадьбы хоть и стерлось со временем, но основные все равно соблюдаются. По-прежнему жених готовит выкуп за невесту — дорогие подарки, сладости кладут в большие корзины. За одеяние главной героини торжества также полностью отвечает жених. Поэтому в огромных корзинах, которые на поднятых руках несут родственники и гости, найдётся всё: от свадебного платья и различных аксессуаров к нему вплоть до нижнего белья.

Невеста ждёт женской делегации со стороны будущего мужа, которая одевает её за закрытыми для гостей дверями. Этот процесс проходит под лозунгом «совершенно секретно», и пока невеста приводит себя в порядок — гости толпятся у ворот. Скучать им некогда. Ещё одна замечательная традиция армянской свадьбы — бесконечные танцы под живую национальную свадебную музыку.

А когда начинается самая весёлая и вкусная часть свадьбы — застолье, армянский стол просто ломится от всевозможных блюд. Это не только много мяса, различных приправ и сладостей. Обязателен лаваш с зеленью. Такое изобилие не радует только невесту. Из всех этих вкусностей ей нельзя съесть ни кусочка. По старому поверью, так молодая ограждает себя от порчи, которую могут навести, подсыпав зелье в еду. Поэтому во время всеобщего веселья невеста может только скромно сидеть за столом и улыбаться.

Танцевать ей тоже запрещается. Исполнить свой традиционный армянский танец девушка может только вечером, в конце застолья. Гостям в этот момент нужно дарить подарки, которые они приготовили заранее. Также есть замечательная традиция, которая существует вот уже несколько веков. После первой брачной ночи состоявшийся муж должен отправить тёще огромную корзину с красными яблоками. Эти яблоки символизируют непорочность и девственность невесты. (материал с сайта tili-testo.ru).

Армяне до сих пор, верно, берегут свои традиции. Поэтому армянские свадьбы являются неповторимыми и колоритными. Конечно, и в их традиции многое изменилось. Например, еще до недавнего времени будущую жену сыну выбирала мать, сейчас же молодые сами решают свою судьбу. Но эти изменения нельзя считать грубым отходом от традиции, а скорее попыткой идти в ногу со временем и определенной либерализацией отношений в семье.

Женятся армяне строго по старшинству. То есть обычай запрещал младшим жениться или выходить замуж раньше старших братьев или сестер. При выборе пары у армян действует целый ряд табу. Много из них сохранилось еще и до сих пор в виде правовых норм, церковных канонов или обычаев. Например, категорически запрещался брак между кровными родственниками до пятого или даже седьмого поколения. Также запрещалось жениться своякам. Например, не могло и быть речи о браке двух родных братьев с двумя родными сестрами. Непреодолимой преградой для брака были также некровные семейные отношения. Например, усыновленный семьей не имел право жениться на девушке из этого же рода, поскольку его считали таким же близким родственником, как и кровных братьев. Также запрещались браки между «молочными» братьями и сестрами. У армян очень большое значение имеет кумовство. Категорически было запрещено жениться не только на дочери или выходить замуж за сына крестных родителей, но и табу налагалось на бракосочетание их потомков. Кумовья часто считались еще более близкими родственниками, чем кровные, поскольку их соединяло духовное родство.

В канун армянской свадьбы происходит обязательный зрелищный ритуал сватовства. Во время этого обряда родственники жениха ближе знакомятся с будущей невесткой. Хотя обычно армяне отдают преимущество при выборе пары односельчанам или девушке из соседнего поселения, бывает, что семьи вместе видятся впервые. Очень важно, чтобы семья невесты слыла хорошей, никто в ней не был запятнан, а еще лучше, чтобы кто-либо из авторитетных родственников жениха мог дать о ней хорошие рекомендации. Сосватать девушку из такой семьи считается большой честью. Также большой спрос имеют «невесты с дипломами». Если во время сватовства невеста понравилась семье жениха, и она сама дает согласие, да и родители не отрицают, то стороны договариваются об обручении, во время которой происходит вручение невесте «насандрека». Это, как правило, перстень или какая-то другая драгоценность, которая означает, что девушка отныне уже принадлежит к семье жениха.

У армян принято, что родители невесты не с первого раза соглашаются отдать девушку замуж, поэтому сватам придется приходить и во второй раз и в третий раз. В настоящий момент это уже сохранилось как ритуал. То есть уже есть определенные договоренность, но сватовство не состоялось, как дань традиции. Придя в дом родственников девушки, сваты начинают разговор о разных вещах, которые на первый взгляд и не имеют отношения к прямой цели их визита: о погоде, здоровье, урожае. По традиции о цели визита говорят несколько завуалировано: «Мы пришли, чтобы в вашем доме сорвать один цветок». После обручений оба роды становятся свояками — хнами — и должны во всем помогать друг другу, особенно в разных работах, например, в сборе урожая. Между ними происходит традиционный обмен подарками.(материал с сайта all4wedding.com)
Традиции армянской свадьбы

Кто хоть один раз был на армянской свадьбе, тот никогда не забудет этот уникальный праздник. Армянская свадьба — это целый ряд красивых традиционных обрядов, которые сохранились до наших дней.
Выбор невесты

Армянская свадьба (традиции)В былые времена невесту выбирали родители молодого человека, но главная инициатива исходила от его матери. Выбирая девушку, она совещалась с мужем и родственниками, стараясь собрать сведения о будущей невесте и ее семье. Особенно обращалось внимание на скромность будущей невесты, ее здоровье (нет ли в роду наследственных болезней), трудолюбие.

Присматривались и к характеру ее родителей, особенно матери, существовала поговорка — посмотри на мать, затем бери дочь в жены.

 

Посредница в армянской свадьбе

В наше время, подыскивая невесту, родители или близкие жениха стараются сделать так, чтобы он смог заранее увидеть девушку Выбрав невесту, родители жениха находили в своем окружении родственницу, которая знает семью девушки, и просили стать посредницей.

Посредница вела переговоры с матерью девушки, а также уговаривала ее получить согласие и отца на замужество.
Существовал такой обычай — для обеспечения успехов посредницы в переговорах, родители молодого человека вешали на столб возле своего дома шереп — большую ложку или расческу.

 

Сваты

Через несколько дней после переговоров посредницы с родителями невесты в дом девушки отправлялись сваты, заранее сообщив о своем визите. После приветствий сваты сообщали о цели своего прихода, но говорили не прямо, а в иносказательной форме, загадками, например:

Нам нужна зола из вашего очага, чтобы смешать ее с золой нашего очага
Мы пришли, чтобы ваш камень заложить в нашу стену

Сговориться — «дать задаток»

Официальным сговором считался момент, когда родители девушки давали положительный ответ. Этот момент «закрепляли» каким-нибудь ценным подарком, главным образом золотым кольцом, что сохранилось и в наше время. После сговора родители жениха приглашали родителей невесты и назначали день обручения.
Обручение

В день обручения отец жениха, приглашал к себе родственников, священника, кавора, иногда музыкантов. Кавор – центральная фигура на любой армянской свадьбе, так называют посаженого отца, который становится и крестным отцом при рождении и крещении детей.

К этому дню отец жениха резал барана или теленка и родственники накрывался богатый стол. Собравшиеся угощались и желали благополучия предстоящему обручению.

Обручение — обряд очень торжественный, в нем принимало участие много народу, приглашалось много родственников и гостей, поэтому подготовка к обручению лишь немногим уступает по размаху подготовке к самой свадьбе.

ншан — свадебный подарок армянской невестеСначала все приглашенные собирались в доме жениха. После небольшого угощения жених вместе с отцом, кавором и близкими родственниками в сопровождении музыкантов и молодежи отправлялись в дом невесты. Взяв с собой ншан — обручальный подарок, как правило это золотое кольцо или цепочка, который отец жениха передавал сыну, и несколько больших украшенных подносов со сладостями, вином, коньяком и водкой, все направлялись к дому невесты для совершения обряда обручения.

К их приходу в доме невесты накрывался торжественный стол. Гости входили только после того как будет закончен обряд передачи ншана. Жена кавора — каворкин, приводила невесту, которая и брала из рук жениха ншан. Кавор наполнял бокалы, и все, поздравляя друг друга с обручением, пили до дна. Затем начиналось общее веселье с песнями, танцами, провозглашением тостов, которое длилось около 4-5 часов.

После обручения оба семейства становились свойственниками, во всем помогали друг другу и обменивались подарками.

По окончании торжества отец жениха и кавор договаривались о дне свадьбы. От обручения до свадьбы устанавливались самые различные сроки, чаще всего через месяц после обручения назначалась свадьба.

 

1-й день армянской свадьбы

Во время свадьбы повсюду были и сохраняются до сих пор определенные «действующие лица». Главную роль играли кавор и каворкин — посаженые отец и мать.

В назначенный день в доме жениха собирались гости с его стороны, а в доме невесты – гости с ее стороны, утром, одновременно в обоих домах начиналось веселье с танцами и пением. В доме жениха заранее заготавливалось свадебное мясо — гарсаник мисс, резался бык, хотя в последнее время об этом ритуале редко вспоминают, далеко не на каждой свадьбе есть возможность резать быка, так как это очень обременительный обряд, отнимающий много времени.

В современности этот ритуал ограничивается тем, что тот, кто должен резать быка и музыкант, поставив ногу на шею связанного животного, говорят, что нож не режет, и требуют выкуп. После этого ритуала, все садятся за стол, выбирают тамаду и веселятся до полуночи.

В дом невесты в этот вечер относят часть вина, мяса и других продуктов. Молодой человек, который относит все это угощение, называется агвес – вестник.

 

2-й день армянской свадьбы

На второй день свадьбы, жених и близкие ему родственники, взяв с собой вино или коньяк, в сопровождении музыкантов идут сначала в дом кавора, где накрыт стол, присутствующие немного закусывают, выпивают, а затем торжественно ведут кавора в дом жениха.
Отец жениха помогал ему одеться в свадебный костюм, обязательной деталью которого был красный бант слева на груди, символизирующий непорочность.
Затем кавор брал с собой поднос с подарками и сладостями, а также свадебную одежду невесты и в сопровождении музыкантов все направлялись в дом невесты, где продолжалось всеобщее веселье.

В доме невесты жена кавора и остальные женщины удалялись в отдельную комнату, где с песнями облачали невесту в одежду, принесенную кавором.
Раньше свадебный наряд невесты был обычным армянским женским костюмом, только более богато украшенным, теперь же армянские невесты предпочитают классический свадебный стиль – белое платье и фату.

Кавор, жених, сестра невесты выводили ее к гостям, жених и невеста впервые вместе садились за общий стол. Через некоторое время кавор напоминал невесте, что ей пора уходить в дом жениха. При выходе участников свадьбы из дома невесты, им обычно преграждали дорогу, пока не получали выкуп или подарок.

Прежде чем молодым войти в дом, мать жениха укладывала на пороге дома под ноги каждому из молодых по тарелке, которые они должны разбить одним ударом ноги и первым полагалось это сделать жениху. Тарелки обязательно брались из дома невесты. Также мать жениха перекидывала по одному лавашу — армянский хлеб, через плечо невесты и жениха, а на их головы сыпала изюм, орехи, конфеты и мелкие монеты.

Затем невеста вместе с женихом садились за стол и веселье вновь возобновлялось и проходило в таком же порядке, как и при обручении, только приглашенных гораздо больше и стол обильнее. год вдовы. церковь и суеверияА свадебное пиршество продолжалось до поздней ночи, после чего гости расходились и оставались только близкие родственники.

Хотелось бы отметить: несмотря на то, что свадебное пиршество длилось много часов, ни один гость не должен находиться за свадебным столом очень долго. Это считалось неприличным. В течение часа или чуть больше гость принимал участие в торжестве, после чего прощался, еще раз поздравлял молодых и уходил. А на его место садился новый гость. Гости за свадебным столом постоянно менялись, что давало возможность побывать на свадьбе большому количеству гостей, ведь в армянских селениях на свадьбе бывают почти все живущие в округе.

 

3-й день армянской свадьбы

В этот день в доме жениха собирались кавор, отец невесты, близкие родственники жениха и невесты, а также молодежь. Гостей угощали специально приготовленным хашем, мясными блюдами, сладостями, вином. На этом, собственно, и заканчивалась сама свадьба.

 

 Традиции и обряды армянской свадьбы на армянском языке

Հայկական ավանդական հարսանիք

Հին հայկական հարսանեկան ավանդույթները գալիս են դեռ ուրարտական ժամանակաշրջանից:

Ժամանակակից հայկական հարսանիքն ազատվել է շատ մանրամասներից, դարձել է ընտանիքի ստեղծման սովորական տոն ՝ պահպանելով որոշ ավանդույթներ ։ Ի հայտ են եկել մի շարք նոր արարողություններ, որոնք համապատասխանում են ժամանակակից կենսապայմաններին ու մտածողությանը:

«Խնամախոսություն» — Հարսնացու սովորաբար ընտրում էին իրենց տարածաշրջանից կամ հարևան գյուղից: Այդ առումով արժե մեջ բերել հին հայկական մի ասացվածք. «ավելի լավ է աղջկան տալ տեղացի հովվին, քան օտար թագավորին»:

«Խոսքկապը» համաձայնությունը ստանալուց հետո էր լինում:

«Նշանադրություն»

«Հղե կտրել» ամուսնացող կողմերը պայմանավորվում են հարսանիքի ժամկետի շուրջ:

«Հալավօրհներքի» ժամանակ օրհնվում էին հարսի ու փեսայի մատանիները:

«Բոյչափեքի» ծեսը. հարսնացուի հարսանեկան շորերը , քողը, կարմիր ոտնամանները փեսացուի կողմն էր պատրաստում ու տանում, ուստի հարսանիքին նախորդող օրերից մեկի ընթացքում տղայի տանն էին հավաքվում նրա բարեկամ կանայք և կատարում էին

«Շորձևքի»-ի ավանդույթը` հարսի շորը ձևելու արարողություն, երբ կանայք հարսանեկան զգեստը ձևելիս կտորից մի փոքր հատված կտրում էին և աղջիկներից յուրաքանչյուրին տալիս ինչ-որ մաս կարելու առաջադրանք:

«Ազբանստում» հարսանիքին նախորդող օրը փեսայի ամուրի ընկերների միջև աճուրդով որոշվում է ազապբաշին` մակարապետը: Այժմ փեսան պարզապես ընտրում է հարսանիքի մակարապետին:

«Հինա-տանենք» ազապները և ազապբաշին ընտրելուց կամ նշանակելուց հետո տեղի էր ունենում հինա-տանենքը, որը խորհուրդներով լի և բավականին գեղեցիկ ծես էր:
«Փեսացուի շնորհօրհնեք» փեսայի սափրման և թագադրման՝ բավականին գունեղ ծեսերը , որը հինա տանելուց անմիջապես հետո էր տեղի ունենում:

«Տաշտադրեքի» ծես՝ բուն արարողությունից երկու օր առաջ փեսացուի տանը հարսանիքի հացն էին թխում:

«Նաղարազուռնայով հարսանիքը անցկացնելու թույլտվություն», երբ փեսացուի ազգականներից մեկը սգավոր էր լինում, հայրը, մայրը պարտադիր գնում էր նրանց տուն և հարսանիքը նաղարազուռնայով անցկացնելու թույլտվություն էր խնդրում:

«Եզմորթեքի» ծեսը հաց թխելու հաջորդ առավոտյան էր տեղի ունենում. փեսացուի տնից մարդ էին ուղարկվում՝ բարեկամներին և ծանոթներին նույն օրվա երեկոյան հարսանիքին հրավիրվելու համար:

Նույն օրը փեսացուն իր մի քանի ընկերների հետ գնում էր գերեզմանատուն, իրենց հին ու նոր ննջեցյալների հոգուն արքայություն բարեմաղթում և վերադառնում:

2. ԱՎԱՆԴՈՒՅԹՆԵՐ ՈՒ ԳԵՂԵՑԻԿ ԾԵՍԵՐ ՀԱՐՍԱՆԻՔԻ ԺԱՄԱՆԱԿ

Красивые традиции и обряды на свадьбе

«Հարսնառ» (հարսի հետևից ուղևորվող փեսայի կողմի պատվիրակության ծիսական երթ) գնալուց առաջ քավորի հետևից երաժիշտների ուղեկցությամբ պատվիրակություն է ուղարկվում:

Երբ հարսանքավորների մեծ մասը եկած էր լինում, մի ծերունի և մի խումբ երիտասարդներ, մի-մի վառած մեղրամոմ ձեռներին, նաղարազուռնայի և մի երկու շամլի (ջահ բռնողներ) առաջնորդությամբ գնում էին քավորին բերելու:

Քավորը կրում էր սպիտակ, կանաչ, կարմիր գույների ժապավեններով ուսկապ: Երբ նա նաղարայի դղրդոցով մտնում էր հարսանքատուն, բոլորը ոտքի էին կանգնում:

Հնում հարսանեկան մեքենաների թափորը չէր կարող բաղկացած չլինել «աղվեսից». որը պետք է նախապես լուր հասցներ հարսի ընտանիքին հարսնաքավորների գալու մասին: «Աղվեսին» թշնաբար էին դիմավորում, քանի որ նրա առաջադրանքներից մեկը հավանոցից հավ գողանալն էր: Հետագայում հավն ուղղակի նրան պարգևատրում էին` լուրը հասցնելու համար:

«Կոխ բռնելու» ավանդույթ՝ փեսայի ծնողների կամ ընտանիքի տարեցների միջև մենամարտ փեսայի տան բակում նորապսակներին դիմավորելու ժամանակ, որտեղ, որպես կանոն, հաղթում է կինը:

Հարսին «մեղրը հրամցնում» էին գդալի հակառակ կողմով, որ «լեզուն կարճ լինի»:

«Հարսանեկան երգեր ու պարերգեր» — թեմաները վերաբերել են փեսային ու հարսին, նրանց ծնողներին, ընկերներին ու ընկերուհիներին, ծեսի մյուս «դերակատարներին», պարզապես հանդիսականներին, հատուկ արարողություններին. լրջությամբ են առանձնանում փեսային ու նրա ծնողներին նվիրված «Մեր թագվորն էր խաչ» և «Գացեք բերեք թագվորամեր» երգերը, խոր հնությամբ են բուրում «Վարդ, զքե չըմ սիրի» հարսին գովերգող ու մխիթարող և «Դուն հալալ մերիկ» նրա հրաժեշտի երգերը, հատկապես հետաքրքրական են ծաղկոց երգերը, որ երգում են հարսնացուի մոտիկ ընկերուհիները, պսակի նախընթաց գիշերը մինչև լույս, նրան զուգելու, զարդարելու ժամանակ։

Երգերի հուզական տրամադրություններ— եղել է ջերմեռանդ աղոթքից ու ծանրաբարո բարեմաղթությունից մինչև սրամիտ կատակը, խորունկ վշտից (հարսի՝ հորական տնից բաժանվելու կապակցությամբ) մինչև անկաշառ ուրախությունն ու խրախճանքը։

3. ԾԵՍԵՐԸ ՀԱՐՍԱՆԻՔԻՑ ՀԵՏՈ

«Գլուխլվա» որպես հարսանյաց վերջին ծես նշվում է հաջորդ շաբաթ օրը, երբ աղջկա մորն ու մի քանի բարեկամուհիների հրավիրում էին գլուխլվայի:

«Օժիտի արարողություն» կատարվում է հրապարակային, իսկ օժիտը բաղկացած էր անկողնուց , զգեստների մեծ հավաքածուից, ինչպես նաև կենցաղային այլ իրերից ու կահույքից

 

4. ՊԱՀՊԱՆՎԱԾ ԾԵՍԵՐ

«Հարսի կոշիկի մի զույգի գողություն» հարսի ազգականներից մեկն է անում , որը, իհարկե, վերադարձվում է երկար բանակցությունների արդյունքում մի կլորիկ գումար ստանալուց հետո:

«Դուռ բռնելը», երբ հարսի տան դռան մոտ հարսի եղբայրը սրով պահում է դուռը` խոչընդոտելով քրոջ`տնից դուրս հանելը:

Շեմի ծեսերի մասն են կազմում նաև նորապսակների ուսերին լավաշ գցելը, մեղր հյուրասիրելը, նրանց գլխին ցորեն, քաղցրավենիք շաղ տալն ու ափսե կոտրելը:

 

5.

ԾԵՍԵՐԻ ՆՇԱՆԱԿՈՒԹՅՈՒՆԸ

«Մատանիներ» , որոնք դրվում են փեսայի ու հարսի մատին, նրանց միության անքակտելիության նշանն են

«Վառվող մոմեր» հոգևոր ուրախության և աստվածատուր շնորհ:
«Թագերը» ողջախոհության նշան են, քանզի Պսակը սուրբ է:

«Գինի խմելը» նշանակում է, որ նրանք իրենց համատեղ կյանքի թե՛ ուրախությունները և թե՛ դառնությունները միասին պետք է կիսեն և ճաշակեն:

«Մեղրը» խորհրդանշում է կյանքի քաղցրությունը:

«Կոտրում են նաև ափսեներ», որպեսզի խափանվի չարը:

 

6. ՆՈՐԱՄՈՒԾՈՒԹՅՈՒՆ

Нововведения

Սպիտակ զգեստն ու ծաղկեփունջը
Շքախմբով, երաժշտության ուղեկցությամբ եկեղեցի մտնելը, որը բրիտանական հարսանիքից է վերցված:

Տարոսիկները. հարս ու փեսայից մյուսներին քաղցր բան փոխանցվելու գաղափարը եղել է հարսի գլխին գաթա կոտրելը, չորացրած մրգեր բաժանելը:

Հայկական ամուսնական արարողությունը քրիստոնեության ընդունման օրից չի կորցրել իր կրոնական, ավանդական և իմաստային ձևը:

Այն եզակի է իր սկզբունքի, բովանդակության և նշանակության մեջ:

 

Какой он, ведущий армянских свадеб? — Свадебный портал Marry

Армянский тамада на свадьбу — это тот, кто на зубок знает традиции и обряды, притчи и басни, а также отличается потрясающим чувством юмора, потому что армянской свадьбы без смеха быть не может! Сегодня мы расскажем вам, каким должен быть тамада на армянской свадьбе.

Какой он, ведущий армянских свадеб?

Невозможно даже представить себе любое торжество в Армении без живой музыки и зажигательных танцев. Поэтому каждый уважающий себя тамада или ведущий на армянской свадьбе обязательно должен предложить жениху и невесте помощь в выборе музыкального сопровождения. Чаще всего у ведущего уже есть на примете свои люди, с которым он отработал ни один праздник. А помимо музыкантов и певцов, у ведущего могут оказаться в запасе знакомые фотографы, видеооператоры, декораторы и еще множество полезных профессионалов. 

Также очень важно, чтобы тамада был готов работать больше, чем стандартные 6-8 часов. Это важно потому, что для армян свадьба — один из самых главных праздников, который гуляют масштабно и основательно. Ведущий на армянскую свадьбу должен быть готов не просто задержаться на пару часов, а отработать несколько дней или даже неделю! Конечно это не нон-стоп, никто не может веселиться без отдыха. Но высока вероятность, что тамаде придется приезжать на торжество несколько дней подряд. А даже если праздник и не будет длиться 7 дней подряд — до утра продлится наверняка.

Также тамада часто сопровождает будущих молодоженов на всех этапах свадебной прелюдии. Ведущий едет с женихом на помолвку и помогает ему соблюсти все необходимые традиционные условности, после он же сопровождает молодого в дом невесты прямо перед свадьбой, чтобы забрать ее и увезти в загс. В любом случае, армянские ведущие на свадьбе практически центральные фигуры всего действа — это уважаемая и почетная должность, поэтому выбирать их нужно со всей ответственностью и среди тех, кто действительно готов стать частью семьи и праздника на определенный промежуток времени.

Что должны уметь армянские ведущие свадеб

В первую очередь, конечно, взаимодействовать с большой аудиторией. Ведь армянская свадьба — это не менее сотни гостей, а то и много больше. Также тамада должен:

  1. Вовлекать в процесс гостей всех возрастов. У армян пожилые люди в большом почете, поэтому к ним надо иметь особый подход;
  2. Быть совсем непошлым, потому что несмотря на свободолюбие в юморе, за неуместные шутки темпераментные гости могут и побить;
  3. Уметь грамотно совмещать традиции и современность в свадебном сценарии;

  4. Знать армянский язык. Это обязательное условие, потому что у каждой страны есть свои особенности, которые можно правильно выразить только на родном языке;
  5. Желательно, чтобы тамадой был мужчина и непременно колоритной внешности. В Армении это традиционно мужская профессия и женщину в этой роли они не примут. А вот статного мужчину с зычным голосом — с радостью!

Также ведущий на армянской свадьбе должен тонко чувствовать настроение толпы, ведь разгоряченные алкоголем армяне — гремучая смесь, которая может вспыхнуть в любой момент. Поэтому нужно уметь грамотно отвлекать гостей от напитков, приглашать на танцпол и снижать градус, если вдруг назревает конфликт.

Если вы ищите тамаду на армянскую свадьбу, всегда отдавайте предпочтение ведущим, которые обладают сильной энергетикой, обаянием и харизмой. Большим плюсом будут хорошие вокальные данные и умение импровизировать. Помните, что на армянской свадьбе тамада не просто ведущий, а душа всего праздника и от него зависит, как пройдет этот важный день.

Хопа! Ритуалы и символы армянской свадьбы

Представьте, что вы только что поженились, а через несколько месяцев у вас появилась возможность еще трижды пережить свое торжество с другим составом гостей. За одной настоящей свадьбой последовали три развлечения.

Так было с молодоженами Мариам Ованнисян и Степаном Торояном, которые поженились в Армении за год до вылета в Вашингтон, округ Колумбия, для участия в Фестивале фольклорной жизни 2018 года. Оба члена ереванской танцевальной труппы Menq, они сыграли роль жениха и невесты в этом праздничном воссоздании традиционной армянской свадьбы, известной как харсаниг . Часовое празднование объединило в себе смесь ритуалов, сопровождаемых музыкой, танцами и повествованием, которое раскрыло мир символизма.

Пронзительные звуки зурны (деревянный духовой инструмент) и копала (большой двусторонний барабан) стали настойчивым приглашением сообщества Фестиваля фольклора собраться вместе и отпраздновать. В сопровождении этих эйфорических мелодий участники исполнили несколько народных танцев с хореографическими вариациями, вплетаясь в толпу и выходя из нее, временами окружая жениха и невесту.

Несколько танцевальных моментов включают шабаш и ярхушта . Во время шабаша гостей обычно бросают жениху и невесте деньги, желая им богатства и благополучия. Однако деньги у них не остаются — их потом сметают и отдают музыкантам. Немало внимания привлекла и ярхушта , мужской воинственный «танец хлопков». Мужчины сталкиваются друг с другом парами и быстро приближаются друг к другу, напоминая прыгающих козлов. Это вызвало непреодолимый выброс адреналина как у танцоров, так и у зрителей.

Камера: Ханна Люк, Энн Сол, Кевин Патрик, Джейкоб Вебер, Альбури Ндиайе, Джексон Харви
Монтаж: Джейкоб Вебер

Пока публика наблюдала за этими танцами и другими ритуалами, куратор программы Левон Абрамян напомнил, что в каждом регионе Армении свой стиль свадебной церемонии. Несмотря на небольшие вариации, большая часть символики остается прежней. Вот еще несколько ритуалов и символов, которые были частью воссозданной церемонии:

Лаваш лепешки: Свекровь кладет лаваш на плечи жениху и невесте в знак достатка и изобилия.

Разбивание тарелок: Жених и невеста разбивают тарелки перед тем, как войти в свой новый дом, чтобы избавиться от зла. По традиции, кто первым разобьет тарелку, тот и возьмет на себя власть в доме!

Мед и грецкие орехи: Когда они входят в дом жениха, свекровь дает жениху и невесте ложку меда и грецких орехов, желая им сладкой жизни.

Цветущее яблоко: Известный на армянском языке как цахкац хндзор , дружка держит нож с яблоком наверху (видно на видео), наполненным даймами и четвертаками, которые традиционно были настоящими золотыми и серебряными монетами. Остальная часть меча задрапирована красной и зеленой лентой (красная для невесты и зеленая для жениха), а также другими конфетами, что означает начало сладкой жизни для новой пары.

Свадьба гата : Эта сладкая армянская выпечка дарится молодым незамужним девушкам как символ благополучия и благословения.

Хоровац : Участники раскачивают в воздухе хоровац , или жареное мясо на палочке, танцуя, пробираясь сквозь толпу.

Тамада: Армянская свадьба не обходится без традиции тамады. И крестный отец, и свекровь выражают красивые слова признательности жениху и невесте, а затем стихи и песни (в видео обратите внимание на красно-зеленую ленту на бокалах для тостов).

Приданое невесты: Семья невесты преподносит семье жениха различные предметы, в том числе покрывало для кровати, скатерть, одеяло для ребенка и шелковый ковер (считается шедевром приданого!). Все эти изделия, сделанные невестой (или, в нашем случае, другими участниками Фестиваля), являются символами ее терпения и свидетельствуют о силе ее зрения, ведь для создания этих произведений искусства требуется много сил и труда.

Галерея

  • 1 / 6

    Жених и невеста получают по ложке меда за сладкую жизнь.

    Фото Сони Пенчевой, Ralph Rinzler Folklife Archives

  • 2 / 6

    Степан Тороян пытается разбить тарелку, традиция отгонять зло.

    Фото Сони Пенчевой, Ralph Rinzler Folklife Archives

  • 3 / 6

    Гости на свадьбе танцуют в компании 9 человек0005 хоровац , или шашлык на вертеле.

    Фото Сони Пенчевой, Ralph Rinzler Folklife Archives

  • 4 / 6

    Ведущая программы Грейс Бардакджян и резчик по камню Богдан Ованнисян произнести тосты за молодоженов.

    Фото Энн Саул, Ральф Ринзлер Фольклорный архив

  • 5 / 6

    Посетители фестиваля присоединяются к праздничным танцам.

    Фото Сони Пенчевой, Ralph Rinzler Folklife Archives

  • 6 / 6

    Мужчины танцуют задорную ярхушту перед женихом и невестой.

    Фото Сони Пенчевой, Ralph Rinzler Folklife Archives

Нажмите на фото выше, чтобы просмотреть слайд-шоу полностью

Настоящая красота этой церемонии

harsanig на Национальной аллее заключалась в том, что сообщество армянских соотечественников объединилось в коллективном духе, чтобы поделиться этой традицией с посетителями, вдохновляя межкультурных диалог и любопытство среди зрителей. Резчики по камню, ковроткачи, швеи, лавашники и другие выражали радость и энтузиазм, полностью погрузившись в свои роли во время церемонии. Как зритель, вы бы подумали, что это две настоящие семьи, празднующие настоящую свадьбу.

В действительности, однако, большинство свадебных ролей были спонтанными и импровизированными. Единственная информация, которую они получили заранее, заключалась в том, что состоится сеанс, посвященный традиционным армянским свадьбам. Остальное было предоставлено их собственной памяти и традиционным знаниям.

Микаэла А. Нергизиан — консультант по исполнительскому искусству и стажер в Смитсоновском центре фольклора и культурного наследия. Она получает степень магистра в Институте международных исследований Миддлбери, специализируясь на культурной дипломатии и международном образовании. Будучи аргентинкой армянского происхождения, побывавшей на нескольких армянских свадьбах, она никогда не участвовала в церемонии, подобной этой.

23 армянских свадебных традиции, которые вы будете удивлены, узнав

Расположенная на Южном Кавказе, Армения известна своими захватывающими дух пейзажами, богатой историей и разнообразной кухней. Хотя политически и культурно она похожа на Европу, ее также можно считать частью Западной Азии.

Армения была первой страной, официально признавшей христианство своей религией. Эти культурные и геополитические факторы придают Армении уникальные и интересные свадебные традиции. Ниже представлены 12 армянских свадебных традиций, которые прекрасно демонстрируют корни и обычаи страны.

Удивительные армянские свадебные традиции, которые нужно знать

Перед свадьбой

1. Хоск-Арнел (Прошение руки)

Каждый этап армянской свадьбы в высшей степени ориентирован на семью; семьи участвуют в планировании и проведении свадьбы. Таким образом, обе семьи должны мириться с тем, что их дети женятся друг на друге.

Семья будущего жениха организует торжественный ужин с семьей невесты. Этот ужин часто проводится в доме невесты. Ожидается, что обе семьи преподнесут на мероприятие цветы, шоколад и армянский коньяк.

Чай подается перед началом переговоров, но никому не разрешается сделать глоток до того, как будущий жених официально попросит руки женщины. Как только невеста и ее семья соглашаются, начинается планирование свадьбы. Они могут пить чай, обсуждая детали церемонии.

2. Хоск-Кап

Хоск-Кап очень похож на Хоск-Арнел. Основное различие между ними заключается в том, что в Хоск-Кап также приглашаются близкие друзья и родственники с обеих сторон. Это позволяет им общаться и лучше узнавать друг друга.

3. Проведение помолвки

Помолвка — это разновидность вечеринки перед свадьбой, на которой новопомолвленная пара объявляет и празднует свою помолвку. Хотя американцы не всегда устраивают помолвку, армяне считают ее неотъемлемой частью процесса.

Во время вечеринки жениху дадут пять предметов, которые он подарит своей невесте. Эти предметы кладут на поднос, который затем ставят перед женихом. Эти предметы соответствуют обетам, которые она даст.

  • Кольцо
  • Серьги
  • Браслет – это обещание, что во время их брака она будет верна и верна своему мужу.
  • Красное платье
  • Фата – и фата, и красное платье символизируют обещание быть «верной невестой» своему мужу.

4. Выбор шафера и фрейлины

Армянский шафер называется «кавор» или крестный отец, и женихи выбирают кавор на основе доверия и уважения. Обычно на роль выбирают пожилых мужчин, которые давно женаты.

Фрейлина называется «каворкин», что переводится как «жена кавора» или «крестная мать». При этом подружка невесты обычно является женой шафера.

Во время приема шафер и фрейлина выступают в роли «тамады». Они посвятят молодоженам искренние пожелания, песни и стихи.

5. Подготовка к свадебной церемонии

Утром перед церемонией семья жениха обычно проводит утреннюю церемонию в своем доме. Они подают закуски, позволяют людям общаться и начинают вечеринку с музыки. Людей призывают произносить тосты за молодоженов.

6. Вручение

Синиса (Подарочная корзина)

Прежде чем невеста начнет готовиться к церемонии, появится шафер. Он объявляет о своем прибытии пением и танцами по пути к дому невесты. Затем он дарит невесте sinis , традиционную корзину в подарочной упаковке, которая является частью армянских свадебных традиций.

Эта корзина содержит множество предметов, таких как духи, шоколад, обувь, бренди и цветы. Эти предметы служат общей цели: помочь невесте начать подготовку.

7. Вкладывание денег в туфли невесты

Пока невеста готовится к своему особому дню, ее брат кладет деньги ей в туфли. Он должен сделать это так, чтобы будущая невеста не заметила его. Эта традиция символизирует удачу для невесты.

Если у невесты нет брата, роль может взять на себя ближайший родственник мужского пола. Это может быть двоюродный брат, дядя, племянник и друг семьи.

8. Обувь для выкупа

Во время подготовки близкий родственник мужского пола поможет невесте обуться. Перед этим родственник-мужчина может забрать обувь с целью выкупа. Жених или кто-либо из участников свадьбы должен заплатить ему немного денег, прежде чем он позволит невесте надеть туфли. Если не зайти слишком далеко, это забавный способ снять нервозность в комнате.

9. Внесение имен под туфли

Прежде чем идти к алтарю, невеста должна написать имена подружек невесты на подошве своих туфель. Она также может включить в список любую незамужнюю родственницу женского пола. Она должна оставить эту пару обуви после особого дня. Со временем каждая из ее подружек невесты выйдет замуж. Когда они это сделают, она вычеркнет их имена. В некотором смысле, написание их имен является для них способом показать брак.

10. Надевание вуали

Невеста будет ходить по гардеробной, держа фату. Затем она обведет его над головой каждой женщины. Считается, что это приносит удачу в их жизнь, особенно в том, что касается встречи с идеальным мужчиной для женитьбы.

После этого каворкин или фрейлина наденет фату на голову невесты. Еще раз, это символизирует пожелания удачи и удачи.

11. Вышибалы у дверей

Продолжая тему вымогательства, близкие младшие родственники мужского пола также блокируют дверь дома невесты. В некоторых случаях меч используется, чтобы заблокировать дверной проем. Это делается либо индивидуально, либо в группах. В любом случае, цель состоит в том, чтобы не дать невесте покинуть дом.

Расплачиваться с этими вышибалами может жених, кавор или родственник жениха. Иногда все они могут внести свой вклад в оплату. Цена зависит от самих вышибал. Как правило, они отклоняют первое предложение и просят большую сумму денег.

12.

Атчка Улунк (Оберег от сглаза)

Амулет Атчка Улунк представляет собой синий амулет, состоящий из глаза. Он защищает невесту от ревнивого и вредоносного «дурного глаза», который может нанести несчастье ей и ее браку. Это также может функционировать как «что-то голубое» невесты.

Во время свадьбы

13. Наряд невесты

В армянской свадебной традиции невеста часто появляется в красном шелковом платье. Это дополнено короной из красного и зеленого картона. Покрывая макушку перьями и придавая ей форму крыльев, создается образ голубя.

Голуби играют важную роль на армянских свадьбах. Во время приема выпускают голубей, которые символизируют удачу и любовь к молодоженам и их будущие годы.

Даже цветовая палитра короны имеет существенный символизм. Контрастное сочетание красного и зеленого олицетворяет жизнь и все жертвы, которые невеста принесет ради жениха, их отношений и их будущей семьи.

14. Церковное венчание

Как упоминалось выше, Армения является первой страной, официально признавшей христианство своей религией. Таким образом, большинство армянских свадеб проходят в церкви. Священник действует как священнослужитель, а язык песен и молитв — армянский. Обычно такие свадьбы занимают час.

15. Пить вино из общей чаши

На православных армянских свадьбах ведущий попросит молодоженов выпить вина из «общей чаши». Этот акт представляет собой их объединение в одних отношениях перед глазами Бога. Пить из этой чаши также символизирует формирование союза со Христом.

Потом из этой чаши будут пить шафер и фрейлина. Это символизирует их обещание вести пару, когда они вступают в благочестивый брак. Благодаря этому становится ясно, почему для армянских женихов очень важно выбрать крестного отца.

Пока пара произносит клятвы, крестный отец держит над их головами крест. При этом он благословляет их слова.

16. Подбрасывание монет

Свадебная церемония заканчивается застольем. Пока молодожены пересекают проход и выходят из церкви, гости будут бросать монетки. Это не только форма празднования, но и символ успеха, удачи и богатства.

После свадьбы

17. Теплый прием жениха и невесты

После церемонии у молодоженов есть два варианта первого пункта назначения: банкетный зал или дом родителей жениха. Прием и торжества продолжатся в этом месте.

Перед приездом молодоженов мама жениха поставит тарелку у входа в зал. Затем молодожены должны разбить эту тарелку. Армяне считают этот поступок символом удачи и удачи.

Как только это будет сделано, мать жениха покроет пару лавашом.

Лаваш — традиционная армянская лепешка из муки, соли и воды. Положив лаваш на плечи молодоженов, она встречает невесту как нового члена семьи.

Наконец, мать жениха также попросит их съесть мед. В армянских верованиях мед является символом счастья.

18. Шумный и веселый прием

Подобно египетским и ливанским свадебным приемам, это часть армянской свадебной традиции – массовый и веселый прием. Будет подано большое количество еды и напитков, песни будут играть без перерыва, а гостям предлагается танцевать всю ночь напролет.

Некоторые блюда, которые вы можете ожидать увидеть на армянском свадебном приеме, включают:

  • Бурек
  • Кабоб
  • Бабагануш
  • Долмы
  • Хумус

Для успешного приема важно найти идеальное место. Банкетный зал предпочитают большинство армян, так как он может вместить большое количество гостей; обычно присутствует от 200 до 500 гостей.

Чтобы поприветствовать молодоженов на приеме, свадебная вечеринка выстроится в очередь и возьмет цветы. Затем они поднимут руки и образуют арку с цветами. Это отмечает путь, по которому молодожены войдут в место встречи.

Ожидается, что гости будут наслаждаться и веселиться в течение многих часов. Они должны есть больше, чем обычно, слушать или произносить тосты за молодоженов, участвовать в играх, если таковые имеются. Кроме того, они также должны участвовать в традиционных танцах с другими гостями. Есть два популярных вида традиционных танцев:

  • Шабаш – во время этого танца гости могут бросить молодоженам деньги, чтобы пожелать им удачи и богатства. Однако позже деньги собирают и передают музыкантам.
  • Ярхушта – также известный как «танец хлопков», в этом танце участвуют пары мужчин, стоящих лицом друг к другу. Они приближаются друг к другу движениями, имитирующими прыгающих коз.

Армянские свадьбы часто продолжаются за полночь. К тому времени все устанут. Однако покинуть вечеринку будет сложно; кто-то предложит вам станцевать еще одну песню. Между объятиями и прощаниями может пройти еще полчаса, прежде чем люди наконец смогут уйти.

19.

Цахкац Хндзор (Цветущее яблоко)

В этой армянской свадебной традиции жених держит меч. Поверх ножа будет помещено яблоко, наполненное монетами. Остальная часть меча украшена конфетами, зеленой и красной лентой и другими материалами. Это «распустившееся яблоко» символизирует пожелание молодоженам «сладкой жизни».

20. Прогулка по залу

Пока гости едят, молодожены будут ходить по залу, чтобы пообщаться со своими гостями. Они обменяются приветствиями, благодарностью и теплыми пожеланиями. Гости попросят их сесть за напитки, но, учитывая, что столиков много, они могут почтительно отказаться. Вместо этого они могут сделать один глоток напитка и продолжить.

21. Подушка с вышивкой

Подушка с вышивкой – популярный подарок армянской паре на свадьбу. Есть известная армянская поговорка: «Чтоб ты состарился на одной подушке». Это говорится молодоженам как способ помолиться за крепкий брак на всю жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *